Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / РИСКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верховых И.В., Шитякова Н.П., Забродина И.В.

Введение. В статье излагаются взгляды авторов на проблему существующих рисков в патриотическом воспитании и способов их нивелирования. Целью статьи является определение направлений подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания младших школьников. Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания и метод опроса, позволяющий определить сформированность патриотической позиции у будущих педагогов. Интерпретация полученных результатов исследования проводилась методами количественного и качественного анализа. Результаты. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания. Определены незначительные изменения в патриотической позиции студентов за три года обучения в вузе, которые выражаются в повышении у них уровня сформированности гражданской идентичности. Раскрыты направления подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию младших школьников с учётом существующих рисков. Обсуждение. Активное формирование патриотической позиции студентов необходимо осуществлять с первого года обучения в вузе за счёт вовлечения их в систематическую, планомерную воспитательную деятельность на основе свободы выбора. Психолого-педагогические дисциплины, изучаемые на 3-5 курсах («Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)» «Педагогические технологии в начальной школе» и др.) могут стать платформой для формирования у будущих педагогов умения нивелировать существующие риски в патриотическом воспитании. Заключение. Формирование у детей и молодёжи патриотического сознания является приоритетной задачей российского образования, решение которой зависит от степени готовности педагогов к осуществлению патриотического воспитания в школе. Одной из ключевых компетенций педагогов является умение нивелировать риски, сопровождающие данный процесс. Итогом проведенного исследования стали описанные нами направления подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания в начальной школе с учётом выявленных рисков. Основные положения: - в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации патриотическое воспитание является приоритетным направлением в образовании; - умение видеть и нивелировать риски в процессе патриотического воспитания позволяет педагогу в полной мере достигать планируемые результаты; - несформированность патриотической позиции у педагогов отражается в мировоззрении школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верховых И.В., Шитякова Н.П., Забродина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIRECTIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Introduction. The article presents the authors' views on the problem of existing risks in patriotic education and ways of leveling them. The purpose of the article is to determine the directions of training future teachers to implement the tasks of patriotic education of younger schoolchildren. Materials and methods . The study used the method of analyzing psychological and pedagogical literature (in The main research methods are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of patriotic education and the survey method, which allows determining the formation of a patriotic position among future teachers. The interpretation of the obtained research results was carried out by methods of quantitative and qualitative analysis. Results. The article deals with the problem of training future teachers to implement the tasks of patriotic education. Minor changes in the patriotic position of students over three years of study at the university have been identified, which are expressed in an increase in their level of formation of civic identity. The directions of training future teachers for patriotic education of younger schoolchildren, taking into account existing risks, are revealed. Discussion . Active formation of the patriotic position of students should be carried out from the first year of study at the university by involving them in systematic, systematic educational activities based on freedom of choice. Psychological and pedagogical disciplines studied in 3-5 courses (“Technology and organization of educational practices (classroom management)”, “Pedagogical technologies in primary school”, etc.) can become a platform for the formation of future teachers' ability to level the existing risks in patriotic education. Conclusion. The formation of patriotic consciousness in children and youth is a priority task of Russian education, the solution of which depends on the degree of readiness of teachers to implement patriotic education in school. One of the key competencies of teachers is the ability to level the risks accompanying this process. The result of the study was the directions of training of future teachers described by us for the implementation of the tasks of patriotic education in primary school, taking into account the identified risks. Highlights In accordance with the normative legal documents of Russian Federation, patriotic education is a priority in education; The ability to see and mitigate risks in the process of patriotic education allows the teacher to fully achieve the planned results; The lack of formation of the patriotic position of teachers is mirrored in the worldview of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

а ж s

о

а

с-о

и;

¡S3

«0

О «

3

Jf

л

«о

I

05

и;

Научная статья УДК 378 : 371.011 ББК 74.480.26 : 74.200.504 DOI 10.25588/CSPU.2022.171.5.004

И. В. Верховых1, Н. П. Шитякова2, И. В. Забродина

1ORCID № 0000-0003-4799-9985 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: verhovihiv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-1015-5896 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: shityakovanp@cspu.ru

3ORCID № 0000-0003-0885-9461 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Введение. В статье излагаются взгляды авторов на проблему существующих рисков в патриотическом воспитании и способов их нивелирования. Целью статьи является определение направлений подготовки будущих педагогов к реализации задач

© Верховых И. В., Шитякова Н. П., Забродина И. В., 2022

патриотического воспитания младших школьников.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ психолого-педагогической литературы по

проблеме патриотического воспитания и метод опроса, позволя- о

р

ющий определить сформированность патриотической позиции у | будущих педагогов. Интерпретация полученных результатов ис- ы следования проводилась методами количественного и качественного анализа.

