УДК 159.9.07
И.Ю. Цыганов, М.Л. Ованесбекова, В.И. Моросанова
ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ СУВОРОВЦЕВ1
В статье публикуются результаты исследования, выявляющего возрастную специфику осознанной саморегуляции учебной деятельности, а также отношение суворовцев различных возрастов к учению в сравнении с их сверстниками в общеобразовательных школах. Исследование проведено на контингенте воспитанников Московского суворовского военного училища 5, 9-11 классов и учащихся общеобразовательных школ тех же классов обучения с использованием многошкальных опросников диагностики осознанной саморегуляции и отношения к учению. Установлены различия в выраженности общего уровня саморегуляции, а также её процессов, свойств и мотивационно-эмоциональных проявлений отношения к учебе суворовцев разных возрастов. Сравнение же их по тем же характеристикам с их сверстниками-школьниками подтвердило предполагаемую специфики в отношении к учению и развитии саморегуляции в условиях военного училища. Результаты сопоставления могут быть полезными практическим психологам при психологическом сопровождении суворовцев и помощи им в психологической адаптации к условиям обучения в военном училище. Перспективы исследования: выявление специфики взаимосвязи саморегуляции и отношения к учению и вклада регуляторных и личностных особенностей в академическую успешность и в результаты экзаменов у суворовцев различных возрастов.
Ключевые слова: саморегуляция учебной деятельности, отношение к учению, возрастные различия, суворовцы, мотивация учения.
Тема статьи предполагает комплексное изучение саморегуляции (далее - СР) и отношения к учению: их взаимосвязь исследуется на разных возрастных этапах и в сопоставлении с выборкой школьников общеобразовательных учреждений.
Интерес к изучению взаимосвязи саморегуляции и отношения к учению связан, прежде всего, с поиском предикторов академической успешности школьников и студентов. Множество работ зарубежных авторов посвящено поиску некогнитивных предикторов успеваемости при рассмотрении в качестве значимых таких факторов, как самоэффективность, самооценка интеллекта, мотивация, а также саморегуляция и отношение к учению [17; 19; 20]. В отечественной психологии изучение СР в аспекте её значимого влияния на успеваемость тоже широко распространено [6; 9-14]. В лаборатории психологии саморегуляции осознанная СР понимается как метаресурс, выполняющий инструментальную роль, мобилизуя отдельные ресурсы личности для достижения учебной цели [7]. Широкий круг исследований регулярно выявляет значимый вклад процессов и свойств осознанной саморегуляции в академическую успешность. В одной из последних работ авторы показали, что моделирование значимых условий можно рассматривать как модератор, опосредствующий связь когнитивных характеристик учащегося с его успеваемостью [9].
Отношение к учению - важнейшая личностная составляющая учащегося как субъекта учения, во многом обеспечивающая мотивационную направленность его на познание, выбор учебных целей и стремление к их достижению. Многочисленные исследования по данной проблеме выполнены в контексте изучения мотивации школьников к процессу обучения [1; 3; 5, 16]. Центральными компонентами авторы считают познавательную активность как один из важнейших критериев становления субъектности, а также - эмоциональное отношение к учению, влияющее и на желание или нежелание школьника включаться в учебный процесс, и на восприятие им материала.
Ряд работ в отечественной литературе и за рубежом посвящён изучению совместного влияния саморегуляции и отношения к учению [12; 21; 22]. За последние пять лет в лаборатории психологии саморегуляции проведено множество исследований взаимосвязи СР и отношения к учению, их влияния на успеваемость школьников. Так, описана факторная структура взаимосвязи СР учебной деятельности и отношения к учению [12; 13], на основе чего разработана регуляторно-личностная типология для старшеклассников [10]: выявлены дифференциально-психологические основы различных типов в зависимости от темперамента и характера учащихся; установлен вклад в академическую ус-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 16-06-00562.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
пешность различного уровня (общих, отдельных регуляторных, мотивационных и эмоциональных) характеристик учащегося, важных для образовании этой взаимосвязи [11], и многое другое.
