Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Чеснокова Полина Николаевна, Спиридонова Диана Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования функциональной грамотности руководителя. Выделена специфика понятия «функциональная грамотность». Обозначена взаимосвязь функциональной грамотности руководителя образовательной организации с трудовой функцией и требованиями к его деятельности. Обоснованы параметры функциональной грамотности руководителя образовательной организации. Анализируется профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Рассмотрены основные этапы формирования функциональной грамотности руководителей - педагогов, организующие качественное управление образовательным процессом. Обозначена система оценки формирования функциональной грамотности руководителя образовательной организации. Выделены требования к управленческой функции педагога в общеобразовательной организации. Обоснована необходимость в формировании уровня профессионализма руководителей через создание управленческих команд в образовании. Системно-деятельностный подход определяет перспективные направления работы по развитию и оценки функциональной грамотности руководителей образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Чеснокова Полина Николаевна, Спиридонова Диана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF THE HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the actual problem of the formation of the manager's functional literacy. The specificity of the concept of "functional literacy" is highlighted. The interrelation of the functional literacy of the head of an educational organization with the labor function and requirements for activity is indicated. The parameters of functional literacy of the head of an educational organization are substantiated. The professional standard of the head of an educational organization is analyzed. The main stages of the formation of functional literacy of leaders - teachers, who organize the quality management of the educational process, are considered. A system for assessing the formation of functional literacy of the head of an educational organization is outlined. The requirements for the managerial function of a teacher in a general education organization are highlighted. The necessity of forming the level of professionalism of managers through the creation of management teams in education is substantiated. The system-activity approach determines promising areas of work for the development and evaluation of the functional literacy of the leaders of an educational organization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Выводы. Исследование показало, что обучение по методу проектов в школе является эффективным способом повышения уровня знаний учащихся в области экологии. Среди обучающихся, прошедших обучение по методу проектов, наблюдалось снижение числа учеников с низким и средним уровнями знаний и увеличение числа учеников с высоким уровнем знаний. Дополнительное тестирование после проведения проектов подтвердило это.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ и методик обучения в школах. Обучение по методу проектов может быть включено в учебные планы для повышения эффективности обучения в области экологии и других областях знаний. Однако, для более точного измерения результатов, следует провести дополнительные исследования с большей выборкой учеников и разными возрастными группами, чтобы убедиться в эффективности данного метода обучения в общем контексте обучения.

Литература:

1. Ермаков, Д.С. Применение компетентностного подхода в экологическом образовании школьников / Д.С. Ермаков // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2007. - №3-4. - С. 176-181

2. Курицын, В.Р. Системно-деятельностный подход при обучении экологии основного и среднего уровня образования / В.Р. Курицын, О.В. Хотулёва // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2021. - № 4. - С. 116-127

3. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптивный вариант / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 176 с.

4.Удина, Е.Н. Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Удина, Л.Б. Тагиева // Молодой ученый, 2016. - №7(111). - С. 714-718

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Чеснокова Полина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Спиридонова Диана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования функциональной грамотности руководителя. Выделена специфика понятия «функциональная грамотность». Обозначена взаимосвязь функциональной грамотности руководителя образовательной организации с трудовой функцией и требованиями к его деятельности. Обоснованы параметры функциональной грамотности руководителя образовательной организации. Анализируется профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Рассмотрены основные этапы формирования функциональной грамотности руководителей - педагогов, организующие качественное управление образовательным процессом. Обозначена система оценки формирования функциональной грамотности руководителя образовательной организации. Выделены требования к управленческой функции педагога в общеобразовательной организации. Обоснована необходимость в формировании уровня профессионализма руководителей через создание управленческих команд в образовании. Системно-деятельностный подход определяет перспективные направления работы по развитию и оценки функциональной грамотности руководителей образовательной организации.

Ключевые слова: функциональная грамотность, руководитель образовательной организации, управленческая деятельность, преподаватель, профессиональный стандарт.

An^tat^. The article deals with the actual problem of the formation of the manager's functional literacy. The specificity of the concept of "functional literacy" is highlighted. The interrelation of the functional literacy of the head of an educational organization with the labor function and requirements for activity is indicated. The parameters of functional literacy of the head of an educational organization are substantiated. The professional standard of the head of an educational organization is analyzed. The main stages of the formation of functional literacy of leaders - teachers, who organize the quality management of the educational process, are considered. A system for assessing the formation of functional literacy of the head of an educational organization is outlined. The requirements for the managerial function of a teacher in a general education organization are highlighted. The necessity of forming the level of professionalism of managers through the creation of management teams in education is substantiated. The system-activity approach determines promising areas of work for the development and evaluation of the functional literacy of the leaders of an educational organization.

Key words: functional literacy, head of an educational organization, managerial activity, teacher, professional standard.

Введение. В новых условиях реальности и самостоятельности в расстановке кадров образовательной деятельности (Закон РФ «Об образовании») проблема грамотного управления встает достаточно основательно. В этом случае российскому образованию необходимо совершенствовать систему управления. Руководитель образовательной организации должен четко формулировать и реализовать основные функции управления, способствующие формированию функциональной грамотности.