Результаты. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания. Определены незначительные изменения в патриотической позиции студентов за три года обучения в вузе, которые

д

выражаются в повышении у них уровня сформированности граж- у

а

е д

а г о

о

ников с учетом существующих рисков. §

*

а

а

данской идентичности. Раскрыты направления подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию младших школь-

л ж

а р

а

л е

ж и

а о

д

г о

3 о

№ и

Обсуждежие. Активное формирование патриотической позиции студентов необходимо осуществлять с первого года обучения в вузе за счёт вовлечения их в систематическую, планомерную воспитательную деятельность на основе свободы выбора. Психолого-педагогические дисциплины, изучаемые на 3-5 курсах («Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)» «Педагогические технологии в начальной школе» | и др.) могут стать платформой для формирования у будущих педагогов умения нивелировать существующие риски в патриотиче- |

ском воспитании. о

ь

Заклтежие. Формирование у детей и молодёжи патриоти- и

*

о

ческого сознания является приоритетной задачей российского об- №

разования, решение которой зависит от степени готовности педагогов к осуществлению патриотического воспитания в школе. Одной из ключевых компетенций педагогов является умение нивелировать риски, сопровождающие данный процесс. Итогом проведенного исследования стали описанные нами направления подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания в начальной школе с учётом выявленных рисков.

Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; ценностное отношение к Родине; подготовка студентов к патриотическому воспитанию; риски в патриотическом воспитании; патриотическая позиция; гражданская идентичность. Основные положения:

- в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации патриотическое воспитание является приоритетным направлением в образовании;

- умение видеть и нивелировать риски в процессе патриотического воспитания позволяет педагогу в полной мере дости-

жа гать планируемые результаты;

- несформированность патриотической позиции у педагогов отражается в мировоззрении школьников.

S

о

а

с-о

и; ¡S3 а

«о

о «

3

1 Введение (Introduction)

В эпоху глобальной трансформации человечества гражданское общество России переживает системный кризис. По данным ^ социологических исследований наблюдается рост тревоги, страха, ^ паники, что обусловлено осмыслением российскими гражданами

«о

§ геополитических, внутриполитических, социально-экономических

^ изменений в стране. Происходит постепенный переход от мира

и;

^ VUCA к миру BANI. Согласно данным международного издания

Flair, мир BANI — это хрупкий хаотичный мир, в котором важно понимать, на что можно опереться. Точкой опоры может стать сильная страна, надежный тыл в виде «малой родины», традиции

в близком кругу. Всё это актуализирует вопросы патриотического о

вр

воспитания в нашей стране (Ipsos Update. Дата публикации: фев- м

ство. С. М. Ёлкин, А. А. Косова отмечают, что патриотизм выражает отношение человека к Родине, то есть любовь к Родине и

л н

раль 2022. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/knowledge/obsch- н

estvo (дата обращения: 05.10.2022). ж

В связи с этим обратимся к понятию «патриотизм», кото-

а 3

а

I

рое рассматривается в психолого-педагогической литературе как |

§

нравственное понятие, моральный принцип и нравственное каче- 1

1

1

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного ^

отношения, иными словами, патриотизм представляет «предмет- 8

а

I

ную» и (или) «субъектную» ценность. При этом патриотизм оце- ^ нивается как явление, имеющее доброе, истинное, справедливое в своей основе. Как субъектная ценность, он выражает норматив- а ные представления, закрепленные в общественном сознании и культуре [1].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные виды патриотизма. Государственный патриотизм предполагает наличие у граждан общих интересов, единой цели, отношения к государству как к наиболее великой ценности «объединителя народов» и, естественно, ощущения любви и ответственности за судьбу Отечества. В основу гражданского патриотизма положены: любовь к родным местам, к собственному отчему дому, к

своему народу, гордость за исторические события прошлого своего ж

1

государства, приверженность и уважение к народным традициям §

(Фомина, В. Д., Миронов Р. А., Медушевская Е. В. Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 218-221).

А. В. Абрамов выделил три типа патриотизма: 1) патриархальный патриотизм: любовь к малой Родине: к семье, поселку, своему народу; 2) подданнический патриотизм: чувство гордости за свое Отечество, отождествление страны с власть имущими; 3) активистский патриотизм: осознанное действие гражданина во благо Отечества, под которым понимается сообщество граждан (Абрамов А. В. Российский патриотизм: история и современность: монография. М. : НИУ МГОУ, 2016. 184 с.).

Неоднозначную оценку проявлению патриотизма даёт профессор Принстонского университета Джордж Катеб: «... готовность умирать и убивать за то, что в значительной степени является плодом воображения» (Kateb G. Patriotism and other mistakes. New Haven : Yale University Press. 2006. 464 p.). В многовековой

на истории человечества существует множество примеров того, как

ди

ро люди жертвовали своими жизнями, жизнями других народов во

vo

53

00 имя определённой идеи. И, к сожалению, не всегда в качестве этой tj идеи выступала защита Родины, интересов народа и суверенитета

| страны. С 1992 года происходил процесс, который В. Д. Фомина, Р.

