Научная статья на тему 'Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)'

Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.Л. Катанский

Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1914. № 4. С. 500-522.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Воспоминанія стараго профессора.

(съ 1847 по 1913 г.).

Въ Нижегородской духовной семинаріи (1852—1858 г.).

5РОМѢ нашихъ преподавателей и начальниковъ, особенно сильное впечатлѣніе производилъ на насъ, семинаристовъ, тогдашній преосвященный нижегородскій, Іере-мія, своею необыкновенною личностью и характеромъ

I его управленія нижегородскою епархіею. Онъ былъ нашимъ епархіальнымъ архіереемъ почти все время нашего ученья въ семинаріи—до 17 іюня 1857 года. Много приходилось намъ слышать разсказовъ объ его властныхъ дѣйствіяхъ въ отношеніи къ мѣстному духовенству и о борьбѣ его съ свѣтскими властями, по поводу ихъ попытокъ къ вмѣшательству въ церковныя дѣла. Но прежде всего скажемъ объ его отношеніи къ семинаріи и къ намъ, семинаристамъ, къ нашимъ занятіямъ.

Такъ какъ архіерейскій домъ помѣщался (какъ и доселѣ находится) сзади семинаріи, непосредственно къ ней примыкалъ и сообщался съ нею калиткою въ раздѣлявшемъ ихъ заборѣ, то этотъ преосвященный, какъ и другіе наши владыки, могъ во всякое время неожиданно являться въ семинарію, что онъ нерѣдко и дѣлалъ, къ неособенному удовольствію семинарскаго начальства, въ частности ректора Ѳеофила.

Пр. Іеремія требовалъ, чтобы предъ богослуженіями всѣ ученики, не исключая и квартирныхъ, собирались въ залѣ семинаріи и въ порядкѣ шли въ семинарскую церковь, нерѣдко приказывалъ намъ присутствовать и при своихъ архіерейскихъ

богослуженіяхъ, въ каѳедральномъ соборѣ, сверхъ того заставлялъ насъ учить всѣ вечернія и утреннія молитвы (это было, кажется, въ словесности) и распорядился, чтобы въ семинарской церкви за всенощною мы читали, поочередно, шестопсалміе и каѳизмы. Приходилось и мнѣ дѣлать это послѣднее, что страшно волновало меня, застѣнчиваго и слабоголосаго. А когда въ 1855 г. празднованъ былъ харьковскимъ университетомъ (основ. 1805 г.) 50-ти-лѣтній юбилей и по этому случаю произнесено было немало рѣчей на латинскомъ языкѣ, то мы были обязаны, по его приказанію, выучить всѣ,ихъ наизусть. Помнится, было ихъ не меньше 3—4-хъ.

Присутствуя на экзаменахъ въ семинаріи, онъ почему-то не задавалъ ученикамъ никакихъ вопросовъ и не дѣлалъ возраженій. Смиряя въ себѣ и другимъ гордость ума, можетъ быть, онъ не хотѣлъ питать ее совопросничествомъ. Или, быть можетъ, думалъ какую-нибудь думу. Смотря на насъ пристально-проницательными и въ то же время задумчивыми глазами, онъ былъ точно въ созерцательномъ состояніи, думалъ,, что выйдетъ изъ насъ, птенцовъ его паствы, какіе плоды принесемъ мы для Церкви Христовой. Ко мнѣ онъ относился съ немѳньшммъ благоволеніемъ, чѣмъ въ училищѣ.

На публичныхъ экзаменахъ лучшими учениками читались ихъ сочиненія. У меня сохранилось два экземпляра такого сочиненія, изъ философскаго класса, на тему, данную, помнится, самимъ преосвященнымъ: «О трудахъ пр. Питирима, архіеп. нижегородскаго, какъ основателя нижегородской семинаріи». На первомъ экземплярѣ надпись пр. Іереміи: «внести въ книгу»; на второмъ—«списать для меня копію сего. 14 іюня 1855 г.». Не помню, читалъ ли я это сочиненіе на публичномъ экзаменѣ, но судя по обращенію къ владыкѣ въ концѣ его (преосвященнѣйшій владыко, милост. Архипастырь и т. д.), нужно думать, что произносилъ его съ каѳедры. Слѣдуетъ прибавить, что окончательная редакція этого моего маленькаго труда не обошлась безъ участія преподавателя—А. Ѳ. Лазаренко.

Попрежнему, какъ и въ училищѣ, въ великіе праздники Рождества Христова и Пасхи, привѣтствовали пр. Іеремію рѣчами ученики семинаріи разныхъ классовъ. Приходилось произносить привѣтственныя рѣчи, не разъ, и мнѣ. Помню, однажды говорилъ рѣчь на русскомъ языкѣ; немало говорилось рѣчей и на иностранныхъ языкахъ. Кто составлялъ эти

зз*

рѣчи, не помню. Если не ошибаюсь, въ числѣ произносившихъ рѣчи учениковъ другихъ высшихъ классовъ былъ и П. В. Знаменскій, впослѣдствіи заслуж. проф. Казанской Академіи и знаменитый ея историкъ, авторъ многихъ капитальныхъ трудовъ по русской церковной исторіи,—справедливая гордость нашей нижегородской семйнаріи. Онъ былъ старше меня однимъ только курсомъ по семинаріи. Въ отношеніяхъ къ подчиненному духовенству пр. Іеремія былъ строгъ, но строго онъ относился не ко всѣмъ его проступкамъ безъ различія. Къ обычнымъ его слабостямъ, напр. нетрезвости, онъ былъ даже довольно снисходителенъ, особенно когда видѣлъ раскаяніе виновнаго. Но чего онъ никогда не прощалъ и безпощадно каралъ,—это неповиновеніе и гордость. Въ такомъ суровомъ отношеніи къ этимъ грѣхамъ сказалось, безъ сомнѣнія, аскетическое его настроеніе, которому онъ оставался вѣренъ всю свою жизнь, отъ студенчества (отказъ его отъ всякой ученой степени) и до принятія схимы, въ теченіе 27-ми лѣтъ его жизни въ монастырскомъ уединеніи, на покоѣ. Случаевъ тяжелаго наказанія пройинившихся въ этомъ отношеніи лицъ было нѣсколько, но въ особенности тяжело онъ покаралъ одного нашего почтеннаго наставника, И. И. Свѣтови-дова, который былъ замѣченъ преосвященнымъ въ этомъ грѣхѣ и за то былъ переводимъ нѣсколько разъ съ мѣста на мѣсто. Вообще пр. Іеремія любилъ переводить священниковъ и діаконовъ съ одного мѣста на другое, за что духовенство Очень роптало на него, и не безъ основанія. Вѣроятно, онъ дѣлалъ это, выходя опять изъ аскетическихъ своихъ воззрѣній: «не имамы здѣ пребывающаго града», но духовенству приходилось иногда очень тяжко, да едва ли не страдали отъ того и истинные интересы приходскихъ пастырей и маленькихъ ихъ паствъ.

Вообще пр. Іеремія былъ характера непреклоннаго и рѣшительнаго. Ревнитель вѣры Христовой и благочестія, онъ однажды удивилъ весь городъ, запечатавъ на страстной недѣлѣ и на всю Пасху Благовѣщенскій соборъ. Проѣзжая, въ страстную пятницу, мимо этой церкви, въ каѳедральный соборъ на выносъ Плащаницы, онъ увидѣлъ, что находящіяся подъ этою церковью лавки (бакалейныя) открыты и торгуютъ. Этого было достаточно, чтобы онъ не остановился предъ упомянутою рѣшительною мѣрою. Начался ропотъ немногочисленныхъ, правда, прихожанъ этого храма (рядомъ стоитъ другая церковь), а настоятель его, старѣйшій въ то время и всѣми

уважаемый, протоіерей П. И. Лебедевъ, всячески умолялъ преосвященнаго снять печати хотя бы на первый день Пасхи, но безуспѣшно; печати оставались до Ѳоминой недѣли.

