Научная статья на тему 'Воспитательный характер библейских текстов'

Воспитательный характер библейских текстов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МУДРОСТЬ / ПРИТЧИ / BIBLE / KNOWLEDGE / UP-BRINGING / WISDOM / PARABLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баканова Е. В.

Статья посвящена проблеме использования текстов Библии в дидактических целях при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в педагогическом вузе. В ней рассматриваются библейские тексты воспитательного характера и намечаются некоторые варианты работы с ними при изучении отдельных тем. Статья адресована прежде всего специалистам по лингвистике, риторике, лингводидактике и педагогике, но может оказаться интересной и для преподавателей других дисциплин гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problem of using the texts of the Bible in didactic aims. The author analyses the Biblical texts of educational nature and gives us examples of working with them while studying some specific topics. The article is addressed primarily to specialists in linguistics, rhetoric, didactics and pedagogy, but it may be interesting for teachers of other disciplines of the Humanities

Текст научной работы на тему «Воспитательный характер библейских текстов»

Баканова Е.В.

Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра русского языка, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования текстов Библии в дидактических целях при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в педагогическом вузе. В ней рассматриваются библейские тексты воспитательного характера и намечаются некоторые варианты работы с ними при изучении отдельных тем. Статья адресована прежде всего специалистам по лингвистике, риторике, лингводидактике и педагогике, но может оказаться интересной и для преподавателей других дисциплин гуманитарного профиля.

Summary

This article is devoted to the problem of using the texts of the Bible in didactic aims. The author analyses the Biblical texts of educational nature and gives us examples of working with them while studying some specific topics. The article is addressed primarily to specialists in linguistics, rhetoric, didactics and pedagogy, but it may be interesting for teachers of other disciplines of the Humanities.

Ключевые слова: Библия, знание, воспитание, мудрость, притчи Keywords: Bible, knowledge, up-bringing, wisdom, parables

Дисциплина «Русский язык и культура речи» в педагогическом вузе введена в учебные планы всех факультетов. Спецификой содержания учебного материала по этой дисциплине является интеграция научных знаний - собственно лингвистических, риторических, дидактических, общефилософских, логических, этических, эстетических; изучение отдельных тем опирается на сведения по истории, культурологии, теории аргументации, речевой и межкультурной коммуникации. Это позволяет решать комплексные задачи, стоящие перед преподавателем кафедры русского языка в условиях перехода на двухуровневую систему обучения: совершенствование специальных, общекультурных и общепедагогических компетенций; расширение языковой картины мира; воспитание современной творчески мыслящей языковой личности, толерантной, владеющей различными культурными кодами, способной адаптироваться в разных областях знания в процессе трудовой деятельности.

В контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза представляется перспективной работа с библейскими текстами. Студентам педагогического университета интересно и важно знать, что Библия - одна из первых книг в истории человеческой цивилизации, призванных давать знание, обучать и воспитывать. Что сказано в древней книге о воспитании; сильно ли отличались взгляды наших далёких предков на воспитание, отношения в семье, поведение - на все эти вопросы студенты могут найти ответы в процессе учебного диалога с книгами древнейшего культурного текста Библии. Считаем, что подход к Библии как феномену мировой культуры, древнему источнику знания и мудрости находится в рамках толерантности и не ущемляет национальных или религиозных чувств студентов различной этнической либо конфессиональной принадлежности.

Характер учебной дисциплины открывает перед преподавателем богатые

возможности использования текстов Библии в учебном процессе: это могут быть полный или частичный филологический либо риторический анализ; анализ концептуальный; самые разные задания речеведческого характера; устные и письменные творческие работы на темы отдельных библейских стихов; научно-исследовательские задания и т.п. - главным является верность общедидактическому принципу «обучая, воспитывать». Для студентов является открытием, насколько современно звучат сегодня многие библейские тексты.

Так, говоря о культуре устного речевого общения, студенты знакомятся с поучениями мудрого царя Соломона о речевом поведении в книге Притчи, например: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (15: 1) [здесь и далее выделено мной - Е.Б.]; «Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых - врачует» (12: 18); «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (13: 3); «Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостию спасаются» (11: 9); «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (18: 13); «Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему» (26: 4); «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой. (...) Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (27: 2, 6); «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (28: 23); «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. (...) Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (29: 11, 20) и др. - по существу, на основании этих микротекстов может быть сформулирован библейский риторический идеал. Такое речевое поведение соответствует современной концепции «гармонизирующего диалога» [1]. Кроме того, при чтении этих стихов студенты вспоминают такие профессионально известные тексты, как постулаты Г.П. Грайса, постулаты речевого общения Дж. Лакоффа, максимы Дж. Лича, три золотых правила риторики, и находят прямые параллели и соответствия.