з

А. Миронов и Е. В. Медушевская характеризуют как постепенное ^ истощение патриотизма у российских граждан, причиной кото рого они называют «провал экономической системы, упадок в науке, кризис в армии ...» (Фомина В. Д., Миронов Р. А., Меду-шевская Е. В. Анализ различных подходов к проблеме патриотизма как объединяющей идее российского общества // Молодой

•о

в I

е еВ

И5

¡S3

р

а

л е

ж и

¡0 а

о д г о

з о

№ к

и

ученый. 2016. № 25 (129). С. 218-221). Однако события последних лет способствуют возрождению гражданской идентичности российского народа, а патриотическое воспитание становится

ключевой идеей политики нашего государства, что в свою очередь о

р

находит отражение в нормативно-правовых актах разного уровня. |

е

Согласно ФЗ «О патриотическом воспитании в РФ» патри- ы

е

отическое воспитание — это «систематическая и целенаправлен- а ная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий

для самоопределения и социализации граждан, формирование у

уд

них патриотического сознания, чувства верности России, готов- у

и

ности к выполнению гражданского долга и конституционных обя- а

ед

занностей по защите интересов Отечества (О патриотическом г

о

г

воспитании в Российской Федерации : проект Федерального За- §

к

кона № 315234-7 : внесен 15 ноября 2017 г. URL: http://www.con- а sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=165753#MjF4 tMTDkAUMdGcC (дата обращения: 05.10.2022).

Идея усиления роли общественных и образовательных организаций в формировании патриотического сознания детей и молодёжи обозначена в следующих нормативно-правовых документах: 1) Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г.; 2) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; 3) Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 г. г.; 4) Примерной программе воспитания. Согласно вышеназванным документам

патриотизм рассматривается как основа становления общероссийской идентичности.

Несмотря на активную государственную поддержку вновь складывающейся системы патриотического воспитания подрастающего поколения, можно констатировать наличие определённых рисков в её реализации. Согласно определению, сформулированному Г. Б. Кейлером, риск — это «возможность таких последствий реализации существующей Программы, при которых поставленные цели частично или полностью не достигаются» (Кейлер Г. Б. Стратегия предприятия. URL: http://kleiner. ru/wp-content/uploads/2014/10/strag_pr. pdf (дата обращения: 05.10.2022). Следовательно, неумение видеть и нивелировать риски может стать весомой причиной недостижения следующих планируемых результатов в области патриотического воспитания:

- осознание своей национальной, этнической принадлежности, любви к своему народу, его традициям, культуре; § - проявление уважения к историческому и культурному

-"О

¡^ наследию своего и других народов России, символам, праздникам, а

с-о

и; ^

а

«о

о «

3

памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;

- проявление интереса к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;

- знание и уважение достижений нашей Родины — России ^ в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигов и тру-

^ довых достижений, героев и защитников Отечества в прошлом и

з

| современности;

кр

из - участие в мероприятиях патриотической направленности

сц

^ (Примерная рабочая программа воспитания для общеобразова-

тельных организаций. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-orga nizatsii (дата обращения: 05.10.2022).

Т. И. Власова видит следующие риски в патриотическом воспитании:

зования. - Оренбург, 2013. С. 9. 25 с.).

Одной из глобальных угроз, создающих дополнительные

лируемый информационный поток, несущий идеи русофобии и антипатриотизма. Младшие школьники, подростки и в некоторых

л

- духовно-исторический разрыв в патриотическом воспи- §

тании; §

а

3

- возникновение экстремизма в молодёжной среде; §

§

I

ж К

¡о

а 1

1

- укоренение в общественном сознании квазипатриотизма; К

- узурпация права на истинный патриотизм той или иной партией;

о

- замена реальных дел их виртуальными эквивалентами; К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- симуляция патриотической активности (Власова Т. И., ^ Месхи Б. Ч., Абраухова В. В. Духовно-патриотическое воспита-

-S ж

ние современной молодёжи: вызовы и риски // Известия ВГПУ &

(URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/103/4-10.pdf (дата обра щения: 05.10.2022).. §

В. П. Скворцова обращает внимание на риск возникновения националистических настроений в процессе воспитания патриотизма и риск появления отрицательного отношения к другим

культурам (Скворцова В. П. Социально-проектная деятельность ^

§

как средство воспитания патриотизма старшеклассника : авто- §

ж

реф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогиче- I

ж

ских наук 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и обра- s

а &

8

риски в патриотическом воспитании россиян, является неконтро- §

о* Ж

ж ж о

9

случаях студенты не обладают сформированным критическим мышлением и достаточным жизненным опытом, чтобы верно интерпретировать получаемую извне информацию. А. В. Кузьмин описывает механизм принятия такого рода информации: «.в общественное сознание вбрасываются идеи, которые являются немыслимыми и недопустимыми, а в последующем путём постоянных манипуляций к ним происходит постепенное привыкание, и, наконец, вольное или невольное признание [2].

