Научная статья на тему 'ВОСПОМИНАНИЯ О НАРОДНОМ АРТИСТЕ УЗБЕКИСТАНА БАТЫРЕ ЗАКИРОВЕ'

ВОСПОМИНАНИЯ О НАРОДНОМ АРТИСТЕ УЗБЕКИСТАНА БАТЫРЕ ЗАКИРОВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КОМПОЗИТОР / КОНЦЕРТ / ПЕНИЕ / ПЕСНЯ / ТАЛАНТ / КОНКУРС / ВОКАЛИСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тураев Ю. Ш.

слушая по радио в исполнении Батыра Закирова песню «О, светоч грёз моих» (написанную египетским композитором Фаридом аль-Атрашель), я был восторге от его пения, от того, как он спел мугам. Его супер не повторимый никем волшебный мелодичный голос звучал завораживающе. Ёкнуло солдатское сердце, заворожила меня в полном смысле слова, и я не мог прийти в себя от волнения и радости. Очнувшись, подумал про себя: как было бы хорошо после демобилизации петь и работать вместе с ним в одном коллективе, какая для меня была бы большая честь петь рядом с таким великим уникальным артистом, как Батыр Закиров. Продолжая свои воспоминания - в 1958 году после демобилизации из Ансамбля песни и пляски Одесского военного округа поеду в Ташкент, где сбудутся все мои мечты. Но судьба, к сожалению, распорядилась по-иному. Я поехал в город Николаев, женился на своей девушке и стал работать ведущим солистом-вокалистом Николаевской областной филармонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMOIRS OF THE PEOPLE'S ARTIST OF UZBEKISTAN BATIR ZAKIROV

listening to the radio of Batyr Zakirov in his performance of the song “About the lamp of my dreams” (written by the Egyptian composer Farid al-Atrashel), I was delighted with his singing as he sang mugham. His super magical melodic voice, unrepeatable by anyone, sounded mesmerizing. A soldier's heart skipped a beat, bewitched me in the full sense of the words, and could not recover from excitement and joy. Waking up, I thought to myself how good it would be to sing and work with him in the same team after demobilization, what a great honor it would be for me to be next to such a great unique artist as Batyr Zakirov. Continuing my memories in 1958, after demobilization from the Song and Dance Ensemble of the Odessa Military District, I will go to Tashkent where all my dreams will come true. But fate, unfortunately, decreed otherwise. I went to the city of Nikolaev, married my girlfriend and began to work as a leading soloist vocalist of the Nikolaev Regional Philharmonic Society.

Текст научной работы на тему «ВОСПОМИНАНИЯ О НАРОДНОМ АРТИСТЕ УЗБЕКИСТАНА БАТЫРЕ ЗАКИРОВЕ»

ВОСПОМИНАНИЯ О НАРОДНОМ АРТИСТЕ УЗБЕКИСТАНА БАТЫРЕ ЗАКИРОВЕ

Тураев Ю.Ш.

Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессора, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: слушая по радио в исполнении Батыра Закирова песню «О, светоч грёз моих» (написанную египетским композитором Фаридом аль-Атрашель), я был восторге от его пения, от того, как он спел мугам. Его супер не повторимый никем волшебный мелодичный голос звучал завораживающе. Ёкнуло солдатское сердце, заворожила меня в полном смысле слова, и я не мог прийти в себя от волнения и радости. Очнувшись, подумал про себя: как было бы хорошо после демобилизации петь и работать вместе с ним в одном коллективе, какая для меня была бы большая честь петь рядом с таким великим уникальным артистом, как Батыр Закиров. Продолжая свои воспоминания - в 1958 году после демобилизации из Ансамбля песни и пляски Одесского военного округа поеду в Ташкент, где сбудутся все мои мечты. Но судьба, к сожалению, распорядилась по-иному. Я поехал в город Николаев, женился на своей девушке и стал работать ведущим солистом-вокалистом Николаевской областной филармонии.

Ключевые слова: музыка, композитор, концерт, пение, песня, талант, конкурс, вокалист.

MEMOIRS OF THE PEOPLE'S ARTIST OF UZBEKISTAN BATIR ZAKIROV

Turayev Yu.Sh.

Turayev Yunus Sharipovich - acting Professor, DEPARTMENT OF VAUDEVILLE CHANT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: listening to the radio of Batyr Zakirov in his performance of the song "About the lamp of my dreams" (written by the Egyptian composer Farid al-Atrashel), I was delighted with his singing as he sang mugham. His super magical melodic voice, unrepeatable by anyone, sounded mesmerizing. A soldier's heart skipped a beat, bewitched me in the full sense of the words, and could not recover from excitement and joy. Waking up, I thought to myself how good it would be to sing and work with him in the same team after demobilization, what a great honor it would be for me to be next to such a great unique artist as Batyr Zakirov. Continuing my memories in 1958, after demobilization from the Song and Dance Ensemble of the Odessa Military District, I will go to Tashkent where all my dreams will come true. But fate, unfortunately, decreed otherwise. I went to the city of Nikolaev, married my girlfriend and began to work as a leading soloist vocalist of the Nikolaev Regional Philharmonic Society. Keywords: music, composer, concert, singing, song, talent, competition, vocalist.

