УДК 378.6
Е. А. Ланских,
Михайловская военная артиллерийская академия (г. Санкт-Петербург)
Организационно-педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов в процессе обучения иностранному языку
Михайловская военная артиллерийская академия Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)
Ключевая задача в деле укрепления обороноспособности страны - подготовка военных кадров, психологически способных и стремящихся профессионально и компетентно выполнять свои служебные обязанности [5].
Успешное решение этой задачи предусматривает создание оптимальных организационно-педагогических условий для улучшения качества военного профессионального образования, повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся в высших военно-учебных заведениях в соответствии с федеральными государственными образо-
вательными стандартами и квалификационными требованиями.
Требования к выпускникам высших военно-учебных заведений определяются видами и содержанием военно-профессиональной деятельности, а также формируемыми компетенциями. Основу этих требований составляет сочетание высоких личностных и боевых качеств военнослужащего, его общей культуры и профессиональной подготовки с достойным поведением в учебном, а в перспективе - и в воинском коллективе. Эти качества позволяют рассматривать процесс профессиональной подготовки курсантов военных вузов в тесной взаимосвязи с
формированием их военно-профессиональной направленности, т.е. с мотивацией будущих офицеров, которая проявляется в интересе к военной службе, осознании смысла и общественной значимости военной профессии, духовно-нравственных ценностях, мировоззрении, коммуникативной компетенции [3, с. 68].
Среди дисциплин, изучаемых в высших военно-учебных заведениях, одной из ведущих в процессе формирования военно-профессиональной направленности курсантов является иностранный язык. Владение иностранным языком выступает как личностное качество курсанта, как способность обучающегося к коммуникативной деятельности, накоплению и передаче различными средствами необходимой информации, иноязычному общению в конкретных областях профессиональной, деловой, военно-научной деятельности.
Формирование военно-профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку предполагает переход от передачи знаний к развитию компетенций курсантов: общекультурных, социально-политических, учебно-познавательных, деятельно-коммуникативных, языковых, военно-профессиональных, цен-ностно-ориентационных. А это тесно связано с мотивацией обучающихся в военных вузах не только к непрерывному военно-профессиональному образова-
© Ланских Е.А., 2017
ЕЛЕНА АЛ ЕКСАНДРОВНА ЛАНСКИХ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Михайловской военной артиллерийской академии Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург). Сфера научных интересов: педагогика и методика обучения иностранным языкам в средней и высшей профессиональной школе, проблемы формирования военно-профессионального самоопределения. Автор 24 публикаций.
Рассматривается проблематика формирования военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов в процессе обучения иностранному языку. Уточнено понятие «военно-профессиональная направленность». Раскрыты ее основные компоненты. Определены организационно-педагогические условия эффективного развития военно-профессиональной направленности личности будущих офицеров в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: военно-профессиональная направленность, высшее военно-учебное заведение, формирование, иностранный язык, организационно-педагогические условия.
The article is devoted to the formation of military professional orientation of military higher educational institution cadets in the foreign language teaching process. It clarifies the concept of military professional orientation, reveals its main components and determines organizational and pedagogical conditions for the effective realization of this process. Key words: military-professional orientation, military higher educational institution, formation, foreign language, organizational and pedagogical conditions.
нию, но и к воинской деятельности в целом.
С нашей точки зрения понятие военно-профессиональной направленности включает, во-первых, когнитивную и операционально-технологическую составляющие. В их числе - знание основ военного дела, уставных воинских требований, формирование навыков самостоятельного добывания знаний, умений действовать в нестандартных ситуациях и применение их на практике, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относятся развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в своем профессиональном развитии посредством поиска, выбора и обработки профессионально значимой информации.
Во-вторых, современная трактовка военно-профессиональной направленности подразумевает также мотивационные, этические, социальные и поведенческие компоненты, включая владение способами самодисциплины, эмоциональной регуляции и самоконтроля, знание и понимание основ
воинских традиций своей страны и государств изучаемого языка, государственной политики в сфере подготовки к воинской деятельности. К этому же относятся понимание своего места и роли в окружающем мире, коллективе, семье, государстве, умение искать и находить компромиссы, разрешать конфликтные ситуации, анализировать социально-экономическую, культурную и политическую ситуацию в стране и за рубежом, адаптивность к меняющимся условиям. Следует особо выделить любовь к своей Родине, ответственность за судьбу своего Отечества, развитое чувство долга и патриотизма,сознательность, инициативность, добросовестность, активность, целеустремленность, организованность и самостоятельность.
