Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Конева Александра Алексеевна
Koneva Aleksandra Alekseevna, Институт театрального искусства им. П.М. Ершова Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova Педагог кафедры Мастерства актера Teacher of Chair of skill of the actor E-Mail: [email protected]
Педагогика
Идеологическая роль театра в обществе
Ideological role of theatre in society
Аннотация: Статья посвящена раскрытию вопроса идеологической значимости театра в современном обществе. Отмечено, что две функции искусства: развлекательная и нравственно-воспитательная, находятся в тесной взаимосвязи и не противоречат друг другу. Театр рассматривается как площадка для моделирования различных форм взаимоотношений людей в определенных предлагаемых обстоятельствах, позволяющая воздействовать на зрителя эмоционально, активизируя при этом потребность в анализе увиденного. Неразрывность эмоционального и интеллектуального восприятия способствует принятию самостоятельно сделанных выводов, что впоследствии позволяет говорить о корректировке ценностной системы человека.
The Abstract: The article covers the ideological importance of the theatre in modern society. It is pointed that two functions of art — entertainment and moral education — are interrelated and do not contradict one another. Theatre is considered as a place where various forms of human relationship in certain circumstances can be modeled. It influences an audience emotionally and, at the same time, stimulates the need in reflecting on viewed. The indivisibility of emotional and intellectual perception improves independent decision-making, and that subsequently could lead to changes in a personal value system.
Ключевые слова: Театр, идеология, ценности.
Keywords: Theatre, ideology, values.
***
Наличие недостаточно высоких показателей эффективности деятельности театров (согласно данным Министерства Культуры РФ [6] и Департамента Культуры г. Москвы [5]) обуславливает острую необходимость в систематических изменениях. Поиск места и роли театра в современной России отражается в попытках реформации существующей театральной системы: перевод на контрактную систему, планируемая реорганизация театров в театральные центры, поддержка экспериментальных проектов, молодых актеров и режиссеров. Однако для создания долгосрочной концепции развития театрального искусства, необходимо определить элемент, объединяющий изменения в различных аспектах сферы театра и согласующих их с государственной политикой и потребностями общества.
Для эффективного и прогрессивного развития государства необходимая такая форма общественных взаимоотношений, при которой находятся в единстве общественные и личные интересы, стремления, цели. В этом случае социум заинтересован в развитии и применении
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
творческого потенциала индивида, а тот, в свою очередь, принимает цели общественного развития как свои собственные. Одними из наиболее важных объединяющих элементов между государством и гражданином являются идеологические ценности, позволяющие формировать нравственные и эстетические идеалы личности, сопоставляя их с перспективными задачами страны.
Несомненно, большое влияние на человека оказывает та социокультурная среда, в которой он находится. «Общественная среда воздействует на человека в часы труда и досуга, постоянно влияет на его разум, чувства и волю, действует регулярно, изо дня в день. Ценности этой среды, затрагивая внутренний мир личности, детерминируют ее потребности, интересы, вкусы, мотивы, ценностные установки, действия», - пишет Ю.В.Сычев [3].
Отсутствие единой идеологической направленности общества неоднозначно сказывается на становлении личности современных молодых людей. Возможность самостоятельно выбрать жизненный путь, определить предпочтения и идеалы, с одной стороны, дают свободу, но, с другой стороны, во многом делают процесс формирования ценностных ориентаций более сложным и длительным. Передача, восприятие и принятие духовно-нравственной культуры закладывают основу мировоззрения человека, его базовых ценностных приоритетов.
Большую роль в формировании ценностных ориентаций общества играют культура и искусство. «Ненавязчивость культуры создает благоприятные возможности для реализации идеологических целей. Воплощенные в потоке культуры идеологические ценности воспринимаются человеком непредубежденно, доверительно и открыто. Эмоционально переживая воспринимаемый предмет, личность усваивает заложенные в нем политические, нравственные, эстетические и другие ценности адекватно их имманентному содержанию. В результате этого идеологический потенциал культуры переплавляется в потенциал личности, становится доминантной духовной ценностью, принципом поведения последней». [1, 112]
Культура и искусство всегда неразрывно связаны с развитием общества, сочетая в себе как вечные идеалы и ценности, так и современные, актуальные на определенный период времени. Так, П.В. Андрущенко пишет: «Идеологический потенциал культуры воспринимается не изолированно от среды, а в едином контексте с ней, в органической взаимосвязи с тем фоном (политическим, идеологическим, культурным, историческим, психологическим и т.п.), на котором устанавливается контакт, происходит взаимодействие человека и культуры» [1, 115]. Таким образом, произведение искусства, взаимодействуя со зрителем, всегда содержит в себе определенную информационную составляющую, позволяющую соединить в понимании и чувственном восприятии человека вечное и современное, общественные идеалы и личные устремления человека.
