Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал внеучебной деятельности в высших учебных заведениях'

Воспитательный потенциал внеучебной деятельности в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеучебная деятельность / воспитание / патриотический и духовно-нравственный потенциал / воспитательный потенциал / ключевые условия / универсальные компетенции / extracurricular activities / education / patriotic and spiritual-moral potential / educational potential / key conditions / universal competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диана Юрьевна Буренкова, Евгения Вячеславовна Гуляева

В сложившихся непростых условиях политической и экономической ситуации в нашей стране, особенно актуально встаёт вопрос реализации воспитательного потенциала внеучебной деятельности, которая является неотъемлемой частью процесса подготовки будущих специалистов и способствует решению актуальных проблем воспитания, а также создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального формирования выпускников вуза. В статье даются понятия внеучебной деятельности и воспитания, рассматриваются ключевые условия для формирования наиболее востребованных в настоящее время направлений воспитания, показана возможность их реализации в образовательном процессе высших учебных заведений. Анализа работ современных отечественных и зарубежных авторов раскрывает значительный воспитательный потенциал внеучебной деятельности, который способствует духовно-нравственному, социальному, обще-интеллектуальному, личностному и общекультурному развитию. Некоторые авторы подчёркивают необходимость формирования универсальных компетенций в процессе осуществления внеучебных мероприятий, которые целесообразно выстраивать согласно образовательным программам изучаемых дисциплин. В данной работе воспитательный потенциал таких мероприятий показан на примере организации конкурсов, форумов, фестивалей и различных творческих площадок, которые ежегодно проходят в Волгоградском институте управления (ВИУ) филиале РАНХиГС (ВИУ РАНХиГС), и включают в себя также патриотическую и духовно-нравственную составляющие. Выявлена актуальность и необходимость расширения масштаба проведения подобных видов деятельности в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диана Юрьевна Буренкова, Евгения Вячеславовна Гуляева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational potential of extracurricular activities in higher education institutions

In the current difficult conditions of political and economic situation in our country, particularly relevant is the question of the implementation of educational potential of extracurricular activities, which is an integral part of the training of future specialists and contributes to the solution of urgent problems of education, as well as creates favorable conditions for the personal and professional formation of university graduates. The article describes the concept of extracurricular activities and education, considers the key conditions for the formation of the most popular nowadays directions of education, and shows the possibility of their implementation in the educational process of higher educational institutions. Analysis of modern domestic and foreign authors reveals the significant educational potential of extracurricular activities, which contributes to the spiritual, moral, social, intellectual, personal and cultural development. Some authors emphasize the need to form universal competences in the process of implementation of extracurricular activities, which is advisable to build according to the educational programs of the disciplines studied. In this paper, the educational potential of such events is shown on the example of the organization of competitions, forums, festivals and various creative platforms, which take place annually in Volgograd Institute of Management (VIU) branch of RANEPA, and include patriotic, spiritual, and moral components. The relevance and the need to expand the scope of similar activities in higher educational institutions were revealed.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал внеучебной деятельности в высших учебных заведениях»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

УДК - 37.013.2 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_85

Диана Юрьевна Буренкова, Евгения Вячеславовна Гуляева

г. Волгоград

Воспитательный потенциал внеучебной деятельности в высших учебных заведениях

В сложившихся непростых условиях политической и экономической ситуации в нашей стране, особенно актуально встаёт вопрос реализации воспитательного потенциала внеучебной деятельности, которая является неотъемлемой частью процесса подготовки будущих специалистов и способствует решению актуальных проблем воспитания, а также создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального формирования выпускников вуза. В статье даются понятия внеучебной деятельности и воспитания, рассматриваются ключевые условия для формирования наиболее востребованных в настоящее время направлений воспитания, показана возможность их реализации в образовательном процессе высших учебных заведений. Анализа работ современных отечественных и зарубежных авторов раскрывает значительный воспитательный потенциал внеучебной деятельности, который способствует духовно-нравственному, социальному, обще-интеллектуальному, личностному и общекультурному развитию. Некоторые авторы подчёркивают необходимость формирования универсальных компетенций в процессе осуществления внеучебных мероприятий, которые целесообразно выстраивать согласно образовательным программам изучаемых дисциплин. В данной работе воспитательный потенциал таких мероприятий показан на примере организации конкурсов, форумов, фестивалей и различных творческих площадок, которые ежегодно проходят в Волгоградском институте управления (ВИУ) - филиале РАНХиГС (ВИУ РАНХиГС), и включают в себя также патриотическую и духовно-нравственную составляющие. Выявлена актуальность и необходимость расширения масштаба проведения подобных видов деятельности в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, воспитание, патриотический и духовно-нравственный потенциал, воспитательный потенциал, ключевые условия, универсальные компетенции

