https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.6.60
Вотинцева Марина Владимировна, Шварц Наталья Викторовна
Обучение иностранному языку курсантов военного вуза как один из факторов
формирования готовности к профессиональной деятельности
Статья посвящена описанию результатов экспериментальной работы по вопросам формирования готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров в процессе обучения иностранному языку. Цель исследования - выявить и обосновать влияние обучения иностранному языку курсантов военного вуза на формирование у них готовности к профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в доказательном обосновании прямого влияния обучения дисциплине "Иностранный язык" на формирование готовности курсантов военного вуза к профессиональной деятельности. Полученные результаты исследования по апробации впервые разработанного авторского комплекса методов и форм обучения курсантов иностранному языку показали наличие данной прямой связи. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2020/6/6СШт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 6. C. 322-327. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/6/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Formation of Multicultural Multilingual Educational Micro-Environment while Developing Multilingual Students' Lexical Skills (by the Example of German as the Second Foreign Language)
Baklovskaya Ol'ga Konstantinovna, Ph. D. in Pedagogy Milyutinskaya Nataliya Yur'evna, Ph. D. in Pedagogy Udmurt State University, Izhevsk birkeok@mail. ru; natalam16@mail. ru
The paper aims to reveal the essence of multicultural multilingual educational micro-environment and to describe techniques of its formation while developing multilingual students' lexical skills. Scientific originality of the study lies in the fact that multicultural multilingual educational micro-environment is considered as an educational area in which systemic perception of languages and cultures takes place. The conducted research has allowed the authors to identify pedagogical conditions for formation of multicultural multilingual educational micro-environment. The practical value of the research involves development and approbation of appropriate didactic tools - multilingual texts, problematic culturological tasks involving use of meta-cognitive strategies.
Key words and phrases: multicultural multilingual educational micro-environment; multicultural multilingual personality; culture-through-language studies; multilingual authentic texts; meta-cognitive strategies of cognitive activity; lexical skills formation.
УДК 378.016 Дата поступления рукописи: 10.02.2020
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.6.60
Статья посвящена описанию результатов экспериментальной работы по вопросам формирования готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров в процессе обучения иностранному языку. Цель исследования - выявить и обосновать влияние обучения иностранному языку курсантов военного вуза на формирование у них готовности к профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в доказательном обосновании прямого влияния обучения дисциплине «Иностранный язык» на формирование готовности курсантов военного вуза к профессиональной деятельности. Полученные результаты исследования по апробации впервые разработанного авторского комплекса методов и форм обучения курсантов иностранному языку показали наличие данной прямой связи.
Ключевые слова и фразы: обучение иностранному языку; обучение курсантов иностранному языку в военном вузе; готовность к профессиональной деятельности; формирование готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров; возможности дисциплины «Иностранный язык».
Вотинцева Марина Владимировна, к. пед. н. Шварц Наталья Викторовна
Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, г. Благовещенск [email protected]; [email protected]
Обучение иностранному языку курсантов военного вуза как один из факторов формирования готовности к профессиональной деятельности
Не секрет, что офицеры должны быть эталоном военного мастерства, это определяет их профессиональную компетентность, то есть они должны быть готовы, как любой другой специалист, к выполнению своей военно-профессиональной деятельности.
Будучи профессионально компетентным, офицер обладает достаточным уровнем знаний, позволяющих ему корректно выполнять военно-профессиональные задачи, активизируя при этом профессиональные качества личности.
Актуальность исследования обоснована социальным заказом государства на офицеров, владеющих иностранным языком, для выполнения определенных задач, связанных с их профессиональной деятельностью в современном мире. Как показывает практика, востребованность офицеров, умеющих практически применить знание иностранного языка, невероятно высока. Государство, армия ставят военным вузам задачу подготовки офицеров, практически владеющих умением вести общение на иностранном языке как устно, так и письменно, осуществлять иноязычную коммуникацию. Постигая лингвистические особенности иностранных языков, курсанты военного вуза погружаются в языковую среду ситуаций допроса военнопленного, опроса местного жителя, беседы с иностранным военным специалистом о тактико-технических характеристиках образцов военного вооружения и техники, учатся проявлять готовность к выполнению профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в доказательном обосновании прямого влияния обучения дисциплине «Иностранный язык» на формирование готовности курсантов военного вуза к профессиональной
деятельности. Впервые разработан авторский комплекс методов и форм обучения курсантов иностранному языку, результаты апробации которого внесут несомненный вклад в профессиональную подготовку будущих офицеров, обогатят теорию и практику обучения и воспитания курсантов военного вуза.
