Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЧИНЕНИЕ / ЭССЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / РОДНОЙ ЯЗЫК / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Ольга Владимировна

Проблемы воспитания волнуют общество с древнейших времен. Воспитание начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях, в социуме. В современных реалиях выросло внимание к воспитанию в высшей школе. Роль педагога сводится к организации и регулированию среды, в которой находится обучающийся, и помощи ему получить новый опыт, осмыслить общечеловеческие ценности. Один из способов воспитания - через творческие письменные работы. Они способствуют развитию речевой культуры, а также побуждают обучающихся осмысливать и оценивать свой и исторический опыт, устанавливать причинно-следственные связи, способствуют формированию взглядов и убеждений, воспитанию каких-либо качеств. Воспитательный эффект сочинения зависит от его темы и ее идейной направленности. Темы сочинений о языке, о семье, о выдающихся людях своего народа, о профессии обладают потенциалом развития патриотизма и гражданственности. В статье рассказывается об опыте участия иностранных слушателей СибЮИ МВД России в конкурсах сочинений. Приведенные отрывки из работ показывают, что эссе способствует не только самовыражению, но и воспитанию уважительного отношения к языку, к культурному наследию, к своей профессии, к памяти народа, к героям, а также развитию патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL EFFECT OF CREATIVE WRITTEN WORKS

The problems of education have been troubling society since ancient times. Education begins in the family and continues in educational institutions, in society. In modern realities, attention to education in higher education has grown. The role of the teacher is reduced to the organization and regulation of the environment in which the student is located, and helping him to gain new experience, to comprehend universal values. One of the ways of education is through creative written works. They contribute to the development of speech culture, as well as encourage students to comprehend and evaluate their own and historical experience, establish cause-and-effect relationships, contribute to the formation of views and beliefs, the education of any qualities. The educational effect of the essay depends on its theme and its ideological orientation. The themes of the essays about the language, about the family, about the outstanding people of their people, about the profession have the potential to develop patriotism and citizenship. The article tells about the experience of participation of foreign students of the 1Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in essay competitions. These excerpts from the works show that the essay contributes not only to self-expression, but also to the education of respect for the language, for cultural heritage, for one's profession, for the memory of the people, for heroes, as well as the development of patriotism.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Приходько Ольга Владимировна

Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Красноярск) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Аннотация. Проблемы воспитания волнуют общество с древнейших времен. Воспитание начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях, в социуме. В современных реалиях выросло внимание к воспитанию в высшей школе. Роль педагога сводится к организации и регулированию среды, в которой находится обучающийся, и помощи ему получить новый опыт, осмыслить общечеловеческие ценности. Один из способов воспитания - через творческие письменные работы. Они способствуют развитию речевой культуры, а также побуждают обучающихся осмысливать и оценивать свой и исторический опыт, устанавливать причинно-следственные связи, способствуют формированию взглядов и убеждений, воспитанию каких-либо качеств. Воспитательный эффект сочинения зависит от его темы и ее идейной направленности. Темы сочинений о языке, о семье, о выдающихся людях своего народа, о профессии обладают потенциалом развития патриотизма и гражданственности. В статье рассказывается об опыте участия иностранных слушателей СибЮИ МВД России в конкурсах сочинений. Приведенные отрывки из работ показывают, что эссе способствует не только самовыражению, но и воспитанию уважительного отношения к языку, к культурному наследию, к своей профессии, к памяти народа, к героям, а также развитию патриотизма.

Ключевые слова: воспитание, личность, творческая работа, сочинение, эссе, русский язык, родной язык, патриотизм.

Annоtation. The problems of education have been troubling society since ancient times. Education begins in the family and continues in educational institutions, in society. In modern realities, attention to education in higher education has grown. The role of the teacher is reduced to the organization and regulation of the environment in which the student is located, and helping him to gain new experience, to comprehend universal values. One of the ways of education is through creative written works. They contribute to the development of speech culture, as well as encourage students to comprehend and evaluate their own and historical experience, establish cause-and-effect relationships, contribute to the formation of views and beliefs, the education of any qualities. The educational effect of the essay depends on its theme and its ideological orientation. The themes of the essays about the language, about the family, about the outstanding people of their people, about the profession have the potential to develop patriotism and citizenship. The article tells about the experience of participation of foreign students of the ISiberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in essay competitions. These excerpts from the works show that the essay contributes not only to self-expression, but also to the education of respect for the language, for cultural heritage, for one's profession, for the memory of the people, for heroes, as well as the development of patriotism.

