Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива'

Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ СРЕДА / МЕЖВОЗРАСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ЛИЦЕЙСКОЕ БРАТСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батербиев Мусса Мазанович

Школа с разновозрастной организацией образовательного процесса. Взаимодействие старших и младших. Деятельность органов детского самоуправления. Традиции разновозрастного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива»

ВОС ПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ разновозрастного коллектива

Мусса Мазанович Батербиев,

директор экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс», кандидат педагогических наук, г. Усть-Илимск Иркутской области

Детские разновозрастные сообщества — явление в педагогике не новое. В разновозрастных классах обучались дети в дореволюционных сельских школах, до сих пор феномен — обучение и воспитание 12—14-летних юношей в Царскосельском лицее. В разновозрастных коллективах воспитывались бывшие беспризорники в трудовых колониях 1920—30 годов, широко известны современные школы и образовательные технологии, в основе которых также лежит «разновозрастность» (Образовательные системы Дальтон-план, Ена-план, школа Монтессори, Школа-парк и другие). В малокомплектных сельских школах и сегодня в одном помещении обучаются несколько классов (от 1-го до 4-го) и учитель привлекает старших для помощи младшим.

• разновозрастная среда • межвозрастное взаимодействие • педагогика сотрудничества • лицейское братство

Разновозрастное взаимодействие

в коллективе

Наиболее яркий пример разновозрастного сообщества — семья, в которой на старших братьев и сестёр возлагается широкий круг обязанностей, главная из которых — забота о младших. Кроме того, разновозрастная среда — фактор, способный задействовать многие механизмы, заложенные в человеке самой природой, прежде всего механизмы саморегуляции. Я рассматриваю воспитание в разновозрастном коллективе как специально организованный процесс, опирающийся на психические новообразования возраста и потребности и склонности детей, выбор эффективных способов стимулирования саморазвития личности.

Таким образом, разновозрастный коллектив можно считать нетрадиционным дополнительным институтом воспитания подрастающего поколения.

С 1991 года в г. Усть-Илимске создана и совершенствуется модель школы с разновозрастной организацией образовательного процесса, предусматривающая создание условий для межвозрастного взаимодействия как в учебное, так и во внеучеб-ное время.

В разновозрастном коллективе наиболее полно реализуются идеи С. Френе, о воспитании, в которых решающее значение придаётся собственному опыту ребёнка. Ребёнок, участвуя в межвозрастном взаимодействии, сам создаёт свою личность, с помощью старших товарищей и педагога, а этапами его психического развития как личности становятся процессы

самопознания, самореализации, самоопределения и самосовершенствования. Самосознание себя как личности способствует интеграции и максимальной мобилизации всех способностей на решение задач, выдвинутых жизненным планом. Высшая же форма самосознания, по мнению Л.С. Выготского, самоотношение, объективирующееся в самоконтроле и саморегуляции поведения.

Задачу педагога, организующего воспитательный процесс, чётко определил А. Дистервег, который утверждал, что «...конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».

Разновозрастный состав учебных групп, принципы организации коллективных творческих дел «провоцирует» необходимость общения индивида с самым широким кругом людей. Причём состав этого круга обновляется за годы обучения многократно.

ТУ" «

К примеру, если выпускник традиционной школы может называть одноклассниками от 20 до 30 человек, то у выпускника школы с разновозрастным обучением их более 70. За это же время учащийся успевает побывать (не сыграть, а прожить) во многих ролях: младшего (ведомого); человека, принадлежащего среднему школьному возрасту, который уже может заявить о себе достаточно громко и весомо, но понимающего превосходство старших товарищей. В конце пребывания в этой разновозрастной учебной группе учащийся попадает в положение старшего, опытного, ответственного за поступки и поступки младших в группе человека.

В процессе взаимодействия старших и младших вырабатывается как проявление заботы по отношению к младшим, так и уважение к старшим. Это происходит по многим причинам. Если младшие в разновозрастной группе самые маленькие, неумелые, да и слабее всех физически, то старшие — самые взрослые, сильные, опытные и благородные. Кроме того, старшие выступают носителями и ревнителями традиций, сложившихся на протяжении многих лет, а младшие только приступают к освоению этих традиций. Наконец, старшие обладают большим объёмом знаний по учебным предметам, а младшим

только предстоит этим заняться. Каждый участник разновозрастного взаимодействия это понимает и ведёт себя соответственным образом.

