Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования устойчивой учебной мотивации у воспитанников суворовского военного училища'

Психолого-педагогические условия формирования устойчивой учебной мотивации у воспитанников суворовского военного училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / MOTIVE / MOTIVATION / LEARNING MOTIVATION / LEARNING AND COGNITIVE MOTIVES / MOTIVATION INSTALLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конорюкова Инна Владимировна

Учебная мотивация как фактор повышения качества учебы. Анализ теоретико-методологических подходов в изучении проблемы формирования устойчивой мотивации в условиях учебного заведения закрытого типа. Теоретические и практические аспекты реализации организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации суворовцев. Модель психологического сопровождения развития учебной мотивации у воспитанников Суворовского военного училища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конорюкова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SUSTAINABLE EDUCATIONAL MOTIVATION AMONG THE PUPILS SUVOROV MILITARY SCHOOL

Еducational motivation as a factor in improving the quality of education. Analysis of theoretical and methodological approaches to the study of problems of formation of sustainable motivation in terms of educational institutions of closed type. Theoretical and practical aspects of the implementation of organizational-pedagogical conditions of formation of educational motivation of cadets. The model of psychological sprawozdania development of educational motivation among the pupils of Suvorov military school.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования устойчивой учебной мотивации у воспитанников суворовского военного училища»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

Конорюкова Инна Владимировна

педагог-психолог Тверского суворовского военного училища, РФ, г. Тверь

E-mail: [email protected]

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SUSTAINABLE EDUCATIONAL MOTIVATION AMONG THE PUPILS

SUVOROV MILITARY SCHOOL

Konorukova Inna,

psychologist Tver Suvorov military school, Russia, Tver

АННОТАЦИЯ

Учебная мотивация как фактор повышения качества учебы. Анализ теоретико-методологических подходов в изучении проблемы формирования устойчивой мотивации в условиях учебного заведения закрытого типа. Теоретические и практические аспекты реализации организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации суворовцев. Модель психологического сопровождения развития учебной мотивации у воспитанников Суворовского военного училища.

ABSTRACT

Еducational motivation as a factor in improving the quality of education. Analysis of theoretical and methodological approaches to the study of problems of formation of sustainable motivation in terms of educational institutions of closed type. Theoretical and practical aspects of the implementation of organizational-pedagogical conditions of formation of educational motivation of cadets. The model of psychological sprawozdania development of educational motivation among the pupils of Suvorov military school.

Ключевые слова: мотив; мотивация; учебная мотивация; учебно-познавательные мотивы; мотивационные установки.

Keywords: motive; motivation; learning motivation; learning and cognitive motives; motivation installation.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

В настоящее время в системе образования, в связи с обновлением содержания обучения (ФГОС), все больше внимание уделяется субъективной составляющей процесса обучения. На первый план выступает задача формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Поэтому становится актуальной проблема формирования устойчивой учебной мотивации подростков, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно -процессуальной ценности этой деятельности и проектирование его на процесс личностного самоопределения.

Положительная устойчивая мотивация учебной деятельности обучающихся - это совокупность мотивов, определяющих активное, личностно-пристрастное отношение учащегося к учению, основанное на сдвиге мотива на цель учения как саморазвития [2]. Следовательно, задачи, которые ставятся перед обучающимся, должны быть не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они стали значимыми для него.

Анализ теоретических и практических аспектов изучения проблемы сформированности устойчивой учебной мотивации позволил выделить критерии сформированности положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся средних классов: проявление самостоятельности и интеллектуальной активности; умение участвовать в групповой деятельности; готовность к самооценке способностей [2].

Учебная мотивация определяется образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией учебно-воспитательного процесса и индивидуально-типологическими особенностями

обучающегося [1; 2].

Модель формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности суворовцев обеспечивается реализацией следующих условий:

• осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учётом возрастных, социально-педагогических и индивидуальных особенностей;

• развитие когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного компонентов мотивации суворовцев младших курсов;

• обеспечение воспитанникам возможности реализовать познавательные потребности и интеллектуальную активность в совместной познавательной деятельности за счет участия в проектной деятельности, олимпиадах и конкурсах различного уровня;

• положительный психологический климат в суворовских подразделениях;

• профессиональная направленность в учебной деятельности. Практикоориентированность занятий способствует повышению значимости учения и формирует мотивацию в перспективе будущего;

• взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

В результате реализации модели психолого-педагогического сопровождения формирования учебной мотивации обучающихся младших курсов был выявлен рост числа суворовцев, имеющих стойкую мотивацию к обучению, с 48 % до 59 % (таблица 1).

Таблица 1.

Изучение уровня учебной мотивации суворовцев младших курсов

(методика оценки уровня мотивации (Н. Лусканова))

Уровень мотивации За курс

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Высокий уровень 10 / 13 % 8 / 10 % 14/18 %

Хороший уровень 27 / 35 % 20 / 26 % 32 / 41 %

Положительное отношение 26 / 33 % 35 / 45 % 28 / 36 %

Низкий уровень 15 / 19 % 15 / 19 % 4 / 5 %

Негативное отношение — — —

В структуре учебной мотивации у суворовцев доминирует «позиция ученика» и мотив саморазвития. На уроках выросла степень интеллектуальной активности, обучающиеся участвуют в групповой деятельности, рассуждают, преодолевают препятствия в процессе решения задач, осуществляют самооценку способностей (таблица 2).

Таблица 2.

Структура учебной мотивации суворовцев («Диагностика структуры _учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной)_

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Познавательные мотивы 5,7 5,7 5,6

Коммуникативные мотивы 6,4 6,8 6,8

Эмоциональные мотивы 4,2 4,4 4,2

Мотивы саморазвития 6,5 6,8 6,9

Позиция ученика 5,7 6,9 7,4

Мотив достижения 5,6 5,7 5,9

Внешние мотивы 5,4 5,4 5,4

Можно выделить две группы положительной мотивации: положительная мотивация с доминированием в структуре учебной мотивации мотива саморазвития и положительная мотивация с доминированием в структуре учебной мотивации «позиции ученика». В первом случае учащийся понимает значимость учения в перспективе будущего и рассматривает процесс обучения как один из этапов профессионального становления. Во втором случае установка определяется познавательными мотивами, т. е. ориентацией на овладение новыми знаниями, и личными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т. п.

Учебная мотивация запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Она образуется мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучающегося [1].

С целью повышение познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности обучающихся рекомендуется:

1. Поддерживать интерес к обучению путем формирования духовно-нравственной направленности (воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, развитие представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, способности формулировать собственные нравственные обязательства).

2. Помочь подростку найти связь между учебой в училище и его интересами.

3. Чаще давать положительную оценку, подбадривать в случае возникновения затруднений в учебе. Для того, чтобы помочь подростку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Воспитанник должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

4. Помнить, что мотивированный подросток может ставить перед собой долгосрочные цели, например, посвятить свою жизнь военной службе, или краткосрочные, например, выучить правило по русскому языку, а для этого необходимо постепенно формировать желание и готовность что-либо делать.

Таким образом, использование различных подходов, методов, приемов, нацеленных на активизацию интеллектуальной деятельности суворовцев в совместной познавательной деятельности, а также осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учётом возрастных, социально-педагогических и индивидуальных особенностей позволит сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию у учащихся к учебной деятельности.

Список литературы:

1. Гордеева Т. Как сформировать желание учиться? // Школьный психолог. — 2009. — № 7. — С. 38—40.

2. Формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся средних классов в процессе обучения в школе-интернате : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Симакова Оксана Сергеевна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского] Пенза, 2010. — 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.