И.Н. Царёв
(Санкт-Петербург)
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА
CITIZENSHIP AND PATRIOTIC EDUCATION AS THE PRIORITY AREA IN PEDAGOGICAL STUFF ACTIVITIES AT CADET MILITARY CORPS
В статье раскрываются особенности организации воспитательной системы кадетского военного корпуса, которая выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота. Системный подход позволяет сделать воспитательный процесс в кадетском корпусе более целесообразным, управляемым и эффективным.
Ключевые слова: воспитательная система, кадетский корпус, патриот, гражданин, ценности.
The article reveals the peculiarities of educational system at cadet military corps. It focuses on the formation of cadet corps graduate as a citizen-patriot. The system approach allows to make the cadet military corps educational process more reasonable, manageable and successful. Key words: educational system, cadet military corps, patriot, citizen, moral values.
Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества, стратегии образовательной системы России. Принцип воспитания и обучения успехом стал основополагающим в воспитательной деятельности кадетского военного корпуса. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства кадета. Это залог положительного отношения к обучению в корпусе. Ситуация успеха становится фактором развития личности воспитанника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью. Кадетский военный корпус должен создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации каждого воспитанника.
В кадетском военном корпусе проделана большая работа в этом направлении: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививалась лю-
бовь к Малой Родине, к кадетскому военному корпусу через традиционные воспитательные мероприятия.
Педагогический коллектив ставит своей целью сделать кадетский военный корпус для воспитанников местом, в котором им хорошо, комфортно и интересно, где они становятся успешными. Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса при активном вовлечении воспитанников в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Основные принципы воспитательной работы кадетского военного корпуса:
- ценностный - предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса;
- целостности, предполагающий реализацию идеи социального становления личности в единстве учебного процесса и внеурочной воспитательной работы;
- универсализма, направленный на разностороннее использование мирового и отечественного опыта воспитательной работы и социально-педагогической поддержки;
- личностной ориентированности, способствующий признанию уникальности личности каждого воспитанника, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
- единства соуправления, управления и самоуправления, ориентирующий на поиск, создание и выбор условий, обеспечивающих единство самости и социумности личности воспитанника, диалога педагогов и воспитанников;
- непрерывности, обеспечивающий последовательность и преемственность в развитии личности воспитанника на всех уровнях обучения;
- вариативности и динамичности, удовлетворяющий многообразные культурно-образовательные запросы личности и общества и повышающий гибкость общекультурной, научной подготовки кадетов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей общества [4].
В системе воспитательной работы применяются здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, групповые и арт-технологии, метод проектов, технология исследовательской деятельности и личностно ориентированного воспитания, технология «Портфолио» и воспитания личности в сотрудничестве.
Гражданско-патриотическое воспитание [2] как направление воспитательной деятельности является ведущим, его цель - формирование активной гражданской позиции воспитанников, сознательного отношения к таким понятиям, как Малая Родина, гордости за Отечество, готовности к достойному служению обществу и государству. Одним из основных в этой деятельности является формирование у воспитанников качеств гражданина своей Родины на основе исторических ценностей, традиций и культуры.
Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма воспитанников кадетского военного корпуса проходит через изучение истории и культуры не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, формирование у них глубоких знаний фактического материала из истории своей страны путем выработки умения оперировать фактами, анализировать и сопоставлять их, делать выводы. Не менее важным является приобщение воспитанников к историческому наследию Отечества через разнообразные формы и методы работы: проведение воспитательных мероприятий, разработка и поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации кадетов, понимания ими исторической и культурной преемственности в развитии нашего общества, воспитание у них правосознания, ответственности, развитие общей культуры и выстраивание разумных отношений с окружающими людьми, основанных на духовно-нравственных традициях и ценностях народов Российской Федерации.
Основными направлениями реализации принципов гражданско-патриотического воспитания кадетов стали такие его виды, как духовно-нравственное, основывающееся на осознании личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, которое включает прежде всего развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести и ответственности.
Методы воспитания в кадетском военном корпусе обуславливаются армейской средой и традициями, имеют свою специфику, которую нельзя не учитывать при реализации системы гражданско-патриотическо-го воспитания. Методы воспитания образуют три группы (согласно предложенной Н.Ф. Головановой классификации) [1]:
- методы организации социального опыта подростков;
- методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений подростков.
