Научная статья на тему 'Роль материальных памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса у учащихся'

Роль материальных памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса у учащихся Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4954
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ / HISTORICAL MONUMENTS / ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / MATERIAL MONUMENTS / ФУНКЦИИ ПАМЯТНИКОВ / MONUMENTS FUNCTION / ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE NEEDS OF INDIVIDUALS / CULTURAL MONUMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хохлов Анатолий Александрович

Охарактеризованы основные свойства и функции материальных памятников истории и культуры. Показано, как знакомство во время похода или экскурсии с памятниками истории, связанными с жизнью и деятельностью писателей или поэтов, помогает учащимся лучше понять содержание произведения. Показано на примерах, что познавательный интерес у школьников при изучении материальных памятников истории и культуры формирует мировоззрение, что, в свою очередь, влияет на развитие потребностей, в том числе познавательных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of material monuments of history and culture in the development of cognitive interest of students

Described the main features and functions of material monuments of history and culture. Shown as acquaintance during a hike or tour with historical monuments related to the life and work of writers and poets to help students better understand the content of creation. Shown by the examples that cognitive interest of students in the study of material monuments of history and culture shapes the worldview that, in turn, affects the development needs, including cognitive.

Текст научной работы на тему «Роль материальных памятников истории и культуры в развитии познавательного интереса у учащихся»

МЕТОДИКА И ОПЫТ

УДК 904; 908; 379.852; 371.233.4

А. А. Хохлов

РОЛЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

У УЧАЩИХСЯ

Охарактеризованы основные свойства и функции материальных памятников истории и культуры. Показано, как знакомство во время похода или экскурсии с памятниками истории, связанными с жизнью и деятельностью писателей или поэтов, помогает учащимся лучше понять содержание произведения. Показано на примерах, что познавательный интерес у школьников при изучении материальных памятников истории и культуры формирует мировоззрение, что, в свою очередь, влияет на развитие потребностей, в том числе познавательных.

Described the main features and functions of material monuments of history and culture. Shown as acquaintance during a hike or tour with historical monuments related to the life and work of writers and poets to help students better understand the content of creation. Shown by the examples that cognitive interest of students in the study of material monuments of history and culture shapes the worldview that, in turn, affects the development needs, including cognitive.

Ключевые слова: познавательный интерес, памятники истории, памятники культуры, материальные памятники, функции памятников, потребности личности.

Keywords: Cognitive interest, historical monuments, cultural monument, material monuments, monuments function, the needs of individuals.

Одной из задач учреждений дополнительного образования является развитие познавательного интереса у учащихся. Повышенным потенциалом для развития познавательного интереса у школьников обладают памятники истории и культуры. Именно во время экскурсий и в походах, знакомясь с памятниками истории и культуры, школьники познают родной край. Что же такое памятники истории и культуры? Это «сооружения, памятные места и

предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развития общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную или иную культурную ценность» [1]. Разнообразные по форме и содержанию материальные памятники истории и культуры, обладающие самыми разнообразными свойствами, выполняют самые разные функции и именно поэтому могут быть задействованы в учебно-воспитательной работе со школьниками.

Как ни странно, но основные свойства и функции материальных памятников истории и культуры исследовали, в основном, не педагоги, а культурологи, музейные работники и реставраторы (Е. В. Артемьева, П. В. Боярский, А. Н. Дьячков, И. Л. Коробицина, А. В. Крикловская, И. К. Кучмаева, Е. М. Михайловский, Е. Н. Селезнева и др.) [2]. Педагоги же стояли в стороне от процесса включения памятников в образовательно-воспитательную деятельность. Попытаемся частично восполнить данный пробел.

По мнению специалистов, памятники истории и культуры обладают определенными ценностями: научной, культурной (эстетической, искусствоведческой, художественной, архитектурной, градостроительной), хозяйственно-утилитарной. К примеру, научная ценность памятников истории и культуры определяется «их ролью в развитии конкретной отрасли человеческих знаний, техники, промышленности или отражения уровня развития фундаментальных научных и технических понятий, представлений» [3].

Именно благодаря обладанию данными ценностями материальные памятники истории и культуры выполняют ряд важных функций. К важнейшим функциям памятников относится функция «социально-культурной ориентации человека, регуляции его поступков, побуждений, а через них - социально значимой ориентации общественных отношений» [4]. Изучение предметов историко-культурного наследия позволяет организовать определенную систему предметного мира в целом, получить значительную массу знаний, выходящую за рамки общеобразовательной школы, оказать воздействие на настроение и мироощущение школьника, что является предпосылкой развития познавательного интереса. Действительно, через материальные памятники истории и культуры благодаря их семантической и аксиологической информативности, коммуникативности учащиеся получают представления об уровне и характере развития общества на различных этапах его развития.

