Научная статья на тему 'СЛОЖНОЕ В ИГРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

СЛОЖНОЕ В ИГРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / GAME / GAME TECHNOLOGIES / GAME METHODS AND TECHNIQUES / COMPETITIVE METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Татьяна Александровна

Cтатья посвящена использованию игровых технологий в урочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО. Преподаватель представляет опыт проведения урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULT TO PLAY USE OF GAME TECHNOLOGIES IN MATH LESSONS

The article is devoted to the use of gaming technologies in the course of the implementation of the Federal state budget of LLC. The teacher presents the experience of conducting a math lesson in the 5th grade on the topic "Addition and subtraction of decimals with the same denominators».

Текст научной работы на тему «СЛОЖНОЕ В ИГРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

T.A. SILKINA

СЛОЖНОЕ В ИГРЕ

DIFFICULT TO PLAY

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ USE OF GAME TECHNOLOGIES IN MATH LESSONS

Cведения об авторе. Силкина Татьяна Александровна - преподаватель математики Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь).

Аннотация. Статья посвящена использованию игровых технологий в урочной деятельности в ходе реализации ФГОС ООО. Преподаватель представляет опыт проведения урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями».

Ключевые слова: игра, игровые технологии, игровые методы и приемы, соревновательный метод.

Information about the author. Tatiana Silkina - teacher of mathematics of the Federal state state educational institution «Tver Suvorov military school of the Ministry of defense of the Russian Federation» (Tver).

Summary. The article is devoted to the use of gaming technologies in the course of the implementation of the Federal state budget of LLC. The teacher presents the experience of conducting a math lesson in the 5th grade on the topic «Addition and subtraction of decimals with the same denominators».

Keywords: game, game technologies, game methods and techniques, competitive method.

Игра для ребенка - это естественное состояние, и поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и истины именно в игровой форме. Поэтому давая ему возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, педагог делает его своим союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия обучающегося в том, что происходит во время занятий.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

От суворовцев, будущих защитников Родины, требуются глубокие знания точных наук. Математика -это абстрактный предмет, и поэтому

может сложиться впечатление, что он очень неудобен для воспитания. Однако математическое образование нельзя сводить только к передаче обучающимся определенной суммы знаний и навыков. Перед преподавателем математики стоит и другая, не менее важная задача -реализация возможностей своего предмета в развитии личности обучающихся.

Использование игр на уроках математики положительно влияет на результативность знаний обучающихся, на развитие их личности, на дальнейший выбор профессии, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью. Тверское суворовское военное училище находится в непосредственном подчинении

командования Воздушно-космических сил России. Поэтому я решила провести нестандартный урок математики, а урок - путешествие, которое познакомит с некоторыми планетами Солнечной системы и с известными летчиками-космонавтами, выпускниками суворовских училищ.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями» в 5 классе, на мой взгляд, следует осуществлять с применением игровых технологий.

Игра на данном уроке используется для решения комплексных задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений.

Игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Работа на уроке проходила в тесном сотрудничестве преподавателя и обучающихся. Чередование и смена деятельности обеспечили здоровьесберегающий аспект урока. Урок способствовал воспитанию уважения к истории страны, своего училища и эмоциональной близости с прославленными летчиками-космонавтами.

Преподаватель выступал в роли ведущего, организовывал фронтальную и групповую работу со взводом и являлся техническим

управляющим навигацией по страницам презентации. Подбор материала, оформление презентаций и мини-исследований способствовали активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, повышению активности и информационной грамотности обучающихся на уроке.

Таким образом, игру и игровую технологию следует рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать ее педагогические возможности.

Методические рекомендации по проведению урока

Игровая форма создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Назовем основные направления, по которым реализуются игровые методы и приемы на уроке:

1) дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При проведении игры важно учитывать математическую подготовку обучающихся класса, понимание ими цели и механизма игры, их заинтересованность в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки обучающимися своих действий.

