Четвертый этап - методический предполагает обновление методического обеспечения учебной работы педагогов: изменения и перестройка рабочих программ и дисциплин, включение инновационных методов воспитательной деятельности. Этот этап вносит изменения в документацию образовательного процесса. Что повышает уровень управления обучением и развитие субъектности обучаемых.
Формирование функциональной грамотности руководителей и педагогов - это системообразующий обязательный процесс, повышающий успешность и эффективность учебно-воспитательной деятельности, реализованный через комплексный системно-деятельностный подход.
Перспективными направлениями работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются:
S научно-методическое сопровождение мероприятий;
S тьютерское сопровождение педагогов;
S повышение квалификации педагогов и руководителей;
S передача положительного опыта и успешных практик;
S информационная поддержка педагогов через сетевое взаимодействие;
S диагностическая деятельность педагогического коллектива;
S цифровизация и дистанционные технологии;
S консультирование, онлайн-консультации.
Рассмотренные выше направления по формированию функциональной грамотности отражают организационные, управленческие и технологические механизмы реализации эффективности программы на определённом уровне образования. Преобразования в системе образовательного процесса на всех уровнях обеспечивает новейшие технологии в обучении. Сформированная функциональная грамотность руководителя - педагога гарантирует навыки, способствующие успешности как в профессиональной деятельности, так и в практической жизни. Расширение ресурсов и потенциалов руководителей в образовательном пространстве позволяет овладеть профессионально-управленческими умениями.
Выводы. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современном мире к руководителям образовательных организаций предъявляется большое количество требований, которым они должны соответствовать. Каждый руководитель должен осознавать свою роль организации управления образовательной организацией, расширять возможности своего личностного роста и стремиться к совершенствованию профессиональных качеств. Всё это является элементами функциональной грамотности, которая предполагает, что руководители должны быть компетентны в любой сфере жизнедеятельности и применять соответствующие знания на практике для решения возникающих проблем.
Литература:
1. Басюк, В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - №4(61). - С. 13-33
2. Кириллова, Н.А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен / Н.А. Кириллова, О.В. Тумашева, Е.А. Михалкина // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №5. -С. 42-61. - https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61.
3. Ковалева, Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. - 2019. - С. 32-36
4. Рудик, Г.А. Функциональная грамотность - императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - № 1. - Т. 12. -С. 263-269
5. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3.
6. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-2-3.
7. Фролова, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета / С.В. Фролова, Н.Д. Базарнова, Д.А. Саватеева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 247-250
Педагогика
УДК 378
куратор образовательных программ, магистрант Лебедева Анна Алексеевна
НП «Содействие химическому и экологическому образованию» (г. Москва); Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматриваются принципы и технология выполнения учебно-исследовательских экологических проектов. Сделан акцент на младшем школьном возрасте, как наиболее благоприятном для формирования экоцентрического сознания. Автор делает выводы о воспитательном потенциале учебно-исследовательских экологических проектов, анализируя работы победителей XIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».
Ключевые слова: экологическое воспитание; учебно-исследовательские экологические проекты; младшие школьники; конкурс учебно-исследовательских проектов.
Annotation. The article discusses the principles and technology of implementation of educational and research environmental projects. The emphasis is placed on the primary school age as the most favorable for the formation of ecocentric consciousness. The author draws conclusions about the educational potential of educational and research environmental projects, analyzing the work of the winners of the XIII All-Russian competition of educational and research environmental projects "Man on Earth".
Key words: environmental education; educational and research environmental projects; junior schoolchildren; competition of educational and research projects.
Введение. Мысль о воспитании природой посредством ее явных и скрытых возможностей уходит корнями в далекое прошлое. Мы найдем ей подтверждения, обратившись к классикам педагогики. В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци,
А. Дистервега содержатся идеи природосообразности, которые раскрывают возможности образовательного и воспитательного процесса через единство природы и человека, общества и Космоса.
Ж.Ж. Руссо был сторонником идеи «естественного развития» ребенка. Он считал, что оно обеспечивается совокупностью трех воспитательных факторов: природы, людей и общества в целом. При этом оставлял за каждым из факторов свою особенную роль, а задачу интеграции воздействий отводил педагогу.
