ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2024, № 01 (январь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 241012 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11012 УДК 378.147
Теория и практика непрерывного образования в условиях педагогического вуза
Theory and practice of continuing education in the conditions of a teachers' training institution
Авторы статьи
Ермакова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Российская Федерация e.v.ermakova@utmn.ru ORCID: 0000-0001-8405-1734
Кунгурова Ирина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Российская Федерация i.m.kungurova@utmn.ru ORCID: 0000-0001-7302-1337
Слизкова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Российская Федерация e.v.slizkova@utmn.ru ORCID: 0000-0003-3314-6826
Authors of the article Elena V. Ermakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physics and Mathematics and Vocational and Technological Education, Ishim Teachers' Training Institute named after P.P. Ershov (branch) of Tyumen State University, Ishim, Russian Federation e.v.ermakova@utmn.ru ORCID: 0000-0001-8405-1734
Irina M. Kungurova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of the Humanities and Teaching Methods, Ishim Teachers' Training Institute named after P.P. Ershov (branch) of Tyumen State University, Ishim, Russian Federation
i.m.kungurova@utmn.ru ORCID: 0000-0001-7302-1337
Elena V. Slizkova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ishim Teachers' Training Institute named after P.P. Ershov (branch) of Tyumen State University, Ishim, Russian Federation e.v.slizkova@utmn.ru ORCID: 0000-0003-3314-6826
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Поступила в редакцию Received 13.11.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.01.24
Принята к публикации Accepted for publication 12.01.24 Опубликована Published 31.01.24
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2024 © Ермакова Е. В., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В., 2024
Для цитирования
For citation
L
Ермакова Е. В., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Теория и практика непрерывного образования в условиях педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 01. - С. 169182. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241012.htm DOI 10.24412/2304-120X^024-11012
Аннотация
E. V. Ermakova, I. M. Kungurova, E. V. Slizkova, Theory and practice of continuing education in the conditions of a teachers' training institution // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 01. - P. 169-182. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241012.htm DOI:
10.24412/2304-120X-2024-11012
Abstract
L
Быстрое развитие новых технологий, увеличение уровня и продолжительности жизни, ускоренная трансформация востребованных навыков на рынке труда требуют от человека приобретения новых компетенций, знаний и навыков путем непрерывного образования в течение всей жизни. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью непрерывного образования взрослого человека на всех ступенях своего развития (школа - СПО - вуз - профессия/специальность). Целью данной статьи является описание системы непрерывного профессионального педагогического образования, направленной на повышение качества получаемого человеком образования в течение жизни. При исследовании заявленной проблемы использовались системный, компетентностный и деятельностный подходы. Авторами проанализированы такие категории, как «непрерывное образование», «образование "длиною в жизнь"», «мобильность и гибкость системы непрерывного образования». Научная новизна исследования определяется в разработке и реализации концептуальных основ по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь» как платформы непрерывного педагогического образования на юге Тюменской области. Обучение через всю жизнь способствует также повышению общей культуры населения, увеличению производительности труда, адаптации к быстроменяющимся условиям как в жизни, так и на производстве. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении научных и методических материалов по теме исследования с целью определения актуальности выбранной темы и перспектив реализации непрерывного профессионального образования с учетом региональных запросов к качеству подготовки педагогических кадров для современной системы образования. Практическая значимость исследования заключается в разработке ступенчатой модели непрерывного педагогического образования «Обучение длиною в жизнь», включающей три ступени целевых ориентиров, дающих возможность сформи ровать у человека устойчивую мотивацию к выбранной профессии, закрепиться в ней и развить способность стать наставником для подрастающих поколений. Доказана необходимость создания современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального педагогического образования, цель которой - повысить качество получаемого человеком образования на всех уровнях, в течение всей жизни, тем самым подготовить его к учебе, карьере, жизни. Каждая ступень непрерывного образования имеет свою завершенность: для нее определены требования образовательных стандартов - целевая установка, содержание подготовки, основные методы обучения, формы организации образовательного процесса, условия и средства реализации. Определяющим является принцип преемственности профессиональных образовательных программ всех уровней: от начальной подготовки, включая профориентацию, до постдипломного образования. Вуз является платформой для реализации модели непрерывного педагогического образования. Человек как участник данной системы рассматривает ее как залог его конкурентоспособности на рынке труда, поэтому он продолжает саморазвиваться дальше. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для совершенствования учебно-методического сопровождения процесса обучения студентов педагогических вузов в системе непрерывного образования.