Многолетние наблюдения показывают, что в разновозрастном детском коллективе пользуются авторитетом не только старшие, но и учащиеся, которые проявляют успехи в учении независимо от их хронологического возраста.

Т о о

1 акой стиль взаимоотношений становится своеобразной традицией, которая, постепенно трансформируясь, превращается в неписаный закон. Такие-то законы и регулируют поведение подростков в разновозрастном коллективе.

Иногда оппоненты заявляют, что в разновозрастном коллективе возникновение нерегулируемых взаимоотношений между старшими и младшими («дедовщины») неизбежно. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, следует определить, что следует относить к проявлению «дедовщины».

Несомненно, что старшие требуют к себе уважительного отношения со стороны младших, но в то же время всегда готовы проявить великодушие и прийти на помощь. Конечно же, приятно осознавать превосходство и компетентность перед младшими, но, как выясняется, ещё приятнее прийти на помощь. Ведь для подростка так важно получить общественное признание своих достоинств и результатов собственной деятельности. Замечено, что, в подростковом коллективе не приветствуется стремление выставлять «напоказ», что именно ты умнее остальных, любой ценой заслужить одобрение учителя, зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам, в то же время высоко ценятся взаимопомощь, умение сопереживать, доброжелательность, открытость. Это то, что внушается младшим не учителями, а их старшими товарищами.

Можно ли считать проявлением «дедовщины», если старшие призывают к порядку расшалившегося на занятиях младшего по возрасту если во время работы в группе старший настаивает на выполнении младшим части работы, от выполнения которой зависит общий результат; если старший настойчиво требует от младшего соблюдения традиций, сложившихся в группе на протяжении многих лет?

Не стоит забывать о том, что старшие лицеисты, предъявляя такие требования к младшим, удовлетворяют потребность в руководстве. На мой взгляд, если это не будет происходить в цивилизованной (контролируемой со стороны педагога) форме, возникают уродливые проявления воздействия старших на младших, которые унижают честь и достоинство физически более слабых в разновозрастной среде. Я считаю, что «дедовщиной» можно назвать именно последнее.

Завершая обсуждение вопроса, заметим, что любой акт воздействия на личность с воспитательными целями всегда есть своеобразный акт насилия, который ограничивает его свободы и принуждает воспитуемого делать то, что он не желает делать добровольно (во всяком случае, в данный момент). Поэтому, при желании, воспитателя всегда можно обвинить в превышении полномочий или применении насильственных действий.

Разновозрастное общение (по сравнению с одновозрастным общением) отличается большим разнообразием ролей и типов человеческих взаимоотношений. Предмет общения — другой человек, а содержание — построение (проектирование) взаимоотношений и определение способов действия (деятельности).

Раз уж речь зашла о сравнении разновозрастного и одновозрастного коллективов, то хотелось бы отметить следующий факт. На протяжении всей жизни (от рождения до смерти) человек живёт, работает, устанавливает контакты, договаривается, сотруднича-

ет в разновозрастных коллективах. Искусству умения договариваться, находить компромиссы, работать в команде, человеку надо непрерывно учиться, практически всю жизнь.

Традиционная же форма организации образовательного процесса изолирует ребёнка на целых 11 лет из привычной разновозрастной среды и принуждает продолжительное время общаться только в одно-возрастном коллективе. Одиннадцатилетний перерыв не проходит даром: за это время успешно уничтожается накопленный до школы опыт разновозрастного взаимодействия в коллективе, и в итоге выпускник общеобразовательной школы выходит в большую жизнь не приспособленным к ней, не умеющим ориентироваться на новом месте и в новых условиях.

Педагогика сотрудничества и разновозрастное взаимодействие

Педагоги и родители понимают это и пытаются придумать различные, часто искусственные и неуклюжие приёмы так называемой социализации молодого человека, которые не эффективны и по сути, и по содержанию, и по исполнению.

