УДК 373.2
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ
© 201здмубуттаева П.М., Раджабов И.М.*
Институт финансов и права ^Дагестанский государственный педагогический университет
В статье освещены основные направления использования воспитательного потенциала архитектурных памятников в учебном процессе. Расписанасистемазанятийприобщенияшкольниковкпамятникамархитектуры.
The authors of the article throw some light upon the main directions of using the educational potential of architectural monuments in the educational process. The describe the practice of familiarizing the scholchildren to the monuments of architecture.
Ключевые слова: воспитание, культура, памятники архитектуры, нравственность.
Keywords: education, culture, monuments of architecture, morality.
Формирование гражданской позиции обеспечивается создавая, моделируя среду, в которой постоянно находится субъект воспитательного воздействия, где обеспечивается усвоение всей системы жизненно необходимых ценностей этноса, общества в целом. Использование архитектурных
памятников способствует развитию творческого мышления подростка, формированию ценностных ориентаций, служащих основой активной жизненной позиции будущего гражданина России. При этом ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, что позволит ученику полнее представить архитектурное сооружение [1].
Учитель систематизирует
разрозненные знания школьника об архитектуре, организовывает работу по приобретению чувственного опыта, системно и последовательно планирует процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии будет реализована[2].
Воспитательный потенциал
памятников архитектуры в учебном процессе реализуется выбирая темы
занятий по изучению памятников архитектуры на уроках изобразительного искусства, где необходимо, на наш взгляд, решать задачи:
- осознания своих национальных памятников архитектуры, восприятия духовно-нравственных ценностей своего и других народов;
- формирования понятия и представления о памятниках архитектуры и окружающих их предметах быта;
- привития учащимся интереса к памятникам архитектуры, к истории края, традициям, обычаям, культурным ценностям народа;
- формирования осознанных представлений школьников о памятниках архитектуры, являющихся свидетелями прошлой эпохи;
- показа разнообразия, связи межконфессиональных культур на примере памятников архитектуры Дагестана.
Исходя из вышесказанного, у школьников в процессе приобщения к памятникам архитектуры формируются интерес и уважение к художественному культурному наследию предков. При этом эффективному восприятию школьниками материала способствуют не только занятия в классе, но и посещение
музеев, показ памятников архитектуры, проведение уроков-бесед, уроков творчества, посвященных
рассматриваемой проблеме, развитие практических навыков школьников (наброски с натуры, зарисовки).
Многочисленные памятники
архитектуры Дагестана содержат в себе достаточный культурный и
воспитательный потенциал, который, однако, как нам представляется, востребован недостаточно. Анализ практики дагестанских
общеобразовательных школ позволяет выделить три направления,
способствующие реализации
воспитательного потенциала памятников архитектуры, среди которых:
• первое направление - учебные занятия, подготовка педагога к которым предполагает: поиск литературы; обработку полученной информации в аспекте адаптации к возрасту школьников и теме; составление конспекта беседы; подбор наглядности, отвечающей эстетическим требованиям; планирование видов деятельности во время беседы в соответствии с особенностями школьников.
Широкое применение наглядных пособий, мультимедийные средства на уроках изобразительного искусства способствуют формированию
устойчивого интереса, оптимизации учебного процесса: проекторы, кинопроекторы, компьютеры и т. д. позволяют не только увидеть, но и детально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца об авторе и его произведениях, а существующее множество
видеопродукции, модели, таблицы, репродукции поведают школьникам о том, что исстари люди создавали архитектурные творения в память отдельных лиц и исторических событий (храмы, мечети, минареты, мавзолеи, памятники, соборы, обелиски). При этом школьникам важно понять, что в каждую эпоху складывался свой определенный архитектурный, художественный стиль, а в каждой стране уровень развития производительных сил определял, в
конечном счете, и специфические черты архитектуры.
При восприятии искусства
архитектуры важно наличие
собственного отношения к образу, которое плохо развито у школьника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы
объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству, поскольку любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры общества.
Изучение памятников архитектуры Дербента целесообразно ориентировать на раскрытие стиля как обобщенного представления о данной архитектуре, вбирающей в себя функциональную, конструктивную и эстетическую стороны архитектуры. Уместно рассказать школьникам об архитектуре ислама, поскольку древний Дербент представляет собой типичный восточный город с мусульманским колоритом, где критерий полезности стал одним из основополагающих принципов
мусульманской культуры и науки.
Показ слайдов архитектурных памятников будет для школьников хорошим подспорьем, поскольку сознание современной молодежи подготовлено для быстрого восприятия художественного образа, предметов окружающего мира, но оно нуждается в расширении архитектурной
информативности и запоминаемости. Полезным в данном случае будет разъяснение учащимся таких
архитектурных понятий, как башня, портик, фронтон, купол, капитель, памятник, мемориал, галерея, витраж, мозаика, фреска, мавзолей, минарет, медресе, мечеть, саркофаг, ступенчатый храм, рельеф, барельеф и т. д.
Портик
Беседу со школьниками учителю желательно вести в дискуссионной форме, где необходимо обозначить вопросы: каково природное окружение их дома и в школе; как они воспринимают искусство
архитектурных творений; какие конкретно произведения культовых и мемориальных сооружений знакомы им; какое настроение у них вызывает архитектурное искусство и т. д.