Преподаватель, организуя игру, должен помнить, что:

• обучающиеся должны четко знать правила игры;

• если игра не интересна, обучающиеся не будут активны;

• в течение урока, особенно в 5 классе, следует сменить несколько видов деятельности, потому что, даже играя, дети устают;

• учитель играет вместе с детьми, импровизирует;

• игра должна способствовать применению знаний, навыков в практической деятельности;

• из всего многообразия педагогических игр необходимо выбрать ту, которая наиболее точно передаст содержание учебного материала, заинтересует обучающихся и будет являться катализатором развития их творческих способностей.

План-конспект урока

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Методическая цель: использование элементов игровых технологий с целью повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ООО.

Цель урока: формирование системы знаний о сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи урока:

Образовательные:

• формировать навыки применения правил сложения и вычитания при решении задач;

• совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие:

• развивать кругозор, мотивацию к изучению математики, мышление и математическую речь;

• формировать учебно-познавательную активность суворовцев и умения применять приемы наблюдения, анализа, обобщения;

• развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к математике, культуру общения, взаимодействия;

• способствовать патриотическому воспитанию суворовцев.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Таблица

Элементы образовательных технологий, используемых на уроке

№ п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1 Элементы технологии проблемного обучения Метод создания проблемной ситуации Мотивация и целеполагание Закрепление знаний

2 Элементы игровой технологии Методический прием ролевой игры На всех этапах урока

3 Элементы технологии развивающего обучения Актуализация знаний и роли изучаемого материала в жизни Мотивация Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4 Элементы технологии сотрудничества Актуализация знаний Рефлексия деятельности

5 Элементы ИКТ, здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности) На всех этапах урока

Применяемые технологии: элементы игровых технологий, лич-ностно ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий, развивающего обучения, ИКТ.

Оборудование: Мерзляк, А.Г. Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Вентана-Граф, 2018; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточные материалы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

• обучающийся узнает правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

• научится применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

• усовершенствует свои вычислительные навыки;

• обучающийся научится применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении упражнений.

Обучающиеся получат возможность применить правила сложения и вычитания дробей при решении задач.

Метапредметные

Регулятивные: формирование проблемы, оценивание объективных трудностей, составление плана работы, управление своей деятель-

ностью, самоконтроль и контроль ответов сверстников, коррекция, оценивание выполнения учебной задачи.

Познавательные: анализ, выводы, фиксация результатов, установление причинно-следственных связей; работа с информацией, выполнение логических операций; работа с учебными моделями, выдвижение цели, умение делать умозаключения.

Коммуникативные: умение слушать, договариваться; выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения; сотрудничество с собеседниками, использование математического языка как средства общения.

ЖюльВерн (8 февраля 1828-24 марта 1905г.)

«С Земли ни Луну», 1865 г.

Личностные: учебная мотивация; определение границы собственного знания и незнания; навыки организации самостоятельной работы; воспитание культуры поведения на уроке; формирование коммуникативной компетенции; самооценка.

Сценарий урока 1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день! Начинаем наш необычный урок. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова: «ПОЛЕТ - это МАТЕМАТИКА».

Ж ЮЛЬ

БЕРН

'Во/Ьт Яи/Ля

0

1

г о

Д

2018 год - год юбилейный. В этом году исполнилось 190 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Жюля Верна. Он одним из первых совершил путешествие в космос в своем произведении «С Земли на Луну» и в продолжение «Вокруг луны».

И мы отправляемся в большое космическое путешествие по нашей Вселенной.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

На протяжении всего полета за работой космических экипажей будет наблюдать Центр управления полетом. Чтобы собраться в дорогу и получить доступ к полету, нам нужно выполнить задания. Пройти последнюю проверку на Земле.

Задание 1. Назовите дроби, обозначенные на рисунке красным, зеленым, красным и зеленым, белым цветом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 2. Соберите в рюкзак знакомые дроби: правильные, неправильные, сократимые дроби и дроби, равные единице.

Задание 3. Расставьте дроби в порядке возрастания и отгадайте зашифрованное слово. Что получилось?

(Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин)

3. Выявление места и причины затруднения.

Сегодня наши команды превращаются в космические экипажи. Во время полета очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции.

Из Центра управления полетами поступило указание набрать команду сильных, храбрых, дружных ребят в звездный десант!

Космическим экипажам занять свои места на кораблях! (разбиваются на 2 группы). Экипажи, к старту готовы?

Полетели.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

В полете перед нами поставлена задача.

