Научная статья на тему 'Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ'

Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2145
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕ / ОБОБЩАЮЩИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ / ТЕАТРАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карталова Е. А., Ефимова Е. Д.

Сегодня особое внимание уделяется средовой интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Поддержка данной категории детей призвана удовлетворить потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении, воспитании и саморазвитии. Применение игровых педагогических технологий при работе в обучающимися с ограниченными возможностями здоровья повышает их самооценку, развивает коммуникативные навыки, снижает уровень тревожности, улучшает способности отражать чувства и эмоции. Цель нашей работы не только дать дошкольное образование, а сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной. Вывод: активное включение детей с ОВЗ в игровую деятельность при организации образовательной ситуации обеспечивает эффективное развитие способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карталова Е. А., Ефимова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»

3. Формировать первоначальные умения осуществлять сбор необходимой информации, работать с различными источниками информации и использовать ее для реализации проекта.

Все уроки цикла одинаково структурированы. На первом организационном этапе обучающиеся знакомятся со спецификой проектной деятельности. Дети делятся на инициативные группы (сквозное деление): аналитики, экспериментаторы, испытатели, оформители. Состав групп продумывается заранее с учетом дифференцированного подхода. Второй этап нацелен на формулирование темы и целей проектной деятельности. Строится с учетом содержания занятия. Третий этап является подготовительным. Составляется план деятельности при разработке проекта. Далее план может изменятся. Определяются основные разделы проекта, конечный продукт деятельности (игры, таблицы, альбомы). Определение разделов эффективно проводить в виде «мозгового штурма». Четвертый этап - это собственно и есть проектная деятельность. Проводится в форме групповой работы. На этом этапе очень ценно ролевое участие детей в проекте. Каждый участник должен внести личный вклад в разработку проекта. Общей для всех уроков цикла служит общая технология сотрудничества групп. Работу начинают «экспериментаторы», ведут наблюдения. Далее включаются «аналитики», делая выводы и систематизируют их в виде таблиц, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление осуществляют «оформители». Пятый этап включает в себя практическое применение разработанного проекта. Ведущая роль на этом этапе отводится «испытателям». Шестой этап включает в себя самоанализ проектной деятельности. Седьмой этап - подведение итогов работы.

Цикл уроков для первого класса, содержащих проектную деятельность, разработан по следующим предметам: обучение грамоте, окружающий мир, литературное чтение, русский язык. Цикл включает в себя:

1. Обучение грамоте. «Изготовление схемы-опоры для рассказа о букве «Я» и звуках, которые она обозначает»;

2. Окружающий мир. Изготовление альбома к теме «Друзья леса»;

3. Литературное чтение. Изготовление дидактической игры «Ребятам о зверятах»;

4. Русский язык. Создание дидактической игры «Орфограммы»;

5. Литературное чтение. Создание опорной таблицы «Сказка как литературный жанр»;

6. Окружающий мир. Изготовление дидактической игры «Красная книга Белгородской области»;

7. Окружающий мир. Творческий проект «История фамилии».

Таким образом, в процессе проектной деятельности у обучающихся первого класса начинают формироваться навыки совместной деятельности, коммуникативные умения, умения выполнять частично поисковую деятельность, создавать определенный продукт, применять результаты своего труда на практике.

Список использованной литературы:

1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131 с.

© Кайдалова Ю.Н., Емелина Е.В., Григорова И.Л., 2020

УДК 336

Е. А. Карталова

воспитатель, МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

Е. Д. Ефимова воспитатель, МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

Сегодня особое внимание уделяется средовой интеграции и социализации детей с ограниченными

возможностями здоровья. Поддержка данной категории детей призвана удовлетворить потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обучении, воспитании и саморазвитии.

Применение игровых педагогических технологий при работе в обучающимися с ограниченными возможностями здоровья повышает их самооценку, развивает коммуникативные навыки, снижает уровень тревожности, улучшает способности отражать чувства и эмоции.

Цель нашей работы не только дать дошкольное образование, а сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной.

Вывод: активное включение детей с ОВЗ в игровую деятельность при организации образовательной ситуации обеспечивает эффективное развитие способностей детей.

Ключевые слова

Игровые технологии; обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, творческие игры;

театрально-дидактическая игровая деятельность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях образовательная деятельность по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

На современном этапе в соответствии с ФГОС мы выстраивали свою работу через интеграцию образовательных областей, а потому считаем, что одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка являются совмещение театрализованной и дидактической игр. Совместная театрально -дидактическая - игровая деятельность - уникальный вид деятельности.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии

Дидактические игры по характеру педагогического процесса разделяются:

• обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• творческие.

Этим и определяется образовательная функция и задачи дидактических игр.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Переживания куклы ближе и понятнее ребёнку, потому что кукла в этом огромном мире маленькая, как и он сам, и ребёнок, может её «защитить». Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.

Для того чтобы развивать творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности необходимо выделить несколько условий:

1. Первое условие - обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.

Мы организовали в группе мини-театр, который периодически пополняется новыми атрибутами, декорациями. Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно-познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом».

2. Второе условие - содержательное общение педагога и детей.

Мы много читаем художественных произведений, у нас в группе много книг, прочитав книгу, мы беседуем по данной теме, рассматриваем иллюстрации; ходим на экскурсии.

3. Третье условие - это обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.

Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

- развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

- преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы.

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности.

5. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

- самостоятельный поиск решения творческих задач.

Проведенная диагностика подтвердила предположение о том, что активное включение детей в игровую деятельность при организации образовательной ситуации обеспечивает успешное (эффективное) развитие способностей детей.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности совместно с дидактической игрой повышает эффективность использования педагогических игровых технологий в обучении детей с ОВЗ. В рамках игровой деятельности ребенок усваивает большее количество разнообразной информации. В моделируемых педагогом различных ситуациях, он учится

принимать решения, делать осмысленный нравственный выбор. Список использованной литературы:

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., - 2008. - 121 с.

2. Алворд, М., Бэйкер П. Как работать с агрессивными детьми. - М.: Катарсис, 1997. - 280 с.

3. Анисимов, О С. Развивающие игры и игротехника.- Новгород, 1989.-120с.

4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1986. - 157 с.

© Карталова Е. А., Ефимова Е. Д., 2020

УДК37

И. И. Крюкова

воспитатель учебного курса Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

г. Ульяновск, Российская федерация М.В.Терехина педагог-организатор учебного курса Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

г. Ульяновск, Российская федерация

К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СУВОРОВЦЕВ

Аннотация

В данной статье доказывается актуальность и эффективность использования активных форм воспитательных мероприятий с целью формирования и развития патриотических качеств у воспитанников суворовских военных училищ, что окажет заметное влияние на их профессиональное будущее, связанное с военной службой и защитой Отечества.

Ключевые слова

Гражданско-патриотическое воспитание, активная гражданская позиция, воспитательные мероприятия, готовность к служению Родине.

Аbstract

This article proves the relevance and effectiveness of the active forms of educational activities' application to form and to develop Patriotic qualities in students of Suvorov military schools, which will have a noticeable impact on their professional future associated with military service and the Fatherland's defense.

Keywords

Civil and Patriotic education, active citizenship, educational activities, to be ready to defend the Motherland

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы в Ульяновском гвардейском суворовском военном училище. Это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

Вопрос гражданско-патриотического воспитания напрямую связан с тем, кто и как будет заниматься судьбой нашей страны уже завтра. Философ Владимир Соловьев считает патриотизм «ясным осознанием

~ 65 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.