В решении проблем, связанных с реализацией идей педагогики сотрудничества, особое значение имеет организация продуктивного взаимодействия взрослых (учителей, родителей) с детьми и детей

Г-Ч о о

друг с другом. Это самый ответственный участок работы в общеобразовательном учреждении.

Общеизвестно, что детям не нравится авторитарный стиль общения, но в то же время они дорожат мнением старшего и тем более — взрослого. Учитель должен находить опосредованные пути воздействия на учащихся. Практика показывает, что наиболее эффективна — организация совместной деятельности учителей и учащихся, старших и младших, ибо нет

лучших воспитателей, чем школьные товарищи, товарищи, проживающие во дворе или микрорайоне.

Если мы (педагоги) хотим стать полноправными участниками разновозрастного взаимодействия, надо понимать, что все виды совместной деятельности в детской среде должны быть организованы для решения конкретных общественно значимых проблем. Конечно же, при этом не исключаются и элементы игровой деятельности. Однако следует помнить, что играть надо всерьёз. Всякая деятельность (в том числе и игровая) предусматривает правила, регламентирующие взаимоотношения участников, и очень важно, чтобы эти правила разрабатывались или самими детьми, или при их активном участии.

Анализ существующей практики деятельности отдельных педагогов и педагогических коллективов показывает, что есть много способов организации совместной деятельности школьников. Приведём несколько направлений деятельности, которые наиболее ярко могут продемонстрировать особенности организации межвозрастного взаимодействия.

Я считаю, что в воспитании достойных, инициативных граждан большое значение имеет деятельность органов детского самоуправления — одного из самых важных структурных звеньев воспитательного процесса.

Становление и развитие самоуправления в разновозрастном детском коллективе позволяет решить целый комплекс воспитательных задач.

Во-первых, способствует укреплению коллективистских отношений. Общеизвестно, что в коллективе подросток чувствует себя защи-щённым. Признание коллективом результатов его деятельности создаёт ситуацию успеха, определяет перспективу для самореализации и самоутверждения. Старшие и младшие, а также взрослые, объединённые общими целями деятельности, взаимодействуя, выстраивают межличностные отношения, обусловливающие причастность большинства к происходящему.

Во-вторых, дети, попавшие в ситуацию выбора способов межвозрастного взаимодействия

(в процессе совместной деятельности), ведущие к позитивному результату, учатся выстраивать (проектировать) отношения на основе сотрудничества.

В-третьих, дети, подражая друг другу, приобретают самостоятельный опыт делового общения и сотрудничества.

В-четвёртых, освоение общественных норм поведения, выработка гражданской и нравственной позиции происходят в процессе собственной деятельности на основе самоосознания и самоотношения, а не в результате назидания взрослых.

В-пятых, в процессе совместной общественной деятельности, направленной на решение актуальных вопросов жизни всего коллектива, происходит сближение позиций людей разных возрастов. Это способствует росту взаимопонимания и гармонизации отношений между всеми участниками образовательного процесса — детьми, учителями и родителями.

Формы самоуправленческой деятельности в разновозрастном

коллективе

Формы самоуправленческой деятельности в разновозрастном коллективе разнообразны и постоянно развиваются.

Отличительная особенность работы с органами детского самоуправления в Научно-образовательном комплексе — отказ от работы с так называемым «активом учащихся». В разновозрастном детском коллективе «взращивание» лидеров не целесообразно т.к. постоянная сменяемость ролевых позиций при переходе из одной разновозрастной учебной группы в другую требует иного подхода.

В одновозрастных детских коллективах тоже распределяются роли между людьми, входящими в этот коллектив.

Кто-то становится формальным лидером, кто-то выполняет роль неформального лидера, кому-то выпадает роль аутсайдера, изгоя. Эти роли закрепляются за ними на все годы учения в школе. Очень редко удаётся кому-либо из тех, кому выпала отрицательная роль, избавиться от неё, и прежде всего из-за того, что класс всегда остаётся в постоянном составе.

