А.В. КОЗЛОВ, С.П. ПОТАНИН
A.V. KOZLOV, S.P. POTANIN
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
EDUCATIONAL MODULE
ЭВОЛЮЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
EVOLUTION EDUCATION TASKS OF MILITARY UNIVERSITIES CADETS IN FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS
Сведения об авторах: Козлов Алексей Владимирович - заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, доктор педагогических наук, профессор (г. Санкт-Петербург);
Потанин Сергей Павлович - доцент кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, капитан 1 ранга запаса, кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).
Аннотация. В статье раскрывается изменение требований образовательных стандартов в области воспитания. Приводятся задачи воспитательной работы в военном вузе.
Ключевые слова: воспитательные задачи, личностные качества выпускников военных вузов, воспитательные модули.
Information about the authors: Aleksey Kozlov - the Head of the Pedagogy department, the Kirov Military Medical Academy, Doctor of Education, professor (St. Petersburg);
Sergey Potanin - senior lecturer, the Pedagogy department, the Kirov Military Medical Academy, retired Captain 1st rank, Candidate of Education, associate professor (St. Petersburg).
Summary. The article reveals the change in the requirements of educational standards. Tasks of educational work in military university.
Keywords: educational tasks, Personal qualities of military university issues, educational modules.
В законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...». Поэтому в первую редакцию Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВПО-3) в требованиях к образовательному процессу вуза включены как требования к обучению, так и требования к воспитанию. Среди последних, в частности, выдвигались такие положения:
1. Перед началом разработки образовательной программы вуз
должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, особенности научной школы, потребности рынка труда.
2. При разработке образовательных программ подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, си-стемно-деятельностного характера).
3. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Общекультурные компетенции первой редакции ФГОС (2010-2011 гг.) включали в себя такие личностные качества, как
гражданский долг, патриотизм, толерантность, лидерство, ответственность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, следование морально-нравственным нормам и профессиональной этике. К ним добавлялись военные общекультурные компетенции, содержанием которых являлись воинская честь и достоинство, воинский долг, умение обучать и воспитывать подчиненный личный состав.
Сами компетенции определялись как способности за счет знаний, умений и навыков и личностных качеств успешно действовать в определенной профессиональной области.
Следующая редакция образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО-3+) никаких требований к процессу воспитания обучающихся не выдвигает. Общекультурные компетенции изменяются незначительно. Из их содержания «вымываются» категории «патриотизма», «гражданской позиции и долга», «морали и нравственности». Добавляются компетенции принятия решений и действий в нестандартных ситуациях, саморегуляции, использования творческого потенциала личности. Дефиниция «компетенция» остается неизменной.
Актуальная третья редакция образовательных стандартов (ФГОС ВО-3++) ничего не требует от вузов в области воспитания. Общекультурные компетенции подвергаются унификации и во ФГОСах всех специальностей проявляются как восемь универсальных компетенций (УК) по следующим категориям:
• системное и критическое мышление - 1 компетенция критического анализа проблемных ситуаций и выработки стратегии действий;
• проектная деятельность - 1 компетенция управления проектом;
• коммуникация, командная работа, лидерство, межкультурное взаимодействие - 3 компетенции руководства командой, коммуни-
«
Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми - миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту.
Это дело куда более сложное».
М.И. Калинин,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
кации в ней, учета разнообразия культур;
• самоорганизация и саморазвитие - 2 компетенции самооценки, самообразования, развития творческого потенциала и совершенствования собственной деятельности, физического самосовершенствования;
• безопасность жизнедеятельности - 1 компетенция поддержания безопасных условий жизнедеятельности при любых условиях, в т.ч. и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В содержании универсальных компетенций остаются только такие качества личности, как толерантность, критичность, креативность, самосовершенствование и способность действовать в условиях чрезвычайных ситуаций.
Несмотря на то, что количество универсальных компетенций сократилось, по количеству и содержанию универсальные компетенции для всех специальностей стали едиными, на наш взгляд их формализация не доведена до должного уровня. Если для УКУК - 1, 2, 3, 4, 7 существует возможность проверить в стенах вуза и оценить их уровень сформированное™, то для оценки УКУК - 5, 6, 8 такая возможность проблематична и требует дополнительных серьезных организационных усилий. Как произвести оценку у выпускников: учета многообразия процесса межкультурного взаимодействия (УК-5); процесса
совершенствования самодеятельности в течение всей жизни (УК-6); поддержания безопасных условий жизнедеятельности при чрезвычайных ситуациях?
