дидактическую связь между упражнениями, которая определяется принципом от простого к сложному.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафурова Т.Н. Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации/ Т.Н. Астафурова - Волгоград: Изд-во ВолГу, 1997. - С. 56-72.
2. Бузина Ю.Н. Обучение работе над английским текстом студентов экономических факультетов / Ю.Н. Бузина: дис. .. .канд. пед. наук. - М., 2000. - 211с.
3. Гончаров А.А. Методика обучения пониманию коммуникативного смысла текста / А.А. Гончаров: дис. .канд. пед. наук. - Тамбов, 2000. - 148 с.
4. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам / М.Г. Евдокимова. Монография - М: МИЭТ, 2004 - 312 с.
5. Зернецкая А.А. Структура понятия «коммуникативная компетенция» / А.А. Зернецкая // Русский язык за рубежом. - 2005. - №12. - С. 48-49.
6. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2004. - 536 с.
7. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учебно-методическое пособие / С.К. Фоломкина; науч. Ред. Н.И. Гез, М.: Высшая школа, 2005. -253 с.
Иванова Лариса Борисовна
кандидат педагогических наук, Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. В.Ф. Маргелова,
(г. Рязань, Россия)
УДК 378.12
ПРИМЕНЕНИЕ АКМЕЛИНГВИСТИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
THE USE OF ACMEOLOGY - TECHNOLOGY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE MILITARY COLLEGE
В статье рассматривается новая технология - акмелингвистика в обучении иностранным языкам в военном вузе, представлены основные принципы акмелингвистики. Особое внимание уделяется акмеограмме военного профессионала, которая ориентирует воина на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала.
Ключевые слова: акмелингвистика, принципы акмелингвистики, акмеограмма военного профессионала.
The article considers a new technology - acmeology in teaching foreign languages at the military College, the basic principles of acmeology are presented. Special attention is paid to
military professional acmeology, which directs the soldier to the effective development and creative potential.
Key words: acmeology, military College, principles of acmeology, military professional acmeology.
Сегодня ценность военного специалиста повышается, если он способен общаться на иностранном языке, вести переговоры с представителями другой страны в деловой сфере и на уровне межличностных отношений. Для военного специалиста знание иностранного языка позволяет понимать собеседника и успешно решать различные военно-профессиональные задачи в мирное и в военное время. Проведение военных учений вместе с представителями других государств, участие в миротворческих операциях, осуществление международных военных перевозок требуют от будущих военных специалистов умения и готовности не только читать специальную литературу на иностранном языке, но и общаться на нем [3].
Одной из трудностей обучения иностранному языку в военных вузах является отсутствие возможности общения с носителями языка и использования коммуникативных навыков во внеучебное время. Решение этой задачи возможно через моделирование преподавателем реальных и воображаемых речевых ситуаций на занятиях, используя различные приемы работы. Большое значение в решении этих задач отводится аудио и видеоматериалам. Их использование не только повышает интерес к овладению иностранным языком, но и способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализировать процесс обучения и совершенствовать речевую деятельность обучаемых.
Внедрение новых технологий обучения иностранным языкам связано с тем, что наступивший XXI век предъявляет новые требования к выпускникам вузов. Новая технология должна базироваться на закономерностях познавательной деятельности обучающихся, акме-направленности в обучении, т.е. на достижении выпускниками вершин профессиональной, творческой и духовно-нравственной деятельности.
Среди технологий, направленных на обучение иноязычному военно-профессиональному общению следует выделить акмелингвистику.
Название науки «акмелингвистика» произошло от греческого «акме» -«вершина» и латинского «лингвистика» - «языкознание». Исторически акмелингвистика возникла из акмеологии - науки, сформировавшейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека при достижении им наиболее высокого уровня.
Военная акмеология изучает феноменологию и особенности индивидуальных и групповых субъектов военной службы, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и деятельности при выполнении военно-профессиональных задач. Ее содержание охватывает проблемы теории и практики развития и самореализации военнослужащих и
82
воинских коллективов в военной службе. Для военной акмеологии принципиальное значение имеет положение общей акмеологии о том, что настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, о том, что он не возможен без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности. Оно ориентирует на то, чтобы военнослужащий рассматривался в качестве субъекта совокупного воинского труда, в процессе которого он гармонично развивается и наиболее полно и продуктивно задействует свой творческий потенциал.