Большинство специалистов на основании ценностных свойств памятников выделяют следующие их функции: научную, технологическую, культурную, хозяйственно-утилитарную. Среди научной ценности особо выделяется историческая ценность, которая определяется связями с историческими событиями, процессами. Действительно, все памятники истории и культуры являются своеобразными носителями информации, отражающей различные аспекты исторического развития человеческого общества и его взаимодействия с окружающей средой. Б. Б. Артемьева справедливо считает, что памятники «несут отпечаток особенностей времени их создания» [5]. Материальные памятники истории и культуры - это своеобразно закодированные документы эпохи, источники исторических знаний. Учащиеся, знакомясь с памятниками истории, археологии, получают массу новых знаний, выходящих за рамки программы истории общеобразовательной школы. Знакомясь с документальными памятниками, хранящимися в архивах, музеях, частично в библиотеках, школьники познают имеющуюся в них информацию о конкретном историческом событии, историческом лице, то есть знакомятся с основами специальной исторической науки - источниковедения. В программах общеобразовательной школы даже упоминания о данной науке нет.

Документальные памятники, обычно хранящиеся в различных архивах, являются первоисточниками знаний по различным отраслям познания, в первую очередь - исторических знаний. Знакомясь с документами, учащиеся могут подробно узнать немало занимательных фактов по истории государства Российского, конкретного региона или населенного пункта, родной школы, своей семьи. В последние годы старшеклассники все чаще и чаще посещают государственные архивы и изучают исторические документы.

Сложнее расшифровать информацию, содержащуюся в различных вещественных памятниках истории, зданиях, памятных местах. Здесь зачастую требуются дополнительные передаточные источники, в первую очередь - документальные, а затем различные словари, специальные справочники, каталоги. Чтобы понять «язык вещи», необходимо выявить все ее признаки, связи с другими предметами, взаимосвязи признаков и свойств. Иначе говоря, вначале необходимо предмет атрибутировать.

Для того, чтобы атрибутировать памятник археологии, специалистам-археологам вначале необходимо изучить все особенно-

сти местонахождения памятника (для каждой эпохи было свое характерное расположение поселений и захоронений на местности), затем во время археологических раскопок изучить особенности «культурного археологического слоя» (стратиграфию пластов, точное местонахождение каждого предмета), наконец, изучить все найденные в культурном слое предметы (археологический подъемный материал), то есть движимые памятники истории. Только такое полное изучение позволит правильно определить возраст памятника, его национальную принадлежность и т. д. Сравнение между собой нескольких сходных памятников археологии позволит представить подробную картину жизни далеких предков.

При проведении археологических раскопок учащиеся, помогающие археологам, порой сталкиваются с такими находками, которые по-другому позволяют посмотреть на определенные исторические эпохи. Так, во время археологических раскопок Хлыновского кремля на глубине 2,5 м в пластах XV в. был найден металлический навесной замок и недалеко - несколько ключей к подобным замкам. Тут же Владимир X. сделал вывод о том, что уже в XV в. были нечестные люди и поэтому возникла необходимость закрывать свои жилища. Петра Л. поразило большое количество рыбьих костей. Руководитель экспедиции пояснил, что в реке Вятке тогда водилось много рыбы, составляющей значительный процент в рационе питания жителей города, и что по этой чешуе можно определить видовой состав рыб. То есть во время работы археологической экспедиции старшеклассники получили знания не только по истории, но и по биологии.

Так при знакомстве с памятниками археологии, а точнее, с археологическим подъемным материалом школьники получают конкретные представления об уровне и характере развития общества на различных этапах. При этом учащиеся наглядно видят, как постепенно расширялись человеческие возможности и способности, в результате чего каменные орудия труда постепенно заменялись металлическими, вначале бронзовыми, а затем железными, как постепенно усложнялось их устройство. Находки в захоронениях передают информацию о том, что уже в древние времена появилось неравенство между людьми, различные социальные группы, а затем и классы. Предметы, постройки, изготовленные из различных материалов, имеющие свои конструктивные и архитектурные особенности, свидетельствуют о развитии конструкторской мысли.

Таким образом, школьники приходят к выводу, что для каждой исторической эпохи характерны свои «наборы» орудий труда, по которым археологи и определяют их возраст.

Изучение отдельных видов памятников истории и культуры способствует тому, что учащиеся знакомятся с основами ряда специальных исторических наук, не входящих в программы общеобразовательной школы. Изучение образцов старых мер длины, объема и веса (аршин, золотник, пуд и т. д.) способствует ознакомлению с основами метрологии. Сравнивая старые и современные меры длины, школьники лучше понимают причины исчезновения одних мер и появление других, при этом происходит взаимосвязь особенностей развития экономики, политики с отдельными периодами истории Отечества. Изучая образцы бумажных денег и монет, учащиеся познают основы бонистики и нумизматики. Изучение старых лотерейных билетов, акций уже не существующих предприятий способствует изучению скриптофилии. Чаще всего учащиеся изучают разнообразные предметы быта, образцы обуви, одежды, головных уборов, простейших орудий труда, средств передвижения различных исторических эпох и периодов, то есть изучают основы этнологии.