Об особенном значении природы в деле воспитания ребенка писали К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В.А. Сухомлинский уточнял, что природа сама по себе не является универсальным, «магическим» средством воспитания, а становится им при содействии опытного педагога путем включения воспитанников в разнообразную деятельность: мыслительную, преобразовательную, трудовую, природоохранную. Важную роль он отводил наблюдению детьми за явлениями природы.
Изложение основного материала статьи. История вопроса влияния природы на воспитание и развитие личности ребенка имеет богатое прошлое. Тогда данный путь был одним из возможных, в пользу которого можно было приводить аргументы или отклоняться от него. Наша же реальность не оставляет выбора за человеком. Признать единство всего живого и наличие теснейших связей - необходимость, первый шаг к попытке найти баланс. Система воспитания, сформировавшая покорителей природы, не оправдала себя, привела к необратимым последствиям: неисчерпаемые природные ресурсы оказались исчерпаемыми, мнимое подчинение природной стихии обернулось основательными нарушениями экологического равновесия и разрушением устойчивых экологических систем [7, С. 22]. Экологизация образовательного и воспитательного процессов в настоящее время не является одним из возможных путей. Она стала единственной допустимой траекторией.
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и В.И. Панов - сторонники концепции экопсихологии детства, цель экологического образования видели в формировании сознания личности по экоцентрическому типу [5, С. 28].
Коллектив лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школ РАО и Проблемного Совета РАО (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н.Захлебный, Л.П. Салеева и др.) обозначил формирование ответственного отношения к окружающей среде целью экологического образования [7, С. 59].
Экологическое воспитание как социокультурный феномен представляет собой процесс и результат овладения подрастающим поколением культурой отношений с окружающей средой, усвоения экокультурных ценностей и соответствующих им способов взаимодействия с природой и социумом [7, С. 91].
17-19 мая 2021 г. состоялся международным форумом в области образования в интересах устойчивого развития -Берлинская конференция. В Резолюции конференции рассмотрение экологической проблемы изменения климата названо приоритетным. В качестве мер указаны повышение уровня мировоззрения школьников и педагогов, интеграция экологических образования и просвещения, приводящая к «эффекту двойного воспитания» [1, С. 26].
Важно отметить сенситивность младшего школьного возраста для экологического воспитания. Младший школьник способен воспринимать объекты и явления целостно, оперировать образами. На этом основании постепенно формируется словесно-логическое мышление, произвольность и вербальные способности.
Перечислим требования к содержанию экологического воспитания младших школьников:
- обеспечение расширения позитивного опыта общения с окружающим миром;
- содержание в нем комплекса правил и норм общения с окружающим миром, многократная реализация которых станет ядром воспитательного процесса;
- деятельность в содержании воспитательного процесса, которая будет способствовать развитию эмоциональной сферы;
- комплексный характер и обеспечение разнообразия видов и направлений деятельности [6, С. 43].
Анализируя состояние экологического воспитания младших школьников, мы можем обратить внимание на следующие противоречия:
- между строгими требованиями к экологическому поведению, изложенными в школьных учебниках, и негативными примерами поведения взрослых, с которыми сталкиваются учащиеся во внеурочное время, в том числе в школе;
- между наглядным, предметным типом восприятия окружающего мира, свойственным младшему школьнику, и ограниченными возможностями классно-урочной системы, в которой находится ребенок большую часть времени;
- между целостностью личности ребенка и отсутствием целостности в системе воздействий на развитие экологической культуры;
- между свойственными школьнику образностью, эмоциональностью восприятия и направленностью экологического воспитания на формирование рационального мышления.
Принимая во внимание психологические особенности младшего школьного возраста, важно отметить, что эмоциональное отношение субъекта к объекту у младшего школьника возникает при взаимодействии ним. Это может служить веским аргументом в пользу того, что ознакомление в данном возрасте с окружающим миром должно строиться путём непосредственного восприятия, задействующего все органы чувств, «именно тогда этот процесс становится личностно значимым» [2, С. 45].
