Научная статья на тему 'МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Климочкина Ирина Михайловна

В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING SKILLS EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS

The standard of basic General education in the Russian language first to study Russian language in school is the education of citizenship and patriotism, love to the Russian language; conscious attitude to the language as spiritual value, a means of communication and acquiring knowledge in different spheres of human activity.

Текст научной работы на тему «МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

И.М. КЛИМОЧКИНА

МАСТЕРСТВО ВОСПИТАНИЯ

PARENTING SKILLS

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

EDUCATION OF CITIZENSHIP AND PATRIOTISM IN RUSSIAN LANGUAGE

AND LITERATURE LESSONS

Сведения об авторе. Климочкина Ирина Михайловна - преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература) ФГКОУ «Петрозаводское президентское кадетское училище» (г. Петрозаводск. E-mail: irklim@inbox. ru).

Аннотация. В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Ключевые слова: гражданская позиция, патриотизм, духовно-нравственное воспитание, урок русского языка и литературы.

Information about the author. Irina Klimochkina - teacher of a separate discipline (Russian language and literature) of the Petrozavodsk Presidential Cadet School (Petrozavodsk. E-mail: irklim@inbox. ru).

Summary. The standard of basic General education in the Russian language first to study Russian language in school is the education of citizenship and patriotism, love to the Russian language; conscious attitude to the language as spiritual value, a means of communication and acquiring knowledge in different spheres of human activity.

Keywords: civil position, patriotism, spiritual and moral education, officers, memory.

Выдающийся педагог В.А. Су-хомлинский утверждал: «В том, чтобы гражданская, патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. Что для этого необходимо? Прежде всего, гражданское видение и понимание мира, который окружает ребёнка. Мы добиваемся того, чтобы у ребёнка и подростка болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, перечувствовал гражданские радости и гражданские горести».

С течением времени проблема воспитания чувства патриотизма,

духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения осталась не только актуальной, но и насущной необходимостью в современном обществе. В мире, когда многие представители западных стран пытаются пересмотреть итоги Великой Отечественной войны, умаляют вклад нашего народа в Великую Победу, умалчивают о бессмертном подвиге солдат Красной Армии в освобождении мира от фашизма, сносят памятники выдающимся полководцам, мы, взрослые, педагоги, воспитатели, должны формировать у подростков морально-нравственные ценности, чувство патриотизма к своей Родине.

И особая роль в формировании гражданских ценностей отводится таким учебным заведениям, как довузовские училища Министерства обороны. Владимир Владимирович Путин на встрече в одном из кадетских училищ сказал: «Считаю, что вопросы подготовки молодёжи к военной службе, особенно воспитания будущих офицеров, требуют от нас самого пристального внимания».

В рабочей программе по русскому языку обозначены цели обучения: курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,

Рис. 1. Урок «Боекомплект»

деятельностного подходов к обучению русскому языку:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего государственный язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего русский язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

Уроки русского языка и литературы как раз и являются теми школьными дисциплинами, которые невозможно представить себе без аспекта духовно-нравственного и патриотического воспитания. На данных уроках обучающиеся постигают смысл таких нравственных понятий, как честь, долг перед Отечеством, патриотизм, гражданственность, гуманизм. Но нельзя только декларировать данные понятия, необходимо планомерно проводить работу над формированием их у обучающихся.

Хочу остановиться на системе работы на своих уроках русского языка и литературы. Так, в 7 классе на уроке развития речи «Боекомплект» кадетам предлагалось объяснить данное понятие и прочитать текст Андрея Битова с одноимённым названием: «Последнее время я всё думаю об одном: очень мало может вместить в себя один человек. Чтобы по-настоящему, глубоко и вечно. Что дано человеку в боекомплект всего по одному: одна страна, один язык, один город, одно дело, один любимый человек.

Можно жить повсюду, и изучать языки, и браться за многие и разные дела, и знать много людей... Но всегда, через всю жизнь проходит что-то одно, а остальное - второстепенное. Наверно, бывает, приходит и другое. Но тогда уходит первое. Вместе не бывает.

Очень редко даётся человеку увидеть Родину. Почувствовать её рядом. К ней ведь мы тоже привыкаем и не замечаем. А она всегда рядом, это одна-единственная страна».