Таким образом, акмелингвистика - это сфера не только научной, но и практической деятельности, которая рассматривает и использует закономерности, факторы и механизмы развития и саморазвития взрослого обучающегося в целях достижения им наиболее высоких результатов в обучении иностранному языку. То есть, язык здесь выступает как средство достижения личного «акме».
Ключевые понятия акмеологии (одарённость, мастерство, сознание, личность, совершенствование, креативность, индивидуальность) являются важными и в акмелингвистике. Обучение иностранным языкам должно стать индивидуализированным, функциональным, эффективным, когнитивным, разнообразным.
Одной из особенностей дисциплины «Иностранный язык» является то, что, с одной стороны, преподавание иностранного языка в военном вузе углубляет знания по будущей специальности, поскольку при всех видах речевой деятельности по программе курсант получает (и самостоятельно приобретает) определенную информацию по профилю специальности. С другой стороны, изучение тем, лексики будущей специальности позволяет значительно обогатить устную речь курсантов, их вокабуляр, в том числе в избранной области профессиональной деятельности, порождает дополнительную заинтересованность и положительную мотивацию к изучению языка.
Учебная дисциплина «Иностранный язык» в военном вузе способствует развитию психических процессов курсантов, совершенствует их речевые способности, формирует навыки обучения, самообучения и контроля, совершенствует культуру умственного труда, вносит весомый вклад в подготовку будущего специалиста. Существенную роль в этом на занятиях по иностранному языку играют активные методы обучения, самообучение, умение декодировать и кодировать иноязычную информацию, языковое тестирование. Организация продуктивного обучения иностранному языку, следовательно, приводит к необходимости систематического контроля и самообучения, учета уровня языковой подготовки курсантов, их индивидуально-психологических особенностей.
Основными принципами акмелингвистики являются: - систематизация в обучении иностранным языкам;
- ориентация на акмеограмму;
- учет психофизиологических особенностей обучающегося;
- последовательность и иерархичность в подаче учебного материала;
- следование акмеэтике.
Систематизация в обучении иностранным языкам предполагает постановку такой задачи перед курсантами, которую они должны сознательно принять и суметь осуществить на каждом этапе заданной программы обучения с конкретными указаниями тем, необходимого объёма лексики, грамматики, тренировочных упражнений на семестр, год, весь срок обучения иностранным языкам. Преподаватель должен разъяснить курсантам, как максимально эффективно достичь поставленной задачи, в том числе и в ходе самостоятельной работы.
Акмеограмма военного профессионала - описание всех сторон его труда (профессиональной деятельности, повседневных отношений, личностного развития и совокупного результата труда) и вытекающих из него требований к индивидуально-психологическим и психофизиологическим качествам специалиста. Акмеограмма является обобщенной категорией по отношению к профессиограмме и психограмме. Она ориентирует воина на выявление, продуктивное развитие и задействование творческого потенциала в феноменологической целостности, когда он предстает одновременно как индивид, субъект воинского труда, личность и индивидуальность.
Ориентация на акмеограмму означает, что курсант под руководством преподавателя должен стремиться получить максимум знаний, навыков, умений при изучении иностранного языка, проявляя ответственность и сознательность; он должен саморазвиваться и совершенствоваться, т.е. проявлять качества, свойственные зрелой личности. В акмеограмме отражены основные признаки творческого потенциала военнослужащего -профессиональные позиции, индивидуально-деятельностные особенности и акмеологические инварианты, которые образуют модель творческого военного профессионала.
Креативные технологии представляют собой единство разнообразных методик, методов, подходов и средств (в зависимости от характера учебного материала, уровня мотивации и образованности), которые позволяют продуктивно использовать учебное время. К креативным технологиям можно отнести программную, блочную, интенсивную, проблемную, эвристическую, модульную, конструктивную технологию, технологию дистанционного обучения и др. Вариативность различных креативных технологий предоставляет широкую возможность преподавателю быть более гибким в выборе средств и методов обучения, выборе тем для изучения, избавляет от жёстких требований, предоставляет свободу и инициативу педагогического поиска [1].