The rapid development of new technologies, increase in standard of living and life expectancy, the accelerated transformation of demanded skills in the labor market require a person to acquire new competences, knowledge and skills by means of life-long education. The relevance of the presented research is determined by the need for continuous education of an adult at all stages of his/her development (school - secondary vocational education -university - profession/specialty). The purpose of this article is to describe the system of continuous professional pedagogical education aimed at improving the quality of education received by a person throughout life. Systemic, competence-based and activity-based approaches were used to examine the stated problem. The authors analyzed such categories as "continuous education", "lifelong education", "mobility and flexibility of the lifelong education system". The scientific novelty of the research is determined by the development and implementation of the conceptual framework for the stepwise model "Lifelong Learning" as a platform for continuous teacher education in the south of the Tyumen region. Lifelong learning also helps to improve the general culture of the population, increase labor productivity, and adapt to rapidly changing conditions both in life and at work. The theoretical significance of the study lies in the study of scientific and methodological materials on the research topic in order to determine the relevance of the chosen topic and the prospects for the implementation of continuous professional education, taking into account regional requests for the quality of teacher training for the modern education system. The practical significance of the study lies in the development of a step-by-step model of continuous pedagogical education "Lifelong Learning", which includes three stages of target guidelines that make it possible to form a stable motivation in a person for the chosen profession, master in it and develop the ability to become a mentor for younger generations. The need to create a modern, mobile and flexible system of continuous professional pedagogical education has been proven, the purpose of which is to improve the quality of education received by a person at all levels, throughout life, thereby preparing him/her for study, career, and life. Each stage of continuing education has its own completeness: the requirements of educational standards are determined for it - the target setting, the content of training, the main methods of teaching, forms of organizing the educational process, conditions and means of implementation. The determining principle is the continuity of professional educational programs at all levels: from initial training, including career guidance, to post-graduate education. The university is a platform for implementing the model of continuous pedagogical education. Participants in this system view it as a guarantee of their competitiveness in the labor market, so they continue to further develop themselves. The research materials and its results can be used to improve educational and methodological support for the learning process of students of teachers' training institutions in the system of continuing education.
Ключевые слова Key words
образование, непрерывное образование, непрерывное профессиональное педагогическое образование, вуз, обучение длиною в жизнь education, continuing education, continuing professional pedagogical education, higher education institution, lifelong training
Благодарности Acknowledgements
Авторы выражают благодарность коллегам Ишим-ского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» за помощь в подготовке статьи. The authors express their gratitude to the colleagues of the Ishim Teachers' Training Institute named after P. P. Ershov (branch) of the Tyumen State University for their assistance in preparing the article.
Введение / Introduction
Мы согласны со С. Ю. Манухиной, В. В. Торубаровым, что образование - это тот «детерминирующий фактор качества жизни современного человека, тот качественный базис, который необходим для создания самодостаточного общества» [1]. Авторы считают, что «качественная жизнь дает индивиду доступ к различным знаниевым и материальным благам, включая те, которые обеспечивают непрерывный процесс профессионального самоопределения» [2]. По мнению Л. В. Мезенцевой, Р. Н. Зиязо-вой, «определение тенденций применимости данного процесса предполагает рост образовательного и личностного потенциала человека» [3].
Раскрытие потенциала обучающихся, развитие профессионально важных качеств и формирование необходимых компетенций возможны в условиях непрерывного образования, которое выступает залогом конкурентоспособности человека на рынке труда. Исходя из этого, основное отличие традиционного образования от непрерывного заключается в том, что последнее не завершается окончанием конкретной ступени и учебное заведение - база для дальнейшего развития и саморазвития. Непрерывному образованию свойственны черты процесса, обслуживающего все образовательные потребности личности. С. Ю. Манухина, В. В. Торубаров считают, что, «имея персонифицированный, личностно-ориентированный характер, оно отвечает на вызовы времени и является действующей составляющей устойчивого развития» [4]. А это, в свою очередь, является залогом устойчивого развития и самого общества.
Непрерывное образование, реализуемое в системе различных государственных и общественных институтов, учитывающее потребности как личности, так и общества, позволяет людям любого возраста совершенствовать ранее приобретенные знания и умения, оттачивать имеющиеся у них навыки, повышать свою культуру, развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней в дальнейшем и т. д. [5] Непрерывное образование - это постоянно развивающаяся система, которая требует также от ее участников постоянного изменения и развития.
Обзор литературы / Literature review
Как отмечает А. В. Лубков, «поскольку на авансцену модернизационного переустройства выдвигается человек как социальный актор, носитель ценностей и культуры, основной индикатор прогрессивности или реакционности изменений, то ведущая роль в эволюционном процессе принадлежит личностному фактору, а в образовательном процессе - личности учителя. Поэтому важнейшей задачей становится фундаментальная методологическая и содержательная подготовка педагога...» [6].
Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года (Распоряжение от 24.06.2022 № 1688-р) определяет цели, принципы и меха-
низмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования посредством непрерывности, которая прописана в следующих положениях. В документе мы находим:
«- приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;
- непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;
- развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;
- обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров» и т. д. [7]
По мнению В. А. Федорова, современные реалии жизни определяют «лавинообразное увеличение объема знаний, стремительное появление новой техники и технологий, их сравнительно быстрое старение и в то же время - возрастание роли личности в обществе и на производстве, развитие ее потребностей, гуманизацию и демократизацию общества, интеллектуализацию труда» [8]. Эту точку зрения разделяет и А. Н. Сергеев [9]. В этих условиях на первое место выдвигается идея непрерывности образования, в частности педагогического, которое играет важную роль в развитии современного общества.
В связи с этим Ишимским педагогическим институтом им. П. П. Ершова (филиалом) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (далее - ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ) с учетом «социально-педагогических основ развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования», определенных Т. Ю. Ломакиной [10, 11], в среднесрочной перспективе определены следующие ключевые задачи, направленные на решение проблемы обеспечения непрерывности образования:
- создание «современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального педагогического образования», изучением которой и занималась Т. Ю. Ломакина [12] (школа - СПО - вуз - профессия/ специальность);
- создание коммуникативной площадки в формате Всероссийского форума «Ер-шовские чтения» посредством реализации педагогических мастерских по направлениям деятельности детского, родительского и педагогического сообществ;
- создание системы экспертной оценки различных «образовательных продуктов» (проекты, программы, учебно-методические рекомендации, учебные издания и т. д.);
- обеспечение инновационного характера непрерывного профессионального педагогического образования через интеграцию образования (основного и дополнительного), науки и производства [13].
