Сабаева Н.И.
Кандидат биологических наук, доцент, директор.
Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Кунгурова И.М.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания, начальник научного отдела. Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Павлинова К.А.
Обучающаяся 4 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Рептюх В.И.
Обучающийся 4 курса, Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет.
Воспитательный потенциал культуры казачества в духовно-нравственном развитии студентов педагогического вуза (на примере деятельности Коркинской казачьей сотни ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ)
Духовно-нравственное развитие студентов - актуальная проблема организации педагогического процесса в высшем профессиональном образовании. Значительное внимание уделяется воспитанию патриотизма. В утвержденном президентом Указе «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 2022 г. определяются основные ценности российской цивилизации в ее историко-культурной ретроспективе: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным и пр. [3]. Именно поэтому должны проводиться системная и последовательная политика в сфере традиционных ценностей, «выработанных в ходе тысячелетней истории России» [3], поиск историко-культурных феноменов, способствующих единению российского об-
щества. Одним из них выступает культура казачества, чьи социально ■
значимые ценности соответствуют направлениям, обозначенным в вышеуказанном документе [3].
Одним из актуальных приоритетов государства в сфере образования можно назвать развитие высоконравственного гражданина, который является патриотом своей страны. Данный процесс имеет значительный накопительный эффект, что повышает значимость проведения воспитательной работы в студенческой среде. Молодое поколение находится в поиске векторов своего дальнейшего развития и становления в личностном плане. Реализация целей духовно-нравственного развития и патриотического воспитания студентов соответствует Государственной программе РФ «Развитие образования» [2].
Данная программа предусматривает необходимость систематической работы не только по сохранению, но и развитию этнокультурных особенностей региона и страны в целом в процессе воспитания молодого поколения. Данный процесс базируется на таких традиционных ценностях российского общества, как: культурно-исторические, духовно-нравственные и общечеловеческие. Исходя из этого, не только общеобразовательные учреждения выступают тем государственным институтом, который обеспечивает целенаправленную систематическую деятельность по духовно-нравственному развитию личности, но и профессиональные [2]. Что касается культуры казачества, то она на протяжении многих веков сохраняет в себе традиционные духовно-нравственные ценности не только казачества, но и российского общества в целом. Данный культурный пласт несет в себе обширный педагогический потенциал, который необходимо правильно раскрыть. Его использование позволит наиболее эффективно и полезно воздействовать на процесс духовно-нравственного воспитания молодежи.
В образовательном пространстве Ишимского педагогического института им П.П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (далее ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ) воспитание духовно-нравственных качеств студентов на основе воспитательного потенциала культуры российского казачества осуществляется уже второй год. В 2023 г. на заседании Комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте РФ по делам казачества было принято решение о вхождении ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ в Ассоциацию казачьих вузов на территории Российской Федерации, что и определило новые векторы развития педагогического вуза. Причем, следует отметить тот факт, что культура казачества не только
разнообразила воспитательную деятельность в вузе, но значительным _
образом обогатила ее содержательную составляющую.
За короткий промежуток времени ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ накопил определенный опыт в плане духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов. В процессе их духовно-нравственного развития используется определенная система ценностей, которая полностью соответствует образовательному пространству педагогического вуза. Сама система представляет из себя следующий набор ценностей: экзистенциальные, семейные, нравственные, познавательные, национальные, государственные и профессиональные ценности. В работе педагогический коллектив ориентируется на следующие принципы: принципы системно-деятельностного подхода; активности; адресного подхода; универсальности воспитания; учета региональных условий в воспитании духовно-нравственных, патриотических ценностей и другие.
Вовлечение студентов в различные объединения позволяет решать задачи обеспечения непрерывного педагогического образования. Идея непрерывности психолого-педагогического образования выступает одним их основных векторов развития вуза. Наиболее эффективным студенческим объединением в плане духовно-нравственного развития студентов является Коркинская казачья сотня. Деятельность данного объединения осуществляется по 4 основным направлениям:
- образовательная деятельность;
- творческая и военно-патриотическая деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- спортивная и военно-прикладная подготовка.