Данная статья посвящена исследованию именно возрастных особенностей саморегуляции и отношения к учению. Обращение к возрастному аспекту обусловлено возрастающим вниманием к ре-гуляторному развитию в онтогенезе, а также проблемой многочисленных изменений в отношении к учебе в разные возрастные периоды и стадии школьного обучения. Подмечено, что и СР, и отношение к учению развиваются неравномерно [1; 14; 15; 22]. Сегодня интерес сосредоточен главным образом на подростковом периоде, в котором складываются основные структуры сложного осознанного саморегулирования. Показано, что именно в этом возрасте у школьников развивается целеполагание
- в направлении разведения реальных и идеальных, отдалённых и вспомогательных краткосрочных целей [4; 18]; возникают трудности в отношении к обучению и в осмыслении значимости его и вообще образования для своей будущей жизни и т. д. Полноценно развитая система СР, а также сбалансированная относительно своих аспектов позитивное-действенное отношение к учению складываются в старших классах.
Основной контингентом респондентов - воспитанники суворовского военного училища, что вносит новое измерение в исследование возрастных особенностей СР и отношения к учебе, позволяя учитывать тип образовательного учреждения. Условия параллельного общего и начального военного образования в военном училище отражаются на личностных и регуляторных особенностях суворовцев, а также на их отношении к учебно-образовательным реалиям, своему обучению и образованию в целом [15]. Полученные нами ранее результаты свидетельствуют в пользу существования специфичных для суворовцев регуляторных ресурсов достижения учебных целей [15]. На протяжении подросткового периода, как мы полагаем, у воспитанников складывается возрастная специфика СР учебной деятельности, мотивации и отношения к обучению, отличающая их от сверстников в общеобразовательных школах. Конкретные возрастные особенности СР и отношения суворовцев к учению, следовательно, требуют отдельного изучения.
Цель исследования - выявить возрастные различия, выраженные в показателях саморегуляции и компонентов отношения к учению между суворовцами и в сравнении их с учащимися общеобразовательных школ. Гипотезы исследования: 1) выраженность индивидуальных особенностей СР и отношения к учению различается у суворовцев разных классов обучения; 2) выраженность индивидуальных особенностей СР и отношения к учению у суворовцев и их сверстников из общеобразовательных школ различается.
Методы исследования
Исследование проводилось методом срезов с применением многошкальных опросных методик:
1. Экспресс-версия опросника В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности
- ССУД-М» [8] для диагностики процессов, свойств и общего уровня осознанной саморегуляции. Утверждения образуют 10 шкал: «Планирование», «Моделирование», «Программирование», «Оценивание результатов», «Гибкость», «Самостоятельность», «Ответственность», «Социальная желательность», «Общий уровень саморегуляции».
2. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» [2] для измерения мотивационно-эмоциональных проявлений отношения к учению. Утверждения образуют 5 шкал: «Познавательная активность», «Мотивация достижения», «Тревожность», «Гнев», «Отношение к учению».
Выборку исследования составили 233 суворовца, представляющие 5, 9-11 классы обучения Московского суворовского военного училища МО РФ (далее МсСВУ); а также 359 учащихся общеобразовательных школ - их сверстников в тех же классах обучения.
Результаты и их обсуждение
На первом этапе статистической обработки данных решалась задача выявить возрастные различия саморегуляции и отношения к учению между суворовцами 5, 9-11 классов посредством дисперсионного анализа. В табл. 1 приведены среднегрупповые характеристики суворовцев разных возрастов и классов обучения.
Таблица 1
Среднегрупповые значения показателей саморегуляции и их стандартные отклонения
для групп суворовцев 5, 9-11 классов
Группы Пл М Пр ОР Г С Н О ОУ
11-12 лет (5 М 3,89 3,64 4,11 2,96 3,14 4,13 3,73 4,14 29,74
класс) о 0,671 1,514 1,015 1,654 1,365 1,020 1,128 1,094 5,743
15-16 лет (9 М 3,27 3,60 3,43 2,76 2,76 3,36 3,33 2,74 25,24
класс) о 1,128 1,366 1,490 1,498 1,527 1,036 1,164 1,567 5,918
16-17 лет М 3,57 3,86 3,77 3,00 3,20 3,77 3,64 3,32 28,14
(10 класс) о 0,998 1,287 1,179 1,398 1,440 1,445 1,080 1,596 6,917
17-18 лет М 3,67 3,62 4,00 2,93 3,02 3,74 3,95 3,36 28,29
(11 класс) о 0,928 1,413 1,249 1,568 1,297 1,345 0,909 1,559 5,849
Примечания: М - среднее значение; о - стандартное отклонение; Пл - планирование; М - моделирование; Пр - программирование; ОР - оценивание результатов; Г - гибкость; С - самостоятельность; Н - надежность; О - ответственность; ОУ - общий уровень саморегуляции.
