Научная статья на тему 'Мудрость в тексте Библии'

Мудрость в тексте Библии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3503
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ / BIBLICAL TEXT / МУДРОСТЬ / WISDOM / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / COGNITIVE CAPACITY / ДОБРОДЕТЕЛЬ / VIRTUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воркачев Сергей Григорьевич

На материале текста Библии исследуется вербализация такого проявления познавательной способности человека, как мудрость. Устанавливается, что библейская мудрость разновидность добродетели, которая персонифицируется в образе проповедника, и что мудрость земная противопоставляется премудрости Божьей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WISDOM IN THE BIBLE TEXT

The verbalization of wisdom as a kind of human cognitive capacity is studied on the material of the Bible text. It is established that biblical wisdom is a kind of virtue, which is personified in the figure of prophet, and that the human wisdom is opposed to the wisdom of God.

Текст научной работы на тему «Мудрость в тексте Библии»

текстологические исследования

мудрость в тексте библии

Сергей Григорьевич Воркачев,

доктор филологических наук, профессор кафедры научно-технического перевода Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар

На материале текста Библии исследуется вербализация такого проявления познавательной способности человека, как мудрость. Устанавливается, что библейская мудрость - разновидность добродетели, которая персонифицируется в образе проповедника, и что мудрость земная противопоставляется премудрости Божьей.

Ключевые слова: библейский текст, мудрость, познавательная способность, добродетель.

wisdom in the bible text

Sergei G. Vorkachev,

Doctor of Philology (Advances Doctorate), Professor of the Science-tech Translation Department, Kuban State Technological University

The verbalization of wisdom as a kind of human cognitive capacity is studied on the material of the Bible text. It is established that biblical wisdom is a kind of virtue, which is personified in the figure of prophet, and that the human wisdom is opposed to the wisdom of God.

Key words: biblical text, wisdom, cognitive capacity, virtue.

Одной из сущностных характеристик человека выступает обладание интеллектом - познавательной способностью, которая в самом общем виде раскрывается как предрасположенность живого существа к успешному пониманию, обучению и решению практических и теоретических задач и «инструментально» направлена на приспособление этого существа к изменяющейся среде обитания - на его вы-

живание. Интеллект - явление разнокачественное, обуславливаемое различными сопутствующими психическими факторами (память, внимание, воображение, логика и пр.), и многопараметрическое (скорость и точность обработки информации, критичность, гибкость, самостоятельность мышления и пр.) (см.: [5: 124]).

Вполне естественно, что количественная параметризация познавательной способности, соотносимая с его праксеологией - степенью пригодности к обеспечению целей выживания индивида, аксиологична: обладание высоким интеллектом (умом) оценивается положительно, дефицит интеллекта (глупость) оценивается отрицательно, а его полное отсутствие (безумие) - тем более. В то же самое время в аксиологии интеллекта выделяется еще одно измерение - этическое, оценивающее познавательную способность со стороны её пригодности для достижения благополучия рода и «фильтрующее» средства индивидуального выживания, в котором мудрость противопоставляется хитрости.

Мудрость представляет собой одну из «ключевых идей» библейского текста: ей посвящены книги Иова, Экклезиаста, Притчей и частично Псалмов (Пс. 1; 36; 48; 72; 111; 126; 127), её имя непосредственно фигурирует в названиях книг - «Премудрости Соломона», «Премудрости Иисуса, сына Сирахова». Центральное место мудрости в концептуальной системе религии вполне объяснимо: с её помощью дается ответ на столь востребованный человечеством вопрос о конечной цели бытия, который в русской философии был впервые сформулирован в дневниках Л. Н. Толстого как вопрос о смысле жизни (см.: [1: 21; 4: 137]). Конечно, словосочетания «смысл жизни» в Священном Писании нет, а слово «смысл» встречается, главным образом, в значении «понимание, разумение», однако идея смысла жизни, безусловно, присутствует в семантике библейской мудрости, которая, по существу, представляет собой знание конечных целей бытия (см.: [6: 590]). «Философским и поэтическим размышлением о смысле жизни» [8: 238] представляется приписываемая царю Соломону книга «Экклезиаста».