Для лицъ, опредѣляющихся на мѣста псаломщиковъ, діаконовъ и даже священниковъ, пр. Іеремія учредилъ должность экзаменатора, которую поручилъ моему родителю, очень имъ уважаемому за строгую жизнь и за проповѣдничество, рѣдкому> какъ однажды онъ выразился, его «ставленнику» *). Экзаменъ состоялъ въ испытаніи умѣнья экзаменуемаго читать хорошо и раздѣльно при богослуженіи, пѣть, въ знаніи церковнаго устава и катихизиса. Съ 1854 до 1857 г. перебывало у насъ много лицъ, и съ низшимъ и съ среднимъ образованіемъ, подвергавшихся испытанію при опредѣленіи на различныя мѣста. Случалось видѣть даже довольно почтеннаго возрасту студентовъ семинаріи, бывшихъ народныхъ учителей, ищущихъ священства. Въ этихъ случаяхъ мой родитель, по своему смиренію и въ сознаніи невысокаго своего образованія и недавняго посвященія во священника, очень стѣснялся и смущался, но долженъ былъ исполнять волю владыки, которому было угодно поручить исполненіе этой немаловажной обязанности именно ему,„ а не какому-либо заслуженному протоіерею или лицу монашествующему, хотя бы и незаслуженному. У этого преосвященнаго, очевидно, была своя, особенная расцѣнка людей— не по годамъ службы и не по цвѣту духовенства.

Съ свѣтскими властями пр. Іеремія, вообще говоря, не ладилъ, да и трудно было ему, съ его характеромъ и принципами, ладить въ такихъ случаяхъ, когда они, какъ напримѣръ тогдашній нижегородскій губернаторъ, кн. Урусовъ, вмѣшивались въ церковныя дѣла. Разсказывали, напр., такой случай. Пріѣзжаетъ пр. Іеремія служить литургію въ нижегородскій ярмарочный соборъ. Ему подаютъ облаченіе не то, какое онъ назначилъ, а другое, и на вопросъ, почему—не предназначенное имъ, отвѣчаютъ, что таково распоряженіе г. начальника губерніи. Говорили, что изъ-за этого случая возникла непріятная переписка между архіереемъ и губернаторомъ, и дѣло чуть ли не доходило до Петербурга. А все это произошло отъ того, что нижегородскіе губернаторы всегда (еще до появленія

1) При посвященіи моего отца во священника, пр—ый выразился, какъ намъ передавали, такъ: »много лѣтъ я архіерействую, но такого ставленника имѣю только въ первый разъ“.

положенія объ усиленной охранѣ) считали себя полновластными хозяевами на нижегородской ярмаркѣ, въ томъ числѣ и въ тамошнемъ соборѣ. Да и въ городѣ, точно нарочно для искушенія ихъ, губернаторскій домъ находился, какъ и теперь находится, въ крѣпости какъ разъ противъ каѳедральнаго собора (тоже въ крѣпости), наводя губернаторовъ на различныя размышленія, при чемъ естественно являлось поползновеніе дать архіерею почувствовать силу губернаторской власти и попытаться хоть немного похозяйничать въ архіерейской области, символъ которой (каѳедральный соборъ) ежеминутно мозолилъ имъ глаза, какъ символъ власти чужой, совершенно отъ нихъ независимой. Положеніе дѣйствительно несовсѣмъ естественное, тѣмъ болѣе, что архіерейскій домъ помѣщался какъ разъ противъ театра, на одной изъ ближайшихъ, правда, къ крѣпости и собору улицъ. Не находили это натуральнымъ и жители города. Въ то время острили, спрашивая: гдѣ живетъ губернаторъ? противъ собора. А гдѣ архіерей? противъ театра. Такъ было при пр. Іереміи, когда прямо противъ архіерейскаго его дома стоялъ старый деревянный театръ, потомъ сгорѣвшій. Сгорѣлъ онъ дотла на глазахъ пр. Іереміи, который, говорятъ, благословлялъ бушующее пламя. Теперь театръ уже каменный и находится совсѣмъ въ другомъ мѣстѣ.

Этотъ преосвященный оберегалъ духовенство отъ нападковъ помѣщиковъ и свѣтскихъ властей. И съ моимъ отцомъ былъ одинъ такой случай. Судебныя власти старались всячески вывѣдать у моего отца о причинахъ смерти одной купеческой жены, духовной его дочери, напутствованной имъ предъ кончиною. Возникло подозрѣніе относительно неестественной ея смерти, самоотравленія. Отца подвергли допросу въ качествѣ свидѣтеля, старались отъ него узнать, что покойная говорила ему предъ смертью. Отецъ, конечно, отказался отвѣчать на этотъ вопрос»; заявилъ, что можетъ сказать только о томъ, что видѣлъ, а не то, что сообщено ему на исповѣди, въ силу ея тайны. Преосвященный, узнавъ объ этомъ дѣлѣ, призвалъ отца, утвердилъ его въ его рѣшеніи и вдобавокъ вошелъ съ своей стороны въ сношеніе съ судебными властями, при чемъ доказывалъ, что они не имѣютъ права подвергать допросу свя-щенника-духовника.

До какой степени онъ оберегалъ достоинство епископскаго сана, высоко и крѣпко держалъ его знамя и чуждъ былъ угодливости предъ сильными міра сего, показываетъ слѣдующій

замѣчательный случай. Къ концу его управленія нижегородской епархіей умираетъ князь—царевичъ грузинскій, одинъ изъ потомковъ грузинскихъ царей, имѣвшій огромное помѣстье въ селѣ Лысковѣ, чуть ли не владѣлецъ всего этого села ‘). Онъ былъ человѣкъ весьма добраго сердца и крайне щедрый, но необузданнаго нрава и крайне страстнаго темперамента. Разсказывали, что кромѣ многихъ и тяжкихъ грѣховъ плоти, на душѣ у него было немало и душегубствъ. Въ необузданномъ гнѣвѣ онъ способенъ былъ убить человѣка, но проходила вспышка и онъ не зналъ, чѣмъ ее загладить, готовъ былъ дать какую угодно награду избитому имъ человѣку, чѣмъ нерѣдко и пользовались, нарочно его раздражая, потомъ убѣгая отъ него и наконецъ, когда проходилъ его гнѣвъ, являясь къ нему за наградой. Итакъ, этотъ именитый князь-царевичъ, по обыкновенному человѣческому суду, великій грѣшникъ, хотя и не безъ добрыхъ дѣлъ, умираетъ. Приглашаютъ пр. Іеремію пріѣхать въ с. Лысково для отпѣванія. А нужно замѣтить, что какъ разъ въ это время (20 сент. 1856 г.) былъ назначенъ Оберъ-Прокуроромъ Св. Синода зять этого князя грузинскаго гр. Толстой Александръ Петровичъ, однофамилецъ послѣдующаго, столь памятнаго духовному вѣдомству Оберъ-Прокурора, Дм. Андр. Толстого, человѣкъ очень религіозный и набожный, къ тому же хорошо, безъ сомнѣнія, знакомый преосвященному, такъ какъ предъ тѣмъ (въ 1855 г.) былъ начальникомъ нижегородскаго ополченія. Такимъ образомъ, все повидимому располагало къ тому, чтобы приглашеніе было принято, но пр. Іеремія отвѣтилъ на него рѣшительнымъ отказомъ, мотивируя свой отказъ со всею откровенностью приблизительно такъ:

') И кромѣ того, онъ имѣлъ домъ, съ огромнымъ мѣстомъ, въ Нижнемъ, вѣроятно на случай своего туда пріѣзда. Въ Нижній князь, дѣйствительно, повременамъ и пріѣзжалъ и очень часто посѣщалъ богослуженія пр. Іереміи; вѣроятно они ему нравились, да и кому они могли не нравиться? Видѣлъ я его однажды въ нашей Сергіевской церкви, когда въ ней служилъ нр. Іеремія, и былъ пораженъ видомъ князя, стоявшаго на лѣвомъ клиросѣ, очень дряхлаго старца, съ слѣдами сильныхъ страстей и весьма бурно проведенной жизни. Городской домъ князя былъ совсѣмъ въ другомъ приходѣ, далеко отъ нашего, и если князь пожаловалъ къ намъ въ церковь, то очевидно только потому, что служилъ въ ней архіерей. Этотъ князь былъ очень богатъ и въ этомъ стношеяіи такъ же извѣстенъ въ Нижнемъ, какъ гр. Шереметевъ въ Петербургѣ.—„На счетъ кн. грузинскаго“ выражались у насъ въ Нижнемъ такъ же, какъ „на счетъ гр. Шереметева“—въ Петербургѣ.

покойный князь по своей жизни, полной тяжкихъ грѣховъ, не заслуживаетъ почести архіерейскаго отпѣванія, по настоящему слѣдовало бы лишить его и простого христіанскаго погребенія, а потому пусть похоронятъ князя безъ него. Этотъ отказъ отъ поѣздки въ село Лысково молва, и, вѣроятно, не безъ основанія, связывала съ прошеніемъ пр. Іереміи объ увольненіи отъ управленія епархіей. Не многіе преосвященные, будь на его мѣстѣ, поступили бы такъ, какъ онъ. И недаромъ митр. московскій Филаретъ, узнавъ объ удаленіи пр. Іереміи на покой, выразилъ сожалѣніе и прибавилъ при этомъ: нужно бы намъ такихъ людей побольше ‘). Невольно приходитъ на мысль, что живи нашъ покойный владыка въ стародавнія времена, изъ него вышелъ бы замѣчательный патріархъ, подобный нашему земляку, патр. Никону, хотя и съ судьбой, вѣроятно, не во многомъ отличной отъ судьбы послѣдняго.

