Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ УЗБЕКИСТАНА'

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИСКУССТВО / ЭСТРАДА / ЖАНР / ВОКАЛ / ИСПОЛНЕНИЕ / СИНТЕЗ / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матвеева О.М.

музыкальная практика народов Востока не проявляет склонности к механическому копированию современных ритмов, но и не замыкается в своих традициях. На этом этапе взаимодействие разных моделей музыки принимает более сбалансированный характер по уровню активности и широте участия в музыкальном взаимообмене разных этнонациональных и цивилизационных сообществ. На новом этапе взаимодействия каждая этническая и цивилизационная музыкальная культура, включаясь в интенсивные связи с другими культурами, одновременно не теряла своего самобытного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE GENRE DIVERSITY OF THE MUSICAL STAGE OF UZBEKISTAN

the musical practice of the peoples of the East does not show a tendency to mechanically copy modern rhythms, but it does not close in its traditions either. At this stage, the interaction of different models of music takes on a more balanced character in terms of the level of activity and the breadth of participation in the musical interchange of different ethno-national and civilizational communities. At the new stage of interaction, each ethnic and civilizational musical culture, engaging in intensive ties with other cultures, had the opportunity and at the same time did not lose its original character.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ УЗБЕКИСТАНА»

К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ РАЗНООБРАЗИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ

УЗБЕКИСТАНА Матвеева О.М.

Матвеева Ольга Михайловна - преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент. Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальная практика народов Востока не проявляет склонности к механическому копированию современных ритмов, но и не замыкается в своих традициях. На этом этапе взаимодействие разных моделей музыки принимает более сбалансированный характер по уровню активности и широте участия в музыкальном взаимообмене разных этнонациональных и цивилизационных сообществ. На новом этапе взаимодействия каждая этническая и цивилизационная музыкальная культура, включаясь в интенсивные связи с другими культурами, одновременно не теряла своего самобытного характера. Ключевые слова: музыка, искусство, эстрада, жанр, вокал, исполнение, синтез, практика.

ON THE ISSUE OF THE GENRE DIVERSITY OF THE MUSICAL STAGE OF

UZBEKISTAN Matveeva O-М.

Matveeva Olga Mikhaylovna - Lecturer, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT. REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the musical practice of the peoples of the East does not show a tendency to mechanically copy modern rhythms, but it does not close in its traditions either. At this stage, the interaction of different models of music takes on a more balanced character in terms of the level of activity and the breadth of participation in the musical interchange of different ethno-national and civilizational communities. At the new stage of interaction, each ethnic and civilizational musical culture, engaging in intensive ties with other cultures, had the opportunity and at the same time did not lose its original character.

Keywords: music, art, stage, genre, vocals, performance, synthesis, practice.

УДК 078

Узбекская эстрадная музыка складывалась и развивалась под воздействием мировой эстрадной музыки. Предметом подражания были и джаз, и рок 60-х, и диско 70-х годов ХХ века, и искусство знаменитых французских шансонье, и мастерство русского эстрадного вокала и, конечно же, бесценный пласт талантливых мастеров узбекского фольклора. «В историю узбекского и мирового музыкального искусства вошли имена многих замечательных артистов старшего поколения, среди которых Тамара Ханум, Мухиддин Кари Якубов, Халима Носирова, Батыр Закиров» [1, 164].

Большой вклад в становление и развитие узбекской эстрады внесли композиторы М. Бурханов, И. Акбаров, Э. Салихов, Э. Каландаров, Е. Живаев, Д. Ильясов и др.

Основу эстрадного вокального искусства заложили Б. Закиров, Ф. Закиров, Л. Закирова, Ю. Тураев, Р. Шарипова, М. Шамаева, Ш. Низамутдинов, Н. Нурмухаммедова и другие талантливые исполнители. В их творчестве отразились стили и направления мировой поп и рок-музыки. Особую значимость имела деятельность таких композиторов и аранжировщиков, как Э. Каландаров, А. Михайлов, А. Кролл, Е. Живаев, Д. Ильясов и др.

1970-1980 годы были весьма плодотворными для эстрадной деятельности. В этот период появились такие популярные узбекские группы, как «Садо», «Оригинал», «Наво», солисты-исполнители: Н. Нурмухаммедова, Н. Бойхонова, М. Ташматов, К. Каюмов, Л. Кандалова, Л. Макеев, М. Алимова, М. Курбанова, позднее Н. Абдуллаева, К. Раззокова и др.; композиторы-аранжировщики: А. Назаров, Д. Ильясов, А. Икрамов. Особо следует отметить творчество лидера группы «Ялла», народного артиста Республики Ф. Закирова, деятельность которого выходит за рамки исполнительства, и написанные им мюзиклы и хиты популярны и сегодня.

Вместе с тем, параллельно с западными жанрово-стилевыми тенденциями развивается и традиционное песенное исполнение, которое стало неотъемлемой частью узбекского эстрадного искусства. Такие исполнители, как Ш. Жураев, Г. Ёкубов, Г. Бойтоев, О. Мамдалиев, М. Холиков и др., укрепили позицию народного песенного жанра в эстрадной музыке, исполняя поистине «народные» песни в народном стиле. Последующее прогрессивные идеи этих исполнителей стали основой для главенствующего на сегодняшний день жанра узбекской эстрадной музыки - узбекская национальная эстрада.

1990-е годы явились переломными в жизни страны. Республика обретает статус Независимого государства, определяет свой путь экономического развития, свою идеологию. Пожалуй, именно этот период можно выделить как начало трансформации эстрадной музыки в поп культуру. В узбекской

музыкальной эстраде появляются образцы с различными интонационно-ритмическими, жанрово-стилевыми источниками, чья художественная ценность заметно отличалась от предыдущих опытов, ведущие направления формулируются путем внедрения популярных прежде жанров, стилей и их синтеза с традиционными музыкальными формами.

