Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 15. С. 86-93. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 15. P. 86-93.
Научная статья УДК 378.1
doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -15-86-93
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ СТУДИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ТАНЦА
Екатерина Сергеевна Лоскутова
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия, [email protected].
Аннотация. Важнейшей педагогической проблемой профессионального образования является адаптация обучающихся, с одной стороны, к условиям образовательной деятельности в рамках университетского образования, с другой стороны, к контекстам профессиональных действий, формируемым в вузе и будущей профессиональной деятельности. Автором в статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятий «адаптация» и «адаптированность», устанавливается их взаимосвязь и взаимовлияние, значение в современной педагогической науке и практике. Адаптация студентов к образовательному процессу в университете рассматривается автором, как процесс, результатом которого автором понимается адаптированность личности обучающегося. Автором актуализируется особый образовательный потенциал дополнительного образования (общего и профессионального) для адаптации студентов в университетском образовательном пространстве. Даётся трактовка и определение воспитательного потенциала дополнительного университетского образования, рассматриваются методологические и общетеоретические основы рассмотрения его реализации в вузе, анализируется влияние на формирование социокультурной адаптированности студентов в образовательной практике. Интересным кажется рассмотрение автором воспитательного потенциала студий исторического танца в контексте проявления методологической актуализации идеи в рамках компетентностного, культурологического, аксиологического, акмеологического и т. п. подходов. Важнейшим выводом автора выделяется вариативность подходов и практических форм реализации в образовательной практике воспитательного воздействия на обучающихся в исторической ретроспективе (сословное, коллективистское, ведомственное, общественное и т. п.), детерминируя личностный, личностно- профессиональный или профессиональный багаж выделяемого комплекса. Сделан вывод о возможности использования средств студий исторического танца в формировании социокультурной адаптированности студентов университета.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, воспитательный потенциал, дополнительное образование, формы адаптации.
Для цитирования: Лоскутова Е. С. Воспитательный потенциал дополнительного образования в социально-культурной адаптации студентов университета средствами студий исторического танца // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 86-93. https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-15-86-93
Original article
EDUCATIONAL POTENTIAL OF ADDITIONAL EDUCATION IN SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF HISTORICAL DANCE STUDIO
Ekaterina S. Loskutova
Orel State University named after I. S. Turgenev", Orel, Russian Federation, [email protected]
© Лоскутова Е. С., 2023
Abstract: The most important pedagogical problem of vocational education is the adaptation of students, on the one hand, to the conditions of educational activities within the framework of university education, on the other hand, to the contexts of professional actions formed at the university and future professional activities. The author in the article discusses theoretical approaches to the definition of the concepts of "adaptation" and "adaptability", establishes their relationship and mutual influence, their significance in modern pedagogical science and practice. The adaptation of students to the educational process at the university is considered by the author as a process, the result of which the author understands the adaptability of the student's personality. The author actualizes the special educational potential of additional education (general and professional) for the adaptation of students in the university educational space. The interpretation and definition of the educational potential of additional university education is given, the methodological and general theoretical foundations for considering its implementation in a university are considered, and the influence on the formation of students' sociocultural adaptation in educational practice is analyzed. It seems interesting that the author considers the educational potential of historical dance studios in the context of the manifestation of the methodological actualization of the idea within the framework of competence, cultural, axiological, acmeological, etc. approaches. The most important conclusion of the author is the variability of approaches and practical forms of implementation in educational practice of educational impact on students in historical retrospect (class, collectivist, departmental, public, etc.), determining the personal, personal-professional or professional baggage of the allocated complex. The conclusion is made about the possibility of using the means of historical dance studios in the formation of socio-cultural adaptation of university students.
Keywords: adaptation, adaptability, educational potential, additional education, forms of adaptation.
For citation: Loskutova E. S. Educational potential of additional education in socio-cultural adaptation of university students by means of historical dance studio. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;15:86-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2023-15-86-93
Введение
Система высшего образования в настоящее время претерпевает значительные изменения, связанные с трансформацией жизни общества, ориентируясь на требования, предъявляемые к выпускникам вузов образовательными стандартами и работодателями на рынке труда.
Многие исследователи сферы высшего образования и образовательной практики констатируют рост числа студентов с низким уровнем учебной и профессиональной мотивации, личностным дисбалансом и проблемами в адаптации к обучению в вузе. Это актуализирует проблему разработки таких моделей воспитания студентов в процессе профессионального образования, которые способствовали бы обеспечению самоопределения личности, созданию условий для её самореализации и самоутверждения профессионала, развитию профессиональной мобильности и конкурентоспособности на основе готовности к продуктивной самостоятельной деятельности в меняющихся социально-экономических условиях [Щелина 2019: 53].