Предъ самымъ удаленіемъ на покой пр. Іеремія лишился многолѣтняго друга, начиная съ ранней молодости, архіепископа херсонскаго Иннокентія (Борисова), скончавшагося 27 мая 1857 г., слѣдовательно за три недѣли до отставки нашего владыки (17 іюня того же года). Въ одинъ изъ послѣднихъ дней мая вдругъ, въ необычное время, раздаются удары большого соборнаго колокола, насъ семинаристовъ собираютъ въ каѳедральный соборъ на панихиду и мы видимъ скорбное лицо нашего владыки, творящаго поминовеніе о своемъ знаменитомъ другѣ. Мы уже и тогда знали объ ихъ многолѣтней дружбѣ, но конечно не знали того, что стало извѣстнымъ впослѣдствіи изъ обнародованныхъ воспоминаній пр. Іереміи о пр. Иннокентіи * 2). Въ этихъ воспоминаніяхъ встрѣчается весьма характерное сравненіе, обрисовывающее ихъ взаимныя отно-

‘) Пишу по памяти; не ручаюсь за буквальную точность, но мысль передаю вѣрно. Гдѣ-то читалъ, кажется у пр. Саввы, архіеп. тверского въ его обширной автобіографіи (въ Вогосл. Вѣсти.).

2) Очень много въ высшей степени интересныхъ подробностей относительно обстоятельствъ ихъ жизни и дружбы встрѣчается въ этихъ воспоминаніяхъ. Они напечатаны въ брошюрѣ прот. I. 3. Виноградова: „Пр. Іеремія еп. нижег. и воспоминанія его о пр. Иннокентіи, архіеп. Херсонскомъ. Н. Новг. 1886 г.“. Изъ этой брошюры сдѣлано мною подробное извлеченіе въ статьѣ „Церк. Вѣсти.“ 1887 г. № 44. Къ сожалѣнію, у меня нѣтъ теперь подъ руками ни той, ни другой. Замѣчательно, Что друзья и товарищи по семинаріи сошлись въ спб. академіи, одинъ какъ инспекторъ ея—Иннокентій (съ 1823—1830 г.), а Іеремія, какъ студентъ (оконч. 1827 г.).

шенія,—одного друга къ другому. Пр. Іеремія сравниваетъ себя съ крѣпкимъ, но безплоднымъ сукомъ, подпирающимъ прекрасную, обремененную плодами яблонь (пр. Иннокентія).

17 іюня 1857 г. пр. Іеремія ушелъ на покой, въ нижегородскій Печерскій монастырь, поступивъ въ число братіи безъ управленія монастыремъ. Неизвѣстно, самъ ли онъ просилъ такъ именно его устроить или такъ рѣшило Высшее Начальство; вѣроятнѣе всего первое 1). Здѣсь онъ провелъ много лѣтъ въ малой келліи, съ очень маленькою церковью, съ послушникомъ іеродіакономъ Никономъ (впослѣдствіи архим. и экономомъ с.-петербургскаго митрополичьяго дома, при митр. Палладіѣ), совершалъ въ этой церкви богослуженія, какъ простой священникъ, никогда не выходилъ изъ монастыря, въ теченіе многихъ лѣтъ, и долгое время не принималъ у себя никого изъ посѣтителей, но потомъ началъ принимать, принялъ и меня, впрочемъ уже не ранѣе, какъ черезъ 10 лѣтъ послѣ удаленія на покой, когда я былъ уже профессоромъ С.-Петербургской Академіи, сейчасъ же узналъ, былъ очень привѣтливъ и даже просилъ меня прислать къ нему моего отца для бесѣды о духовной жизни. Черезъ нѣсколько лѣтъ пр. Іеремія переселился изъ Печерскаго монастыря въ другой, нижегородскій же, Ѳедоровскій (Городецкій), а потомъ въ Благовѣщенскій, находящійся въ самомъ Нижнемъ. Здѣсь онъ и скончался 6 дек. 1884 г., 83 лѣтъ, въ схимѣ, съ именемъ Іоанна, пробывъ на покоѣ цѣлыхъ 27 лѣтъ.

По удаленіи его съ епископской каѳедры намъ нижегородцамъ не доставало великолѣпнаго его архіерейскаго служенія 2), да и вообще отъ многихъ слышалъ я выраженіе сожалѣнія, что мы лишились такого замѣчательнаго епископа.

J) Чрезъ нѣсколько времени послѣ его отставки выслана была ему пенсія въ размѣрѣ 1000 р. Въ городѣ возбудила много толковъ одновременная высылка, съ одною почтою, этой пенсіи бывшему нижег. епископу и такой же точно, въ томъ же размѣрѣ, т. е. въ 1000 р., какому-то артисту Императорскихъ театровъ.

2) Какъ-то разъ, послѣ удаленія его въ Печерскій монастырь, захожу въ каѳедральный соборъ, въ нижнюю его церковь, въ склепѣ, гдѣ помѣщается прахъ Минина, и вижу архіерейское служеніе. Служившій епископъ показался мнѣ похожимъ на др., Іеремію, и я очень обрадовался, что опять его вижу, но оказалось, что это былъ апостолъ Сибири, камчатскій архіеп. Иннокентій (Веніаминовъ f митр. московскій), проѣздомъ бывшій въ Нижнемъ и служившій здѣсь литургію. Онъ дѣйствительно очень напоминалъ бывшаго нашего епископа и ростомъ и осанкою и всею фигурою.

Преемникъ пр. Іереміи, пр. Антоній (Павлинскій), магистръ С.-Петербургской Академіи *), имѣлъ мало сходства съ своимъ предшественникомъ и наружностью и особенно отличительными чертами характера и духовнаго склада. Правда, онъ былъ представительной, внушительной наружности, высокаго роста, довольно полный собою, крѣпкаго сложенія, но его наружность не имѣла того изящества, которымъ отличалась вся фигура пр. Іереміи, а по характеру онъ былъ спокойный, ровный человѣкъ, доброжелательный, не безъ твердости въ потребныхъ случаяхъ, съ практическимъ складомъ ума, безъ увлеченія идеальными задачами и стремленіями,— словомъ, представлялъ въ значительной степени противоположность своему предшественнику. Нижегородскому духовенству жилось при немъ, конечно, гораздо легче и спокойнѣе, чѣмъ при пр. Іереміи. Къ семинаріи онъ относился не то, чтобы совершенно безучастно, но не проявлялъ и особенной о ней заботливости, по крайней мѣрѣ въ моихъ воспоминаніяхъ не сохранилось никакихъ сюда относящихся фактовъ.

При немъ-то совершилось, въ 1858 году, 21 августа, т. е. въ каникулы того года, когда мы окончили семинарскій курсъ, весьма памятное по своимъ послѣдствіямъ, посѣщеніе семинаріи Государемъ Императоромъ Александромъ II. Разсказывали тогда, что Государь, нѣсколько разъ проѣзжая мимо семинаріи, виднаго, даже красиваго зданія, находящагося на пути Его выѣздовъ изъ губернаторскаго дома,—временнаго Его мѣстопребыванія,—заинтересовался зданіемъ семинаріи и на обѣдѣ, данномъ нижегородскимъ властямъ и представителямъ города, спросилъ пр. Антонія: семинарія ваша хороша снаружи, а какъ она внутри? Преосвященный будто бы отвѣчалъ, что внутреннимъ ея благоустройствомъ похвалиться не можетъ, но судя по отпускаемымъ на нее небольшимъ средствамъ, она содержится въ должномъ порядкѣ. Государь при этомъ замѣтилъ, что намѣренъ ее посѣтить. Посѣщеніе это состоялось 21 августа, въ 4 часа дня, и было очень неблагополучно для семинаріи. Это было во время каникулъ, а въ каникулярное время, при совершенномъ отсутствіи воспитанниковъ, какъ своекоштныхъ, такъ и казеннокоштныхъ, въ се-

') Іером. Антоній (Павлинскій), новг., 14-й маг. спб. акад., IX к. (1831), 1831— инсп. калуж. сем., 1840—рект. новгор. сем., 18,32—викар. ед. острогож., 1833—вик. старорус., 1854—еп. арханге.т, 1857—еп. нижегор., I860—волынскій, 1862—архіепископъ, 1866—архіеп. Владимірскій.