Diana Yuryevna Burenkova, Evgenia Vyacheslavovna Gulyaeva

Volgograd

Educational potential of extracurricular activities in higher education institutions

In the current difficult conditions of political and economic situation in our country, particularly relevant is the question of the implementation of educational potential of extracurricular activities, which is an integral part of the training of future specialists and contributes to the solution of urgent problems of education, as well as creates favorable conditions for the personal and professional formation of university graduates. The article describes the concept of extracurricular activities and education, considers the key conditions for the formation of the most popular nowadays directions of education, and shows the possibility of their implementation in the educational process of higher educational institutions. Analysis of modern domestic and foreign authors reveals the significant educational potential of extracurricular activities, which contributes to the spiritual, moral, social, intellectual, personal and cultural development. Some authors emphasize the need to form universal competences in the process of implementation of extracurricular activities, which is advisable to build according to the educational programs of the disciplines studied. In this paper, the educational potential of such events is shown on the example of the organization of competitions, forums, festivals and various creative platforms, which take place annually in Volgograd Institute of Management (VIU) - branch of RANEPA, and include patriotic, spiritual, and moral components. The relevance and the need to expand the scope of similar activities in higher educational institutions were revealed.

Keywords: extracurricular activities, education, patriotic and spiritual-moral potential, educational potential, key conditions, universal competencies.

В настоящее время, современная молодёжь испытывает сильное давление со стороны западной культуры и прогресса. Средства массовой информации и интернет очень часто оказывают больше отрицательное, нежели положительное воздействие на формировании ценностных приоритетов молодых людей. В связи с этим, воспитательная составляющая внеучебной деятельности занимает одно из важных мест в каждом учебном процессе. Студенты образовательных учреждений являются ценностными активами любого государства, его

будущей моральной и интеллектуальной основой. В этом контексте, любой университет или колледж обязан способствовать раскрытию личностного потенциала обучающихся и помогать формировать интеллектуальную и всесторонне-развитую личность с высокими нравственными идеалами.

Цель статьи - показать воспитательный потенциал внеучебной деятельности на примере организации и проведения мероприятий в Волгоградском институте управления (ВИУ) - филиале РАНХиГС, выделить основные направления воспитания, описать

универсальные компетенции, которые формируются в процессе их подготовки и проведения. Исследование проведено с использованием системного подхода.

Многие отечественные Н.С. Бейлина [1], А.Б. Иванова [2], Ю. Г. Семикина [6], Е.П. Панова [4] и зарубежные авторы (Retallick M. S., Foreman E.A. [11], S. Monteiro, L.S. Almeida [10]) рассматривают различные аспекты внеучебной деятельности в современной высшей школе. Так, Н.С. Бейлина, А.Б. Иванова подчёркивают, что во внеурочной деятельности заложен большой потенциал для формирования у обучающихся различных видов компетенций, таких как социальные, духовно-нравственные, универсальные. Ю.Г. Семикина и Е.П. Панова рассматривают различные формы и методы организации внеучебной деятельности, выделяя наиболее эффективные в рамках образовательной программы вуза. Д.А. Писаренко подчёркивает «необходимость поиска действенных механизмов формирования универсальных компетенций средствами воспитательного процесса, содержание которых направлено на личностное совершенствование выпускников высшей школы» [5, С.96]

Среди универсальных компетенций ФГОС нового поколения, которые формируются в процессе осуществления внеучебной деятельности можно выделить следующие: общекультурная (знания и опыт особенностей национальной и общечеловеческой культуры); информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать и передавать необходимую информацию); коммуникативная (умение подготовить, написать и представить различную текстовую информацию, умение выстраивать работу в группах, публичное выступление и общение); компетенция личностного совершенствования (развитие таких качеств как решительность, настойчивость, самостоятельность для формирования навыков самоконтроля).

