Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как психолого−педагогическое условие развития детей в разновозрастных детских объединениях'

Досуговая деятельность как психолого−педагогическое условие развития детей в разновозрастных детских объединениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
досуговая деятельность / психология / педагогика / развитие детей / детские объединения. / leisure activities / psychology / pedagogy / children's development / children's associations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заксор Ольга Викторовна

Проблематика разновозрастных детских объединений считается одной из наиболее сложных в культуре досуга с точки зрения психолого-педагогических условий развития. В статье проведен анализ досуговой деятельности как психолого-педагогического условия развития детей в разновозрастных детских объединениях. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ACTIVITIES AS PSYCHOLOGICAL−PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CHILDREN'S DEVELOPMENT IN CHILDREN'S ASSOCIATIONS OF DIFFERENT AGES

the problem Of children's associations of different ages is considered to be one of the most complex in the culture of leisure in terms of psychological and pedagogical conditions of development. The article analyzes leisure activities as a psychological and pedagogical condition for children's development in children's associations of different ages. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как психолого−педагогическое условие развития детей в разновозрастных детских объединениях»

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

LEISURE ACTIVITIES AS PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CHILDREN'S DEVELOPMENT IN CHILDREN'S ASSOCIATIONS OF DIFFERENT AGES

УДК-37.013

Заксор Ольга Викторовна, Студент-магистрант 2 курса Тихоокеанского Государственного Университета, Россия, г. Хабаровск Zaksor Olga Viktorovna, olaza96@mail.ru

Аннотация: Проблематика разновозрастных детских объединений считается одной из наиболее сложных в культуре досуга с точки зрения психолого-педагогических условий развития. В статье проведен анализ досуговой деятельности как психолого-педагогического условия развития детей в разновозрастных детских объединениях. Методология исследования -анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Abstract: the problem Of children's associations of different ages is considered to be one of the most complex in the culture of leisure in terms of psychological and pedagogical conditions of development. The article analyzes leisure activities as a psychological and pedagogical condition for children's development in children's associations of different ages. Research methodology-analysis of scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience.

Ключевые слова: досуговая деятельность, психология, педагогика, развитие детей, детские объединения.

Keywords: leisure activities, psychology, pedagogy, children's development, children's associations.

Каждый современный учитель-новатор обязан предвосхищать систему и особенности развития детей для того, чтобы сформировать особый новый тип творческого духа, а также культурного подъема дошкольника.

Рассматриваемая нами проблематика соответствует особенностям детского творчества в возрасте от 3 до 6 лет, непосредственно за год до похода в первый класс. Выделяют не менее трех разновидностей досуговой деятельности в детских объединениях разного возраста: 1. Созидательный творческий тип.

2. Культурно-потребительский подход.

3. Рекреативный тип, выражающийся в виде рыбалки, танцев и туристической деятельности.

Прежде всего, для детей в возрасте до 3 лет подходит именно творческий созидательный тип, но в данном случае все индивидуально и определяется запросами наиболее взыскательных родителей, а также степенью одаренности самих детей. [1]

Такой подход наиболее применим к тем детям, которые широко смотрят в концепцию музыкального и игрового комплекса. Именно музыка и развлекательные игры формируют основную часть досуговой деятельности с точки зрения психолого-педагогического развития дошкольника. При этом концепция детских объединений также не стоит на месте [5, с. 34]. Связано это с постоянно возрастающими потребностями детского творчества и методикой обучения для воспитания ребенка. [2, с. 25]

Важно также отметить и то, что в большинстве случаев, необходимо обращаться к профессионалам в области культурного и воспитательного досуга для формирования условий развития детей в системе детских объединений. Прежде всего, речь идет о механизмах рекреативного и туристического профиля культурной деятельности. То есть речь идет о том, чтобы заставить ребенка формироваться по определенному типу и уже на момент записи в первый класс он должен по многим критериям соответствовать требованиям начальной школы. Как правило, профиль досуга определяется родителями маленького ребенка. Если у дошкольника имеются особенно серьезные наклонности к спортивному творчеству, то он может записаться в футбольную секцию, либо на баскетбол в соответствии с договоренностями между образовательными учреждениями. Досуг с точки зрения культурно-потребительского подхода - еще более сложная проблематика, чем, если рассматривать ее как рекреативный тип в виде туризма и танцев. Эксперты отмечают, что в России на сегодняшний день отмечается более 200 досуговых центров, которые формируют определенный тип личности ребенка в возрасте от 4 до 6 лет.