минаріи царствовало обыкновенно полное запустѣніе: порядка и чистоты было меньше, чѣмъ даже въ учебное время. Классы и жилыя комнаты запирались, больница, за отсутствіемъ больныхъ, превращалась въ кладовую мебели и другого домашняго скарба. Такъ приблизительно было и на этотъ разъ, при Высочайшемъ посѣщеніи. Впрочемъ, вѣроятно, классныя комнаты были открыты и нѣкоторыя изъ жилыхъ, которыя хотѣли показать Государю, но несомнѣнно не всѣ, потому, что, какъ разсказывали, Ему угодно было обратить вниманіе на нѣкоторыя помѣщенія, которыя оказались запертыми и едва ли приготовлены были даже ключи на случай ихъ осмотра, больница же несомнѣнно была заперта и имѣла несвойственный ей видъ. Государь, привыкшій въ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ видѣть образцовый порядокъ и чистоту, былъ крайне недоволенъ всѣмъ, что видѣлъ здѣсь '), видъ же больницы-кладовой окончательно Его возмутилъ. Передавали, что Государь даже топнулъ при этомъ ногою и сказалъ нижеприведенныя слова, очень нелестныя для семинаріи. На бѣду, пр. Антоній почему-то не присутствовалъ при Высочайшемъ посѣщеніи семинаріи, хотя архіерейскій домъ находится, какъ замѣчено выше, сзади ея и сообщается съ нею калиткою, такъ что достаточно было какихъ нибудь 5 — 10 минутъ, чтобы явиться въ семинарію; но вѣроятно ректоръ Паисій растерялся и забылъ извѣстить преосвященнаго о прибытіи Государя, или пр. Антонія не было въ это время дома. Въ заключеніе своего осмотра, кажется, именно послѣ осмотра больницы, Государь, обращаясь къ ректору, приказалъ передать преосвященному, что Онъ остался очень недоволенъ семинаріей, «такъ и скажите», заключилъ Государь. Передаю исторію этого Высочайшаго посѣщеніи нашей семинаріи на основаніи ходившихъ въ то время разсказовъ, не ручаясь, конечно, за безусловную ихъ вѣрность, что касается всѣхъ частностей. День 21 августа имѣлъ роковыя послѣдствія прежде всего,

]) А отчасти и то, что слышалъ. Государя разсердилъ еще одинъ изъ моихъ товарищей, окончившій въ этомъ году (1858), въ іюлѣ мѣсяцѣ, вмѣстѣ съ нами, семинарскій курсъ (А—ій). Почему-то онъ былъ, въ это время, гдѣ-то въ семинарскомъ зданіи, попался на глаза Государю и на вопросъ Его: „ты семинаристъ“? далъ глупый отвѣтъ: „ни какъ нѣтъ, Ваше Величество, я окончившій курсъ семинаріи“, за что и получилъ нелестное для него названіе, которое осталось за нимъ на всю жизнь, съ прибавкою „царскій“.

конечно, для начальства семинаріи, ея ректора, архим. Паисія, который сначала временно былъ устраненъ отъ должности, а потомъ вскорѣ и совсѣмъ уволенъ отъ духовно-учебной службы *). Невольно приходитъ на мысль вопросъ, что чувствовалъ бывшій ректоръ нашей семинаріи архим. Аполлоній, тогда еще здравствовавшій, въ званіи настоятеля московскаго Симонова монастыря (т 9 окт. 1861 г.), когда узналъ, чѣмъ окончилось Высочайшее посѣщеніе любимаго его дѣтища, нашей семинаріи, на благоустройство которой и приведеніе въ блестящій видъ, въ особенности хозяйственной ея части, онъ положилъ столько силъ и хлопотъ и которую онъ передалъ въ другія руки только 7 лѣтъ тому назадъ (1851 г.).

Черезъ 5 лѣтъ послѣ описаннаго выше событія, Нижегородской семинаріи удалось, наконецъ, возстановить свою репутацію. Въ 1863 г., въ годъ окончанія нашего академическаго курса, опять въ августѣ мѣсяцѣ (2 авг., въ 3 часа дня), Государь, Императоръ Александръ II снова удостоилъ своимъ посѣщеніемъ нашу семинарію, подробно > ее осмотрѣлъ, вспомнилъ о прежнемъ своемъ посѣщеніи ея и остался на этотъ разъ ею доволенъ. Я былъ тогда въ Нижнемъ, помню, что Государь пріѣзжалъ, вмѣстѣ съ Государыней Императрицей Маріей Александровной, въ нашу Георгіевскую церковь, находящуюся очень близко, почти рядомъ съ семинаріею, но подробностей новаго Высочайшаго осмотра семинаріи не помню,

, О Устраненъ 8 окт., а совсѣмъ уволенъ (послѣ ревизіи архим. Іакова Кроткова, настоятеля моск. Данилова монастыря) 30 ноября того же 1858 г., съ оставленіемъ за нимъ настоятельства только въ нижег. Благовѣщенскомъ монастырѣ. „Вскорѣ“ (по словамъ „Кр. истор. записки ниж. сем.“ стр. 57—58) „по собственному избранію“ онъ удалился настоятелемъ въ бѣдный Гу-сгынскій монастырь полтавской губерн., гдѣ провелъ цѣлыхъ 20 лѣтъ, скончавшись преклоннымъ старцемъ“. Вѣроятно, „вскорѣ“ предложили ему очистить мѣсто для новаго ректора, архим. Ювеналія (Карюкова). А жаль, что не дали о. Паисію окончить дни въ Нижнемъ, въ которомъ онъ прожилъ болѣе 30 лѣтъ. Впрочемъ, онъ оставилъ Благовѣщенскій монастырь въ всякомъ случаѣ не ранѣе осени I860 г. Въ этомъ году лѣтомъ я былъ у него, когда на каникулы пріѣхалъ на родину студентомъ спб. академіи. Памятенъ мнѣ нашъ разговоръ съ нимъ. О. Паисій спрашиваетъ меня, какъ поживаетъ проф. В. Н. Карповъ, его землякъ, воронежецъ, и почти товарищъ по кіевской академіи (II к. 1825, а Паисій Понятовскій ІИ к. 1827 г.) и продолжаетъ съ полнымъ благодушіемъ: „Что, еще служитъ? Пора бы ему на покой. Вотъ и я все служилъ, да дослужился до того, что мнѣ наконецъ сказали: пора уходить. Служи, да не заслуживайся. Такъ-то“.

даже по разсказамъ, вѣроятно потому, что въ нихъ не было ничего выходящаго изъ ряда вонъ, какъ въ первомъ случаѣ. Объ этихъ подробностяхъ можно прочитать Въ «Кр. пам. истор. запискѣ Ниж. дух. сем.» стр. 60—61) *). Въ ней (см. стр. 60) приведены и характерныя для нашей семинаріи слова тогдашняго Государя Наслѣдника Цесаревича Николая Александровича, при посѣщеніи и подробномъ осмотрѣ имъ Нижег. семинаріи, въ 1861 г. 14 авг.: «зданіе семинаріи, кажется, самое обширное во всемъ городѣ», при чемъ Государь Наслѣдникъ изволилъ прибавить, что Онъ всѣмъ видѣннымъ въ семинаріи доволенъ и сожалѣетъ только о томъ, что не видитъ самихъ ея воспитанниковъ.

Зданіе нижегор. семинаріи, дѣйствительно, очень выдающееся, видное и довольно обширное. По фасаду украшено массивными колоннами (правда изъ оштукатуреннаго кирпича), стоитъ на прекрасномъ мѣстѣ, на широкой площади, прямо противъ воротъ нижегородскаго Кремля, ведущихъ къ каѳедральному собору и губернаторскому дому (носящему у насъ, въ Нижнемъ, названіе дворца, вѣроятно потому, что въ немъ останавливались всегда Высочайшія Особы, во время Ихъ пріѣзда въ Нижній). Наконецъ, домъ семинаріи находится почти на краю высокой горы, съ которой открывается обширный видъ на низменный берегъ Волги. Такая внушительная наружность семинаріи, вызвавъ ожиданіе соотвѣтственнаго внутренняго благоустройства, усугубила невыгодное впечатлѣніе, полученное Императоромъ Александромъ II отъ перваго Его посѣщенія ея въ 1858 г.