Маурицио Вироли в качестве риска называет объективную опасность перехода от патриотизма к радикализму (или к крайней форме — экстремизму). «Идеологическая победа языка национализма оттеснила язык патриотизма на полях современной политической мысли» (Viroli M. For love of country: An essay on patriotism and nationalism. Oxford.1997). Также ранее нами был выявлен риск превращения патриотического воспитания в формальный процесс, который лишает его сущностных характеристик и ожидаемых результатов, связанных, прежде всего, с отношением мо-

на лодых людей к патриотизму как к ценности и с патриотическими

ди

^ чувствами.

а

00

и;

¡S3

,а в о к

3

Помимо вышеназванных рисков в патриотическом воспитании молодёжи можно констатировать и другие: принуждение к участию в патриотической деятельности ведёт к возникновению её неприятия у обучающихся; чрезмерное насыщение воспита-

Ьз тельного процесса патриотическими идеями воспринимается как ^ их навязывание и формирует у подростков и молодёжи анти-

патриотический настрой; отсутствие патриотической позиции у

•о

«о

I

из педагогов зеркально отражается в мировоззрении школьников.

«з

Таким образом, в качестве необходимых условий достижения

планируемых результатов в области патриотического воспитания школьников мы видим наличие сформированной патриотической позиции педагогов, а также их умений нивелировать существующие риски в патриотическом воспитании обучающихся. о

вр

2 Материалы и методы (Materials and methods) |

ен

Изучение направлений подготовки будущих педагогов к ® реализации задач патриотического воспитания изучалось с применением анализа психолого-педагогической литературы (цель: определение достижений в решении проблемы, различных точек

л н

а п р а

вл е

н и

So п

зрения на существующие риски в патриотическом воспитании д

г

о

о в

к и

младших школьников и способы их нивелирования).

Для определения наличия сформированной патриотической позиции у педагогов (в частности, у будущих учителей V

а

л а

г о г о § * а а р о

начальных классов) мы использовали метод опроса. Для этого на основе существующих анкет были выделены основные категории вопросов: 1) понимание сущности патриотизма и патриотического воспитания; 2) отношение к Родине; 3) участие в патриотической деятельности. После составления опросника проведена его апробация с последующей корректировкой вопросов. Первый срез проведён в апреле 2019 года со студентами второго курса факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Выборка исследования составила 65 человек. Второй срез | проведён в апреле 2022 года. В нём принимали участие те же студенты, но уже завершающие обучение в вузе.

Полученные в ходе исследования данные мы сопоставили, о

л

проанализировали и представили в виде таблиц и рисунков. |

о в

8 л

в I

е еВ

3 Результаты (Results)

Определение направлений подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию младших школьников основано на полученных в ходе анализа психолого-педагогической литературы выводов:

- обозначены различные подходы к определению понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание»;

-в научных публикациях последних лет описаны риски в патриотическом воспитании обучающихся;

- недостаточное внимание уделено изучению способов нивелирования рисков в патриотическом воспитании;

- существенное количество исследований направлены на изучение проблемы подготовки будущих педагогов к формированию у обучающихся патриотического сознания.

В ходе исследования мы изучили сформированность патриотической позиции будущих педагогов. Она нашла отражение в представлениях студентов о России, проявлениях патриотизма

| и чувств к Родине. Изучив полученные данные, мы пришли к вы-

-"О

ор воду о том, что представления и отношение студентов к Родине у

а

с-о

сц ^

а

«о

о

« 3

студентов за три года обучения практически не изменились. Представим развёрнутую характеристику патриотической позиции студентов. Отметим одну из тенденций: только половина будущих учителей начальных классов хотели бы жить в России: 51,5 % Ьз (2019 год), 51,8 % (2022 год). Популярными для студентов странами стали Турция, Испания, Германия, Швейцария и Южная Ко-

рея. На стремление уехать за пределы Родины повлияла, на наш

взгляд, преобладающая в течение длительного времени пропаганда

оз

¡^ обеспеченной жизни в США, Европе и некоторых азиатских странах.

Защищать свою Родину в случае серьезной опасности были готовы в 2019 году — 33,8 % респондентов, а к 2022 году эта доля снизилась до 24,1 %, что, в свою очередь, также имеет своё объяснение. Во-первых, отсутствием в нашей стране до 2016 О

3

года системы патриотического воспитания, исключением из учеб- |

ников литературных текстов о патриотах и героях нашей страны. ®

л

В итоге осуществлённых реформ мы получили несколько поколе- § ний молодых людей, готовых жить только во благо себя, не умеющих ценить свою страну, не готовых (ни духовно, ни физически) к защите своей Родины. Во-вторых, с началом специальной военной операции 24 февраля 2022 года у большинства граждан нашей страны появился страх за себя и своё будущее. Стало оче-

