Научная статья на тему 'Особенности педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе'

Особенности педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА / EDUCATIONAL PROCESS INDIVIDUALISATION / TECHNOLOGY OF SUPPORT OF PUPILS' INDIVIDUAL EDUCATIONAL ACTIVITIES IN DIFFERENT AGE GROUPS AND INTERACTION OF CHILDREN OF DIFFERENT AGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Марина Вениаминовна

В статье выделяются и раскрываются особенности технологии педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, главная из которых заключается в том, что объектом сопровождения является не только индивидуальная образовательная деятельность ученика, но и развитие образовательного взаимодействия детей разного возраста, что обуславливает одновременное использование двух групп принципов: сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся и развития взаимодействия детей разного возраста. Раскрываются задачи педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности детей разных возрастных категорий, обучающихся в разновозрастной группе (7-11 лет младший школьный возраст; 12-16 лет подростковый возраст; 17-18 лет ранняя юность). Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе рассматривается как субъектно-ориентированная технология индивидуализации образовательного процесса и включает следующие этапы: диагностический, проектировочный, практический и рефлексивно-аналитический.В заключение статьи сделаны выводы о состоянии исследуемой проблемы и путях ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Марина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of pedagogic support pupils’ individual educational activities in a different age group

The article highlights and reveals the features of the technology of pedagogic support of individual educational activities of pupils in different age groups, the main of which is that the object of support is not only the individual educational activity of the pupil, but also the development of educational interaction of children of different ages, which causes the simultaneous use of two groups of principles: the principles of support of individual educational activities of pupils and the principles of development of educational interaction of children of different ages. The article reveals the tasks of pedagogic support of individual educational activities of children of different age groups studying in different age groups (7-11 years primary school age; 12-16 years adolescence; 17-18 years early youth). Pedagogic support of individual educational activities of pupils in different age groups is considered as a subject-oriented technology of individualisation of the educational process and includes the following stages: diagnostic, design, practical and reflexive-analytical. In conclusion, the article draws conclusions about the state of the problem and the ways of its development.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-25-29 УДК 373.5

Кротова Марина Вениаминовна

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

cronow.marina@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

В статье выделяются и раскрываются особенности технологии педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе, главная из которых заключается в том, что объектом сопровождения является не только индивидуальная образовательная деятельность ученика, но и развитие образовательного взаимодействия детей разного возраста, что обуславливает одновременное использование двух групп принципов: сопровождения индивидуальной образовательной деятельности обучающихся и развития взаимодействия детей разного возраста. Раскрываются задачи педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности детей разных возрастных категорий, обучающихся в разновозрастной группе (711 лет - младший школьный возраст; 12-16 лет - подростковый возраст; 17-18 лет - ранняя юность).

Педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе рассматривается как субъектно-ориентированная технология индивидуализации образовательного процесса и включает следующие этапы: диагностический, проектировочный, практический и рефлексивно-аналитический.

В заключение статьи сделаны выводы о состоянии исследуемой проблемы и путях ее развития.

Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, технология педагогического сопровождения, образовательная деятельность, разновозрастная группа, взаимодействие детей разного возраста.

Модернизация образования, главным образом, проявляющая себя в переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель, направлена на создание условий развития индивидуальности обучающегося, которая раскрывается через личностные образовательные интересы и потребности каждого ребенка. Одновременно, ставится задача создания условий для социализации обучающихся, формирования у них коммуникативной компетентности, что обуславливает необходимость оказания квалифицированной педагогической помощи обучающемуся в образовательном процессе. В качестве такой помощи и поддержки мы рассматриваем педагогическое сопровождение (далее - ПС) индивидуальной образовательной деятельности (далее - ИОД) обучающихся.

Исследование этимологии термина «сопровождение» посредством различных словарей и справочников позволяет рассматривать его как совместные действия, систему, процесс, вид деятельности.

