Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / САМОРАЗВИТИЕ / ПРОЕКТ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятерикова Е.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска новых форм работы с детьми, влияющих на их позитивную социализацию и личностное развитие. Одним из наиболее перспективных направлений в решении данной проблемы является создание временных разновозрастных детских объединений по месту жительства. В статье отражены ключевые принципы развития взаимодействия в разновозрастном детском объединении, раскрыта сущность таких понятий как педагогическое сопровождение и экзистенциальный выбор. Автором подробно рассматриваются этапы педагогического сопровождения экзистенциального выбора ребенка, реализация которых в значительной степени расширяет уже имеющийся воспитательный потенциал разновозрастного детского объединения. Статья предназначена для руководителей временных разновозрастных детских объединений по месту жительства, педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования и руководителей разновозрастных детских объединений в общеобразовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятерикова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF A CHILDREN'S ASSOCIATION OF DIFFERENT AGES

The relevance of the article is caused due to the need to find out new forms of work with children that affect their positive socialization and personal development. One of the most promising directions in solving this problem is the creation of temporary children's associations of different ages at the place of residence. The article reflects the key principles for the development of interaction in a children's association of different ages, reveals the essence of such concepts as pedagogical support and existential choice. The author examines in detail the stages of pedagogical support of the child's existential choice, the implementation of which greatly expands the existing educational potential of children's associations of different ages. The article is intended for heads of temporary children's associations of different ages at the place of residence, teachers-organizers of institutions of additional education and heads of children's associations of different ages in educational organizations.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

УДК 37

Воспитательный потенциал разновозрастного детского объединения The educational potential of a children's association of different ages

Девятерикова Е.В., Костромской областной «Дворец творчества», e_devyat@mail.ru Devyaterikova E., Kostroma Region's "Palace of Creative Work", e_devyat@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.021

Ключевые слова: разновозрастное детское объединение, взаимодействие, педагогическое сопровождение, экзистенциальный выбор, саморазвитие, проект жизни.

Keywords: children's association of different ages, interaction, pedagogical support, existential choice, self-development, life project.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска новых форм работы с детьми, влияющих на их позитивную социализацию и личностное развитие. Одним из наиболее перспективных направлений в решении данной проблемы является создание временных разновозрастных детских объединений по месту жительства. В статье отражены ключевые принципы развития взаимодействия в разновозрастном детском объединении, раскрыта сущность таких понятий как педагогическое сопровождение и экзистенциальный выбор. Автором подробно рассматриваются этапы педагогического сопровождения экзистенциального выбора ребенка, реализация которых в значительной степени расширяет уже имеющийся воспитательный потенциал разновозрастного детского объединения. Статья предназначена для руководителей временных разновозрастных детских объединений по месту жительства, педагогов-организаторов учреждений дополнительного образования и руководителей разновозрастных детских объединений в общеобразовательных организациях.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to find out new forms of work with children that affect their positive socialization and personal development. One of the most promising directions in solving this problem is the creation of temporary children's associations of different ages at the place of residence. The article reflects the key principles for the development of interaction in a children's association of different ages, reveals the essence of such concepts as pedagogical support and existential choice. The author examines in detail the stages of pedagogical support of the child's existential choice, the implementation of which greatly expands the existing educational potential of children's associations of different ages. The article is intended for heads of temporary children's associations of different ages at the place of residence, teachers-organizers of institutions of additional education and heads of children's associations of different ages in educational organizations.

Введение. Современные требования социума побуждают искать эффективные формы работы с детьми, отвечающие актуальным нуждам общества и представляющие ценность для региона. Опыт социального воспитания показывает, что организация системной работы с детьми по месту жительства является одним из мощнейших ресурсов социализации

подрастающего поколения.

В 2019 году в Костромской области стартовал проект «РВО-44 события лета», который направлен, в первую очередь, на организацию продуктивного, интересного и безопасного летнего отдыха во временных детских разновозрастных объединениях по месту жительства преимущественно в сельской

местности. В 2022 году в регионе функционирует свыше 600 таких отрядов.