Перечисленные противоречия, принципы экологического воспитания, взгляды педагогов прошлого говорят в пользу накопления личного чувственного опыта детей, непосредственного проживания ими тех ситуаций, в которых они сталкиваются с явлениями и законами природы, последствиями тех изменений, которые несет деятельность человека.
Если учащийся непосредственно сталкивается с событием, затрагивающим его переживания, побуждающим к действию, в этой точке может быть положено начало учебно-исследовательской проектной работе. По мнению авторов технологии, Дж. Дьюи и У.Х. Килпатрика, именно заинтересованность в решении проблемы, в получении недостающих знаний будет способствовать достижению результата.
В основу технологии положено развитие познавательных навыков, умение критически оценивать информацию, конструировать собственное знание, ориентироваться в чрезмерном и многообразном информационном пространстве. Акцентированная на самостоятельной деятельности, она может реализовываться индивидуально, в парах, в группах.
Метод проектов, как технология, является совокупностью исследовательских, поисковых, проблемных методов, которые, в свою очередь, можно осмыслить как творческие.
К организации учебно-исследовательской проектной деятельности предъявляются следующие требования:
- инициатива учащихся в разработке проекта;
- ориентированность на решение конкретных проблем;
- реалистичность, осуществимость, опора на имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- значимость для окружения;
- педагогическая значимость;
- исследовательский характер;
- гибкость.
В системе образования метод проектов более предполагается к реализации во внеурочной деятельности, где больше простора для выбора темы, времени для осуществления и презентации результатов. Однако он может быть реализован и на уроке, так как подразумевает междисциплинарное обучение, реализует принцип обучения в деятельности, способствует выходу за пределы школы, преодолению ее изолированности от общественной жизни, воспитывает индивидуальную ответственность, формирует умение работы в команде.
Сегодня исследовательская деятельность рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, которая решает сложные задачи воспитания, образования и развития [4, С. 7].
Учебно-исследовательская деятельность, реализуемая в русле системно-деятельностного подхода, видит своей целью организацию субъектных отношений, в ходе которых будут решаться такие задачи, как формирование ценностного отношения к жизни, поступкам людей, последствиям этих поступков. Значимую позицию в учебно-исследовательской деятельности занимает эмоциональная составляющая, которая также способствует формированию положительных поведенческих установок.
Именно эмоциональная составляющая может стать тем мотивом, который вовлечет учащегося в учебно-исследовательский экологический проект. Говоря о младших школьниках, мы редко будем подразумевать попытки решения глобальных экологических вопросов, которые остаются открытыми даже для научного сообщества. В большинстве случаев мы говорим о формировании фундамента ответственного отношения к окружающей среде - о ближнем круге объектов и явлений, которые, заинтересовав ребенка, вовлекут его в процесс наблюдения, поиска недостающей информации, будут способствовать выявлению связей между объектами окружающего мира, констатации наличия взаимозависимостей между деятельностью человека и состоянием природной среды.
Построенная на эмоциональном вовлечении, учебно-исследовательская деятельность экологической направленности будет формировать умения работать с информацией, проводить несложные опыты, эксперименты, наблюдения, оформлять дневник наблюдений, взаимодействовать со специалистами, представлять полученные результаты. На всём протяжении работы важна личность взрослого, педагога или родителя, который постоянно будет держать в фокусе внимания ребенка ценностный аспект, нравственно окрашивать то или иное намерение обучающегося, подчеркивать недопустимость причинения вреда объекту исследования, негативные последствия такого влияния, как для отдельного объекта, так и для всей системы. Тем более что история человека и науки полна примеров необдуманного и безответственного поведения по отношения к природе, последствия которых ощутимы и протяженны.
Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», который проводится с 1996 года, видит своей целью формирование экологической культуры подрастающего поколения. Учредитель и организатор конкурса - Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию», соорганизаторами являются химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь» [3].
В Положении конкурса отмечено: «Участие в Конкурсе - замечательная возможность применить свои знания в области экологии, защитить природные ресурсы, познакомиться с разнообразными животными и растениями, понять экологические особенности родного края, ... научиться оберегать и сохранять окружающую нас среду...» [3].