Как мы видим, проблема обеспечения непрерывности образования является актуальной на сегодняшний день и привлекает к себе внимание исследователей, которые изучают структурные компоненты непрерывного образования, условия его эффективного функционирования и т. д.
Мобильность и гибкость системы непрерывного профессионального педагогического образования обеспечивается в педагогическом вузе совокупностью следующих принципов:
- многоступенчатость системы школа - СПО - вуз - профессия/специальность и интеграция профессиональных образовательных структур, обеспечивающих единое
образовательное пространство для построения индивидуальных образовательных траекторий;
- преемственность профессиональных образовательных программ всех уровней: от начальной подготовки, включая профориентацию, до постдипломного образования, ориентированного на современные тренды и вызовы.
В отечественной и зарубежной образовательной практике выделяются три модели непрерывного профессионального педагогического образования, которые представлены в исследованиях Ю. А. Чекулаевой, Дж. Биннера, М. С. Задворной, А. А. Федорова, Л. Е. Шапошникова и В. В. Николиной [14-17].
1. Life-long learning education - обучение в течение всей жизни [18]. В основе лежит три принципа:
- «обучение длиной в жизнь» - образование на протяжении всей жизни [19];
- «обучение шириной в жизнь» - человек охватывает широкие сферы познания, заходящие далеко за пределы профессионального педагогического образования [20];
- «самомотивация» - наличие сознательного интереса к получению непрерывного образования через самопознание и самосовершенствование [21].
По мнению Дж. Филда, обучение на протяжении всей жизни - это «новый образовательный порядок» [22], когда правительства поощряют граждан учиться и применять полученное в жизни. Т. В. Мухлаева и Н. П. Литвинова изучают политические меры по достижению «жизнеспособного общества обучения» [23]. Всё это в очередной раз подтверждает важность рассматриваемого вопроса.
Согласно «Платформе обучения на протяжении жизни» (LLLPlatform), понятие «обучение в течение всей жизни» включает формальное, неформальное или инфор-мальное обучение людей разных возрастов в различных сферах жизни и позволяет им стать активными участниками происходящих в обществе процессов и событий. Отсюда следует, что образование - это не только предоставление возможности трудоустроиться, выстроить карьеру, но и создание рамок для личностного развития человека в различных сферах его жизнедеятельности [24].
2. Adult education - образование взрослых. Данная модель подробно описана в энциклопедии «Британика» [25]. Взрослым даются знания, умения и навыки, которые они по разным причинам не получили в ходе освоения традиционных общеобразовательных программ на одном из этапов обучения (школа, колледж, вуз). Они приобретают еще одну профессию, получают квалификацию, расширяют кругозор, осваивают новые компетенции и т. д. В большинстве случаев этот процесс носит характеристику саморазвития человека.
Образование взрослых подразделяется на формальное c получением документа об образовании; неформальное, не всегда сопровождающееся выпускным документом и осуществляемое, помимо всего, в общественных организациях, клубах, во время занятий с преподавателем, тренером и т. д.; неофициальное (спонтанное) - индивидуальная деятельность, не всегда имеющая целенаправленный характер и приводящая к конкретному результату. А. А. Динер и И. С. Стурова в ходе обзора зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей подробно остановились на рассмотрении данной модели непрерывного профессионального образования [26].
3. Continuing vocational education and training - непрекращающееся профессиональное образование и обучение - адаптация в современном мире, удержание в профессии, профессиональное самосовершенствование. Описание данной модели мы
находим в трудах Л.-К. Мары и Н. А. Зарубы [27-29]. Если предыдущие модели предполагают просто смену профессий, то третья модель направлена на самосовершенствование внутри одной конкретной выбранной профессии.
Таким образом, накоплен значительный опыт в области теории и практики непрерывного профессионального образования. Различные его модели позволяют человеку не только лучше удовлетворять свои потребности в знаниях и навыках, необходимых для профессионального роста, личностного развития, способствующего увеличению общего культурного и интеллектуального уровня с учетом тенденций в социально-экономическом и социально-культурном развитии общества, но и стать свободным творцом своей жизни, реализовать себя.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГу является платформой для реализации непрерывного педагогического образования на юге Тюменской области по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь», что обеспечивается последовательностью ступеней:
- первая ступень: обучение, воспитание и развитие человека с дошкольной ступени до получения им общего образования, «предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь» [30];
- вторая ступень: образовательная деятельность в период обучения в СПО и ВПО (бакалавриат, магистратура), сочетающаяся с различными видами практической деятельности;
- третья ступень: построение профессиональной карьеры (стажировки, курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) без ограничения возрастного ценза.
Рассмотрим представленные выше ступени более подробно. Нами определены для каждой ступени целевые ориентиры. Ориентиром первой ступени является следующее: ранняя профнавигация; работа психолого-педагогических классов и кафедральных школ для детей и подростков, организация и проведение предметных олимпиад и конкурсов, подготовка и проведение дней открытых дверей, работа каникулярных школ и т. д. [31] На формирование требований к профессиональной ориентации молодежи влияют смена технологических укладов, глобализация в экономике, политические и общественные изменения, развитие международных связей и отношений, дифференциация труда, изменение мотивации человека на профессиональную деятельность, рост профессиональной мобильности, потребность в молодых специалистах, готовых сразу включаться в производственные процессы, демонстрируя высокую производительность и квалификацию и т. д. [32, 33] Система профориентации вуза позволяет подготовить детей и подростков к самостоятельному выбору профессии педагога и получению соответствующего образования с учетом индивидуальных особенностей личности, ее предпочтений и интересов [34].