Разновозрастное детское объединение является сложным социально-педагогическим феноменом, к изучению различных аспектов которого обращались многие исследователи.

Л.В. Байбородовой разработана концепция регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах [3].

Целью воспитательной деятельности разновозрастного детского объединения является моделирование таких жизненных ситуаций, в ходе проживания которых у участников формируется навык налаживания

взаимоотношений в разновозрастном сообществе людей.

Методология исследования. Основой исследования являются концепции социального взаимодействия в разновозрастных группах (Л.В. Байбородова [3], М.М. Батербиев [5], В.К. Дьяченко [8], В.Б. Лебединцев [10], А.А. Остапенко [13] и др.); концепции педагогического сопровождения (Е.А. Александрова [2], Т.Н. Гущина [7], Е.И. Казакова [9], М.И. Рожков [15], В.И. Слободчиков [17]).

Результаты исследования. В основе деятельности разновозрастного детского объединения лежит взаимодействие.

Л.В. Байбородовой сформулированы основные принципы развития взаимодействия в разновозрастных группах [3]:

1. Принцип интеграции и дифференциации социальных интересов.

Разновозрастные группы создаются на основе социально значимой деятельности. Важно отметить, что личный вклад каждого в общее дело гарантирует достижение результата.

Следовательно, созданы условия для самореализации и раскрытия индивидуальных способностей каждого участника

разновозрастной группы.

2. Принцип вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших. Реализация данного принципа предполагает регулярную корректировку содержания, обновление форм и поиск интересных направлений деятельности, включение участников во все многообразие социальных отношений.

3. Принцип динамичности и поливариативности ролевого участия детей в социальных отношениях основан на увеличении спектра осваиваемых детьми социальных ролей, четком разграничении функций каждой из ролей и их постоянной сменяемости, более глубоком погружении в исполнение предложенной роли. Следует отметить, насколько важно овладеть коммуникативной ролью, так как складывающиеся между детьми отношения влияют на успешность групповой работы.

4. Принцип референтности и нонконформизма обеспечивает психологическую защищенность ребенка, комфортные условия для всех участников взаимодействия, где каждый может свободно выражать свои суждения, проявляя при этом уважительное отношение к мнению других.

При создании разновозрастных групп учитываются следующие факторы: возрастные особенности, уровень сложившихся

межличностных отношений участников группы, их психологическую совместимость и др.

5. Принцип саморазвития и самоорганизации

жизнедеятельности разновозрастной группы. Реализация этого принципа предполагает добровольный характер объединения детей, свободный самостоятельный выбор детьми содержания и форм деятельности, возможность самим решать некоторые организационные вопросы, развитие самоуправления.

Анализ опыта деятельности разновозрастных детских объединений показывает, что они обладают большим воспитательным

потенциалом:

- Приобретение опыта межпоколенного взаимодействия: общение как со сверстниками, так со старшими и младшими.

Необходимость подобного взаимодействия, по мнению Л.И. Божович, заключается в том, что оно способствует приобретению ребенком опыта самых разнообразных отношений: забота о младшем; подчинение и подражание старшему. Это способствует формированию у детей различных положительных качеств, способствует их личностному развитию [6, с.220].

- Освоение широкого спектра социальных ролей.

Ролевое участие ребенка часто меняется, следовательно, изменяются и механизмы, актуализирующие поведение личности. Исследование Л.В. Байбородовой показало, что если ребенок во взаимодействии является младшим, то в большинстве случаев действует механизм подражания, при этом ребенок как бы ориентируется на «зону ближайшего развития». И наоборот, когда он выступает в роли старшего, действует механизм «социального взросления»

[3].

- Приобретение организаторских навыков. Работа в разновозрастном детском объединении базируется на построении системы самоуправления. Следовательно, более старшие ребята зачастую играют роль организаторов, координаторов. Так как в процессе жизнедеятельности разновозрастного детского объединения каждому ребенку приходится выполнять ряд самых разнообразных задач, это способствует приобретению организаторского опыта, как лидером объединения, так и каждым участником, отвечающим за определенный блок подготовки к событию.