В ходе обсуждения данного текста обучающиеся пришли к выводу, что основная мысль текста заключена в последнем абзаце - мысль о Родине, о том, что мы даже не задумываемся о ней, но она в сердце каждого человека всегда рядом. Это и дом, где родился, это и мама, это и родной язык, и родная улица. Всё это автор включает в понятие Родины, боекомплекта каждого человека. В ходе работы в парах обучающимися были определены такие составляющие данного понятия, как: служба в армии, участие в выборах, уважение к прошлому и настоящему своей страны, поддержка отечественного товаропроизводителя, бережное отношение к языку, культуре, вера в силу России и желание её охранять. В качестве итога данной работы хочу привести пример из сочинения кадета 4 курса Д. Кузнецова «Горжусь, что я - россиянин»: «Великий полководец Александр Васильевич Суворов ещё в XVIII веке сказал: "Горжусь, что я россиянин". Мне кажется, что каждый человек в любое время должен гордиться своей страной и защищать её. Любой мужчина должен отстаивать честь Родины, когда в этом возникнет необходимость.

Я учусь в президентском кадетском училище в городе Петрозаводске, приехал из города Опочка Псковской области. Почему я решил стать кадетом? Наверное, потому, что хочу стать сильным и мужественным офицером, и мои земляки доказали это. О них я хотел бы рассказать в своём сочинении.

Моя малая родина может гордиться своей историей, подвигами своих жителей. Ещё в далёком XIII веке святой князь Александр Невский освободил Псков от немцев и одержал славную победу над ливонскими рыцарями на Чудском озере. В самом городе было собрано пятитысячное ополчение на помощь князю после освобождения Пскова для битвы на Чудском озере.

Во время Великой Отечественной войны Псковская земля оказалась под оккупацией фашистов с конца лета 1941 по 23 июля 1943 года. Мои земляки, как и все люди в нашей стране, хотели приблизить час Победы, ради неё принося в жертву свои жизни.

159 человек в годы Великой Отечественной войны стали обладателями высокого звания Героя Советского Союза. Среди них: Константин Константинович Рокоссовский - Маршал Советского Союза, удостоенный звания Героя дважды; Александр Викторович Герман - народный герой, легендарный командир 3-й

Рис. 2. Развитие речи

Ленинградской партизанской бригады.

К сожалению, после Великой Отечественной войны моим землякам пришлось защищать с оружием в руках интересы нашей Родины и в Афганистане, и в Чечне.

Мой дядя Иванов Дмитрий Иванович получил орден Мужества посмертно. Он родился и жил в нашем городе Опочка Псковской области, там же закончил школу, летом 1999 года пошёл в армию. В конце января 2000 года его отправили в Чеченскую Республику в составе 76-й Псковской десантной дивизии. С 29 февраля по 1 марта вблизи села Улус-Керт было ожесточённое столкновение с бандформированием во главе с Хаттабом. Глава

боевиков предлагал деньги нашим десантникам, чтобы пройти миром в Таджикистан, но наши десантники отказались. 6-й роте (где служил дядя) пришлось дать отпор силам, превосходившим их в несколько раз. Они долго держались, а когда кончились патроны, они, не раздумывая, пошли в рукопашный бой.

В ходе боевого столкновения погибла почти вся рота, кроме шести человек, их подвиг увековечили в Пскове и других городах. Им ставят памятники, открывают мемориальные доски, снимают фильмы и пишут о них книги.

Мой дядя был похоронен в городе Опочка. В том бою погибло 86 десантников, 13 офицерам 6 роты было присвоено звание Героя России посмертно.

Рис. 3. Словарная работа

Моя семья также всегда будет помнить своего героя. Дядя Дима, я горжусь тобой, как горжусь и славными подвигами моих земляков-псковичей, которые научили меня любить мою землю.

Я думаю, что патриотизм нельзя навязать словами, призывами, лозунгами. Любовь к Родине начинается с любви к своему роду, семье, к краю, где родился, к истории своих предков. Верю, что смогу продолжить славную традицию своих земляков - любить и защищать Родину. Горжусь, что я россиянин!»

В 8 классе в ходе реализации элективного курса для обучающихся были подобраны тексты изложений, содержащие факты биографий великих русских полководцев, тексты о Великой Отечественной войне; проводилась подготовка к сочинениям - описаниям памятников императорам, полководцам, описанию сюжетных картин («Проводы ополчения»), к сочинениям-рассуждениям на нравственно-этические темы о Великой Отечественной войне.

Хочется привести пример работы над текстом о самовоспитании выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. В ходе анализа данного текста обучающиеся пришли к выводу, что, несмотря на изначально слабые физические данные, А.В. Суворов смог преодолеть трудности, закалить себя духовно, стать выдающимся полководцем.

Несколько уроков развития речи были посвящены знакомству с текстами о людях разных профессий. Большое внимание было уделено профессии военного, в частности, роли воспитания у будущего офицера правильной, грамотной, богатой речи. Обучающимся был предложен текст А. Попова «Развитие речи в деятельности офицера», в ходе работы над которым были определены причины необходимости владения офицерами богатой речью, бережного обращения с национальным достоянием - русским

Рис. 4. Литературно-музыкальные композиции

языком. В качестве творческого задания был предложено написание сочинения на тему «Воинское братство».