Результаты дисперсионного анализа выявили статистически значимые различия между группами (р < 0,01; р < 0,05). Суворовцы из 5 класса превосходят 9-классников по общему уровню СР и выраженности процессов планирования, программирования, регуляторных свойств самостоятельности (а также - инициативности) и ответственности. Уровень ответственности также выше у суворовцев 5-х классов, чем у 10-классников. Суворовцы из 11 класса превосходят 9-классников по уровню надежности СР. Установлено, что более высокий уровень СР и ее процессов и свойств в учебной активности характерны для самых молодых суворовцев 11-12 лет (5 класс), а наименьший - для суворовцев 15-16 лет (9 класс). Отметим: наиболее высокая надежность СР - у суворовцев 17-18 лет выпускного класса, что, вероятно, подчеркивает зрелость сформированной к этому возрасту системы СР, а также требований к регуляции учебной активности при подготовке к выпускным экзаменам.
В табл. 2 представлены среднегрупповые характеристики суворовцев, исходя из показателей отношения их к учению.
Таблица 2
Среднегрупповые значения показателей отношения к учению и их стандартные отклонения
для групп суворовцев 5, 9-11 классов
Группы Познавательная активность Мотивация достижения Тревожность Гнев Уровень отношения к учению
11-12 лет М 32,26 27,29 19,61 14,58 25,36
(5 класс) о 4,157 2,641 3,762 4,548 11,035
15-16 лет М 29,58 25,53 19,22 17,71 18,18
(9 класс) о 4,268 2,878 4,384 6,482 13,021
16-17 лет М 31,98 26,10 18,02 15,29 24,78
(10 класс) о 4,115 2,974 4,428 5,451 13,771
17-18 лет М 32,21 26,12 17,52 15,74 25,07
(11 класс) о 4,609 2,634 3,644 4,249 11,638
Примечания: М - среднее значение; о - стандартное отклонение.
Итоги анализа обнаруживают значимые различия между сравниваемыми группами (р < 0,01; р < 0,05). Суворовцы 5, 10, 11 классов обучения (между ними различий не выявлено) отличаются от суворовцев 9 класса более позитивным отношением к учению, в частности, проявляя большую познавательную активность. В свою очередь, у суворовцев 5 класса в сравнении с 9-классниками также выше мотивация достижения, ниже частота выражения отрицательных эмоций (по показателю «гнев»). По уровню тревожности суворовцы различных классов обучения существенно не отличают-
ся. Однако суворовцы 9 класса менее позитивны в отношении учения, меньше стремятся к познанию и высоким академическим достижениям. Мы связываем это с трудностями подросткового возраста, а также с увеличением напряженности учебной ситуации, связанной с подготовкой к выпускным экзаменам общей школы и возрастающей нагрузкой в военном обучении.
На втором этапе статистической обработки данных решалась задача выявить средствами дисперсионного анализа возрастные различия СР и отношения к учению у суворовцев и учащихся общеобразовательных школ 5, 9-11 классов.
В табл. 3 представлены результаты сравнения показателей СР и отношения к учению суворовцев и их сверстников-школьников 5 класса.
Таблица 3
Среднегрупповые значения показателей осознанной саморегуляции и отношение к учению в группах суворовцев и школьников 5 класса обучения
Данные сравнения по саморегуляции
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Планирование МсСВУ Школа 70 91 3,89 3,38 ,671 1,041 0,000
Моделирование МсСВУ Школа 70 91 3,64 1,86 1,514 1,553 0,000
Программирование МсСВУ Школа 70 91 4,11 3,45 1,015 1,500 0,001
Оценивание результатов МсСВУ Школа 70 91 2,96 2,64 1,654 1,637 0,224
Гибкость МсСВУ 70 3,14 1,365 0,005
Школа 91 2,51 1,486
Самостоятельность МсСВУ Школа 70 91 4,13 3,18 1,020 1,379 0,000
Надежность МсСВУ Школа 70 91 3,73 3,41 1,128 1,192 0,082
Ответственность МсСВУ Школа 70 91 4,14 2,64 1,094 1,101 0,000
Общий уровень СР МсСВУ Школа 70 91 29,74 23,05 5,743 5,656 0,000
Данные сравнения по отношению к учению
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Познавательная актив- МсСВУ 69 32,26 4,157 0,222
ность Школа 95 31,29 5,937
Мотивация достижения МсСВУ Школа 69 95 27,29 26,58 2,641 3,044 0,113
Тревожность МсСВУ Школа 69 95 19,61 20,63 3,762 4,869 0,131
Гнев МсСВУ 69 14,58 4,548 0,999
Школа 95 14,58 6,592
Отношение к учению МсСВУ Школа 69 95 25,36 22,66 11,035 14,575 0,179
Примечания: «полужирным» выделены статистически более высокие значения показателей в парах групп.