Этот процесс должен включать в себя такие составляющие, как учёт индивидуальных приоритетов обучающихся, их самореализации, особенности их личностного развития в сочетании с соблюдением социальных норм и системы правил образовательного учреждения. Также, необходимым залогом развития воспитательного потенциала любой образовательной структуры, сегодня является педагог, постоянно развивающий свою духовно-нравственную основу, и являющийся примером для своих воспитанников.

В настоящее время, в системе образования, воспитательный и учебный процессы тесно переплетаются и взаимодополняют друг друга. Однако, воспитание, как отдельная единица имеет свою цель, структуру, содержание и определённые условия для успешной реализации. Так, Хведченя Л.В. в своей работе «Воспитательный потенциал внеучебной иноязычной деятельности в вузе» подчёркивает, что в более узком понимании воспитание - «это педагогическая деятельность, призванная сформировать

определенную систему качеств личности (мировоззренческих, поведенческих) либо решить конкретную задачу (привить трудолюбие, ответственность и т. п.)» [7, С. 79]. В свою очередь, воспитательный процесс включает в себя самостоятельную деятельность обучающихся, которые осознанно занимаются своим саморазвитием.

Существуют различные виды воспитания: патриотическое, идеологическое, духовно-нравственное воспитание, поликультурное, экономическое, экологическое, трудовое, профессионально-направленное и другие [3]. Перечисленные виды воспитания реализуются разными средствами образовательных дисциплин, а также совокупностью подходящих форм и методов внеучебной деятельности.

На данный момент, во многих высших учебных заведениях нашей страны, особый акцент сделан на патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В качестве ключевых условий духовно-нравственного воспитания в современных вузах можно выделить такие как: духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников; нравственно благоприятная среда в учреждениях образования; накопление, актуализация и реализация духовно-нравственного потенциала в деятельности обучающихся; опора на культурные и духовно-нравственные традиции русского народа.

К одним из важных условий патриотического воспитания можно отнести привитие уважения к историко-культурному наследию русского народа и содружественных России бывших республик СССР, формирование у обучающихся уважения к защитникам Отечества, воинам; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

В этой связи, хотелось бы выделить ряд наиболее значимых мероприятий, которые ежегодно организуют и проводят преподаватели кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации в рамках внеучебной деятельности в ВИУ РАНХиГС.

Конкурсы носят нравственно-этический, информативно-образовательный и воспитательно-педагогический характер.

Так, 1 марта в ВИУ РАНХиГС состоялся V Международный поэтический конкурс «Завтра была война», в котором приняли участие студенты ВИУ РАНХиГС, учащиеся 9-11 классов школ Волгограда, а также школьники, обучающиеся в гимназии № 40 г. Тараз (Казахстан).

«Завтра была война» проводится ежегодно преподавателями кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации с целью формирования у подрастающего поколения чувства любви к нашему Отечеству и уважения к своим предкам, которые принимали участие во Второй мировой войне. Все поэтические произведения, представленные на этом конкурсе, о Великой Отечественной войне, о бесстрашных подвигах наших солдат,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2M2-U291

о бесконечной преданности нашей отчизне и о великом самопожертвовании ради всеобщего дела, Великой Победы. Безусловно, в основе этого мероприятия заложен огромный воспитательный (патриотическое и духовно-нравственное воспитание) потенциал, который направлен на привитие подрастающему поколению чувства гордости за свою Родину и людей, которые спасли Отчизну и мир.

Также, креативной молодежи предоставляется отличная возможность открыть и продемонстрировать свои таланты.

Участники и гости конкурса могут услышать поэтические произведения К. Симонова, М. Джалиля, Н. Майорова, Д. Сасова, Ю. Левитанского, З. Митиной, нашей прославленной землячки М. Ага-шиной и других авторов [8].

Учитывая требования ФГОС 3 +, необходимо подчеркнуть, что данный конкурс способствует формированию и универсальных компетенций, таких как коммуникативная, компетенция личностного развития и общекультурная.