Вытекающий из сказанного многокомпонентный, комплексный подход к обучению иностранному языку в военных вузах обеспечит высокую эффективность процесса формирования военно-профессиональной направленности обучающихся. Для успешной реализации этого подхода необходимо создать определенные организационно-педагогические условия.
К ним можно отнести многоцелевую направленность процес-
са обучения иностранному языку. В свою очередь она характеризуется:
- приоритетом военно-патриотического и профессионального воспитания, реализуемым с помощью содержания дисциплины «Иностранный язык», многообразием способов взаимодействия преподавателя и курсанта по овладению новыми знаниями, умениями и навыками, адекватностью стиля их взаимоотношений, включением в учебные занятия по иностранному языку элементов уставных воинских требований;
- развитием коммуникативной компетенции курсантов во всех видах иноязычной речевой деятельности - говорении, чтении, аудировании и письме, а также формированием общеакадемических умений и навыков, способствующих приобретению и совершенствованию знаний в профессиональной сфере и дальнейшему самообразованию;
- тесным единством теории и практики, предусматривающим возможность корректировки процесса обучения иностранному языку на основе обратной связи;
- совместной работой обучающихся и преподавателя по формированию способности к целе-полаганию, осмыслению и принятию целей и задач дисциплины «Иностранный язык» в рамках основной профессиональной образовательной программы военно-учебного заведения как личност-но значимых;
- сочетанием и вариативностью форм и технологий обучения иностранному языку с учетом индивидуальных (интеллектуальных, психологических) возможностей обучающихся конкретной учебной группы, зоны их ближайшего развития;
- учетом уровня обучаемости и обученности курсантов в соответствии с поставленными целями и достигнутыми результатами на предыдущих образовательных этапах, способствующих продвижению каждого обучающегося
Курсанты академии во время занятий
на более высокий уровень обучения, а также развитию таких важных для военно-профессиональной деятельности качеств, как самодисциплина и коллективизм.
Рассматриваемый подход к подготовке в области иностранного языка подразумевает осуществление мер по активизации процесса его изучения курсантами, которые включают:
- эмпирический подбор совокупности оптимальных соотношений: свободного времени обучающихся и управляющих воздействий; уровней знаний курсантов и сложности поставленных перед ними задач, вариативность которых определяется первоначальным уровнем знаний, умений и навыков курсантов, необходимых им для овладения той или иной профессией; изменениями в сфере их умственной деятельности в процессе обучения; уровнем сформированности и развития их определенных личностных качеств: компетентности, инициативы, творчества, саморегуляции, уникальности склада ума [2, с. 151];
- интеграцию знаний из различных учебных дисциплин основной профессиональной образователь-
ной программы, содержание которых преломляется посредством профильной специфики военного вуза с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности;
- использование профессионально направленного содержания языкового учебного материала;
- организацию учебной и внеу-чебной языковой деятельности на основе профессиональных ситуаций с целью установления двусторонней связи между стремлением обучающегося приобрести специальные знания и успешностью овладения им иностранным языком;
- первичную, текущую и промежуточную диагностику уровней владения иностранным языком в различных ситуациях повседневного и профессионального общения на протяжении всего процесса обучения иностранному языку в военном вузе.