Сравнение отражает статистически значимые различия (р < 0,01) между суворовцами и школьниками только по показателям СР. У суворовцев более высокие показатели в общем уровне осознанной саморегуляции, они превосходят своих сверстников также в умении планировать учебные цели, учитывать значимые условия их достижения, программировать учебные действия. Они самостоятельнее, инициативнее и ответственней в обучении; проявляют большую гибкость в учебных ситуациях при большем объеме учебных задач (по сравнению со школой).
В табл. 4 сравниваются результаты показателей СР и отношения к учению групп суворовцев и школьников 9 класса обучения.
Таблица 4
Среднегрупповые значения показателей осознанной саморегуляции и отношение к учению в группах суворовцев и школьников 9 класса обучения
Данные сравнения по саморегуляции
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Планирование МсСВУ Школа 70 108 3,27 2,59 1,128 1,223 0,000
Моделирование МсСВУ Школа 70 108 3,60 3,19 1,366 1,428 0,054
Программирование МсСВУ Школа 70 108 3,43 2,72 1,490 1,552 0,003
Оценивание результатов МсСВУ Школа 70 108 2,76 2,82 1,498 1,459 0,769
Гибкость МсСВУ 70 2,76 1,527 0,018
Школа 108 2,21 1,395
Самостоятельность МсСВУ Школа 70 108 3,36 2,88 1,036 1,372 0,009
Надежность МсСВУ Школа 70 108 3,33 3,03 1,164 1,293 0,109
Ответственность МсСВУ Школа 70 108 2,74 1,93 1,567 1,627 0,001
Общий уровень СР МсСВУ Школа 70 108 25,24 21,37 5,918 6,396 0,000
Данные по отношению к учению
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Познавательная активность МсСВУ Школа 72 106 29,583 28,594 4,2683 5,2532 0,186
Мотивация достижения МсСВУ Школа 72 106 25,528 24,453 2,8777 2,7085 0,012
Тревожность МсСВУ Школа 72 106 19,222 21,443 4,3838 4,9763 0,003
Гнев МсСВУ 72 17,708 6,4817 0,325
Школа 106 18,726 6,9234
Отношение к учению МсСВУ Школа 72 106 18,181 12,877 13,0215 14,2413 0,013
Примечания: «полужирным» выделены статистически более высокие значения показателей в парах групп.
Сравнение суворовцев и школьников 9 класса обучения показало значимые различия (р < 0,05). Первые обладают более высоким уровнем СР, превосходя своих сверстников также в планировании учебных целей, программировании учебных действий, гибкости, самостоятельности и ответственности в обучении. Вместе с тем, у суворовцев более высокая мотивация достижения и более позитивное отношение к учению, а также меньшая тревожность в обучении. Отметим, что на этом фоне значимые различия в познавательной активности не наблюдаются, что можно связать с особенностями учебной ситуации: подчиненности познания решению задач подготовки к экзаменам.
В табл. 5 отражены результаты сравнения показателей СР и отношения к учению суворовцев и школьников 10 класса обучения.
Сравнение выявляет статистически значимые различия (р < 0,01; р < 0,05). Суворовцы из 11 класса существенно превосходят своих сверстников-школьников по общему развитию СР и всем регуляторным особенностям. Суворовцев отличает также существенно более позитивное отношение к учению, большая направленность на познание и достижения в обучении и меньшая подверженность тревожности.