л ж ж сг

Л

ж а

5 3 а §

I ж

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡0 5 О д

г О

0

Ж К

видным, что за словами «защищать свою Родину в случае опасно- V

К

сти» стоят реальные поступки, на которые готовы далеко не все. 5

1

д

а

г О

г О

л

Ж

5

а

Интересные данные получены в ответах на вопрос: «Кем Вы себя в большей степени ощущаете: гражданином России, жителем своего города, района, гражданином мира, жителем России? Полученные данные свидетельствуют о незначительном повышении гражданской идентичности студентов. Так, гражданином России себя ощущали в 2019 году 44,6 % студентов, а в 2022 году - 51,9 %. Подтверждением повышения уровня сформированное™ гражданской идентичности современной молодёжи могут послужить следующие данные. Оказавшись за грани- | цей, 9,2 % респондентов постарались бы, чтобы их не воспринимали как россиян в 2019 году. А к 2022 году данный про- | цент снизился до 1,9. Следовательно, среди будущих педагогов количество тех, кто стыдится своей принадлежности к России, жК значительно мало, что положительным образом будет отражаться

на воспитании юных патриотов.

Выражение патриотического отношения к стране отражено в известной всем фразе «отдать долг Родине», одно из значений которой — наличие у человека ценностей и смыслов, побуждающих его пойти на усилия и риски, возможно, смертельные. Защищать свою Родину будет способен только тот, кто осознаёт её роль и значение в своей жизни. Обратимся к рисунку 1, на котором представлено мнение студентов о своих обязанностях перед страной.

Я обязан своей стране

а ж s

о

а

с-о

и; Й5 а

«о

о «

3

С5

if •о «о

I

05 И5

60 50 40 30 20 10 о

41,5 ■

35,4

16,9 18,5 ■

■В_ 6,2 9,3

■ ■

Да

Скорее да 2019 год

Скорее нет 2022 год

Нет

Рисунок 1 — Выражение отношения будущих педагогов к обязанностям перед страной

Figure 1 — Expression of the attitude of future teachers to their duties to the country

Мы видим увеличение за три года числа студентов, которые однозначно отрицают свои обязанности перед страной. С другой стороны, произошла положительная динамика в признании респондентами роли своей страны в их жизни. Таким образом, в 2022

году 48,1 % студентов ответили, что скорее обязаны своей стране, а 18,5 % выразили в этом уверенность. В совокупности положительное отношение к обязанностям перед страной мы наблюдаем

у 66,6 % респондентов в 2022 году против 58,4 % в 2019 году. О

33

На вопрос: «Кто такой патриот?» ответят без сомнения и |

ж

взрослые, и дети. Самым распространённым мнением является ®

Л

следующее: птриот — это человек, который любит свою страну. жа Мы выяснили, в чём, по мнению будущих учителей начальных классов, может проявляться эта любовь. Вопрос анкеты носил открытый характер. Поэтому все полученные в ходе опроса ответы мы разделили на группы. Существенных отличий в ответах студентов при первичной и вторичной диагностике не выявлено. Та-

традиций и обычаев народа;

- в любви к родному языку, его сохранении;

- в гордости за свою страну, народ;

- в участии в мероприятиях города, страны, популяризации

3 а §

I ж

и

¡о

а О

д г О

0

№ к

и д

ким образом, любовь к Родине проявляется: у

и

- в знании истории страны, основ национальной культуры, 5

1 д

а г О

гО

в уважении к предкам, сохранении памятников культуры, л

к

традиций страны; 3

3

и О

3 и

4

I с

§

места, где родился; §

а и

- в поддержке политики государства (в том числе — не высказываться против); и|

- в преданности своей стране;

- в помощи стране в трудные минуты; |

- в готовности защищать страну (в том числе — пойти на

войну). жи

О

Дополним этот перечень еще несколькими ответами студентов, полученных в 2022 году:

- стремление изменить жизнь в стране в лучшую сторону;

- не очернять, принимать, защищать;

- с гордостью рассказывать о своей стране;

- желание жить там, где родился.

Одним из проявлений любви к Родине респондентами названо знание истории своей страны. Мы предложили будущим педагогам закончить предложение: «Человек должен знать историю своей страны, потому что ....». Отметим, прежде всего, типичные ответы, встречающиеся в двух срезах:

- это важно, потому что мы живём в этой стране;

- без знания прошлого нет будущего, нужно извлекать ошибки прошлого и учиться на них;

- это наша история, наше наследие, мы обязаны нашим предкам за мирное небо над головой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- человек должен знать свои корни (дерево не может жить

жиа без корней, а человек без знания истории).

ди

^ Мы видим осознанное понимание будущими учителями

а

с-о

начальных классов одного из аспектов патриотического воспитания детей. Обратим внимание на некоторые высказывания студентов в 2022 году: «События цикличны, и стоит быть готовым ко всему»; «Это база, на которой строится мировоззрение человека»;

05

а"

о

к

3

Ьз «Это расширяет кругозор, учит ценить традиции страны, вызы-

¡35

^ вает чувство гордости и ответственности».

