Научная статья на тему 'Образование как процесс гуманизации личности будущего специалиста'

Образование как процесс гуманизации личности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как процесс гуманизации личности будущего специалиста»

Е. Ш. РОМАЗАНОВА

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Гуманизация образования проявляется через механизмы социокультурного производства и развития общества, в том числе с учетом региональных особенностей, интересов и потребностей (например, ориентация на единство традиций и новаций). Образование выполняет ряд социальных функций, важнейшими из которых в данном контексте являются адаптационная и развивающая.

Существующие многообразные философские подходы, методологические ориентации в понимании сущности, содержания, структуры и задач образования выявляют необходимость разработки стратегии философии инновационного образования. Объектом философии инновационного образования является процесс формирования творческой личности с системой параметров, обеспечивающих единство индивидуального и социального, личного и общественного; предметом - конкретные проблемы на пути становления и развития творческой личности как профессионала-гуманиста, способного решать насущные цивилизационные задачи.

Отличительной особенностью современного образования в региональном аспекте является единство общих тенденций, свойственных образованию в целом и отражающих процессы в общественной жизни, и проблем, обусловленных спецификой вуза и региона. Так, при заявленной ценности образования наблюдается формальное к нему отношение как со стороны студентов, так и со стороны некоторых преподавателей (равнодушие к овладению/передаче знаний, отсутствие желания учиться и учить, незаинтересованность в результатах своего труда, слабая мотивация).

Современное образование переориентировано с просветительских установок, воспитывающих потребительское отношение, стремление к простому воспроизводству, на совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, паритетности, толерантности, взаимопонимания, направленную на познавательное, творческое развитие индивидуальности в процессе этой деятельности. Но в реализации данных принципов можно увидеть разного рода «пе- _ рекосы», оказывающие эффект торможения на процесс обучения. Безусловно, что субъект образовательной деятельности (и педагог, и студент), испытывая противодействие со стороны различных сил, сталкиваясь с неоднозначными ситуациями в образовании, по-разному реагирует на них. Всевозможные преграды, коллизии на пути познавательного и личностного развития могут: 1) играть роль стимула творческого мышления, поиска оригинальных путей их решения; 2) выступать в качестве непреодолимого барьера.

© Ромазанова Е, Ш., 2004

В образовании, несмотря на свойственные ему противоречия, заложены огромные потенциальные возможности для становления и последующего развития творческой личности. Во-первых, самостоятельное овладение знаниями - это большой труд, а настоящий труд делает и человека Человеком. Например, научно-исследовательскую работу студентов можно рассматривать в качестве одного из условий становления и развития творческого потенциала личности. Во-вторых, любой учебный предмет содержит в себе (помимо когнитивного) аксиологические моменты. Важно что и как, в какой форме преподнести, т. е. содержание и форма выступают в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности. В-третьих, отношения в системе «студент - преподаватель» подразумевают неисчерпаемое многообразие ситуаций, форм, благодаря которым образование выполняет воспитательную функцию.

Традиционное образование в условиях техногенной цивилизации не было направлено на свободный выбор и демократизацию отношений, футурологиче-ское видение мира, анализ реальных проблем и методов их эффективного и гуманного разрешения. Преподавание в техническом вузе, в частности, философии имеет свои трудности в силу специфики университета, дисциплины, уровня подготовки студентов, научных интересов преподавателей, организации процесса обучения и некоторых других факторов. На наш взгляд, преподавание гуманитарных дисциплин способствует формированию творческого мышления будущих специалистов.

Насущная необходимость разработки стратегии философии инновационного образования обусловлена необходимостью: а) разрешения кризисных противоречий техногенной цивилизации и становления новой, антропогенной цивилизации; б) создания системы высшего образования, способной выявлять, развивать творческие способности, обеспечивать обретение будущим специалистом знаний, направленных на осуществление конкретной деятельности; в) воспитания личности творческого работника как профес-сионала-гуманиста.

Данная модель предполагает становление специалиста в качестве творца нового мира. Это человек, реализующий свой интеллектуальный, эмоциональный потенциал, имеющий чувство долга и ответственности за свои идеи и деяния, воплощающий принципы этизации, экологизации и гуманизации продуктов своей деятельности. Профессионал-гуманист способен осуществлять конструктивную критику, открыт для плюрализма мнений и оценок, свободных человеческих отношений, уверен в себе и своей профессиональной способности активно утверждать реальный гуманизм, отстаивать права и свободы человека как меры всех вещей и самого себя. Он владеет методо-

Вестник УлГТУ 1/2004

27

логией, обеспечивающей прогностичность, проективность, системность, многокритериальность, нелинейность подходов, решений и оценок.