Профессиональная направленность обучения курсантов дисциплине «Иностранный язык» - основа нашей педагогической деятельности, базирующаяся на развитии способности целеполагания для получения определенного результата [4, с. 68].
Анализ диссертационных исследований и передового педагогического опыта, а также практическая работа позволили нам выдвинуть цель исследования - выявить и обосновать, как обучение иностранному языку курсантов военного вуза может влиять на формирование у них готовности к профессиональной деятельности.
В соответствии с целью перед нами стояли следующие задачи: 1) доказать наличие зависимости между содержанием обучения иностранному языку и процессом формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов военного вуза; 2) раскрыть содержание особенностей обучения иностранному языку в военном вузе; 3) разработать авторский комплекс методов и форм обучения курсантов иностранному языку, способствующий формированию готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров, представить практические рекомендации по реализации данного комплекса.
Методами исследования стали: анализ психолого-педагогических работ, связанных с изучаемой проблематикой; изучение и обобщение современного педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (анкетирование, тестирование); педагогический эксперимент; для проведения диагностики и самодиагностики к профессиональной деятельности - решение учебных и внеучебных ситуаций; тестирование знаний по предмету; рефлексивные методы.
Теоретической базой стали идеи субъектно-деятельностного подхода к процессу обучения; концепции мотивации личности, теории развития личности, проблемного обучения, интегрированного обучения; теория и методика обучения иностранному языку; фундаментальные положения о профессиональной деятельности, исследования формирования готовности к профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования нашла отражение в том, что в образовательный процесс ДВОКУ (Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского) по дисциплине «Иностранный язык» были разработаны и внедрены профессионально-ориентированные учебные пособия, электронные учебные пособия, интерактивные задания с использованием инновационных технологий, что способствовало формированию готовности к профессиональной деятельности курсантов. Был разработан авторский комплекс методов и форм обучения курсантов иностранному языку, способствующий формированию готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров, представлены практические рекомендации по реализации данного комплекса и определены перспективы его использования.
И первое, на что мы направили внимание в своем исследовании, было ориентирование процесса обучения иностранному языку на развитие у курсантов способности целеполагания с подбором содержания языкового учебного материала, направленного на формирование готовности к профессиональной деятельности.
Готовность к деятельности начинается с постановки цели. По мнению В. Д. Шадрикова, цель выступает первым шагом к профессионализации [10, с. 127]. Очень важно научить курсантов ставить цель для достижения определенного результата своей деятельности. Ведь в умении целеполагания можно проследить процесс готовности к профессиональной деятельности. Исходя из того, что цель - это достижимый предвидимый результат, который хочет достигнуть в нашем случае курсант, имея запас знаний и представлений о содержании конкретной профессиональной деятельности, о требованиях профессиональных ролей и о способах решения профессиональных задач, представляя модель собственного поведения в конкретной профессиональной ситуации, имея устойчивый мотив и потребность успешно выполнять конкретную профессиональную задачу, курсант понимает смысл и ценность собственной профессиональной деятельности, осознает себя субъектом этой деятельности; на основе наличия профессиональных качеств личности и образа структуры конкретного действия определяет алгоритм и способы собственной деятельности, оценивая свои возможности в их соотношении с возможными трудностями для достижения определённого результата [1].