Таблица 5
Среднегрупповые значения показателей осознанной саморегуляции и отношение к учению в группах суворовцев и школьников 10 класса обучения
Данные по саморегуляции
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Планирование МсСВУ Школа 44 87 3,57 2,99 ,998 1,146 0,004
Моделирование МсСВУ Школа 44 87 3,86 3,18 1,287 1,451 0,007
Программирование МсСВУ Школа 44 87 3,77 2,38 1,179 1,550 0,000
Оценивание результатов МсСВУ Школа 44 87 3,00 2,38 1,398 1,465 0,020
Гибкость МсСВУ 44 3,20 1,440 0,000
Школа 87 2,14 1,519
Самостоятельность МсСВУ Школа 44 87 3,77 2,60 1,445 1,566 0,000
Надежность МсСВУ Школа 44 87 3,64 2,91 1,080 1,444 0,002
Ответственность МсСВУ Школа 44 87 3,32 1,75 1,596 1,519 0,000
Общий уровень СР МсСВУ Школа 44 87 28,14 20,32 6,917 7,129 0,000
Данные по отношению к учению
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартная отклонения Значимость
Познавательная активность МсСВУ Школа 49 50 31,980 27,800 4,1155 4,7294 0,000
Мотивация достижения МсСВУ Школа 49 50 26,102 24,600 2,9738 3,0839 0,015
Тревожность МсСВУ Школа 49 50 18,020 22,060 4,4276 5,5528 0,000
Гнев МсСВУ 49 15,286 5,4505 0,069
Школа 50 17,540 6,6554
Отношение к учению МсСВУ Школа 49 50 24,776 12,800 13,7708 15,3410 0,000
Примечания: «полужирным» выделены статистически более высокие значения показателей в парах групп.
Табл. 6 представляет результаты сравнения по показателям СР и отношения к учению суворовцев и школьников 11 класса обучения.
Проведенное сопоставление позволило обнаружить статистически значимые различия (р < 0,01; р < 0,05). Суворовцы 11 класса отличаются от своих сверстников из общеобразовательных школ более высоким уровнем СР. В частности, у них выше планирование учебных целей, программирование учебных действий, гибкость поведения и надежность СР в учебных ситуациях; они более самостоятельны и инициативны в решении учебных задач; более ответственны за свое обучение. В то же время они более позитивно относятся к учению: проявляют больше познавательной активности и менее подвержены тревожности в обучении. Отметим, что показатель мотивации достижения группы значимо не различается, что мы связываем с общей для всех целеустремленностью к высокой успешности на выпускных экзаменах.
Обобщение полученных результатов позволяет говорить о том, что у суворовцев наиболее высок уровень СР и наибольшая позитивность в отношении к учению проявляется у воспитанников 5 класса: среди всех групп они наиболее ответственны в обучении, хотя и более других подвержены тревожности (на уровне тенденции) ввиду одновременности начала обучения в общей школе и военном учили-
ще. Этим мы склонны объяснить отсутствие значимых различий со сверстниками-школьниками по характеру отношения к учению (при том, что уровень СР у суворовцев заметно выше).
Таблица 6
Среднегрупповые значения показателей осознанной саморегуляции и отношение к учению в группах суворовцев и школьников 11 класса обучения
Данные по саморегуляции
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Планирование МсСВУ Школа 42 73 3,67 2,88 ,928 1,589 0,001
Моделирование МсСВУ Школа 42 73 3,62 3,16 1,413 1,564 0,114
Программирование МсСВУ Школа 42 73 4,00 2,42 1,249 1,598 0,000
Оценивание результатов МсСВУ Школа 42 73 2,93 2,84 1,568 1,463 0,755
Гибкость МсСВУ Школа 42 73 3,02 2,49 1,297 1,406 0,043
Самостоятельность МсСВУ Школа 42 73 3,74 2,62 1,345 1,232 0,000
Надежность МсСВУ Школа 42 73 3,95 2,89 0,909 1,410 0,000
Ответственность МсСВУ Школа 42 73 3,36 1,86 1,559 1,601 0,000
Общий уровень СР МсСВУ Школа 42 73 28,29 21,16 5,849 7,621 0,000
Данные по отношению к учению
Показатели/Учреждение N Среднее значение Стандартное отклонение Значимость
Познавательная активность МсСВУ Школа 42 73 32,21 28,85 4,609 4,412 0,000
Мотивация достижения МсСВУ Школа 42 73 26,12 25,15 2,634 3,435 0,093
Тревожность МсСВУ Школа 42 73 17.52 19.53 3,644 3,764 0,006
Гнев МсСВУ 42 15,74 4,249 0,834
Школа 73 15,95 6,278
Отношение к учению МсСВУ Школа 42 73 25,07 18,52 11,638 12,513 0,006
Примечания: «полужирным» выделены статистически более высокие значения показателей в парах групп.