•о

№ I

05

Патриотическая позиция педагогов проявляется не только в знаниях об истории страны, о традициях её народов, культуре, но ¡^ и в отношении ко всему, что связано с их Родиной, в переживании

вызывают победа нашей страны в Великой Отечественной войне, природные богатства России, её культурное наследие и история (рисунок 3).

Отдельно остановимся на выражении студентами патриотической позиции в своей жизни (рисунок 4).

л ж

а а р а №§

I ж

и

¡о а

о д г о

3 о

№ к и

различных чувств, в том числе чувства гордости за свою страну. В связи с этим представим результаты, полученные в ходе нашего исследования.

Респонденты не были ограничены выбором одного вари- о

р

анта ответа. Поэтому мы констатируем факт проявления боль- |

I ж

шинством студентов чувства гордости и волнения при прослуши- ® вании песен о Родине, что, несомненно, можно рассматривать в качестве положительного вектора в осуществлении патриотического воспитания. Мы видим незначительный долю будущих педагогов (13,8 % и 18,5 % соответственно), которые не восприимчивы к подобного рода песням. И мизерный процент тех, кто

чувствует раздражение: 3,1 % и 2,8 % (рисунок 2).

уд

Отметим, что наибольшую гордость у будущих педагогов у

а

I д

а г о г о № к а а р и о

3 и

4

I с

§

№ о с а и

3 а

ж и |

§а д

£

£ ко§ь

о* ж

и к о

о

С5

if •о «о

I

05 И5

Когда звучат песни о Родине, я ...

80 70 60 50 40 30 20 10 О

75,4

66,7

38,5 42,6

18,5

13,8

3,1 2,8

Ощущаю гордость за свою страну

Чувствую Равнодушен Чувствую волнение раздражение

2019 год I 2022 год

а ä s

--о о

а

с-о

и;

«О

О «

3

Рисунок 2 — Эмоционально-чувственный компонент патриотической позиции будущих педагогов Figure 2 — Emotional and sensual component of the patriotic position of future teachers

Рисунок 3 — Основания для проявления гордости за свою страну Figure 3 — Grounds for showing pride in your country

Рисунок 4 — Участие будущих педагогов в мероприятиях в честь Дня Победы Figure 4 — Participation of future teachers in events in honor of Victory Day

Мы можем констатировать единичные случаи невовлеченности будущих педагогов в мероприятия, посвящённые Дню Победы. Также мы наблюдаем снижение частоты посещения подобных мероприятий у респондентов, что, на наш взгляд, можно р

объяснить спецификой происходящих событий в 2020-2021 го- |

ж

дах. Ограничения, введённые из-за пандемии covid-19, оказали s

S

своё негативное влияние и на область патриотического воспита- g ния молодёжи.

4 Обсуждение (Discussion)

Результаты проведённого исследования являются основанием для осуществления подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания по двум направлениям:

д

1) активное формирование патриотической позиции студентов; 2) у

-Ж g

ж

№ д

а г о г о

№ «

ж

а

ж о

формирование у них умений нивелировать существующие риски в патриотическом воспитании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая первое направление, обратимся к существующим в нашей стране и за рубежом практикам патриотического воспитания в вузе. Мы поддерживаем позицию А. С. Нефёдовой, которая обозначила необходимость включения студентов Забайкальского государственного университета в патриотическую дея-

3

а §

ж ж

Sa ж

о д

г о

т о

в

ж

ж

№ О

в

тельность: военно-спортивные игры, спортивные соревнования и §

ж

ж

эстафеты, сборы, студенческие объединения (дружина по охране общественного правопорядка, спасательный отряд ЗабГУ, откры- | тая ассоциация волонтёрских студенческих отрядов «ГородОК» и др.); участие в вахте памяти, поисковой деятельности, спартакиаде, уроках мужества, посещение всевозможных выставок и т. д. Студентам предлагают элективные курсы: «Методика воспитатель- К ной работы», «Патриотическое воспитание молодёжи» и др. [3].

Учитывая опыт патриотического воспитания студентов Одинцовского гуманитарного университета, представленный в работах Т. В. Ярововой, считаем целесообразным проведение в педагогических вузах научно-практических конференций по проблемам патриотического воспитания, насыщение студенческой жизни системой разнообразных мероприятий, среди которых — традиционные праздники, ритуал исполнения гимна, вузовский фестиваль патриотической песни «России сможем послужить», конкурс литературных работ военно-патриотической тематики, встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, организация книжных и музейных выставок, посвященных памятным датам истории родного края и России, работа волонтерских и студенческих отрядов в школах, детских домах, творческие вечера, «круглые столы» (Яровова Т. В. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2 (38). С. 107-112).

| Развивая идею М. Н. Уразалиевой, которая представила

концепцию Кызылординского государственного университета

им. Коркыт Ата по проведению комплексной воспитательной ра-

^ боты со студентами, считаем приоритетным направлением воспи-а

«о

о «

3

а

-"О

о

а

с-о

тательной работы в педагогических вузах - формирование граж-данско-патриотического самосознания студентов. Это возможно ^ за счёт вовлечения студентов в активную деятельность, в том числе, в работу молодёжных организаций [4].

