Научная статья на тему 'Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии'

Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОН-ЛАЙН КУРСЫ / ПАНДЕМИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / ONLINE COURSES / PANDEMIC / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойкова А. В.

Вопрос о необходимости переосмысления концепции оказания образовательной услуги неоднократно поднимался учеными и практикующими педагогами. Пандемия коронавируса, охватившая весь мир, послужила, своего рода, импульсом к развитию информационных образовательных технологий. Однако, даже те учебные заведения, которые задолго до произошедших изменений активно использовали образовательные технологии в образовательном процессе, столкнулись с рядом трудностей. В статье предпринята попытка обобщить особенности внедрения дистанционного образования в учебных заведениях России, в частности, в военных ВУЗах.The question of the need to rethink the concept of the provision of educational services has been repeatedly raised by scientists and practicing educators. The coronavirus pandemic, which swept the whole world, served as a kind of impetus for the development of information educational technologies. However, even those educational institutions that, long before the changes occurred, actively used educational technologies in the educational process, encountered a number of difficulties. The article attempts to summarize the features of the introduction of distance education in Russian educational institutions, in particular, in military universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы перехода на дистанционное обучение в военных вузах в условиях пандемии»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

А.В. Бойкова, д-р экон. наук, профессор

Тверской государственный технический университет

(Россия, г. Тверь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10339

Аннотация. Вопрос о необходимости переосмысления концепции оказания образовательной услуги неоднократно поднимался учеными и практикующими педагогами. Пандемия коронавируса, охватившая весь мир, послужила, своего рода, импульсом к развитию информационных образовательных технологий. Однако, даже те учебные заведения, которые задолго до произошедших изменений активно использовали образовательные технологии в образовательном процессе, столкнулись с рядом трудностей. В статье предпринята попытка обобщить особенности внедрения дистанционного образования в учебных заведениях России, в частности, в военных ВУЗах.

Ключевые слова: образование, дистанционное образование, он-лайн курсы, пандемия, учебное заведение.

В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования РФ, в условиях предупреждения коронавирусной инфекции руководителям организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, было рекомендовано организовать работу обучающихся и педагогических работников, исключительно, в электронной информационно-образовательной среде [1].

Не стали исключением и учебные заведения, подведомственные Министерству обороны РФ. Так, на дистанционную форму обучения переведены заведения довузовской подготовки. Об это сообщил начальник управления военного образования главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-майор И. Муравлян-ников [2].

Кадетские училища воздушно-десантных войск Министерства обороны РФ, также, переведены на дистанционный режим обучения. В Тульском суворовском военном училище, Ульяновском гвардейском суворовском военном училище и Омском кадетском военном корпусе общение преподавателей с суворовцами организовано в режиме удаленного доступа, с использованием возможностей электронной системы «ЬМБ-школа» [2].

Справедливо будет отметить, что, несмотря на специфику преподаваемых дисциплин, в частности, военных, Министерство обороны РФ уже давно ведет работу по созданию информационно-

образовательной среды, в рамках национальной программы «Образование» и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации».

Еще в сентябре 2016 года Министр обороны РФ С.Шойгу сообщил, что все образовательные учреждения Минобороны России перешли на электронные учебники.

Таким образом, с технической точки зрения, в теории, военные ВУЗы были готовы к переходу на дистанционную форму обучения в сложившихся непростых условиях. Однако, на практике, он вскрыл ряд организационных, правовых, экономических и психологических проблем. Далее, в статье предпринята попытка обобщить наиболее распространенные трудности перехода на дистанционную форму обучения в высших учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Во-первых, это обеспечение доступности образовательного контента для всех обучающихся. Все они должны иметь рабочее место, оснащенное персональным компьютером, прошедшим проверку

службой защиты государственной тайны и доступом к сети Интернет.