Исследование существующих в литературе различных трактовок понятия «педагогическое сопровождение» показало отсутствие его единого прочтения. В нашем исследовании мы опираемся на мнение М.И. Рожкова, который понимает его как обеспечение условий для развития ребенка, помощь в процессе вхождения его в «зону ближайшего развития» [4, с. 4].

Поиск комплексного решения проблемы сопровождения ИОД обучающихся в педагогической науке и практике чаще всего обсуждается на примере одновозрастных детских коллективов. Научных работ, раскрывающих особенности сопровождения ИОД обучающихся в разновозрастных группах

(далее - РВГ) мы не обнаружили. Однако, анализ результатов опросных методик, проведенных нами среди педагогов организаций общего, дополнительного и неформального образования, где функционируют постоянные и временные РВГ, в которых одновременно обучаются дети по разным образовательным программам, позволяет сделать вывод о наличии проблем в педагогическом сопровождении ИОД обучающихся в РВГ, связанных с особенностями их взаимодействия и его регулирования.

Под разновозрастной группой мы понимаем: «...общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса или решения общей задачи» [6, с. 135].

Педагогическое сопровождение ИОД обучающегося в РВГ мы понимаем как часть сложного процесса, включающего ПС не только индивидуальной деятельности каждого ребенка, но и одновременно сопровождение совместной работы обучающихся разного возраста, основой которой является педагогически целесообразное взаимодействие старших и младших детей в РВГ. Педагогическое сопровождение мы рассматриваем как способ развития индивидуальности обучающихся, механизм развития и самореализации личности каждого ребенка в РВГ, условие для формирования коммуникативных умений школьников.

Для формирования субъектной позиции обучающихся в РВГ мы используем субъектно-ориентированную технологию индивидуализации образовательного процесса, разработанную Л.В. Байбородовой [1, с. 13-15]. Рекомендации данного автора по проектированию и организации педагогического сопровождения ИОД обучающихся мы успешно применяем в своем опыте уже не-

© Кротова М.В., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

25

сколько лет, частично адаптируя и дополняя их, с учетом особенностей индивидуальной образовательной деятельности обучающихся в разновозрастной группе.

Сопровождающая деятельность педагога в разновозрастной группе невозможна без специальной теоретической и практической подготовки, так как ИОД обучающегося в РВГ имеет ряд особенностей, которые обусловлены психологическими механизмами взаимодействия детей разного возраста (механизм подражания для младшего, механизм взросления для старшего возраста) и определяют позицию обучающегося во взаимодействии: «старший» - «младший» [5, с. 48]. Данные механизмы определяют специфику реализации функций разновозрастной группы: функции психологической защиты ребенка, социальной поддержки, стимулирующей, компенсаторной, функции самоорганизации, опережающего обучения, актуализации знаний, взаимообучения и взаимообогащения [6, с. 136].

Отметим, что программу педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ мы рассматриваем как проект педагога, обеспечивающего условия для самореализации каждого ребенка в РВГ не только в процессе продвижения его индивидуального образовательного проекта, но и проекта группы, важнейшим ресурсом которой являются преимущества образовательного взаимодействия детей разного возраста.

Поэтому проектирование ПС индивидуальной образовательной деятельности обучающегося в РВГ невозможно без учета сразу двух групп принципов: принципов педагогического сопровождения ИОД обучающихся (прогнозирования; саморазвития; мотивационного обеспечения проектировочной деятельности; субъектной позиции ребенка; взаимодействия субъектов проектирования; технологичности; непрерывности и цикличности; рефлексивности и принципов развития взаимодействия детей разного возраста (принцип интеграции и дифференциации социальных интересов в РВГ; вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших; динамичности и поливариативности ролевого участия обучающихся в социальных отношениях разновозрастной группы; референтности и нонконформизма в отношениях участников взаимодействия; саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастного объединения детей) [6, с. 137]. Для нас важно, что все перечисленные принципы дополняют друг друга.