Досуговые и нравственно-воспитательные свойства искусства неразрывно связаны между собой. К.С.Станиславский, писал о театре следующее: «Не будем говорить, что театр -школа. Нет, театр развлечение, нам не выгодно упускать из наших рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними дверь и можем вливать им в душу все, что захотим» [2. 228].
Театр, будучи своеобразной площадкой для моделирования конфликтных ситуаций, возникающих во взаимодействии людей, позволяет зрителю одновременно находиться в двух ипостасях: быть в какой-то степени участником действия, эмоционально включенным в процесс, и наблюдателем, способным со стороны увидеть предлагаемые обстоятельства в целом. Таким образом, происходит анализ увиденного действа с точки зрения здравого смысла, жизненного опыта, эмоционального переживания, результатом которого являются собственные выводы, осмысление поступков героев спектакля, переосмысление собственных жизненных позиций.
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Большую роль в создании спектакля играет нравственная позиция режиссера и коллектива актеров. Духовно-нравственная и идеологическая составляющая закладывается режиссером в процессе моделирования спектакля и реализуется, впоследствии, сценическими средствами. От трактовки материала, точки зрения, с которой рассматриваются поставленные автором пьесы проблемы, подбора средств сценической реализации задуманного режиссером, уровня мастерства актеров, зависит восприятие зрителем героев спектакля и смысловых акцентов, определенным образом влияющих на выводы, которые будут сделаны зрителем после просмотра спектакля. Однако для достижения положительного результата создания глубокой трактовки материала, обладающей высоким духовным уровнем недостаточно, необходимо найти такие формы сценического воплощения, которые соответствуют уровню развития современного зрителя, его способу мышления. В социологических исследованиях театральной деятельности, «была выявлена характерная тенденция положительной статистической связи между характеристиками синтеза различных художественно-выразительных средств, высоких художественных достоинств спектакля и его идейно-нравственной значимости. Сочетание в спектакле всех этих черт, по-видимому, отвечает существующим представлениям о «современности» спектакля» [4.119]. Таким образом, говоря о снижении популярности театрального искусства среди современной молодежи, необходимо обратить внимание на составляющие элементы создаваемого спектакля. Так как идеальная (духовная) потребность присуща каждому человеку, то спектакль, соответствующий высокому нравственному и профессиональному уровню может служить средством удовлетворения данной потребности и способствовать появлению положительных эмоций от посещения театра. В том случае, если спектакль не соответствует должному уровню, зритель уходит со спектакля в нейтральном или негативном эмоциональном состоянии, что, впоследствии, сказывается на снижении посещаемости театров. Сохранение баланса между высокой нравственно-идеологической и интеллектуальной составляющими, в совокупности с прогрессивными, новаторскими формами подачи материала, может служить залогом успеха в привлечении аудитории зрителей и проведения духовновоспитательной работы с современными молодыми людьми.
Таким образом, идеологическая составляющая спектакля может сыграть объединяющую роль между искусством, образованием и политикой государства, что позволит говорить о значимости роли театра в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрущенко П.В. Идеологическая эффективность культуры. - К.: Выща шк. Изд-во при Киев. Ун-те, 1988. - с. 112, с. 115.
2. Станиславский К С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953, с 228.
3. Сычев Ю.В. Микросреда и личность; (философские и социологические аспекты). М., 1974, с 109.
4. Театр и молодежь (опыт социологического исследования) М, 1979 с 119.
5. Департамент культуры г. Москвы. - http://kultura.mos.ru/.
6. Министерство Культуры России. - http://mkrf.ru/.
Рецензент: Г.М.Печников, институт театрального искусства им. П.М. Ершова