Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / КАНАЛЫ СВЯЗИ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DISTANCE LEARNING / ONLINE LEARNING / EDUCATION PLATFORMS / COMMUNICATION CHANNELS / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Елена Александровна, Чеботарёва Наталья Николаевна

В статье представлен опыт организации дистанционного обучения в Тверском суворовском военном училище; показаны формы и методы работы преподавателей математики в условиях новой реальности; выявлены плюсы и минусы применения дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION PLATFORMS DISTANCE LEARNING: NEW CHALLENGES IN A NEW REALITY

The article presents the experience of organizing distance learning in the Tver Suvorov military school; shows the forms and methods of work of mathematics teachers in the new reality; identifies the pros and cons of using distance technologies.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Е.А. УСАЧЕВА, Н.Н. ЧЕБОТАРЁВА

E.E. USACHEVA, N.N.CHEBOTAREVA

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ

EDUCATION PLATFORMS

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ DISTANCE LEARNING: NEW CHALLENGES IN A NEW REALITY

Сведения об авторах: Усачева Елена Александровна - преподаватель математики ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь);

Чеботарёва Наталья Николаевна - методист учебного отдела ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).

Аннотация. В статье представлен опыт организации дистанционного обучения в Тверском суворовском военном училище; показаны формы и методы работы преподавателей математики в условиях новой реальности; выявлены плюсы и минусы применения дистанционных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, образовательные платформы, каналы связи, цифровые образовательные ресурсы.

Information about the authors: Elena Usacheva - mathematics teacher at the Tver Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation (Tver);

Natalia Chebotareva - methodologist of the training Department of the Tver Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation (Tver).

Summary. The article presents the experience of organizing distance learning in the Tver Suvorov military school; shows the forms and methods of work of mathematics teachers in the new reality; identifies the pros and cons of using distance technologies.

Kеywords: distance learning, online learning, education platforms, communication channels, digital educational resources.

Глобальные вызовы системе образования в связи с пандемией привели к смене традиционных схем организации образовательного процесса и обращению в первую очередь к современным информационным технологиям. Особенно это касается необходимости использовать весь арсенал средств дистанционного обучения.

Идея получения образования на расстоянии не нова. Первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Амосом Коменским 350 лет

назад, когда он ввёл в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники и создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования. Конечно, это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале XXI века оно совершило огромный прорыв. Прежде всего, это связано с тем, что стали широко

доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет, появилась возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются и в школах, в том числе довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

^ ОТ

I

1 штаг

Под дистанционным обучением понимается совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удалённых друг от друга педагога и обучающихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя. Наиболее широкое распространение получили образовательные платформы: ЯКласс, Российская электронная школа («РЭШ»), Инфоурок, LECTA и другие.

Уроки «РЭШ» - интерактивные уроки по школьному курсу, созданные для получения бесплатного качественного образования. Они строятся на основе специально разработанных авторских программ. Эти уроки полностью соответствуют ФГОС. Упражнения и проверочные задания на уроках даны в экзаменационном формате. Уроки «РЭШ» - это точная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

Электронная почта. Преимущество заключается в том, что обучающиеся могут выполнять задания в удобное для них время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» обучающихся.

Программы Skype, WhatsApp позволяют общаться через сеть Ин-

тернет. В них преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимися ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы обучающихся, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, либо через фотографии, что опять же приводит к «растянутости» во времени и к неудобству их проверки.

Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, презентациями, таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель видит, как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Роспотребнадзора и Министерства обороны Российской Федерации с целью профилактики и недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации в Тверском суворовском военном училище организовано обучение суворовцев с использованием дистанционных образовательных технологий.

Материально-техническая база обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в училище включает следующие составляющие:

• каналы связи;

• компьютерное оборудование;

• периферийное оборудование;

• программное обеспечение.

Дистанционное обучение в училище организовано на базе основного интернет-канала пропускной способностью до 50 Мбит/сек., каналов связи проводной локальной вычислительной сети училища пропускной способностью до 1 Гбит/сек, а также оперативно организованных сегментов беспрово-

дной сети пропускной способностью до 100 Мбит/сек.

Автоматизированные рабочие места педагогов оборудованы персональным компьютером, веб-камерой и наушниками с аудиогарнитурой. Для преподавателей математики и физики подключены графические планшеты для более комфортной работы с цифровой доской Microsoft Teams.

Рабочие места обучающихся оснащены персональным компьютером, веб-камерой высокого разрешения трансляции видео-и аудиосигналов с целью оптимизации связи с автоматизированным рабочим местом преподавателя (в роли данных устройств в настоящее время выступают документ-камеры AverVision U15 и AverVision U50), интерактивной панелью SMART SBID MX275-V2 со встроенными динамиками, на которую осуществляется трансляция учебного онлайн-сеанса педагога.

Основным программным средством организации дистанционного обучения в училище в настоящее время является облачный сервис Microsoft Teams, позволяющий организовать онлайн-обучение, совместную работу и взаимодействие между обучающимися и педагогами.