Следует заметить, что воспитание гражданственности - не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд, требующий от учителя не только терпения и творчества, но и знаний в смежных предметах. При работе с описанием памятника Петру Первому в городе Петрозаводске обучающиеся знакомились с такими понятиями, как: ботфорты, раструб, орденская лента, Андреевская звезда; вспоминали известные им сведения из истории о деятельности Петра Первого и его вкладе в развитие нашего города. А при знакомстве с произведением Вениамина Петровича Каверина «Два капитана» кадетам необходимо было вспомнить знания географии, понятий: широта, долгота, а также о вкладе наших учёных-исследователей в изучение Севера.

Одним из видов работы в рамках гражданского и патриотического воспитания может стать проведение тематических словарных диктантов. В нашем училище ежегодно проводятся уроки, посвящённые Дню словаря (двадцать второго ноября - в день рождения В.И. Даля). Выбор тематики разнообразен. Приведу лишь несколько примеров, например, диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: « лейтенант, контр-адмирал, генерал-майор, арьергард, адъютант, кадетский корпус и др.; на тему духовно-нравственного развития - благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность, образование, посвящение, просвещение» и другие.

При изучении отдельных тем на уроках русского языка, в частности синтаксиса, обучающиеся работают с текстами о городах воинской славы, героях, об истории орденов. Например, при изучении темы «Виды сказуемых» был предъявлен текст об ордене Славы. Выписать из текста предложения, распреде-

лив их по видам сказуемых. Первому варианту: предложения с простым глагольным сказуемым, второму варианту: предложения с составным глагольным сказуемым; третьему варианту: предложения с составным именным сказуемым.

Привожу данный текст:

1) Орден Славы был учреждён по иниц... ативе Сталина И.В.

2) (В) первые предл... жение о его учреждении было высказа (нн, н) о 20 июня 1943 года во время обсуждения проекта ордена «Победа» на заседани... Наркомата обороны.

3) Технический Комитет Главного Интендантского Управления Красной Армии во... гл... вля... мый генерал-лейтенантом Агинским С.В. должен был ра...работать проект этого ордена к октябрю 1943 года.

4) Над эскизами ордена работали девять художников. 5) 2 октября 1943 года из 26 созда (н, нн) ых художниками проектов 4 были представл...(н, нн) ы Сталину который ост...новил свой выбор на рисунке Москалева Н.И. (автора проектов ордена Кутузова, медали «Партизану Отечественной войны» и всех медалей за оборону городов СССР). 6) По замыслу, орден должен был иметь 4 степени как орден Св. Георгия и знак отличия вое (н, нн) ого ордена - знаменитый Георгиевский крест. 7) Первоначально планировалось назвать его орден Багратиона. 8) Сталин утв..рдил цвета ленты, но велел уменьшить число степеней до трёх и назвать

награду орденом Славы пояснив что «победы без славы не бывает». 9) 11 октября 1943 года доработа(н, нн) ые р..сунки были представл..(нн, н) ы в НКО и 23 октября они были одобр..(нн, н) ы.

На уроках литературы, посвященных теме поэзии в годы Великой Отечественной войны, обучающиеся знакомились с вкладом поэтов и писателей («И пушки грохотали, и музы не молчали»). Обучающиеся подготовили выступления о жизни и творчестве писателей-фронтовиков, звучали стихотворения («строки, опалённые войной»), песни тех лет. Данный урок нашёл отклик у кадет, и результатом работы стало участие кадет в конкурсе чтецов в училище, а также в городском конкурсе чтецов «Цена Победы»; написание своих стихотворений о войне («Сын полка», «Ласточки Победы»), участие в конкурсе сочинений «Я -гражданин России», «Герой войны», «Письмо солдату».

Приведу пример из сочинения обучающегося 1 курса Аб-басова М.С.: «Любая интересная история начинается со слова однажды. Так вот однажды мой дедушка Салех Алиевич Аббасов рассказал, что моего прадедушку, участника Великой Отечественной войны, увидел в документальном фильме «Маршалы Победы. Родион Малиновский». На кадрах военной киноплёнки маршал Родион Яковлевич Малиновский

целует солдата, моего прадеда, Мирзоева Аббас Хаджи-оглы.

