Научная статья на тему 'Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса'

Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС / ПАТРИОТ / ГРАЖДАНИН / ЦЕННОСТИ / EDUCATIONAL SYSTEM / CADET MILITARY CORPS / PATRIOT / CITIZEN / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царёв Иван Николаевич

В статье раскрываются проблемы актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников при организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе. Ценностный подход способствует формированию у воспитанников верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности, позволяет сделать воспитательный процесс более целесообразным, управляемым и эффективным, обеспечивает оптимальные условия патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF PATRIOT AND CITIZEN VALUESOF MILITARY CORPS CADETS

The article reveals the problems of cadets’ patriotic and civil moral values actualization in the educational process of military cadet corps. Value-based approach contributes to cadets’ sense of civil and constitutional duty, responsibility and self-discipline development. It also makes educational process at the military cadet corps more sensible, manageable and effective, providing favorable conditions for patriotic values cultivation.

Текст научной работы на тему «Актуализация ценностей патриота и гражданина у воспитанников кадетского военного корпуса»

И.Н. Царёв

(Санкт-Петербург)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА У ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА

ACTUALIZATION OF PATRIOT AND CITIZEN VALUES OF MILITARY CORPS CADETS

В статье раскрываются проблемы актуализации ценностей патриота и гражданина у воспитанников при организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе. Ценностный подход способствует формированию у воспитанников верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности, позволяет сделать воспитательный процесс более целесообразным, управляемым и эффективным, обеспечивает оптимальные условия патриотического воспитания.

Ключевые слова: образовательная система, кадетский военный корпус, патриот, гражданин, ценности.

The article reveals the problems of cadets' patriotic and civil moral values actualization in the educational process of military cadet corps. Value-based approach contributes to cadets' sense of civil and constitutional duty, responsibility and self-discipline development. It also makes educational process at the military cadet corps more sensible, manageable and effective, providing favorable conditions for patriotic values cultivation.

Key words: educational system, cadet military corps, patriot, citizen, moral values.

В условиях реформирования всех сфер жизни российского государства безусловна актуализация ценностей патриота и гражданина как высшего проявления патриотизма не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа и выражается в неравнодушии к судьбе отечества, в способности сопереживать, испытывать боль и радость от происходящего в стране [2].

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,

к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [4].

Целью написания данной статьи является определение проблем актуализации ценностей патриота и гражданина воспитанников кадетского военного корпуса.

Педагог призван задавать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале - это духовность, которая проявляет себя в разных жизненных ролях: семьянина, труженика, патриота и гражданина. Сегодня воспитание - это прежде всего работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами [3]. При организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе педагогический коллектив ставит перед собой задачу не только заложить определённый общеобразовательный уровень, но и подготовить выпускника

для дальнейшего обучения в учреждениях высшего военного профессионального образования, воспитать патриота, гражданина, развить лучшие нравственные качества. Создание условий для успешного обучения и воспитания кадетов - важнейшее требование к образовательной деятельности Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.

В Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе обучаются подростки из разных регионов страны и разных социальных групп, поэтому при организации воспитательной работы нельзя не учитывать существующие проблемы актуализации ценностей патриота и гражданина в контексте сложившейся социокультурной ситуации в обществе [1].

Анализ документов, результаты собеседований на вступительных экзаменах свидетельствуют о том, что в кадетский корпус поступают подростки разные по общему развитию, общеобразовательной подготовке, морально-психологическим качествам, часто имеющие социальные проблемы. Будущие кадеты имеют разное представление об армейском образе жизни, в кадетский корпус поступают, подчиняясь желанию родителей или лиц, их заменяющих. Особенности социализации подростков в кадетском корпусе состоят прежде всего в том, что образовательный процесс происходит в среде, по укладу своему близкой к армейской. Между тем выпускникам кадетских корпусов предстоит жить в реальном социуме со всем его разнообразием и презентовать себя обществу как представителей профессиональной группы военнослужащих армии России. Следовательно, для успешной социализации подростков в условиях современного кадетского корпуса необходимо расширять систему их межличностных отношений, а не изолировать их от влияния общества вне стен учебного заведения. Расширение социальных контактов кадетов и включение их малого социума в образовательный процесс позволит сделать образовательное пространство учебного заведения открытым [1].

