ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Светлана Васильевна ГУЗЕЕВА,
соискатель степени кандидата наук в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования, старший преподаватель кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТАМИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье исследуется проблематика влияния образовательной среды вуза в ее модификации «художественно-эстетическая среда» на формирование коммуникативной культуры будущих юристов. Выявляются факторы взаимосвязи этих двух понятий. На основе проведенного среди студентов анкетирования исследуются их отношение к коммуникативной культуре как основе будущей практической деятельности, влияние художественно-эстетической среды на профессиональное становление и готовность принимать участие в создании подобной среды.
Ключевые слова: коммуникативная культура, художественно-эстетическая среда, профессиональное становление.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.51.11.130-135
S. V. GUZEEVA, Doctoral student in pedagogical sciences at the Institute of Art, Education and Cultural Studies of the Russian Acdemy of Education, Senior Lecturer of English Faculty № 2 of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 LAW STUDENTS' PERCEPTION OF THE AESTHETIC DEVELOPING ENVIRONMENT AS A CONDITION OF FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE Abstract. The article deals with the impact of educational environment in its form of «aesthetic developing environment» on the forming of communicative competence of future lawyers. There are defined the interlinkages between the concepts. Via the questionnaire servey of students, there are revealed their perception of communicative competence as the basis of prospective practice, the influence of aesthetic developing environment on the professional growth and the willingness to engage in creating of such type of environment. Keywords: communicative competence, aesthetic developing environment, professional development.
© С. В. Гузеева, 2018
Гузеева О. В. _
) Л УНИВЕРСИТЕТА Восприятие художественно-эстетическои среды как условия L_имени o.e. кугафина(мгюА) формирования коммуникативной культуры...
В последние годы проводится множество исследований, посвященных образовательной среде и различным ее модификациям, в частности организации художественно-эстетического компонента (Л. Г. Савенкова, О. В. Сту-калова, Л. П. Печко), что связано с идеями влияния подобной среды на личность, формирования системы ценностных ориентаций и освоения миссии выбранной профессии. Система современного высшего образования характеризуется не только переходом на компетентностную парадигму, но и направленностью на создание благоприятной образовательной среды, способствующей творческой самореализации будущих специалистов, включая как профессиональное становление студентов, так и их личностное развитие. При разработке содержания учебно-воспитательного процесса в современном вузе в этом контексте значимым представляется также и формирование коммуникативной культуры, которая включается в целый комплекс личностных и профессиональных качеств и является при этом ядром любой специальности, обеспечивающим высокий уровень готовности к профессиональной деятельности.
Теоретические основания этого процесса изложены в классических и современных трудах ученых в области высшего образования, педагогики, психологии и культурологии. Изучив и обобщив их, можно дать определения понятиям «коммуникативная культура студентов» и «художественно-эстетическая среда вуза», а также исследовать проблематику влияния образовательной среды вуза в ее модификации «художественно-эстетическая среда» на формирование коммуникативной культуры будущих специалистов.
Коммуникативная культура будущих специалистов представляет собой инте-гративную характеристику личности, включающую умения применять комплекс полученных знаний, навыков вербального и невербального общения и ведения конструктивного диалога в решении профессиональных и личностных задач различной направленности.
Художественно-эстетическая среда вуза в контексте исследования понимается как форма организации образовательной среды, в которой все участники образовательного процесса получают возможность для активного проявления культурно-творческой инициативы, создания и проведения социально значимых мероприятий, транслирующих наиболее значимые общественные ценности, способствующих развитию социума и взаимовлиянию высшего образования и общества.
Влияние такого рода среды на формирование коммуникативной культуры обусловлено следующими факторами:
— подобная среда создает условия для воспитания социальной ответственности молодых специалистов, выработки осознанной этической позиции по от- р ношению к избранной сфере профессиональной самореализации; Б
— в данной среде развивается готовность к ведению конструктивного диалога У и повышается уровень овладения профессиональными навыками, в том чис- > ле коммуникативными, организационными, информационными; М
— такая среда значительно активизирует интеллектуальную и эмоциональную Л сферу студентов. О В логике данного исследования особый интерес представляет эксперимен- О
тальное изучение восприятия художественно-эстетической среды как условия формирования коммуникативной культуры самими студентами вуза.
и
□
32 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Я- ^ 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Методологической основой педагогического эксперимента было выбрано анкетирование, которое проводилось в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина. Кроме того, в работе использовались такие методы, как педагогическое наблюдение, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка данных.