Изменился и подход к определению сущности компетенции. Старое понятие «компетенции» (2011 года) заменяется на новое определение. Согласно указаниям Начальника ГУК МО РФ компетенция с 2016 года определяется как потенциальная способность выпускника использовать полученные знания, умения, практический опыт в дальнейшей профессиональной и общественной деятельности.
При сравнении дефиниций компетенции от 2011 г. и 2016 г. мы наблюдаем редукцию содержания этого психологического новообразования, овладеть которым обучающиеся обязаны за период обучения в ввузе. В современной редакции способность действовать заменяется на потенциальную способность использовать знания, умения, навыки; успешность действий не востребуется; личностные качества и вовсе исчезают.
Таким образом, воспитательная компонента современного образовательного процесса в высшей военной школе «вычерпывается» не столько из образовательного стандарта, сколько из требований Генерального штаба ВС РФ к подготовке офицерских кадров и приказа Министра обороны РФ № 670 от
15.09.2014 г. с дополнениями и изменениями, введенными приказом МО РФ № 626 от 24.10.2019 г. (см.рис. 1). В последнем документе перед военными образовательными организациями Министром обороны ставятся главная и основные воспитательные задачи. Главная задача военной образовательной организации в области воспитания - формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации [2, прил. 2, ст. 51].
В рамках образовательной деятельности в военно-учебном заведении осуществляется воинское воспитание, направленное на развитие боевых, морально-политических и психологических
качеств, необходимых офицерам для выполнения воинского долга, управления воинскими коллективами.
Основными задачами воинского воспитания в военно-учебном заведении являются [2, прил. 2, ст. 63]:
• формирование и поддержание морально-политической и психологической готовности к защите Родины, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, виду (роду войск) Вооруженных Сил;
• формирование осознания святости и нерушимости Военной присяги (обязательства);
• формирование и развитие сознания воинской чести и воинского долга, отваги, выдержки, находчивости, бдительности, чувства войскового товарищества и взаимовыручки;
• формирование и развитие методических навыков воинского воспитания военнослужащих;
• развитие и поддержание чувства собственного достоинства при сознательном подчинении командирам (начальникам);
• формирование способности проявлять разумную инициативу при неукоснительном выполнении требований воинской дисциплины и исполнительности;
• сплочение воинского коллектива и укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, повышение культуры межнационального общения;
• создание в воинском коллективе нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины, недобросовестному отношению к воинскому долгу, нерадивости;
• формирование и развитие способности к самоанализу и кри-
Рис. 1. Сборка требований к подготовке офицеров в области воспитания
Примечание. ВПЗ - выполнение поставленных задач; ФГОС ВО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; КТ ВПП - Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке; ЧС - чрезвычайная ситуация; в/с - военнослужащие
Рис. 2. Психологический портрет курсанта военного вуза (вариант)
Примечание. Радиальные пятибалльные шкалы оценок личностных качеств представлены по количеству воспитательных модулей. Ломаная красная замкнутая кривая линия, соединяющая на радиальных шкалах отметки ежегодного замера личностных качеств, выделяет фигуру, представляющую собой текущий психологический портрет курсанта. Анализ динамики таких фигур за пять лет обучения в военном вузе дает адекватное представление о достигнутом уровне воспитанности курсанта-выпускника
тической оценке результатов собственной деятельности;
• изучение настроений, морально-политического и психологического состояния военнослужащих.
Решение задач воинского воспитания достигается систематическим, избирательным (с учетом конкретных условий) и обоснованным применением методов (мер) воспитания, а также выполнением отдельных мероприятий военно-политической работы.
Основными методами воинского воспитания в военно-учебном заведении являются: убеждение, самовоспитание и взаимовоспитание, воинские ритуалы, а также важнейшие среди них методы примера и поощрения.
Далее в ст. 63.2 приказа МО РФ № 670-2014 г. определяются субъекты руководства воспитанием:
«В военно-учебном заведении командиры (начальники) всех уровней осуществляют руководство воинским воспитанием.
Руководство воинским воспитанием в военно-учебном заведении включает в себя организацию, планирование, постановку задач, контроль, оказание всесторонней помощи и осуществляется в рамках военно-политической работы с учетом особенностей военно-учебного заведения».
Воспитание обучающихся в военной образовательной организации должно быть организовано в соответствии с руководящими документами. Дополнительно к их требованиям воспитание курсантов военного вуза может быть организовано по образу и подобию процесса формирования и оценки части универсальных компетенций
ФГОС ВО и компетенций КТ ВПП (квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке), содержащих личностные качества. При этом структурировать процесс воспитания целесообразно посредством средств и инструментов образовательного процесса: воспитательных модулей и процедур оценки универсальных компетенций.
