Научная статья на тему 'Воспитательный процесс в вузовской практике'

Воспитательный процесс в вузовской практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный процесс в вузовской практике»

Особую группу составляют имена героев, допускающие толкование через Библейские притчи (о чем свидетельствуют библейские реминисценции, присутствующие в текстах романов). Так Гончаров создает образ «лжепророка», который можно считать сквозным в трилогии. Петр Адуев

-Андрей Штольц - Илья Обломов - Марк Волохов. С точки зрения библейской символики могут быть объяснены фамилии Ад-уева и Рай-ского. К притче о сестрах Марии и Марфе, брата которых воскресил Иисус Христос в Вифании, отсылает нас имя Марфеньки. И, наконец, Вера - ге-роиня с более чем символическим именем. Именно в вере в «старую правду» и находит Гончаров главную истину, правду жизни.

Толкование скрытого или явного смысла в именах гончаровских персонажей неминуемо ведет к постижению сути отдельно взятых образов и авторской идеи в целом.

Уба Екатерина Владимировна, аспирант кафедры «Филология, издательское депо и редактирование» УлГТУ.

УДК 37.,01:008

Е.Ш. РОМАЗАНОВА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКЕ

Предложенная тематика проистекает из потребности осмыслить ключевые вопросы: 1) на каком основании возможен воспитательный процесс в системе высшего образования? Каково его место в структуре вузовской практики? 2)необходима ли подобная работа в вузе? С чем это связано?

Постановка и актуализация данных вопросов связана с изменением социокультурных реалий, с размыванием представлений о воспитании в системе высшего образования. В результате отхода от декларативно-резонерских, показных по форме и массовых по масштабу мероприятий до сих пор отсутствует целостное видение сущности воспитательного процесса. Наряду с традиционным толкованием воспитания и пониманием его суш в педагогике созревают иные подходы к его интерпретации.

Автор мыслит и трактует воспитание как культуросозидательную деятельность, ключевой идеей которой является идея гуманизма, на основе достижения единства индивидуально-личностного и общественного начал.

Место воспитания в структуре высшего образования определяется целями, которые перед ним стоят:

1)гуманизацией образовательной среды - развитием интереса человека к себе, внимания к своему внутреннему миру, характеру, отношениям с другими людьми;

2)формированием способности делать жизненный выбор в интересах собственного личностного роста, помощи в развитии других людей;

3)развитием творческих способностей личности;

4)стремлением к развитию способности, умения понимать другого человека, сотрудничать с ним, проявлять заботу о нем;

5)формированием демократических ориентаций личности - направленности на организацию совместной работы на добровольных началах с обсуждением целей, коллективным планированием, распределением ответственности и последующим анализом итогов деятельности.

Необходимость воспитательного процесса в вузе обусловлена объективными ■ и субъективными факторами: 1) изменением социально-экономических условий общества, в целом социокультурной ситуации; 2) стремлением к преемственности, пе-редаче накопленного опыт, традиций; 3) переоценкой системы ценностей; 4)снижением уровня самостоятельности студентов, тенденцией инфантилизации, неумением решать житейские вопросы, отсутствием навыков организации собственной деятельности с целью выполнения учебных задач и осмысления смысло-жизненных проблем; 5) элиминацией представлений о личностных особенностях творческого работника, специалиста как профессионала-гуманиста. Одной из существенных аксиологических компонент научно-педагогической деятельности по-прежнему остается воспитательная составляющая. Модифициру-ясь, она сохраняет определенное место в структуре высшего образования, органично вплетаясь в содержательно-функциональные особенности организации творческой деятельности научно-педагогического работника. Изменение статуса воспитания связано с пониманием узости линейно-механистической схемы образовательной деятельности, необходимости смены средств и методов воспитательного воздействия, с осознанием актуальности синтеза коммуникативного, творческого и синер-гийного подходов, реализации понимающей педагогики, очеловеченных средств и путей освоения мира (понимание, осмысление, переживание бытия), что ведет к жизнетворчеству, приобретению ценностных смыслов.

К изъянам, ведущим к формализму в воспитательной работе и требующим по» степенного изживания, относятся: а) отсутствие целостного подхода к реализаций программ, односторонность и дробление воспитательного процесса на отдельные мероприятия; б) нарушение диалектического единства количественного и качественного воздействия на субъекта; в) игнорирование многообразия форм культуры и многосторонности проявлений личности; г) использование консервативных и традиционных форм работы в ущерб педагогическим новациям; д) отсутствие ориентации на индивидуальный подход, на учет потребностей конкретного человека; стремление обобщить и уравнять всех, обезличивая направленность воспитательных мер; е) намеренно демонстративный, показной характер воспитательной работы; ж) однонаправленность мер - обучающе-опекающий характер. Воспитательный процесс предстает как живое дело, поэтому здесь успех не все-гда предсказуем и предопределен, а неудачи и ошибки неизбежны. Вместе с тем, учет влияния материальных условий жизни людей на процесс их духовного разви-тия, а также возможностей идеологического воздействия на сознание человека, то ссгь единства материальной и духовной детерминант (без абсолютизации роли ка-кой-либо одной из них), предопределяет возможный успех данной работы.

Система высшего образования направлена на формирование профессиональных качеств, фундаментальную подготовку специалистов высшей квалификации. Именно они в будущем будут определять возможности и пути общества. Обучение специальности, привитие профессиональных качеств и развитие нравственно-эстетических свойств - это две ветви одного процесса, в органичном пе-реплетении которых закладываются ростки Будущего. Процесс обучения и воспитания способствует развитию творческого отношения к делу, формированию целостной личности, личности специалиста в качестве профессионала-гуманиста. Формирование мировоззрения происходит на основе и в процессе научно-педагогической деятельности.

В системе научно-педагогической деятельности имеются возможное™ для нравственно-психологического воздействия на студентов преподавателями своим отношением к профессиональному занятию, личным поведением, всем обликом. В научно-педагогической деятельности встают не просто вопросы культуры мышления, по-ведения и речи - это вопросы эффективности работы, эффективности управления. Как должно быть организовано занятие, чтобы решать нравственные, эстетические, воспитательные задачи - один из насущных вопросов, решение которого обеспечивает гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования. Снижение воспитательного эффекта связано с осуществлением воздействия на отдельные стороны личности, в отрыве друг от друга. Выход видится в достижении неразрывного единства нравственного, эстетического, трудового и физического совершенствования. Одним из результатов станет успешное выполнение научно-исследовательской работы студентами как самостоятельной, плодотворной и интересной работы по самосовершенствованию и самореализации.

Ромазапова Едена Шамильевна, ассистент кафедры философии УлГТУ. УДК 82.08

Д. В. РЫКОВА

ЖИТИЙНАЯ ТРАДИЦИЯ В ПРОЗЕ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ

Вокруг имени прозаика и драматурга Л.С Петрушевской постоянно возникают споры. Да, ее творчество не может остаться незамеченным и «в таланте писательнице никто не отказывает», по словам Георгия Вирена, но талант у нее весьма неудобный, возможно, слишком откровенный и яркий. Тем не менее, ее роль в отечественной литературе последних десятилетий большинством исследователей оценивается как ведущая. Вопрос только: с каким «знаком» рассматривать произведения Петрушевской - с «плюсом» или «минусом». В рамки какого течения (направления) вписать, да и вообще, стоит ли это делать при всей ее самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.