Отметим, что особенности профессиональной деятельности педагога, сопровождающего ИОД обучающегося в РВГ, определяются, в том числе, и образовательным запросом со стороны обучающегося и его родителей, что влияет на выбор позиции сопровождающего педагога. В ходе опытной работы мы пришли к выводу, что оптимальной для

педагога, сопровождающего ИОД обучающегося в РВГ, является тьюторская позиция, которая заключается в создании условий для определения и дальнейшей реализации учеником собственных, личностно-значимых для него, образовательных целей [2, с. 27].

Основные цели педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ, мы определили следующим образом - обеспечение успешности ИОД обучающегося в РВГ, поддержка ребенка в социальной адаптации к условиям разновозрастного детского объединения, помощь в проектировании индивидуальных образовательных проектов (маршрута, плана, программы), жизненных и профессиональных планов с учетом личностных устремлений, индивидуальности и возраста ребенка.

В соответствии с указанными целями и общими задачами педагогического сопровождения ИОД обучающегося (выявление образовательных мотивов и интересов каждого ученика; конкретизация образовательных запросов семьи обучающегося; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальных образовательных проектов; формирование рефлексивной образовательной среды; анализ результатов ИОД обучающихся; изучение влияния различных условий и средств на сопровождаемый процесс; выявление возможностей развития и корректировки процесса сопровождения) мы определили задачи педагогического сопровождения ИОД детей разных возрастных категорий, обучающихся в РВГ. Рассмотрим их подробно:

Задачи педагогического сопровождения (далее ПС) детей 7-11 лет - младший школьный возраст - выявление и развитие интересов, на-правленностей и потребностей детей, развитие мотивации к ИОД, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование навыков рефлексии собственной деятельности, развитие творческих способностей.

Задачи ПС школьников 12-16 лет - подростковый возраст - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, определение стратегии и направления образовательной деятельности, социализация, формирование субъектной позиции участника образовательного процесса, потребности в самообразовании, формирование навыков перспективного целеполагания развитие универсальных учебных навыков.

Задачи ПС обучающихся 17-18 лет - ранняя юность - помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), формирование навыков самостоятельной образовательной деятельности, развитие способности к целеполаганию и рефлексии собственной деятельности, развитие социальной компетентности [3, с. 324].

В опытной работе мы помогаем обучающимся реализовать свои образовательные замыслы как через индивидуальные образовательные маршруты и программы, так и через совместные проекты старших и младших. При этом, хорошо себя зарекомендовали такие педагогические средства, как организация многоуровневого целеполагания совместной деятельности обучающихся разного возраста; формирование избыточной образовательной среды; статусно-ролевые пробы в рамках урочной и внеурочной деятельности; расширение набора образовательных мероприятий, в которых возможно сотрудничество и сотворчество обучающихся разного возраста.

Отметим, что содержание и формы деятельности сопровождающего педагога изменяются и дополняются как в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями обучающихся (помощь в освоении темы, подготовке и творческому конкурсу, и т. д.), так и при сопровождении образовательной работы, которую дети осуществляют в разновозрастных парах, микрогруппах и пр.

В практике мы выстраиваем процесс педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ в соответствии со следующими этапами: диагностический (проблематизация); проектировочный (поисково-вариативный), практический и рефлексивно-оценочный (аналитический) этапы [4, с. 4-5].

Проследим названные этапы на примере такой формы реализации сопровождения ИОД обучающегося, как педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое).

Педагогическая консультация представляет собой беседу, в ходе которой ученик (группа учеников) и учитель-предметник обсуждают вопросы, связанные с освоением школьниками учебного предмета. Целью беседы является активизация учеников в отношении планирования и дальнейшей реализации ИОД по предмету, с учетом интересов, склонностей и способностей, особенностей характера ребенка, уже имеющихся у него навыков и т.д. Здесь, на этапе диагностики, выявляются уже имеющиеся и возможные проблемы и затруднения, создается позитивный настрой на их преодоление. Опираясь на вопросы педагога, ученик и учитель составляют рабочий план по реализации определенной части индивидуального образовательного проекта, обсуждают вариативность включения обучающихся в деятельность РВГ, в том числе, в различных статусно-ролевых позициях (ученик, консультант, учитель и др.).