Воспитательный модуль - это часть воспитательной и внеучеб-ной работы в вузе, имеющая общее логическое содержание, определяемое частной воспитательной целью, соответствующей содержанию универсальной компетенции (задаче, направлению воспитания).
Воспитательный модуль составляется из нескольких десятков форм воспитательной деятельности, каждая из которых должна иметь
четко запланированную цель превращения освоенных информации и социальных действий в знания-убеждения, в поступки-ценности, подтверждающие зачатки, ростки определенного личностного качества. При освоении воспитательного модуля курсант должен быть погружен в проблемное поле поведенческих актов, межличностных поступков, социальных деяний, которые, с одной стороны, могут соответствовать ценностям и целям воинской деятельности, офицерской службы, боевого взаимодействия, а с другой - иметь явно или неявно выраженные эго-устрем-ления. Курсант должен самостоятельно выбрать в этом «поле» свои варианты действий и осуществить их в реальных деятельности, общении и поведении. После чего результаты его социальных актов освоения воспитательного модуля должны быть подвергнуты анализу (коллективному или только со стороны воспитателя), оценены и скорректированы или поощрены, как правильные.
Показателями оценки (индикаторами, дескрипторами) универсальных компетенций будут выступать формализованные описания оцениваемых ключевых параметров, выражающих содержание определенного кластера компетенций. Критерии оценки представляют собой описание эталонных, стандартных, нормированных характеристик (признаков), на основании которых проводится оценка по каждому показателю. Целесообразно в качестве критериев оценки универсальных компетенций принять за основу критерии оценки профессиональных компетенций -неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично.
Оценка показателей по выделенным критериям должна производиться при отработке обучающимися содержания воспитательных модулей. Сущностным содержанием воспитательных модулей могут стать любые формы внеучебной деятельности, направ-
ленные на формирование так называемых «жизненных умений» и решение психологических, социальных, внутриличностных, межличностных, межгрупповых проблем: уяснение и возможная ревизия своих смысложизненных целей; демонстрация социальной бесконфликтной коммуникации с различными категориями собеседников; организация социального взаимодействия при проведении любой формы коллективной внеучебной деятельности; самопрезентация своей личности при проведении любой формы коллективной внеучебной деятельности; проверка своих возможностей в вопросах взаимопомощи и взаимовыручки; рефлексия учебной и служебной деятельности; ревизия уровня притязаний; проверка адекватности самооценки; проверка своей толерантности в различных ситуациях социального взаимодействия; оценка социальных действий и поступков своих товарищей; оценка личностных черт своих товарищей; дисциплинарная практика и т.д.
Процедурами оценки универсальных компетенций, содержащих личностные качества, должны стать процедуры оценки личностных качеств. В качестве последних выступают процедуры психодиагностики и процедуры экспертного анкетирования.
Проверять сформированность личностных качеств, а, значит, и оценивать уровни освоения универсальных компетенций целесообразно в соответствии с временными этапами взросления обучающихся в военном вузе. Мы предлагаем ввести временные этапы оценки личностных качеств обучающихся с периодом в 1 год. То есть, в конце каждого года обучения в ввузе необходимо будет проводить обязательную диагностику психологического портрета всех курсантов (профессионально-важных и личностных качеств, содержащихся в универсальных компетенциях и требуемых по при-
казу МО РФ № 670 с корректурами 2019 г).
Возможный вариант психологического портрета курсанта военного вуза представлен на рис. 2.
Более подробно о формировании и оценке универсальных компетенций и субъектном воспитании курсантов посредством воспитательных модулей изложено в [3].
Подведем итоги по эволюции задач воспитания в образовательных стандартах.
1. Из актуальных образовательных стандартов исчезли требования к целеполаганию в области воспитания. Личностные качества, которыми должен обладать выпускник вуза, свернуты и имплицитно содержатся в отдельных универсальных компетенциях.
2. Требования МО РФ к военной образовательной организации в области воинского воспитания содержатся в статьях 51, 63 прил. 2 приказа МО РФ № 670-2014 г. (с дополнениями и изменениями приказа МО РФ № 626 от 24.10.2019 г.).
3. Для упрощения мониторинга формирования личностных качеств (универсальных компетенций) и разработки единых унифицированных процедур их оценки возможно использовать модульную организацию воспитательной работы в военном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект рекомендаций начальника ГУК МО РФ для разработчиков ФГОС ВО-3++. - М., 2016.
2. Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"».
3. Козлов, А. В., Лобачев, И.В., Логинова, ОБ, Потанин, С. П. Технологии компетентностного образования в военно-медицинском вузе: монография.- СПб.: НИЦ АРТ, 2017.