Ориентиром второй ступени является непосредственная подготовка бакалавров в вузе. Изменения в общеобразовательной школе требуют совершенствования подготовки педагогических кадров. Сложившиеся условия определяют необходимость совершенствования учебных планов, направленных на профессиональную ориентацию студентов.
Формирование профессионально-педагогической направленности личности специалиста происходит в ходе интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности (научно-учебные группы, проектная и грантоискательская деятельность студентов и т. д.) [35]. Вовлеченность студентов в вышеобозначенные
направления деятельности начинается на I курсе. Каждая следующая ступень в данных видах деятельности (II-V курсы) формирует у студента ряд профессиональных компетенций, соответствующих направлению и профилю их подготовки. Всё это позволяет решать задачи непрерывного педагогического образования [36].
Важным условием функционирования системы непрерывного педагогического образования выступает социальное партнерство, которое закреплено в системе договорных отношений и ориентировано на практическую подготовку студентов вуза. Взаимодействие с многочисленными социальными партнерами направлено на повышение эффективности образовательного и воспитательного процесса в вузе, организацию взаимодействия школы с учреждениями социального, культурного, профилактического, оздоровительного, профориентационного и других направлений. Мы согласны с мнением М. В. Бывшевой и А. Н. Шулики, которые считают, что «социальное партнерство предполагает взаимодействие субъектов образовательного процесса вуза с различными субъектами социокультурного пространства региона, позволяет выявить неиспользованные ресурсы, объединить воспитательные возможности социума города и региона в решении проблем» [37, 38]. На наш взгляд, только в такой ситуации возможно достижение намеченных взаимовыгодных результатов. В целом работа вуза должна интегрироваться в жизнь города и региона с целью поднятия социального статуса учителя и популяризации профессии, распространения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, программ и методик, что важно в плане обмена передовым педагогическим опытом и внедрения его в образовательную практику, а также выявления одаренных детей и подростков с целью их дальнейшей ориентации на осознанный выбор профессии педагога.
Ориентиром третьей ступени является оказание учебной, психолого-педагогической и научно-методической поддержки выпускников с целью их закрепления в образовательных организациях города и региона, профилирования на выбранную профессию педагога наиболее талантливой молодежи. Вуз наблюдает за профессиональным становлением своих выпускников через систему специальных мероприятий, отслеживая их трудоустройство и трудовую адаптацию на первом месте работы. Дополнительное образование как часть системы непрерывного профессионального педагогического образования вписывается в общую модель вуза, так как начинается с начальной профильной подготовки школьников и заканчивается проектами, направленными на развитие профессиональных компетенций уже зрелых специалистов с опытом работы. По мнению М. А. Ярош, «дополнительное профессиональное образование - социально-педагогическая система в структуре непрерывного педагогического образования, ориентированная на совершенствование профессиональной компетентности специалиста, создание условий для его дальнейшего саморазвития, самообразования» [39]. В этом отношении мы полностью поддерживаем точку зрения автора.
Результаты исследования / Research results
Вуз выступает платформой для реализации модели непрерывного педагогического образования, что достигается путем организации цикла мероприятий, позволяющих представителям разных поколений включиться в систему непрерывного образования. Что касается ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГу, непрерывное профессиональное педагогическое образование реализуется по ступенчатой модели «Обучение длиною в жизнь».
Первая ступень нацелена на ориентацию молодого поколения на педагогическую деятельность как профессиональную. Проводимая ИПИ им. П. П. Ершова (филиалом) ТюмГу профориентационная работа представляет собой систему психолого-педагогических и производственно-технических мер, направленных на выявление и развитие у обучающихся профессиональных педагогических интересов, профессиональный рост и самоопределение. Приведем наиболее значимые мероприятия, ориентированные на детей дошкольного и школьного возраста: Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+»; Всероссийская олимпиада для школьников по истории казачества; Всероссийский конкурс переводов и олимпиада по иностранным языкам "Soft Skills Roundup: Translation Contest and Olympiad"; Международная олимпиада среди школьников по дисциплинам гуманитарного и естественно-научного циклов; gедагогический класс «НЕуРОК» (для школьников 9-11-х классов г. Ишима и юга Тюменской области); Всероссийская научная конференция учащихся «На пути к открытиям» и др.; Слет казачьей молодежи Тюменской области и т. д.
Ориентиром второй ступени является непосредственная подготовка бакалавров в вузе. В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГу подготовка осуществляется по четырем направлениям подготовки очной и заочной форм обучения: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучения (по отраслям) - будущих специалистов с уникальными конкурентными преимуществами, которые сегодня привлекают работодателей. В вузе определен перечень психолого-педагогических дисциплин, среди которых: «Введение в педагогическую деятельность», «управление проектной деятельностью», «Психология развития и образования», «Инклюзия в образовании», «Методология и методы научного исследования в предметной области», «Формирование метапредметных результатов обучения», «Современные образовательные технологии (по профилю подготовки) и т. д., которые являются теоретической базой подготовки современного педагога, необходимой для успешной адаптации в профессии. Студенты ежегодно участвуют в программе академической мобильности «Семестр за рубежом» и других мероприятиях разной направленности с целью повышения качества их подготовки, развития мобильности и культурных связей.