Но если наша семинарія находится на очень видномъ

]) „Встрѣченный при входѣ пр. Нектаріемъ (Надеждинымъ) и начальствомъ семинаріи, Его Величество, направляясь въ залъ, изволилъ спрашивать о благосостояніи семинаріи. Въ залѣ Его Величеству были представлены наставники семинаріи, смотрители и учащіе нижегор. и печерскаго училищъ. Изъ залы Государь прошелъ въ библіотеку, потомъ осматривалъ классы, помѣщавшіеся тогда (часть) въ нижнемъ этажѣ, затѣмъ въ верхнемъ этажѣ изволилъ осматривать спальныя и занятныя комнаты, въ среднемъ этажѣ—комнаты правленія и канцелярію, въ нижнемъ—столовую комнату и наконецъ изволилъ пройти въ больничный корпусъ. Государь вспоминалъ при этомъ и о Своемъ первомъ посѣщеніи семинаріи... Покидая семинарію, Государь изволилъ обратиться къ сопровождавшимъ Его лицамъ съ слѣдующими милостивыми словами: „Что касается до внѣшности семинаріи, то Я нашелъ ее въ гораздо лучшемъ видѣ, чѣмъ прежде. Доволенъ. Благодарю“.

мѣстѣ, то храмъ св. Георгія, при которомъ мой родитель состоялъ священникомъ и жилъ вмѣстѣ съ нами вблизи его, имѣетъ еще болѣе красивое мѣстоположеніе. Онъ стоитъ, почти рядомъ съ семинаріею, на самой вершинѣ очень высокой горы, съ которой открывается обширнѣйшій видъ на все Заволжье, на низменные берега Волги, на нѣсколько десятковъ верстъ, такъ что въ ясный солнечный день можно различать, даже безъ бинокля, церкви города Балахны, находяща-,гося въ 30 верстахъ отъ Нижняго. Да и весь Нижній Новгородъ—одинъ изъ красивѣйшихъ нашихъ русскихъ городовъ. По красотѣ мѣстоположенія онъ не уступаетъ Кіеву, а въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ даже превосходитъ его, имѣя съ нимъ большое сходство *). Въ этой-то красивѣйшей мѣстности суждено мнѣ было прожить и дѣтскіе и юношескіе годы. Сначала, когда былъ въ училищѣ, бѣгалъ по крутымъ живописнымъ горамъ, спускающимся къ Окѣ, противъ нижегородской ярмарки, которую тоже очень нерѣдко посѣщалъ, когда она была открыта, а потомъ, когда вмѣстѣ съ моимъ поступленіемъ въ семинарію наше семейство перешло въ другую часть города, наслаждался несравненными видами, открывающимися изъ Кремля и вдоль по набережной, отъ нашей Георгіевской церкви до Печерскаго монастыря. Безчисленное множество разъ гулялъ я по этой набережной и никогда не могъ насытиться красотою открывающихся съ нея видовъ. По высокой горѣ разбитъ такъ называемый англійскій садъ, спускаю-

*) Уступая Кіеву въ отсутствіи южной растительности и благодатнаго климата Малороссіи, а также и памятниковъ глубокой исторической древности, Нижній превосходитъ его болѣе высокимъ мѣстоположеніемъ и болѣе обширнымъ видомъ изъ всѣхъ пунктовъ нагорной стороны на низменные берега двухъ великихъ рѣкъ Оки и Волги, сливающихся у подножія нижегородскихъ горъ. Сходство Нижняго съ Кіевомъ выразилось въ характерныхъ наименованіяхъ и нѣкоторыхъ нижегородскихъ мѣстностей: Почайны и Печоръ (Печерскій монастырь съ лежащимъ близъ него селеніемъ). Неудивительно поэтому, что нѣкоторыя лица, какъ напр. пр. Іеремія, проживъ немало лѣтъ въ Кіевѣ (1830— 1843=12 дѣтъ) и вообще на югѣ (на Кавказѣ и Полтавѣ 1843—1851=7 лѣтъ) предпочли остаться въ Нижнемъ, вмѣсто того, чтобы уѣхать въ Кіевъ или куда-нибудь на югъ. Другой примѣръ: архіѳп. донской Макарій, пробывъ немало лѣтъ на берегахъ Дона, пріѣзжаетъ кончать свои дни на берега Оки и Волги, въ нижегор. Благовѣщенскій монастырь (-(-1894), имѣющій очень красивое мѣстоположеніе, при самомъ сліяніи Оки и Волги, противъ знаменитой нижегородской ярмарки.

щійся внизъ къ самой Волгѣ. А внизу широкая рѣка со мно -жествомъ взадъ и впередъ снующихъ по ней пароходовъ. Особенно' красивъ былъ видъ съ набережной на Волгу вечеромъ въ сумерки, когда на пароходахъ зажигались огни, а изъ пароходныхъ трубъ поднимались столбы искръ; рѣка, вт тихую погоду, какъ зеркало, вдали на огромное пространство луга, лѣса, деревни и озера, а къ западу, вверхъ по Волгѣ, багровый закатъ солнца, точно опускающагося въ рѣку, вверху же, надъ головою, глубокое небо, усѣянное звѣздами. Сильно чувствовалась красота родной природы, и имѣй я хоть немного способности къ стихотворству, непремѣнно сдѣлался бы стихоплетомъ подобно (упомянутому въ ] гл.) одному изъ моихъ дѣдовъ.

Мои родители жили очень замкнуто, избѣгая всякихъ знакомствъ, такъ что мои прогулки по набережной составляли почти единственное мое развлеченіе, кромѣ посѣщенія немногихъ моихъ товарищей, одобренныхъ моими родителями. Эти товарищи ходили и къ намъ, но больше я къ нимъ, въ особенности къ В. Я. Рожанскому, съ которымъ сблизился, особенно въ послѣдніе 2—3 года, да еще къ Ѳ. Г. Ел—му, который, тоже послѣдніе 2—3 года, жилъ вмѣстѣ съ однимъ изъ своихъ товарищей, отдѣльно отъ насъ, на квартирѣ.

Кстати о прогулкахъ по нашей дивной набережной и по другимъ живописнымъ мѣстамъ нашего города. Были ли эти прогулки и вообще наслажденіе прекрасной природой роднаго города только развлеченіемъ? Не имѣли ли они еще другаго, болѣе серьезнаго для насъ значенія,—воспитательнаго. Широкія, открывающіяся предъ нами картины не возбуждали ли въ насъ идеальныхъ стремленій и думъ, порывовъ къ чему-то высшему мелочей обыденной жизни? Не даромъ «книга природы» ставится въ нѣкоторую параллель съ книгами Откровенія. Не даромъ и монастыри, какъ бы инстинктивно чувствуя вліяніе прекрасной природы на духовную жизнь человѣка, избирали для себя красивѣйшія мѣстности.

Приходъ моего отца—Георгіевскій—тянулся какъ разъ вдоль великолѣпной набережной. Онъ былъ болщпой по протяженію, простирался до конца города, до самаго Печерскаго монастыря, но количество прихожанъ было невелико и онъ вообще былъ небогатъ. Въ немъ было много казенныхъ зданій: духовная семинарія, консисторія, архіерейскій домъ, городская больница. Были и пустыя, незастроенныя мѣста (гдѣ

теперь Маріинскій женскій Институтъ). Да и прихожане были небогатые люди, а потому доходы причта были очень небольшіе, и не будь въ нашемъ храмѣ чудотворной иконы Смоленской Божіей Матери, приходъ нашъ былъ бы совсѣмъ бѣднымъ. На долю моего родителя выпадало очень много трудовъ по хожденію съ чудотворною иконою по всему городу и служенію многочисленныхъ молебновъ, съ водосвятіемъ и акаѳистами, особенно въ холерное время. Въ такое время труды его усугублялись еще совершеніемъ требъ по напутство-ванію больныхъ на волжскихъ пароходахъ. Да и въ другое, болѣе благополучное время приходилось нерѣдко отправляться на нихъ съ тою же цѣлію *).

