Научная статья на тему 'The problem of aesthetic education of school children on samples of Dagestan architectural monuments'

The problem of aesthetic education of school children on samples of Dagestan architectural monuments Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРЫ / AESTHETIC EDUCATION / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ Г. ДЕРБЕНТА / ARCHITECTURAL MEMORIAL OF THE DERBENT / НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL AND PUBLIC TRADITION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / IMAGE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанадамова И. М. Раджапов Г. А., Radzapov I.M., Kurbanadamova G.A.

Автор рассматривает проблему эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников дагестанского города Дербента, имеющего многовековую историю. Акцент в статье делается на развитие эстетических чувств школьников посредством уникального и неповторимого природного ландшафта, тысячелетней архитектуры, национальных традиций и современной трактовки эстетического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанадамова И. М. Раджапов Г. А., Radzapov I.M., Kurbanadamova G.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The problem of aesthetic education of school children on samples of Dagestan architectural monuments»

си матрешки на тему «Семья» дети не только учатся воплощать свой замысел в материале, но и эмоционально окрашивают каждого из членов этой «семьи», то есть формируют личную иерархию семейных отношений.

Четвертый компонент рассматривается как диагно-стико-результативный компонент воспитания базовых ценностей, содержащий формы, методы и приемы изучения базовых ценностей; критерии и показатели эффективности результатов. Приведем пример: при разработке собственного (авторского) сюжета для выполнения изделия декоративно-прикладного искусства школьники чаще выбирают тематику, имеющую личностную, эмоционально-ценностную окраску, содержащую одну или несколько базовых ценностей.

Последним в структуре художественно-познавательной деятельности школьников является рефлексивный компонент, включающий в себя критерии и показатели формирования ценностей на основе рефлексивного управления. Содержание рефлексивного компонента включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе базовых культурных ценностей, рефлексию по осознанию ответственности за свои суждения и поступки; овладение приемами рефлексии; помощь учителей и воспитателей в самоопределении личности.

Таким образом, знания современной теории ценностей, условий и механизма превращения общечеловеческих ценностей, ее основных положений об условиях и механизме превращения общечеловеческих ценностей в личностно значимые ценности, знания свойств ценно-

стей, этапов их формирования и признаков позволяют реализовать ценностно ориентированный подход к образованию современных школьников путем организации их жизнедеятельности по усвоению, освоению и присвоению базовых ценностей культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. 1996. № 5. С. 25-26.

2. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3-8.

3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288 с.

4. Щуркова Н. Е. Воспитание на уроке. М.: Педагогический поиск, 2007. 160 с.

5. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 2002. 198 с.

6. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. 159 с.

7. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Политиздат, 1988. 304 с.

8. Лихачев Д. С. О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры // Возраст познания: сб. / сост. Н. Н. Филипповский. М.: Молодая гвардия, 1974. С.107.

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОБРАЗЦАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДАГЕСТАНА

THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN ON SAMPLES OF DAGESTAN ARCHITECTURAL MONUMENTS

И. М. Раджапов Г. А. Курбан-адамова

Автор рассматривает проблему эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников дагестанского города Дербента, имеющего многовековую историю. Акцент в статье делается на развитие эстетических чувств школьников посредством уникального и неповторимого природного ландшафта, тысячелетней архитектуры, национальных традиций и современной трактовки эстетического воспитания.

I. M. Radzapov,

G. A. Kurban-adamova

In the article the problems of aesthetic education based on the architectural memorials of the city of Derbent are investigated. The main emphasis is made on the development of aesthetic sense of school children which is supposed to be realized through the acquaintance with the mixture of unique objects of the region with a thousand-year-old architecture, national traditions and modern aesthetic education.

Ключевые слова: эстетическое воспитание средствами архитектуры, архитектурные памятники г. Дербента, национальные и общечеловеческие традиции, художественное воспитание, образное мышление.

Keywords: aesthetic education, architectural memorial of the Derbent, national and public tradition, image thinking.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования личностного отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности на основе приобщения школьников к высокохудожественным образам архитектурных памятников, одним из которых является город-памятник Дербент, расположенный в Дагестане.

Прекрасная горная страна Дагестан воспета многими поэтами, писателями и художниками. Ее незабываемые пейзажи, своеобразный быт, замечательные ковры, ювелирные, керамические и другие изделия ее мастеров, говорящих на десятках различных языков, всегда воспринимались с восхищением и удивлением всеми, кто хотя бы немного знакомился с этой страной.

Безусловно, весьма сильное впечатление производит на всякого путешественника и сам город Дербент, самый древний на территории Дагестана, да и всей России. Он гораздо старше по возрасту самой нашей страны, он древнее «вечного города» Рима. Дербенту - 5000 лет. Город расположен на западном побережье Каспийского моря, где горы Кавказа почти вплотную подходят к берегу, оставляя лишь узкую полоску приморской равнины шириной около 3 км.

Подробное описание удивительного города оставили многие восхищенные наблюдатели разных веков, в том числе сосланный сюда писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. Город ему напоминал «огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море». Прочнейшая кладка крепостных стен и башен, выдержавшая за тысячелетия не один штурм, хорошо сохранилась за небольшими исключениями до наших дней, что дает сегодняшнему путешественнику уникальную возможность мысленно разговаривать с современниками давно исчезнувших племен и народов. Все это производит неизгладимое эстетическое и художественное впечатление на подрастающее поколение жителей города-памятника Дербента.