В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГу наиболее эффективными студенческими объединениями являются СНО социальной ответственности (в 2022 году вошло в программу развития университета «Приоритет 2030») и Коркинская казачья сотня как часть Отдельского казачьего общества Тюменской области Сибирского войскового казачьего общества Всероссийского казачьего общества.
На заседании Комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества было принято решение о вхождении Ишимского педагогического института (филиала) ФГАОу ВО «Тюменский государственный университет» в Ассоциацию казачьих вузов на территории Российской Федерации, куда включены в 2023 году еще шесть университетов. Это достижение определило новые векторы развития педагогического вуза Тюменской области.
СНО социальной ответственности существует более пяти лет, его основной задачей является популяризация науки и научных достижений в разных отраслях знания «в шаговой доступности» для каждого субъекта, включенного в образовательный процесс педагогического вуза.
Так, СНО социальной ответственности позволяет организовать работу по следующим направлениям:
- проведение мероприятий с целью популяризации научного знания исследователей России и региона (научно-популярные лекции; площадки в рамках Всероссийского фестиваля науки для молодежи юга Тюменской области);
- организация акселератора научных проектов, направленных на развитие региона (тематические сессии по организации научных исследований и реализации проектов, консультирование экспертами участников акселератора, итоговые конференции);
- организация площадок для взаимодействия представителей практики (бизнеса, власти и образовательных организаций) и студентов-исследователей (Марафон педагогических исследований) с целью реализации студенческих проектов развития региона по различным направлениям.
Ежегодно в стенах педагогического вуза проводятся деловые встречи «Открытый разговор» с работодателями и представителями органов власти юга Тюменской области по позиционированию достижений студентов в области науки, образования и практики.
В рамках социального партнерства подписаны соглашения о сотрудничестве с такими организациями: Тюменская региональная детско-юношеская общественная организация «Казачья молодежь Сибири»; АНО ЦСИ «Проектный офис»; АНО «Агентство современных коммуникаций»; МАУ «Ишимский городской молодежный "Центр развития"»; ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»; МАУ «Ишимский городской спортивно-оздоровительный комплекс "Центральный"»; МКУ «Ишимский городской методический центр» и др. Вуз сотрудничает с отделами образования районов юга Тюменской области в области подготовки педагогических и управленческих кадров, обеспечивая их научное и учебно-методическое сопровождение.
Профессорско-преподавательский состав вуза принимает участие в разработке и реализации госбюджетных и хоздоговорных НИР, грантов: «Теоретико-методологические основы формирования транспрофессиональных компетенций учителей иностранного языка средствами предметно-языковой интеграции в системе непрерывного профессионально-педагогического образования» [40]; «Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью»; «Зелёные против зелёных: дискурс-анализ социальных сетей» и др.
Приведем наиболее значимые мероприятия, реализуемые на данной ступени и ориентированные на студентов и преподавателей вуза: дни студенческой науки на факультетах; Международный научный форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенты вузов - школе и производству»; Международный научный форум «Ершов-ские чтения»; Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом»; Всероссийская выставка научно-методических трудов и учебных изданий «Инновации в педагогическом образовании - 2023» +Маркетплейс; Региональная научно-практическая конференция «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в рамках Епархиального этапа Рождественских чтений; Всероссийская научно-практическая конференция «Роль казачества в социально-экономическом развитии Сибири»; Региональная научно-практическая конференция «Кирилло-Мефодиевские чтения "Человек в пространстве православной культуры"», посвященной празднованию Дней славянской письменности и культуры и памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в жизни студенче-
ской молодежи»; экспертиза и рецензирование студенческих научных работ представителей других учебных заведений; рецензирование магистерских диссертаций; отзывы на диссертационные исследования по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки как ведущей организации.
Ориентиром третьей ступени является оказание учебной, психолого-педагогической и научно-методической поддержки выпускников с целью их закрепления в образовательных организациях и профилирования на выбранную профессию. В ИПИ им. П. П. Ершова (филиале) ТюмГу реализуются такие проекты, как «Билет в будущее», «Профлаб»; «Вектор успеха», "ВузНпкег" и т. д. Все они направлены на профессиональное становление.
Наиболее востребованными программами в вузе считаются следующие: Школа вожатых: Лидер детского отдыха; Инструктор интерактивного стрелкового тира; Логопедия; Государственное и муниципальное управление; Правоведение и правоохранительная деятельность; Педагогика и психология; Педагогика и методика начального обучения; Теоретико-прагматические основы преподавания иностранного языка (английский язык); Русский язык и литература; Литература и мировая художественная культура; Экономика и управление; Инструктор групповых программ, направление «Кроссфит». Вуз участвует в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» РАНХиГС в реализации программ профессиональной переподготовки (Аниматор досуговых программ для детей и взрослых; Педагогика и методика дошкольного образования; Логопедия) следующих категорий граждан: безработных; лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, стремящихся возобновить трудовую деятельность.