Функциональная грамотность сегодня включает в себя установки и правила, позволяющие эффективно, гармонично осуществлять руководящую деятельность в образовании.

Кроме этого, руководитель совершенствуется и достигает высокого уровня профессионализма в управлении, что подразумевает реализацию его как личности.

Следует отметить, что проблема управления в образовании, это прежде всего проблема качества обучения, а также полноценного функционирования в современном обществе, как социального, так и личностного взаимодействия.

Уровень функциональной грамотности руководителя образовательной организации определяет уровень управленческой деятельности и подразумевает готовность человека осуществлять эту деятельность.

Изложение основного материала статьи. Изучение термина «функциональная грамотность» привело нас к нескольким определениям этого понятия. В педагогических науках термин «функциональная грамотность» стал

существовать только в 70-е годы 20 века. Причем основным пониманием этого понятия являлось важность сформированности традиционных умений и навыков, необходимых для использования их в повседневной жизнедеятельности человека.

Позже данное понятие стало развиваться и конкретизироваться. Так, в социальном окружении функционально грамотным считался тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы. В настоящее время также существует большое точек зрения по раскрытию понятия «функциональная грамотность». В своих научных трудах А.А. Леонтьев трактует функциональную грамотность как способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста и для передачи такой информации в реальном общении. Тогда как в работах С.Г. Вершловского, М.Г. Матюшкиной функциональная грамотность представляет собой способ социальной ориентации личности, который интегрирует связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В настоящее время под данным понятием понимается способность человека использовать знания и приобретённые умения, навыки для решения широкого спектра жизненных и профессиональных задач.

Стоит отметить, что функциональная грамотность включает в себя следующие компоненты: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В соответствии с действующими требованиями руководитель любой организации должен быть функционально грамотным для успешного осуществления управленческой деятельности и выполнения поставленных целей и задач. Более подробно рассмотрим особенности формирования функциональной грамотности руководителей общеобразовательных организаций.

Необходимо отметить, успешность системы образования в целом во многом зависит от уровня профессионализма руководителей и управленческих команд образовательных организаций. Основными элементами организационной структуры управления школой являются директор и его заместители. Функциональная грамотность руководителя включает в себя такие компоненты, как информационное обеспечение деятельности, деловые коммуникации, работа в команде и креативное мышление.

На сегодняшний день, с научной точки зрения представляется достаточно широкая совокупность параметров функциональной грамотности руководителя: профессиональная грамотность, информационная грамотность, финансово-экономическая грамотность, экологическая грамотность, деятельностная грамотность, языковая грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансово-экономическая грамотность. Исходя из этого, для эффективного и грамотного управления всеми процессами, которые происходят внутри организации, руководитель образовательной организации должен обладать совокупностью различных профессиональных, педагогических и организаторских знаний, умений и навыков.

Вместе с тем, время и условия предъявляют новые требования к руководителю образовательной организации. Поэтому, функциональная грамотность также тесно связана с трудовой функцией и требованиями, которые предъявляет современное общество. Если говорить о выполнении работы в соответствии с поставленной задачей, то это свидетельствует о функциональной грамотности руководителя.

Рассматривая основополагающие профессионально-трудовые действия, умения в условиях управления образовательной организацией, необходимо обозначить направления деятельности руководителя-педагога.

1. Организационно-управленческое направление образовательной деятельности:

• ориентация на изменения и коррекцию ООП;

• обеспечение условий для разработки и реализации инновационных параметров ООП;

• формирование контрольных мероприятий по реализации образовательных программ;

• обоснование принятых управленческо-организационных решений;

• создание условий для развития цифровой образовательной среды;

• выделены организационные, материально-технические условия по реализации требований ФГОС и по разработке внутренней системы качества и оценки руководства образовательной организацией.

2. Функционально-ролевой направление образовательной организации:

• соответствие руководящих обязанностей с принципами и функциями государственного управления;

• разработка основных нормативно-правовых документов через функции управления образовательной организацией;

• организованная управленческая деятельность по вопросам обеспечения педагогических условий обучения обучающихся;

• реализация плановой и координационной деятельности руководителей-педагогов;

• ориентация на качественную кадровую политику в конкретной образовательной организации;

• управленческое участие в создание безопасной и доступной социально-образовательной среды.

Таким образом, все, что прописано в профессиональном стандарте четко взаимодействует с компонентами функциональной грамотности руководителя образовательной организации.

Важно отметить, что управленческую функцию выполняют все педагоги в образовательной организации, это обеспечивает высокий уровень их профессиональной компетенции и качественной организации учебно-воспитательной деятельности. В результате владение функциональной грамотностью на сегодняшний день является обязательным компонентом образовательной деятельности педагога.

В этом случае существует основные этапы формирования функциональной грамотности педагогов. Этапы представляют собой некий алгоритм пошаговой деятельности, обеспечивающий эффективное управление образовательным процессом.