В рамках первого направления - образовательная деятельность -большая часть студентов, входящих в Коркинскую казачью сотню, осваивают дополнительную образовательную программу «Сибирские казаки на службе России», которая «ориентирована на теоретическую и практическую подготовку студентов с целью их подготовки к участию в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управление образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества, формирование у обучающихся значимых, этнокультурных и личностных качеств...» [3, с. 2].
Студенты изучают, например, дисциплины в рамках таких модулей, как:
Модуль 1. «Основы образования и культуры казачества»: Образ казака в словесности: от фольклора к литературе, Тема казачества в искусстве и др.
Модуль 2. «История казачества России»: История Сибирского казачества (ХУ1-начало XX вв.), Русское казачество в Наполеоновских войнах (1805-1813 гг.), Русское казачество в годы Первой мировой войны, Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и т.д.
Модуль 3. «Правовые основы и особенности военной службы казака»: Правовые основы казачества в России, Огневая подготовка казака, Строевая подготовка казака и др.
Дисциплины подобраны таким образом, что позволяет сохранить и укрепить культурно-исторические традиции казачества, сформировать у обучающихся значимые, этнокультурные и личностные качества. Воспитательный потенциал культуры казачества в этом отношении значительный. На занятиях преподаватели базируются на традиционной культурной основе духовно-нравственного мировоззрения казачества.
В июне 2024 г. состоится первый выпуск по данной дополнительной образовательной программе «Сибирские казаки на службе России».
Традиционным стало участие студентов в ежегодной Всероссийской патриотической общественно-просветительской акции «Казачий диктант», где они проверяют свои знания истории, культуры и традиций казачества.
В рамках второго направления - творческая и военно-патриотическая деятельность - работа организована следующим образом. В 2023 г. силами студентов Коркинской казачьей сотни удалось поставить на провинциальной сцене г. Ишима роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Воплощение задумки осуществлялось самодеятельными артистами, т.е. все актеры относились к категории актеры-любители. Однако они сумели не только предстать перед зрителями как актеры профессионалы, но и воссоздать достоверные образы жителей казачьего хутора. Актеры сумели полностью раскрыть атмосферу произведения, создав аутентичные декорации, костюмы и другие моменты, которые сделали постановку максимально достоверной. В постановке также приняли участие певцы и танцоры из творческих коллективов Дворца культуры г. Ишима. Постановка «Тихий Дон» - результат реализации проекта Тюменской общественной организации «Казачья молодежь Сибири», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Это был первый опыт участия студентов вуза в подобного рода мероприятиях.
В 2023 г. создан ансамбль народного танца «Колорит», руководителем которого является член Коркинской казачьей сотни. Ансамбль выступает на каждом мероприятии, проводимом в ИПИ им. П.П. Ершова
(филиале) ТюмГУ, его выступления всегда находят живые отклики со стороны зрителей.
Ежегодно студенты принимают участие в Слете казачьей молодежи. Это событие подтверждает тот факт, что в г. Ишиме и Ишимском районе активно развивается казачество. В течение 2 дней казаки проходят мастер-классы по военным наукам, соревнуются в рубке шашкой, стрельбе из лука и метании ножей, обмениваются ценным опытом и просто хорошо проводят время с казачьими песнями, играми и танцами. По результатам 2023-2024 уч.г. 7 студентов Коркинской казачьей сотни награждены почетными знаками «Отличник казачьей учебы».
На каждом мероприятии, где принимают участие студенты Коркинской казачьей сотни, оформляется тематическая площадка «Казачье подворье». Данная акция позволяет студентам и гостям мероприятий проникнуться атмосферой казачества, облачиться в традиционную казачью одежду. Это своего рода погружение в уникальную культуру казачества.
Ежемесячно студенты организуют экскурсии в разные учреждения города: казачий молодежный центр г. Ишима, музей МВД г. Ишима, военную часть инженерных войск в г. Ишиме и т.д.
В рамках третьего направления - научно-исследовательская деятельность - проводится следующее. Традицией стало проведение Всероссийской научно-практической конференции «Казачество на службе Отечеству: история, культура, традиции». В 2023 г. свои доклады защищали исследователи из Москвы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Курска, Ульяновска, Омска и Тюмени, включая студентов института и членов Коркинской казачьей сотни. Во время работы Конференции работали площадки, где все могли попробовать себя в стрельбе из лука, рубке шашкой. Действовала фотозона с атрибутикой казачества, а завершением события стал кинолекторий на основе просмотра фильма «Казачья застава».