УДК 078

В 1961 году приехала на гастроли в город Николаев в Николаевскую областную филармонию Тамара Ханум с концертной программой - всемирная известная популярная певица мирового масштаба, лапаристка, поющая песни и танцы народов мира.

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Тамара Ханум репетировала свою концертную программу перед выступлением в большом зале филармонии. В концертном зале сидел директор филармонии, слушал её пение, как она поёт прекрасно свои Узбекские песни и Украинскую песню «ой да Галя и Султан» со своим ансамблем. После окончания репетиции директор филармонии Сухина Иван Владимирович поблагодарил Тамару Ханум и сказал: «Какая у вас замечательная концертная программа», - и тут же продолжил разговор. - Хочу вам представить нашего молодого солиста, который поёт, работает у нас в филармонии, мы им гордимся, он из Узбекистана - Юнус Тураев». «Можно его пригласить и познакомиться с ним? - спросила Тамара Ханум. «Конечно, можно, сейчас приглашу. Он в малом зале репетирует свою канцерную программу» - ответил директор. Я пришёл, и Сухина Иван Владимирович познакомил меня с Тамарой Ханум. Она прослушала меня и в заключение Тамара Ханум сказала: «Вы талантливый певец и должны поехать на конкурс в Ташкент и спеть там. И очень будет хорошо, если вы будете работать в эстрадном оркестре Узбекистана и гастролировать вместе с Батыром Закировым». «Ну и ну», - подумал я. Тамара Ханум глядела как будто в воду, как предсказатель, предсказывая моё будущее наперёд. Я как-то на это не обратил особого внимания и пошёл дальше репетировать свою концертную программу.

1961 год. Сентябрь, время отпусков, и больше пяти лет я не был дома в Узбекистане в родном древнейшем городе Бухаре. Моя мамочка Саломат просила меня, чтобы я приехал вместе с женой и новорождённым сыном Олимжоном в гости к ним. На семейном совете решили - едем, купили билеты на самолёт и первым рейсом

вечером из Николаева вылетели по маршруту Москва-Ташкент-Бухара. Прилетели в Ташкент, была жара невозможная, подошёл кассе аэропорта, у кассы народа не было, думаю: вот здорово, видимо от такой жары пассажиры спят. Подхожу к кассе: Здравствуйте, прошу вас два билетика на Бухару. «Молодой человек, только что последний рейс вылетел на Бухару, а в дальнейшие дни на рейс по маршруту Ташкент - Бухара все билеты проданы». Ну и ну. Вот так мы вместе семьёй, маленьким грудным ребёнком оказались в городе Ташкенте, устроились на два дня в гостинице «Ташкент». Так моя супруга Светлана Михайловна впервые увидела прелести теплоты и гостеприимства Востока. А вечером вышли погулять по вечернему Ташкенту. Подошли к киоску, купили газету, прекрасно прогулявшись, вернулись в гостиницу. Листаю газету «Вечерний Ташкент», где было крупно написано: Конкурс вокалистов в Эстрадный оркестр Узбекистана, начинается завтра в 10-00 в театре эстрады, ул. Алишера Навои, № 50. Показываю супруге Светлане Михайловне, она внимательно прочитала и твёрдо сказала: Юрочка, папуля, — это твоя судьба, мой совет - надо принять участие в конкурсе.

Моё знакомство с уникальным ни кем не повторимым великим мудрым талантливым исполнителем Батыром Закировым состоится в 1961 году в театре эстрады, на конкурсе вокалистов для пополнения солистами новой программы эстрадного оркестра Узбекистана. Ровно в 10-00 вышел на сцену ведущий конкурса Владимир Гилевич и он сказал: начинаем прослушивания вокалистов для эстрадного оркестра Узбекистана. В составе жюри были композиторы Муталь Бурханов, Икрам Акбаров, Манас Левиев, Мухтар Ашрафи, Шариф Рамазанов, Хайри Изамов. Сайфи Джалилов. Поэты песенники Турба Тула, Эркии Фахидов, кинорежиссёры Малик Кюмов, Толик Кабулов, музыковед Тавур Джумаев. Тамара Ханум, Батыр Закиров. Председатель жюри м. к. Узб. ССР Мухаммедов, заместитель жюри Начальник Главного Управление искусств С. Каммалидинов. Я предпоследний спел и ушёл за кулисы, все исполнители ходили за кулисами и нервничали. Не прошло и часа всех нас конкурсантов пригласили на сцену. Пофамильно каждого конкурсанта благодарили и желали творческих успехов. Нач. Глав.Управления искусств С. Камалидинов объявляет: Тураев Юнус Шарипович единогласным решеним жюри приняли Вас ведущим солистом Эстрадного оркестра Узбекистана, где является художественным руководителем Батыр Закиров, поздравляем вас и желаем вам творческих успехов. Все конкурсанты, стоя на сцене, аплодировали членам жюри. Вижу из глубины зала на сцену шёл высокого роста худощавый современно одетый для того времени стройный в чёрном костюме мулат с арабскими чертами лица длинными чёрными волнистыми волосами, с улыбающимся лицом, крупными карими глазами - это был знаменитый исполнитель арабского танго певец Батыр Закиров. Ёкнуло у меня сердечко, сбылась моя мечта. Я буду стоять рядом с ним на одной сцене. Подошёл ко мне Батыр, обнял меня, пожал мне руку и сказал: «Поздравляю тебя, ты талантливый певец, прекрасно поёшь, у тебя задушевный звонкий яркий голос, браво, будем продолжать работать вместе и гастролировать с концертами по Союзу и за рубежом. Готовься, первые наши плановые гастрольные выступления будут в городе Баку в Азербайджане». Продолжая свои воспоминания, хочу сказать следующее, что кавказский народ очень гостеприимный. Гуляя по городу Баку, смотрю везде расклеены афиши: концерт Эстрадного оркестра Узбекистана под художественным руководством Батыра Закирова. Концерт состоится в Государственной филармонии имени Муслима Магомаева. В этом зале выступали такие знаменитые певцы известные на вес мир Буль Буль Мамедов, Рашид Бей бутов, Зейнаб Халдарова и многие другие.