Первый этап - целеполагающий - это один из важных шагов самого процесса формирования функциональной грамотности педагогов. Он обеспечивает направленность. качество и понимание дальнейших стратегических действий. Оформление единых целей и подцелей на этом этапе гарантирует мотивационную и актуальную составляющую педагогов -руководителей.

Второй этап - организационный предполагает создание управленческой команды педагогов, сначала под руководством директора, а далее, как самостоятельной единицы. Объединение педагогов на этом этапе не происходит просто так. Это процедура совместных взглядов, мотивов и интересов, и желание вводить изменения в традиции образовательной организации.

Третий этап - педагогический этап включает в себя подготовку и обучение преподавательского состава, введение единых процедур оценивания и разработка методических материалов. Этот этап организует курсы повышения квалификации для педагогов-предметников по формированию различных видов функциональной грамотности. Также обеспечивает адаптацию к новым формам работы и применения новейших единых систем оценивания.

Четвертый этап - методический предполагает обновление методического обеспечения учебной работы педагогов: изменения и перестройка рабочих программ и дисциплин, включение инновационных методов воспитательной деятельности. Этот этап вносит изменения в документацию образовательного процесса. Что повышает уровень управления обучением и развитие субъектности обучаемых.

Формирование функциональной грамотности руководителей и педагогов - это системообразующий обязательный процесс, повышающий успешность и эффективность учебно-воспитательной деятельности, реализованный через комплексный системно-деятельностный подход.

Перспективными направлениями работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются:

S научно-методическое сопровождение мероприятий;

S тьютерское сопровождение педагогов;

S повышение квалификации педагогов и руководителей;

S передача положительного опыта и успешных практик;

S информационная поддержка педагогов через сетевое взаимодействие;

S диагностическая деятельность педагогического коллектива;

S цифровизация и дистанционные технологии;

S консультирование, онлайн-консультации.

Рассмотренные выше направления по формированию функциональной грамотности отражают организационные, управленческие и технологические механизмы реализации эффективности программы на определённом уровне образования. Преобразования в системе образовательного процесса на всех уровнях обеспечивает новейшие технологии в обучении. Сформированная функциональная грамотность руководителя - педагога гарантирует навыки, способствующие успешности как в профессиональной деятельности, так и в практической жизни. Расширение ресурсов и потенциалов руководителей в образовательном пространстве позволяет овладеть профессионально-управленческими умениями.

Выводы. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современном мире к руководителям образовательных организаций предъявляется большое количество требований, которым они должны соответствовать. Каждый руководитель должен осознавать свою роль организации управления образовательной организацией, расширять возможности своего личностного роста и стремиться к совершенствованию профессиональных качеств. Всё это является элементами функциональной грамотности, которая предполагает, что руководители должны быть компетентны в любой сфере жизнедеятельности и применять соответствующие знания на практике для решения возникающих проблем.

Литература:

1. Басюк, В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - №4(61). - С. 13-33

2. Кириллова, Н.А. Готовность будущих учителей к реализации системно-деятельностного подхода как педагогический феномен / Н.А. Кириллова, О.В. Тумашева, Е.А. Михалкина // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №5. -С. 42-61. - https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-43-61.

3. Ковалева, Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г.С. Ковалева // Вестник образования России. - 2019. - С. 32-36

4. Рудик, Г.А. Функциональная грамотность - императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - № 1. - Т. 12. -С. 263-269

5. Тумашева, О.В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О.В. Тумашева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3.

6. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №2. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-2-3.

7. Фролова, С.В. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета / С.В. Фролова, Н.Д. Базарнова, Д.А. Саватеева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 68-4. - С. 247-250

Педагогика

УДК 378

куратор образовательных программ, магистрант Лебедева Анна Алексеевна

НП «Содействие химическому и экологическому образованию» (г. Москва); Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматриваются принципы и технология выполнения учебно-исследовательских экологических проектов. Сделан акцент на младшем школьном возрасте, как наиболее благоприятном для формирования экоцентрического сознания. Автор делает выводы о воспитательном потенциале учебно-исследовательских экологических проектов, анализируя работы победителей XIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».

Ключевые слова: экологическое воспитание; учебно-исследовательские экологические проекты; младшие школьники; конкурс учебно-исследовательских проектов.

Annotation. The article discusses the principles and technology of implementation of educational and research environmental projects. The emphasis is placed on the primary school age as the most favorable for the formation of ecocentric consciousness. The author draws conclusions about the educational potential of educational and research environmental projects, analyzing the work of the winners of the XIII All-Russian competition of educational and research environmental projects "Man on Earth".

Key words: environmental education; educational and research environmental projects; junior schoolchildren; competition of educational and research projects.

Введение. Мысль о воспитании природой посредством ее явных и скрытых возможностей уходит корнями в далекое прошлое. Мы найдем ей подтверждения, обратившись к классикам педагогики. В трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.