Данный сервис предоставляет широкие возможности для организации дистанционного обучения и даёт возможность:

• создавать команды для организации обучения в учебных группах и учебных классах;

• предоставлять обучающимся доступ к учебным материалам и файлам;

• назначать и проверять индивидуальные и групповые задания, выдавать их обучающимся, отслеживать своевременное выполнение и осуществлять проверку;

• создавать в рамках команд виртуальные классы, предоставляя обучающимся возможность делать презентации или совместно пользоваться цифровой доской. Преподаватели и обучающиеся могут

Онлайн-уроки н занятия

Он л а йи -ко нсультпци н

Дистанционное обучение

Ь нбл нот еч и о-с правом ные

ресурсы Интернет

Виртуальное общем ice участников образовательного процесса

Сетевое взаимодействие

взаимодействовать, используя не только доску, а также текст, аудио или видео;

• организовывать запись проводимых занятий.

Основная задача, стоящая перед преподавателями, - эффективно построить учебный процесс на всех этапах обучения с учётом разноуровневой подготовки суворовцев, развития их познавательных способностей, формирования у них основных приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

В настоящее время в училище организованы:

• занятия онлайн для суворовцев всех учебных курсов в рамках учебного плана училища;

• индивидуальные и групповые подключения к онлайн-заняти-ям для суворовцев, находящихся в медицинском пункте училища, для обеспечения бесперебойного учебного процесса;

• подключение к онлайн-заня-тиям педагогов, находящихся на самоизоляции дома;

• консультационные занятия по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ для суворовцев 5 и 7 учебных курсов;

• индивидуальные и групповые онлайн-консультации для суворовцев, находящихся в расположении учебных курсов.

Учебные группы Teams сформированы на базе разделения участников образовательного процесса по ролям (преподаватель - учебный класс-взвод) и месту проведения урока («класс-кабинет»). За каждым взводом учебного курса закреплена учётная запись, связанная с учебным кабинетом. Перед началом занятия педагог выбирает в команде Teams нужный учебный курс и класс (взвод) и создаёт видеовстречу для конкретного учебного кабинета, в котором должны находиться суворовцы.

На занятии, осуществляемом в дистанционном режиме средства-

ми Microsoft Teams, преподаватель может осуществлять:

• видео- и голосовую связь с обучающимися;

• трансляцию учебных материалов на экран учебного кабинета взвода (класса): презентации, текстовые документы, электронные таблицы, изображения, карты и схемы, аудио- и видеофайлы, интернет-ресурсы, материалы, созданные в том или ином образовательном приложении, и т.д.;

• работу с цифровой доской Teams с обратной связью: как педагог, так и суворовцы (педагог - с помощью манипуляторов на рабочем месте, суворовцы - на интерактивной панели) могут осуществлять рукописный ввод текста, формул и рисунков в совместном рабочем пространстве.

В училище имеется техническая возможность для резервной или параллельной организации индивидуальных и групповых занятий и консультаций на базе образовательной онлайн-платформы Zoom и клиента видеоконференц-связи Skype.

Цифровые образовательные ресурсы, используемые педагогами училища в рамках дистанционного обучения:

• внутренний портал и электронная информационная образовательная среда училища (справочно-иллюстративные материалы для 5-11 классов, медиатека, список внешних интернет-ссылок, записи видеоуроков);

• электронные варианты и формы учебников, учебно-методических

пособий, справочников и т.д. по основным общеобразовательным предметам;

• сетевые учебно-методические пособия (в том числе специализированные сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ);

• учебно-информационные аудио-и видеоматериалы;

• лабораторные дистанционные практикумы;

• тренажёры с удалённым доступом;

• базы данных и знаний с удалённым доступом;

• электронные библиотеки с удалённым доступом.

Формы работы педагогов училища на онлайн-уроках:

• индивидуальная работа (работа с картами и схемами, работа у цифровой доски, заполнение таблиц, доклады, работа с учебниками) -используется при трансляции педагогом иллюстративных материалов средствами Microsoft Teams;

• фронтальная работа (беседа, обсуждение, сравнение, диктант) -используется в ходе непосредственного сеанса видеосвязи, видеочата с суворовцами;

• групповая работа (деление взвода на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно).

Большое внимание уделяется наглядным и практическим методам обучения в связи с повышенными требованиями к индивидуальной и самостоятельной работе суворовцев на онлайн-заня-тии и к концентрации их внимания

¡гщр

1 штаг

при изложении педагогом учебного материала.

Дистанционное образование включает в себя различные способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Оно представляет систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании обучающихся по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия преподавателя и ученика.

Так, преподаватели математики в процессе работы применяют следующие технологии дистанционного обучения:

• кейс-технология - основывается на использовании наборов текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения суворовцами при организации регулярных консультаций у преподавателей;

• ТВ-технология - базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей;

• сетевые технологии - используют телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и обучающимся.