Основная часть
Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует вузы на повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, способных к новаторству и творчеству, владеющих организаторскими навыками и обладающих лидерскими качествами. Однако только в рамках аудиторной деятельности развить творческий потенциал личности студента достаточно сложно, поэтому одна из главных задач вуза заключается не только в выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО), но и в том, чтобы развить творческий потенциал будущего специалиста. Как отмечает Н. А. Жернокова, творчество представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, т. к. именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Таким образом, творчество становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности [Жернокова
2010: 3]. Однако способность к творчеству, желание творить могут быть сформированы лишь у индивида, адаптированного к новым для него условиям, в которые он неизбежно попадает, поступая в вуз.
Адаптация студентов представляет собой процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в вузе, процесс содержательного и творческого приспособления индивида к особенностям избранной профессии и специальности в образовательном процессе [Карпов 2003: 15]. Существует несколько подходов к рассмотрению а к студенчеству: как к непрерывному процессу и результату приспособления индивида к меняющимся социальным условиям (А. Л. Свенцицкий, А. Л. Робалде и др.), как к процессу развития индивида в результате преодоления кризисных периодов, возникающих в ходе профессионального совершенствования личности (Э. Ф. Зеер, Ю. П. Поваренков и др.), акцентируясь на особенностях развития личности студента, а не просто его приспособлении к новым условиям. А. Л. Мацкевич, изучая процесс профессиональной адаптации студентов, выделила две основные составляющие этого процесса - конформную (стремление соответствовать нормам, правилам и требованиям конкретной профессиональной среды, выполнять определяемые этой средой обязанности и достигать согласия с отдельными представителями этой среды) и творческую (стремление к самовыражению и самореализации как личности) [Лахтин 2014: 1415]. И если конформная составляющая присуща учебной деятельности, то творческая в полной мере реализуется средствами дополнительного образования, прежде всего, культурного, в рамках воспитательной работы вуза.
Таким образом, важным аспектом формирования личности будущего специалиста становится воспитательный процесс, субъектом и объектом которого он является. Содержанием воспитательного процесса являются внутренние процессы развития и формирования личности по линиям социально-культурной адаптации, социализации и самореализации в процессе освоения социального опыта. Поэтому особую значимость приобретает работа, направленная на повышение готовности студента к постоянному выбору разных форм социально-культурной активности с их последующей трансформацией и развитием, создание системы представления об окружающем социокультурном пространстве, о своём месте и содержании деятельности в этом пространстве [Кузина 2019: 76]. Воспитывающий характер среды вуза определяется наличием возможностей для саморазвития студентов - будущих профессионалов, формирования и развития таких важных профессиональных качеств как критическое мышление, умение брать ответственность и творчески подходить к решению разного рода задач, умения коммуницировать с разными субъектами образовательного процесса и т. п. [Глубокова 2019: 15].
Под потенциалом воспитательной деятельности образовательной организации современными учёными понимается совокупность ее ресурсов, позволяющих эффективно реализовывать функции в области воспитания [Панфилова 2008: 72].
Рассматривая методологические подходы к понятию педагогического потенциала, исследователи выделяют онтологический, деятельностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический, акмеологический подходы. В частности, И. Э. Ярмакеев подчеркивает, что в «рамках акмеологии и андрагогики потенциальность рассматривается как присущее каждой личности свойство, выступающее необходимым условием ее жизнетворчества» [Ярмакеев 2010: 165]. В своём исследовании М. И. Болотова отмечает, что интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппозиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга - условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (семьеориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления [Болотова 2009: 96].
При этом Е. В. Пчельникова подходит к изучению данного вопроса с позиции сочетания системного, деятельностного, личностно-ориентированного и средового подхода, где системный подход предполагает рассмотрение социальных и образовательных феноменов посредством выделения структурных компонентов и функционально иерархических связей, системообразующего фактора, деятельностный подход, рассматривает деятельность одним из основных факторов становления и развития человека; личностно-ориентированный подход направлен на создание условий, помогающих воспитаннику в осознании себя ответственным субъектом собственного развития, в самоопределении и самореализации, а средовый - как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата [Пчельникова 2011: 5].
Такое разнообразие подходов к изучению воспитательного потенциала позволяет сформулировать вывод о его системной сути и рассматривать его как интеграцию отдельных компонентов, каждый из которых оказывает влияние на развитие личности объекта воспитания. Для оценки функционирования этой системы в образовательной организации разработан ряд критериев.