Библейская мудрость - это добродетель, состоящая, прежде всего, в соблюдении закона и заповедей (см.: [6: 590]), в том, что здесь называется «страх Господень»: «Всякая мудрость - страх Господень, и во всякой мудрости - исполнение закона» (Сир. 19: 18); «Соблюдающий закон обладает своими мыслями, и совершение страха Господня - мудрость» (Сир. 19: 18); «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум» (Иов 28: 28); «Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110: 10); «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Пр. 15: 33); «Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие» (Сир. 1: 20); «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» (Сир. 1: 26); «Премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему -вера и кротость» (Сир. 1: 27); «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав» (Ек. 8: 5).

От основы «мудр-» в библейском тексте образован целый ряд производных -«мудрость», «премудрость», «мудрец», «мудрый», «премудрый», «немудрый», «умудрить(ся)», «мудрствовать», «смиренномудрие», «смиренномудрый», «цело-

мудрие», «целомудренный». Наиболее частотные из этих производных ранжируются следующим образом:

мудрость 203

премудрость 93

мудрец 32

мудрый 176

премудрый 9

Совокупная частота появления в тексте Библии производных от основы «мудр-» составляет 538 появлений, что превышает где-то в разы частоту появления здесь производных от любой другой основы, передающей значения познавательной способности, и это еще раз свидетельствует о значимости мудрости в концептуальной системе религиозного дискурса.

Закон, заповеди и прочие «Божественные постановления», которым должен следовать человек, чтобы спасти свою душу для Царствия Небесного, - все это по отношению к нему некие внешние силы. От него самого зависит только возможность их открыть, признать своими и следовать им в своей земной жизни - вот почему библейская мудрость как знание конечных целей бытия носит «объективистский» характер, где Творец занимает место природы (см.: [7: 92; 4: 34-35]). Замысел Божий, конечно, до конца непознаваем, но вполне возможно просто следовать заповедям и исполнять закон.

Библейская мудрость таинственная и мистична - она дается не каждому («Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается» - Сир. 6: 23), мудрецы - это книжники, пророки и гадатели: «И открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести!» (Иов 11:6); «Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их» (Пр. 1: 6); «Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели» (Дан. 2: 27); «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?» (1 Кор. 1: 20); «Вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя» (Иез. 28: 3); «И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна» (Дан. 4: 3); «Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого» (Дан. 5: 15); «Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» (Мф. 23: 34); «Если кто желает большой опытности, мудрость... предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен» (Прем. 8: 8).

Библейская мудрость обращена в прошлое - действительно, если «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Ек. 1: 9); «что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было» (Ек. 3: 15), то зачем что-то искать в будущем?: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в про-

рочествах» (Прем. 39: 1); «Мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее» (Прем. 8: 8); «И сказал царь мудрецам, знающим прежние времена - ибо дела царя делались пред всеми знающими закон и права» (Есф. 1: 13).

Библейская мудрость, как и мудрость житейская, - плод долголетия и опыта: «В старцах - мудрость, и в долголетних - разум» (Иов 12: 12); «Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов 32: 7); «Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир. 6:

18); «Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости» (Перм. 4: 9); «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому» (Прем. 6: 35); «Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет!» (Прем. 25: 7).

Слово «мудрость» в библейском тексте употребляется в трех основных значениях (см.: [6: 590-591]). Наиболее древний смысловой пласт здесь представлен искусством и ремеслом: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], резать камни для встав-ливания и резать дерево для всякого дела» (Исх. 31: 3-5); «Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу [для святилища] резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани» (Исх. 35: 35).

