Научная статья на тему 'ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ СУВОРОВЦЕВ'

ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ СУВОРОВЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНЫЙ УРОК / ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ РОТАЦИИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС» / ПРОЕКТ / СИНКВЕЙН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицкая Ирина Геннадьевна, Степанова Светлана Яковлевна

Статья посвящена проблеме использования межпредметной интеграции в урочной инновационной деятельности с целью организации профессионального ориентирования обучающихся. Преподавателями предложен вариант проведения бинарного урока обществознания и русского языка с использованием военного компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лисицкая Ирина Геннадьевна, Степанова Светлана Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING PATRIOTS INTERSUBJECT INTEGRATION IN PROFESSIONAL ORIENTATION OF SUVOROV RESIDENTS

The article is devoted to the problem of using cross-subject integration in the field of innovation in order to organize professional orientation of students. The teachers proposed a variant of conducting a binary lesson in social science and Russian using a military component.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ СУВОРОВЦЕВ»

И.Г. ЛИСИЦКАЯ, С.Я. СТЕПАНОВА

I.G. LISITSKAYA, S.Y. STEPANOVA

ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТОВ

RAISING PATRIOTS

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ СУВОРОВЦЕВ

INTERSUBJECT INTEGRATION IN PROFESSIONAL ORIENTATION OF SUVOROV RESIDENTS

17

Сведения об авторах: Лисицкая Ирина Геннадьевна - преподаватель (руководитель дисциплины) отдельной дисциплины «История, обществознание и география» ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь);

Степанова Светлана Яковлевна - преподаватель отдельной дисциплины «русский язык и литература» ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования межпредметной интеграции в урочной инновационной деятельности с целью организации профессионального ориентирования обучающихся.

Преподавателями предложен вариант проведения бинарного урока обществознания и русского языка с использованием военного компонента.

Ключевые слова: бинарный урок, технология смешанного обучения, модель ротации «перевёрнутый класс», проект, синквейн.

Information about the authors: Irina Lisitskaya - teacher (head of the discipline) separate discipline history, social studies and geography of the Federal state state educational institution «Tver Suvorov military school Ministry of defense of the Russian Federation» (Tver);

Svetlana Stepanova - teacher of a separate discipline Russian language and literature of the Federal state state educational institution «Tver Suvorov military school Ministry of defense of the Russian Federation» (Tver).

Summary. The article is devoted to the problem of using cross-subject integration in the field of innovation in order to organize professional orientation of students. The teachers proposed a variant of conducting a binary lesson in social science and Russian using a military component.

Keywords: binary lesson, technology blended learning the rotation model flipped classroom, project, sinquan.

Как чувство патриотизм не является врождённым. Он закладывается воспитанием в семье, в школе, на производстве, в армии, в обществе, что определяет его характер и глубину, готовность к самопожертвованию ради своего Отечества.

Целью обучения в суворовском военном училище является подготовка воспитанников к военной службе, получение среднего полного образования и соответствующее их предназначению воспитание. Первостепенное значение в училище отводится воинскому воспи-

танию, развитию патриотических чувств, любви и преданности Родине, готовности к защите Отечества, формированию нравственных качеств воспитанников.

Именно главной целью - профессиональным ориентированием и патриотическим воспитанием

обучающихся - был обусловлен выбор темы урока «Защитник Отечества - профессия почётная!».

При конструировании современного урока всё чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков. Бинарные уроки - одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Такие уроки позволяют выявить связь различных предметов, интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике, делают обучение целостным и системным.

Летописью современной общественной жизни по праву считается публицистический стиль речи. С особенностями публицистического стиля обучающиеся впервые знакомятся на уроках русского языка в 7-м классе в начале учебного года. Тогда же изучается и тема «Защита Отечества» в курсе обществозна-ния.

Поэтому было решено провести урок по теме «Защитник Отечества - профессия почётная!» на материале текстов публицистического стиля разных жанров и показать, как посредством стилистических возможностей языка можно сформировать убеждение, что защита Отечества - священный долг и обязанность гражданина РФ.

Тема «Защита Отечества» изучается в курсе обществозна-ния. Разговор о защите Отечества неизбежно предполагает призыв-ность, повышенную эмоциональность, выразительность языка.

Всеми этими чертами обладает публицистический стиль речи, который по праву считается летописью современной общественной жизни, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность темы, освещаемой средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Таким образом возникла идея проведения бинарного урока по теме, изучаемой в курсе обще-ствознания, с использованием возможностей русского языка.

Что может дать бинарный урок? Естественно, качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия.

Бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной учебной деятельности. При этом достигаются единый подход к рассмотрению возникаю-

щих проблем и единство требований к обучающимся в процессе их учебной деятельности.

Под влиянием интереса активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у обучающихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Цель бинарного урока - создать условия мотивированного практического применения знаний, умений и навыков, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

В ходе подготовки и проведения урока была использована технология смешанного обучения.