Учет психофизиологических особенностей обучающегося это синтез психологии, педагогики и физиологии для достижения наивысшего результата в обучении иностранным языкам. Он предполагает учёт особенности памяти,
мышления, восприятия, умение концентрировать внимание, знание типов высшей нервной системы, познавательную активность, готовность преодолевать трудности, связанные с усидчивостью и волей и т.д.
Последовательность и иерархичность в подаче учебного материала включает:
а) от простого к сложному;
б) концентрацию внимания в большей степени на частотных и главных явлениях в языке (для будущих военных специалистов - это, например, диалоги и тексты по специальности, специализированная лексика и устойчивые фразы), в) использование актуального и приоритетного языкового материала, и вида речевой деятельности (такие виды речевой деятельности, как говорение и аудирование, более необходимы будущим военным переводчикам).
Следование акмеэтике подразумевает воспитание духовно-нравственных качеств будущего специалиста и выражение своего собственного отношения к явлениям в обществе через иностранный язык (текстовой материал, ролевые и деловые игры, ситуативные упражнения, свое собственное отношение к явлениям в обществе и др.), соблюдение этических норм и авторских прав в материалах публикаций о себе или представляемой организации.
Таким образом, акмелингвистика является одной из инновационных технологий обучения иностранным языкам, позволяющая перестроить цели и методы обучения и по-новому взглянуть на роль и место каждого вида речевой деятельности в соответствии с реальными нуждами профессии будущего специалиста [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / под ред. Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева. - СПб. 2000. - 248 с.
2. Военная дидактика: [учебник] / Андрюнина О.Е и др.; Под ред. С.М. Карабутова - М.: Куприянова, 2010. - 503 с.
3. Гаврилова С.Г., Галиева Х.С. Роль иностранного языка в формировании комплексной готовности к профессиональной деятельности / С.Г. Гаврилова, Х.С. Галиева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2012. - C. 96-102.
4. Румянцева Л.Н. Технологии обучения иностранным языкам третьего тысячелетия с позиции акмелингвистики / Л.Н. Румянцева. - СПб, 2003.
Пархоменко Елена Николаевна,
старший преподаватель УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова», (г. Могилев, Республика Беларусь)
УДК 37:025.7
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
5-8 КЛАССОВ
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS IN DEVELOPING LOGICAL THINKING OF 5 - 8TH FORM PUPILS
Статья посвящена проблеме эффективного формирования логического мышления учащихся. Автор уточняет понятие «логическое мышление», его структуру и специфику педагогического воздействия на выделенные компоненты. Особое внимание уделено организационно-педагогическим условиям формирования логического мышления и подготовки педагогов к осуществлению такой деятельности. В качестве примеров приведены разработанные автором алгоритм формирования формально-мыслительных операций, логико-дидактические элементы.
Ключевые слова: логическое мышление, компоненты логического мышления, организационно-педагогические условия, готовность, индивидуализированная и совместно-рефлексивная учебная деятельность.
The article is devoted to the problem of effective formation of logical thinking pupils. The author clarifies the notion of "logical thinking", its structure and specificity of the pedagogical influence on selected components. Special attention is given to the organizational-pedagogical conditions offorming of logical thinking and training of teachers to implement such activities. The examples show the algorithm developed by the author formally mental operations, logical-didactic elements.
Key words: logical thinking, components of logical thinking, organizational-pedagogical conditions, availability, individualized and jointly-reflective learning activities.
Логическое мышление представляет собой осознанную, развёрнутую во времени системную, творческую, сочетающую продуктивные и репродуктивные действия, деятельность, предполагающую выявление и анализ проблемы, формулировку целей, задач, рабочей гипотезы, выбор методов и строгую схему процесса решения, проверку результатов на адекватность. В соответствии с общепринятой структурой деятельности [8] в составе логического мышления учащихся можно выделить мотивационный, конструктивный и рефлексивный компоненты. Они обладают психолого-педагогическими особенностями у учащихся 5 - 8 классов, их формирование отличается своеобразием.