Общий этический принцип, на основании которого сформулированы современные этические и коммуникативные нормы речи: «Поступай с людьми так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой» [2], - многими веками раньше был записан именно в Библии: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6: 31).

Изучая историю ораторского искусства, студенты узнают, что книга Второзаконие признаётся исследователями ярким образцом древнееврейской риторики [3], а книги Нового Завета - образцом красноречия православной культуры [4]. Риторический анализ речей Иисуса может стать предметом серьёзного разговора для студентов филологических специальностей.

Студентам, обучающимся по специальностям «Биология» и «Экология», полезно познакомиться с отдельными библейскими текстами Ветхого Завета (Лев. 13; 14: 35-55; 15: 1-13; Втор. 14: 3-21 и др.), своеобразие которых состоит в вербализации тривиальных, с точки зрения современного читателя, знаний - о соблюдении гигиены, заботе о здоровье, о запрете и разрешении определённой пищи, правилах захоронения умерших и под. Помня о времени создания этих книг, студенты осознают их значение для той эпохи, когда человечество ещё не владело очень многими знаниями (например, о причинах человеческих болезней, возбудителях инфекций и т.п.); поэтому такие тексты давали людям знания, необходимые для сохранения их жизни и здоровья.

Собственно, все библейские тексты всегда имели целью дать людям знание, поэтому во 2 Послании Тимофею Апостол Павел справедливо замечает: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (3: 16), - и далее: «Да будет совершенен Божий человек,

ко всякому доброму делу приготовлен» (3: 17) - на современном литературном языке это означает воспитание гармонически развитой личности, с высокими представлениями о Добре; разве не к этому должен стремиться и современный педагог: учитель, воспитатель, родитель?

Так называемые «учительные», по определению архимандрита Никифора [5], книги Библии (книги Иова, Соломона, Псалтырь в Ветхом Завете; Послания Апостолов в Новом Завете) касаются вопросов о взаимоотношениях с людьми, об отношениях и воспитании в семье, духовных и нравственно-этических ценностях. Родительская любовь и забота, ласковое и нежное отношение, обеспечение надёжного будущего своих детей; послушание, любовь и внимание детей к родителям (2 Кор. 12: 14; 1 Фес. 2: 7; Кол. 3: 20, 21 и др.) - эти библейские установки актуальны во все времена человеческой истории. Библия учит также уважать старость, чтить семейные традиции, тепло относиться друг к другу всем членам семьи, проявлять заботу о сиротах и вдовах, подавать молодым пример достойного поведения (1 Тим. 5: 1-3; Римл. 12: 10; Евр. 13: 1 и др.).

Так, апостол Павел в Посланиях своим ученикам наставляет их в общении с верующими: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, Быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Юношей также увещевай быть целомудренными. Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, Слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2: 1-8) - по сути это целая педагогическая система, со своими методами и целью: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5). Любовь как конечная цель «увещания», т.е. воспитания - основа гуманистической педагогики.

Прямой формулировкой цели воспитания открывается Книга Притчей Соломоновых: притчи необходимы, «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; Простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Притч. 1: 2-6).

Книга Притчи - действительно кладезь мудрых советов, касающихся самых разных сфер человеческой деятельности. Студенты самостоятельно выделяют микротемы в тексте Притчей - это советы о взаимоотношениях с людьми (18: 19, 17: 17, 18: 24, 27: 9); об отношениях в семье (14: 1, 21: 19); о супружеской верности (23:27, 33, а также 5: 18-20; 6: 24-26; 7: 7-23; 9: 13-18 и др.); о послушании родителям (1: 8, 9; 6: 20, 23; 13:1; 15: 20; 20: 20); о ведении хозяйства (10: 5, 12: 11, 27: 23); советы о том, как сохранять свой дом, преумножать имущество для своих потомков - для этого нужно сохранять мир и покой в доме (17:1, 21: 9, 24:3); нужно много трудиться (10: 4; 12: 14, 27; 13: 4; 20:4; 20:13; 24: 33, 34) и др.