Интересен опыт в данном направлении таких стран, как

8 Л

«о

I

сц США и Китай. В США патриотическое воспитание молодёжи

сц

^ строится на основе пропаганды положительного и созидательного

образа «отцов-основателей», государственной символики, формирования уважительного отношения к американским вооружённым силам, вовлечения молодёжи в разнообразные клубы и движения, организации патриотических мероприятий через амери- о

§

р

канские студенческие братства и сестринства. В Китае воспитать Ж

ние патриотизма осуществляется на основе патриотической поли- ®

л

тики в рамках мероприятий компартии и формирования норма- а тивной среды патриотического воспитания. За счёт внимания к

р а §

Ж

государственным праздникам происходит укрепление китайской |

а

о

д

г о

3 о

§

кК

культуры и традиций. Обращение к историческим событиям способствует формированию исторической памяти и сознания. Проводятся исторические реконструкции, в университетах создаются

д

специальные предметы по выбору («Культура праздников», у

8 а

I

д

а

г о

г о

§

к а а р К о

«Фольклорная культура» и т. д.) [5].

Таким образом, в рамках первого направления подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания необходимо опираться на широко представленный в научной и методической литературе опыт формирования патриотической позиции студентов вузов.

Вторым направлением подготовки будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания является формирование у них умений нивелировать существующие риски в патриотическом воспитании. Мы рассмотрим следующие риски: |

- превращение патриотического воспитания в формальный процесс, который лишает его сущностных характеристик и ожи- 8 даемых результатов, связанных, прежде всего, с отношением молодых людей к патриотизму как к ценности и с патриотическими чувствами;

- принуждение к участию в патриотической деятельности, что ведёт к возникновению её неприятия у обучающихся;

- высокая насыщенность воспитательного процесса патриотическими идеями, что воспринимается как навязывание и формирует у подростков и молодёжи антипатриотический настрой;

- отсутствие патриотической позиции у педагогов зеркально отражается на мировоззрении школьников.

На наш взгляд, отсутствие патриотической позиции у педагогов влияет не только на мировоззрение обучающихся, но и создаёт предпосылки для появления и других вышеназванных рисков. Нивелировать данный риск представляется возможным за счёт вовлечения студентов педагогических специальностей в различные акции, праздники, фестивали и конкурсы патриотической направленности, соблюдая следующие условия:

- организация оптимального количества мероприятий по данному направлению в течение учебного года;

-участие студентов в данных мероприятиях на осознанной

| добровольной основе.

^ Осуществление воспитательной работы в педагогическом

^ вузе с первого курса позволит сформировать патриотическую по-

^ зицию студентов и на 3-4 курсах успешно решать задачи по под-§а

ко готовке будущих педагогов к реализации задач патриотического воспитания в школе с учётом существующих рисков. Для этого в Ьз процессе изучения психолого-педагогических дисциплин («Тех" нология и организация воспитательных практик (классное руко-

8

•о §

I

сц

водство)» «Педагогические технологии в начальной школе» и др.) необходимо пристальное внимание уделять следующим аспектам: ¡35 - специфике планирования работы по патриотическому

воспитанию в начальной школе;

- способам формирования у младших школьников ценностного отношения к Родине;

- конкретизации планируемых результатов при подготовке о

в

р

воспитательных дел патриотической направленности; ем

ен

- отбору содержания, соответствующего планируемым ре- ®

е

зультатам, возрастным особенностям детей и уровню их общей а воспитанности;

В результате проведённого исследования авторы констатируют наличие недостаточно сформированной патриотической позиции у будущих педагогов, что является, в свою очередь, одним

нашей страны, предложено осуществлять воспитательную работу по данному направлению с первого года обучения студентов. Сформированная патриотическая позиция будущих педагогов позволит успешно решать задачи патриотического воспитания в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

а §

л

- мотивации младших школьников к участию в патриоти- |

s

ческой деятельности; f

о

- современным формам патриотического воспитания в §

№ «

начальной школе. №

f

5 Заключение (Conclusion) ^

S

s № д а г о г о

№ «

из рисков в патриотическом воспитании школьников. Опираясь а

з

на существующий опыт патриотического воспитания в вузах §

s

Л

0

1

№ о

о s

S

а ни

школе с учётом существующих рисков, которые выявлены в ходе |

исследования.

6 Благодарности (Acknowledgments) g

Исследование выполнено при финансовой поддержке §

с

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический инс- |

§

титут им. М. Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Проблема №

патриотического воспитания младших школьников в условиях возрождения российской гражданской идентичности» договор № МК-032-21 от 27.07.2022. Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку исследования.

Библиографический список

1. Ёлкин С. М., Косова А. А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 14-16.

2. Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых : сборник научных статей. Тамбов : Издательский дом «Державинский». 2018. № 10. С. 149-160.

3. Нефёдова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2018. Том 13, № 5. С. 71-76.