Ежегодно проводится Всероссийская олимпиада по истории казачества для студентов и школьников. В 2023 г. в олимпиаде приняли участие более 160 человек. В 2024 г. - 383 человека.
В рамках последнего направления - спортивная и военно-прикладная подготовка - проводится следующая работа. Студенты-члены Коркинской казачьей сотни успешно выступают на различного рода соревнованиях:
- Первенство Отдельского казачьего общества Тюменской области «Кубок Ермака», в 2022 г. команда Коркинской казачьей сотни стала победителем «Кубка Ермака» во взрослой номинации;
- городские соревнования по гиревому спорту на кубок Коркинской ■ казачьей сотни;
- Всероссийский слет казачьей молодежи «Готов к труду и обороне» «Казачьий сполох» - спортивно-военизированная игра, состоящей из таких испытаний, как: казачий триатлон, мини-футбол, строевая подготовка, викторина и другие виды образовательных программ;
- торжественные мероприятия, посвященные Дню призывника, где студенты познакомились с видами оружия, применили свои силы в сборке/разборке автоматов, примерили бронежилеты и шлемы Росгвардии;
- военно-полевые сборы на базе полигона военной части г. Ишима, в ходе полевого выезда студенты получили уникальную возможность ознакомиться с экземплярами боевого оружия, которое состоит на вооружении российской армии, попрактиковаться в стрельбе. Также студенты отработали метание учебных гранат и ознакомились с вооружением и военной техникой 40-го гвардейского инженерно-сапёрного полка.
С 2024 г. начал работу кружок по фланкировке по инициативе студентки-члена Коркинской казачьей сотни.
Наставником по спортивной и прикладной подготовке является отставной кадровый военный.
Регулярно проводятся полевые выезды Коркинской казачьей сотни природу «Казачьи забавы».
Итак, как мы видим, жизнь студенческого объединения Коркин-ская казачья сотня интересная и насыщенная, так как охватывает самые разные направления деятельности, позволяющие студентам продемонстрировать самые разные навыки, умения и компетенции: творческие, спортивные, исследовательские и др.
Подводя итог работы, сформулируем основные выводы. Традиции российского казачества - важный фактор духовно-нравственного развития современного студенчества. Они позволяют усваивать быт и традиции прошлого, самостоятельно воспроизводя лучшие из них, распространять духовно-нравственные идеалы казачьей культуры. В процессе своего развития студенты-казаки активно взаимодействуют с различными общественными объединениями и организациями, учреждениями в культурной сфере, а также непосредственного с казачьими обществами различного уровня. В повседневной воспитательной деятельности ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ взаимодействует с Ишимским городским казачьим обществом Отдельского казачьего общества Сибирского казачьего общества, Тюменской региональной
общественной организацией «Ишимское землячество», Отдельским _
№
казачьим обществом Тюменской области Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего общества и т.д. Становление личности студентов на основе традиций российского казачества предполагает освоение новых различных образовательных практик, работу с другими образовательными организациями, которые уже базируются на казачьей культуре, что позволяет внедрить их опыт. (творческие конкурсы, спортивные состязания, фестивали этнокультурной направленности и т.д.).
Таким образом, в рамках данной статьи удалось показать, насколько богат и разнообразен воспитательный потенциал культуры российского казачества, важно направить его в нужное направление деятельности студентов, студенческих объединений, педагогического вуза.
Библиографический список
1. Дополнительная общеобразовательная программа «Сибирские казаки на службе России» / Н.В. Кудрявцев, Г.Р. Кельберер, Г.В. Сильченко, С.Н. Синегубов. - Ишим, 2023. 38с.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017. // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102456645&rdk=&backlink=1 (Дата обращения: 28.04.2024).
3. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (Дата обращения: 28.04.2024).
References
1. Additional general education program «Siberian Cossacks in the service of Russia» / N.V. Kudry-avtsev, G.R. Kelberer, G.V. Silchenko, S.N. Sinegubov. - Ishim, 2023. 38 p.
2. On approval of the State program of the Russian Federation «Development of education»: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1642 dated 26.12.2017. // URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102456645&rdk=&backlink=1 (04.28.2024).
3. On the approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values: Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 09.11.2022. // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (04.28.2024).