Key words: education, personality, creative work, essay, essay, Russian language, native language, patriotism.

Введение. Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-Ф3 были внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, а именно: введены понятие «воспитание» и общие требования к организации воспитания в образовательных учреждениях.

Согласно указанному федеральному закону, «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [5].

Мысли о воспитании впервые встречаются еще в древнейших рукописях. Еще в древней Спарте создавались специальные государственные воспитательные учреждения для мальчиков. Развитие общества, сохранение и обогащение его культуры невозможно без воспитания подрастающего поколения, без передачи ему опыта от предшествующих поколений. О воспитании как педагогическом феномене написано много ученых трактатов. В педагогической литературе встречается разная трактовка воспитания: воздействие на человека социального строя и окружающей действительности; передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта; учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении; специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов; формирование отдельных качеств человека [1].

Изложение основного материала статьи. Проблемам воспитания в последние годы посвящены труды О.А. Востровой, Й.Н. Ганиевой, Н.В. Гризодуб, С.В. Ждановой, Е.П. Кутьиной, Т.С. Марьиной, М.В. Николаева, О.И. Панфиловой, Р.Р. Собирова, Д.Н. Соболева, О.Ф. Умарова, А.В. Черкасова, Т.Д. Чуенковой, Л.А. Шарифовой, Л.В. Шукчус и других ученых, которые подчеркивают важность педагогического сопровождения процесса профессионального воспитания студентов вуза.

Главная цель воспитания, по нашему мнению, - формирование гармонически развитой личности, готовой к полноценной жизни в современном обществе, способной выступать в разных социальных ролях. Воспитание начинается в семье и продолжается в образовательных учреждениях, в социуме, в окружающей среде. В современных реалиях выросло внимание к воспитанию в высшей школе. Роль педагога сводится к организации и регулированию среды, в которой находится обучающийся, и помощи ему получить новый опыт, сформировать новые нейронные связи, осмыслить общечеловеческие ценности, расставить приоритеты.

По Г.Е. Залесскому, роль педагога в формировании личности обучающегося состоит в предоставлении его уму разнообразного материала, в создании специальных упражнений, выполняя которые обучающийся будет развиваться и в духовном плане. Нам видится целесообразным воспитывать в том числе через творческие письменные работы, поскольку творчество «учит психику восхождению над непосредственным переживанием».

Размышление над конкретной темой сочинения позволяет запустить процесс понимания как способности постичь значение и смысл чего-либо в своей жизни и жизни общества. При этом помимо интеллектуальной составляющей задействуется эмоциональная, предполагающая формирование отношения обучающегося к познаваемой им реальности. Таким образом, мы можем говорить о формировании мировоззрения обучающегося как системы взглядов на мир и свое место в нем. На основе этих взглядов формируются убеждения людей, их ценностные ориентации и идеалы.

Педагог призван помочь обучающемуся провести иерархизацию мотивов и деятельностей, сформировать концепцию отношения к окружающему миру и к самому себе, а для этого необходимо поставить его в такие условия, когда обучающийся будет вынужден проанализировать и оценить как опыт человечества, так и личный жизненный опыт.

В рамках занятий по той или иной дисциплине преподаватели дают задание написать эссе, но, как правило, это бывают узкие, профессионально-направленные темы. Безусловно, каждая из них несет воспитательный эффект и оправдана целью дисциплины и целью и задачами конкретного занятия. Любое сочинение развивает логику, приучает последовательно рассуждать и излагать мысли, а главное, осознавать свои чувства, побуждения и систематизировать их. В том числе сочинение приучает мыслить самостоятельно. Проверка работ на антиплагиат вынуждает обучающихся рассуждать самим, задействуя собственный опыт и при этом создавая уникальный текст. Однако обращение к чужим работам по близким темам как источнику вдохновения тоже может быть полезным: на хороших образцах учатся. Каково бы ни было разнообразие тем творческих работ, решению воспитательных задач более способствует идейная направленность раскрытия темы. Главным плюсом творческих письменных работ является скрупулезная работа над словом, что способствует развитию речевой культуры обучающегося.