Как же внимательно смотрели мы с мамой этот фильм! И вот в самом конце - долгожданный эпизод: маршал Р.Я. Малиновский целует солдата - нашего прадеда (раненного в руку) за мужество, проявленное в бою! Гордость за прадедушку-героя переполняла наши сердца. И, конечно, я хотел узнать о моём прадеде всё подробно, ведь биография любого героя - живая страница истории, один эпизод ратного подвига, пройденного нашим народом к Великой Победе.

И сейчас я хочу поделиться с Вами одной страничкой этой истории.

Мой прадедушка, Мирзоев Аббас Хаджи-оглы, родился в 1923 году в селе Каратакля Гарбаданского района Грузинской ССР. Когда началась война, прадеду было 18 лет, в ряды Красной Армии его призвали в апреле 1942 года. С апреля 1943 года по май 1944 года он воевал в 903 горно-стрелковом полку 242 стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте.

По словам прадеда, здесь шли ожесточённые бои, в час погибало до тысячи солдат. На хуторе, вблизи Крыма, мой прадедушка спас в одиночку от захвата фашистами 44 женщины. За это он был награждён медалью «За отвагу».

С мая 1944 по март 1945 был переведён в 96-й горно-стрелковый полк старшим стрелком-пулемётчиком. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был ранен в правую руку в районе станицы Курской Ставропольского края. 10 февраля 1944 года получил тяжёлое ранение в голову в районе города Керчь. В наступательном бою в районе города Керчь, будучи автоматчиком, действуя решительно и смело, первым из подразделения достиг вражеских траншей, уничтожил 4-х солдат противника и подавил огонь одной пулемётной точки, этим он дал возможность стрелкам подразделения продвинуться вперёд, занять траншею

и закрепиться на достигнутой высоте. За мужество, отвагу и героизм был удостоен ордена Славы 3 степени. Демобилизовался прадедушка 4 февраля 1947 года. С1945 по 1947 г. (когда закончилась Великая Отечественная война) он был сапёром,разминировал страшный груз войны. Впоследствии был награждён орденом Отечественной войны 1 степени, а в 1947 году вернулся в родное село, работал в колхозе, вырастил шестерых детей.

К сожалению, мне не удалось увидеть своего прадедушку живым, он умер за 4 года до моего рождения, 27 ноября 2005 года. Но память о нём и гордость за то, что мой прадед - герой, сражавшийся за Родину и за нашу семью, за моё мирное детство, всегда с нами.

Слушая рассказы дедушки, мамы, изучая родословную моей семьи, я понял, как важно знать и помнить своих предков, знать свои корни. Мои предки были трудолюбивые и умные люди. И я своей жизнью обязан многим поколениям моей семьи. Пройдут годы, я окончу кадетское училище, поступлю учиться, возможно, стану военным. Но, где бы я ни жил, кем бы ни стал, буду стараться жить достойно, помогать, чем могу и, если будет нужно, встать на защиту Родины, как мой прадед-герой».

Работа по формированию гражданственности и патриотизма идёт и во внеурочное время. Нами были подготовлены литературно-музыкальные композиции по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Отечество нам, Царское Село»! и Михаила Юрьевича Лермонтова «Лермонтовский бал».

В ходе летней практики кадетами были написаны сценарии и созданы буктрейлеры по произведениям Великой Отечественной войны: Валентина Петровича Катаева «Сын полка», Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

Подводя итоги, хочу сказать, что воспитание гражданственности у подростков включает и духовно-нравственное, и патриотическое, и правовое, и экологическое направления, и оно совершенно необходимо гражданину Российской Федерации. Следовательно, мы, педагоги, должны сделать этот аспект жизни школьника, с одной стороны, ненавязчивым и интересным, а с другой - систематическим и целенаправленным на многих уроках школьного курса, и особенно на уроках русского языка и литературы.

Закончить свою статью я бы хотела словами поэта Николая Рубцова:

Россия, Русь - куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы -Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь, храни себя, храни.. [4]

■Ф-

ЛИТЕРАТУРА

1. Битов, А Записки новичка / А. Битов - М.: Локид, 1997. 329 с. Текст: непосредственный.

2. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. / [Составители О. С. Богданова, В. З. Смаль; Редкол.: Н. П. Кузин (гл. ред.) и др.; предисл. Н. П. Кузина, А. Г. Дзеве-рина, с. 7-24]; АПН СССР.- М.: Педагогика, 1979-1981.

3. Орден Славы. Текст: электронный // Музейно-просветительский центр «Сокольники»: [сайт]. - URL: http://victory. sokolniki. com/rus/ History/Decorations/10204. aspx (дата обращения: 09.12.2021)

4. Рубцов, Н. Стихи / Рубцов Николай.Текст: электронный // Poemata. ru: [сайт]. - URL: https://poemata. ru/poets/ rubtsov-nikolay/ (дата обращения: 09.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.