Все решения принимаются в диалоге, основу которого составляет совместный поиск способа решения проблемы, в процессе которого все участники могут высказывать свои предположения, опасения, надежды и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Результатом проектировочного этапа может быть индивидуальный образовательный

проект обучающегося (план, маршрут, программа), который предполагает как индивидуальные, так, и коллективные формы учебной работы во взаимодействии с обучающимися разного возраста.

Дальнейшие консультации организуются уже в ходе реализации индивидуальной образовательной деятельности по предмету (практический этап). Каждая встреча содержит анализ образовательной ситуации ученика на очередном этапе освоения учебной дисциплины.

В ходе консультаций педагог осуществляет различные виды работы: мотивационную (развитие познавательной активности ученика), коммуникативную (обеспечение обратной связи и её результативности), рефлексивную (формирование критического отношения ученика к собственной деятельности, анализ успехов и неудач, понимание причин).

Педагог может сопровождать различные по объему работы и времени реализации индивидуальные образовательные проекты обучающихся. Сопровождению подлежат и использование отдельных образовательных технологий, например, портфолио. Использование которой особо актуально для обучающихся в РВГ. Её можно рассматривать и как технологию оценивания результатов педагогического сопровождения ИОД обучающихся в РВГ. Вместе с педагогом ребенок проходит путь самоопределения, при его поддержке реализует свою индивидуальность. Портфолио позволяет учителю и ученику проектировать ИОД ученика, отслеживать личные достижения [5, с. 397].

Особо отметим, что регулирование взаимоотношений детей разного возраста в разновозрастном коллективе является одной из важнейших функций педагога на всех этапах сопровождения. В РВГ ребенок чаще, чем в традиционном классе оказывается в ситуации выбора, тогда, когда он должен осознанно принять решение. Задача сопровождающего педагога, не только научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и осуществить самостоятельные шаги, но и оказать помощь в выборе своим товарищам. В РВГ роль опытного взрослого, помогающего сделать выбор, в некоторых случаях, могут выполнять старшие дети. Это может быть реализовано как в открытой, так и скрытой форме, когда действия старшего являются примером для подражания младшему. В результате анализа информации ребенок самостоятельно или с помощью педагога (опытных старших) осуществляет свой выбор [6, с. 141].

Сложность изучения отдельных сторон результативности педагогического сопровождения образовательного взаимодействия обучающихся в РВГ обусловливает необходимость проведения опроса всех участников педагогического процесса педагогов, обучающихся и их родителей. Это обеспечива-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

27

ет большую объективность полученной информации и достоверность выводов.

Поскольку педагогическое сопровождение -это сопутствующий процесс ИОД обучающихся в РВГ, которая для нас является основным процессом, то его результативность мы оцениваем, исходя из того, какое влияние оно оказывает на основной процесс. Таким образом, к основным показателям результативности ПС мы относим: ускорение сопровождаемого процесса (сокращение времени достижения учеником индивидуальных образовательных целей), увеличение масштабности ИОД обучающегося (расширение или углубление индивидуальных образовательных проектов), снижение энергозатрат на достижение ребенком желаемых результатов и т.д. Так же, в качестве показателей успешности педагогического сопровождения ИОД обучающегося в РВГ, мы рассматриваем: положительную мотивацию обучающихся к ИОД, образовательные и личностные достижения детей в соответствии с возрастом, способность ребенка к продуктивному творческому взаимодействию; его вовлеченность в активную групповую деятельность.