Второе по значимости и важности внеурочное мероприятие, которое ежегодно можно наблюдать в ВИУ РАНХиГС и принять в нём участие - это традиционный фестиваль «Слово», который приурочен к Международному дню родного языка [9]. Фестиваль проводится среди студентов высших учебных заведений Волгограда с целью приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Орга-

Воспитательный потенц

низатором является кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации факультета государственного и муниципального управления ВИУ РАНХиГС.

Студенты разных институтов и факультетов ярко представляют культурные особенности и традиции своих стран (Индии, Египта, Йемена, Китая, Азербайджана, Армении, Грузии, Афганистана, Киргизии, России и других). На тематической площадке фестиваля «Национальный вернисаж», участники демонстрируют костюмы, музыкальные инструменты, предметы быта, продукцию традиционных ремесел, репродукции и оригиналы живописных работ своих народов.

В рамках мероприятия можно показывать танцевальные номера (традиционные национальные танцы). На второй день начинает свою работу литературная гостиная фестиваля «Художественное слово». Представители более 20 народов, проживающих в Волгограде, показывают красоту и богатство языков, являющихся для них родными. Можно прочитать стихи своих национальных авторов, познакомить гостей с биографиями народных поэтов, поделиться интересными фактами об особенностях фонетики, лексики и грамматики их родных языков.

Выделим в таблице основные формы внеучеб-ной деятельности и воспитательный потенциал, который заложен в основе данных мероприятий, а также виды воспитания и универсальных компетенций.

Таблица 1.

I форм внеучебной деятельности

Формы внеучебной деятельности и их название Воспитательный потенциал Виды воспитания Виды универсальных компетенций

V Международный поэтический конкурс «Завтра была война». Создание благоприятных условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел патриотическое, идеологическое, духовно-нравственное Общекультурная, информационная, коммуникационная, компетенция личностного развития

Фестиваль «Слово» Создание благоприятных условий для усвоения знаний основных социальных норм, создание благоприятных условий для развития позитивного отношения к базовым общественным ценностям поликультурное, духовно-нравственное, лич-ностно-ориенти-рованное Общекультурная, информационная, коммуникационная, личностное совершенствование

Как мы можем увидеть, вышеперечисленные мероприятия в полной мере способствуют развитию основных универсальных компетенций, согласно требованиям ФГОС нового поколения и реализуют воспитательный потенциал через различные виды воспитания (патриотическое, идеологическое, духовно-нравственное, культурологическое). Рассмотренная внеучебная деятельность вуза РАНХиГС также переплетается с содержанием учебной дисциплины «иностранный язык»

для неязыковых специальностей. Практика проведения подобных мероприятий продемонстрировала высокий интерес и активность молодёжи. Это позволяет сделать вывод о необходимости продолжать работать в данном направлении, и создавать условия и возможности для организации и проведения подобного рода конкурсов на более высоком уровне и большего масштаба, при поддержке, взаимодействии и сотрудничестве с другими вузами города и страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бейлина, Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. / Н.С. Бейлина. - Текст: электронный - Тольятти, 2014. - 191 с. -URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-socialnoi-kompetentnosti-buduwih-bakalavrov.html. (дата обращения 24.03.2022).

2. Иванова, А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : авто-реф, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / А.Б. Иванова. - Челябинск, 2010. - 23 с. - Текст непосредственный.

3. Обновленная Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: преемственность и новации. // Национальный образовательный портал. - URL: https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/975.(дата обращения: 19.03.2022).

4. Панова, Е. П. Возможности проектной деятельности при обучении иностранных студентов в российском техническом вузе/ Е.П. Панова, Н.Ю. Филимонова, Ю.В. Лобанова. - Текст: непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 2 (55). - С. 362-368. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.218.

5. Писаренко, Д.А. Внеучебная деятельность студентов как ресурс воспитательной работы высшей школы/ Д.А. Писаренко. - Текст: электронный// Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т.

6. Семикина, Ю. Г. Использование проектной деятельности для формирования понятия «историко-культурное наследие» в условиях современной цифровой образовательной среды/ Ю.Г. Семикина, Д.В. Семикин. - Текст: непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - №3(48). - С. 399-403. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.48.304.

