Научная статья на тему 'Развитие учебной мотивации средствами современных педагогических технологий'

Развитие учебной мотивации средствами современных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Галина Ивановна

В статье представлен опыт применения современных педагогических технологий на уроке английского языка. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие учебной мотивации средствами современных педагогических технологий»

8. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

10. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. М.: АСТ. Астрель, Хранитель, 2007. 746 с.

11. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd ed.). USA: McGraw-Hill, 1997. 352 p.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Киселева Г.И.

Киселева Галина Ивановна - преподаватель, кафедра отдельной дисциплины «Иностранный язык», Федеральное государственное казённое образовательное учреждение Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства Обороны Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен опыт применения современных педагогических технологий на уроке английского языка. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков.

Ключевые слова: учебная мотивация, системно-деятельностный подход, проектная технология, технология развития критического мышления, информационно-коммуникационная технология, интерактивные средства обучения.

Формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС. Развитие личной инициативы, выработка у обучающихся стремления к получению новых знаний и умений зависит от многих факторов, основными из которых являются содержание учебного материала, правильная организация и оценка учебной деятельности. В связи с этим, задачей любого педагога является поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы сделать урок интересным и помочь обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученные знания.

В настоящее время существует целый ряд педагогических технологий, основанных на системно-деятельностном подходе и позволяющих активизировать процесс обучения, повысить темп урока, разнообразить формы и виды деятельности обучающихся, увеличить объем их самостоятельной работы, а также, существенно влиять на мотивационную сферу учебного процесса [1].

Учитывая специфику обучения подростков в суворовском военном училище, возрастные особенности и интересы наших воспитанников был разработан урок английского языка «Дорогами Победы. Великая Отечественная война 1941-1945».

Идея урока возникла в ходе работы над проектом в рамках занятий внеурочной деятельностью. В результате проекта суворовцы вместе с преподавателями создали интерактивные карту и викторину, посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Память о той Великой войне в настоящее время составляет основу национального духа и гордости за нашу страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной является сегодня приоритетной основой формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета Российской Федерации. Тот факт, что данная интерактивная карта опубликована в сети Интернет имеет особое значение. Ее существование в медиа пространстве

демонстрирует всему миру интерес и уважение молодого поколения России к поколению, обеспечившую им свободную и счастливую жизнь.

Наша интерактивная карта — это электронная карта, созданная с помощью интернет-сервиса MapsAlive (живые карты). Карта работает в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия пользователя сети Интернет и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему [3]. На карте выделены географические объекты (города), где проходили наиболее важные сражения Великой Отечественной войны. Помимо информации, воспринимаемой пользователем при чтении карты, она обладает скрытой информацией. При наведении курсора на объект пользователь может увидеть фотографию с изображением сражения, происходившего в данной местности во время войны, а также прочитать краткую текстовую информацию о данном событии. В процессе создания карты суворовцы изучали необходимый текстовый материал на английском языке, отбирали, систематизировали его и обобщали. Кроме того, они познакомились с возможностями сервиса MapsAlive и научились пользоваться алгоритмом создания интерактивной карты, как одного из удобных и универсальных способов представления информации, начиная с определения целей, задач собственного творческого продукта и заканчивая его публикацией в сети Интернет.

Интерактивная викторина создана в среде LearningApps.org, которая является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Игровая форма представления информации является актуальной для подростков, вызывает интерес и позволяет удерживать внимание. Через викторину активизируется внимание к теме о Великой Отечественной войне. Основным преимуществом викторины является возможность в игровой форме проверить и повысить свои знания по данной теме. Электронная среда позволяет осуществлять оперативную обратную связь с пользователем. С помощью LearningApps.org можно организовать диалог между пользователями, размещение публичных или приватных отзывов и комментариев к викторине, что позволяет оценить сложность составленных вопросов и организовывать новые викторины с учетом интересов обучающихся и пользователей сети Интернет.

Таким образом, процесс создания интерактивных карты и викторины позволил активизировать деятельность суворовцев, повысить их интерес к изучению английского языка и военной истории нашей страны, наглядно продемонстрировать возможность практического применения предметных и метапредметных навыков и умений. Творческий интерактивный продукт, созданный суворовцами, позволил им осознать нравственную ценность труда, в результате которого они с помощью преподавателей создали полезный образовательный ресурс.

Интерактивные карта и викторина были интегрированы преподавателями английского языка в интерактивный плакат (глог) и стали основными учебными средствами для урока по теме «Дорогами Победы. Великая Отечественная война 1941-1945», выстроенного в технологии развития критического мышления, с использованием элементов коммуникативной и информационно-коммуникационной технологий.