Приведем наиболее значимые мероприятия, реализуемые на данной ступени и ориентированные на выпускников и представителей педагогического сообщества: экспертизы программ развития образовательных организаций г. Ишима и юга Тюменской области; экспертиза программ дошкольного развития детей; экспертиза программ летнего отдыха детей и подростков на базе образовательных организаций г. Ишима и юга Тюменской области, детских спортивно-оздоровительных лагерей; участие в стратегических сессиях на базе Тюменского государственного университета и Тюменского областного государственного института развития регионального образования и др.; Всероссийский научный форум «Ершовские чтения». На базе Ишим-ского педагогического института им. П. П. Ершова (филиала) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» организована и работает площадка по формированию профессионально-педагогических компетенций у студентов и преподавателей вуза и всех заинтересованных лиц педагогического сообщества посредством мастер-классов, воркшопов, круглых столов, тематических встреч и тренингов.
Человек как активный участник данной системы рассматривает ее как залог своей конкурентоспособности на рынке труда, поэтому он продолжает саморазвиваться дальше, переходя с одной ступени на другую.
Заключение / Conclusion
Итак, вузу удается достичь следующего:
- доступность в трансферте профессиональных педагогических умений и навыков;
- минимизация времени адаптационных периодов в процессе перехода с одной ступени обучения на другую;
- выполнение требований заказчика - образовательной организации;
- трудоустройство выпускников;
- получение особого набора мотивированных абитуриентов, отвечающего специфике контингента педагогического вуза.
Человек сам решает, какой тип формального или неформального образования получать, исходя из своих потребностей и условий жизнедеятельности. Самообразование при этом становится одним из основных видов учебной деятельности, без которого последняя просто немыслима.
ИПИ им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГу на данный момент является структурой, дающей «навыки непрерывной адаптации» [41], непрерывного образования и самообразования, обеспечивающей конкурентоспособность и перспективность специалиста на быстроизменяющемся рынке труда в современных условиях неопределенности.
То, что мы традиционно называем культурой, сегодня приобретает «форму культуры обучения - обучения жизни, социального обучения в постоянно меняющейся среде» [42], поскольку, как пишут Л. В. Мезенцева и Р. Н. Зиязова, «виртуальная (текучая) и реальная социальная среда все более совпадают» [43]. И в этих условиях, по мнению Е. Ю. Шаманаевой, «непрерывное образование дает человеку развитие, успех, движение вперед» [44].
Ссылки на источники / References
1. Манухина С. Ю., Торубаров В. В. Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2014. - № 3 (9). - С. 32-37.
2. Манухина С. Ю., Торубаров В. В. Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий.
3. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании // Вестник волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 144-150.
4. Манухина С. Ю., Торубаров В. В. Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий.
5. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании.
6. Lubkov A. V. Modern Problems of Pedagogical Education // The Education and science journal. - 2020. - 22(3). - P. 36-54.
7. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/
8. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: РГППУ, 2001. - 330 с. - URL: https://eJanbook.com/book/5418
9. Сергеев А. Н. Профессиональное становление личности в региональной системе непрерывного образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - С. 5-9.
10. Ломакина Т. Ю. Лаборатория теории непрерывного образования // Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. С. В. Ивановой. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - С. 194-197.
11. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной; Российская академия образования, Институт теории и истории педагогики, Национальный центр ЮНЕСКО/ЮНЕВОК в РФ. - М.: Институт эффективных технологий, 2013. - 260 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232311
12. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной.
13. Социально-педагогические основы развития образовательных траекторий личности в системе непрерывного образования / под науч. ред. Т. Ю. Ломакиной.
14. Чекулаева Ю. А. Актуальные проблемы системы непрерывного образования в российской федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта // Управление образованием: теория и практика. -2018. - № 1 (29). - С. 36-52.
15. Bynner J. Whatever happened to lifelong learning? And does it matter? // Journal of the British Academy. - 2016. -№ 5. - P. 61-89.
16. Задворная М. С. Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2018. - № 6 (22). - С. 39-43.
17. Федоров А. А., Шапошников Л. Е., Николина В. В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина // Аккредитация в образовании. - URL: https://akvobr.ru/marshruty_nepreryvnogo_obrazovania.html
18. Bynner J. Whatever happened to lifelong learning? And does it matter?
19. Задворная М. С. Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества.
20. Федоров А. А., Шапошников Л. Е., Николина В. В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования ...
21. Федоров А. А., Шапошников Л. Е., Николина В. В. Модель опережающего развития непрерывного профессионального педагогического образования .
22. Field J. Lifelong learning and the new educational order (2nd ed.). - Stoke-on-Trent Staffordshire, UK: Trentham Books, 2006. - 208 p.
23. Мухлаева Т. В., Литвинова Н. П. Платформа обучения на протяжении всей жизни - пространство реализации ведущей стратегии современного образования // ЧиО. - 2018. - № 3 (56). - С. 145-151.
24. Life Learning Platform. - URL: http://lllplatform.eu/resources/lexicon/
25. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. "Adult education" // Encyclopedia Britannica. - 2023. - URL: https://www.britannica.com/topic/adult-education
26. Динер А. А., Стурова И. С. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - Спецвыпуск 1. - C. 80-90.
27. Adult learning and continuing vocational education and training valued by europeans // Briefing note. - 2020. -URL: https://www.cedefop.europa.eu/files/9152_en.pdf
28. Mara L.-C. Innovation in the continuing vocational education and training (CVET) government-run programme in Catalonia. - Tarragona, 2018. - 186 p.
29. Заруба Н. А. Роль системы непрерывного образования в адаптации специалистов: современные проблемы и пути их решения // Вестник КазГУКИ. - 2014. - № 3. - C. 66-71.
30. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании.
31. Панина С. В., Николаева А. Ю. Довузовская профориентация на педагогические профессии // МНКО. -2019. - № 4 (77). - С. 143-145.