Второе значение библейской мудрости - мудрость житейская, практическая, с помощью которой человек может безгрешно преуспеть в своих земных делах, представленная, главным образом, в «Книге Притч»: быть честным, трудолюбивым, хорошим семьянином и пр.,: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Вт. 16:

19); «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Пр. 6: 6-8); «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Пр. 13: 1); «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость» (Пр. 12; 10); «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Пр. 14: 1); «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Пр. 15: 20); «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Пр. 18: 20); «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается» (Пр. 24: 3); «Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо» (Пр. 24: 23); «Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение» (Пр. 29: 3); «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце» (Ек. 7: 7).

И, наконец, третье и «высшее» значение библейской мудрости - это «мудрость размышляющая», направленная на раздумья о смысле жизни и конечной цели бытия, в которой отражается «кодекс нравственного поведения» [6: 590], данный Всевышним человеку, формально часто отмеченная пондеративным префиксом «пре-» и обсуждаемая преимущественно в Книгах Иова, Экклезиаста и Иисуса, Сына Си-

рахова: «Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, - всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите» (1 Езд. 7: 25); «Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость?» (Иов 15: 18); «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» (Пс. 36: 30); «Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется» (Пр. 10: 8); «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» (Пр. 23: 15); «Ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» (Прем. 7: 26); «Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе» (Сир. 6: 37).

Библейская мудрость - категория, прежде всего, нравственная, разновидность добродетели и, как большинство добродетелей, состоит в воздержании от греховных поступков - энкратий: «не убий, не кради, не прелюбодействуй, не клянись, не гневайся, не лги, не возгордись» и пр. (см.: Верещагин 2000: 245). Мудрец - это праведник, он воздерживается от гнева («Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» - Пр. 29: 11), от лжи («Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается» - Сир. 34: 8), от беспечности («Человек мудрый во всем будет осторожен и во дни грехов удержится от беспечности» - Сир. 18: 27), но более всего - от гордыни («Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость» - Пр. 11: 2; «Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож» - Сир. 11: 1; «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» - Иак. 3: 13). Корень «мудр-» входит в состав таких сложных имен, как «смиренномудрие» (9 появлений), «высокомудрие» и «целомудрие» (7 появлений), отправляющих к смирению и сексуальной чистоте: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5); «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2: 3); «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3: 12); «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12: 16); «Чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит. 2: 2); «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Тит. 2: 6).

Непременным условием обретения мудрости в Библии признается наличие досуга, позволяющего обратиться к учению и книгам: «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их и которого разговор только о молодых волах?» (Сир. 38: 24-25);

Органом мудрости в Библии является сердце, а словосочетание «мудрый сердцем» (16 появлений) выступает практически в качестве эпитета: «И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь» (Исх. 31: 10);

«И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (3 Цар. 10: 24); «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89: 12).

Библейский мудрец - это, прежде всего, проповедник («Всё сотворил Господь, и благочестивым даровал мудрость» - Сир. 43: 36), обладающий моральной обязанностью донести до людей свою мудрость, в которой отражена мудрость Творца: «Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию» (Ек. 12: 9); «Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так» (Пр. 15: 7); «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Пр. 16: 23); «Мудрый муж поучает народ свой, и плоды знания его верны» (Сир. 37: 26); «Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих?» (Сир. 20: 30); «Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость» (Сир. 41: 18).

Библейская мудрость метафоризируется нисколько не меньше, чем библейская глупость. Трижды в «Книге притч соломоновых» она персонифицируется в образе проповедника - «стоит на торжище и взывает ко всем, кто готов услышать и выполнить её наставления» [6: 591]. Мудрость совершает все действия, присущие человеку - она передвигается, проживает, отдыхает, говорит, сидит и пр.: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей» Пр. 2: 10); «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» (Пр. 8: 12); «Мудрость почиет в сердце разумного» (Пр. 14: 33); «Потому и премудрость Бо-жия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лук. 11: 49); «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих» (Прем. 6: 12-14).