В СибЮИ МВД России кураторы групп, обучающихся на курсах подготовки иностранных специалистов, традиционно привлекают обучающихся к участию в различных творческих конкурсах, проходящих в разных вузах и организациях страны. Помимо оказываемой помощи в организационных моментах, кураторы выступают консультантами по русскому языку, поскольку выходцы из ближнего, а особенно дальнего зарубежья часто затрудняются с выбором падежной формы слова или подбором русского эквивалента слову на родном языке. Преподаватель русского языка, в нашем случае он же куратор, не только прививает любовь к языку, но и играет важную роль в воспитании у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.

На протяжении нескольких лет иностранные слушатели СИбЮИ МВД России участвуют в «Краевом межнациональном конкурсе «Наш русский язык», который проводится в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края». Цель конкурса - активизировать интерес к изучению русского языка, пропаганде значения русского языка, как языка межнационального общения» - достигается в полной мере: интерес к конкурсу большой, участников много, и наши обучающиеся всегда заслуженно занимают призовые места [2].

Одна из популярных тем - «Наш русский язык». В эссе ребята раскрывали «роль русского языка как средства межнационального общения, носителя общих культурных ценностей для представителей» [2] своей национальности:

«В Таджикистане высокий спрос на русскоязычное образование. Во многих наших школах обучение ведётся на русском языке. Я и сам окончил такую школу. В нашей стране много диалектов, и люди, говорящие на разных диалектах, не понимают друг друга, вот тогда на помощь приходит русский язык. Любой язык уникален и необычен, но русский язык являлся и является очень ценным не только для народов России, но и для всего человечества в целом. Для таджикского народа русский язык важен еще и потому, что он часть нашей истории. На нем говорили наши отцы и деды, и мы сделаем все, чтобы и наши дети тоже на нем говорили» (Диловар Х.).

«Благодаря русскому языку я смог расширить свои знания, читать зарубежные книги, на которые не было перевода на мой язык, смотреть зарубежные фильмы и сериалы с русскоязычной озвучкой. А сейчас в институте я могу общаться с людьми других наций: нас объединяет русский язык» (Бахтиёр Х.).

«Знание русского помогает мне учиться в Красноярске на русском языке и общаться с русскими курсантами и нашими преподавателями и командирами, а также с ребятами из других стран. Изучение русского языка дает много возможностей. Если бы я плохо его знал, то не смог бы приехать учиться в Россию. Я выучусь и поеду работать в Таджикистан. Там я буду сотрудничать с русскими коллегами на русском языке, звонить и писать друзьям из России и учить русскому языку своих детей, которые у меня будут (Анушервон А.).

В конкурсе 2022 года в честь Года культурного наследия народов России была номинация «Язык - культурное богатство народа». В работах на эту тему участники писали на русском языке о роли родного языка в сохранении родной культуры во всех её проявлениях. В частности, вот примеры:

«Разговаривать на таджикском особое удовольствие. Наш язык красив, мелодичен и поэтичен. Это язык любви! В нём так много оттенков, что иностранный человек не сможет полностью их понять, даже если знает таджикский. И только мы, носители языка, сможем объяснить все тонкости и нюансы. Таджикский язык наряду с национальными музыкой, танцами, одеждой, археологическими артефактами - это культурное богатство нашего народа.

Мне так нравилось в школе писать сочинения на таджикском, будто создавать машину из мелких деталей конструктора или соединять мелкие детали пазла в величественную картину.

А еще мне очень нравится, когда другие иностранные слушатели нашего института: из Никарагуа, Эквадора, Монголии, России, Кыргыстана, Казахстана - спрашивают меня, как на таджикском будет звучать то или иное слово или как назвать то или иное явление. Мы все являемся носителями своих культур, и я очень рад, что мы имеем возможность приобщаться к культурам друг друга (Анушервон А.).

«Родной язык - это великое, сладкое и священное слово, которое является каждому совершенному человеку, как только душа появляется в теле. Мой язык - это благородный язык Саади и Хафиза Великого, Сино и Хайяма, Бедиля и Низами -драгоценности жизни. Таджикский язык - один из древнейших языков мира, он имеет многовековую историю.

По словам великой Турсунзаде, «наш язык очень устойчив, ведь мы до сих пор читаем стихи Рудаки с оригинала». Поэтому можно с уверенностью сказать, что таджикский язык как беглый, простой и понятный язык существовал еще во времена великого Рудаки с великим словом, и он внес значительный вклад в формирование таджикско-дари-персидского языка.

