Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный потенциал / мировоззренческое воспитание / экологическое воспитание / гуманистическое воспитание / гражданско-патриотическое воспитание / содержательно-целевое направление / процессуально-деятельностное направление / educational potential / ideological education / environmental education / humanistic education / civic and patriotic education / content and target direction / procedural and activity direction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Галина Ивановна

В данной статье рассматривается значение химических дисциплин в воспитательном процессе будущих учителей химии. Особое внимание уделяется мировоззренческому, экологическому, гуманистическому, гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию. Показано применение содержательно-целевого и процессуально-деятельностного направлений в развитии гуманистических взглядов. Особое внимание уделено трудовому и экологическому воспитанию. В осуществлении экологического, патриотического воспитания важным является региональный аспект. Рассмотрены особенности применения содержания химических дисциплин в воспитании будущих учителей химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якушева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the importance of chemical disciplines in the educational process of future chemistry teachers. Special attention is paid to ideological, ecological, humanistic, civic-patriotic, moral education. The application of content-oriented and procedural-activity directions in the development of humanistic views is shown. Special attention is paid to labor and environmental education. In the implementation of ecological, patriotic education, the regional aspect is important. The features of the application of the content of chemical disciplines in the education of future chemistry teachers are considered.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ»

11. Сандберг, M. VB-Mapp. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития / М. Сандберг. - Copyright©, 2007-2011. - 275 с.

12. Симашкова, Н.В. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра / Н.В. Симашкова, Т.П. Клюшник. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 288 с.

13. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - Москва: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

14. Хаустов, A.B. Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра / A.B. Хаустов, Е.Л. Красносельская, ИМ. Хаустова // Практика управления ДОУ. - 2014. - № 1.-С. 32-50

15. Щукина, Д.А. Логопедическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра: Учеб.-метод. пособие / Д.А. Щукина. - Москва: Редкая птица, 2019. - 192 с.

Педагогика

УДК 37.016:54]:004

кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается значение химических дисциплин в воспитательном процессе будущих учителей химии. Особое внимание уделяется мировоззренческому, экологическому, гуманистическому, гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию. Показано применение содержательно-целевого и процессуально-деятельностного направлений в развитии гуманистических взглядов. Особое внимание уделено трудовому и экологическому воспитанию. В осуществлении экологического, патриотического воспитания важным является региональный аспект. Рассмотрены особенности применения содержания химических дисциплин в воспитании будущих учителей химии.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, мировоззренческое воспитание, экологическое воспитание, гуманистическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, содержательно-целевое направление, процессуально-деятельностное направление.

Annotation. This article examines the importance of chemical disciplines in the educational process of future chemistry teachers. Special attention is paid to ideological, ecological, humanistic, civic-patriotic, moral education. The application of content-oriented and procedural-activity directions in the development of humanistic views is shown. Special attention is paid to labor and environmental education. In the implementation of ecological, patriotic education, the regional aspect is important. The features of the application of the content of chemical disciplines in the education of future chemistry teachers are considered.

Key words: educational potential, ideological education, environmental education, humanistic education, civic and patriotic education, content and target direction, procedural and activity direction.

Введение. На современном этапе развития общества, науки и техники от настоящего и будущего учителя требуются такие личностные и профессиональные качества, как творческая инициатива, самостоятельность, конкурентоспособность, способность к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим в высших учебных заведениях большое внимание уделяется воспитательной работе. Наряду с гуманитарными дисциплинами важная роль в воспитании принадлежит естественнонаучным дисциплинам. Не исключением являются химические дисциплины.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время практически нет исследований посвященных проблеме воспитания будущих учителей химии, проблеме организации методической подготовки учителей химии к реализации воспитательной работы с обучающимися с использованием воспитательного потенциала учебного предмета химия. Данная работа осуществлялась в рамках исследования по проекту «Разработка механизмов реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущих учителей», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (соглашение №073-03-2023-07/3 от 19 июня 2023 г.).

Химические дисциплины имеют большой воспитательный потенциал и воспитательную силу. Основными направлениями воспитания в процессе изучения химических дисциплин являются: мировоззренческое, экологическое, гуманистическое, трудовое и экономическое, эстетическое, гражданско-патриотическое, валеоологическое, нравственное [3].

Воспитательный процесс, связанный с обучением, требует от педагога большой продуманности. Необходимо не только использовать учебную информацию воспитывающего характера, но и преобразовывать знания в убеждения. Убеждения формируют мировоззрение студентов.