В ходе беседы важно рассказать о характере многонационального
дагестанского народа, обычаях и традициях, памятниках архитектуры, их воспитательном потенциале.
Содержательная, интересная, умело построенная и живо проведенная беседа о памятниках архитектуры способствует приобщению учащихся, молодежи к национальной художественной культуре;
• второе направление - экскурсии на архитектурную тематику,
направленные на решение задач: формирования представления об архитектуре родного села (города); ознакомление с историей сооружения, судьбой его хозяев; определение культурной и исторической ценности, выявление художественной
выразительности сооружения на фоне современного села.
Поскольку в селе немного сооружений, имеющих статус
архитектурных памятников, то для учащихся, чтобы они испытывали гордость за свой родной край, важно подготовить и провести экскурсию, руководствуясь следующими правилами: во время экскурсии учащиеся должны усваивать не более трех архитектурных сооружений; экскурсия должна быть тщательно продумана и подготовлена (маршрут, вопросы, рассказ учителя). Планировать экскурсии лучше последними уроками или во внеурочное время; желательно использовать практическую деятельность по окончании экскурсии в архитектурное сооружение.
Поскольку экскурсия представляет собой коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т. д., важно обеспечить ей комплексный характер путем проведения специальных, подготовительных и итоговых занятий. При проведении таких занятий нужно иметь в виду, что главное правило при работе со школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные
стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральное место должно занять эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство ее активизации [3].
Во время проведения экскурсий наглядно предстают величественные архитектурные творения, культовые и мемориальные памятники, которые производят неизгладимое впечатление, что дает школьникам возможность приобщиться к значительному пласту культуры и истории, почувствовать себя участниками далеких событий. При этом надо иметь в виду, что школьники могут быть недостаточно подготовлены для восприятия и освоения представленных памятников архитектуры.
С этих позиций желательно, чтобы экскурсии проводились после изучения запланированных тем, в том числе посвященных смежным видам искусства, поскольку архитектурное искусство дополняется искусством скульптуры, живописи, витража, малой пластики и т. д. В процессе непосредственного приобщения к памятникам архитектуры у учащихся существенно возрастает эмоциональное воздействие
художественных средств архитектуры, что естественным образом активизирует эстетическое восприятие учащихся, повышает интерес к национальному художественному наследию.
Через проведение коллективных экскурсий, клубных занятий,
демонстрацию и обсуждение
искусствоведческих фильмов школьник узнает о многообразии архитектурных памятников, знакомится с различными архитектурными стилями, видит гармоничное сочетание архитектурных построек с природой.
Итоги экскурсий лучше всего закрепляются в беседе или в домашнем задании. Активность учащихся на занятиях обеспечивается
продуманностью форм работы, использованием различной литературы по смежным видам искусства;
• третье направление
предполагает закрепление и углубление умений и навыков практического рисования через выполнение
школьниками элементов, мотивов, композиции отдельных архитектурных предметов и деталей, для чего целесообразным будет организация совместных выходов с учащимися в город, село для исполнения натурных набросков, зарисовок. Сами памятники архитектуры и детали архитектурных сооружений с тактичной помощью учителя подскажут им темы и сюжеты для интересных оригинальных декоративных композиций.
Внимательно наблюдая в
архитектурных памятниках ритм, грацию и пропорции, школьники осознанно учатся свойственной им гармонии, богатству сочетаний форм и цветов, а также переносить эти свойства и красоту в практическую работу. При этом полезны различные виды художественно-творческой деятельности: лепка, аппликация, конструирование или моделирование архитектурных объектов, наиболее понравившихся учащимся во время экскурсии.
Практические задания учащихся должны предусматривать, прежде всего, создание художественного образа культовых и мемориальных памятников в технике рисования, аппликации, конструирование с применением различных материалов (бумага, картон, краски и т. д.). При этом учитель показывает приемы работы в различной технике, демонстрирует возможности рационального использования бумаги, картона, обращая особое внимание учащихся и на то, что древние здания, объекты изображения неотделимы от среды современного города.
Основные методические направления и система занятий приобщения школьников к памятникам архитектуры предполагают, прежде всего, проведение предварительной беседы, экскурсии, заключительной беседы и организацию художественно-творческой деятельности учащихся на уроках эстетического цикла. Одним из путей решения является ознакомление детей с архитектурой
родного села, города, в процессе освоения которого каждый школьник может проявить инициативу, реализовать свое воображение.
Таким образом, следует помнить, что успешное усвоение задач воспитания школьников средствами памятников архитектуры зависит от
систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками доступными конкретному возрасту. И на этой основе раскрыть богатство, разнообразие окружающего мира, воспитывать в них душевную красоту, развивать нравственно-эстетические, гражданские качества.
Примечания
1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. 2. Основы эстетического воспитания / под ред. Н. А. Кушаева. М., 1986. 3. Система эстетического воспитания школьников / под ред. С. А. Герасимова. М., 1983. 4. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / под ред. Б. Т. Лихачева. М. : Педагогика, 1980. 242 с.
Статья поступила в редакцию 28.03.2013 г.