Президент нашей страны Э. Рахмон сказал о важности родного языка так: «Нация, не уважающая собственные национальные ценности, не может признать ценность и достоинство языка другой нации». Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы в полной мере овладеть языком нашего народа. Помимо изучения языка своего народа изучение других языков не будет напрасным. Знание иностранного языка означает знание реалий жизни другого народа и всех изменений в мире. Чтобы выучить другой язык, мы должны сначала хорошо знать свой родной язык» (Исломиддин Р.).

В эссе на тему «Голос моей Родины» нужно было рассказать о выдающемся литераторе - земляке участника конкурса и выразить к нему личное отношение.

Наши таджики писали об Омаре Хайяме, Носири Хусраве, Айни Садриддине, Фазлидине Мухаммадиеве и других писателях и поэтах.

«Омар Хайям - великий поэт своего времени: его логические размышления цепляют ум, его красивые сочетания слов заставляют сердце биться чаще. Еще со школы мне нравятся его афоризмы. Благодаря им мой взгляд на окружающий мир изменился, изменилось мое мышление и отношение к людям. И сейчас его афоризмы помогают мне в жизни» (Орифджон А.).

«Носири Хусрав - имя именно этого человека приходит мне в голову, когда я задумываюсь о том, кто мог бы представлять голос моей родины. Именно благодаря этому человеку я знаком с древними традициями своего народа.

Благодаря его учениям приоритетом в моей жизни стало воспитание и образование, ведь именно он обоснованно доказывал, что они способны сделать жизнь людей более счастливой и целенаправленной» (Фарзин М.).

«Садриддин Айни дорог мне, и я хочу, чтобы мои русские друзья, знакомые, преподаватели тоже знали о нем. В его произведениях скрыты глубокий смысл, тайны человеческого сознания, мышления, поступков. Он очень интересно описывает жизнь и людей того времени, какие они были и с плохой, и с хорошей стороны. Он хотел, чтобы на примере ошибок героев его произведений мы учились, а также поступали добросовестно и всегда оставались добропорядочными людьми. Язык его произведений очень богат и живописен. Особенно прекрасны его стихи. Даже если вы не знаете таджикского, вы оцените их, потому что, как сказал дагестанский поэт Сулейман Стальский, «поэт поэта узнает по голосу».

Садриддин Айни - выдающийся писатель и поэт, и его наследие мы должны передавать из поколения в поколение, должны помнить достояние нашей культуры, ведь благодаря ему зародилась наша таджикская Советская литература» (Манучехр Т.).

Популярной среди наших слушателей стала тема «Русский язык в истории моей семьи»:

«Русский язык в истории моей семьи начался с деда. Он родился в 1926 году и из-за возраста его не взяли на Великую Отечественную войну. После он служил семь лет, а после службы вернулся домой и позже рассказывал своим детям о культуре русского народа, о русском языке. Он вдохновлял своих детей интересными, захватывающими рассказами. Каждый вечер он собирал детей и рассказывал о том, что видел, что пережил, а также о богатой культуре русского народа, об её писателях, артистах, ученых, рассказывал русские сказки и пересказывал рассказы и повести русских писателей на родном языке.

Когда я жил дома, до поступления в СибЮИ и переезда в Красноярск, по телевизору у нас дома почти всегда были включены каналы на русском. Мама всегда говорила, как вдохновлялась рассказами своего отца и учила русский язык благодаря ему. Она рассказывала нам в детстве русские сказки и говорила, как полезен был русский язык ей в жизни, как он помогал ей общаться с людьми другой национальности. И вот так благодаря деду этот язык вошёл в нашу семью» (Бахтиёр Х.).

«Я родился в таджикской семье, и мой родной язык таджикский. История изучения русского языка в моей семье связана с моим дедушкой, Худоиевым Назаром. Он по профессии учитель географии. Дедушка выучил русский язык ещё в детдоме, где было много детей разных национальностей. Когда мой отец в детстве спрашивал его, легко ли было учить ему русский, дедушка говорил, что трудно, ведь у него не было родителей, которые помогли бы ему в этом, и он сам выучил русский язык и достиг своей цели. Мой дед всегда говорил, какими бы мы не были развитыми, каких бы научных высот не достигали, мы должны беречь свои родные языки. У нас их два: таджикский и русский. Язык - это душа народа. Во время Советского союза в Душанбе более 60% население было рускоязычным, а после распада Советского союза все русскоязычное население Таджикистана переехало в свои родные земли. Так случилось, что я впитал любовь к русскому языку ещё в детстве от моих родителей. Мои родители передали уважение к русскому языку через рассказы о культуре и традиции русского народа. Главную роль в формировании литературного русского языка сыграла, конечно школа. Изучение русского языка сначала давалось мне трудно и поэтому было неинтересно, но благодаря настойчивости моего отца изучение русского языка мне стало интересным. Русский язык в моей семье считается тоже родным языком и передаётся из поколения в поколение» (Диловар Х.).