Одним из важнейших элементов формирования мировоззрения студентов является развитие гуманистических взглядов. Развитие гуманистических взглядов студентов при изучении химических дисциплин имеет два направления: содержательно-целевое и процессуально-деятельностное [4].

Содержательно-целевое направление ориентируется на формирование у студентов научного мировоззрения и гуманистического отношения к миру. Для преодоления отчуждения науки от человека изучая химию необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и применение в повседневной жизни, и как использовать данные знания в решении бытовых проблем. Развивать гуманистические взгляды на основе отношения студентов к объектам живой и не живой природы. Так при изучении общей и неорганической химии, при изучении элементов различных групп и подгрупп периодической системы химических элементов, рассматриваются практическая значимость элементов той или иной группы некоторых их соединений, их биологическая роль. Изучение физической и коллоидной химии предполагает изучение роли осмоса в природе, в биохимических организмах, в технике, роль кислотности в биологических процессах, физиологической роли буферных смесей и многие другие вопросы.

Важную роль в развитии гуманистических взглядов является изучение и иллюстрация практической значимости открытий выдающихся ученых: Д.И. Менделеева, М.В. Ломаносова, Г.И. Гесса, Марии Склодовской-Кюри и многих других.

Процессуально-деятельностное направление ориентировано на организацию процесса обучения предполагающего уважение достоинства и прав человека, ценность личности, субъект-субъектных отношений педагога и обучающихся. Оно подразумевает гуманное (человеческое) отношение к обучающемуся, умение видеть в нем человека и принимать его таким,

какой он есть, а не пытаться его «подогнать» или переделать. В этом направлении необходимо работать при изучении всех дисциплин, но особенно в данном направлении необходимо работать при изучении следующих дисциплин «Методика обучения и воспитание: химии», «Современные технологии в химическом образовании».

Формирование естественно-научного мировоззрения у студентов является одной из важных задач химического образования. Естественно-научное мировоззрение способствует пониманию студентами химической части естественнонаучной картины мира. Основными мировоззренческими идеями содержания химических дисциплин являются:

1) Материальное единство мира.

2) Объективное существование материи независимо от человеческого сознания.

3) Постоянное движение материи и взаимосвязь форм ее движения.

4) Всеобщая связь явлений.

5) Бесконечность познаваемости человеком окружающего мира.

При изучении химических дисциплин отбор идей и положений осуществляется с учетом таких показателей, как тесная связь с содержанием учебной дисциплины; проявление в ряде изучаемых химических процессов; необходимость для глубокого и верного понимания существенности этих явлений; возможность применения при дальнейшем изучении материала в качестве метода анализа и оценки новых фактов; возможность использование для создания представлений об общих закономерностях явлений природы; доступность для понимания обучающихся; логическая обоснованность введения и закрепления в сознании студентов при изучении данной дисциплины.

Химические дисциплины, наряду с гуманитарными содействуют гражданско-патриотическому воспитанию студентов: уважение и любовь к Родине, чувство гордости за достижения в области науки. Основными направлениями гражданско-патриотического воспитания при изучении химических дисциплин являются: духовно-нравственное, культурно-историческое направление, военно-патриотическое. В рамках духовно-нравственного направления необходимо осознание будущими педагогами идеалов и ориентиров, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности. Здесь, как правило, мы используем содержание о жизни и деятельности великих русских химиков. М.В.Ломоносов является основоположником теоретических основ химии, им организовано лабораторное исследование в России, он является основателем многих химических производств. Изучая органическую химию, студенты восхищаются талантом, трудолюбием, самоотверженностью такого ученого как А.П. Бородина. Александр Парфирьевич Бородин - известный русский химик, композитор, автор оперы « Князь Игорь». Первые ученые женщины - химики: А.Ф.Волкова, работала над изучением ароматических сульфокислот, занималась педагогической деятельностью; Ю.В. Лермонтова, ее труды посвящены переработки нефти, она является первой русской женщиной - доктором химии. Можно говорить о многих ученых химиках, которые являются примером для формирование таких качеств, как добросовестность, честность, трудолюбие, любовь к своему народу и Отечеству. Военно-патриотическое направление - ориентировано на формирование у студентов высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству. Ученые-химики внесли большой вклад в Победу над фашистскими захватчиками. В историю победы внесены такие имена: А.Е. Арбузов, А.Н. Бах, В.И. Вернадский, А.Н. Несмеянов и многие другие.