¡гщр

1 штаг

Что мы должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Сформулируйте тему нашего урока.

5. Реализация построенного проекта.

Выполним задание. У вас на столах лежат листы с цветным изображением. (см. Приложение 1). Составьте примеры по рисункам. Штриховкой покажите в каждом примере результат. Запишите получившиеся формулы.

Кто первым справился с поставленной задачей, представляют результат своего исследования.

Итак, мы сформулировали правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и формулами к этим правилам.

Наш полет продолжается.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Экипажам предстоит выполнить еще одно задание.

Какой экипаж отличится? Кто выполнит задание успешнее?

По одному представителю из каждого экипажа выходят к доске выполнять задание - решение пяти примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Мы решили 5 примеров. Пять полетов в космос совершил 86-й космонавт в мире - советский космонавт Владимир Джанибеков, тоже

в прошлом суворовец, выпускник Ташкентского суворовского военного училища.

Посмотрим в иллюминатор -КАКАЯ КРАСИВАЯ наша планета!

Пока занимались мы тихо, но прытко

К нам пробралась комета-ошибка.

Чтоб убралась она без оглядки, Сделать придется математическую зарядку. Правильно - вверх, неверно -вперед,

Ответ посчитаем - ошибка уйдет.

Первая космическая остановка на вашем пути - Луна.

Чтобы продолжить путешествие, космические экипа-

жи должны выполнить следующее задание - решить уравнения.

По одному представителю из каждого экипажа выходят к доске выполнять задание.

Космические экипажи путешествуют по просторам Солнечной системы и приближаются к ее окраинам...

Мы пролетаем мимо Юпитера. Ответьте на вопрос устно.

Вопрос. Солнце вращается вокруг своей оси примерно 30 суток, а Юпитер - 10 часов. Какую часть составляет время вращения Юпитера от времени вращения Солнца?

Следующая остановка - МАРС -самая загадочная планета! Внимание, экипажи! В Центр управления полетами поступил сигнал тревоги. Вас ожидает встреча с инопланетянами. Будьте осторожны! Инопланетные существа задают нам вопрос - исправьте ошибки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Наше путешествие по исследованию космического пространства заканчивается, и пора брать курс на родную Землю. Много нового и интересного встретилось вам на пути. Но экипажи не спустятся на Землю прежде, чем выполнят зада-

ние самостоятельно с последующей проверкой.

Спускаемый аппарат приземляется.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Сможем ли мы теперь решить задачу, поставленную в начале урока. Все ли мы знаем, чтобы ответить на вопрос?

Может быть, кто-то из вас совершит настоящее космическое путешествие в будущем, как наши прославленные космонавты -выпускники суворовских военных училищ.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На приготовленном плакате обучающимся предлагается наклеить звездочки разных цветов:

Желтая - Я ДОВОЛЕН СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ.

Красная - НА УРОКЕ МНЕ БЫЛО ТРУДНО ОСВОИТЬ МАТЕРИАЛ.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Учебник, стр. 187, п. 27.

2. № 744, 746.

3. Составить задачу на применение правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Всем спасибо за удачное путешествие.

Желаю вам новых побед!

Проверьте правильность выполнения действий. Отметьте неправильные решения, исправь их:

II 7 4 ]±_±-±

И 11~6

18 18 18

И 3 14

—ь ■—~ — —

15 15 30

19 .4- 9 28

29 29 58

Заключение

Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.

Таким образом, использование игровой технологии на уроках математики способствует:

а) повышению у обучающихся интереса к учебным занятиям;

б) росту их познавательной активности в процессе обучения;

в) приобретению участниками игры навыков принятия ответственных решений в раз-

7

13

33 г — 33 33

17 9 26

33 33 33

нообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

г) улучшению отношений между участниками игры и их педагогами;

д) повышению самооценки участников игры, так как у них появляется возможность осознать и проанализировать результаты своей деятельности;

е) изменению отношения к окружающей действительности, снятию страха перед неизвестностью, так как игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей.

Игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги получения знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтухова, Е. В. Математика 5-11. Уроки учительского мастерства. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

2. Байкова, Л. А. Технология игровой деятельности: учебное пособие. - Рязань, РГПУ, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.