Во-вторых, без переосмысления роли и места педагога в системе образования, невозможно его дальнейшее развитие. Представление педагога, как носителя знаний, который передает мудрость своим ученикам, больше не подходит для целей образования 21-го века. Благодаря тому, что учащиеся могут получить доступ к знаниям и, даже, получить технические навыки на своих телефонах, планшетах и компьютерах, необходимо пересмотреть роль преподавателя в классе и в лекционном зале. Педагоги по всему миру получить возможность опробовать новые формы взаимодействия. Они могут использовать виртуальные классы со всеми необходимыми инструментами. Это делает их онлайн-занятия такими же эффективными, как и традиционные. Однако, на данный момент, цифровая трансформация образования, все же, в большинстве случае, вызывает чувство отторжения у педагогов.

В-третьих, на данный момент, отсутствует возможность оценить эффективность освоения учебной программы обучающимися. Это можно будет понять по результатам ближайшей по времени промежуточной аттестации. Также, только тогда можно будет подтвердить или опровергнуть предположение, о том, что обучающиеся не обладают достаточной мотивацией и самодисциплиной для самостоятельного обучения на онлайн-курсах.

В-четвертых, необходимо рассмотреть возможность перевода специализированных классов по тактической и тактико-специальной, обще-военной подготовке, в том числе классов, аттестованных в соответствии с требованиями нормативно-распорядительных документов по защите государственной тайны в дистанционный режим. До принятия единого документа, регламентирующего данный вопрос, каждое учебное заведение решает его самостоятельно.

В-пятых, хлынувший на просторы Интернета образовательный контент, может

привести к ожесточению конкуренции между различными учебными заведениями. Действительно, обучающиеся и педагоги получили уникальную возможность посмотреть курсы, созданные вне стен их альма матер. При этом, нельзя исключать вероятность того, что после этого, многие из них захотят изменить свое место работы или учебы. В свою очередь, это приведет к снижению численность обучающихся или нехватке профессиональных кадров, что, чревато экономическими последствиями для ВУЗа.

В-шестых, необходимо провести мониторинг технологических инструментов создания контента для дистанционного образования и выбрать наиболее удовлетворяющие потребностям педагога и обучающихся. Принимая во внимание существующее многообразие, имеющихся на рынке технических решений, это должен быть самостоятельный выбор учителя, а не навязанный ему. С другой стороны, мы можем столкнуться, в этом случае, с рядом проблем, требующих решения. Прежде всего, следует определить источник финансирования приобретения необходимых программных продуктов. Или ограничить выбор только бесплатными вариантами программ. Во-вторых, приложение должно обеспечивать поддержку большого числа пользователей, работающих одновременно, позволять загружать и получать большие по размеру файлы, позволять вести учет посещения и оценивать работу обучающихся. В-третьих, большой разброс используемых приложений усложняет работу обучающихся, так как им приходится изучать основы работы в каждом и них. Кроме того, это не способствует консолидации учебного контента.

Таким образом, в результате пандемии образование получило уникальный шанс провести глобальный онлайн-эксперимент, результаты которого должны определить проблемы современного образования, вопросы, требующие от преподавателя переосмысления его места и роли в образовательной системе.

Библиографический список

1. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessinsider.com/

2. Официальный сайт Министерства обороны РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mil.ru/

SOME PROBLEMS OF TRANSITION TO DISTANCE TRAINING IN MILITARY

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS UNDER CONDITIONS OF A PANDEMIA

A.V. Boykova, Doctor of Economic Sciences, Professor Tver State Technical University (Russia, Tver)

Abstract. The question of the need to rethink the concept of the provision of educational services has been repeatedly raised by scientists and practicing educators. The coronavirus pandemic, which swept the whole world, served as a kind of impetus for the development of information educational technologies. However, even those educational institutions that, long before the changes occurred, actively used educational technologies in the educational process, encountered a number of difficulties. The article attempts to summarize the features of the introduction of distance education in Russian educational institutions, in particular, in military universities.

Keywords: education, distance education, online courses, pandemic, university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.