Цель определяет содержание учебного предмета. Профессионально-ориентированное обучение курсантов иностранному языку происходит через языковой учебный материал, который устанавливает взаимосвязь между стремлением курсантов приобрести знания по военно-специальным дисциплинам и успешностью овладения языком [6]. Поэтому содержание языкового учебного материала должно быть ориентировано на военную сферу. Опыт работы показывает, что профилизация языкового учебного материала (профессиональная лексика, грамматика, аутентичность материалов), заданий, речевых ситуаций мотивирует курсантов к изучению иностранного языка, так как через содержание изучаемого материала курсанты реализуют профессиональные потребности. Мы считаем, что полученные знания по специальности из учебного материала по дисциплине «Иностранный язык» помогут курсантам усовершенствовать свою профессиональную подготовку, сформировать мировоззрение, развить кругозор, решать поставленные задачи, применяя эти знания. Процесс обучения иностранному языку делает мотивированной возможность курсанта самостоятельно выбирать необходимую информацию по специализации. Ориентация языкового материала на специализацию создает профессионально важные иноязычные объекты изучения, и готовность возникает только по отношению к объему, имеющему личностный смысл, или значимому объекту. Учебный речевой материал во взаимосвязи со спецификой будущей профессии развивает у курсантов умение переносить и использовать знания и навыки, что оказывает непосредственное влияние на формирование профессиональной готовности.
В целях разработки эффективной методики обучения иностранному языку следует учитывать, что текст, как известно, является основной единицей общения при организации учебного материала [7; 11]. На наш взгляд, основными критериями подбора текстов, важнейшей характеристикой которых является аутентичность, должны быть: профессионально направленная познавательная ценность; соответствие учебным и воспитательным целям обучения в военном вузе; соответствие интересам обучающегося (его познавательным и эмоциональным потребностям как личности, определяемым возрастом и интеллектуальным развитием).
В процессе обучения чтению на профессионально-ориентированном языковом материале курсанты овладевают приемами обработки учебной и профессиональной информации, учатся правильно формулировать свои мысли, работать со справочной литературой [2, с. 6]. В результате изучения дисциплины «Иностранный язык» в военном училище курсанты овладевают умениями читать литературу по специальности с извлечением необходимой для практической деятельности информации, передавать содержание в виде аннотаций, сообщений, рефератов. Эти умения профессионально необходимы при нахождении нужной информации из аутентичных источников (боевые документы, газеты, журналы, Интернет) и использовании полученных сведений в профессиональной деятельности.
Например, на втором курсе курсанты в рамках изучения темы «Боевые документы вооруженных сил страны изучаемого языка» учатся переводить боевые приказы, донесения при помощи использования определенной системы проблемных заданий: изучить структуру боевого приказа на наступление или оборону; передать содержание основной задачи боевого приказа подразделения противника командиру Вашего подразделения; изучить приложения к боевому приказу, все ли приложения указаны в боевом приказе противника и т.д. [4, с. 51]. Опыт показывает, что задания проблемного характера вызывают потребность в чтении, интерес к содержанию текста, обладают высокими мотивационными характеристиками и обеспечивают развитие необходимых умений для смысловой обработки информации текста, так как выражают профессионально-ориентированную цель [5, с. 117].
Работа с профильными текстами помогает курсантам приобрести определенный минимум профессиональной лексики - основной части языкового материала [9].
Личностно-деятельностный подход в обучении иностранному языку - не что иное, как коммуникативный метод. Основной принцип данного метода - это обучение общению через общение. Как считает Е. И. Пассов, «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, где целью является практическое пользование языком» [8, с. 81].
По нашему мнению, владение иностранным языком существенно поможет нашим офицерам успешно выполнять профессиональные задачи при:
- участии в международных учениях, форумах и конгрессах в беседе с иностранными военными специалистами;
- участии в миротворческих миссиях;
- выполнении боевых задач для проведения опроса местных жителей и допроса военнопленных.
Мы считаем, что обучение курсантов иностранному языку в профессиональных ситуациях общения является очень важным в подготовке будущих офицеров. На наш взгляд, моделируя профессиональную ситуацию на иностранном языке, мы создаем условия общения, максимально приближенные к реальным, что восполняет отсутствие взаимодействия с носителем языка в военно-профессиональной сфере.
Для нас имеет большое значение то, что ситуация благодаря развитию интереса у курсантов к содержанию военно-профессиональной деятельности мотивирует общение без принуждения. Обучающиеся активнее участвуют в процессе обучения, понимая при этом, что они приобретают профессионально значимые умения и навыки, следовательно, приобретают готовность к профессиональной деятельности.
Основная цель преподавателя иностранного языка в военном вузе - стимулировать желание курсантов общаться на иностранном языке на тему, которая вызывает интерес у курсантов к профессиональной деятельности, обусловленной ситуацией (опросить, допросить, выяснить), формирующей мотив [3, с. 25].