Во введенном показателе деятельности образовательных организаций «Воспитательная деятельность образовательного учреждения» выделены показатели, которые характеризуют потенциал воспитательного процесса (информационное обеспечение организации внеучебной работы в образовательном учреждении; система управления воспитательной деятельностью; наличие студенческих общественных организаций; наличие материально-технической базы для проведения внеучебной работы; финансовое обеспечение воспитательной работы; психолого-консультационная работа; специальная профилактическая работа; внутренняя система оценки состояния воспитательной работы; система поощрения студентов) [Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938]. Эти показатели позволяют дать количественную и качественную оценку воспитательной деятельности вузов, оценить их влияние на студенческое сообщество. Однако список критериев оценки эффективности проводимой воспитательной работы может быть расширен и дополнен в рамках отдельно взятой образовательной организации.
Именно поэтому значимую роль в формировании компетенций конкурентоспособного специалиста играет система дополнительного образования университета, направленная на всестороннее развитие личности студента. Под дополнительным образованием понимается «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования» [ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ].
В нормативно-правовых документах, наряду с термином «дополнительное образование», часто используется термин «внеучебная деятельность». Её компонентами могут быть научные, творческие, спортивные, общественные молодёжные объединения, функционирующие на базе вуза, а также комплекс традиционных мероприятий каждого отдельно взятого учебного заведения, которые организуются этими объединениями.
В истории образования в России термин «дополнительное образование» стал применяться с начала XX в. в контексте внешкольной воспитательной работы. Однако, применительно к системе высшего и среднего профессионального образования данное направление педагогической деятельности следует рассматривать, начиная с XVIII в., когда в Российской империи открываются первые высшие и профессиональные учебные заведения. В их программу, в частности, входили хореография, музыка, изобразительное и театральное искусство, необходимые (по мнению педагогов того времени) для формирования гармонично развитой личности. В XVIII - начале XX вв. данные предметы входили в число обязательных, наряду с профессиональными дисциплинами, что было обусловлено тем, что умение танцевать и изящно изъясняться было необходимым условием построения будущей карьеры.
В советской системе высшего образования внимание акцентированно уделялось политическому и гражданско-патриотическому просвещению молодёжи, а творческая самореализация была выведена за рамки образовательного процесса и передана в ведомство учреждений культуры - культурно-просветительских организаций (Дома и Дворцы культуры, а также самодеятельные коллективы). Значительная часть работы по организации досуговой деятельности была передана общественным организациям. Важность воспитательной и просветительской работы с молодёжью подчёркивалась на партийных форумах, а её методическая и научно-идеологическая основа разрабатывалась ведущими отечественными педагогами (А. С. Макаренко С. Т. Шацким, В. Н. Сорока-Росинским, К. Н. Вентцелем, С. И. Гессеном и др.). Необходимо отметить, что важность эстетического, духовно-нравственного образования и самообразования подчёркивали в своих трудах многие великие педагоги и мыслители прошлого [Лоскутова 2022: 450-452].
Современные учёные поддерживают и развивают идеи своих предшественников, подчёркивая важность дополнительного образования в творческой самореализации личности будущего специалиста. Так, М. И. Алдошина отмечает связь категории «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, её образованности и воспитанности и рассматривает её как базовую характеристику культурно-ориентированного образования в университете [Алдошина 2015: 25].
Несмотря на огромное количество определений термина «культура», сложившихся в различных направлениях гуманитарных наук, большинство учёных рассматривают культуру как специфическое социальное пространство, которое транслирует общечеловеческие ценности, культурно-историческое наследие, многовековой опыт и накопленные человечеством знания, а также социальные запреты и нормы поведения, определяющими траекторию развития человека [Кривых 2019: 21]. Г. Е. Зборовский отмечает, что «получение образования - есть не что иное, как процесс пробуждения, формирования и реализации потребностей в создании, потреблении и распространении ценностей культуры» [Зборовский 2013: 88-89].
Наиболее остро встаёт вопрос о важности формирования общекультурных компетенций в современных цивилизационных условиях, названных В. И. Слободчиковым «омашиниванием, расчеловечиванием человека» [Слободчиков 2016: 84-95], во многом связанных не только с вынужденной необходимостью дистанционного и онлайн-образования в пандемию 2020-2021 гг., но и цифровой глобализацией общества в целом. Именно поэтому М. И. Алдошина подчёркивает важность формирующегося в педагогическом сообществе устойчивого понимания необходимости функционирования воспитательного пространства университета, организованной воспитательной деятельности с учётом возрастных особенностей и существующей социокультурной ситуации в мире и регионе [Алдошина 2019: 251].