На XIII Всероссийский конкурс «Человек на Земле» было представлено 373 работы школьников в четырех номинациях:
1. «Экологические проблемы родного края»;
2. «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»;
3. «Этнографические исследования»;
4. «Первые шаги в экологии».
Остановимся более подробно на анализе работ номинации №4 - «Первые шаги в экологии», в которой принимали участие дети младшего школьного возраста, и отдельно - на работах победителей. На конкурс поступило 63 работы, больше половины (39 работ, 62%) выполнено в учреждениях дополнительного образования, 24 работы, 38% - в общеобразовательных учреждениях под руководством классных руководителей.
Учебно-исследовательские экологические проекты, соответствующие всем требованиям экспертной комиссии, получившие высокие баллы, были награждены дипломами «Хранителей Земли» шестой (8 работ) и седьмой ступени (7 работ).
Подтверждением того, что воспитание внимательного отношения к окружающему миру начинается для младших школьников с явных, зримых его представителей, служат 7 работ, темой которых стали животные: дождевые черви, бабочки, улитки, популяции птиц, населяющие определенные территории, домашние животные. Немногим меньше - 5 учебно-исследовательских проектов - посвящены растениям: дикорастущим и культурным. Такой выбор тем для данной возрастной категории понятен и объясним. Наблюдения за животными, уход за растениями - деятельность, которая вызывает живой интерес ребенка, обогащает его сенсорный и эмоциональный опыт, воспитывает такие качества, как наблюдательность, ответственность, самостоятельность. В меньшей мере, в силу необходимости включения взрослых в подобную деятельность, младшим школьникам удается принимать участие в социальных и экологических проектах, направленных на помощь бездомным животным населенного пункта, очистку водных объектов. В подобные проекты включаются учащиеся 3-4 классов начальной школы при значимой поддержке семьи, которая, как надеются организаторы конкурса, поможет учащимся продолжать деятельность в дальнейшем, формируя экоцентрическую личность, способную не только видеть проблему, но и брать на себя ответственность по организации действий для ее решения, служить достойным примером для сверстников.
Очевидно, что такая работа, являясь по всем критериям экологической проектно-исследовательской, оказывает максимальное воспитательное влияние на личность ребенка. Объект не воспринимается обособленно от системы, замкнуто и независимо, он видится в том теснейшем сплетении связей, социальных, экологических, в котором существует, в котором возникают и должны разрешаться проблемы.
В ходе шести проектно-исследовательских работ младшие школьники взаимодействовали со специалистами, авторитетное мнение которых помогало, на первый взгляд, восполнить пробелы в информации. По сути же, такое взаимодействие, организованное руководителем проекта или родителями учащегося, позволяло ребенку, насколько возможно, погрузиться в профессиональную среду, получить информацию «из первых рук», ощутить на себе влияние самого действенного метода воспитания - примера.
Как для получения предметного, так и личностного результата важен выход учащегося за стены школы. Обращение к специалистам, посещение музеев, библиотек, станций юннатов помогают учащимся осознать комплексность явлений, взаимосвязь между разными, на первый взгляд, далеко отстоящими друг от друга объектами окружающего мира и видами деятельности человека. Это также будет способствовать формированию коммуникативных способностей, укреплению самооценки через осознание причастности к социально-значимой деятельности, структурированию свободного времени учащегося.
Важно отметить, что, согласно внутренней статистике экспертной комиссии, за последнее десятилетие значительно снизилось количество учебно-исследовательских экологических проектов, выполненных в коллективе учащихся. Коллективные проекты сложнее в организации, но нельзя недооценивать их воспитательный потенциал.