Среди прихожанъ, въ первые годы службы отца при Георгіевской церкви, не было выдающихся личностей. Были, впрочемъ, довольно необычные прихожане. Это—актеры стараго городского театра, какъ сказано выше, потомъ -сгорѣвшаго. Они помѣщались въ довольно большомъ, деревянномъ, казенномъ домѣ, 2) и были въ болыпинртвѣ духовными дѣтьми моего отца, который, кстати замѣтить, выражалъ удивленіе, по поводу добраго, религіознаго ихъ настроенія, котораго никакъ не ожидалъ. Нѣсколько позднѣе поселился въ приходѣ богатый купецъ Рукавишниковъ, родной братъ котораго, большой любитель церковнаго пѣнія, завелъ великолѣпный хоръ церковныхъ пѣвчихъ. По всей Россіи собирались въ него лучшіе голоса, что стоило, конечно, большихъ денегъ. Этотъ хоръ пѣлъ и въ нашей церкви и въ другихъ церквахъ города. Мой родитель не долюбливалъ этого хора изъ-за его вычур-

*) Дѣло въ томъ, что, въ этой части города, наша Георгіевская церковь была единственвая (другой—Троицкой еще не было), которая видна была съ пароходовъ, стоявшихъ противъ нашей набережной. Мы очень боялись за отца, когда его требовали, часто глухою ночью, для совершенія такихъ требъ. Нужно было спуститься съ очень высокой горы внизъ, пройти порядочное пространство среди рабочаго населенія по берегу Волги, затѣмъ плыть въ лодкѣ до парохода, стоявшаго часто довольно далеко отъ берега, подняться на пароходъ по трапу, напутствовать больного, нерѣдко холернаго, и потомъ возвратиться тѣмъ же путемъ домой, нерѣдко пѣшкомъ и безъ провожатаго. Но Богъ хранилъ отца и съ нимъ ни разу не случилось ничего худого.

•) Когда сгорѣлъ старый и выстроенъ новый театръ, актеры поселились въ другихъ мѣстахъ и вышли изъ нашего прихода; а старый ихъ домъ продавъ и на мѣсто его выстроено уже каменное зданіе, имѣющее' другое назначеніе.

наго,, партеснаго пѣнія, а главное изъ-за той толпы народа, которая, благодаря ему, собиралась въ храмѣ, отнюдь не для молитвы, а просто для развлеченія, какъ въ концертный залъ.

По переходѣ въ этотъ приходъ (изъ прежняго Сергіевскаго), наше семейство, первое время, жило на тѣсныхъ, часто неудоб ныхъ квартирахъ, потомъ перешло въ деревянный церковный домъ, находившійся въ концѣ города и нашего прихода, далеко отъ церкви. А когда рѣшено было построить новый церков ный каменный домъ въ другомъ мѣстѣ, на нашей великолѣпной набережной, вблизи англійскаго сада, пришлось жить опять на наемныхъ квартирахъ. Изъ одной такой квартиры родители проводили меня въ Петербургскую Академію.

Когда мы оканчивали семинарію, наша дальнѣйшая судьба складывалась такъ. Троимъ изъ окончившихъ семинарскій курсъ 1858 г. предстояло отправиться на казенный счетъ въ Казанскую Академію, вызывавшую тогда именно 3 студентовъ изъ нашей семинаріи. Наше семинарское начальство предназначило, изъ 1-го отдѣленія двухъ первыхъ по списку: Н. С. Потоцкаго и А. М. Хитровскаго, а изъ 2-го меня, А. Л. К—го, какъ перваго по списку, за моимъ же отказомъ слѣдующаго за мною, второго—В. Я. Рожанскаго. Ѳ. Г. Елеонскій, какъ третій по списку 1-го отдѣленія ‘), не получилъ назначенія въ академію, а равно и А. И. Смирновъ, окончившій курсъ въ числѣ послѣднихъ студентовъ, 13-мъ 2).

') Въ теченіе всего семинарскаго курса онъ, по большей части, занималъ это мѣсто, впрочемъ иногда и второе среди годичныхъ курсовъ, переходя, однако, изъ класса въ классъ всегда йодъ № 3. И. Ф. Спасскій. перешедшій изъ училища въ семинарію первымъ ученикомъ, окончилъ ее подъ 5 .NS и ни въ какое высшеѳе учебное заведеніе не поступилъ; дальнѣйшая его судьба мнѣ неизвѣстна.

-) Такъ низко онъ окончилъ отчасти потому, что мало занимался своимъ дѣломъ, отчасти за поведеніе. Весьма замѣчательна дальнѣй-щая судьба этого даровитаго моего товарища. Замѣченный еще въ семинаріи въ нетрезвомъ поведеніи, онъ продолжалъ вести такую же жизнь и по окончаніи семинарскаго курса и, наконецъ, дошелъ до того, что попалъ въ писари къ становому приставу, въ какомъ-то селѣ. Но здѣсь, на его счастье, обратила на него вниманіе гувернантка одного помѣщика, жившаго въ своемъ имѣніи въ томъ же селѣ. Разсказывали, что, встрѣтившись какъ-то разъ, съ А. И. С—мъ. она неожиданно вступила съ нимъ въ разговоръ и начала говорить на тему о томъ, какъ не стыдно ему, какъ она слышала, такому даровитому человѣку, такъ вести себя. Ея слова такъ подѣйствовали на него, что онъ пересталъ пить, познакомился съ нею, женился, поступилъ въ казанскій универ-

Изъ всѣхъ же студентовъ нашей семинаріи, курса 1858 г., получили потомъ высшее образованіе въ разныхъ учебныхъ заведеніяхъ по нашему 2-му отд. шесть человѣкъ (кромѣ меня, А. Л. К. и В. Я. Рожанскаго)—А. И. Смирновъ (въ каз. унив.), М. М. Добротворскій. ‘) П. А. Румянцевъ * 2) и П. Ѳ. Лебедевъ, 3) изъ 1-го же отд. только три (Н. С. Пот- ій 4), А. И. Хитр—ій 5), посланные въ Каз. Акад.. и Ѳ. Г. Елеонскій), слѣдовательно вдвое меньше противъ нашего, если не считать 2-хъ вышедшихъ изъ 1-го отд. ранѣе окончанія полнаго семинарскаго курса, для поступленія въ

ситетъ, блестяще окончилъ въ немъ курсъ, оставленъ при университетѣ и потомъ занялъ каѳедру философіи. Съ Ап. И. С—мъ мы ни разу не видались по окончаніи семинаріи, но въ послѣдніе годы своей службы, будучи уже ординарнымъ профессоромъ, онъ вспомнилъ о мнѣ, прислалъ мнѣ письмо и фотографическую свою карточку, я отвѣтилъ ему тѣмъ же, а затѣмъ онъ вскорѣ скончался.

*) М. М. Добротворскій поступилъ въ медицинскую академію, былъ военнымъ докторомъ гдѣ-то въ Сибири. Живъ ли, неизвѣстно. Онъ ивъ даровитаго семейства Добротворскихъ, родной братъ знаменитаго И. М. Добротворскаго, бывшаго профессора казанской академіи и казанскаго университета. Мой товарищъ М. М. Добротворскій всегда занималъ въ нашихъ семинарскихъ спискахъ третье мѣсто, подъ этимъ же № окончилъ и семинарскій курсъ.

а) П. А. Румянцевъ, 7-й студентъ, по списку, поступилъ сначала, черезъ два или три года, по окончаніи сѳмин. курса, въ кіевскую акад., перешелъ потомъ въ кіевскій университетъ на медицинскій фукультѳтъ, былъ военнымъ докторомъ, скончался.

3) П. Ѳ. Лебедевъ, 14-й нашъ студентъ, человѣкъ замѣчательной энергіи, удивлявшій насъ тѣмъ, какъ онъ готовился къ поступленію въ спб. педагогическій, старый институтъ, въ который и поступилъ. Потомъ, когда институтъ былъ закрытъ (1859 г.), онъ перешелъ въ спб. университетъ на историко-филологическій факультетъ, гдѣ и окончилъ курсъ очень успѣшно, былъ потомъ учителемъ и инспекторомъ петрозаводской гимназіи, вышелъ въ отставку и доселѣ здравствуетъ, живя въ Петрозаводскѣ вмѣстѣ съ сыномъ. Готовясь къ экзамену для поступленія въ спб. педаг. институтъ, онъ не ходилъ даже обѣдать, въ перерывъ между уроками (12—2 часа дня), все это время употреблялъ на изученіе математики, новыхъ языковъ и др. предметовъ. Туже энергію онъ обнаруживалъ и въ Петербургѣ, добывая средства для жизни уроками, которыхъ было у него много.

*) Н. С. Потоцкій 11-й маг., 1862—1873—препод. тобольской сем., 1873—1877—ея ректоръ, -|—1877 г.

5) А. М. Хитровскій 2-й маг., препод. саратовской сем. до 1867 г., а потомъ самарской,-!-1869 г.

университетъ: Н. Касаткина ‘) и П. Ив. Покровскаго * 2 3 4). Зато

1-е отдѣленіе дало впослѣдствіи двухъ епископовъ, не получившихъ академическаго образованія: Ѳедора Доримедонто-вича Счастнева *) и Александра Петровича Соболева *).