Непосредственное знакомство во время похода или экскурсии с памятниками истории, связанными с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, помогает учащимся лучше понять произведения писателей, ознакомиться с ранее неизвестными произведениями. Так, после экскурсии по музею А. Грина школьники, посещающие Кировский областной центр туризма и экскурсий, узнали об «Автобиографической повести», взяли это произведение в библиотеке и внимательно прочитали. При чтении книги они «узнавали» отдельные уголки старой Вятки, а потом старались найти их на местности. То есть знакомство с памятниками истории помогло тому, что учащиеся получили совершенно новые знания по литературе, истории родного края, которые не входили в школьную программу.

Изучение памятников истории, связанных с развитием техники, науки, например календарей, часов, способствует тому, что учащиеся подробно знакомятся с такими научными понятиями, как «время», «движение», «пространство». А с этими абстрактными понятиями они сталкиваются каждый день. Изучение орудий труда, применяемых в быту, памятников архитектуры промышленного и сельскохозяйственного производства знакомит школьников с

различными видами сырья, технологий, применяемых в производстве в различные исторические периоды. При этом школьники закрепляют свои знания по физике, химии, географии и истории, полученные ими в общеобразовательной школе не только о различных видах сырья и их свойствах, но и организационных способах и видах производства, различных способах воздействия на естественные и искусственные материалы, на окружающую среду.

Сравнивая деревянные и каменные постройки, учащиеся узнают, что деревянные постройки сохраняются не более 100200 лет, в то время как каменные постройки - до 1000 лет и более. Удивление старшеклассников, работающих на субботниках по благоустройству и реставрации Успенского Трифонова монастыря в г. Кирове в конце 80-х гг. ХХ в., вызвал тот факт, что им поручили производить разборку груды старого кирпича, выбирая при этом и сортируя целый кирпич и половинки. Один из участников субботника задал вопрос: «Не легче ли было этот старый кирпич выбросить в мусор и заказать новый?» В ответ руководитель работ взял два кирпича (старый и новый) и сравнил их. Школьники видели различия в размерах. Затем он попросил одного из старшеклассников взять обычный ножик и обработать кирпич, придав ему нужную форму. Старый кирпич легко поддавался обработке, а современный, рассыпаясь на части, не обрабатывался. Затем организатор работ показал школьникам специальные пилы для резки кирпича. Двое рабочих с большим трудом резали современный кирпич только после того, как он размок в воде. Школьники догадались, что, вероятнее всего, кирпичи изготовлены различными технологиями. Но какой технологии придерживались старые мастера, никто сказать не мог, хотя хорошо были знакомы с подобной технологией по примеру изготовления популярной на Вятской земле дымковской игрушки. Кто-то из школьников подсчитал стоимость изготовления старого кирпича в современных условиях промышленного производства. Цена такого кирпича была бы в 5 раз больше, чем у современного.

Вторую группу учащихся, работающих на углублении цокольного этажа, удивил факт отсутствия у здания обычного фундамента. Привыкшие к современным строительным конструкциям и технологиям, они просто не знали, что фундаменты можно делать иначе. Почему же тогда здания не рассыпаются? На этот вопрос ответа ни у кого не было. Реставраторы обратили внимание школь-

ников на то, что вместо бетонных дорогостоящих блоков здесь применили обычную сухую мелкую глину. Затем внимание учащихся было обращено на металлические тяжи внутри толстых стен, внутри отдельных помещений. При этом школьникам было пояснено, что эти тяжи сочленены подвижно, поэтому стены не трескаются. Сразу же один из старшеклассников вспомнил, что на уроках географии им рассказывали про антисейсмическое устройство здания, которое имеет схожесть с данным фактом.

Один их школьников, внимательно наблюдавший за работой каменщиков, обратил внимание на необычный вид раствора. Действительно, раствор был не цементный, который все школьники хорошо знают, а известковый. Тогда у него возник вопрос: «Почему нельзя работать обычным цементным раствором, а изготавливать давно забытый известковый раствор?» Рабочие пояснили старшекласснику, что в местах соприкосновения цементного и известкового растворов могут появиться трещины. Учащийся сам догадался, что это может произойти только при различных свойствах растворов. А раньше кладку вели только известковым раствором. Конечно, подобных практических знаний, основанных на различных физических, химических законах, на уроках в общеобразовательной школе учащимся не сообщается.