Глог- это интерактивный плакат (мульмедийная веб-страница) на котором представлены тексты, фото, видео, ссылки и др. Плакат поддерживает многоуровневую работу с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний. Использование интерактивного плаката в учебной деятельности позволяет обеспечить высокий уровень самостоятельной деятельности обучающихся, оно способствует: развитию их познавательного интереса к учебному предмету, повышению концентрации внимания, увеличению темпа урока и объема изучаемой информации, изложению материала в более доступной и интересной форме.

Главная цель технологии развития критического мышления (далее - ТКРМ) - развитие интеллектуальных способностей обучающегося, позволяющих ему учиться самостоятельно. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще К.Д. Ушинский: «Следует передавать ученику не только те или иные познания, но и

53

развивать в нем желание и способность мыслить самостоятельно, без учителя, приобретать

новые познания......дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но

и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, человек будет учиться всю жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» [2].

Урок с использованием технологии ТРКМ стимулирует познавательный интерес обучающихся, формирует умения самостоятельно добывать знания, активно мыслить, способствует развитию воображения и фантазии. Знания, приобретенные обучающимися на уроках, организованных с использованием ТКРМ, усваиваются гораздо лучше, т.к. они получены в самостоятельном поиске и являются плодом их собственного труда [4].

Урок «Дорогами Победы. Великая Отечественная война 1941-1945» состоит из трех этапов.

Первый этап урока - мотивационный (стадия вызова) - направлен на осознание необходимости изучения данной темы, выделения основной учебной задачи. Суворовцам предлагается просмотреть видеофильм о событиях Великой Отечественной войны и высказаться о вызванных фильмом эмоциях, прочитать несколько утверждений по теме и согласиться или не согласиться с ними. Затем вместе с преподавателем они формулируют учебную задачу (расширить знания по военной истории, научиться устно и письменно рассказывать о победах советской армии), обсуждают план предстоящей работы, определяют необходимость знаний и умений для изучения темы, условий для решения задачи. Таким образом создается установка на необходимость изучения нового материала.

Второй этап урока - операционно-познавательный (стадия осмысления). На этом этапе суворовцы овладевают новыми знаниями и учебными действиями. Они рассматривают интерактивную карту и находят заданные географические объекты, знакомятся с текстовой информацией, характеризующей данные объекты. В группах они анализируют тексты, работают с таблицей «Знаю/Новое/Хочу узнать», обсуждают полученную информацию, высказывают свое мнение в группе.

Третий этап - рефлексивно-оценочный - связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Суворовцы работают в парах, отвечают на вопросы викторины, обобщают изученный материал, работают над созданием собственного синквейна, представляют его в группе. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучающегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Мысль, переведенная в образ, позволяет преподавателю оценить уровень понимания изученного материала обучающимися. При составлении синквейна на уроках повышается интерес к изучаемому материалу; развивается образное мышление и творческие способности обучающихся; расширяется словарный запас; совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли.

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Представляя свои творческие работы (синквейны) суворовцы, как правило, испытывают удовлетворение от преодоления возникших трудностей, проделанной работы, познания нового. Так появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиваться позитивного результата, возрастает интерес и мотивация к дальнейшему изучению предмета. Следовательно, данный этап служит поддержкой учебной мотивации, что в результате приводит к формированию ее устойчивости.

Анкетирование и опрос наших воспитанников показали высокий уровень удовлетворенности темой урока, видами и результатами учебной деятельности. Суворовцы, разрабатывавшие учебные интерактивные ресурсы и суворовцы, воспользовавшиеся этими

ресурсами при изучении нового материала на уроке, показали глубокую заинтересованность и высокую творческую активность.

Таким образом, включение обучающихся в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность обучающихся за счет занимательного изложения учебного материала, создания творческой атмосферы, вовлечения воспитанников в активную коллективную деятельность, сотрудничества с преподавателем, формирования навыков адекватной самооценки. Применение новых технологий на уроках позволяет делать их нетрадиционными, яркими, насыщенными. Такие уроки позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки взаимодействия в группе, активизируют умственную деятельность учеников. Этим достигается мотивационная цель — формирование и развитие интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни.

В списке литературы представлена ссылка на интерактивный плакат (глог), который содержит все необходимые дидактические материалы, а также технологическую карту урока «Дорогами Победы. Великая Отечественная война 1941-1945» [5].

Список литературы

1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПБ. КАРО, 2013. 176 с.

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

3. Векслер В.А. Построение интерактивных карт для HTML -документов на уроках информатики // NovaInfo.Ru-№ 46. [Электронный ресурс], 2016. № 46. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/6184/ (дата обращения: 30.12.2019).

4. Киселева Г.И. Развитие метапредметных умений суворовцев на уроке английского языка // Проблемы педагогики, 2018. № 4 (36). С. 23-26.

5. Киселева Г.И. Интерактивный плакат «The Great Patriotic War». [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://edu.glogster.com/glog/the-great-patriotic-war/35t93usf95i/ (дата обращения: 30.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.