Как показали приведенные из эссе отрывки, обучающиеся, раскрывая выбранные темы, обращались к собственному опыту и опыту своих семей, своего народа, раскрывали роль русского языка в истории своей семьи и в собственной жизни, рассказывали о семейных языковых традициях, показывали личное отношение к выбранному автору, задумывались о родном языке как основном средстве сохранения родной культуры. Работа над подобными темами помогает не только активизировать интерес к изучению русского языка, но и задуматься о многих ценностях.

В 2021-2022 учебном году наши обучающиеся принимали участие в ежегодной международной образовательно-патриотической акции РусФест, целью которой является «сохранение и укрепление русского языка как основы духовной культуры и способа передачи исторической памяти народа сквозь поколения» [3].

В осенней сессии предлагалось две темы: «Как я вижу язык своей профессии?» и «А хочется речи простой, человечьей». Большинство ребят выбрали первую тему и рассуждали о речи сотрудника органов внутренних дел:

«Профессиональная речевая деятельность полицейского должна строиться в соответствии с принципами верховенства права, уважения и соблюдения прав и свобод человека. Для работника органов внутренних дел особенно важен этический компонент культуры речи. Конечно, в деятельности полицейского есть профессиональный сленг, который сотрудники употребляют между собой. В том числе сотрудники в оперативных целях изучают уголовную лексику. Главное, не использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами» (Фарзин М.).

«Сотрудник должен легко выстраивать речевое взаимодействие с разными категориями граждан. Важно соблюдать статусно-ролевые отношения, когда один человек выше по должности, чем другой, не нарушать иерархию. Нужно вежливо общаться с людьми выше или ниже по должности, не считая себя всецело лучше человека, который ниже по званию» (Диловар Х.).

«Я считаю, что владение языком, речью - это залог личного успеха и продвижения по карьерной лестнице, так как умение общаться способствует установлению и развитию эффективных деловых связей и доверительного партнерства между людьми» (Манучехр Т.).

«В моей профессии умение выстраивать речевое общение очень важно. Язык полицейского должен соответствовать таким качествам, как точность, ясность, понятность, доступность, логичность, чистота, этичность и этикетность. Как правило, люди хоть приблизительно, но могут понять друг друга всегда, но правильную речь всегда приятно слушать. Человек, который грамотно выражает свои мысли, быстрее построит взаимодействие с другими людьми, добьется поставленных целей» (Бузург Х.).

«Моя будущая профессия - юрист - подразумевает постоянное взаимодействие с людьми. Поэтому для меня очень важно уметь говорить правильно и грамотно, чтобы меня понимали» (Орифджон А.).

«Судя по тому, как человек разговаривает, можно многое узнать о нем. Необразованные люди разговаривают бессвязно, путанно, грубо, им не хватает слов, чтобы выразить мысль. У умных людей речь красивая, спокойная, выразительная. Речь - это отражение нашего внутреннего мира» (Бахтиёр Х.).

Один из обучающихся был удостоен специальной номинации «Русский язык глазами иностранца». Он выбрал вторую тему. По мнению организаторов конкурса, он «описал русский язык с неимоверной проникновенностью и искренностью»:

«Уметь говорить простыми словами о сложном, говорить с любой аудиторией на ее языке и не обеднять при этом содержательной стороны речи - это искусство. Ведь для этого нужно хорошо разбираться в предмете речи, владеть ее богатством: уметь подобрать синоним, описательное выражение, вовремя вспомнить крылатое выражение или пословицу,

подходящую ситуации. Часто люди, которые хотят показаться важными, специально насыщают речь заумными словами и выражениями, какими-то клише, избитыми оборотами, и не понимают, что слушать их смешно...

...Мне повезло: в моем окружении есть такие люди, которые говорят на простом, человеческом языке. Такие мои родители, такими были учителя в школе, и сейчас в моем институте много таких преподавателей. Я тоже учусь так говорить. И надеюсь, у меня получается» (Исломиддин Р.) [4].