Зачастую во время походов школьники собирают и приносят в туристско-экскурсионные центры различные вещи, найденные ими в заброшенных деревнях: одежду, обувь, предметы быта. Изучая одежду различных исторических периодов, учащиеся также познают различные виды сырья и технологии его обработки. С удивлением школьники узнают, что обычную нить можно изготовить из конопли, крапивы, льна, хлопка, различной шерсти, а кроме того, из серебра, золота и т. д. При этом применяются различные способы прядения, кручения и волочения. Техника изготовления нитей может быть как ручная, так и машинная. Различна техника изготовления из нитей полотна и нанесения на полотно рисунка. Самое разнообразное сочетание сырья, техники изготовления нитей, ткани, нанесения рисунка дает в итоге большое количество видов ткани. Даже простое перечисление учащимся видов тканей конца XIX - начала ХХ в. вызывает у них удивление.

Изучение керамических находок в памятниках археологии знакомит учащихся с различными технологиями изготовления обычной глиняной посуды. С удивлением школьники узнают, что в

разные исторические эпохи был различным состав глины, применяемой для изготовления посуды, что некогда не было гончарного круга и изделия лепили руками. Именно различие в технологии изготовления предметов быта из глины, а также особенности украшения готовых изделий помогают специалистам атрибутировать их.

В результате изучения материальных памятников истории и культуры учащиеся узнают об утилитарном назначении отдельных предметов, сооружений, причем тех, которые в современной жизни уже не употребляются (цеп, прялка, самопряха).

Памятники истории и культуры в силу своей архитектурной и градостроительной ценности оказывают влияние на реконструкцию, застройку населенных пунктов, особенно тех, которые отнесены к категории исторических. При проектировании новых зданий архитекторы вынуждены считаться с имеющимися уже памятниками истории и архитектуры, которые «диктуют» размеры, формы, стиль вновь строящихся объектов, особенностей их привязки на местности. Так, признание поселения историческим населенным пунктом приводит к тому, что архитекторы вынуждены сохранять старую планировку поселения, характер застройки улиц и площадей.

Благодаря памятникам искусства, в том числе декоративно-прикладного, школьники узнают о различных его видах (живопись, графика, акварель, пастель и т. д.), а также о кружевоплете-нии, вышивке, керамических изделиях, в том числе о дымковской игрушке, художественном стекле, деревообрабатывающих промыслах, включая каповый и капокорешковый и т. д. Знакомство с разнообразными памятниками архитектуры, искусства способствует эстетическому, художественному воспитанию учащихся. А знакомство с жизнью и творчеством отдельных художников, писателей, поэтов, композиторов, полководцев способствует патриотическому воспитанию. Непосредственная работа по благоустройству, реставрации памятников истории и культуры помогает учащимся освоить основные навыки и умения работы с различными материалами, познакомить с особенностями профессий, то есть способствует трудовому воспитанию и профессиональному обучению.

Целенаправленная работа центров детского и юношеского туризма и экскурсий по выявлению, комплексному изучению памятников, пришедшая на смену эпизодической работе, проводимой в начале 80-х гг. XX в., повлияла на то, что в научный оборот страны были включены данные о тысячах новых, ранее неизвестных памят-

ников. Это повлекло за собой некоторые изменения взглядов на человеческие ценности, на некоторые жизненные ориентиры, потребовало более серьезного, специального анализа процесса передачи социально-культурного опыта из поколения в поколение. Оказалось, что памятники истории и культуры влияют на некоторые направления политики государства, а с другой стороны, процесс изучения памятников сам зависит от политики государства. Так, после 1917 г. не признавались памятниками истории здания, сооружения, памятные места, связанные с царским режимом, жизнью и деятельностью ряда царских чиновников, членов не большевистских партий. С развитием атеизма с каждым годом все сложнее было поставить на государственную охрану культовые здания. Сейчас картина несколько иная. Наоборот, зачастую замалчиваются памятники истории, связанные с жизнью и деятельностью политических и государственных деятелей Советского государства, деятельностью партии большевиков. Если в 30-70-е гг. массово ломали культовые постройки, восстанавливали на государственные деньги ряд зданий - памятников общественного значения, то сейчас наоборот. Ряд культовых построек восстанавливается за государственные деньги, чаще всего в ущерб общественным памятникам. Само понятие «памятник истории и культуры» в последние годы изменилось, из-за чего изменились и принципы реставрации. Сейчас при восстановлении памятников стало возможным применение совершенно новых материалов, конструкций. Вместо сломанных ранее памятников возводятся новоделы, за которыми пытаются сохранить статус памятника. Так, при реставрации братского корпуса Успенского Трифонова монастыря в г. Кирове применялись железобетонные плиты перекрытий. В Москве воссозданы Казанский собор и часовня Иверской Божией Матери на Красной площади, храм Христа Спасителя. В г. Кирове восстановлена Устюжская часовня у Раздерихинского оврага. Фактически полностью заново построен дом, где жил художник Н. Н. Хохряков. За этим деревянным новоделом сохранился статус памятника. Таких примеров можно приводить еще много.