Результаты опытной работы (НОУ «Гуманитарный колледж», МОУДО ЦАТ «Перспектива» и др.) подтверждают, что ПС не только индивидуальной, но и совместной деятельности обучающихся в РВГ с активным вовлечением в проектировочную деятельность всех участников образовательного процесса, способствует как повышению качества образования в целом, так и успешной самореализации каждого ребенка. Так, у обучающихся в РВГ и их родителей повысилась удовлетворенность результатами образовательного процесса на 59,5 и 72% соответственно. В ходе рефлексии обучающиеся отмечают, что совместная деятельность старших и младших в РВГ позволяет им проявить себя, повысить свой авторитет и самооценку, попробовать себя в роли организатора, консультанта, эксперта др. Большинство детей (63% младших и 56% старших) выразили пожелания, чтобы совместная работа учеников разного возраста на занятии проводились чаще.

Показатели уровня качества знаний по осваиваемым в условиях РВГ образовательным программам и у старших, и у младших обучающихся обнаружили положительную динамику.

Рост мотивации к обучению обеспечил подъем творческой активности школьников, что, в нашем случае, проявилось в увеличении количества участников внеучебных мероприятий, коллективных творческих дел, конкурсной деятельности (на 34% у младших и на 40% у старших детей). Данные факты свидетельствуют о формировании у детей субъектной позиции, расширении спектра интересов, становление социально значимой направленности личности обучающихся в РВГ.

Таким образом, результаты опытной работы позволяют сделать следующий вывод: на всех этапах педагогического сопровождения ИОД обучающихся в РВГ важнейшей функцией педагога является регулирование педагогически целесообразного взаимодействия детей разного возраста. Педагог и ученики разного возраста вступают в особые взаимоотношения, при котором индивидуальное и групповое взаимодействие всегда строится с учетом интересов, особенностей, приоритетов каждого ребенка, результатом которых является самостоятельное принятие каждым учеником оптимальных решений, связанных с успешной реализацией образовательных задач, соответствующих его возможностям, способностям и интересам.

В качестве перспективных направлений изучения данной проблематики могут быть предприняты исследования, направленные на изучение условий успешности педагогического сопровождения обучающихся на занятиях в РВГ.

Библиографический список

1. Байбородова Л.В., Белкина В.Н., Груздев М.В., Гущина Т.Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8. -№ 5. - С. 7-21.

2. Байбородова Л.В., Новикова Е.В. Педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 26-33.

3. КротоваМ.В., Степанова Е.Е., Фролова Э.А. Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей разного возраста, обучающихся в учреждении дополнительного образования // Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2014. - С. 324-345.

4. Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. - С. 3-6.

5. Старостина Е.Н. Организация деятельности разновозрастного пионерского отряда в школе: дис. ... канд. пед. наук. - Ленинград, 1990. - 194 с.

6. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups of Schoolchildren // European Journal of Contemporary Education. - 2013. - Vol. (5). - № 3. - P. 132-144.

References

1. Bajborodova L.V, Belkina V.N., Gruzdev M.V, Gushchina T.N. Klyuchevye idei sub"ektno-orientirovannoj tekhnologii individualizacii

obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - T. 8. -№ 5. - S. 7-21.

2. Bajborodova L.V., Novikova E.V Pedagogicheskoe soprovozhdenie predprofil'noj podgotovki shkol'nikov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 4. - S. 26-33.

3. Krotova M.V., Stepanova E.E., Frolova E.A. Programma psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovatel'noj deyatel'nosti detej raznogo vozrasta, obuchayushchihsya v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej v sisteme

dopolnitel'nogo obrazovaniya. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014. - S. 324-345".

4. Rozhkov M.I. Soprovozhdenie detej i molodezhi kak komponent social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti // Psihologicheskoe i social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej i molodezhi. -Yaroslavl': Izd-vo YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2005. - S. 3-6.

5. Starostina E.N. Organizaciya deyatel'nosti raznovozrastnogo pionerskogo otryada v shkole: dis. ... kand. ped. nauk. - Leningrad, 1990. - 194 s.

6. Baiborodova L. Learning in Mixed-aged Groups ofSchoolchildren // European Journal of Contemporary Education. - 2013. - Vol. (5). - № 3. - P. 132-144.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.