- Реализация субъектной позиции каждого участника разновозрастного детского объединения в ходе подготовки и реализации общих дел и событий.

- Преодоление ограниченности социального окружения личности, так как участие в деятельности разновозрастного детского

объединения способствует налаживанию связей с разнообразными социальными группами.

На основании экзистенциального подхода [14] мы выделяем также:

- Возможность создавать проект собственного будущего.

- Саморазвитие личности ребенка за счет включения в общее значимое для каждого событие.

- Создание ситуаций, предусматривающих свободный самостоятельный осознанный экзистенциальный выбор ребенка.

Раскрыть данный потенциал представляется возможным в ходе педагогического сопровождения экзистенциального выбора ребенка.

Анализ различных точек зрения относительно понятия «педагогическое сопровождение» [2;4;7;9;15;16;17] позволяет дать следующее

определение: педагогическое сопровождение -это процесс, представляющий собой целенаправленные последовательные

педагогические действия, способствующие включенности ребенка в значимое для него событие и стимулирующие его саморазвитие и осознанный экзистенциальный выбор на основе рефлексии происходящего.

Под экзистенциальным выбором мы понимаем необходимый осознанный

самостоятельный выбор одной из возможных альтернатив, основанный на ценностных ориентациях и установках [1;11;12].

Нами были выделены этапы педагогического сопровождения, реализация которых направлена на раскрытие воспитательного потенциала разновозрастного детского объединения, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Этапы сопровождения экзистенциального выбора ребенка - участника разновозрастного детского объединения

Название блока Этапы сопровождения

Содержание деятельности взрослого Содержание деятельности ребенка

Осознание ситуации экзистенциального выбора Организация совместного планирования дел разновозрастного детского объединения Включенное заинтересованное участие в планировании

Распределение обязанностей с учетом интересов каждого ребенка Определение возможного личного вклада в общее дело

Координация процесса подготовки события Выполнение принятых на себя обязательств по подготовке события

Актуализация события Принятие явления как события

Организация рефлексивной деятельности Ценностно-смысловая обработка происходящего

Стимулирование осознания дилеммного характера сложившейся ситуации Осознание необходимости выбора

Ознакомление с альтернативами экзистенциального выбора Прогнозирование вероятностного исхода в рамках каждой из альтернатив

Стимулирование самостоятельного осознанного экзистенциального выбора Принятие решения

Мотивация саморазвития Анализ жизненных перспектив в рамках сделанного выбора Определение развивающего потенциала сложившейся ситуации в рамках сделанного выбора

Формирование мотива постановки цели саморазвития Определение цели саморазвития

Формирование мотива планирования саморазвития Составление плана саморазвития

Осмысление проекта жизни Организация анализа намеченного плана Рефлексивный анализ каждого пункта плана

Организация анализа способов поведения для реализации намеченного плана саморазвития Выбор способа поведения для реализации намеченного плана саморазвития

Организация проектной деятельности Создание проекта дальнейшей деятельности разновозрастного детского объединения

Организация коллективного обсуждения проекта дальнейшей деятельности разновозрастного детского объединения Активное участие в обсуждении проекта

Подведение итогов Корректировка проекта (при необходимости)

Стимулирование осознания необходимости создавать проект собственной жизни Осознание необходимости создавать проект собственной жизни (по аналогии с разновозрастными детскими объединениями)

Начальным является блок «Осознание ситуации экзистенциального выбора», который реализуется посредством действий взрослого и ребенка.

Организация совместного планирования дел разновозрастного детского объединения / Включенное заинтересованное участие каждого ребенка в планировании.

На данном этапе перед взрослым, осуществляющим педагогическое

сопровождение, стоит задача максимально увлечь каждого ребенка в процесс совместного планирования, так как, только в этом случае все прогнозируемые события имеют шанс стать для ребенка значимыми, а, следовательно, оказывать существенное влияние на его личность.

Методы: создание календаря событий, работа в группах, «мозговой штурм» и др.

Распределение обязанностей с учетом интересов каждого ребенка / Определение возможного личного вклада в общее дело.