Наиболее интересен, поистине уникален и не похож ни на одну известную из сохранившихся систем городских укреплений, безусловно, сам крепостной комплекс Дербента. Главная часть системы укреплений - цитадель Нарын-кала (один из вариантов перевода этого названия на русский язык - «Солнечная крепость»), построенная на высоком отроге Джалганского хребта в VI в. Мощные трехметровой толщины стены, ограничивающие территорию площадью 4,5 га, сложены из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением из рваного камня и известкового раствора. Такую же конструкцию имеют и параллельные стены города, северная более ранней постройки, и южная, возведенная позже. Обе стены города-памятника Дербента имеют многочисленные башни.

Интереснейший памятник, выразительное свидетельство древности города, расположен в северо-западной

части цитадели Нарын-кала. Это подземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволило исследователям установить, что перед ними - крестово-купольный христианский храм, построенный на земле в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними культурными напластованиями. По свидетельству историков, Дербент до середины VI в. был христианским центром Кавказа.

Важное место среди достопримечательностей города занимают сооружения для хранения и использования воды, которая для любого города-крепости имела едва ли не первоочередное значение. Вода, поступавшая из родников на склоне горы Джалган, по многочисленным обнаруженным при раскопках каменным и керамическим водоводам направлялась в несколько подземных водохранилищ, в том числе и в приспособленный для этой цели старый христианский храм. В Дербенте сохранились также несколько старинных фонтанов, из которых жители берут воду и по сей день.

Интересны и сохранившиеся в городе старинные бани. Одна из них - в центральной возвышенной части цитадели. Это подземное сооружение сводчато-купольной конструкции XVII в., с несколькими помещениями для холодного и горячего отделений и раздевания, с резервуарами для холодной и горячей воды.

С высоты цитадели открывается прекрасный вид на город. Среди плоских крыш, как будто прорезанных трещинами кривых улочек, возвышаются купола мечетей, которых в городе довольно много. Они напоминают о временах арабского владычества. Самая большая, красивая и древняя из мечетей - Джума (VIII в). Все это производит неизгладимое эстетическое и художественное впечатление на подрастающее поколение жителей города-памятника Дербента.

Разумеется, в городе с 5000-летней историей, так насыщенной событиями, накопилось эстетических и художественных достопримечательностей не на одну толстую книгу. Поэтому проблема эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента есть целенаправленный процесс формирования у школьников эстетического отношения к действительности на материале натуры. В процессе воспитания школьников происходит приобщение их к ценностям, перевод этих национальных ценностей во внутреннее духовное содержание путем интериоризации.

На этой основе формируется и развивается у них способность к эстетическому восприятию и переживанию, эстетический вкус и представление об эстетическом идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности школьника, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей, в том числе в будущем в трудовой сфере.

Одним из важнейших вопросов современной культуры является обращение к постановке общечеловеческих

гуманитарных проблем, формирования мировоззрения личности, повышения культуры поведения, ответственности каждого человека перед обществом. Для этого необходимо развивать и воспитывать эстетическое мировоззрение, заключающееся в «современности обобщенных принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности», оно «имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей» [1].

На этом акцентировал внимание в своем Послании Федеральному Собранию и Д. А. Медведев, отметив, что первым и необходимым условием модернизации общества, развития демократии и экономики должно стать формирование личности молодого поколения российских граждан [2].

При эстетическом воспитании средствами архитектуры фигура учителя становится ключевой, а школа выступает как важнейший социальный институт. «Серьезная модернизация должна пройти через всю систему педагогического образования... повышения квалификации преподавателей на базе лучших российских вузов» [3].

Особо в этом контексте стоит и проблема эстетического воспитания.

Чувство красоты природы г. Дербента, окружающих архитектурных памятников, предметов материальной культуры создает у школьника особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Окружающая среда г. Дербента откладывает в душе школьника отпечаток на всю его последующую жизнь.

Эстетическое воспитание представляет собой также и систему художественно-творческой деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. «Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу. эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников» [4].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5].

Какие задачи ставит перед собой система эстетического воспитания? Ответ может быть один - научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности.

Е. Марченко выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [6].

Необходимо отметить, что эстетическое воспитание и художественное воспитание - понятия не совсем тождественные. Первое гораздо шире, поскольку затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание на основе архитектурных памятников г. Дербента формирует у школьников все эстетически значимые представления, понятия и чувства, используя для своих целей художественное воспитание, ведущее место в котором занимают предметы искусства, «связанные с процессом специфического анализа художественного образа, развития идейно-эмоционального, эстетического отношения к художественным произведениям» [7].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедия культурологии. М., 2005. С. 1085.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/288928/ (дата обращения 25.06.2012).

3. Школа учит, общество воспитывает // Парламентская газета. 2010. 12 октября.

4. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 134.

5. Краткий словарь по эстетике / под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. С. 201.

6. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. 2008. № 5. С. 69-70.

7. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1985. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.