Научная статья на тему 'Смысловой аспект имени героя в трилогии И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)'

Смысловой аспект имени героя в трилогии И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1715
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловой аспект имени героя в трилогии И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)»

УДК 82.0:801.6

УТ.СООБЩЕНИЯ

Е.В. УБА

СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ИМЕНИ ГЕРОЯ В ТРИЛОГИИ И.А. ГОНЧАРОВА («ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ», «ОБЛОМОВ», «ОБРЫВ»)

Значение и идейно-художественная нагрузка антропонимов в различных жанрах и литературных направлениях не равнозначны. Одни из антропонимов прямолинейно характеризуют своих носителей, другие требуют расшифровки скрытого в них смысла. В любом случае номинация персонажа часто является одним из главных способов формирования смысла, идеи произведения.

За долгие годы существования науки о Гончарове уже сложились достаточно четкие, в некоторой степени традиционные подходы ко многим граням творчества писателя собственного имени. Однако именология гончаровских персонажей до сих пор является частной и достаточно узкой сферой, которой не коснулось еще перо исследователей Гончарова.

Среди именований персонажей писателя мы встречаем целый ряд антропонимов, восходящих к традициям называния «натуральной школы». Например, фамилии визитеров Обломова: светский «волк» Волков, удачливый в судьбе служака Судьбинский, беллетрист-дилетант, привыкший со всего лишь «пенки снимать», Пенкин, лишенный индивидуальности (как, впрочем, и определенной фамилии) какой-то Алексеев-Васильев- Андреев и, наконец, вечно идущий «на таран» грубиян Тарантьев. К этому же ряду именований можно отнести и фамилию незадачливого Суркова из «Обыкновенной истории». Комичность этого персонажа и диктуется, в основном, его именованием. Гончаров намеренно акцентирует внимание читателя на несоответствии его фамилии и манеры держать себя в обществе. Сурков со своими «львиными» амбициями по сути своей остается Сурковым. Именования подобных персонажей исключают многозначность в их толковании, они конкретны и отражают какую-то определенную черту характера, которой, как правило, и исчерпывается созданный Гончаровым образ.

Толкование другой группы именований связано с доантропонимической жизныо имени, с их этимологическим значением. Разгадка такого номинанта порой кроется в его первоначальной, языческой сущности (фамилии Бережковой и Волохова, восходящие к именованиям древних языческих богов Берегини и Велеса). Таковым является имя Марины (««Обрыв»). Оно восходит к древним Купальским обрядам (исконное понятие этого имени предано забвению, но диалектные словари восстанавливают его в названиях людей, ведущих безнравственный образ жизни).

Особую группу составляют имена героев, допускающие толкование через Библейские притчи (о чем свидетельствуют библейские реминисценции, присутствующие в текстах романов). Так Гончаров создает образ «лжепророка», который можно считать сквозным в трилогии. Петр Адуев

-Андрей Штольц - Илья Обломов - Марк Волохов. С точки зрения библейской символики могут быть объяснены фамилии Ад-уева и Рай-ского. К притче о сестрах Марии и Марфе, брата которых воскресил Иисус Христос в Вифании, отсылает нас имя Марфеньки. И, наконец, Вера - ге-роиня с более чем символическим именем. Именно в вере в «старую правду» и находит Гончаров главную истину, правду жизни.

Толкование скрытого или явного смысла в именах гончаровских персонажей неминуемо ведет к постижению сути отдельно взятых образов и авторской идеи в целом.

Уба Екатерина Владимировна, аспирант кафедры «Филология, издательское депо и редактирование» УлГТУ.

УДК 37.,01:008

Е.Ш. РОМАЗАНОВА

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКЕ

Предложенная тематика проистекает из потребности осмыслить ключевые вопросы: 1) на каком основании возможен воспитательный процесс в системе высшего образования? Каково его место в структуре вузовской практики? 2)необходима ли подобная работа в вузе? С чем это связано?

Постановка и актуализация данных вопросов связана с изменением социокультурных реалий, с размыванием представлений о воспитании в системе высшего образования. В результате отхода от декларативно-резонерских, показных по форме и массовых по масштабу мероприятий до сих пор отсутствует целостное видение сущности воспитательного процесса. Наряду с традиционным толкованием воспитания и пониманием его суш в педагогике созревают иные подходы к его интерпретации.

Автор мыслит и трактует воспитание как культуросозидательную деятельность, ключевой идеей которой является идея гуманизма, на основе достижения единства индивидуально-личностного и общественного начал.

Место воспитания в структуре высшего образования определяется целями, которые перед ним стоят:

1)гуманизацией образовательной среды - развитием интереса человека к себе, внимания к своему внутреннему миру, характеру, отношениям с другими людьми;

2)формированием способности делать жизненный выбор в интересах собственного личностного роста, помощи в развитии других людей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.