Особенностью этого этапа является внимательное отношение к каждому ребенку при выборе им своей роли в предстоящем событии. Здесь взрослому важно учесть имеющийся у ребенка опыт, его возраст, склонности и способности, его планы, мечты и др., чтобы функции, которые он на себя возложит, не оказались слишком тяжелы или легки для него, ведь в процессе подготовки и реализации события ребенок должен приобрести новый опыт и закрепить уже имеющиеся навыки.

Методы: перспективное и ближайшее планирование, составление графика подготовки к событию, игра «Мои задачи» и др.

Координация процесса подготовки события / Выполнение детьми принятых на себя обязательств по подготовке события.

На этом этапе взрослому важно придерживаться роли координатора, чтобы дать детям возможность максимально самостоятельно осуществлять подготовку события, и оказывать помощь и поддержку в исключительных ситуациях или когда участники сами за ней обратятся.

Методы: наблюдение, консультирование, работа с графиком подготовки к событию (отметка о выполнении задачи).

Актуализация события / Принятие явления как события.

Необходимо, чтобы каждый ребенок (группа детей) и взрослый «вошли» в событие. Если в процессе подготовки каждый ответственно выполнял возложенные на него обязательства, то событие будет лично значимым для каждого из его участников и все будут всецело в него

включены.

Методы: включенное участие в актуализации события.

Организация рефлексивной деятельности / Ценностно-смысловая обработка происходящего.

Реализация данного этапа предполагает глубокий анализ свершившегося события с позиции каждого ребенка, его чувств и переживаний, вызванных этим событием, определение его значимости для ребенка.

Методами рефлексивной деятельности являются: «цветопись», метод незаконченного предложения, составление «Я-высказываний».

Стимулирование осознания дилеммного характера события / Осознание необходимости выбора.

Взрослый помогает детям увидеть в данном событии необходимость выбора, вариативность последействия, организует совместный поиск признаков ситуации выбора.

Методы: беседа, дискуссия.

Ознакомление с альтернативами

экзистенциального выбора / Прогнозирование вероятностного исхода в рамках каждой из альтернатив.

Когда определена необходимость выбора, наступает этап ознакомления с альтернативами. Здесь важно рассмотреть всевозможные варианты и, соответственно, максимально подробно спроектировать актуальные действия и прогнозируемые результаты в рамках каждого из альтернативных сценариев.

Наиболее подходящими методами, на наш взгляд, выступят такие, как театрализация, имитационная игра, игра-наоборот.

Стимулирование самостоятельного

осознанного экзистенциального выбора / Принятие решения.

После сравнения возможных альтернатив, на основе объективного их анализа и с опорой на собственные нравственные установки и моральные ценности, наступает этап стимулирования осознанного экзистенциального выбора, на котором происходит не только осознание причин совершенного выбора, но и понимание его последствий. Ведь далее придется поступать в соответствии с этим выбором.

Методами на данном этапе выступают такие как «Шкала личностного роста», «Поле личностного развития», составление «Древа возможностей».

Следующим является блок «Мотивация саморазвития ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он так же, как и предыдущий, представлен рядом последовательные действия взрослого и ребенка:

Анализ жизненных перспектив в рамках сделанного выбора / Определение развивающего потенциала сложившейся ситуации в рамках сделанного выбора.

На данном этапе приоритет отдается в первую очередь когнитивной составляющей, что предполагает проведение глубокого анализа жизненных перспектив с учетом сделанного выбора, а также определение потенциала для возможных изменений в сущностных сферах личности в будущем.

Методы: «Поле личностного развития».

Формирование мотива постановки цели саморазвития / Определение цели саморазвития. Когда выбор уже сделан, необходимо определить перспективу развития в новых жизненных условиях, наметить цель саморазвития.

Методы: «Шкала личностного роста».

Формирование мотива планирования саморазвития / Составление плана саморазвития.

Когда определена перспективная цель, составляется план саморазвития, в который включены новые события, потенциально способствующие дальнейшему росту личности.

Методы: создание образа «Я через месяц (год, 5 лет и др.)», коллаж «Мое ближайшее будущее», «Календарь продвижения к цели» и др.