7. Хведченя, Л.В. Воспитательный потенциал внеучебной иноязычной деятельности в вузе/ Л.В. Хведченя. - Текст: электронный // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. - 2018. - 2:78-87 с. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/210569/1/78-87.pdf. (дата обращения 24.03.2022).

8. V Международный поэтический конкурс «Завтра была война» // Официальный сайт ВИУ РАНхИГС. URL: https://vlgr.ranepa.ru/sobytiya/novosti/na-ploshchadke-viu-rankhigs mezhdunarodnyy-poeticheskiy-konkurs-zavtra-byla-voyna/?sphrase_id=3373388 (дата обращения: 21.03.2022).

9. В ВИУ РАНХиГС состоялся фестиваль «Слово», посвященный Международному дню родного языка // Официальный сайт ВИУ РАНхИГС. URL: https://www.ranepa.ru/news/v-viu-rankhigs-sostoyalsya-festival-slovo-posvyashchen-nyy-mezhdunarodnomu-dnyu-rodnogo-yazyka/ (дата обращения: 21.03.2022).

10. S. Monteiro, L.S. Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students // Journal of Vocational Behavior, 2015. URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/ article/abs/pii/ S0001879115001050?via%3Dihub (дата обращения: 21.03.2022).

11. Retallick, M. S., Foreman, E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Agricultural Education and Studies Publications, 2012. URL: https://lib. dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=ageds_pubs. (дата обращения: 20.03.2022).

REFERENCES

1. Bejlina N.S. Formirovanie social'noj kompetentnosti budushhih bakalavrov v dejatel'nosti kuratora studencheskoj gruppy: dis. ... kand. ped. nauk 13.00.08. [Formation of social competence of future bachelors in the activity of student group supervisor: Ph.D.]. Tol'jatti, 2014.191p.

2. Ivanova A.B. Aktivizacija liderskogo potenciala studentov vuza v processe vneuchebnoj dejatel'nosti: avtoref, dis. ... kand. ped. Nauk 13.00.08. [Ivanova A.B. Activation of leadership potential of university students in the process of extracurricular activities: Ph.D (Pedegogigs). Thesis]. Cheljabinsk, 2010. 23 p.

3. Obnovlennaja Koncepcija nepreryvnogo vospitanija detej i uchashhejsja molodezhi v Respublike Belarus': preemstven-nost' i novacii. [The Updated Concept of Continuous Education of Children and Youth in the Republic of Belarus: Continuity and Innovation], Nacional'nyj obrazovatel'nyj portal [National Education Portal]. URL: https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/975 .( Assessed: 19.03.2022).

4. Panova E. P. Vozmozhnosti proektnoj dejatel'nosti pri obuchenii inostrannyh studentov v rossijskom tehnicheskom vuze [Opportunities for project activities in the training of foreign students at a Russian technical university]/ E.P.Panova, N.Yu.Filimonova, Yu. V.Lobanova - Biznes. Obrazovanie. Pravo. [Business. Education. Law.], 2021, no. 2, pp. 362-368. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.218.

5. Pisarenko, D.A. Vneuchebnaja dejatel'nost' studentov kak resurs vospitatel'noj raboty vysshej shkoly [Extracurricular activities of students as a resource for the educational work of the higher school]. / D.A. Pisarenko. - Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. [Baltic Humanities Journal], 2020., T. 9., no. 1(30), pp. 95-98.

6. Semikina Yu. G. Ispol'zovanie proektnoj dejatel'nosti dlja formirovanija ponjatija «istoriko-kul'turnoe nasledie» v uslovijah sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy [The use of project activities for the development of the concept «historical and cultural heritage» in the context of modern digital educational environment]. / Yu. G.Semikina, D. V. Semikin -Biznes. Obrazovanie. Pravo. [Business. Education. Law.], 2019, no. 3, pp. 399-403. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.48.304.