Существенными аспектами усиления военно-профессиональной направленности изучения иностранного языка выступает обеспечение взаимопомощи, самодисциплины, взаимокоординации, сотрудничества и со-
творчества в учебном процессе, что предусматривает:
- создание в учебных группах открытых, мобильных разноуровневых подгрупп в ходе использования и гармоничного сочетания различных образовательных технологий: обучения в сотрудничестве, уровневой дифференциации и модульного обучения с учетом индивидуальных особенностей курсантов и др. Именно разнообразие образовательных технологий во многом способствует творческому саморазвитию будущих офицеров, формированию у них познавательных, коммуникативных, ценностно-ориентацион-ных, нравственных качеств, умения работать в команде, созданию условий для личностного роста и индивидуального мастерства каждого обучающегося, что, в свою очередь, вносит вклад в совершенствование всего образовательного процесса;
- открытость учебного успеха для каждого курсанта вне зависимости от уровня его индивидуальных возможностей и статуса в подгруппе, учебной группе, взводе (регулярная справедливая оценка результатов деятельности каждого обучающегося на всех этапах обучения с обязательным акцентированием на моменты его индивидуальных достижений);
- конгруэнтность - не безличное воплощение требований программы, а выражение преподавателем своего личного отношения к проблеме подготовки молодежи к воинской деятельности. В качестве примера приведем слова К.О. Роджерса: «главное не в том, прошел ли учитель положенную часть программы или использовал самые лучшие аудиовизуальные средства, а в том, насколько он был живым в отношениях с учащимися» [6, с. 36];
- приятие личности каждого обучающегося, то есть отношение к нему как к человеку, представляющему безусловную ценность, уважение личного мнения каждого курсанта, «его отношения к происходя-
щему в этот момент независимо от того, положительное это отношение или отрицательное» [6, с. 14];
- проявление преподавателем искренней заинтересованности в успехах всех участников образовательного процесса, моральная поддержка в трудных ситуациях, одобрение инициативы, моментальная реакция на вопросы и просьбы. В этих условиях вступает в силу «закон обратной связи»: уважение преподавателем личности курсанта порождает его уважение к личности преподавателя, создает условия для взаимного сотрудничества [1];
- переход от репродуктивных методов преподавания иностранного языка к проблемно-поисковым, предусматривающим использование в учебном процессе активных форм обучения, когда основное внимание акцентируется не на сумме заученных знаний, а на развитии познавательной активности и самостоятельности
курсанта. Речь идет о способности действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях, формировании умения творчески подходить к решению поставленных задач, овладении навыками самоконтроля, умениями работать с различными источниками информации, формулировать свое мнение на иностранном языке.
Еще одно обязательное условие реализации предлагаемого нами подхода - открытость кафедры иностранных языков военного вуза как социального института. Она предполагает:
- организацию эффективного межкафедрального взаимодействия в рамках военного вуза;
- партнерство с другими высшими военными учебными заведениями;
- регулярное повышение квалификации педагогического коллектива;
- участие курсантов в межкафедральной и межвузовской деятельности.
Учет рассмотренных взаимосвязанных организационно-педагогических условий в ходе обучения курсантов иностранному языку, на наш взгляд, будет способствовать успешному развитию военно-профессиональной направленности личности будущих офицеров. Он обеспечит высокое качество образовательной деятельности военных вузов в целом и достижение планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы - формирование компетенций обучающихся, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, а также дополнительно введенных военно-учебным заведением с учетом профиля будущей профессиональной деятельности выпускников [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Калугин Р. Восемь законов мотивации. URL: http: // romankalugin.com/8-zakonov-motivatsii-ili-nelzya-kupit-za-dengi/ (дата обращения: 23.11.2016).
2. ЛанскихЕ.А. Кадетскиеклассысреднихобщеобразова-тельных школ: уроки профессионального самоопределения: монография. СПб.: ВАС, 2015. 260 с.
3. Печников А.Н., Гуляков В.Н., Деева О.Г. К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 68-73.
4. Приказ министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 г Москва «О мерах по реа-
лизации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»» // Российская газета. Федеральный выпуск №6570 (от 30 декабря 2014 года).
5. Путин В.В. Подготовка кадров - фундамент развития Вооруженных Сил // Красная Звезда (от 19 ноября 2013 года).
6. Роджерс К. О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта / пер. М.М. Исениной; под редакцией д-ра пед. наук Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 251 с.
LITERATURA
1. Kalugin R. Vosem' zakonov motivatsii. URL: http: // romankalugin.com/8-zakonov motivatsii-ili-nelzya-kupit-za-dengi/ (accessed: 23.11.2016).
2. Lanskikh E.A. Kadetskie klassy srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol: uroki professional'nogo samoopredeleniya: monografiya. SPb.: VAS, 2015. 260 s.
3. Pechnikov A.N., Gulyakov V.N., Deeva O.G. K voprosu
0 voenno-professional'noy napravlennosti lichnosti voennosluzhashchego // Chelovek i obrazovanie. 2015. №
1 (42). S. 68-73.
4. Prikaz Ministra oborony Rossiyskoy Federatsii ot 15
sentyabrya 2014 goda № 670 g. Moskva. «O Merakh po realizatsii otdel'nykh polozheniy stat'i 81 Federal'nogo zakona ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»» // Rossiyskaya gazeta. Federal issue № 6570 (ot 30 dekabrya 2014 goda).
5. Putin V.V. Podgotovka kadrov - fundament razvitiya Vooruzhennykh Sil // Krasnaya Zvezda (ot 19 nojabrja 2013 goda).
6. Rodzhers K. O stanovlenii lichnost'yu: psikhoterapiya glazami psikhoterapevta / per. M.M. Iseninoi; pod redakciei d-ra ped. nauk E.I. Iseninoi. M.: Progress, 1994. 251 s