Отказъ мой отъ посылки въ Казанскую Акад. произошелъ при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Года за 2—3 предъ окончаніемъ сем. курса, я былъ очень напуганъ постигшею меня серьезною болѣзнью дыхательныхъ вѣтвей — сильнѣйшимъ бронхитомъ или даже плевритомъ, задыхался, могъ дышать не иначе, какъ съ большимъ трудомъ, обращался къ хорошему доктору, который очень меня напугалъ 5), но потомъ помогъ, а затѣмъ цѣлый годъ я лечился самъ: пилъ парное молоко, морковный сокъ и пр. Когда полегчало, задумали мы съ В. Я. Рожанскимъ, за годъ до окончанія полнаго семинарскаго курса, отправиться на свой счетъ въ Кіевскую Академію, гдѣ былъ профессоромъ его родственникъ (кажется, двоюродный дядя) знаменитый И. М. Скворцовъ. Это предпріятіе особенно сблизило насъ, хотя мы всегда были дружны; В. Я. Р—кій, очень остроумный, веселый, отчасти замѣнялъ мнѣ тогда давняго моего друга Ѳ. Г. Ел., который учился въ другомъ отдѣленіи, да и жилъ тогда не у насъ, а на отдѣльной квар-

*) Судьба его мнѣ неизвѣстна.

г) П. И. Покровскій, шуринъ П. И. Раева (+ митр. Палладія-), окончилъ курсъ въ москов. унив. по мед. фукультету, былъ докторомъ въ Москвѣ, въ одной изъ больницъ. Когда я служилъ въ моск. акад., не разъ бывалъ у него. Сконч.

3) Ѳ. Д. Счастневъ, ХО-й по списку студ. ниж. сем., въ монашествѣ Евѳимій, нынѣ епископъ Енисейскій и красноярскій (1860 г.—свящ., 1892—протоіерей, 1893—постриж. въ монаш., 1894 — архим. и настоят. Спасо-ІІреображ. мон. въ г. Арзамасѣ, 1897—вик. еп. новгородсѣверскій, 1898—еп. енисейскій). Здравствуетъ.

4) А. П. Соболевъ (по сем. списку 39-й), въ монашествѣ Алексій, былъ епископомъ вологодскимъ. До постриженія въ монашество былъ священникомъ при нижег. Покровской церкви, при которой былъ нѣкогда свящ. и П. И. Раевъ (f митр. Палладій). А. П. Соболевъ, очень видный собою и представительный, держалъ себя, будучи священникомъ, съ большимъ тактомъ. Вѣроятно, благодаря этому, да еще митр. Палладію, который былъ его (вмѣстѣ съ Ѳ. Д. Счастневымъ) наставникомъ въ семинаріи, онъ и выдвинулся на такой видный постъ. Сконч.

5) Фонъ-Путренъ, главн. докт. Мартыновской городской больницы. Осмотрѣвъ меня, онъ замѣтилъ: „сдѣлаю, что могу*. Изъ этихъ словъ я заключилъ, что мое дѣло плохо. Докторъ приписалъ мнѣ рвотный пластырь, который велѣлъ положить на грудь. Пластырь значительно мнѣ помогъ.

тирѣ. Мой новый другъ написалъ въ Кіевъ письмо и мы съ нетерпѣніемъ ждали на него отвѣта. Отвѣтъ, наконецъ, былъ полученъ, но такой охлаждающій нашъ пылъ, что пропала у насъ всякая охота попытаться счастья, не смотря на мечты, въ особенности мои, о теплой, поэтической Малороссіи. И мы рѣшили терпѣливо ждать полнаго окончанія курса, при чемъ мысль объ академіи меня не покидала, но куда ѣхать, въ какую академію? Казань страшила меня своимъ, какъ мнѣ говорили, болотнымъ климатомъ, а главное, мнѣ сообщили, что зданіе Казанской Академіи имѣетъ амосовское отопленіе, весьма вредное, по своей сухости, для такихъ слабогрудыхъ, какъ я. А потому, предвидя предложеніе ректора о назначеніи меня, въ числѣ другихъ товарищей, въ эту академію на казенный счетъ, рѣшился отказаться отъ этого назначенія и сообщилъ объ этомъ своему другу, при чемъ прибавилъ, что намѣренъ ѣхать черезъ годъ въ Петербургскую Академію и что буду очень радъ, если и онъ поѣдетъ со мною. Петербургъ же, хотя и былъ извѣстенъ мнѣ * по своему, тоже болотному климату, но привлекалъ меня, какъ столица; по крайней мѣрѣ, думалъ я, повидаю ее, если суждено мнѣ недолго жить. В. Я. Р—кій отвѣтилъ на мое предложеніе какъ-то уклончиво, или даже совсѣмъ не отвѣтилъ. Во всякомъ случаѣ, съ тѣхъ поръ онъ началъ вести себя въ отношеніи ко мнѣ довольно двумысленно *). Такъ и окончилась наша дружба; хотя мы остались въ добрыхъ отношеніяхъ, но прежней дружбы уже не было.

Предъ окончаніемъ семинарскаго курса ректоръ архим. Паисій три раза призывалъ меня къ себѣ, настойчиво предлагая отправиться на казенный счетъ въ Казань, но всякій разъ я рѣшительно отказывался отъ этого лестнаго предло- 1

1) Въ душѣ, очевидно, онъ рѣшился ѣхать въ Казань, если ему, какъ слѣдующему за мною по списку, сдѣлаютъ это предложеніе, послѣ моего отказа, но прямо этого мнѣ не заявилъ, а я изъ деликатности не хотѣлъ приставать къ нему, вызывать на откровенность. Въ сущности я не имѣлъ ничего противъ его намѣреній, которыя въ послѣднее время началъ подозрѣвать, хорошо понимая, что было бы слиткомъ большою съ его стороны жертвою, въ пользу нашей дружбы и давней мечты о совмѣстномъ обученіи въ академіи, отказаться отъ поѣздки на казенный счетъ въ Казань. Непріятно было одно—недостатокъ откровенности съ его стороны,—откровенности, которой я ждалъ, но такъ и не дождался. Окончили мы курсъ, не проронивъ ни слова о занимавшемъ насъ обоихъ предметѣ.

женія, въ виду слабости здоровья. Тогда онъ призвалъ слѣдующаго за мною по списку В. Я. Р—го, который принялъ предложеніе и блестяще, первымъ магистромъ, окончилъ курсъ въ Казанской Академіи въ 1862 г.

Мнѣ, однако, очень не хотѣлось ѣхать въ академію одному. Настроенный на совмѣстной съ товарищемъ поѣздкѣ туда и разочарованный въ новой дружбѣ, я вспомнилъ старую,—самаго стараго друга и близкаго родственника, Ѳ. Г. Елеонскаго и увлекъ его за собою. Когда явилась у насъ мысль о совмѣстной поѣздкѣ въ Петербургъ, не помню; вѣроятно тогда, когда я окончательно рѣшилъ отказаться отъ поѣздки въ Казань. Въ концѣ концовъ все вышло лучше, чѣмъ можно было ожидать. И случись какъ-либо иначе, С.-Петербургская Академія едва ли получила бы Ѳ. Г. Ел—каго, впослѣдствіи прекраснаго профессора, очень солиднаго и трудолюбиваго ученаго библеиста. По собственной иниціативѣ, онъ едва ли рѣшился бы ѣхать въ академію, да и матеріальныя средства тутъ играли большую роль, а вдвоемъ все казалось какъ-то легче и удобнѣе, наконецъ, и моимъ родителямъ было пріятнѣе отпустить меня въ дальнюю сторону не одного.

Когда ректоръ архим. Паисій въ послѣдній разъ призвалъ меня къ себѣ по дѣлу объ отправкѣ въ Казань и, выслушавъ отъ меня рѣшительный отказъ, спросилъ, что же я намѣренъ дѣлать по окончаніи курса, я заявилъ ему, что черезъ годъ намѣренъ ѣхать въ С.-Петербургскую Академію, даже на свой счетъ, если не удастся на казенный. Въ такомъ случаѣ семинарское правленіе съ удовольствіемъ будетъ рекомендовать васъ въ качествѣ кандидата на казенную вакансію; нужно только подать просьбу о томъ въ канцелярію Оберъ-Прокурора Св. Синода, сказалъ мнѣ ректоръ. То же обѣщаніе дано и Ѳ. Г. Е—му, когда онъ чрезъ нѣсколько времени заявилъ о томъ же.

