Научная статья на тему 'К вопросу о сущности восприятия'

К вопросу о сущности восприятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1348
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ВОСПРИЯТИЕ / QUALITY OF SPECIALISTS' TRAINING / MODERNIZATION OF EDUCATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Харламова Галина Сергеевна

В статье рассматриваются различные интерпретации восприятия, способствующие более полному исследованию феномена. Не только психологические, но и философские трактовки восприятия помогают выявить его сущность, а значит могут научить эффективно управлять этой способностью студентов. Результаты исследования помогают реализовывать принципы развивающего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of essence of perception

The article tells us about various interpretations of perception, contributing to more complete studying of the phenomenon. Not only psychological but also philosophical interpretations of perception help to reveal its essence, therefore they can teach the students to manage this ability. The results of the research help to realize the principles of developmental education

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности восприятия»

Харламова Г алина Сергеевна

Kharlamova Galina Sergeevna Ростовский государственный строительный университет, кафедра права, культурологии, психолого-педагогических дисциплин

Rostov State Univercity of Civil Engineering Доцент/Associate Professor E-Mail: harlamova.alina@mail.ru

К вопросу о сущности восприятия

To the question of essence of perception

Аннотация: В статье рассматриваются различные интерпретации восприятия, способствующие более полному исследованию феномена. Не только психологические, но и философские трактовки восприятия помогают выявить его сущность, а значит могут научить эффективно управлять этой способностью студентов. Результаты исследования помогают реализовывать принципы развивающего образования.

The Abstract: The article tells us about various interpretations of perception, contributing to more complete studying of the phenomenon. Not only psychological but also philosophical interpretations of perception help to reveal its essence, therefore they can teach the students to manage this ability. The results of the research help to realize the principles of developmental education

Ключевые слова: Модернизация образования, качество подготовки специалистов, восприятие.

Keywords: Modernization of education, quality of specialists’ training, perception.

***

Процессы модернизации в российском образовании выдвигают на первый план необходимость обогащения арсенала средств, используемых в преподавании тех или иных учебных дисциплин. Успешность подготовки специалистов напрямую зависит от возможности студентов развивать свои способности учиться, реализовывать творческий потенциал. Последнее невозможно без такого качества человека, как умение воспринимать новое знание. Другими словами, в современной учебной деятельности особую актуальность приобретает вопрос о необходимости совершенствования восприятия как необходимого условия становления специалиста.

Феномен восприятия чаще рассматривается в рамках психологической науки. Однако полнота его исследования связана с рассмотрением тех выводов, которые содержатся не только в трудах выдающихся психологов. Значительный вклад в разработку проблемы восприятия внесли такие мыслители, как Платон, Аристотель, Кондильяк, Гердер, Гегель, Э.В. Ильенков и др.

Вопросы «Что есть Восприятие» (или, по Аристотелю: «Что есть то, что только что названо»? и «Почему есть то, что только что названо»?) приводят к различным ответам.

Восприятие, рассматриваемое в качестве одной из психических функций, называемое также «перцепцией» (от лат. perceptio — представление, восприятие), в ряде словарей характеризуется как сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации. В результате возникает субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Являясь формой чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.

Восприятие в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [7] определяется как форма чувственного отражения действительности в сознании, (то есть как нечто, связывающее человека и действительность. Восприятие есть то, что переводит находящееся извне вовнутрь. Восприятие выполняет роль механизма, который помогает установить контакт человека с миром.

Восприятие можно интерпретировать и как пространство, осмысленное по-хайдеггеровски: это область обнаружения скрытого [10, с. 290-291], а не только как способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Другими словами, обнаружение, принятие, различение, усвоение - действия, подобные ступеням, этапам работы восприятия, подготавливающим возникновение образов и открытие смыслов окружающего мира.

Восприятие объекта различно для разных субъектов; в то же время для конкретного субъекта восприятие данного конкретного объекта является ситуативным. Любое восприятие является зависимым от контекста, — в зависимости от ситуации в совокупности ощущений, составляющих восприятие, выделяется тот или иной приоритет, влияющий на расстановку акцентов в восприятии. Поэтому по преобладающему ощущению, выделяют восприятия, зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.