Завершающий блок «Осмысление проекта жизни» представлен следующими этапами, отражающими деятельность сопровождающего и сопровождаемого:

Организация анализа намеченного плана / Рефлексивный анализ каждого пункта плана.

Данный этап предполагает детальный разбор всех пунктов плана, возможно, его корректировку.

Методы: критический анализ.

Организация анализа способов поведения для реализации намеченного плана саморазвития / Выбор способа поведения для реализации намеченного плана саморазвития.

Зачастую, чтобы изменилась жизненная ситуация, необходимо изменить некоторые привычки, мешающие достижению

поставленных целей. Данный этап направлен на поиск оптимальных способов поведения, приближающих личность к достижению целей.

Методы: консультирование, дискуссия,

Организация проектной деятельности / Создание проекта дальнейшей деятельности разновозрастного детского объединения.

Особенностью данного этапа является переход от личного планирования к коллективному проектированию, так как нецелесообразно обсуждать свой личный

жизненный проект с другими детьми. Но предполагается, что по аналогии с проектом детского объединения, вооружившись необходимыми знаниями, технологиями и приемами, каждый сможет создать свой собственный жизненный проект.

Методы: проектирование, мозговой штурм.

Организация коллективного обсуждения проекта дальнейшей деятельности объединения / Активное участие в обсуждении проекта.

На этом этапе организуется обсуждение проекта: совместно выявляются сильные и слабые стороны.

Методы: защита проекта, экспертиза, оценка, дискуссия.

Подведение итогов / Корректировка проекта (при необходимости).

После коллективного обсуждения проекта принимается решение, необходимо ли корректировать проект или нет.

Методы: дискуссия.

Стимулирование осознания необходимости создавать проект собственной жизни / Осознание необходимости создавать проект собственной жизни (по аналогии с проектом дальнейшей деятельности разновозрастного детского объединения).

Как мы отмечали ранее, важно, чтобы ребенок захотел создать собственный жизненный проект.

Методы: беседа, рефлексия.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить воспитательный потенциал разновозрастного детского объединения, обусловленный осуществлением педагогического сопровождения

экзистенциального выбора ребенка: саморазвитие личности ребенка за счет включения в общее значимое для каждого событие, мотивация свободного самостоятельного осознанного экзистенциального выбора.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении этапов педагогического сопровождения экзистенциального выбора ребенка - участника разновозрастного детского объединения.

Результаты исследования могут быть использованы в работе руководителей разновозрастных отрядов, а также педагогов -организаторов, педагогов дополнительного образования, педагогов общеобразовательной школы с целью повышения эффективности деятельности по организации воспитательной работы в разновозрастных детских объединениях.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. -158 с.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2010. - 336 с.

3. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Байбородова Людмила Васильевна. - Казань, 1994. - 34 с.

4. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. - 196 с.

5. Батербиев М.М. Дидактические основы проектирования образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами (VП-XI классы общеобразовательной школы): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Батербиев Мусса Мазанович. - М., 2002. - 25 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

7. Гущина Т.Н. О феномене социально-педагогического сопровождения развития субъектности обучающегося в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] / Т.Н. Гущина. - Режим доступа: https://cyberkmnka.Iu/artide/n/ofeшmгne-sotsialю-pedagogicheskogo-soprovozhdemya-razvitiya-subektюsti-obuchayuschegosya-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey

8. Дьяченко В.К. Диалоги об образовании: разновозрастные образовательные коллективы основа реформирования современной школы / В.К. Дьяченко // Школьные технологии. - 2001. - № 1. - С. 41-64.

9. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. - СПб., 1995. - 27 с.

10. Лебединцев В.Б. Обучение в разновозрастных группах: ресурс повышения качества образования (результаты 2004-2007 гг.) / В.Б. Лебединцев // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. - 2008. - № 10. - С. 82-94.

11. Мандрикова Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Мандрикова Елена Юрьевна. - М., 2006. - 27 с.

12. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / Р. Мэй // Экзистенциальная психология; под ред. Р. Мэя. - М.: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. - 624 с.