Исследование влияния обучения иностранному языку на формирование готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров осуществлялось с 2015 года по 2019 год на базе кафедры иностранных языков Дальневосточного высшего общевойскового командного училища имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. В эксперименте принимали участие 80 курсантов ВС РФ.
Нас интересовало, достаточно ли готовы курсанты нашего учебного заведения к самореализации в условиях современных требований армии; каковы представления будущих офицеров о профессиональной компетентности и их готовность применять эти представления на практике; каковы возможности предмета «Иностранный язык» по формированию у курсантов готовности к профессиональной деятельности и степень разработки технологий ее формирования средствами иностранного языка в военном вузе.
Исходя из компонентного состава готовности к профессиональной деятельности (когнитивный, мотива-ционно-ценностный, поведенческий компоненты), основными критериями уровня готовности к профессиональной деятельности нами определены следующие:
- владение совокупностью знаний и представлений о содержании будущей профессии;
- наличие положительного отношения к профессии, устойчивых мотивов, потребности успешно выполнять профессиональную деятельность офицера, стремления добиваться успеха; понимание смысла и ценности собственной профессиональной деятельности и осознание себя субъектом этой деятельности;
- на основе наличия профессиональных знаний и качеств личности готовность к активному и качественному исполнению своего профессионального предназначения.
Итак, вернемся к цели нашего эксперимента: определить, как обучение иностранному языку может влиять на готовность будущего офицера выполнять свои профессиональные задачи.
Приведем несколько примеров заданий:
1. Сегодня мы проведем занятие в виде ролевой игры. Игра будет проходить в следующей обстановке: представьте себе, что вы офицеры штаба полка. Ваш полк в ходе наступления столкнулся с глубоко эшелонированной, хорошо подготовленной обороной противника. Погодные условия не позволяют использовать авиацию и спутниковую разведку для получения данных о противнике. Кроме того, переводчик из разведывательного отдела штаба погиб от шального осколка. Командир полка приказал любыми средствами добыть информацию об обороне противника и для перевода информации привлечь всех офицеров штаба, владеющих английским языком. Распределение ролей следующее: начальник разведки полка, двое военнопленных и офицеры штаба полка, владеющие английским языком.
2. Специалистами радиотехнической разведки был произведен радиоперехват. Радиопереговоры противника проходили в условиях сильных помех, поэтому само сообщение было принято нами со значительными пропусками. В результате расшифровки были получены только отдельные фрагменты переговоров. Предъявляется упражнение на перевод:
- defends by 200530 March from MERGA (9248) to GADAR (3044);
- holds enemy along highway 7;
- bde right flank;
- 1st Bn, 28th Armor defends from ADIDA to AMIM;
- until 210600 March и т.д.
3. В результате разведывательно-поисковых действий на нашем участке фронта было захвачено трое пленных: а) из мотопехотной роты «Браво»; б) из подразделения боевого охранения; в) из противотанкового взвода. У одного из пленных был найден боевой приказ на оборону района населенного пункта Мазари. Задача наших офицеров - подготовить письменный перевод боевого приказа с учетом особенностей оформления боевых документов. Предъявляется боевой приказ. Для оперативности исполнения боевой приказ будет поделен на несколько частей (три). Результаты перевода будут доложены начальнику разведки полка, а также все необходимые сведения будут занесены в бланки документов. Каждая из групп докладывает информацию, полученную из своей части боевого приказа, начальнику разведки полка. Каждая группа во время доклада заполняет формализованные документы об обороне противника по форме: месторасположения района обороны, состав эшелонов, приданные подразделения, количество единиц вооружения и техники.
По нашему мнению, подобные задания способствуют формированию готовности к профессиональной деятельности у курсантов.
Естественно, все обучение строилось только на профессиональной лексике. В соответствии с этим основной целью обучения было организовать работу курсантов для их самореализации в профессиональной деятельности. Поэтому аутентичный материал брался из реальной профессиональной практики. Это стимулировало курсантов к самостоятельности, активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка, воспитывало осознанное отношение к изучению иностранного языка как важного средства получения необходимых профессиональных знаний по специальности, которые, в свою очередь, активизируют профессиональные качества личности курсантов и способствуют их применению на практике [4].