По мнению И. К. Кучмаевой, социально-политический аспект изучения памятников истории и культуры означает, «с одной стороны, выделение определенного социально-политического содержания в культуре прошлого, а с другой стороны, предполагает объединение причинной обусловленности специфики исследования культуры различными классами и социальными группами» [6].

В последние годы специалисты все чаще стали обращать свое внимание на компенсаторно-релаксационную функцию памятников истории и культуры, то есть на возможность памятника в процессе коммуникации оказывать свое влияние на восстановление сил, энергии человека, на его активный отдых. По мнению И. К. Кучмаевой, памятники истории и культуры «оказывают воздействие на... настроение, самочувствие, мироощущение человека» [7]. Оказывается, у человека возникает желание периодически какую-то часть времени отдавать переживаниям. Именно чувства переживания, сопереживания и возникают при соприкосновении с памятниками истории и культуры. Именно эти чувства также являются хорошими стимулами развития познавательного интереса.

Памятники истории и культуры привлекают к себе внимание учащихся благодаря таким свойствам, как аттрактивность и экспрессивность. Аттрактивность обычно выражается в необычных размерах, формах памятника, необычности его цветового решения, материала и техники изготовления и т. д. Причем чаще всего аттрактивные памятники и вызывают определенные эмоции, то есть являются экспрессивными. При осмотре таких памятников возникает масса вопросов. Так, при осмотре деревянных часов С. Бронникова, хранящихся в экспозиции Кировского областного краеведческого музея, у учащихся всегда возникают вопросы: из какой древесины они изготовлены, сколько стоят, как долго мастер их делал, сколько подобных часов всего было изготовлено? Для ответа на эти и другие вопросы учащийся часто обращается с вопросами к экскурсоводу, изучает специальную литературу, различные каталоги, путеводители. Положительные чувства и эмоции, возникшие в процессе коммуникации, являются стимулами развития познавательного интереса.

Таким образом, в ходе развития познавательного интереса у школьников при изучении материальных памятников истории и культуры формируется мировоззрение, что, в свою очередь, влияет на формирование и развитие потребностей, в том числе и познавательной потребности.

В ходе изучения различных материальных памятников истории и культуры школьники обычно оформляют специальные научные паспорта. Заполнение отдельных его пунктов происходит по мере появления нового фактического материала. При этом обяза-

тельно делать ссылки на источник информации. Материалы научного паспорта можно использовать для подготовки текстов лекций и экскурсий.

Примечания

1. Об охране и использовании памятников истории и культуры. Закон РСФСР. М., 1979. С. 23.

2. Артемьева Е. В. Сематические аспекты изучения памятников истории и культуры // Теория, методология, практика: сб. науч. трудов НИИ культуры, сер. Памятниковедение. М., 1986. С. 62-75; Боярский П. В. Памятники науки и техники в контексте культуры // Обзорная инф. гос. библиотеки им. В. И. Ленина. Сер. Музейное дело и охрана памятников. М., 1989. Вып. 3. С. 20; Боярский П. В. Проблемы функционирования памятников науки и техники // Вопросы освоения научно-культурного наследия / НИИ культуры, сер. Памятники и современность. М., 1987. С. 61-74; Боярский П. В. Теоретические основы памятниковедения науки и техники // Памятники науки и техники: теория, методология, практика / НИИ культуры, сер. Памятниковедение. М., 1986. С. 46-83; Дьячков А. Н. Памятники в системе предметного мира // Вопросы освоения историко-культурного наследия / НИИ культуры, сер. Памятники и современность. М., 1987. С. 41-60; Дьячков А. Н. Памятники науки и техники в системе памятников истории // Памятниковедение науки и техники: теория, методология, практика / НИИ культуры, сер. Памятниковедение. М., 1988. С. 88-102; Коробицина И. Л. О сопоставительной оценке памятников архитектуры // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры/ НИИ культуры. М., 1992. С. 38-52; Крикловская А. В. Памятники истории и культуры и формирование личности // Обзорная инф. гос. б-ки им. В. И. Ленина, сер. Музейное дело и охрана памятников. М., 1988. Вып. 2. 20 с.; Кучмаева И. К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987. 173 с.; Михайловский Е. М. Общественное значение памятников архитектуры // Теория и практика реставрационных работ. М., 1973. Вып. 3. С. 5-12; Селезнева Е. Н. Социально-эстетические функции памятников истории и культуры // Вопросы освоения историко-культурного наследия / НИИ культуры, сер. Памятники и современность. М., 1987. С. 23-40.

