УДК 373.1.02
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДЕРБЕНТА
© 2012 Курбанадамова Г.А.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
На примере изучения образцов архитектурных памятников г. Дербента показана архитектура как фактор и ориентир в эстетическом воспитании школьников.
On the example of studying the architectural monuments in the city of Derbent the author of the article shows the architecture as a factor and a landmark in the schoolchildren’s aesthetic education.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, архитектурные памятники, культурное наследие, Дербент, воспитание школьников.
Keywords: aesthetic education, architectural monuments, cultural heritage, Derbent, schoolchildren’s education.
Одной из важнейших задач на современном этапе выступает
формирование эстетической потребности личности, которая определяется как потребность личности в красоте и деятельности, при этом особое внимание нужно обращать на два компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Приведенные характеристики могут служить
критериями эстетической воспитанности личности, значение которой в становлении субъекта огромно.
Эстетическое воспитание на образцах архитектурных памятников в силу своих специфических особенностей и
возможностей, на наш взгляд, способствует изучению и освоению подрастающим поколением культурного наследия, выступая при этом важным фактором и своеобразным ориентиром в эстетическом воспитании школьников.
Как правильно подмечено, «широко известны дагестанские ковры, балхарская керамика, кубачинские ювелирные изделия. Популярны народная поэзия и
танцы гор. Однако гораздо меньше известна архитектура Дагестана, которая долгое время просто не привлекала к себе внимания» [6].
Ценность архитектурных памятников в эстетическом воспитании еще и в том, что они несут важную информацию о культуре, быте, традициях и нравах народа. Как справедливо подмечено, «архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» [3]. Памятники архитектуры нередко дополняются скульптурными изображениями,
живописью, мозаикой, фресками, что отражает идейно-эстетические взгляды общества и оказывает благотворное влияние на формирование
художественного вкуса, взглядов, развитие художественной культуры и эстетическое воспитание школьников. Архитектурные памятники г. Дербента являются прекрасным образцом для подобной работы, среди которых, наряду с ханским дворцом (XVIII в.), джума-мечетью (VIII в.), величественной крепостной стеной Даг-бары (VI в.), фонтанами, монументальными воротами, - албанский христианский и армянский храмы (1860 г.), ханская баня (XVII в.),
мавзолей дербентских ханов (XVII в.) и др. На основе их изучения была разработана система эстетического воспитания школьников. Приобщение школьников к архитектурным
памятникам осуществлялось в
определенной методической
последовательности. Так, рассказывая школьникам о различных архитектурных строениях, их функциональном назначении, определяющем внутреннее строение и внешнюю форму постройки, мы старались сформировать
представление о красоте архитектурных сооружений, вызывая эмоциональный отклик, интерес у школьников.
Наши беседы с учащимися показали, что у них в основном отсутствуют представления о профессии архитектора, процессе создания сооружений. В связи с этим проводились просветительские беседы о том, с чего начинается создание любого архитектурного сооружения. При этом составлялся словарь терминов, куда школьники записывали новые слова (купол, фронтон, капитель, храм, цитадель, мавзолей, мечеть, минарет, план, чертеж, схема, эскиз и т.д.) и их значения. Перед восприятием
архитектурного сооружения школьники знакомились с ним посредством прочтения какого-либо материала или прослушивания рассказа учителя о нем. Последовательное ознакомление с архитектурным памятником и его изучение подкреплялось демонстрацией соответствующих наглядных пособий, слайдов, фильмов. При изучении архитектурных памятников Дербента подчеркивался вклад их создателей в развитие культуры и архитектуры народов Востока, в частности исламской архитектуры.
Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Хорошим практическим занятием может послужить посещение Дербентского музея-заповедника. Перед экскурсией следует провести
специальные подготовительные занятия, а после - итоговые, чтобы закрепить увиденное и услышанное.
Вместе с тем нельзя сводить работу по восприятию искусства к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию архитектурных сооружений имеют «косвенные» методы: выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений,
соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым
произведениям искусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин, фотографий,
кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов. Также необходимо поощрять и устные высказывания детей с целью активизации в речи специальных слов из области различных видов искусства (размер, цвет, пропорции, расположение и пр.), но при этом работа со словом должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.
Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства огромна. Учитель, выступающий посредником между ребенком и миром искусства, должен так организовать процесс познания искусства, чтобы
способствовать естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующих данной ступени его развития. Для этого необходимо осуществление
педагогического планирования, которое представляет собой «процесс разработки организационного чертежа,
формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью» [2]. При планировании предусматривается следующее:
1) оценка педагогической обстановки
с точки зрения основной цели эстетического воспитания: воспитать
гуманную, всесторонне развитую
личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях;
2) прогноз деятельности на основе формулирования целей, что позволяет видеть ход и результаты труда.
Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства;
3) расчет работы во времени и пространстве;
4) учет индивидуальных
возможностей школьников, степень их подготовленности.
Конечно же, учитель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства детьми сделать непосредственным и самостоятельным. Определенные
педагогические задачи, стоящие перед учителем, будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. По мнению Б. Т. Лихачева, «сохранение естественности постижения искусства -необходимое условие художественного воспитания. И не только
художественного, но и всякого воспитания - идейного,
интеллектуального, нравственного и трудового» [4]. «Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в определенную сторону» [5]. Если же учитель «принуждает» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение творческого процесса восприятия искусства.
Таким образом, учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с искусством архитектуры: образовательную,
развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству.
Следует отметить, что многие аспекты изучения архитектурных памятников в школе рассмотрены не достаточно полно. В ходе опроса, проведенного нами в школах гг. Махачкалы и Дербента (мы просили назвать три архитектурных памятника, известных школьникам),
были получены неутешительные результаты, которые свидетельствуют о том, что знание архитектурных памятников своего региона оставляет желать лучшего. Школьники лучше знают Московский Кремль, Египетские пирамиды, Великую китайскую стену, нежели Дербентскую крепость. Одна из главных причин этого, возможно, заключается в недостаточной подготовке учеников к восприятию архитектурных памятников. Видится важным научить учащихся самостоятельно
ориентироваться в окружающем мире, вести с ними беседы, предварительно подготовив специально разработанную систему занятий, помочь освоить новый для них язык в ходе приобщения учащихся к архитектурным памятникам, научить учащихся самостоятельно извлекать информацию, получать эстетическое удовольствие от общения с архитектурными памятниками.
Обобщая вышеизложенное,
подчеркнем значимость и необходимость использования архитектурных
памятников в эстетическом воспитании подрастающего поколения,
формировании духовной культуры личности школьника. Сохраняя и изучая памятники архитектуры для нынешнего и будущего поколений, мы сохраняем память о прошлом, раскрываем истоки народной художественной культуры народа, способствуем эстетическому воспитанию школьников.
Обращение же к историческому наследию предков, чем являются памятники архитектуры, в частности Дербента, изучение и познание их педагогического потенциала обогатит и расширит комплекс дидактических воспитательных средств, используемых преподавателем в эстетическом образовании и воспитании школьников. Своими специфическими особенностями и возможностями памятники
архитектуры Дербента создают особые условия для изучения и познания школьниками культурного наследия предков. Они могут выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира в эстетическом воспитании школьников на
современном этапе. Современная школа должна использовать разнообразные
формы и методы архитектурного
искусства для воспитания подрастающего поколения. Начиная с этических бесед и привлекая все виды и формы занятий, эту
актуальную и ответственную задачу следует решать мудро, умело, используя на уроках духовно-нравственный,
художественно-эстетический потенциал архитектурных памятников Дербента.
Примечания
1. Арнина Н. Л. Уроки прекрасного. М., 1983. С. 34. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. С. 21. 3. Гоголь Н. В. Об архитектуре нашего времени. Соч. Т. 8. М., 1952. С. 73. 4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. С. 54. 5. Основы эстетического воспитания / под ред. Н. А. Кушаева. М., 1986. С. 51. 6. Хан-Магомедов С. О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. Махачкала, 1984. С. 4.
Статья поступила вредакцию 12.03.2012 г.