Таким образом, восприятие характеризует субъект-объектные отношения. Восприятие созвучно смыслу «принятие в себя». То, что человек видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, запечатлевается в его внутреннем мире, переводится в опыт, становится его достоянием, багажом. Субъект, установив контакт с окружающим миром с помощью чувств, способен более активно использовать разум.

Воздействие объекта субъект осознает не всегда. Например, восприятие звучащих объектов связано с реакцией тела. Так, особенно пристально изучая музыку небесного свода, мировую музыку, существующую в самом небе, либо в связи стихий, либо в разнообразии времен года, римский философ, теолог, поэт Боэций (ок. 480 - 524) подчеркивал предрасположенность к музыкальному восприятию человеческой телесности: «Звучание вселенной не всегда доходит до нашего слуха, но воспринимается человеком благодаря столь же гармоничному устройству человеческого тела и человеческой души и гармонии, существующей между ними» [10, с. 243].

Восприятие человека, его видение мира специфично, особенно, уникально - оно сопровождается рефлексией [6]. Западноевропейская рационалистическая философская традиция демонстрирует тщательное исследование этого аспекта восприятия.

Как отмечал немецкий философ-просветитель Гердер (1744 - 1803), рефлексия - способность созерцания, способность человеческого интеллекта как угодно перемещать чувственно созерцаемые содержания, разлагать их на элементарные составляющие, а затем создавать из них новые образования путем свободного комбинирования. По Гердеру, рефлексия -не просто мышление «о» данном содержании созерцания; скорее она соучаствует в определении и конституировании той формы, в которой выступает это содержание. Рефлексия - способность конституирования содержания наших восприятий в процессе самого восприятия. Рефлексия есть способность, благодаря которой мы видим не то, что отражается на сетчатке

нашего глаза, то есть оптико-физиологически, а видим то, что мы видим. И видим мы более богатое содержание, чем то, которое имели бы если бы непосредственно отражали то, что есть.

Представитель немецкой классической философии Гегель (1770 - 1831) в «Феноменологии духа» рассуждает о восприятии как о форме сознания (рассудок также форма сознания). То, что для восприятия есть сущее, оно принимает как всеобщее. Всеобщность есть принцип восприятия. Моментами восприятия Г егель называет «Я» и предмет. Они также являются всеобщим «Я» и всеобщим предметом.

Предмет - нечто простое - есть сущность, безразлично, воспринимается он или нет. Процесс восприятия как движение есть то непостоянное, что может быть или не быть. Предмет проявляет себя как вещь, обладающая множеством свойств. Богатство чувственного знания принадлежит восприятию. Только восприятие заключает в своей сущности негацию (не-гация = исключение иного), различие или многообразие [3, 113].

Чувственное имеется налицо, но уже в качестве всеобщего или в качестве того, что определяется как свойство. Свойства не воздействуют друг на друга, соотносятся сами с собою, следовательно, образуют среду, абстрактную всеобщую среду или вещность [3].

Гегель интерпретирует восприятие как особенность сознания, определяет его как деятельность сознания. Поэтому вещь восприятия есть вещь, предмет сознания. Если вещь - сама себе равное, то есть истинное и всеобщее, то сознание воспринимающее изменчиво, может становиться условием возможности иллюзий [3, 116].

Какой опыт совершает сознание в своем действительном процессе восприятия?

В предмете, который я воспринимаю, я замечаю всеобщее, то есть то, что вышло за пределы единичности. Но постижение может быть и неправильным, неистинным по причине воспринимающего: ошибка в том, что предметная сущность определена как общность с другими. Как непрерывность.

Как надо воспринимать? Что же является существенным для процесса восприятия?

Необходимо найти много таких свойств, которые не воздействуют друг на друга, а равнодушны друг к другу. Таким образом, воспринимание есть простое чистое постижение, а в своем постижении сознание вместе с тем рефлектируется в себя из истинного. Правильное воспринимание возможно тогда, когда я в обособленном одном нахожу много свойств, которые не воздействуют друг на друга, равнодушны друг другу. Предмет - всеобщая совокупная среда.