3. Боярский П. В. Классификация памятников науки и техники // Памятники науки и техники. М.: Наука, 1981. С. 12-27.

4. Кучмаева И. К. Указ. соч.

5. Артемьева Е. В. Указ. соч. С. 62-75.

6. Кучмаева И. К. Указ. соч.

7. Там же.

Приложение

ПЛАНЫ ОПИСАНИЙ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Памятник истории - мемориальное здание

1. Наименование.

2. Адрес, местонахождение, топографическая привязка, основные подъезды.

3. Владелец здания, балансовая принадлежность, пользователи.

4. Краткая характеристика событий, связанных со зданием (описание лиц, которые жили или работали, бывали в здании).

5. Описание здания:

*дата постройки, строительная периодизация, даты основных перестроек и их характер;

*автор проекта, заказчик, исполнители (в т. ч. для перестроек);

*внешний вид здания (количество этажей, материал изготовления, архитектурные особенности, стиль постройки);

*особенности внутренней планировки здания;

*техническое состояние;

*выявление особенностей здания, отображающих его мемориальность (характеристика мемориального помещения).

6. Реставрационные работы: автор, время, характер работ и исполнитель.

7. Состоит ли здание на государственной охране? (Указать, чьим постановлением и когда принят на гос. охрану.) Категория охраны.

8. Наличие зон охраны: автор проекта, где и когда утверждены.

9. Наличие мемориальной доски: материал, автор, время открытия, содержание текста.

Приложения:

*выкопировка из плана местности с нанесением границ зон охраны или схема глазомерной съемки;

*планы здания: поэтажные и фасадов;

* фотографии или рисунки фасадов, архитектурных элементов, внутреннего устройства здания, общего вида здания, раскрывающего особенности его расположения среди других зданий, природной среды;

*литература и архивные источники.

Захоронения воинов, отдельные могилы

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка (для кладбища указать номер квартала, могилы). Пути подъезда.

3. Краткая биография того, кто захоронен в могиле (для братских захоронений - списки захороненных).

4. Описание внешнего вида надгробия с указанием времени его создания, автора, изготовителя.

5. Эпитафии.

6. Техническое состояние надгробия.

7. Состоит ли захоронение на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принято на охрану)? Категория охраны.

Приложения:

*выкопировка из плана местности с нанесением границ зон охраны или схема глазомерной съемки;

* планы захоронений;

* фотографии или рисунки захоронений общего вида, раскрывающего особенности их расположения среди других объектов, природной среды; отдельных захоронений;

*литература и архивные источники.

Реликвии науки и техники

1. Наименование.

2. Адрес, местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. В честь какого события установлен, чем объясняется место установки?

4. Время открытия. Авторы проекта, исполнители.

5. Краткая архитектурно-планировочная характеристика.

6. Архитектурно-художественное описание памятника.

7. Описание натурального образца науки и техники: *тип машины, марка;

* время изготовления и завод-изготовитель; *заводские и регистрационные номера;

*роль данной марки в народном хозяйстве, обороне страны;

* особенности конструкции марки, отличающие ее от других, ей подобных;

*мемориальность образца.

8. Техническое состояние памятника в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Проводимые реставрационные работы (время, автор, производитель).

10. Состоит ли данный памятник на госохране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны,

11. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

12. Приложение.

Памятное место

1. Наименование.

2. Адрес, местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Краткая характеристика исторического события, происходившего на этом месте.

4. Характеристика территории памятного места (рельеф, характер застройки).

5. Изменения, которые произошли на данном месте со дня исторического события (благоустройство, изменения рельефа, характера застройки).

6. Состоит ли данное место на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят на госохрану)? Категория охраны.

7. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

8. Наличие памятного знака (автор, время открытия, краткое описание внешнего вида и содержания текста).

9. Приложение.

Памятник архитектуры - гражданское и общественное здание

1. Наименование.

2. Адрес, местонахождение, топографическая привязка, основные подъезды.

3. Владелец здания, балансовая принадлежность, пользователь.

4. Дата построения. Основная строительная периодизация. Даты основных перестроек и их характер.

5. Автор проекта, заказчик, исполнитель постройки и основных перестроек.

6. Стилевая характеристика здания. Декоративные элементы фасадов здания.

7. Основные габариты здания.

8. Конструктивные системы (материалы фундамента, стен, перекрытий, отделочный материал), их современное состояние.

9. Объемно-пространственное построение помещений:

*планировочная система, взаимосвязь помещений, их размеры;

*внутреннее оборудование: камины, печи, старые инженерные системы;

*внутреннее убранство, сохранившееся от первоначального облика

здания: мебель, светильники, оконная и дверная фурнитура;

*декоративные элементы убранства помещений; монументальная живопись, сохранившаяся от первоначального облика (местонахождение, время, автор, материал, краткая стилевая характеристика);

* скульптура (местонахождение, время, автор, материал, краткая стилевая характеристика).