К первой группе относится коллективное педагогическое требование, активно использующееся в армейской жизни в виде требований уставов, инструкций, приказов. К этому требованию можно отнести традиционные корпусные мероприятия.
Учебный год в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе начинается с праздника «День знаний 1 сентября», для всех воспитанников в этот день проводится единый классный час «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус вчера, сегодня, завтра».
10 сентября 2016 года Санкт-Петербургский кадетский военный корпус отметил своё 5-летие. Успешно прошли празднования этого события, в них приняли активное участие и воспитанники, и сотрудники корпуса. В торжественной обстановке был открыт «Кадетский сквер». Теперь воспитанники каждого учебного курса имеют возможность посадить растение, ухаживать за ним и пополнять аллею сквера. Так в корпусе зарождаются традиции.
Ещё одно традиционное мероприятие -принятие Торжественного обещания воспитанниками, вновь поступившими в кадетский военный корпус, которое традиционно проходит во вторую субботу сентября. Когда подросток зачислен в кадетский корпус, он - воспитанник. После того, как принято Торжественное обещание, он становится кадетом. В этот праздничный день в учебном заведении присутствуют высокие воинские начальники, родители, родственники, друзья, выпускники. В день принятия Торжественного обещания кадеты впервые надевают парадную форму, самостоятельно подготовленную накануне, впервые проходят торжественным маршем и исполняют строевую песню, впервые проводят родителей и друзей по корпусу в качестве своих гостей.
Истинное значение гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, а его
человеческое достоинство - силою патриотизма. Для приведения к Торжественному обещанию воспитанников приглашаются почётные гости: из Главного управления Железнодорожных войск, депутаты Государственной думы Российской Федерации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадетов и др. Ответственность и волнение юных воспитанников передавались всем присутствующим. И вот они, выдержавшие непростые испытания и зачисленные в корпус, обещают быть достойными звания «кадет», с гордостью пронести его через всю жизнь, стараться в освоении новых знаний, хорошо учиться, работать над своим характером, воспитывать в себе качества, присущие настоящему защитнику Отечества. Звучали твёрдо и уверенно голоса юных кадетов, произносивших слова торжественного обещания, его простые и ясные строки они пронесут через всю жизнь, сверяя свои поступки со словами первой в своей жизни клятвы.
Ко второй группе методов осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения в целях воспитания уважительного отношения к историческому прошлому России, своего народа, его обычаям и традициям, осознания важности долга по защите Отечества кадетам предлагается цикл классных часов, посвященных Дням воинской славы и годовщинам побед Российской армии; проводятся экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, по историческим местам города и его пригородам.
На таких классных часах для формирования идеального профессионального Я-обра-за используется пример великого человека. В процессе изучения истории, истории армии, литературы, географии и других наук повышенное внимание уделяется персонам, внесшим вклад в дело становления и развития России. О роли выдающихся людей мы говорим в дни памятных дат и воинских праздников. На примере полководцев важно показать, как человек шел к своим достижениям и получил признание людей.
Одно из направлений гражданско-па-триотического воспитания - реализация проекта учебного курса «По всей России обелиски, как души рвутся из земли». Во время летней практики воспитанники 6 учебной роты отправились в поездку в Города воинской Славы: Козельск, Рязань, Орел. Вместе с воспитателями кадеты возложили цветы к стеле «Город Воинской Славы - Козельск», а также побывали на местах кровопролитных сражений, на мемориальном комплексе «Скорбящая Мать», «Площадь Героев». В Рязани посетили Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, побывали на территории Рязанского кремля, оценив его значимость при наступлении врагов на столицу нашей Родины. Побывали в гостях в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище и 34-ой отдельной железнодорожной бригаде, где встретили выпускников нашего кадетского военного корпуса. В городе Воинской Славы Орел воспитанники посетили военно-исторический музей, мемориальные комплексы «Сквер Танкистов», мемориал «Танкистам гвардейцам» и возложили цветы, отдавая дань памяти защитникам и освободителям города Орел.