У суворовцев 9 класса несколько меньшая мотивация на познание и достижения, умеренно позитивно отношением к учению и средний уровень СР учебной активности. Возможный возрастной спад не так силен судя по достаточно высокой выраженности показателей. Так, в сравнении со сверстниками-школьниками у суворовцев выше целеустремленность и позитивность в обучении и в их академических достижениях и ниже тревожность, чему, скорее всего, способствует более высокий уровень СР. Видимо, меньшие значения (в сравнении с суворовцами других возрастов) объясняются трудностями подросткового возраста, переосмыслением важности обучения, поиском новых мотивов и предэкзаменационной тревожностью в 9 классе.
Суворовцы-старшеклассники 11 класса уже обладают развитой СР на высоком уровне, позитивным отношением к учению с выраженной мотивационной направленностью на приобретение знаний и высокие академические достижения, что связано с их профессиональной ориентированностью в обучении. На уровне тенденции на это указывает меньший уровень тревожности, меньшая подвер-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
женность отрицательным эмоциям. О развитой системе СР у старших суворовцев, на наш взгляд, ярко свидетельствует наиболее высокая ее надежность в группе воспитанников 11 класса. В этих возрастных группах просматриваются наиболее выраженные различия между суворовцами и их сверстниками-школьниками, что, скорее всего, связано со спецификой условий обучения. Вероятно, у суворовцев к выпускным классам быстрее складывается субъектность в учении ввиду особых требований учебно-образовательного процесса военного училища. Напротив, отсутствие различий по мотивации достижения может говорить о том, что, независимо от специфики учреждения, учащиеся выпускного класса проявляют сходно высокое стремление к академическим достижениям на пути к выпускным экзаменам.
Проведенное исследование позволило нам получить представление относительно возрастных особенностей СР учебной деятельности и отношения к учебе воспитанников суворовского училища, а также об их специфике по сравнению с учащимися общеобразовательных школ того же возраста. Мы получили подтверждение того, что система СР у суворовцев складывается в старших классах на более высоком уровне и что более «действенный» вектор приобретает позитивное отношение к учению. При этом на каждом из рассмотренных в исследовании возрастных этапов суворовцы характеризуются более высокой СР учебной деятельности и большей позитивностью в отношении к обучению по сравнению со своими сверстниками-школьниками; и к старшим классам эти различия становятся выше. Важным итогом представляется то, что, несмотря на очевидные трудности с адаптацией к условиям образовательной среды военного училища, уже на первом году обучения суворовцы проявляют достаточно высокий уровень регуляции учебной активности, во многом не уступающий суворовцам-старшеклассникам и превосходящий сверстников-школьников, а также выраженную мотивацию к знаниям и к высоким академическим достижениям. Суворовцы 9 класса с меньшей выраженностью СР в учебной активности, и меньшей мотивацией (в связи с большей тревожностью и отрицательными эмоциями) всё равно по этим характеристикам заметно опережают сверстников-школьников.
Практическая значимость результатов для психологического сопровождения суворовцев в том, что в работе психологов училища с воспитанниками различного возраста они будут полезными от первого года обучения (с проблемами адаптации к реалиям военного училища) и до выпускного года, где главным становится вопрос подготовки суворовцев к итоговым экзаменам. Результаты убеждают в том, что, несмотря на все трудности, условия обучения в суворовском училище достаточно благоприятны для интенсивного развития СР, выступающей для воспитанника важнейшим средством решения многих учебных задач.
Перспективы исследования - в развитии проблематики осознанного регулирования и отношения к учению в учебно-образовательных условиях суворовского училища. В настоящее время анализируются данные о характере взаимосвязи регуляторных особенностей суворовцев с разновозрастными проявлениями их отношения к учению. Это должно стать шагом к раскрытию регуляторно-личностных типологических ресурсов академической успешности и в целом - регуляторно-личностной специфики суворовцев.
Выводы
1. Обнаружены возрастные различия в саморегуляции и отношении к учению у суворовцев 5, 9-11 классов обучения. Суворовцы первого года (5 класс) обучения в училище и старших классов характеризуются более высоким уровнем СР и мотивации учения, они более позитивно относятся к обучению по сравнению с суворовцами 9 класса, менее проявляющими регуляторные навыки и моти-вационную направленность на познание и академические достижения ввиду повышенной тревожности за свои результаты;
2. Установлено, что специфика регуляторного развития и отношения к учению суворовцев всё более очевидна в старших классах: число и яркость различий регуляторных и мотивационно-эмоциональных особенностей между суворовцами и их сверстниками-школьниками к старшему школьному возрасту увеличиваются в пользу суворовцев.