Необходимость нахождения комфортного места в новых разновозрастных учебных группах помогает раскрывать и развивать лидерские задатки у большего числа учащихся, нежели при опоре на ограниченный и постоянный круг инициативных ребят. Привлекая к детскому самоуправлению постоянно меняющийся состав представителей всех разновозрастных учебных групп, создаёт возможность большему количеству детей получить собственный управленческий опыт, способствовать возникновению желания реформировать существующее или создать «свою» систему самоуправления, предложить другие направления социально значимой деятельности и сотрудничества как друг с другом, так и с взрослыми. Это непрерывный источник развития как самой системы детского самоуправления, так и опыта организаторской и самоуправленческой деятельности детей.

Овладев способами организации межвозрастного взаимодействия, сформировав у воспитанников умения налаживать продуктивные контакты друг с другом, действовать в границах общепризнанных норм и правил, педагог получает возможность в процессе совместной деятельности управлять развитием личности. А учащимся предоставляется возможность самостоятельно выстраивать «образ себя» в соответствии с нормами, правилами и ценностями общественной жизни, которые провозглашает коллектив.

Для реализации личностного потенциала необходимо многообразие направлений деятельности: интеллектуальной, творческой, общественно полезной, которые подростки выбирают самостоятельно. Внутри направлений

должно создаваться множество форм индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. Эта деятельность может координироваться не только педагогами, но и родителями, ибо образовательное пространство не ограничивается пределами образовательной организации.

Совместная деятельность в решении всех видов задач, умение взаимодействовать с представителями разных возрастов способствуют установлению дружеских связей межу детьми. В итоге дружба, дружественные отношения — одни из самых главных ценностей в детской среде. Человек не может ни осмыслить, ни прочувствовать жизнь иначе как через других людей, общение с которыми открывает смысл и ценность собственного бытия. Конечно, психологически более комфортно, если таким «зеркалом», в котором отражается твоя сущность, будет человек, с которым поддерживаются дружеские отношения, потому что есть уверенность, что это «зеркало» не будет искажать действительность. Отрадно слышать о том, что воспитанники часто понятие «дружба» ассоциируют с понятием «лицейское брат-

гЧ о о

ство». Это свидетельство высочайшей оценки взаимоотношений детей в разновозрастных детских коллективах, которая приближается к близко родственным. В связи с этим как не вспомнить слова выпускницы Усть-Илимского лицея 2003 года Смирновой Юлии:

«В чём заключается лицейское братство? Вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос. Пожалуй, это та невидимая, духовная связь, которая объединяет людей, собравшихся под лицейской крышей. Лицейская дружба не кончается с выпускным вечером, а годами связывает нас телефонными проводами, миллионами компьютерных байтов и десятками исписанных листов.

Для меня лицейское братство выражается во многом. В радостных воплях бывшей одноклассницы, которые я слышу, набирая её новосибирский номер. В полуночных

разговорах с лицеистами, иркутскими студентами, — кто лучше поймёт тоску по родному городу? Я люблю, когда у меня дома абсолютно спонтанно собирается толпа лицейских подруг и начинается бесконечное чаепитие с разговорами «за жизнь».

О лицейском братстве принято вспоминать в день рождения Пушкинского лицея. Тогда мы собираемся все вместе, вспоминаем лицейские годы и, конечно, звоним во все города, где учатся лицеисты. «А мы тут отмечаем!» — кричат они и начинают перечислять фамилии. И вот что удивительно: на 19 октября встречаются даже те, кто никогда не общался, учась в лицее.

Помните, как возвышенно и вдохновенно писал о братстве лицеистов А.С. Пушкин? Он восхищался друзьями и их поступками, поддерживал их, хотя это было небезопасно. Современные лицеисты не противостоят власти и не рискуют жизнью в борьбе за справедливость. Но от этого наше братство не становится менее настоящим!»

Сплочению коллектива помогают и традиции разновозрастного коллектива, которые создаются, сохраняются и передаются из поколения в поколение самими детьми. Традиции позволяют каждому определить степень собственного участия в том или ином деле, роль и перспективу собственной деятельности.