Одна из актуальных проблем системы высшего образования, особенно в регионах, состоит в том, что заметное влияние на развитие человеческих, гуманных отношений, формирование нравственных качеств будущего специалиста может оказать лишь человек, сочетающий в своем облике черты Ученого, Учителя и Человека. Соблюдение и творческое отношение к нормам профессиональной этики - неотьемлемая часть профессиональной культуры. Интенсификация работы по формированию культуры студента невозможна без активного освоения профессиональной морали, компетентного, взвешенного, продуманного подхода к решению образовательных и воспитательных задач. От уровня культуры преподавателей, их нравственного облика, чувства социальной ответственности зависят культура мышления, поведения и общения студентов. Научно-педагогическая деятельность как творческая деятельность способствует становлению определенного типа личности и соответствующих профессионально-этических норм, производящих высшие этические ценности. Научно-

педагогическое творчество базируется на способности к творческому поиску, на обучении посредством использования способов и теорий творчества.

В условиях демократизации, глобализации, информатизации и гуманизации образовательного процесса в вузе особого внимания также заслуживают вопросы создания достойных социально-экономических, социально-бытовых, образовательных, духовных и прочих условий (объективных и субъективных факторов), оказывающих опосредованное воздействие на личностное развитие. Региональный аспект состоит в учете геополитической и экономической ситуации, национально-этнических особенностей менталитета и образа жизни, возможностей адаптации к изменяющимся условиям, стремлению к установлению партнерских отношений с ведущими вузами страны, в обеспечении гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.

Ромазанова Елена Шамильевна, старший преподаватель кафедры «Философия» УлГТУ. Имеет публикации в области философии науки и техники, философии образования.

А. М. ТАРАСЕВИЧ

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РОССИИ

В силу переживаемых коллизий времени - непреодоленного социального кризиса - следует обратить внимание на роль университетов в системе образования как его высшего эшелона. Ведь возрождение российского общества будет идти не только в соответствии с оптимальными политическими и хозяйственными решениями, а также с опорой на наличный потенциал культуры. Понятно, что без усиленного внимания к стратегии образования здесь не обойтись.

У российского университетского образования -богатое наследие. Университетская история - часть истории страны; с университетом связаны становление науки и высшего образования в России, «патронаж» над теми или иными отраслями промышленности. Университет сыграл громадную роль в экспансии образования и просвещения. Воплотив классические традиции в образовании, за свою почти двухвековую историю данный социальный институт выполнял функции центра образования, науки, культуры.

Отметим, что учреждение университета в России было одним из явлений культурной политики государства: в 1756 г. Елизавета издает указ об открытии русского театра в Санкт-Петербурге, в 1757 г. - об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств. Одним из значительных событий в истории российских университетов явилось принятие Устава 1804, одного из самых либеральных, разработанного

© Тарасевич А. М., 2004

на правительственном уровне В. Н. Карамзиным. Университетам представлялась достаточно широкая автономия, что прежде всего обусловлено руководством Александра I, гуманистическими и просветительскими идеями Запада.

Во вторую половину царствования Александра I, в 20-х гг. XIX в., в результате реакции на события в Европе правительство стремилось к изолированию российских университетов от немецкого влияния, что привело к усилению давления, контроля над деятельностью университетов через сильную и даже жесткую попечительскую власть. Либеральный Устав 1804 г. вскоре был ограничен. В 1835 г. в эпоху царствования Николая I введен реакционный Устав, резко ограничивающий и регламентирующий деятельность университетов. В результате реакционных действий университеты, начиная с 1848 г., заметно снизили уровень научной работы. Как пишет С. М. Соловьев, при Николае I «просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале» [1]. Время с 1848 по 1855 гг. сравнивают с периодом Римской империи, когда безумные цезари, опираясь на преторианцев и чернь, давили все лучшее, все духовно развитое в Риме.

Время великих реформ в стране наступило со вступлением на престол Александра II. Устав 1863 г. ознаменовал новую эпоху в развитии российского

28

Вестник УлГТУ 1/2004 :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.