Выражаем особую благодарность за содействие на всех этапах исследования сотрудникам Центра психологического сопровождения МсСВУ и лично его руководителю - Александру Дмитриевичу Пичкуру.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева А.Д. Изучение учебной мотивации подростков и старших школьников: история вопроса // Психология и школа. 2009. № 4. С. 64-70.
2. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38.
3. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 299-309.
4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология, 2009. № 1. С. 19-27.
5. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 3. С. 33-45.
6. Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 2. С. 66-73.
7. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 62-78.
8. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
9. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
10. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64-75.
11. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 380 с.
12. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения // Психол. исслед.: электрон. науч. журн. 2012. Т. 5, № 24. С. 5. URL: http:// psystudy.ru.
13. Моросанова В.И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. №. 5. С. 32-45.
14. Сергиенко Е.А. Контроль поведения с позиций системно-субъектного подхода // Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
15. Цыганов И.Ю, Ованесбекова М.Л. Фомина Т.Г. Моросанова В.И. Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с академической успешностью у учащихся суворовского училища // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 113-117.
16. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.
17. Poropat A.E. A meta-analysis of the five-factor model of personality and academic performance // Psychol. Bull. 2009. Vol. 135, N 2. P. 322-338.
18. Miller, R., Brickman, S. A Model of Future-Oriented Motivation and Self-Regulation // Educational Psychology Review, Vol. 16, N 1. March 2004.
19. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychol. Bull. 2012. Vol. 138, N 2. P. 353-387.
20. Robbins S.B., Lauver K., Le H., Davis D., Langley R., Carlstrom A. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? A meta-analysis // Psychol. Bull. 2004. Vol. 130, N 2. P. 261-288.
21. Skinner E.A., Furrer C., Marchand G., Kindermann T. Engagement and disaffection in the classroom: Part of a larger motivational dynamic // Journal of Educat. Psychol. 2008. Vol. 100. P. 765-781.
22. Zimmerman B.J. Theories of self-regulated learning and academic achievement: An overview and analysis // Zimmerman B.J., Schunk D.H. (eds). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001. P. 1-39.
Поступила в редакцию 06.10.17
I.Yu. Tsyganov, M.L. Ovanesbekova, V.I. Morosanova
AGE DIFFERENCES OF THE SELF-REGULATION AND ATTITUDE TO LEARNING OF SUVOROV MILITARY COLLEGE STUDENTS
The article presents the results of a study aimed to identify age differences of adolescents' conscious self-regulation and attitude to learning. The study was conducted on a sample of Suvorov military college students and secondary school students aged 11-12 and 15-18 years. We used multi-scale questionnaires of diagnostics of self-regulation and attitudes toward learning. The results showed the significant differences in the level of self-regulation and attitude to learning in Suvorov military college students of different ages. The group of military students was compared to secondary school students on the self-regulation and attitude to learning. It revealed that the group of military students has specific char-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
acteristics of self-regulation and learning attitude in different ages. The result of the study can be useful for psychologists working with military students' adaptation to the learning environment. The most expected future study is to reveal the role of self-regulation and learning attitude as predictors of academic achievement of students in each age group.
Keywords: self-regulation of learning activity, attitude to learning, age differences, military college students, learning motivation.
Цыганов Игорь Юрьевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]
Ованесбекова Маргарита Леонидовна,
младший научный сотрудник
E-mail: [email protected]
Моросанова Варвара Ильинична,
доктор психологических наук, профессор,
заведующая лабораторией психологии саморегуляции
E-mail: [email protected]
ФГБНУ «Психологический институт
Российской академии образования»
125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д. 9 (стр. 4)
Tsyganov I.Yu., Candidate of Psychology, Senior Researcher E-mail: [email protected]
Ovanesbekova M.L.,
Junior Researcher
E-mail: [email protected]
Morosanova V.I.,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Laboratory of the Self-Regulation Psychology E-mail: [email protected]
Psychological Institute
of the Russian Academy of Education
Mokhovaya st., 9/4, Moscow, Russia, 125009