У нее есть путь, и путь этот прямой: «Сыновья Агари искали земного знания, равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы и исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее» (Вар. 3: 23); «Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь» (Пр. 23: 19); «Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали» (Вар. 3: 20);

Библейская мудрость уподобляется движению вверх, свету, правой стороне: «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Пр. 15: 24); «И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме» (Ек. 2: 14-14); «Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую» (Ек. 10: 2).

Она уподобляется воде и пище («Напитает его хлебом разума, и водою мудрости напоит его» - Сир. 15: 3; «Потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания» - 3 Езд. 14: 48; «Закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым. Он насыщает мудростью, как Фисон и как Тигр во дни новин» - Сир. 24: 26-27; «Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток» - Пр. 18: 4; «Я отвечал и сказал: душа! пожри смысл

и поглоти мудрость» - 3 Ездр. 8: 4), растению («Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие» - Сир. 1: 20; «Плод добрых трудов славен, и корень мудрости неподвижен» - Прем. 3: 15), высокому строению («Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих» - Пр. 24: 7).

Библейская литература о мудрости - это, прежде всего, «похвала мудрости» -своего рода гимн в ее честь: «А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов» (Иов 28: 8); «Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8: 11); «Приобретение мудрости гораздо лучше золота» (Пр. 16: 16); «Мудрость лучше силы» (Ек. 9: 16); «Мудрость лучше воинских орудий» (Ек. 9: 18); «Она есть неистощимое сокровище для людей» (Прем. 7: 14); «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем. 7: 26); «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше» (Прем. 7: 29); «В родстве с премудростью - бессмертие, и в дружестве с нею - благое наслаждение, и в трудах рук ее - богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею - разум, и в общении слов ее - добрая слава» (Прем. 8: 17-18).

Тем не менее выставление своей мудрости напоказ и усложнение простых вещей осуждается: «Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй» (Сир. 32: 6); «Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем» (Сир. 7: 5); «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку» (Иов 11: 12); «И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 2: 20).

И еще. Несколько двойственным усматривается отношение к мудрости самого мудрого из библейских мудрецов, автора «Экклезиаста» - царя Соломона, написавшего следующие пессимистические строки: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Ек. 1:17-19) - этакое «горе от ума», навеянное размышлениями о бренности и несправедливости земной жизни, где «мудрого не будут помнить вечно, как и глупого» и «мудрый умирает наравне с глупым» (Ек. 2: 16), где «нет у человека преимущества перед скотом» (Ек. 3: 19), где мертвые счастливее живых, а «блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Ек. 4: 2-3). Сюда же можно добавить не вошедшие в канонический перевод Библии слова о том, что perversi difficile corriguntur, et stultorum infinitum est numerus (Ecc. 1: 15) - «развратники с трудом исправляются, а глупцам нет числа». И там же чисто житейское наблюдение о вредоносности проявления чрезмерной мудрости: «Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?» (Ек. 7: 16).

В посланиях святого Павла мудрость «плотская», земная и человеческая, постоянно противопоставляется премудрости Божьей - «знанию Божьего замысла о спасении через Иисуса Христа» [6: 591]: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна,

послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 15-17); «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1: 25); «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2: 4-7); «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас» (2 Кор. 1: 12).

Описание высшего разумения в библейском тексте хотелось бы закончить «формулой мудрости», верной на все времена и в общих чертах совпадающей с концепцией «эпикурейского счастья» (см.: [3: 86-87]): «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Ек. 9: 9-10).

Итак.

Мудрость представляет собой одну из «ключевых идей» библейского текста. Слово «мудрость» в библейском тексте употребляется в трех основных значениях: искусство и ремесло; мудрость житейская, практическая, с помощью которой человек может безгрешно преуспеть в своих земных делах; «мудрость размышляющая», направленная на раздумья о смысле жизни и конечной цели бытия.

