АКМЕЛИНГВИСТИКА - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Дзугаева З.Р.
Дзугаева Зарина Руслановна - преподаватель английского языка, кафедра общественно-гуманитарных наук, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается акмелингвистика как наука, представляющая продуктивные технологии освоения иностранного языка, позволяющая сформировать у студентов мотивационную сферу, самостоятельность, креативность, и познавательную активность.
Ключевые слова: акмелингвистика, инновационные технологии, акмеология, акменаправленность.
Педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. Одним из составляющих компонентов педагогической акмеологии должна стать акмеологическая концепция педагогического мастерства, которое является способом бытия педагога и осуществимости потенциала его индивидуальности, а также условием для восхождения к достижению «акме». Акмеологический подход в современной системе профессионального образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование реализации творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога. Исторически акмелингвистика возникла из акмеологии - науки, сформировавшейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека при достижении им наиболее высокого уровня. Новейшие достижения в психологии, педагогике, социологии, психолингвистике, лингводидактике позволили сформировать новую науку, призванную решать актуальные проблемы обучения языкам. Акмелингвистика - это сфера не только научной, но и практической деятельности педагога, которая рассматривает и использует закономерности, факторы и механизмы развития и саморазвития взрослого учащегося в целях достижения им наиболее высоких результатов в обучении языку, то есть язык здесь выступает как средство достижения личного «акме» [1, с. 58].
Становление инновационных технологий обучения иностранным языкам вызвано необходимостью преодоления кризиса в образовании, что способствовало бы подготовке специалистов новой формации. Внедрение новых технологий крайне важно еще и в связи с тем, что наступивший XXI век предъявляет иные требования к выпускникам вузов, чем технократическое общество XX века. Технология обучения прошлого столетия, основанная на логике науки, на принципе «от знаний к умениям» должна превратиться в технологию, базирующуюся на закономерностях познавательной деятельности студентов, акме-направленности в обучении, т.е. на достижении выпускниками вершин профессиональной, творческой и духовно-нравственной деятельности [2, с. 229].
Именно эти цели и ставит перед собой новая наука - акмелингвистика. Ее название произошло от греческого «акме» - «вершина» и латинского «лингвистика» - «языкознание».
Акмелингвистика - это сфера не только научной, но и практической деятельности, которая рассматривает и использует закономерности, факторы и механизмы развития и саморазвития взрослого учащегося в целях достижения им наиболее высоких результатов в обучении иностранному языку. То есть язык здесь выступает как средство достижения личного «акме».
Основными принципами акмелингвистики являются:
1) Систематизация в обучении иностранным языкам
Этот подход предполагает постановку такой задачи перед студентами, которую они должны сознательно принять и суметь осуществить на каждом этапе обучения, максимально эффективно достичь поставленной задачи.
2) Ориентация на акмеограмму.
Данный принцип означает, что студент должен стремиться получить максимум знаний, навыков, и умений, он должен саморазвиваться и самосовершенствоваться.
3) Следование акмеэтике.
Этот принцип подразумевает воспитание духовно-нравственных качеств будущего специалиста и соблюдение этических норм.
Последняя ступень акмелингвистического обучения - сформировать навык самообучения, саморазвития и самосовершенствования, автономной деятельности будущего специалистах [3, с. 165].
Список литературы
1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала, 2004. 71 с.
2. Кузьмина Н.В., Зимичева А.М. Акмеология-2000. Методические и методологические проблемы // СПб., 2000. 248 с.
3. Румянцева Л.Н. Акмеолингвистика. Ч. 2: Преподавателю о студенте / Под ред. акад. Н.В. Кузьминой. СПб., 2000. 180 с.
ТЕХНОЛОГИЯ WEB-QUEST КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Тахауова Л.М.
Тахауова Лилия Мустафаевна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5, г. Альметьевск, Республика Татарстан
Аннотация: популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач. В статье проводится анализ эффективности использования технологии Web-quest как способ реализации проектной деятельности на уроках английского языка. Ключевые слова: Web-quest, проектная деятельность, интернет-ресурсы.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики или исследовательской работы на уроках иностранного языка - это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика и исследовательская работа дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме.
Данная технология называется веб-квест. Филипп Бенц так описывает веб-квест: «Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и организуют информацию, полученную из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, часто связанную с их будущей профессией» [1].