Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности педагогов кадетского военного корпуса'

Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности педагогов кадетского военного корпуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНИН / ЦЕННОСТИ / EDUCATIONAL SYSTEM / CADET MILITARY CORPS / PATRIOT / CITIZEN / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царёв Иван Николаевич

В статье раскрываются особенности организации воспитательной системы кадетского военного корпуса, которая выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота. Системный подход позволяет сделать воспитательный процесс в кадетском корпусе более целесообразным, управляемым и эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENSHIP AND PATRIOTIC EDUCATION AS THE PRIORITY AREA IN PEDAGOGICAL STUFF ACTIVITIES AT CADET MILITARY CORPS

The article reveals the peculiarities of educational system at cadet military corps. It focuses on the formation of cadet corps graduate as a citizen-patriot. The system approach allows to make the cadet military corps educational process more reasonable, manageable and successful

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление деятельности педагогов кадетского военного корпуса»

И.Н. Царёв

(Санкт-Петербург)

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА

CITIZENSHIP AND PATRIOTIC EDUCATION AS THE PRIORITY AREA IN PEDAGOGICAL STUFF ACTIVITIES AT CADET MILITARY CORPS

В статье раскрываются особенности организации воспитательной системы кадетского военного корпуса, которая выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота. Системный подход позволяет сделать воспитательный процесс в кадетском корпусе более целесообразным, управляемым и эффективным.

Ключевые слова: воспитательная система, кадетский корпус, патриот, гражданин, ценности.

The article reveals the peculiarities of educational system at cadet military corps. It focuses on the formation of cadet corps graduate as a citizen-patriot. The system approach allows to make the cadet military corps educational process more reasonable, manageable and successful. Key words: educational system, cadet military corps, patriot, citizen, moral values.

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества, стратегии образовательной системы России. Принцип воспитания и обучения успехом стал основополагающим в воспитательной деятельности кадетского военного корпуса. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства кадета. Это залог положительного отношения к обучению в корпусе. Ситуация успеха становится фактором развития личности воспитанника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью. Кадетский военный корпус должен создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации каждого воспитанника.

В кадетском военном корпусе проделана большая работа в этом направлении: воспитывалось уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививалась лю-

бовь к Малой Родине, к кадетскому военному корпусу через традиционные воспитательные мероприятия.

Педагогический коллектив ставит своей целью сделать кадетский военный корпус для воспитанников местом, в котором им хорошо, комфортно и интересно, где они становятся успешными. Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса при активном вовлечении воспитанников в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Основные принципы воспитательной работы кадетского военного корпуса:

- ценностный - предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса;

- целостности, предполагающий реализацию идеи социального становления личности в единстве учебного процесса и внеурочной воспитательной работы;

- универсализма, направленный на разностороннее использование мирового и отечественного опыта воспитательной работы и социально-педагогической поддержки;

- личностной ориентированности, способствующий признанию уникальности личности каждого воспитанника, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

- единства соуправления, управления и самоуправления, ориентирующий на поиск, создание и выбор условий, обеспечивающих единство самости и социумности личности воспитанника, диалога педагогов и воспитанников;

- непрерывности, обеспечивающий последовательность и преемственность в развитии личности воспитанника на всех уровнях обучения;

- вариативности и динамичности, удовлетворяющий многообразные культурно-образовательные запросы личности и общества и повышающий гибкость общекультурной, научной подготовки кадетов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей общества [4].

В системе воспитательной работы применяются здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, групповые и арт-технологии, метод проектов, технология исследовательской деятельности и личностно ориентированного воспитания, технология «Портфолио» и воспитания личности в сотрудничестве.

Гражданско-патриотическое воспитание [2] как направление воспитательной деятельности является ведущим, его цель - формирование активной гражданской позиции воспитанников, сознательного отношения к таким понятиям, как Малая Родина, гордости за Отечество, готовности к достойному служению обществу и государству. Одним из основных в этой деятельности является формирование у воспитанников качеств гражданина своей Родины на основе исторических ценностей, традиций и культуры.

Поэтому воспитание гражданственности и патриотизма воспитанников кадетского военного корпуса проходит через изучение истории и культуры не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, формирование у них глубоких знаний фактического материала из истории своей страны путем выработки умения оперировать фактами, анализировать и сопоставлять их, делать выводы. Не менее важным является приобщение воспитанников к историческому наследию Отечества через разнообразные формы и методы работы: проведение воспитательных мероприятий, разработка и поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации кадетов, понимания ими исторической и культурной преемственности в развитии нашего общества, воспитание у них правосознания, ответственности, развитие общей культуры и выстраивание разумных отношений с окружающими людьми, основанных на духовно-нравственных традициях и ценностях народов Российской Федерации.