13. Остапенко А.А., Миронов В.Н. Разновозрастное обучение в детском творческом коллективе / А.А. Остапенко, В.Н. Миронов // Педагогические технологии. - 2017. - № 1. - С. 56-61.

14. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] / М.И. Рожков // Ярославский педагогический Вестник. - 2002. - № 4(33). - С. 73-77. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/kontseptsiya-ekzistentsionalnoy-pedagogiki

15. Рожков М.И. Социально-педагогическая деятельность: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. - 288 с.

16. Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 312 с.

17. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования / В.И. Слободчиков. - Екатеринбург, 2009. - 263 с.

References:

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy / K.A.

Abulkhanova-Slavskaya. - Moscow: Thought, 1991. - 158 p.

2. Aleksandrova E.A. Pedagogical support of senior schoolchildren's self-determination / E.A. Alexandrova. -Moscow: Research Institute of School Technologies, 2010. - 336 p.

3. Baiborodova L.V. Pedagogical foundations for the regulation of social interaction in different age groups of students: avtoref. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / Baiborodova Lyudmila Vasilievna. - Kazan, 1994. - 34 p.

4. Baiborodova L.V., Zhedunova L.G. Overcoming the difficulties of socialization of orphans / L.V. Baiborodova, L.G. Zhedunova, O.N. Posysoev, M.I. Rozhkov. -Yaroslavl: Publishing House of YaGPU named after. K.D. Ushinsky, 1997. - 196 p.

5. Baterbiev M.M. Didactic bases for designing an educational institution with different-age educational groups (Grades VII-XI of a general education school): dis.

... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Baterbiev Mussa Mazanovich. - M., 2002. - 25 p.

6. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood / L.I. Bozovich. - M.: Enlightenment, 1968. - 464 p.

7. Gushchina T.N. On the phenomenon of socio-pedagogical support for the development of the subjectivity of a student in additional education for children [Electronic resource] / T.N. Gushchina. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/o-phenomene-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-subektnosti-obuchayuschegosya-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey

8. Dyachenko V.K. Dialogues on education: educational groups of different ages are the basis for reforming the modern school / V.K. Dyachenko // School technologies. - 2001. - № 1. - S. 41-64.

9. Kazakova E.I. Pedagogical support. Experience of international cooperation / E.I. Kazakova. - St. Petersburg, 1995. - 27 p.

10. Lebedintsev V.B. Education in groups of different ages: a resource for improving the quality of education (results of 2004-2007) / V.B. Lebedintsev // Collective learning method: scientific and methodological journal. -2008. - № 10. - S. 82-94.

11. Mandrikova E.Yu. Types of personal choice and their individual psychological prerequisites: dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.01 / Mandrikova Elena Yurievna. - M., 2006. - 27 p.

12. May R. The contribution of existential psychotherapy / R. May // Existential psychology; ed. R. May. - M.: April Press & EKSMO-Press, 2001. - 624 p.

13. Ostapenko A.A., Mironov V.N. Different-age education in a children's creative team / A.A. Ostapenko, V.N. Mironov // Pedagogical technologies. - 2017. - № 1. -S. 56-61.

14. Rozhkov M.I. The concept of existential pedagogy [Electronic resource] / M.I. Rozhkov // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2002. - № 4(33). - S. 73-77. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ekzistentsionalnoy-pedagogiki

15. Rozhkov M.I. Socio-pedagogical activity: manual / M.I. Rozhkov, T.V. Makeev. - Yaroslavl: Publishing House of YaGPU named after. K.D. Ushinsky, 2009. - 288 p.

16. Rozhkov M.I. Yunogogy. Pedagogical support of work with youth: manual / M.I. Rozhkov. - Yaroslavl: Publishing House of YaGPU named after. K.D. Ushinsky, 2007. - 312 p.

17. Slobodchikov V.I. Anthropological perspective of Russian education / V.I. Slobodchikov. - Yekaterinburg, 2009. - 263 p.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Девятерикова Елена Владимировна (г. Кострома, Россия), педагог-организатор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Костромской области «Дворец творчества», е-тай: e_devyat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.