4. Уразалиева М. Н. Специфика гражданско-патриотического воспитания студентов Казахстана // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 15-22. (Педагогика).

5. Федорченко Л. Политика патриотического воспитания студентов в а США и Китае // Обозреватель. 2019. № 5. С. 82-90.

I I. V. Verkhovykh1, N. P. Shityakova2, I. V. Zabrodina3

N

^ 1ORCID No. No. 0000-0003-4799-9985

§ Candidate of Pedagogic Sciences,

§ Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state

f

I 2ORdD No. 0000-0002-1015-5896 IS

Ve Docent, Doctor of Pedagogic Sciences,

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: verhovihiv@cspu.ru

Professor at the Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shityakovanp@cspu.ru

3ORCID No.0000-0003-0885-9461 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: zabrodinaiv@cspu.ru

MODERN DIRECTIONS OF TRAINING FUTURE

r

TEACHERS FOR PATRIOTIC EDUCATION OF |

YOUNGER SCHOOLCHILDREN

a

c

J

3' s

Abstract ^

3

Introduction. The article presents the authors' views on the problem of existing risks in patriotic education and ways of leveling them. The purpose of the article is to determine the directions of training future teachers to implement the tasks of patriotic education of younger schoolchildren.

Materials and methods. The study used the method of analyzing psychological and pedagogical literature (in The main research methods are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of patriotic education and the survey method, which allows determining the formation of a patriotic position among future teachers. The interpretation of the obtained research results was carried out by methods of ^ quantitative and qualitative analysis. c

Results. The article deals with the problem of training fu- ^ ture teachers to implement the tasks of patriotic education. Mi- g nor changes in the patriotic position of students over three years s

s

g

t u

e

a

c ^

a

t J

3

d

c

c

J 3

s

of study at the university have been identified, which are expressed in an increase in their level of formation of civic identity. The directions of training future teachers for patriotic education of younger schoolchildren, taking into account existing risks, are revealed.

Discussion. Active formation of the patriotic position of students should be carried out from the first year of study at the university by involving them in systematic, systematic educational activities based on freedom of choice. Psychological and pedagogical disciplines studied in 3-5 courses ("Technology and organization of educational practices (classroom management)", "Pedagogical technologies in primary school", etc.) can become a platform for the formation of future teachers' ability to level the existing risks in patriotic education.

Conclusion. The formation of patriotic consciousness in children and youth is a priority task of Russian education, the solution of which depends on the degree of readiness of teachers to implement patriotic education in school. One of the key competencies of teachers is the ability to level the risks accompany-or ing this process. The result of the study was the directions of training of future teachers described by us for the implementation of the tasks of patriotic education in primary school, taking

-o

a

Is into account the identified risks.

Keywords: Patriotism; Patriotic education; Value attitude to the Motherland; Preparation of students for patriotic education;

Risks in patriotic education; Patriotic position; Civic identity.

0

1 . .

In accordance with the normative legal documents of Russian Federation, patriotic education is a priority in education;

Highlights

The ability to see and mitigate risks in the process of patriotic education allows the teacher to fully achieve the planned results;

The lack of formation of the patriotic position of teachers is mirrored in the worldview of schoolchildren.

References

1. Elkin S.M. & Kosova A.A. (2017), O soderzhanii ponyatij «Pat-riotizm» i «Patrioticheskoe vospitanie» [About the content of the concepts of "Patriotism" and "Patriotic education"], Vestnik Novgorodskogo gosu- o

darstvennogo universiteta, № 1 (99). 14-16. (In Russian). n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i

2. Kuzmin A.V. & Trifonov Yu.N. (2018), Patriotizm i antipatriot- e

t

izm kak dialekticheskie protivopolozhnosti [Patriotism and anti-patriotism as o

s

dialectical opposites], Uchenye zapiski Tambovskogo regional'nogo otdele- f

niya Rossijskogo soyuza molodyh uchenyh, 10, 149-160. (In Russian). i

i

3. Nefedova A.S. (2018), Patrioticheskoe vospitanie studentov v gg sovremennom vuze [Patriotic education of students in a modern university], u

Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 13, 5. -

e

71-76. (In Russian). »

e

4. Urazalieva M.N. (2018), Specifika grazhdansko-patriotich- s

eskogo vospitaniya studentov Kazahstana [Specifics of civil and patriotic r

P

education of students of Kazakhstan], VestnikMoskovskogo gosudarstven- ^ nogo oblastnogo universiteta, 4. 15-22. (In Russian). ^

5. Fedorchenko L. (2019), Politika patrioticheskogo vospitaniya °

c

studentov v SSHA i Kitae [The policy of patriotic education of students in t

o' n

of o

u n

ge

a -

c

a

h o

o

the USA and China], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, 5, 82-90. (In Russian). o

Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 17.10.2022; принята к публикации 23.10.2022.

The article was submitted 14.10.2022; approved after reviewing i 17.10.2022; accepted for publication 23.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.