32. Панина С. В., Николаева А. Ю. Довузовская профориентация на педагогические профессии.
33. Калинникова Н. Г. Принцип непрерывности педагогического образования и его реализация в современной практике // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 7-10.
34. Панина С. В., Николаева А. Ю. Довузовская профориентация на педагогические профессии.
35. Калинникова Н. Г. Принцип непрерывности педагогического образования и его реализация в современной практике.
36. Сычёва М. В. Деятельность студенческого научного общества педагогического вуза как инструмент формирования профессиональной компетентности // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 2. - C. 47-50.
37. Бывшева М. В., Шулика А. Н. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель со-бытия и со-действия // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. -№ 1. - C. 41-45.
38. Бирюков А. А., Голубничая Л. С., Готнога А. В., Шубина Т. В. Совершенствование национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования с учетом Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 8(100). - С. 133-142.
39. Ярош М. А. Дополнительное педагогическое образование как составляющая системы непрерывного профессионального образования: сущность и перспективы развития // Крымский научный вестник. - 2016. -№ 5. - C. 96-111.
40. Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования. - URL: https://ishim.utmn.ru/o-filiale/kafedry/kafedra-teorii-i-metodiki-nachalnogo-i-doshkolnogo-obrazovaniya/
41. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании.
42. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании.
43. Мезенцева Л. В., Зиязова Р. Н. О непрерывном образовании.
44. Шаманаева Е. Ю. Непрерывное образование в современном мире // Развитие системы непрерывного образования в условиях Индустрии 4.0: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 11 апреля 2019 г.) / [отв. за вып. Е. Н. Ялунина; отв. ред. П. А. Новожилов]. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2019. - С. 246-249.
1. Manuhina, S. Yu., & Torubarov, V. V. (2014). "Rol' nepreryvnogo obrazovaniya v formirovanii u molodezhi ad-ekvatnyh obrazovatel'no-kar'ernyh traektorij" [The role of continuing education in the formation of adequate educational and career trajectories among young people], Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, № 3 (9), pp. 32-37 (in Russian).
2. Ibid.
3. Mezenceva, L. V., & Ziyazova, R. N. (2015). "O nepreryvnom obrazovanii" [About continuing education], Vestnik volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, № 4 (19), pp. 144-150 (in Russian).
4. Manuhina, S. Yu., & Torubarov, V. V. (2014). Op. cit.
5. Mezenceva, L. V., & Ziyazova, R. N. (2015). Op. cit.
6. Lubkov, A. V. (2020). "Modern Problems of Pedagogical Education", The Education and science journal, 22(3), pp. 36-54 (in English).
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r O Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g. [Decree of the Government of the Russian Federation dated June 24, 2022 No. 1688-r On the Concept of teachers' training for the education system for the period up to 2030] Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (in Russian).
8. Fedorov, V. A. (2001). Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoriya, empirika, praktika [Professional pedagogical education: theory, empiricism, practice], RGPPU, Ekaterinburg, 330 p. Available at: https://eJanbook.com/book/5418 (in Russian).
9. Sergeev, A. N. (2009). "Professional'noe stanovlenie lichnosti v regional'noj sisteme nepreryvnogo obrazovaniya" [Professional development of a person in the regional system of continuing education], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yu-venologiya. Sociokinetika, pp. 5-9 (in Russian).
10. Lomakina, T. Yu. (2014). Laboratoriya teorii nepreryvnogo obrazovaniya [Laboratory of the Theory of Continuing Education], Institut teorii i istoriipedagogiki: 1944-2014, FGNU ITIP RAO, Moscow, pp. 194-197 (in Russian).
11. Lomakina, T. Yu. (ed.) (2013). Social'no-pedagogicheskie osnovy razvitiya obrazovatel'nyh traektorij lichnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Social and pedagogical foundations for the development of individual educational trajectories in the system of continuing education], Institut effektivnyh tekhnologij, Moscow, 260 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232311 (in Russian).
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Chekulaeva, Yu. A. (2018). "Aktual'nye problemy sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v rossijskoj federacii i vozmozhnye puti ih resheniya s uchetom zarubezhnogo opyta" [Current problems of the continuing education system in the Russian Federation and possible ways to solve them, taking into account foreign experience], Uprav-lenie obrazovaniem: teoriya i praktika, № 1 (29), pp. 36-52 (in Russian).
15. Bynner, J. (2016). "Whatever happened to lifelong learning? And does it matter?", Journal of the British Academy, № 5, pp. 61-89 (in English).
16. Zadvornaya, M. S. (2018). "Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh - harakternaya cherta sovremennogo obshchestva" [Continuous education of adults is a characteristic feature of modern society], Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik, № 6 (22), pp. 39-43 (in Russian).
17. Fedorov, A. A., Shaposhnikov, L. E., & Nikolina, V. V. "Model' operezhayushchego razvitiya nepreryvnogo professi-onal'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Nizhegorodskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete im. Koz'my Minina" [The model of advanced development of continuing professional pedagogical education at Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin], Akkreditaciya v obrazovanii. Available at: https://akvobr.ru/marshruty_nepreryvnogo_obrazovania.html (in Russian).
18. Bynner, J. (2016). Op. cit.
19. Zadvornaya, M. S. (2018). Op. cit.
20. Fedorov, A. A., Shaposhnikov, L. E., & Nikolina, V. V. Op. cit.
21. Ibid.
22. Field, J. (2006). Lifelong learning and the new educational order (2nd ed.), Trentham Books, Stoke-on-Trent Staffordshire, UK, 208 p. (in English).