Помимо конкретно-практических советов, в Притчах сформулированы наставления, касающиеся нравственно-этической сферы: «Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо» (21: 8); «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои» (23: 4); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно» (23: 31); «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (25: 28);

«Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего» (31: 8, 9) и др.- по своей смысловой наполненности эти высказывания соответствуют современным нормам морали и нравственности, которых должен придерживаться воспитанный в современном смысле слова человек. Каждый из этих стихов на усмотрение преподавателя может быть предложен студентам в качестве темы публичного выступления либо письменной творческой работы.

Древний автор сохранил потомкам свои представления о методах воспитания, в частности, о наказании как одном из них: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его»; «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его(...)»; «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет»; «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него»; «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней»; «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. (...) Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притч. 10: 24; 19: 18, 19; 22: 6, 15; 23: 13, 14; 29: 15, 17) - такие взгляды обусловлены прежде всего основами Веры, «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3:12), поэтому и авторы греческих текстов высказывались так же.

Эти тексты оказываются в центре внимания студентов-гуманитариев при обучении искусству спора. Начать занятие можно с создания проблемной ситуации: Как мы знаем, «Цель(...) увещания есть любовь» (1 Тим. 1: 5), «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8) - почему же «(...) кого любит Господь, того наказывает(...)» (Притч. 3: 12)? Студенты с позиций современного читателя предполагают, что «наказание» в древних текстах было синонимом воспитания, и система параллельных мест в гипертексте Библии дает основание так думать: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай» (Иов. 5: 17); «Блажен человек, которого вразумляешь ты, Господи, и наставляешь законом своим» (Пс. 93: 12); «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12); «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19) и др. Синтагматические и парадигматические звенья выстраиваются в логическую цепь: воспитание - это вразумление, наставление, изучение законов Бога и одновременно проверка, испытание на верность через искушение, обличение, наказание и покаяние, -а выдержавшие получают обещанное Богом по Его Слову, «венец жизни».

Наставления Соломона в русском Синодальном переводе представлены не только в притчевых речевых формах, но и прямо - в формах императива: «Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих» (Притчи 4: 5); «Главное - мудрость: приобретай мудрость. И всем имением твоим приобретай разум» (4:7); «Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам» (23: 12); либо в двусоставных синтаксических конструкциях с реальной модальностью настоящего или будущего, звучащих как аксиомы и постулаты: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (12:1); «Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни» (6: 23). Студентам разных специализаций «Иностранный язык», а также студентам специальностей «Родной язык и литература» сопоставление в плане выражения и содержания русского перевода библейских текстов и переводов на изучаемые (родные) языки - не просто интересно, но и в значительной степени продвигает их в осмыслении библейской мудрости.

Многие стихи из книги Соломона Притчи носят афористичный характер, среди них особое внимание считаем необходимым уделить стихам о любви и взаимном уважении в семье. Провозглашение семейных ценностей - важная воспитательная составляющая библейских текстов: {{Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство» (11: 16); «Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного»» (13: 22); «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (15: 17); «Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их»» (17: 6); и мн. др. Понравившиеся стихи студенты записывают в педагогическую копилку.

Мудрый Соломон многие свои мысли записал высокохудожественным слогом, и они дошли до потомков в образной форме, сохранившей выразительность эпитетов, сравнений, метафор и повторов - например, Поучение ленивца (6: 6-11) - или похвала добродетельной жены (31: 10-31), а также другие стихи (11:29; 15:19; 16: 24; 18: 4; 25: 11; 26: 9, 21; 30: 17). Лингвистический анализ подобных текстов, определение тропов и фигур речи способствует закреплению у студентов знаний о выразительных средствах языка, расширяет их знания о древнейших риторических приёмах, а также вызывает истинное эстетическое наслаждение.

В жанре притчи написаны многие библейские тексты - это не только книга с таким названием, но и отдельные притчи, представляющие собой автономные тексты, большинство из которых являются прецедентными. Все они носят поучительный характер в самом широком смысле, то есть обучающий мудрости и воспитывающий, и являются предметом отдельного разговора на занятиях - например, Притча о блудном сыне (Лк. 15: 11-32) и др.

В рамках данной статьи мы лишь наметили некоторые варианты использования библейских текстов воспитательного характера в дидактических целях. В целом же все тексты Библии являются богатейшим источником мудрости; серьёзного анализа: филологического, концептуального, риторического - и обобщений: философских, историко-культурных, нравственно-этических, педагогических - и могут оказаться весьма полезными как для преподавателей многих гуманитарных дисциплин, так и для студентов - будущих учителей или родителей.

Литература

1. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С.10.

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2008. С. 160.

3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003.С. 589.

4. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 93-99.

5. Библейская энциклопедия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.