В анкетировании приняли участие 55 человек (4 подгруппы) — студенты первого курса институтов МПИ (Международно-правовой институт), ИППУ (Институт публичного права и управления), ИЧП (Институт частного права). Эксперимент был проведен в феврале 2018 г. преподавателями кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина.
В течение отведенного времени студентов попросили ответить на следующие вопросы:
1. Какими качествами и навыками в первую очередь должен обладать хороший юрист?
2. Является ли эстетически организованная среда необходимым и желательным качеством образовательного пространства? Может ли подобная среда повлиять на становление Вас как профессионала?
3. Хотелось бы Вам лично принимать участие в формировании такой среды? Если уже имеется опыт вовлечения в подобную среду (на занятиях или во
внеучебных мероприятиях, организованных Университетом), поделитесь им, пожалуйста.
При этом перед началом анкетирования было подробно разъяснено и уточнено, как формируется художественно-эстетическая среда на занятии по иностранному языку, а также в рамках проведения внеучебных мероприятий, каковы ее структурные компоненты. Ниже приведены лишь некоторые из них:
— просмотр фрагментов художественных фильмов и видеороликов на английском языке с последующим разбором и анализом материала, с учетом не только грамматического, лексического и фонетического аспектов, но и с точки зрения содержания, морально-этической стороны обсуждаемого вопроса;
— ролевое моделирование ситуаций делового общения (принятие законопроекта, уголовный и гражданский процесс, бесплатная юридическая помощь социально незащищенным слоям населения и т.д.);
— проектная деятельность и последующая рефлексия, обсуждение поставленной актуальной проблемы группой, организация дебатов;
— подготовка самими студентами конференций, круглых столов, тренингов, а также концертов, конкурсов, выездных экскурсий и других видов мероприятий. Первый вопрос о качествах и навыках, в первую очередь необходимых профессиональному юристу, был намеренно составлен в максимально обобщенной форме, без приведенных списков с правом выбора, чтобы каждый отвечающий на вопрос смог самостоятельно сформулировать ответ, исходя исключительно из своих внутренних убеждений, представлений, видения миссии профессии.
Анализ результатов эксперимента показал, что среди качеств, необходимых юристу, наряду с внимательностью, ответственностью, беспристрастностью, организованностью, стрессоустойчивостью и пр., 41 из 55 студентов отметили развитые коммуникативные способности, умение находить подход к людям, владение ораторским искусством, навык грамотного ведения споров. Два человека из 14,
в
•МШЯЖ ГУзеева С. В.
УНИВЕРСИТЕТА Восприятие художественно-эстетической среды как условия имени o.e. кугафина(мгюА) формирования коммуникативной культуры...
не включившие коммуникацию в основные качества юриста, все же отметили ниже в анкете, что эстетически организованная среда помогает сформировать коммуникативные навыки.
Таким образом, почти 75 % опрошенных признали способность к профессиональной коммуникации одним из ведущих качеств конкурентоспособного специалиста, являющимся основой практической деятельности в области юриспруденции.
На второй вопрос о том, является ли эстетически организованная среда необходимым и желательным качеством образовательного пространства, только один человек из 55 ответил, что не является. В анкетах студенты подробно описали, почему художественно-эстетическая среда имеет важное значение. Вот некоторые из приведенных аргументов: «такая среда делает процесс обучения интереснее»; «позволяет раскрыть в человеке новые качества»; «визуализация позволяет более точно прочувствовать специфику той или иной отрасли права»; «развивает не только профессионально, но и духовно»; «помогает полностью включиться в процесс обучения, побороть комплексы»; «помогает мыслить шире и рассматривать проблему с разных сторон»; «закрепляет знания, расширяет кругозор»; «помогает обучающимся погрузиться в профессию, установить дружеские отношения в группе, наладить контакт»; «художественное творчество и искусство формирует человека как личность»; «в такой среде легче запоминается информация, лучше усваивается материал»; «способствует созданию особой атмосферы занятия, развивает навыки публичного выступления»; «помогает совершенствованию как организационных, так и деловых качеств»; «искусство формирует ценности человека, модели поведения, иногда способствует возникновению общественных идей» и т.д.
Соответственно, 98 % из опрошенных студентов рассмотрели художественно-эстетическую среду как источник различных жизненных и профессиональных ситуаций, которые могут позволить будущим специалистам сформировать модель профессионального поведения. Из этого можно заключить, что создание подобной среды отвечает современным идеям практикоориентированности образовательного процесса вуза.