Мы повышали мотивацию к обучению посредством создания ситуаций успеха для самореализации курсантов в творчестве, стимулирования, эмоциональной поддержки и использования активных и интерактивных методов обучения, включая электронное обучение.
Проверку уровня сформированности компетенций в процессе обучения иностранному языку, необходимых для диагностики готовности к профессиональной деятельности, мы проводили посредством решения профессиональных ситуаций (на иностранном языке, но требующих принятия решения командира на бой), контроля знаний по дисциплине, а также рефлексивного практикума.
Какие же результаты мы получили? (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Динамика изменения уровней сформированности готовности к профессиональной деятельности у курсантов (в %)
Экспериментальная группа Контрольная группа
Компоненты Уровни готовности
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Когнитивный 64 30 6 35 55 10
Мотивационно-ценностный 58 39 3 40 56 4
Поведенческий 71 23 7 50 45 6
Результаты формирующего эксперимента наглядно демонстрируют динамику изменений в экспериментальной группе по всем структурным компонентам.
Говоря о когнитивной составляющей, отметим, что 64% курсантов экспериментальной группы после проведения экспериментальной работы имеют высокий уровень знаний иностранного языка. Эти обучающиеся умеют анализировать свои действия и поступки и отличаются высокой терпимостью и самостоятельностью. Для таких обучающихся характерна адекватная самооценка уровня собственной компетентности и конкурентоспособности.
58% обучающихся креативно подходят к выполнению поставленных задач, что для будущего офицера немаловажно, стремятся к успеху, к активной, успешной самореализации.
По поведенческому компоненту данные свидетельствуют о том, что 71% обучающихся экспериментальной группы после реализации педагогических условий могут свободно оперировать знаниями, позволяющими использовать их для решения профессиональных задач; умеют быстро мобилизовать имеющиеся интегрированные знания и перенести их для решения новой проблемной, исследовательской задачи.
В течение каждого семестра всего периода экспериментальной работы курсантам в рамках рефлексивного практикума было предложено выразить свое отношение к сформированности у самих себя перечисленных ниже знаний, умений, профессионально-личностных качеств. Данные рефлексивных практикумов были обобщены с данными по каждому показателю. Итак, полученные результаты показали:
1) обучение иностранному языку в военном вузе оказало прямое влияние на формирование готовности к профессиональной деятельности курсантов экспериментальной группы по всем выдвинутым критериям;
2) профессиональная направленность обучения курсантов дисциплине «Иностранный язык» способствует успешной самореализации выпускников в их будущей военно-профессиональной деятельности.
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Цель нашего исследования достигнута - мы выявили и обосновали, что профессиональная направленность обучения иностранному языку курсантов военного вуза с использованием инновационных педагогических технологий напрямую влияет на формирование у них готовности к профессиональной деятельности.
Задача 1 состояла в том, чтобы доказать наличие зависимости между содержанием обучения иностранному языку и процессом формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов военного вуза. Результаты успеваемости курсантов экспериментальной группы, а также результаты психолого-педагогической диагностики доказали наличие прямой зависимости между содержанием обучения иностранному языку и процессом формирования готовности к профессиональной деятельности курсантов военного вуза. Об этом свидетельствуют в том числе данные рефлексивного практикума.
Задача 2 состояла в том, чтобы раскрыть содержание особенностей обучения иностранному языку в военном вузе. Мы целенаправленно на занятиях по иностранному языку использовали больше заданий на развитие у курсантов способности целеполагания, подбирали профессионально-ориентированное содержание языкового учебного материала, что способствовало развитию стремления курсантов успешно овладеть языком и приобрести знания по военно-специальным дисциплинам и, соответственно, было направлено на формирование готовности к профессиональной деятельности.
Задача 3 состояла в том, чтобы разработать авторский комплекс методов и форм обучения курсантов иностранному языку, способствующий формированию готовности к профессиональной деятельности будущих офицеров, представить практические рекомендации по реализации данного комплекса. При разработке комплекса мы использовали инновационные педагогические технологии (информационные и интерактивные формы обучения) для освоения учебного речевого материала во взаимосвязи со спецификой будущей профессии. Это развивает у курсантов умение переносить и использовать знания и навыки с языкового аспекта на профессиональный, что оказывает непосредственное влияние на формирование готовности к профессиональной деятельности. Для преподавателей были разработаны методические рекомендации для практического использования на занятиях с курсантами по иностранному языку.