7. Hvedchenja L.V. Vospitatel'nyj potencial vneuchebnoj inojazychnoj dejatel'nosti v vuze/ L.V. Hvedchenja [The Educational Potential of Extracurricular Foreign Language Activities in Higher Education]/ L.V. Hvedchenja. - Zhurnal Beloruss-kogo gosudarstvennogo universiteta. Zhurnalistika. Pedagogika. [Journal of the Belarusian State University. Journalism. Pedagogy], 2018., 2:78-87 pp. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/210569/1/78-87.pdf (Assessed: 24.03.2022).

8. V International Poetry Contest "Tomorrow was war" // Oficial'nyj sajt VIU RANhIGS [the Official site of Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA], Volgograd. URL: https://vlgr.ranepa.ru/sobytiya/novosti/na-ploshchadke-viu-rankhigs mezhdunarodnyy-poeticheskiy-konkurs-zavtra-byla-voyna/?sphrase_id=3373388 (Assessed: 21.03.2022).

_Z ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 88_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-U291

9. RANEPA VIU hosted the Slovo festival dedicated to the International Mother Tongue Day // Oficial'nyj sajt VIU RANhIGS [the Official site of Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA], Volgograd. URL: https://www.ranepa.ru/news/v-viu-rankhigs-sostoyalsya-festival-slovo-posvyashchennyy-mezhdunarodnomu-dnyu-rodnogo-yazyka/ (Assessed: 19.03.2022).

10. S. Monteiro, L.S.Almeida. The relation of career adaptability to work experience, extracurricular activities, and work transition in Portuguese graduate students // Journal of Vocational Behavior, 2015. URL: https://www.sciencedirect.com/sci-ence/ article/abs/pii/ S0001879115001050?via%3Dihub (Assessed: 21.03.2022).

11. Retallick, M. S., Foreman, E. A. Undergraduate involvement in extracurricular activities and leadership development in College of Agriculture and Life Sciences Students // Agricultural Education and Studies Publications, 2012. URL: https://lib. dr.iastate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=ageds_pubs (Assessed: 23.03.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Д.Ю. Буренкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград, Россия, e-mail: dianaymniza2016@gmail.com.

Е.В. Гуляева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации, Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград, Россия, e-mail: guevgenia@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

D.Y. Burenkova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department Department of Linguistics and Intercultural Communication, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia, e-mail: di-anaymniza2016@gmail.com.

E.V. Gulyaeva, PhD in Linguistics, Associate Professor, Head of the Department of Linguistics and Intercultural Communication, Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia, e-mail: guevgenia@yandex.ru.

УДК 378.147 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_89

Ольга Александровна Дмитриева, Татьяна Ильинична Кондаурова, Наталья Евгеньевна Фетисова

г. Волгоград

Особенности обучения иностранных студентов в условиях цифровой

образовательной среды вуза

В статье описан опыт обучения иностранных студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в условиях цифровой образовательной среды.

Раскрыты теоретические аспекты трансформации учебного процесса с учетом требований современности, направленных на создание и внедрение в вузе цифровой образовательной среды. Подчеркнуто, что использование средств и ресурсов цифровой образовательной среды вуза оказывает влияние на содержание, формы, методы обучения и всю методическую систему образовательного процесса, на адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе.

В статье дана характеристика структурным компонентам, классификации цифровых образовательных ресурсов, отдельным видам средств цифровой образовательной среды, реализуемых в обучении иностранных студентов в вузе.

Полученные результаты обучения иностранных студентов в условиях цифровой образовательной среды вуза позволяют говорить об эффективности и перспективности ее использования в учебном процессе.

Ключевые слова: иностранные студенты, цифровая образовательная среда, компоненты, виды средств, классификация.

Olga Alexandrovna Dmitrieva, Tatyana Ilyinichna Kondaurova, Natalya Evgenievna Fetisova

Volgograd

Features of teaching foreign students in the digital educational environment

of the university

The article describes the experience of teaching foreign students at the Volgograd State Socio-Pedagogical University in a digital educational environment.

The theoretical aspects of the transformation of the educational process, taking into account the requirements of modernity, aimed at creating and implementing a digital educational environment at the university are revealed. It is emphasized that the use of the means and resources of the digital educational environment of the university has an impact on the content, forms, teaching methods and the entire methodological system of the educational process, on the adaptation of foreign students to study at a Russian university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.