Ответы на следующий вопрос о желании лично принимать участие в создании художественно-эстетической среды учебной организации показали, что 48 из 55 студентов (т.е. 87 % опрошенных) хотели бы участвовать в формировании такой среды. Шестеро студентов, ответившие отрицательно, аргументировали это следующим образом: «в этом нет особой необходимости, такая среда нужна лишь в качестве дополнения»; «такая среда развивает кругозор, повышает уровень образования, но не влияет на профессиональную деятельность»; «та- Б
кая среда нужна только на некоторых занятиях»; «мне бы хотелось, чтобы такая У
среда была уже сформирована без меня». Данные ответы указывают на то, что >
студенты осознают положительное влияние эстетической среды на развитие ^
личности, хотя и не считают ее влияние первостепенным в формировании про- Л
фессиональных компетенций. О
Особый интерес представляет ответ о желании студента видеть художе- О
ственно-эстетическую среду уже сформированной, что означает стать, по сути, объектом такого рода образовательной среды. Подобный подход подразумева-
~о
и
□
134 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
'И 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
ет лишь пассивное использование возможностей, предоставляемых средой, исключая активное проявление культурно-творческой инициативы. Следовательно, возникает необходимость создать такие психолого-педагогические условия, при которых каждый студент будет изначально чувствовать себя субъектом, способным не только влиять на образовательную среду, но и создавать ее в соответствии со своей мотивацией к саморазвитию и осознанием ценностных смыслов будущей профессии.
Анализ ответов на последний вопрос показал, что 49 из 55 (89 %) участников анкетирования не имели опыта вовлечения в художественно-эстетическую среду. Те студенты, которым удалось участвовать в формировании такой среды, отметили следующие мероприятия и организации: «Посвящение в студенты», «Фемида», праздник многообразия культур, организованные МГЮА, работа в орготделе ассоциации студентов МГЮА, круглые столы МГЮА, конференции студенческого научного общества МГЮА, различные творческие задания на занятиях по иностранному языку.
Так, выявляется противоречие между желанием студентов создавать образовательную среду вуза (87 %) и неимением или недостаточным осознанием опыта такого рода (89 %) к началу второго семестра обучения, что еще раз подтверждает необходимость создания определенных условий и, возможно, теоретической и практической моделей формирования подобной среды.
Таким образом, проведенный педагогический эксперимент, описанный выше, статистическая обработка данных, тщательный и подробный анализ опроса, а также опора в исследовании на фундаментальные теоретические позиции позволили сделать следующие выводы:
— развитие и активизация основных потенциалов личности происходят в процессе формирования коммуникативной культуры в образовательной среде вуза, в том числе такой ее модификации, как художественно-эстетическая среда;
— подобная среда должна быть не спонтанной, а организованной, направленной на раскрытие профессионального значения содержания знаний, опыта нравственных отношений, заложенного в них, основы ценностей профессиональной деятельности;
— достаточно низкий уровень включенности студентов-первокурсников в активную деятельность в художественно-эстетической среде вуза при наличии желания самим создавать такую среду может быть подкорректирован грамотным психолого-педагогическим сопровождением и созданием ряда определенных условий (дидактическое сопровождение данного процесса служит предметом отдельного исследования).
В целом важно отметить, что при грамотно выстроенном процессе формирования коммуникативной культуры будущих специалистов профессиональные ценности становятся не внешними регулятивами, а свободно выбираемыми, внутренне обусловленными правилами, которыми личность руководствуется в собственном профессиональном и жизненном поведении, стремясь выстроить продуктивное взаимодействие на основе диалога, понимания, непрерывного профессионального и личностного совершенствования.
в
•МШЯЖ ГУзеева С. В.
УНИВЕРСИТЕТА Восприятие художественно-эстетической среды как условия
имени O.E. Кугафина(МГЮА) формирования коммуникативной культуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. — М., 2012.
2. Печко Л. П. Культура человека и ее становление в филогенезе и онтогенезе // Педагогическое образование. — 2009. — № 2. — С. 62—72.
3. Савенкова Л. Г. Гуманитаризация образования и инновационные технологии обучения // Вестник МГУКИ. — 2015. — № 3 (65).
4. Стукалова О. В. Модели создания культурно-образовательной среды современного вуза // Вестник МГУКИ. — 2015. — № 3 (65).
5. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. науч. конф. — Т. 1. — Пермь, 2011. — С. 195—197.
6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.
~0 И
Б У
Н А
□
Л □
Д □
□