Основными направлениями реализации принципов гражданско-патриотического воспитания кадетов стали такие его виды, как духовно-нравственное, основывающееся на осознании личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, которое включает прежде всего развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести и ответственности.

Методы воспитания в кадетском военном корпусе обуславливаются армейской средой и традициями, имеют свою специфику, которую нельзя не учитывать при реализации системы гражданско-патриотическо-го воспитания. Методы воспитания образуют три группы (согласно предложенной Н.Ф. Головановой классификации) [1]:

- методы организации социального опыта подростков;

- методы осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения;

- методы стимулирования и коррекции действий и отношений подростков.

К первой группе относится коллективное педагогическое требование, активно использующееся в армейской жизни в виде требований уставов, инструкций, приказов. К этому требованию можно отнести традиционные корпусные мероприятия.

Учебный год в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе начинается с праздника «День знаний 1 сентября», для всех воспитанников в этот день проводится единый классный час «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус вчера, сегодня, завтра».

10 сентября 2016 года Санкт-Петербургский кадетский военный корпус отметил своё 5-летие. Успешно прошли празднования этого события, в них приняли активное участие и воспитанники, и сотрудники корпуса. В торжественной обстановке был открыт «Кадетский сквер». Теперь воспитанники каждого учебного курса имеют возможность посадить растение, ухаживать за ним и пополнять аллею сквера. Так в корпусе зарождаются традиции.

Ещё одно традиционное мероприятие -принятие Торжественного обещания воспитанниками, вновь поступившими в кадетский военный корпус, которое традиционно проходит во вторую субботу сентября. Когда подросток зачислен в кадетский корпус, он - воспитанник. После того, как принято Торжественное обещание, он становится кадетом. В этот праздничный день в учебном заведении присутствуют высокие воинские начальники, родители, родственники, друзья, выпускники. В день принятия Торжественного обещания кадеты впервые надевают парадную форму, самостоятельно подготовленную накануне, впервые проходят торжественным маршем и исполняют строевую песню, впервые проводят родителей и друзей по корпусу в качестве своих гостей.

Истинное значение гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, а его

человеческое достоинство - силою патриотизма. Для приведения к Торжественному обещанию воспитанников приглашаются почётные гости: из Главного управления Железнодорожных войск, депутаты Государственной думы Российской Федерации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители Совета Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадетов и др. Ответственность и волнение юных воспитанников передавались всем присутствующим. И вот они, выдержавшие непростые испытания и зачисленные в корпус, обещают быть достойными звания «кадет», с гордостью пронести его через всю жизнь, стараться в освоении новых знаний, хорошо учиться, работать над своим характером, воспитывать в себе качества, присущие настоящему защитнику Отечества. Звучали твёрдо и уверенно голоса юных кадетов, произносивших слова торжественного обещания, его простые и ясные строки они пронесут через всю жизнь, сверяя свои поступки со словами первой в своей жизни клятвы.

Ко второй группе методов осмысления воспитанниками своего социального опыта, мотивации своей деятельности и поведения в целях воспитания уважительного отношения к историческому прошлому России, своего народа, его обычаям и традициям, осознания важности долга по защите Отечества кадетам предлагается цикл классных часов, посвященных Дням воинской славы и годовщинам побед Российской армии; проводятся экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, по историческим местам города и его пригородам.

На таких классных часах для формирования идеального профессионального Я-обра-за используется пример великого человека. В процессе изучения истории, истории армии, литературы, географии и других наук повышенное внимание уделяется персонам, внесшим вклад в дело становления и развития России. О роли выдающихся людей мы говорим в дни памятных дат и воинских праздников. На примере полководцев важно показать, как человек шел к своим достижениям и получил признание людей.

Одно из направлений гражданско-па-триотического воспитания - реализация проекта учебного курса «По всей России обелиски, как души рвутся из земли». Во время летней практики воспитанники 6 учебной роты отправились в поездку в Города воинской Славы: Козельск, Рязань, Орел. Вместе с воспитателями кадеты возложили цветы к стеле «Город Воинской Славы - Козельск», а также побывали на местах кровопролитных сражений, на мемориальном комплексе «Скорбящая Мать», «Площадь Героев». В Рязани посетили Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, побывали на территории Рязанского кремля, оценив его значимость при наступлении врагов на столицу нашей Родины. Побывали в гостях в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище и 34-ой отдельной железнодорожной бригаде, где встретили выпускников нашего кадетского военного корпуса. В городе Воинской Славы Орел воспитанники посетили военно-исторический музей, мемориальные комплексы «Сквер Танкистов», мемориал «Танкистам гвардейцам» и возложили цветы, отдавая дань памяти защитникам и освободителям города Орел.