Материалы исследования внедрены в практику образовательной деятельности ДВОКУ, в результате которой получен достаточно высокий уровень сформированности готовности к профессиональной деятельности выпускников. По дисциплине «Иностранный язык» были разработаны и внедрены профессионально-ориентированные учебные пособия, электронные учебные пособия, интерактивные задания с использованием инновационных технологий, что способствовало формированию готовности к профессиональной деятельности курсантов. Был разработан авторский комплекс методов и форм обучения курсантов иностранному языку, представлены практические рекомендации по реализации данного комплекса и определены перспективы его использования.
Направление наших дальнейших исследований - выявить разницу в динамике формирования готовности к профессиональной деятельности в группах с углубленным изучением иностранного языка на курсе ДПО «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
Список источников
1. Белова С. В. Педагогика диалога. Теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКиППРО, 2006. 376 с.
2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 5-8.
3. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001. 127 с.
4. Вотинцева М. В. Иностранный язык как средство формирования профессиональной компетентности будущих офицеров: монография. Благовещенск: Изд-во Дальневост. высш. общевойск. команд. училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского, 2016. 120 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2004. 336 с.
6. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2000. 264 с.
7. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. 522 с.
8. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
9. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М.: Просвещение, 2008. 113 с.
10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
11. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. 480 с.
Military Students' Foreign-Language Competence as Component of Professional Readiness
Votintseva Marina Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy Shvarts Natal'ya Viktorovna
Far East Higher Combined Arms Command Military Zhukov 's order School named after Soviet Union Marshal K. K. Rokossovsky, Blagoveshchensk votinmarina@rambler. ru; nat-shvarc@yandex. ru
The article describes results of experimental work on formation of future officers' professional readiness in the process of foreign language teaching. The paper aims to identify and justify the role of foreign language teaching in formation of military students' professional readiness. Scientific originality of the study lies in the fact that the authors justify conclusively the important role of the discipline "Foreign Language" in formation of military students' professional readiness. The results acquired during approbation of the authors' original methodology of teaching foreign language to military students justify the thesis that foreign-language competence is an integral component of military students' professional readiness.
Key words and phrases: foreign language teaching; teaching foreign language to military students; professional readiness; forming future officers' professional readiness; potential of the discipline "Foreign Language".
УДК 378.147.227:372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 02.12.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.6.61
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме использования дистанционного обучения иностранным языкам. В работе рассматриваются особенности создания Массового открытого онлайн-курса (МООК) «Я говорю по-русски» для освоения русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Освещается опыт создания ресурса, позволяющего в короткий срок освоить русский язык до уровня А1, получить первичные навыки коммуникации, чтения, аудирования и создания письменного текста. Приводятся конкретные примеры использования ресурсов массовых открытых онлайн-курсов на начальном этапе обучения русскому языку иностранных граждан. Формулируются основные проблемы, возникающие при создании и использовании МООК, и предлагаются варианты их решения.
Ключевые слова и фразы: дистанционное обучение; МООК; онлайн-образование; русский язык как иностранный; интерактивные технологии.
Понкратова Екатерина Михайловна, к. филол. н. Тараканова Дарья Александровна, к. филол. н.
Национальный исследовательский Томский государственный университет ekponkratova@yandex. ги; dashnik@mail. ги
Русский язык на начальном этапе обучения иностранных граждан в электронном образовательном пространстве: теория и практика создания массового онлайн-курса
Одна из главных тенденций последнего времени в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) заключается в привлечении в образовательный процесс современных компьютерных технологий [1; 4; 9]. Внедрение в учебную деятельность интерактивных таблиц, мультимедийных презентаций, видеоконтента, инфографики год от года принимает всё более обязательный характер. Ведущие вузы страны создают и активно используют разнообразные интернет-курсы для изучения РКИ в системе "Моой1е". Еще одним популярным ресурсом для освоения иностранных языков являются Массовые открытые онлайн-курсы (МООК), рассчитанные на слушателей с уровнем владения русским языком не ниже базового. Однако вопрос