А.С. Макаренко утверждал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы — это школы, которые накопили традиции... Традиции украшают жизнь ребят. Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать. Традиции олицетворяют доверие ко вчерашнему дню, к нашим товарищам, создавшим какую-то ценность и не желающим эту ценность разрушать».

Самая важная отличительная особенность традиций разновозрастного коллектива заключается в том, что они «живут» и «работают» и тогда, когда авторы традиций давно не явля-

ются членами коллектива, и в этом их непревзойдённая значимость и сила.

Заметим, что в обычной школе новые идеи и начинания, претендующие на роль традиций, отходят на задний план после того, как авторы этой инициативы, окончив школу, покидают его стены. Часто учителя с сожалением вспоминают о том, что у такого-то выпуска была красивая традиция, связанная с том-то и тем-то.

Практика показывает, что традиции лучше всего зарождаются в процессе групповой работы по реализации коллективного творческого дела. При работе с разновозрастными детскими коллективами следует отдавать приоритет коллективным формам деятельности, которые реализуются в ходе межвозрастного взаимодействия. Коллектив, в котором поддерживаются и реализуются личные устремления детей разного хронологического возраста, становится для всех воспитанников условием развития; именно в таком коллективе происходит предъявление себя и результатов собственной деятельности всему сообществу. Поэтому так востребована методика организации совместной деятельности, разработанная И. Ивановым.

Проведение традиционных дел способствует выработке и совершенствованию методики проектирования, подготовки и проведения каждого из этих событий, формированию его структурных элементов и даже превращению их в некий ритуал. Отметим, что такой подход никоим образом не ограничивает инициативу учащихся. Более того, имея представление об общей схеме предстоящего события, любой желающий может вносить собственные предложения, совершенствуя сценарий и технику проведе-

Т1 «

ния мероприятия. 1 ем самым каждый может определить и оценить степень участия. При такой организации деятельности детей можно говорить и об установившемся «жанре» событий.

тг «

К примеру, день рождения лицея — семейный праздник; «Лицея день заветный», который ежегодно проходит 19 октября, — погружение в культуру XIX века; Неделя самоуправления — игра.

Очевидно, что объединяющее чувство, пронизывающее все эти события, радость, которую могут подарить друг другу только близкие по духу люди. Хочется надеяться, что совместная деятельность детей разного возраста и их наставников оставит в душах «...прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний в жизнь, то спасся человек на всю жизнь. И даже если и одно хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение.» (Ф.М. Достоевский).

В заключение приведём высказывания некоторых выпускников, свидетельствующие о преимуществах разновозрастного обучения:

«Поначалу мы испытывали страх при переходе в разновозрастные группы, но впоследствии, благодаря поддержке старшеклассников, этот страх пропал, и уроки превращались в приятное общение» (Киселёв Р.).

«Разновозрастное обучение, на мой взгляд, позволяет детям развиваться быстрее, так

как старшие всегда могут помочь. Роль старших сложно недооценить: общение с ними способствовало нашему интеллектуальному и социальному развитию» (Вашуркин В.).

«В разновозрастной группе учиться труднее, но зато ты всегда можешь попросить помощи у более старших, которые в любой момент могут объяснить, как справиться с тем или иным заданием» (Новицкий А.).

«Знания, которые ты получаешь при разновозрастном обучении, более прочные и глубокие, так как, помогая младшим, ты многократно повторяешь и лучше усваиваешь материал» (Коршунов А.).

Таким образом, разновозрастная среда, в которой живут, общаются, взаимодействуют, учатся дети, может стать дополнительным институтом воспитания в системе общеобразовательной подготовки. В этом «институте» дети приобретают опыт социальной и коммуникативной деятельности, опыт взаимодействия с людьми разного возраста в неформальной, комфортной обстановке. Этот опыт будет способствовать тому, что выпускники без особых усилий смогут адаптироваться к условиям любой среды, занять «свою нишу» и в дальнейшем целенаправленно осваивать новые более высокие служебные и административные ступени на пути к успешной жизни. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.