Весенняя сессия - «Фронтовой треугольник» - традиционно посвящена осмыслению общественного мнения в отношении истории войн. В этом году предлагалось две темы на выбор: «Мир победил в войне, но побежден ли фашизм?» и «По родству мы однополчане, вместе выросшие на войне». Эта сессия была направленна на сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о великих подвигах тех, кто защищал и сохранил мир на нашей земле, но поскольку она проводилась в марте-апреле 2022 года, темы оказались еще и злободневными. От нашего института в этой сессии приняло участие свыше 90 обучающихся (курсантов и иностранных слушателей), подавляющее большинство выбрали первую тему и рассуждали о сегодняшних реалиях. Один курсант также стал победителем в одной из номинаций.

В прошлом учебном году наши иностранные слушатели также приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ ко Дню народного единства «Лучше Родины нашей / Нет на свете, друзья», проводимом Северо-Кавказским федеральным университетом. Они создавали творческие презентации, в которых рассказывали о национальных праздниках, танцах, костюмах, литературе, поэзии и кухне своей родины: Таджикистана, Никарагуа и Эквадора. Этот конкурс также способствовал формированию активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Выводы. Таким образом, письменные творческие работы можно рассматривать как эффективное средство воспитания: они не только способствуют развитию речевой культуры, но и побуждают обучающихся осмысливать и оценивать свой и исторический опыт, устанавливать причинно-следственные связи, способствуют формированию взглядов и убеждений, воспитанию каких-либо качеств, чувств, принципов, в том числе чувства патриотизма и гражданственности. В частности, приведенные примеры показывают, как эссе способствует не только самовыражению, но и воспитанию уважительного отношения к языку, к культурному наследию, к своей профессии, к памяти народа, к героям, а также развитию патриотизма.

Литература:

1. Грешных, А.А. Современная интерпретация гуманитарных понятий, характеризующих общество / А.А. Грешных,

B.И. Колесов, Т.В. Седлецкая // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2013. - № 1 (18). -

C. 11-16.

2. Дом Дружбы народов Красноярского края: сайт / Стартует прием работ на краевой литературный конкурс «Наш русский язык». - Красноярск, 2022. - URL: https://ddn24.ru/news?id=1340

3. Сократ: сайт / Международная образовательно-патриотическая акция «Фестиваль сочинений РусФест». - URL: http://www.socrat35.ru/rusfest

4. Сократ: сайт / Сочинения победителей международной образовательно-патриотической акции «Фестиваль сочинений РусФест» // Сочинения победителей осенней сессии РусФеста-2021. - С. 31. - URL: http://www.socrat35.ru/_files/ugd/bdbf71_a9c69048ad1e4d7a9aa373aa62b882ea.pdf

5. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 30.08.2022).

Педагогика

УДК 378.4

старший преподаватель Реймер Мария Валериевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Хохлова Дария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

МЕТОД СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье раскрывается особенности применения метода сторителлинга в обучении студентов университета китайскому языку, который позволит повысить эффективность процесса обучения в ВУЗе. Анализируется происхождение данного метода, обосновывается его актуальность и эффективность применения при обучении китайскому языку студентов ВУЗа. В статье рассматриваются различные виды образовательного сторителлинга, даются примеры работы с практическими заданиями при изучении учебного задания.

Ключевые слова: сторителлинг, студент. Китайский язык, метод обучения, вуз, процесс обучения, педагогическая техника.

Annotation. The article reveals the features of using the storytelling method in teaching Chinese to university students, which will improve the efficiency of the learning process at the university. The origin of this method is analyzed, its relevance and effectiveness of application in teaching Chinese to university students are substantiated. The article discusses various types of educational storytelling, gives examples of working with practical tasks when studying a study assignment.

Key words: storytelling, student. Chinese language, teaching method, university, learning process, pedagogical technique.

Введение. В условиях современного образования существует множество разнообразных методов подачи информации, базирующихся на том факте, что просто пересказанный или прочитанный текст воспринимается и запоминается обучающимися в недостаточной для эффективного усвоения степени: к таким методам относятся наглядные и практические [1, С. 32].

Данный феномен называется «клиповым мышлением» и определяется К.Г. Фрумкиным [7] как вектор в совершенствовании отношений человека с информацией, а также способность быстро переключаться между отличными друг от друга смысловыми фрагментами, но одновременная невозможность восприятия длительной однородной информации. Прием сторителлинга, основывающийся на применении историй с определенной структурой и героем, учитывает специфику «клипового мышления», грамотно использует его сильные стороны.

Изложение основного материала статьи. Сторителлинг - педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и конкретным персонажем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации [4, 1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.