Смешанное обучение - современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ, современными электронными образовательными ресурсами и учебными средствами. Применение в педагогической практике принципов смешанного обучения позволяет достичь следующих целей:

- расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;

- стимулировать формирование активной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;

- трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с учениками, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;

- индивидуализировать и персонализировать образовательный процесс, когда обучающийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, а преподаватель выполняет роль помощника и наставника.

Внутри классно-урочной системы была выбрана модель ротации -«перевёрнутый класс». В отличие от традиционной организации уроков, когда большое время в классе отводится на объяснение нового материала, модель «перевёрнутого класса» подразумевает перенесение репродуктивной учебной деятельности на внеурочное изучение. Напротив, работа в классе посвящается разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы. Данная форма работы была использована при составлении текстов разных жанров по теме «Защита Отечества» во время работы в группах.

Данная методика проведения урока способствовала достижению как образовательных и развивающих, так и воспитательных целей -воспитанию гражданственности и патриотизма, поскольку в течение всего занятия звучали тексты патриотического содержания, созданные в публицистическом стиле.

Методические рекомендации по проведению занятия

Представленный бинарный урок является одной из форм краткосрочного проекта, позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике. Этот урок ведут два преподавателя-предметника.

Данное занятие - второй урок по теме «Защита Отечества». На первом уроке было раскрыто содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию работы с правовыми источниками. Для воспитанников суворовского училища данная тема новой, как таковой, не является. Обучающиеся знакомы с перспективами военной службы, осознают необходимость подготовки к выполнению воинского долга.

В ходе подготовки и проведения урока необходимо использовать технологию смешанного обучения и модель «перевёрнутого класса», так как именно эта технология позволяет перенести репродуктивную учебную деятельность на внеурочное изучение. В классе же организуются разные виды и формы деятельности (индивидуальная и групповая) обучающихся. Данную форму работы целесообразно использовать при составлении текстов разных жанров по теме «Защита Отечества» при работе в группах.

Необходимо создать 4 группы, выбрать жанры: ораторская речь,

репортаж, реклама и фельетон. Во внеурочное время, работая на ноутбуках с сайтом Министерства обороны Российской Федерации, суворовцы каждой группы имели возможность найти материал для текстов.

Обучающиеся, пользуясь текстовым редактором Microsoft Word, сохраняли понравившийся материал в сетевой папке для обмена данными (сетевая папка обмена размещена на внутреннем портале училища). На основании собранной информации лидер группы должен составить текст в жанре, выбранном его группой, и представить его на уроке.

В начале урока, на этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, для определения темы суворовцам предлагается посмотреть видеофрагмент, содержащий три части:

1) 1240 год. Речь Александра Невского перед битвой со шведами (материал изучен на уроках истории);

2) 1612 год. Призыв Кузьмы Минина (урок проходит накануне Дня народного единства);

3) 1709 год. Призыв Петра I перед Полтавской битвой (материал, который предстоит изучить).

Суворовцы узнают исторических личностей, отвечают на вопросы: что их объединяет? Что общего в речи героев? В какой ситуации произносится? С какой целью? Как называется разновидность речи, обслуживающая определённую сторону общественной жизни? К какому стилю относится речь этих героев? После чего определяют общую тему урока.

На этапе актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности организуется работа в парах в форме щадящего опроса по темам «Защита Отечества» и «Публицистический стиль». Формула «щадящего опроса»: преподаватель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам - вариантам. Преподаватель

задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый обучающийся даёт ответ на этот вопрос своему соседу по парте -ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает преподаватель или сильный ученик. Обучающиеся второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто «+» или «—». На следующий вопрос преподавателя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы преподавателя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу отметки.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону суворовцам предлагается текст публицистического стиля, после прочтения которого необходимо определить автора речи и выполнить задания по стилистическому анализу, выбрав предварительно уровень сложности. В течение всего урока суворовцы работают в информационных листах, которые сдают на проверку в конце занятия.

В то время, когда суворовцы анализируют речь Президента,

лидеры групп в зоне онлайн на ноутбуках завершают работу над текстами разных жанров публицистического стиля и через «папку обмена» отправляют на компьютер преподавателя для печати.

Прежде, чем перейти к этапу включения изученного в систему знаний и повторения, приступить к защите проектов, один из суворовцев проводит для всего взвода физкультминутку.

После защиты проектов и их обсуждения, на этапе рефлексии деятельности применяется синквейн - методический приём, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определённым принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн

является одним из приёмов технологии развития критического мышления, которая активирует умственную деятельность обучающихся, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Защитник Отечества надёжный, сильный, оберегает, помогает, защищает.

Служение Отечеству -

священный долг!

В качестве задания на самоподготовку суворовцам предлагается создать текст публицистического стиля по теме: «День народного единства» в самостоятельно выбранном жанре. При желании пройти тест на воинское звание на сайте Министерства обороны РФ.

Проведение бинарного урока с использованием технологии смешанного обучения через интеграцию курсов обществознания и русского языка способствует достижению цели патриотического воспитания и профессионального ориентирования обучающихся. 4"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.