С 1990-х годов эстрадная музыка коммерциализируется. Изменяются форматы радио и телевидения. Увеличивается и число поп вокалистов и музыкантов, большинство из которых не имеет музыкального образования.

В этот период эстрада развивается очень бурно. Под напором западных поп течений узбекские артисты пытаются найти свое лицо, свой стиль. Новички в шоу системе пытаются выразить себя путем копирования и пародирования. Таковыми были в начале 1990-х группы «Болалар», «Шофайз», «Шум бола» и др., выступавшие в манере российской группы «Ласковый май», которая, в свою очередь, тоже копировала западные образцы. Это обстоятельство дало как положительные, так и отрицательные результаты. Со временем большинство исполнителей отсеялись, многие имена забылись. Но были и такие, кто со временем нашел свое место в шоу-бизнесе.

Узбекская эстрадная музыка активно перенимает не только западные жанры и стили поп-музыки, но и нередко обращается к опыту известных музыкантов востока. В 1980-е годы в репертуаре Н. Абдуллаевой появляется множество песен на иранском, азербайджанском, турецком языках, аранжированных с переосмыслением и учетом колорита узбекских народных инструментов.

В 90-е годы ХХ века интерес к восточной поп-музыке возобновляется с новой силой и жанр ориент-поп вновь обретает популярность. Правда, что индийских, арабских, турецких, азербайджанских композиций выдавались исполнителями как собственные оригинальные идеи. Сегодня же нарушения авторских прав и плагиат наблюдаются гораздо в меньшей степени, благодаря современным технологиям и, в первую очередь, интернету.

Западная поп-музыка, обращаясь к ориент-поп, пользуется не только его мелодической линией, но и мастерски комбинирует ритм, мелодию, восточные и африканские (чаще - это арабские, турецкие, иранские и индийские). Известные примеры такого рода композиций можно найти у «Битлз», Стинга, Янни, Майкла и Дженет Джексон, Шакиры и многих других.

Местные музыканты наиболее часто обращаются к диско, техно, хип-хопу. Ориентируясь на молодежную аудиторию, они работают, главным образом, в стилях техно и хип-хоп. Так, «Ал-Вакил», в конце 1990-х, позиционировала себя, как хип-хоп группа. Сегодня яркие представители стиля хип-хоп -Шохрух, Шахриер и др. - широко используют традиционные национальные речевые и музыкальные интонации, звучащие в сопровождении народных узбекских инструментов.

В конце 1990-х годов вновь активизируется деятельность Национального эстрадно-симфонического оркестра, под управлением Заслуженного деятеля искусств РУз. А. Икрамова, Эстрадно-симфонического оркестра имени Б. Закирова, под управлением Народного артиста РУз. М. Ташматова. Наряду с классическими образцами и мировой эстрадно-джазовой музыки, они исполняют произведения ведущих композиторов республики - А. Икрамова, Д. Амануллаевой, Н. Нарходжаева, А. Расулова, А. Назарова, Д. Илёсова, Р. Абдуллаева и др.

Современная практика тяготеет к возрождению традиционных национальных стилей с использованием достижений в области цифровой электроники, с помощью которой перерабатываются «старые» ритмы, звуки и появляются обновленные стили. Например, стиль современной поп-музыки Я&Б - это электронный вариант ритм-энд-блюза, обновленный соул - нью-соул, обновленный диско - нью-диско и пр. Цифровые технологии, применяемые в музыкальной сфере, позволяют раскрывать новые возможности для композиторов и аранжировщиков. Достаточно свежо и интересно звучат сочетания электронных звуков с народными инструментами. Оригинальные, смелые идеи такого синтеза можно наблюдать в репертуарах групп «Б1 Пилигрим» («Он и она»), «Радиус - 21» («Шекспир»), «Болалар» («Сен мени эркала»), исполнителей С. Назархан («Коралар»), И. Дилроз («Жонажон элим») и пр.

Новые тенденция наблюдаются в области синтеза жанров и стилей. В этот период остро стоит вопрос репертуара эстрадных исполнителей. Молодым удается создать сплав различных жанрово-стилевых проявлений, которые, безусловно, обогащают и развивают эстрадной пласт узбекского музыкального искусства. Результаты таких экспериментов позволяют экспортировать эстрадное искусство Узбекистана в близкое и дальнее зарубежье. Участие и победа узбекских эстрадных исполнителей на различных Международных конкурсах («Новая волна»), церемонии наград («Золотой граммофон»), в различных телепроектах («Голос», «Главная сцена» и др.) подтверждают эти тенденции.

Таким образом, на ранних этапах своего развития узбекская эстрадная музыка опиралась как на собственные исторические музыкальные традиции, так и активно воспринимала мировые тенденции, творчески перерабатывая и интерпретируя их. Это привело к тому, что к началу 1990-х годов узбекская эстрада смогла приобрести свои специфические черты, которые заложили основу для дальнейшего и плодотворного ее развития.

Следует подчеркнуть, что полноценно и объективно отразить весь процесс развития популярной музыки весьма сложно, учитывая многоплановость, многоаспектность поисков языка, стиля, тенденций. И в этой связи представляется важной разработка теоретических и методологических оснований для изучения и систематизации этого явления.

Список литературы /References

1. Амануллаева Д.Д. Обзор стилистических направлений вокально-эстрадного искусства Узбекистана (19912009 гг.) / Процессы реформирования системы музыкального образования / Материалы первой Международной научно-практической конференции. Ташкент, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.