В осуществлении патриотического воспитания важным является региональный аспект. В этом направлении использование регионального компонента в преподавании химических дисциплин является обязательным условием. При изучении дисциплины «Химическая технология» делается акцент на более детальное изучение процессов химической технологии наиболее крупнейших промышленных предприятий Оренбургской области, таких как гелиевый завод, ЮжноУральская горно-перерабатывающая компания, Медногорский медно-серный комбинат и др.

Трудовое воспитание может быть реализовано при организации эксперимента по химии. Химический эксперимент является неотъемлемой частью химических дисциплин, курсовой работы, выпускной квалификационной работы. Химический эксперимент позволяет развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду.

Важным направлением трудового воспитания является использования содержания истории открытий ученых химиков. На занятиях важно рассказать о нелегком, а также иногда и опасном для жизни труде ученых- химиков. Одним из ярких примеров трудолюбия, отваги, самоотверженности является Мария Склодовская-Кюри. Единственная женщина-учёный XX века, которая пользовалась такой известностью в мире, как Мария Кюри. Согласно опросу, проведённому журналом «New Scientist» в 2009 году, Склодовская была названа самой вдохновляющей женщиной науки. Лауреат Нобелевской премии ИМ. Франк отмечает: «Нельзя не чувствовать отвагу и твёрдость этой женщины, шедшей наперекор всем трудностям к поставленным ею целям. Её мечта - это совсем не мечтательность. Это мечта деятельная, требующая напряжения воли и сосредоточения всех сил, мечта, претворяемая в жизнь. Это не только мечта о подвиге, но и сам подвиг». Однако Марию Склодовскую-Кюри это не остановило, и она стала первой женщиной в мире, получившей Нобелевскую премию, первым человеком в мире, ставшим нобелевским лауреатом два раза и первой преподавательницей Сорбонны.

Одним первостепенным аспектом воспитания будущих учителей химии является экологическое воспитание, воспитание экологической культуры, так как экологические проблемы в своей основе преимущественно имеют химическую природу. Учитель химии должен владеть знаниями химических основ экологических проблем, иметь экологически направленное мышление. Экологическое мышление должно формироваться в течение всех годов обучения в вузе, при обучении всех химических дисциплин. Экологическое мышление включает в себя понимание о единстве мира и взаимосвязанность и взаимообусловленность всех процессов в нем, преобладающее значение экологических проблем человечества над социальными, экономическими, политическими, экономически целесообразном использовании природных ресурсов.

При изучении различных дисциплин формируется система понятий химико-экологического содержания, которая включает основные воздействия человека на окружающую среду, процессы оптимизации взаимодействия общества и природы. При изучении неорганической химии, химии окружающей среды рассматривается вопрос о круговороте веществ в природе. В экологическом образовании и воспитании эта природная закономерность занимает одно из центральных положений, поэтому необходимо рассматривать круговорот веществ одновременно и как понятие химическое (превращение веществ и энергии), и как понятие экологическое (биогеохимический круговорот веществ). При изучении дисциплины «Прикладная химия» делается акцент на природоохранные понятия: рациональное природопользование, комплексное использование сырья и отходов производства, кооперирование различных производств, экологически безопасные технологии, малоотходные, безотходные и бессточные технологии, эффективные методы очистки газообразных, жидких и твердых отходов, утилизация вторичного сырья (реутилизация), производство экологически чистых продуктов и материалов. Все эти понятия отражают проблемы рационального природопользования, сохранения природной среды, основные направления развития безотходной технологии (как отдельной модели производства). Все перечисленное способствует формированию культуры поведения человека в окружающей среде, формирует ответственность за грамотное

использование природных ресурсов. Экологически образованный, воспитанный учитель сможет донести данные позиции до обучающихся \\,2\.

Эстетическая составляющая воспитания развивает, обогащает эмоциональную сферу личности будущего учителя химии. Это возможно используя в процессе изучения химических дисциплин информации о веществах и материалах, которые используются для создания произведений искусства, используя произведения поэтов и писателей, в которых образно описываются научные явления. Так, изучая состав стекла можно прочитать письмо М.В. Ломоносова о пользе стекла, изучая свойства и применение алюминия, вспоминаем город будущего, описанный в романе Н.Г. Чернышевского « Что делать?». Исследуя жизнь и деятельность ученых-химиков показать, какое значение для них имело искусство. Мысли Д.И. Менделеева об искусстве и красоте природы, научного познания сохранились в его статьях и письмах.