Подготовка к празднованиям Дня Защитника Отечества и Дня Победы способствовала воспитанию патриотизма и гражданских качеств личности, таких как ответственность, чувство долга, уважения к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Впервые 6 мая 2018 года в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе стартовала акция «Семь Эшелонов Памяти -семь Эшелонов Победы», посвящённая 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Ровно по количеству учебных курсов памятные «эшелоны» отправились в дальний путь воспоминаний о героических прадедах, защищавших нашу Родину в годы одной из самых бесчеловечных войн на планете. Воспитанники делились воспоминаниями о своих родственниках-ветеранах. За все эти долгие 4 года войны «Эшелоны Победы» прошли дальний путь следования от отдалённых окраин на-
шей огромной страны до самого Берлина. Вспоминая о прадедах и дедах, даровавших нам мирное небо над головой, кадеты попутно перечислили все крупные сражения и освободительные операции Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), ведь практически в каждой из них побывали их родственники. Конечной станцией следования «Эшелонов Памяти» стало празднование Дня Победы 9 мая, когда вместе со своими дедами и бабушками кадеты прошли в едином строю «Бессмертного полка».
Многие участники Великой Отечественной войны до сих пор числятся пропавшими без вести. Найти их и восстановить имена героев призвана акция, которая уже не первый год проводится по всей России, - «Вахта памяти». Вторая Мировая война унесла миллионы жизней, и зачастую на полях, где проходили кровопролитные сражения, останки людей так и оставались незахороненными. На карте России много мест, которые отмечены самыми массовыми боями с фашистами. Воспитанники Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса под руководством воспитателей совместно с поисковым отрядом и воспитанниками военно-патриотического клуба «Отчий край» принимают участие в розыске останков воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, также проводят архивно-исследовательскую работу, устанавливают личности погибших бойцов, организуют их перезахоронение.
Поисковый отряд 4 учебного курса «Память» в рамках летней практики принимает участие в поисковой экспедиции на станции Апраксин Тосненского района. Именно в этих местах шли ожесточённые бои во время Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Воспитанники вместе со своим командиром и воспитателями сохраняют память о Великой Отечественной войне. Не на словах, а на деле проявляют свою любовь к Родине, ее защитникам, уважение к истории Отечества, добровольно и активно участвуя в благородной и значимой деятельности. Им удалось поднять личные вещи погибших в этом месте солдат: сапёрную лопатку, фрагменты одежды, ложку и осколки снарядов.
Важная часть социального опыта приобретается подростком в ситуациях свободного выбора, когда активность проявляется в результате соединения самостоятельного мышления (анализа, оценки, осуществления морального выбора) и самостоятельного действия. Жизненные ситуации являются своеобразными упражнениями, когда имеют педагогическую направленность. Воспитательный эффект ситуации выбора оказывается тем выше, чем сложнее она представляется подростку, поскольку в этом случае возникает эффект Клапареда, суть которого состоит в том, что достаточно глубокое осознание чего-либо наступает лишь в ситуации интеллектуального затруднения. То есть смысл явления открывается воспитаннику в своей полноте лишь тогда, когда он преодолевает трудности самостоятельного анализа и решения моральной проблемы. По мнению И.С. Кона [7], хотя человек может рассуждать абстрактно, все поступки совершаются в конкретной ситуации и зависят от того, как он сам определяет эту ситуацию. Ситуации свободного выбора позволяют подростку представить варианты своего выбора и последующее развитие событий в возникшей ситуации.
Таких ситуаций свободного выбора было много в Москве в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот», где в феврале 2018 г. прошел Первый Всероссийский молодежный патриотический форум «Я - ЮНАРМИЯ!» [8]. Форум собрал восемь тысяч участников - лучших представителей молодежного движения из всех субъектов Российской Федерации, довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, общественных объединений и клубов патриотической направленности. Участниками форума были и воспитанники кадетского военного корпуса. Под большим впечатлением остались кадеты от посещения торжественной церемонии вручения президентом РФ В.В. Путиным государственных наград России в Георгиевском зале Кремля. В рамках работы Форума кадеты побывали в Музее Вооружённых Сил и посетили обзор-
ную экскурсию, которая прошла в историческом центре города.
Таким образом, мероприятия граждан-ско-патриотического направления способствуют воспитанию в кадетах высоких нравственных качеств: доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувства долга перед старшим поколением. Несомненным является то, что сегодня как никогда очень важно развивать у кадетов гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формировать у них профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Литература
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Электронный ресурс www.gospatriotprogramma.ru/
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792).
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 108 с.
7. Я - ЮНАРМИЯ! Первый всероссийский молодёжный патриотический форум 22-23 февраля 2018 г. Парк «Патриот» // Электронный ресурс http://ya.yunarmy.ru/