Первый мой дебютный концерт состоялся в этом зале филармонии городе Баку с Эстрадным оркестром Узбекистана.

В программе я выступал четвёртым номером, ведущий концерта представил меня: поёт солист оркестра Юнус Тураев, слова. В. Ткача, муз. А. Сабодаша «МАРИЧКА». Когда я спел и вышел за кулисы, Батыр Закиров несмотря на то, что готовился своему выступлению, подошел и поздравил меня, сказал: «Молодец хорошо спел». И стал готовиться к выходу на сцену.

Я быстренько побежал в режиссёрскую комнату на второй этаж, чтобы посмотреть на выступление Батыра Закирова сверху. Ведущий концерта Владимир Гилевич спокойным голосом не спеша объявляет: выступает ведуший солист, под художественным руководством эстрадного оркестра Узбекистана Батыр Закиров, исполняет песню композитора Фаридом аль-Атрашель «Арабское танго» «О, светоч грёз моих». Батыра Закирова встретили громом аплодисментов. Вышел на сцену стройный красавец в белом халате с белой чалмой на голове, он медленно подошёл к микрофону, и в этот момент свет приглушили, оркестр заиграл, и Батыр начал петь тихо, заставляя слушать его, он пел всем сердцем, слушатели, не отрывая глаз, смотрели на его исполнение. На фоне оркестра национальные инструменты начали играть чуть-чуть держа фон тремоло. Талантливый музыкант Илья Малаев на таре играл, издавая чудо-звуки. поднося в правое ухо руку Батыр Закиров запел мугам «Робби гама лаки лил махнули», зал замер, гробовая тишина, голос лился из высоты птичьего полёта по всему залу. И думаю, откуда у него такая сила голоса так петь эмоционально, и смотрю в зал - зрители плачут, вытирая слёзы. Это уникум богом одарённый голос никем не сравним. Вес зал, стоя аплодировал, благодарили, дарили ему море цветов у ног Батыра, слушатели, вытирая слёзы кричали чёг саг ул, рахмат, спасибо, браво, бис. Я впервые увидел ошеломляющий успех Батыра Закирова, как он покорил своим пением и мастерским исполнением зрителей и слушателей гор. Баку. Это и есть упех Батыр Закирова театр одного актёра.

В заключение хочу сказать: Такие великие люди рождаются раз в 100 лет.

Батыр Закиров мог бы стать прекрасным педагогом, мог бы стать артистом кино, как Радж Капур. Он мог стать замечательным художником, когда мы были с концертами на гастролях в гор. Ленинграде ныне переименован в г. Санкт-Петербург, выступали с концертами в зале Октябрьский, он нарисовал мой портрет. Работая с ним около 18 лет, я многому научился у него - это актёрскому мастерству, работе с текстом, и музыкой, написанной композитором. Певец, выйдя на сцену, должен выдать всё, как его учили педагоги театрального института по системе Станиславского, учили нас - рассказывал нам Батыр Закиров. Я все его учение и советы прививаю своим студентам. И говорю своим студентам: тяжело в учении, но зато потом, когда выйдете на сцену один на один со зрителем, тогда вам будет легко петь на сцене. Как пример для вас - это Батыр Закиров.

Несмотря на свои тяжёлые болезни, Батыр не сдавался, он занимался спортом и развивал дыхательный певческий аппарат. Пройдя все муки и страдания, он выбрал сложный трудный путь в своей профессии стать певцом. Путь его никем неповторимый. Свыше одарённый богом голос, обладающий магической, эмоциональной силой, завораживающий слушателей. Он остался преданным своей профессии гениально талантливый певец, выдающийся исполнитель театра одного актёра - Батыр Закиров. Родоначальник стоял у истоков развития Узбекской национальной эстрады, был звездой, ею и остаётся навсегда - звездой своего народа.

Список литературы /References

1. Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ-ХХ1 вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Т., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.