Таким образом, досуговая сфера выступает в качестве важнейшего критерия оценки психолого-педагогического фактора и определяется нормами особого регламента. В первую очередь, речь идет о концепции индивидуального подхода к ребенку, о которой много говорил в своих психолого-педагогических трактатах педагог Божович Л.И. [3, с. 137]

Этот известный на всю Россию эксперт в области культурного и досугового воспитания школьника утверждает жизненно важную роль

использования методических разработок для закаливания характера ребенка и определения его профессиональной ориентации. Если воспитатель в частном детском садике не будет уделять достаточно много внимания проблематике психолого-педагогического развития детей, то на момент зачисления в первый класс начальной школы, творческая нагрузка может сломать психологический фактор учащегося. Она чаще всего выражается в творческом приливе сил во время проведения занятий, как в групповом, так и в индивидуальном формате. Если к шести годам у ребенка не сформировать любовь к досуговому творчеству, то велика вероятность, что в дальнейшем его судьба может сложиться несколько не так, как рассчитывают на это воспитатели и родители.

Как показывает практика, критерий определения формата досуга у дошкольников в высшей степени индивидуален. Имеют место случаи, когда даже профессионалы ошибаются и не могут разобраться в личностном подходе к ребенку. По мнению эксперта в области педагогики дошкольника, Лавриненко К.У., индивидуальный тип использования свободного времени ребенком определяется психологами. Туризм и посещение филармоний, театров и музеев - все вместе образуют концепцию досуга с точки зрения развлекательного отдыха и расширения кругозора. Без второго компонента говорить о концепции досуга практически не приходится, так как рекреативный тип более предпочтителен в связи с пересмотром традиционных методик развития детей в разновозрастных детских объединениях. Одна из таких методик особенно подчеркивает невозможность смешения детей дошкольного возраста, когда в одной группе находятся дети трех и шести лет одновременно. Умственные способности у детей данной возрастной категории разные, их творческий и культурный потенциал также значительно разнятся. По этой причине по-настоящему грамотный психолог-новатор должен не допускать конфликтов между детьми начальной и средней группы. Также стоит различать концепцию детских объединений в виде частных и государственных учебных учреждений. В первом случае родители имеют возможность контролировать ход досуговой деятельности любой категории детей, независимо от возрастных ограничений. [4, с. 256]

Развлекательный отдых не может быть предназначен детям любого дошкольного возраста. Другими словами, в отдельных случаях проблема досуговой деятельности с точки зрения психолого-педагогического развития наиболее очевидна и связана по некоторым показателям с концепцией реализации образовательного и культурного подхода одновременно.

Таким образом, досуговая деятельность как психолого-педагогическое условие развития детей в разновозрастных детских объединениях может

рассматриваться с разных точек зрения, в первую очередь, за счет внедрения

западных ценностей и привития детям любви к хобби для повышения качества

досуга в свободное от обучения в школе время.

Литература:

1. Анохин Е.В. Психолого-педагогические особенности деятельности детских разновозрастных объединений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rada.kiev.ua/LIBRARY/new.

2. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дисс. ... док. пед. наук. - Казань, 1994. - 36 с.

3. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. -400 с.

4. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Герасимова. - СПб., 2015. - 339 с.

5. Филатова О.Ф. Психологическая характеристика учебной мотивации // Обзор педагогических исследований. 2019. Том 1. №3. С. 33 - 39.

1. 6 Ветлугина Н. А., Выготский Л.С., Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка С. -57

Literature:

1. Anokhin E. V. Psychological and pedagogical features of the activity of children's different age associations [Electronic resource]. - Mode of access: www.rada.kiev. ua/LIBRARY/new.

2. Baiborodova L. V. Pedagogical bases of regulation of social interaction in different age groups of students: autoref. Diss. ... doctor of pedagogical Sciences. Kazan, 1994, 36 p.

3. Personality and its formation in childhood. Saint Petersburg: Piter, 2008. 400 p.

4. Gerasimova E. N. Pedagogical bases of construction of educational process in different age groups of kindergarten: Dis. ... doctor of pedagogical Sciences / E. N. Gerasimova. Saint Petersburg, 2015, 339 p.

5. Filatova O. F. Psychological characteristics of educational motivation // Review of pedagogical research. 2019. Volume 1. No. 3. Pp. 33-39.

6. Vetlugina N. A., Vygotsky L. S., Preschool childhood-sensitive period of formation of creative forces and abilities of the child P. -57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.