Конецъ 1858 года провелъ я въ приготовленіяхъ къ поѣздкѣ въ Петербургъ, въ повтореніи пройденнаго семинарскаго курса. Между прочимъ, прочиталъ всю Библію, но почти безъ пользы, больше механически, чтобы прочитать только все и нѣсколько книгъ изъ библіотеки хозяина того дома, въ которомъ мы тогда жили, А. И. Граціанова, бывшаго учителя семинаріи: какой-то словарь церковныхъ писателей, кажется митр. Евгенія, «О ересяхъ и расколахъ въ русской церкви»— Руднева, часть исторіи Карамзина и др. Этотъ годъ принесъ мнѣ

мало пользы—даже для укрѣпленія моего некрѣпкаго здоровья, истомивъ меня ожиданіемъ будущей поѣздки и экзамена, что, при моей нервности, нетерпѣливости и заботливомъ характерѣ, было для меня во многихъ отношеніяхъ далеко не полезно. Гдѣ провелъ этотъ годъ Ѳ. Г. Елеонскій, у насъ ли въ Нижнемъ, или на родинѣ, въ селѣ,—какъ-то вышло изъ памяти. По всей вѣроятности, въ томъ и другомъ мѣстѣ, начало—въ селѣ, вторую же половину года—въ нашемъ семействѣ, въ Нижнемъ.

Въ свое время мы обратились къ преемнику бывшаго нашего ректора, архим. Ювеналію (Карюкову) ѵ) съ просьбою рекомендовать насъ въ качествѣ кандидатовъ для поступленія въ Спб. Академію на казенный счетъ, ссылаясь на обѣщаніе его предшественника ГІаисія. Просьба наша исполнена, но изъ канцеляріи Оберъ-Прокурора Св. Синода полученъ былъ отказъ, несмотря на отличную рекомендацію данную намъ со стороны семинарскаго начальства. Другого исхода—нельзя было и ожидать послѣ Высочайшаго посѣщенія нашей семинаріи 21 авг. 1858 г. Тогда мы рѣшились ѣхать на свой счетъ «волонтерами».

По полученіи изъ врачебной управы свидѣтельства о состояніи нашего здоровья, предъ отправленіемъ въ Петербургъ, мы явились къ пр. Антонію принять благословеніе. Меня онъ принялъ благосклонно, но не такъ отнесся къ моему товарищу, Ѳ. Г. Ел., давъ ему понять, въ рѣзкихъ неделикатныхъ выраженіяхъ, покоробившихъ меня, что считаетъ его претензію на полученіе академическаго образованія неосновательной 2). А между тѣмъ, при поступленіи въ академію, какъ увидимъ впослѣдствіи, вышло какъ разъ наоборотъ. Прославленный 3) въ семинаріи ученикъ чуть не провалился на пріем- *)

*) Іером. Ювеналій (Каріоновъ) екатериносл., послѣдній, 30-й магистръ кі'евск. акад. XII к. (1845), 1851— инсп. кишинев. сѳм., 1858—рект. нижѳгор. сем., 1968—вик. ед. михайловскій, 1871—еп. архангел., 1877— орловскій, +1882 г.

’) Помнится, обращаясь къ Ѳ. Г., онъ спросилъ: „и ты туда же“?... Въ этихъ словахъ хорошо обрисовался характеръ личности этого преосвященнаго.

’) Таково было обо мнѣ мнѣніе семинарскаго начальства, преподавателей и моихъ товарищей, которые охотно признавали мое первенство, но только у нихъ закрадывалось сомнѣніе (замѣчательная черта времени!), дѣйствительно ли я человѣкъ очень дѣльный,—на томъ осно-

номъ экзаменѣ въ Петербургской Академіи, а менѣе славившійся по семинаріи, но даровитый и трудолюбивый ея питомецъ принятъ въ академію довольно высоко по экзаменскому списку.

Эту главу моихъ воспоминаній не могу закончить иначе, чѣмъ и первую. Считаю счастьемъ для себя и моихъ товарищей, что мы учились въ Нижегородской духовной семинаріи, въ старыя добрыя времена. Учились мы при старой, далеко несовершенной программѣ и при старыхъ методахъ преподаванія, дававшихъ намъ много простора для самодѣятельности, при хорошихъ въ общемъ преподавателяхъ и при сильномъ на насъ вліяніи лицъ, стоявшихъ во главѣ мѣстной администраціи (пр. Іаковъ, пр. Іеремія, ректоръ архим. Аполлоній,— первый и послѣдній оставили по себѣ жившія и въ наше время традиціи), наконецъ при воздѣйствіи на насъ прекрасной природы родного города, помогавшей нашему саморазвитію. Учебная программа 1840 года не помѣщала тому, чтобы изъ Нижегородской семинаріи этого періода времени (1840— 1867 г. до введенія новаго устава дух. сем.) вышло очень много видныхъ, даже выдающихся дѣятелей на разныхъ поприщахъ служенія церкви, отечеству и наукѣ '). Стало быть,

ваніи, что не пью вина. „Всѣмъ бы хорошъ нашъ первакъ, говорили они, да только отъ чего онъ не пьетъ“'? Очевидно, я не совсѣмъ подходилъ къ тогдашнему семинарскому идеалу.

‘) Полный перечень ихъ можно читать въ „Кр. истор. пам. зап. ниж. сем.“ А. Тихона (стр. 70—76). Здѣсь мы упоминаемъ только нѣкоторыхъ изъ нихъ, не касаясь ни тѣхъ, которые учились въ семинаріи до 1840 г., ни тѣхъ которые окончили въ ней курсъ послѣ 1867 г. Перечисляемъ ихъ по порядку семинарскихъ курсовъ. 1842 года: прот. А. П. Владимірскій (1-й маг. I курса казан. академіи), проф. казан. унив. и ректоръ казан. академіи въ теченіе 25 лѣтъ (1871—1896); 1848—первые студенты семинаріи: Н. И. Глоргантовъ (2-й маг. спб. акад.) и прекрасный ея лроф. физики, прот. Гі. А. Матвѣевскій, извѣстный многочисленными и цѣнными богословско-литературными трудами, П. И. Раевъ (і спб. митр.), И. Я. Охотинъ (і пр. Іустинъ, архіеп. херсонскій); I860—М. И. Лузинъ (і пр. Михаилъ, еп. курскій), выдающійся проф. моек. акад. и рект. кіевской, авторъ многихъ замѣчательныхъ ученыхъ трудовъ (противъ Ренана, Толковое Еванг. и др.), Л. П. Полетаевъ (пр. омскій Григорій) 1-й маг. казанской акад., а потомъ долгое время, 13 лѣтъ, ея проф. по Св. Пис., 1852—И. М. Добротворскій (1-й маг.), знаменитый проф. казан. академія по расколу, проф. и деканъ каз. унив., А. И. Лиловъ (2-й маг.), бакалавръ казан. акад., выдающійся преподаватель психологіи и палеонтологіи, 20 лѣтъ потомъ служившій по Мин. Нар. Пр. на Кавказѣ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дѣло не столько въ программѣ, сколько въ личностяхъ ее выполняющихъ. Удачный выборъ лицъ, въ особенности на чальствующихъ и бережное, къ достойнѣйшимъ изъ нихъ отношеніе часто спасаютъ все учебно-педагогическое дѣло, въ противномъ же случаѣ его губятъ.

А. Катанскій.

Н. А. Виноградовъ, конкуррентъ И. М. Д—го по успѣхамъ, изъ богосл. класса вышедшій (1851 г.) въ казанскій унив., его проф. и знаменитый по всей Волгѣ докторъ (казанскій Боткинъ); 1856—П. В. Знаменскій, знаменитый проф. казанской акад., ея историкъ и авторъ многихъ капитальныхъ трудовъ; 1858—А. Л. Катанскій, Ѳ. Г. Елеонскій,—засл. проф. спб. акад. В. Я. Рожанскій, бакк. казан. акад., Ап. Ив. Смирновъ, проф. казан. унив.; 1864—В. А. Снегиревъ, извѣстный проф. казан. акад. по психол., читавшій лекціи и въ казан. унив., Я. А. Богородскій, заслуж. проф. казан. акад. по библейской исторіи. Сюда же можно причислить и воспит. нижѳгор. сем. 1846 г. прот. В. И. Вербицкаго, извѣстнаго алтайскаго миссіонера, просвѣтившаго до 2100 инородцевъ св. крещеніемъ (f 1890), родственника и продолжателя еще болѣе извѣстнаго миссіонера С. В. Ландышева, также изъ питомцевъ нижег. сем. (въ 1836 г. онъ вышелъ изъ философскаго класса; въ 1843 выдержалъ экзаменъ на студента сем.). Сконч. 1882 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.