В процессе дистанционного обучения преподаватели математики взаимодействуют с обучающимися в следующих режимах:

• синхронно - общение суворовца и преподавателя в режиме реального времени;

• асинхронно - когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу в индивидуальном темпе, а преподаватель оценивает

правильность её выполнения и даёт рекомендации по результатам учебной деятельности;

• смешанное дистанционное обучение - этот режим обучения построен как из элементов синхронного, так и асинхронного использования дистанционных образовательных технологий.

Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности каждого обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Преподаватели математики в своей работе успешно используют ресурс веб-портала «Сдам ГИА» и «Решу ОГЭ» (адрес: Ы^рБ^/тай^е. sdamgia. ги/, ЫйрБ://та1;Ы^е. sdamgia. ги/), в котором применяются многие элементы технологии дистанционного обучения. Открытая образовательная платформа этого сайта предоставляет возможность онлайн и офлайн сопровождения учебного процесса.

Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. После регистрации на данном портале преподаватели получают доступ

в личный кабинет, в котором доступны следующие сервисы:

• преподаватель может составить варианты для проверки знаний обучающихся, используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталога или добавив собственные задания (регулируемые настройки: показывать или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• система запоминает работы и результаты обучающихся: список созданных работ и статистику;

• проверка заданий первой части осуществляется компьютером, решения заданий части «С» суворовцы имеют возможность загрузить в систему, а преподаватель - просмотреть, оценить и прокомментировать выполнение (результаты проверки появляются в статистике преподавателя и в статистике суворовцев автоматически).

У преподавателей математики есть возможность создавать тематические тесты, контрольные работы, задания на самоподготовку различного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого суворовца. Тщательно выбирая задания, преподаватели стремятся создать ситуацию успеха даже у самого «слабого» обучающегося.

Проверяя дистанционно выполненное задание, преподаватели не

только оценивают работу каждого суворовца (что очень важно), но и анализируют общую ситуацию с усвоением материала в данной группе (взводе) и, при необходимости, вносят корректировки в план дальнейших занятий.

При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель, прежде всего, должен ориентироваться на те, которые доступны обучающемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и с другими, так как это сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоения учебного материала.

Погружение в дистанционное обучение выявило плюсы и минусы этой технологии.

Минусы:

• зависимость от качества работы Интернета;

• психологическая адаптация;

• необходимость навыков работы с компьютером;

• отсутствие у ряда педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение;

• в онлайн-уроке трудно включить всех обучающихся в общее обсуждение;

• сложность организации групповой работы;

• большие временные затраты;

• методы, используемые в рамках преподавания определённых предметов (физика, математика, химия), где требуется выполнение практической работы обучающи-

мися, оказываются неэффективными при дистанционном обучении;

• отсутствие возможности контроля самостоятельного выполнения обучающимися учебных заданий.

Плюсы:

• доступность;

• гибкость;

• модульный принцип;

• мобильность;

• возможность выбора из большого количества интернет-ресурсов наиболее удобных;

• сформированность навыков самообразования и самоконтроля;

• сформированность мотивации к обучению в целом и к предмету в частности;

• развитие мышления обучающихся;

• усвоение базовых знаний по предмету и систематизация усвоенных знаний.

Дистанционное обучение предоставляет возможность ряду суворовцев работать по индивидуальному плану, имея возможность получения консультаций со стороны преподавателя, и, как самое главное,- осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ.

Качество дистанционного обучения достигается за счёт развития у суворовцев универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые включают:

• умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе

Дистанционное обучение строится по схеме

обучение мещям, способ» м решения задач на уроках под руководством преподавателя

в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

• ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации;

• готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учётом собственных интересов и возможностей.

Очевидный плюс дистанционного обучения - общее ускоренное освоение новых технологий и заметное повышение функциональной грамотности преподавателей и обучающихся. А это - одна из важнейших компетенций, необходимых для успеха в современном мире.

Мы считаем, что живого общения с преподавателем и передачи опыта в классе не смогут заменить даже самые продвинутые дистанционные технологии. Однако грамотное внедрение в образовательный процесс разнообразных цифровых ресурсов позволит сделать уроки намного интереснее и эффективнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Снегурова, В. И. Возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения для реализации дистанционного обучения математике // Открытое и дистанционное образование, 2009. № 4. С. 38-43.

2. Полат, Е.С., Бухарки-на, М. Ю, Моисеева, М. В. Теория и практика дистанционного обучения.- М.: Академия, 2004.

3. Чошанов, М.А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии, 2011. № 4. С. 81-88.

4. Шахмаев, Н.М. Технические средства дистанционного обучения.- М.: Знание, 2000. 276 с.

" 1 передача обишншшися (Ск'СГОЬиН ПфорЯСиП н-|и вндеочй Г£|1 на |ов (1Н и |\ 'грн и я теории Щ А

Г 1 передача суворовцам тестов, контрольных вопросов для самодиагностики и диагностики преподавателем, получение решений для конIроли и коррекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.