Современные образовательные организации реализуют программы по дополнительному культурному образованию и просвещению молодёжи, успешно сочетая классические направления (народная, классическая и историко-бытовая хореография, академический и народный вокал, театральное искусство, игру на музыкальных инструментах и др.) с новыми направлениями и формами работы (эстрадным вокалом, направлениями рэп, хип-хоп и street-хореографии, contemporary, театром мод, электронной музыки и диджеинга и др.), полностью отвечая запросам молодёжного сообщества [Лоскутова 2022: 452].
Занятия студентов в творческих коллективах, входящих в систему дополнительного образования, аккумулируют в себе огромный воспитательный потенциал, включающий в себя развитие личности студента на разных ступенях его личностного роста и саморазвития в образовательном процессе университета.
Заключение
Таким образом, профессиональное образование обладает воспитательным потенциалом, раскрытие которого в современных условиях предполагает создание воспитывающей среды в вузе, имеющей системный характер и оказывающей всестороннее влияние на формирование личности будущего специалиста.
Нахождение в кругу единомышленников, самосовершенствование в избранном жанре искусства, постоянный анализ и самоанализ своей творческой деятельности являются факторами формирования успешной адаптированности студента, как личности и будущего профессионала.
Список литературы
1. Алдошина М. И. Компетентность и профессиональная культура в университетском образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 4 (59). С. 20-25.
2. Алдошина М. И. Ценности и смыслы воспитания будущих педагогов в современном университете // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде : сборник научных статей с Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. 684 с.
3. Болотова М. И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3-3. С. 94-96.
4. Глубокова С. Н., Писарева С. А. Воспитательный потенциал университетского образования педагога // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде : сборник научных статей с Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. 684 с.
5. Жернокова Н. А. Развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 23 с.
6. Зборовский Г. Е. Знание и образование в социологии: теория и реальность. Екатеринбург : Изд-во «Гуманитарный университет», 2013. 284 с.
7. Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации : монография. Ярославль : Институт «Открытое общество», РПО, 2003. 161 с.
8. Кривых С. В. Воспитательные технологии социализации обучающихся // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде : сборник научных статей с Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. 684 с.
9. Кузина Н. Н. Теоретические аспекты воспитательной работы в среднем профессиональном образовании // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде : сборник научных статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. 684 с.
10. Лахтин А. Ю. Теоретические основы проблемы адаптации студентов к обучению в вузе средствами физической культуры : монография. Бийск : Изд-во «Алтайский государственный технический университет», 2014. 82 с.
11. Лоскутова Е. С. Дополнительное образование в вузе: история, современность, перспективы развития // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы : Материалы международной научно-практической конференции, Орел, 25 февраля 2022 года / Редколлегия: Т. М. Бакурова [и др.]. Орел : Изд-во «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», 2022. С. 449-454.
12. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: с изменениями от 02.07.2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 12.03.2023).
13. Панфилова Н. В., Горохова Е. С. Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки // Сервис plus. 2008. № 4. С. 72-77.
14. Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N1938 (ред. от 25.04.2008) «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7092) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-ot-30092005-n-1938-ob/ (дата обращения: 12.03.2023).
15. Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011. 22 с.
16. Слободчиков В. И. В поиске оснований христианской психологии. Часть первая // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 84-95
17. Щелина Т. Т. Тенденции и проблемы воспитания в высшем образовании // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде : сборник научных статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Кривых, А. Д. Абашина. СПб. : Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», 2019. 684 с.
18. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 164-169.
References
1. Aldoshina M. I. Kompetentnost' i professional'naya kul'tura v universitetskom obrazovanii [Competence and professional culture in university education]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical journal of Bashkortostan]. 2015, no. 4 (59), pp. 20-25. (In Russ.).
2. Aldoshina M. I. Tsennosti i smysly vospitaniya budushchikh pedagogov v sovremennom universitete [Values and meanings of education of future teachers in a modern university]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. Saint Petersburg, Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena publ., 2019. 684 p. (In Russ.).
3. Bolotova M. I. Integratsiya vospitatel'nykh potentsialov sem'i i uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [Integration of the educational potential of the family and institutions of additional education for children]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State University for the Humanities]. 2009, no. 3-3, pp. 94-96. (In Russ.).
4. Glubokova S. N., Pisareva S. A. Vospitatel'nyi potentsial universitetskogo obrazovaniya pedagoga [Educational potential of university teacher education]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. Saint Petersburg, Izd-vo «Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena» publ., 2019, 684 p. (In Russ.).
5. Zhernokova N. A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov v molodezhnykh obshchestvennykh ob"edineniyakh vuza [Development of the creative potential of students in youth public associations of the university]. PhD dissertation abstract. Chelyabinsk, 2010, 23 p. (In Russ.).