Правовое воспитание является немаловажным аспектом воспитательной работы с обучающимися. При изучении каждой химической дисциплины разбираются правила техники безопасности, правила безопасного поведения обучающихся в химических лабораториях, правила хранения реактивов, прекурсоров, правила отчетности использования реактивов.

Вывод. Таким образом, анализ содержания химических дисциплин доказывает присутствие большого потенциала для осуществления воспитательной работы с будущими учителями химии. При осуществлении данной работы у студентов формируется естественнонаучное мировоззрение, гуманизм и активная жизненная позиция.

Литература:

1. Иноземцева, Е.В. Экологическое воспитание на уроках химии / Е.В. Иноземцева // Молодой ученый. - 2014. -№18(77).-С. 561-564

2. Кровельщикова, Т.Н. Из опыта реализации экологического подхода к обучению химии / Т.Н. Кровельщикова, A.B. Коршунов // Химия в школе. - 2002. - № 8. - С. 40-42

3. Нарушевич, В.Н. К вопросу о подготовке будущего учителя / В.Н. Нарушевич, Е.А. Аршанский // Химия в школе. -2016.-№1.-С. 15-20

4. Сохранов-Преображенский, В.В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В.В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. -№3 (27). - С. 162-169

Педагогика

УДК 374.32

аспирант Яяев Азиз Ремзиевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доктор педагогических наук, доцент Ильченко Лариса Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОЛОДЁЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению детских общественных объединений, организаций и движений как социального и политического института воспитания детей и молодежи на региональном уровне. Определена их значимость, охарактеризованы специфические особенности и направления работы детских и молодежных организаций, объединений и движений на уровне отдельно взятого региона. В преобразовании российского социума важное место отводится активной деятельности молодежных организаций с учетом приоритетов, ориентированных на социальный заказ общества. Значимость молодежи в России велика, включённая в общественную жизнь государства и общества, она является двигателем научного и общественного прогресса. Вместе с тем, в условиях, сложившихся в современной информационно-агитационной экстремистской обстановке, подростки и молодые люди часто оказываются наиболее незащищенной группой населения, попадающей под влияние радикальных идей. В связи с этим необходимо целенаправленно воздействовать на сознание детей и молодежи, с целью воспитания у них духовно-нравственных, патриотических качеств, путем погружения в созидательную и общественно значимую деятельность в интересах России. Качественные преобразования в детском движении стали происходить еще в 90-е годы прошлого века в рамках популярной, на тот момент, Конвенции о правах ребенка. Явные преобразования были присущи всем институтам взаимодействия государства и общества, что стало отражением тенденций характерных для мирового детского движения, которое трактовалось как «движение в интересах детей». Семья и школа, безусловно, влияют на развивающуюся личность с учетом своих программ и содержания педагогических воздействий, однако для полного и эффективного процесса социализации подростков и молодежи, в условиях современных социальных процессов, необходимо их личное участие в общественной жизни современного общества. Современное детское движение является тем социальным явлением, которое позволяет детям испытать на себе влияние данных процессов. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении детских общественных объединений, организаций и движений как социального и политического института воспитания детей и молодежи на региональном уровне. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Ключевые слова: детские общественные объединения, «детская общественная организация», «детское движение», развитие системы молодёжных движений в Республике Крым.

Annotation. This article is devoted to the consideration of children's public associations, organizations and movements as a social and political institution for raising children and youth at the regional level. Their significance is determined, specific features and directions of work of children's and youth organizations, associations and movements at the level of a single region are characterized. In the transformation of the Russian society, an important place is given to the active work of youth organizations, taking into account the priorities focused on the social order of society. The importance of youth in Russia is great, included in the public life of the state and society, it is the engine of scientific and social progress. At the same time, in the conditions that have developed in the modern extremist information and propaganda environment, adolescents and young people often turn out to be the most vulnerable group of the population that falls under the influence of radical ideas. In this regard, it is necessary to purposefully influence the minds of children and young people in order to educate them in spiritual, moral, patriotic qualities, by immersing them in creative and socially significant activities in the interests of Russia. Qualitative transformations in the children's movement began to take place as early as the 90s of the last century within the framework of the Convention on the Rights of the Child, which was popular at that time. Explicit transformations were inherent in all institutions of interaction between the state and society, which became a reflection of the trends characteristic of the world children's movement, which was interpreted as a "movement in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.