23. Muhlaeva, T. V., & Litvinova, N. P. (2018). "Platforma obucheniya na protyazhenii vsej zhizni - prostranstvo real-izacii vedushchej strategii sovremennogo obrazovaniya" [The lifelong learning platform is a space for implementing the leading strategy of modern education], ChiO, № 3 (56), pp. 145-151 (in Russian).
24. Life Learning Platform. Available at: http://lllplatform.eu/resources/lexicon/ (in Russian).
25. (2023). "Britannica, The Editors of Encyclopaedia. "Adult education", Encyclopedia Britannica. Available at: https://www.britannica.com/topic/adult-education (in English).
26. Diner, A. A., & Sturova, I. S. (2016). "Obzor zarubezhnogo opyta v sfere dopolnitel'nogo professional'nogo obrazo-vaniya vzroslyh i pozhilyh lyudej" [Review of foreign experience in the field of additional vocational education for adults and older people], Ekonomika Professiya Biznes, Specvypusk 1, pp. 80-90 (in Russian).
27. (2020). "Adult learning and continuing vocational education and training valued by Europeans", Briefing note. Available at: https://www.cedefop.europa.eu/files/9152_en.pdf (in Russian).
28. Mara, L.-C. (2018). Innovation in the continuing vocational education and training (CVET) governmentrun programme in Catalonia, Tarragona, 186 p. (in English).
29. Zaruba, N. A. (2014). "Rol' sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v adaptacii specialistov: sovremennye problemy i puti ih resheniya" [The role of the continuing education system in the adaptation of specialists: modern problems and ways to solve them], Vestnik KazGUKI, № 3, pp. 66-71 (in Russian).
30. Mezenceva, L. V., & Ziyazova, R. N. (2015). Op. cit.
31. Panina, S. V., & Nikolaeva, A. Yu. (2019). "Dovuzovskaya proforientaciya na pedagogicheskie professii" [Pre-uni-versity career guidance for teaching professions], MNKO, № 4 (77), pp. 143-145 (in Russian).
32. Ibid.
33. Kalinnikova, N. G. (2007). "Princip nepreryvnosti pedagogicheskogo obrazovaniya i ego realizaciya v sovremennoj praktike" [The principle of continuity of teacher education and its implementation in modern practice], Nauka i shkola, № 1, pp. 7-10 (in Russian).
34. Panina, S. V., & Nikolaeva, A. Yu. (2019). Op. cit.
35. Kalinnikova, N. G. (2007). Op. cit.
36. Sychyova, M. V. (2022). "Deyatel'nost' studencheskogo nauchnogo obshchestva pedagogicheskogo vuza kak instrument formirovaniya professional'noj kompetentnosti" [Activities of the student scientific society of a teachers' training institute as a tool for developing professional competence], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 2, pp. 47-50 (in Russian).
37. Byvsheva, M. V., & Shulika, A. N. (2012). "Social'no-pedagogicheskoe partnerstvo v obrazovatel'nom prostranstve shkoly: model' sobytiya i sodejstviya" [Socio-pedagogical partnership in the educational environment of the school: a model of co-existence and co-action], Innovacionnye proekty iprogrammy v obrazovanii, № 1, pp. 41-45 (in Russian).
38. Biryukov, A. A., Golubnichaya, L. S., Gotnoga, A. V., & Shubina, T. V. (2022). "Sovershenstvovanie nacional'noj klasternoj modeli nauchnogo (nauchno-metodicheskogo) vzaimodejstviya pedagogicheskih vuzov i institutov razvitiya obrazovaniya s uchetom Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya do 2030 goda" [Improving the national cluster model of scientific (scientific and methodological) interaction between pedagogical universities and education development institutes, taking into account the Concept of training teaching staff for the education system until 2030], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 8(100), pp. 133-142 (in Russian).
39. Yarosh, M. A. (2016). "Dopolnitel'noe pedagogicheskoe obrazovanie kak sostavlyayushchaya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: sushchnost' i perspektivy razvitiya" [Additional pedagogical education as a component of the system of continuing professional education: the essence and prospects of development], Krymskij nauchnyj vestnik, № 5, pp. 96-111 (in Russian).
40. Kafedra teorii i metodiki nachal'nogo i doshkol'nogo obrazovaniya [Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education]. Available at: https://ishim.utmn.ru/o-filiale/kafedry/kafedra-teorii-i-metodiki-nachalnogo-i-doshkolnogo-obrazovaniya/ (in Russian).
41. Mezenceva, L. V., & Ziyazova, R. N. (2015). Op. cit.
42. Ibid.
43. Ibid.
44. Shamanaeva, E. Yu. (2019). "Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennom mire" [Continuing education in the modern world], Razvitie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v usloviyah Industrii 4.0: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Ekaterinburg, 11 aprelya 2019 g.), Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, Ekaterinburg, pp. 246-249 (in Russian).
Вклад авторов
Е. В. Ермакова - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы.
И. М. Кунгурова - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы.
Е. В. Слизкова - описание результатов и формирование выводов исследования.
Contribution of the authors
E. V. Ermakova - statement of the problem, development of the concept of the article, critical analysis of the literature.
I. M. Kungurova - statement of the problem, development of the concept of the article, critical analysis of the literature.
E. V. Slizkova - description of the results and formulation of research conclusions.