Подготовка к празднованиям Дня Защитника Отечества и Дня Победы способствовала воспитанию патриотизма и гражданских качеств личности, таких как ответственность, чувство долга, уважения к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Впервые 6 мая 2018 года в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе стартовала акция «Семь Эшелонов Памяти -семь Эшелонов Победы», посвящённая 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Ровно по количеству учебных курсов памятные «эшелоны» отправились в дальний путь воспоминаний о героических прадедах, защищавших нашу Родину в годы одной из самых бесчеловечных войн на планете. Воспитанники делились воспоминаниями о своих родственниках-ветеранах. За все эти долгие 4 года войны «Эшелоны Победы» прошли дальний путь следования от отдалённых окраин на-

шей огромной страны до самого Берлина. Вспоминая о прадедах и дедах, даровавших нам мирное небо над головой, кадеты попутно перечислили все крупные сражения и освободительные операции Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), ведь практически в каждой из них побывали их родственники. Конечной станцией следования «Эшелонов Памяти» стало празднование Дня Победы 9 мая, когда вместе со своими дедами и бабушками кадеты прошли в едином строю «Бессмертного полка».

Многие участники Великой Отечественной войны до сих пор числятся пропавшими без вести. Найти их и восстановить имена героев призвана акция, которая уже не первый год проводится по всей России, - «Вахта памяти». Вторая Мировая война унесла миллионы жизней, и зачастую на полях, где проходили кровопролитные сражения, останки людей так и оставались незахороненными. На карте России много мест, которые отмечены самыми массовыми боями с фашистами. Воспитанники Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса под руководством воспитателей совместно с поисковым отрядом и воспитанниками военно-патриотического клуба «Отчий край» принимают участие в розыске останков воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, также проводят архивно-исследовательскую работу, устанавливают личности погибших бойцов, организуют их перезахоронение.

Поисковый отряд 4 учебного курса «Память» в рамках летней практики принимает участие в поисковой экспедиции на станции Апраксин Тосненского района. Именно в этих местах шли ожесточённые бои во время Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Воспитанники вместе со своим командиром и воспитателями сохраняют память о Великой Отечественной войне. Не на словах, а на деле проявляют свою любовь к Родине, ее защитникам, уважение к истории Отечества, добровольно и активно участвуя в благородной и значимой деятельности. Им удалось поднять личные вещи погибших в этом месте солдат: сапёрную лопатку, фрагменты одежды, ложку и осколки снарядов.

Важная часть социального опыта приобретается подростком в ситуациях свободного выбора, когда активность проявляется в результате соединения самостоятельного мышления (анализа, оценки, осуществления морального выбора) и самостоятельного действия. Жизненные ситуации являются своеобразными упражнениями, когда имеют педагогическую направленность. Воспитательный эффект ситуации выбора оказывается тем выше, чем сложнее она представляется подростку, поскольку в этом случае возникает эффект Клапареда, суть которого состоит в том, что достаточно глубокое осознание чего-либо наступает лишь в ситуации интеллектуального затруднения. То есть смысл явления открывается воспитаннику в своей полноте лишь тогда, когда он преодолевает трудности самостоятельного анализа и решения моральной проблемы. По мнению И.С. Кона [7], хотя человек может рассуждать абстрактно, все поступки совершаются в конкретной ситуации и зависят от того, как он сам определяет эту ситуацию. Ситуации свободного выбора позволяют подростку представить варианты своего выбора и последующее развитие событий в возникшей ситуации.

Таких ситуаций свободного выбора было много в Москве в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот», где в феврале 2018 г. прошел Первый Всероссийский молодежный патриотический форум «Я - ЮНАРМИЯ!» [8]. Форум собрал восемь тысяч участников - лучших представителей молодежного движения из всех субъектов Российской Федерации, довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, общественных объединений и клубов патриотической направленности. Участниками форума были и воспитанники кадетского военного корпуса. Под большим впечатлением остались кадеты от посещения торжественной церемонии вручения президентом РФ В.В. Путиным государственных наград России в Георгиевском зале Кремля. В рамках работы Форума кадеты побывали в Музее Вооружённых Сил и посетили обзор-

ную экскурсию, которая прошла в историческом центре города.

Таким образом, мероприятия граждан-ско-патриотического направления способствуют воспитанию в кадетах высоких нравственных качеств: доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувства долга перед старшим поколением. Несомненным является то, что сегодня как никогда очень важно развивать у кадетов гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формировать у них профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Электронный ресурс www.gospatriotprogramma.ru/

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792).

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1950. - 108 с.

7. Я - ЮНАРМИЯ! Первый всероссийский молодёжный патриотический форум 22-23 февраля 2018 г. Парк «Патриот» // Электронный ресурс http://ya.yunarmy.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.