10. Дополнительные исторические сведения о лицах и событиях, связанных с данным зданием.

11. Реставрационные работы (автор, исполнитель, время и характер работ).

12. Состоит ли здание на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда поставлено на охрану)? Категория охраны.

13. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

14. Наличие памятных знаков, мемориальных досок (автор, время открытия, содержание текста),

15. Приложения.

Культовая постройка

1. Наименование.

2. Адрес, местонахождение, основные пути подъезда.

3. Владелец здания, его балансовая принадлежность, пользователь.

4. Дата постройки, основные строительные периоды, даты и характер основных перестроек.

5. Автор проекта, заказчик, исполнитель работ, основных перестроек.

6. Стилевая характеристика здания. Декоративные элементы фасадов.

7. Тип, планировочная структура, основные габариты (число и форма куполов, число и форма апсид алтарей, число и наименование приделов, наличие паперти, трапезной).

8. Конструктивная система (материалы фундамента, стен, перекрытий, размеры кирпича, каменных блоков, число деревянных венцов, размеры бревен, форма перекрытий, наличие световых окон, их количество), их современное состояние.

9. Объемно-пространственная характеристика помещений: *планировочная система, взаимосвязь помещений и их размеры; *художественное оформление стен, столбов, перекрытий, проемов

(лепнина, резьба, чеканка); автор, время изготовления;

*живопись (автор, время изготовления, точное местонахождение, сюжеты, краткая художественно-стилевая характеристика);

*иконостас (число ярусов, число икон по ярусам, наименование икон, сюжет, время написания, краткая сюжетно-стилевая характеристика икон); *внутреннее оборудование (печи, калориферы, хоры); *внутреннее убранство (светильники, мебель), время его изготовления, автор, материал, краткая художественно-стилевая характеристика.

10. Дополнительные исторические сведения о здании (о людях, крестившихся, венчавшихся в церкви, кого отпевали после смерти, важные исторические события, связанные со зданием).

11. Реставрационные работы (автор, время, их характер, исполнитель).

12. Состоит ли здание на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда поставлено на охрану)? Категория охраны.

13. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

14. Наличие памятных знаков (время открытия, автор, содержание текста).

15. Приложения.

Памятник архитектуры фабрично-заводского производства

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Автор проекта сооружений, исполнитель.

4. Время постройки, основные этапы строительства, перестройки, их время, характер.

5. Техническое состояние.

6. Архитектурно-планировочная характеристика, материал изготовления.

7. Что сохранилось от первоначального оборудования и технологии?

8. Сведения о лицах, событиях, связанных с постройкой.

9 Реставрационные работы (автор, исполнитель, характер работ и время).

10. Состоит ли памятник на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

11. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

12. Наличие памятных знаков, мемориальных досок (автор, исполнитель, время открытия, краткое описание внешнего вида, содержание текста).

13. Приложения.

Памятник архитектуры сельскохозяйственного производства

1. Наименование и тип постройки.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Автор проекта, исполнитель.

4. Время постройки, основные этапы строительства, перестройки, их время, характер.

5. Материал изготовления.

6. Архитектурно-планировочная характеристика.

7. Описание механизмов и принципа их действия,

8. Что сохранилось от первоначального оборудования?

9. Реставрационные работы (автор, исполнитель, характер, время).

10. Состоит ли памятник на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

11. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

12. Наличие памятных знаков (автор, время открытия, краткое описание внешнего вида, содержание текста).

13. Приложения.

Памятник архитектуры, связанный с организацией службы времени; геодезического, географического знаков; почтовой службы

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда. Ориентация по сторонам горизонта, объяснение причин установки знака именно на этом месте.

3. Внешний вид знака, сооружения. Материал, из которого он изготовлен.

4. Техническое состояние.

5. Описание механизма, принципов его действия, технического состояния (для башенных и солнечных часов).

6. Роль сооружения, знака в системе ориентации, измерения времени, связи с другими населенными пунктами.

7. Реставрационные работы (автор, время, характер, исполнитель).

8. Состоит ли объект, знак на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

9. Наличие зон охраны (автор, где и когда утверждены).

10. Наличие охранных знаков (автор, время открытия, содержание текста).

11. Приложения.

Памятник архитектуры дорожного, железнодорожного, гидротехнического строительства

1. Наименование, тип постройки.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Автор проекта, исполнитель.

4. Время и основные этапы строительства, перестройки, их время, характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Основные размеры.

6. Материал изготовления.

7. Архитектурная характеристика сооружения.

8. Техническое состояние.