Гегель описывает два образа действия в воспринимании. Сознание делает попеременно как себя само, так и вещь: опыт говорит о том, что вещь проявляет себя для постигающего сознания определенным способом, но в то же время из того способа, каким она предстает сознанию, она рефлектирует в себя, или: в самой себе она заключает некоторую противоположную истину.

Вещь есть для себя и также для чего-то другого - это двойное разное бытие. Предмет есть для себя, поскольку он есть для другого и есть для другого, поскольку он есть для себя [3, с. 120].

Гегель ставит вопрос о существующем различии в восприятии различающихся форм, каковыми выступают, в частности, принципы философской мысли, религиозные, нравственные принципы, художественные образы. Прежде всего, это различие в способе явленности указанных форм. Объединяет же их та роль, которую они могут выполнять в культуре. Каждая из них - разновидность всеобщего - способна стать фактором управления жизнью. По-

скольку современная Г егелю культура - это культура, основанная на рефлексии, в ней формируется потребность придерживаться общих точек зрения как по отношению к воле, так и по отношению к суждению. Усиливается потребность людей регулировать свои отдельные мысли и поступки, руководствуясь принятыми точками зрения. И только в том случае, если формы всеобщего проявляются как нечто тождественное с душевными настроениями и эмоциями и когда фантазия содержит в себе всеобщее и разумное в единстве с конкретным чувственным явлением, процесс управления становится возможным и достигает своих целей.

Выявление сущностных характеристик восприятия позволяет делать вывод о нем как условии возможности получения человеком знаний, умений, навыков. Продуктивной представляется и интерпретация данной способности человека в качестве пространства открытия смыслов, обеспечивающего эффективную трансляцию (равно как и наследование) социокультурного опыта, поскольку это есть путь, позволяющий широкое использование информационно-коммуникационных технологий как арсенала познавательно-развивающего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконев Г.П. Пороки образованщины. Ростов н/Д, 2008.

2. Гегель Г.Ф.В. Эстетика //Гегель Г.Ф.В. Эстетика: в 4 т. М., 1968-1973.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2008.

4. Кассирер Э. Философия символических форм. М.-СПб., 2002. Т.3.

5. Кудинова Т. А. Языковой субстандарт: социолингвистические, культурологические и лингвопрагматические аспекты интерпретации. Ростов-на-Дону, 2010.

6. Мареев С. Н. От Канта и Кассирера к Ильенкову: проблема идеальности человеческих чувств // Вопросы философии. 2009. №.9.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

8. Резванов С.В. Философия социальной культуры: генезис, структура, функции и феномены мировоззрения. М.-Ростов-на-Дону, 2012.

9. Титова Е.В. Профессиональное становление личности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Ч. 4 Ростов-на-Дону, 2005.

10. Харламова Г.С. Власть музыки. Музыка власти // Борцов Ю.С., Матяш Д.В., Харламова Г.С. Феномены социокультурного пространства. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

11. Харламова Г.С. Диалог как способ организации отношений между людьми //Ученый Совет. 2009. № 10. С.36-40.

12. Харламова Г.С. Усвоение традиций народов Кавказа как фактор становления нравственно полноценной личности // Ректор вуза. 2010. № 4. С.62-67. .

13. Харламова Г.С. Проблема восприятия в трудах Э.В. Ильенкова. Ильенковские чтения - 2010. Нет ничего практичнее хорошей теории: Материалы XII Международной научной конференции (13-14 мая 2010 г., г. Киев) / Под ред. Б.В. Новикова. - К.: НТУУ «КПИ», 2010. С.374-375.

14. Харламова Г.С. Развитие способностей студентов как основа формирования их профессионализма // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

участием. Февраль, 2010. ТОМ VII. Часть 1. Уфа РИЦ БашГУ, 2010. 791 с.

http://www.sibsu.ru./Materilv conference.htm. С.229 -233.

15. Харламова Г.С. Профессионализм специалистов строительной отрасли: к вопро-

су об определении критериев // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Февраль, 2010. ТОМ VII. Часть 1. Уфа РИЦ БашГУ, 2010. 791 с. http://www.sibsu.ru./Materilv conference.htm. С. 206-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.