Библейская мудрость - это разновидность добродетели, она состоит в воздержании от греховных поступков. Непременным условием обретения мудрости в Библии признается наличие досуга; органом мудрости в Библии является сердце, а словосочетание «мудрый сердцем» выступает практически в качестве эпитета. Библейский мудрец - это, прежде всего, проповедник, обладающий моральной обязанностью донести до людей свою мудрость, в которой отражена мудрость Творца.

Библейская мудрость персонифицируется в образе проповедника, она совершает все действия, присущие человеку, у нее есть путь, и путь этот прямой. Библейская мудрость уподобляется движению вверх, свету, правой стороне, воде и пище.

Библейская литература о мудрости - это, прежде всего, «похвала мудрости» -своего рода гимн в её честь. Тем не менее выставление своей мудрости напоказ и усложнение простых вещей осуждается. Мудрость «плотская», земная и человеческая, противопоставляется премудрости Божьей - знанию Божьего замысла о спасении.

литература

1. Венцлер Л. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание // Вопросы философии. 2007. № 11. С. 21-32.

2. Верещагин Е. М. Об относительности мирской этической нормы // Логический анализ языка: языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 235-245.

3. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 236 с.

4. Воркачев С. Г. Что есть человек и что польза его: идея смысла жизни в линг-вокультуре. Волгоград: Парадигма, 2011. 203 с.

5. Воркачев С. Г. Семантика интеллекта по данным научного дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 122-127.

6. Евангельский словарь библейского богословия. СПб.: Библия для всех, 2002. 1232 с.

7. Имянитов Н. С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006. № 7. С. 84-94.

8. Карасик В. И. «Экклезиаст»: лингвокультурный комментарий // Языковая кристаллизация смысла. М.: Гнозис, 2010. С. 237-248.

9. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.-Вена: Языки славянской культуры: Венский славистический альманах, 2004. 1488 с.

10. Шаров С. А. Частотный словарь русского языка. [Электронный ресурс]. Российский НИИ искусственного интеллекта.

references

1. Vendler L. Ponjatie «smysl zhizni» v filosofii Vladimira Solov'eva i Evgenija Tru-beckogo. Formal'naja struktura i soderzhanie // Voprosy filosofii. 2007. № 11. Р. 21-32.

2. Vereshhagin E. M. Ob otnositel'nosti mirskoj jeticheskoj normy // Logicheskij analiz jazyka: jazyki jetiki. M.: Jazyki russkoj kul'tury, 2000. Р. 235-245.

3. Vorkachev S. G. Schast'e kak lingvokul'turnyj koncept. M.: Gnozis, 2004. 236 р.

4. Vorkachev S. G. Chto est' chelovek i chto pol'za ego: ideja smysla zhizni v lingvokul'ture. Volgograd: Paradigma, 2011. 203 р.

5. Vorkachev S. G. Semantika intellekta po dannym nauchnogo diskursa // Vestnik Pjatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2014. № 2. Р. 122-127.

6. Evangel'skij slovar' biblejskogo bogoslovija. SPb.: Biblija dlja vseh, 2002. 1232 р.

7. Imjanitov N. S. Objektivnye smysly zhizni i sushhestvovanija // Voprosy filosofii. 2006. № 7. Р. 84-94.

8. Karasik V. I. «Jekkleziast»: lingvokul'turnyj kommentarij // Jazykovaja kristal-lizacija smysla. M.: Gnozis, 2010. Р. 237-248.

9. Novyj obj,jasnitel'nyj slovar' sinonimov russkogo jazyka. M.-Vena: Jazyki slavjan-skoj kul'tury: Venskij slavisticheskij al'manah, 2004. 1488 р.

10. Sharov S. A. Chastotnyj slovar' russkogo jazyka. [Jelektronnyj resurs]. Rossijskij NII iskusstvennogo intellekta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.