9. Механизмы, принцип их действия, техническое состояние,

10. Реставрационные работы (автор, исполнитель, время и характер).

11. Состоит ли памятник на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

12. Наличие зон охраны (автор, кем и когда утверждены),

13. Наличие памятных знаков (автор, время открытия, краткое описание внешнего вида, содержание текста).

14. Приложения.

Памятник архитектуры садово-паркового искусства

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Время основания.

4. Автор проекта, исполнитель.

5. Площадь.

6. Стилевая характеристика.

7. Планировочная структура (расположение дорожек, павильонов, малых архитектурных форм). Изменение планировки (время, автор, исполнитель, характер).

8. Покрытие дорожек. Изменение покрытия во времени.

9. Дендрологический состав (видовой, возрастной, высотный). Сохранность и изменения видового состава во времени.

10. Характеристика наиболее ценных отдельных деревьев (точное местонахождение, порода, возраст, высота, диаметр, особенности ствола, коры, кроны, мемориальность).

11. Монументально-декоративная скульптура: краткая характеристика (местонахождение, время постройки, автор, материал, стиль и т. д.).

12. Парковые павильоны (время постройки, материал, стиль, автор и т. д.). Современное состояние построек и сооружений.

13. Историческая ценность ансамбля парка (события, связанные с парком).

14. Владелец. Балансовая принадлежность, пользователь.

15. Состоит ли на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

16. Наличие зон охраны (автор, кем и когда утверждены).

17. Наличие памятных знаков (местонахождение, автор, характеристика внешнего вида, содержание текста, время открытия).

18. Приложения.

Архитектурный ансамбль

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда.

3. Время основания, основные этапы развития.

4. Автор проекта, заказчик, исполнитель.

5. Планировочная структура (основной замысел, размещение отдельных построек и сооружений на территории).

6. Подробное описание каждого отдельного здания, сооружения.

7. Характеристика монументально-декоративных скульптур (местонахождение, наименование, материал, стиль, время изготовления, автор, исполнитель, сюжет, техническое состояние, художественная характеристика).

8. Характеристика садов, парков в составе ансамбля (местонахождение, планировка, дендрологический состав).

9. Историческая роль ансамбля в развитии культуры данной местности, населенного пункта.

10. Современное использование.

11. Реставрационные работы (автор, время проведения, характер, исполнитель, характеристика работ).

12. Состоит ли ансамбль на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

13. Наличие зон охраны (автор, кем и когда утверждались).

14. Наличие мемориальных досок, памятных знаков (местонахождение, автор, характеристика внешнего вида, содержание текста, время открытия),

15. Приложения.

Памятник искусства

1. Наименование.

2. Местонахождение, топографическая привязка, пути подъезда,

3. Время создания (указать, чьим постановлением установлен, когда открыт).

4. В честь какого события или какого человека был установлен?

5. Автор проекта (скульптор, архитектор), исполнители (скульптуры и благоустройства территории).

6. Архитектурно-планировочная характеристика.

7. Материалы, из которых изготовлен монумент, постамент,

8. Размеры (отдельно монумента и постамента),

9. Техническое состояние.

10. Реставрационные работы (автор, исполнитель, время и характер).

11. Состоит ли памятник на государственной охране (указать, чьим постановлением и когда принят)? Категория охраны.

12. Наличие зон охраны (автор, кем и когда утверждены),

13. Приложения.

УДК 371.8.061; 371.233.2; 908

В. П. Фомин

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТО

Статья содержит анализ туристско-краеведческой деятельности Западно-Казахстанского областного, а также городского и районных центров детско-юношеского туризма и экологии, составляющих крупнейшую систему детских туристских организаций. Показаны проблемы и задачи детского туризма, которые необходимо решить в Казахстане.

The article contains the analysis of tourist regional studies of Western Kazakhstan regional, as urban and areal centers for children and youth tourism and ecology, constituting the largest system of children's tourist organizations. Shown problems and tasks of children's tourism to be resolved in Kazakhstan.

Ключевые слова: экспедиция «Жайык-Урал», комплекс «Евразия», комплекс «Бивуак», комплекс «Самал», турист, эколог, краевед.

Keywords: expedition "Zhaiyk-Ural" complex "Eurasia" complex "Bivouac" complex "Samal", tourist, environmentalist, local historian.

Созданная в Уральске более полувека тому назад Станция юных туристов сегодня представляет Западно-Казахстанский областной Центр детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ), в соответствии с Уставом он занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения, формированием здорового образа жизни через общение с природой, обеспечивает практическое познание родного края, его истории и духовного богатства.

Эту работу коллектив ОЦДЮТиЭ выполняет вместе с коллегами из 13 центров детского туризма г. Уральска и районов области. Они охватывают различными формами туристско-краевед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.