6. Zborovskii G. E. Znanie i obrazovanie v sotsiologii: teoriya i real'nost' [Knowledge and Education in Sociology: Theory and Reality]. Ekaterinburg, Izd-vo «Gumanitarnyi universitet» publ., 2013, 284 p. (In Russ.).
7. Karpov A. V., Orel V. E., Ternopol V. Ya. Psikhologiya professional'noi adaptatsii [Psychology of professional adaptation]. Yaroslavl', Institut «Otkrytoe obshchestvo» publ., RPO publ., 2003, 161 p. (In Russ.).
8. Krivykh S. V. Vospitatel'nye tekhnologii sotsializatsii obuchayushchikhsya [Educational technologies of socialization of students]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. Saint Petersburg,: Izd-vo «Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena» publ., 2019, 684 p. (In Russ.).
9. Kuzina N. N. Teoreticheskie aspekty vospitatel'noi raboty v srednem professional'nom obrazovanii [Theoretical aspects of educational work in secondary vocational education]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. Saint Petersburg, Izd-vo «Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena» publ., 2019, 684 p. (In Russ.).
10. Lakhtin A. Yu. Teoreticheskie osnovy problemy adaptatsii studentov k obucheniyu v vuze sredstvami fizicheskoi kul'tury [Theoretical foundations of the problem of adaptation of students to study at the university by means of physical culture]. Biisk, Izd-vo «Altaiskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet» publ., 2014, 82 p. (In Russ.).
11. Loskutova E. S. Dopolnitel'noe obrazovanie v vuze: istoriya, sovremennost', perspektivy razvitiya [Additional education at the university: history, modernity, development prospects]. Sovremennoe obshchee obrazovanie: problemy, innovatsii, perspektivy [Modern general education: problems, innovations, prospects]. Orel, Izd-vo «Orlovskii gosudarstvennyi universitet imeni I. S. Turgeneva» publ., 2022, pp. 449454. (In Russ.).
12. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [About education in the Russian Federation]. Federal'nyi zakon [the federal law]. December 29, 2012 No. 273-FZ, July 2, 2021ot 29.12.2012 g, no. 273-FZ. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
13. Panfilova N. V., Gorokhova E. S. Potentsial vospitatel'nogo protsessa obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: metodika otsenki [The potential of the educational process of an educational institution: assessment methodology]. Servisplus [Service Plus]. 2008, no. 4, pp. 72-77. (In Russ.).
14. Prikaz Rosobrnadzora ot 30.09.2005 N1938 (red. ot 25.04.2008) «Ob utverzhdenii pokazatelei deyatel'nosti i kriteriev gosudarstvennoi akkreditatsii vysshikh uchebnykh zavedenii» [Order of Rosobrnadzor dated September 30, 2005 N1938 (as amended on April 25, 2008) "On approval of performance indicators and criteria for state accreditation of higher educational institutions"]. (In Russ.). Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-ot-30092005-n-1938-ob/ (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
15. Pchel'nikova E. V. Razvitie i realizatsiya vospitatel'nogo potentsiala obshcheobrazovatel'noi shkoly v usloviyakh malogo goroda [Development and implementation of the educational potential of a general education school in a small town]. PhD dissertation abstract. Kursk, 2011, 22 p. (In Russ.).
16. Slobodchikov V. I. V poiske osnovanii khristianskoi psikhologii. Chast' pervaya [In Search of the Foundations of Christian Psychology]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University]. Part 1, 2016, no. 1 (105), pp. 84-95 (In Russ.).
17. Shchelina T. T. Tendentsii i problemy vospitaniya v vysshem obrazovanii [Trends and problems of upbringing in higher education]. Vospitanie i sotsializatsiya v sovremennoi sotsiokul'turnoi srede [Education and socialization in the modern socio-cultural environment]. Saint Petersburg,: Izd-vo «Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A. I. Gertsena» publ., 2019, 684 p. (In Russ.).
18. Yarmakeev I. E. Vospitatel'nyi potentsial obrazovatel'nogo protsessa v vuze: sistemno-metodologicheskii analiz [Educational potential of the educational process at the university: system and methodological analysis]. Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University]. 2010, no. 19, pp. 164-169. (In Russ.).
Информация об авторе Е. С. Лоскутова — аспирант, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева.
Information about the author E. S. Loskutova — Graduate Student, Department of Technologies of Psychological, Pedagogical and Special Education, O^l State University named after I. S. Turgenev".
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 30.04.2023; принята к публикации 20.06.2023.
The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 30.04.2023; accepted for publication 20.06.2023.