Каждый учебно-исследовательский экологический проект предполагает получение объективного и личностного результата. В случае, когда работа выполнена младшим школьником, велика роль взрослого, на первый план выходит именно личностный результат. В соответствующем разделе отчёта, представляемого на конкурс, учащиеся отмечали, что работа над проектом позволила узнать новую информацию, провести опыты или эксперименты, поделиться результатами с одноклассниками; а также, что наиболее значимо, проследить определенные связи в окружающем мире, зависимость происходящих в нем изменений от деятельности человека, убедиться в том, что то или иное живое существо, даже самое маленькое и невзрачное, играет важную роль. Младшие школьники, наученные делить поступки на плохие и хорошие, с удивлением отмечали, что даже, как кажется на первый взгляд, безобидный поступок, совершенный человеком по незнанию, может навредить природе, погубить живое существо или целую экосистему. Попытка разрешения для себя подобного противоречия - почва для формирования экологического сознания и экологической сознательности.
Выводы. Формирование личности происходит в деятельности. Это утверждение в полной мере относится к экологическому воспитанию младших школьников. Организуя учебно-исследовательскую деятельность экологической направленности с ранних лет, приобщая ребенка к заботе, внимательному отношению к природе, к тому, что находится совсем рядом с ним, к себе самому, в том числе, семья и педагоги способствуют формированию таких ценностей и качеств личности, которые лягут в основу экоцентрического сознания.
Учебно-исследовательская экологическая деятельность, организованная в школе или учреждении дополнительного образования, будет способствовать обогащению опыта учащегося, росту информированности, раскрытию его личностного потенциала, формированию экологической культуры, проявляться в экологическом поведении.
Литература:
1. Алексеев, С.В. Потенциал экологического образования и экологического просвещения в формировании экологической культуры школьников / С.В. Алексеев // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективные направления исследований проблем биологического и экологического образования». - РГПУ им. А.И. Герцена, факультет обучения биологии и экологии, 2019. - С. 19-26
2. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 1-2 классе: методические беседы: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова. -М., Просвещение, 1997. - 64 с.
3. Содействие химическому и экологическому образованию. Конкурс "Человек на Земле" [Электронный доступ]. -Режим доступа: chemeco.ru (дата обращения 01.04.2023).
4. Морозова, Е.Е. Формирование исследовательского отношения младших школьников к окружающему миру средствами экологического проектирования / Е.Е. Морозова, Л.А. Тотфалушина, Л.Н. Макаров, Т.В. Никешина, Е.А. Финилюк / Учебное пособие для педагогов дошкольного и начального образования. - Саратов: Амирит, 2018. - 153 с.
5. Панов, В.И. Учителю об экологии детства / В.И. Панов, В.П. Лебедева / Черноголовка; Издательский отдел ЦКФЛ РАО, 1995. - 231 с.
6. Сулейманова, Г.В. Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания / Г.В. Сулейманова / диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07. - Казань, 2004. - 243 с.
7. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 176 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
дошкольного образования Магомедова Замира Шахабутдиновна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
и методики их преподавания Умариева Светлана Зауровна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Гасанова Светлана Саид-Гаджиевна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Исследованы основные пути развития профессионального имиджа современного педагога дошкольного образования, могущие быть реализованными по ходу осуществления им профессиональной деятельности. Для этого в начале статьи изучаются некоторые особенности развития современной системы образования, в т.ч. дошкольного. Доказывается необходимость формирования профессионального имиджа педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим программам, с точки зрения дальнейшего совершенствования указанного сегмента российской системы образования. Далее рассматриваются основные подходы к определению этого термина, существующие в современной педагогике. Демонстрируются основные составляющие профессионального имиджа. Затем рассматриваются такие пути его развития у воспитателей ДОУ, как организационно-педагогическое сопровождение, обучение на курсах повышения квалификации и участие в единичных мероприятиях: педагогических мастерских, круглых столах и конференциях.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный имидж педагога, развитие профессионального имиджа, повышение профессиональной компетентности педагога, организационно-педагогическое сопровождение.
Annotation. The modern preschool education teacher professional image main developing ways, which can be realized in his/her professional activity course, are investigated. To do this, at the beginning of the article, some features of the modern education system, including preschool, development are studied. The necessity of teaching staff engaged in educational activities according to the relevant programs professional image forming is proved from this Russian education system segment further improvement point of view. Next, the main approaches to the definition of this term that exist in modern pedagogy are considered. The professional image main components are demonstrated. Then, such ways of its development among preschool teachers as organizational and