Современные кадетские военные корпуса действуют в соответствии с образовательными программами среднего (полного) общего образования, требованиями ФГОС и программой военной подготовки, предусматривающей раннюю военную профессиональную ориентацию. Основными задачами кадетского корпуса являются: подготовка воспитанников к поступлению в высшие военно-образовательные учреждения, что предполагает осознанный выбор профессии офицера и становление ценностного отношения к армии; развитие ценностей патриота, готовности к служению Отечеству, верности конституционному и военному долгу, а также формирование высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. Во время обучения кадеты состоят на полном государственном обеспечении, ежемесячно им выплачивается денежное содержание, они обучаются и проживают в кадетском военном корпусе круглые сутки. Увольнение к родителям и родственникам им предоставляется в субботу или в воскресенье, а по окончании каждой учебной четверти - каникулярный отпуск. Жизнь кадетов организована в малых группах, состоящих из юношей возраста 11-17 лет. В кадетский военный корпус подростки принимаются только при наличии заявления от родителей (или лиц, их заменяющих). Среди прочих факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс в корпусе, следует отметить: среди обучающихся - подростки из разных городов РФ, разной национальности, различных социальных слоёв общества (как дети обеспеченных родителей, так и находящихся за чертой бедности), в семьях различные стили воспитания, различные системы ценностей.

При организации образовательного процесса в кадетском военном корпусе нельзя не учитывать существующее общественное мнение о военной службе вообще, об обучении в кадетском корпусе, о службе офицера, её социальном престиже, об общественном статусе офицера. Его влияние трансформируется через сознание подрост-

ка, через конкретные условия социальной среды, к которой он адаптируется. Цель воспитательного процесса в кадетском военном корпусе: воспитание кадета - патриота своего Отечества, готового и способного служить с честью, успешно решать жизненные и профессиональные задачи в процессе непрерывного образования и самообразования, быть нравственным человеком с высоким уровнем развития культуры, готового вести здоровый образ жизни.

Основу образовательного процесса составляет учебная и воспитательная работа с подростками под руководством преподавателей и воспитателей. Состав педагогического коллектива кадетского корпуса отличается от школьного педагогического коллектива. Воспитатели - преимущественно военнослужащие в отставке. Это офицеры, имеющие высшее образование, прослужившие в войсковых частях и получившие психолого-педагогическое образование. Образовательный процесс в кадетском военном корпусе организуется и проводится на учебных занятиях в классах, учебных кабинетах, лабораториях, на практических полевых занятиях в загородном учебном центре, в спортивных залах, на занятиях дополнительного образования, индивидуальных консультациях, внеклассных мероприятиях, в ходе самостоятельной подготовки. В результате реализации всех планов учебного процесса предполагается, что подростки за период учебы овладеют знаниями на уровне общекультурной компетентности, функциональной грамотности и овладеют основами профессиональных знаний.

Отличает кадетский военный корпус и наличие системы субординации. Каждый учебный курс разделен на 4 взвода, в которых есть свой командир из числа воспитанников; командиры взводов в свою очередь находятся в подчинении заместителя командира взвода, начальником которого является офицер-воспитатель - командир взвода. Наличие начальников и подчиненных, старших по званию и младших дает возможность кадетам проявить свои лидерские качества в роли руководителя коллектива, научиться принимать решения и

брать на себя ответственность, адекватно реагировать на приказ, точно выполнять поставленную задачу, уметь в случае необходимости поставить интересы коллектива выше личных.

Основа образовательного процесса кадетского военного корпуса - нравственное воспитание кадетов, сущность которого заключается в целенаправленном формировании у них нравственных убеждений, высоких моральных качеств и развитии благородных чувств, положительных привычек. Огромную роль в нравственном воспитании кадетов играют традиции, сложившиеся в кадетском корпусе, которые несут в себе большой эмоциональный заряд. Установление традиций, объединяющих всех участников педагогического процесса в единую духовную общность, является ещё и эффективным фактором обучения подростков сотрудничеству. Достигая своего наивысшего развития, традиции становятся определенной нормой поведения, они связывают мысли с поступками. Одна из причин появления разнообразных традиций в жизни подростка - это достаточно жесткая регламентированность повседневной жизнедеятельности современного кадетского корпуса в отличие от обычной школы.

Воспитание в кадетском военном корпусе базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и на героических традициях Российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации и осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Таким образом, организация образовательного процесса в кадетском военном корпусе имеет свои особенности, которые обусловлены отношением к армии в обществе, контингентом абитуриентов, составом

педагогического коллектива, строгой регламентацией жизнедеятельности учебного заведения.

Нами исследован уровень адаптирован-ности обучающихся к социальной среде кадетского военного корпуса и актуализации у воспитанника ценностей патриота и гражданина. За основу показателей взяты социально-психологические характеристики личности, отражающие интегральные особенности психического и социального развития. К таким характеристикам отнесены:

- самооценка личности как ядро саморегуляции, определяющее степень адекватности восприятия внешних условий и своих возможностей;

- ощущение социальной поддержки, обуславливающее чувство личной значимости для окружающих;

- устойчивость мотивации к достижению цели в условиях окружающей среды;

- ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации).

Посредством опросника, предназначенного для подростков, выявлялись степень идентичности обучающегося со средой военного учебного заведения, мотивация обучения в кадетском корпусе, как в учебном заведении с военной направленностью, степень удовлетворенности у обучающегося потребности в безопасности, уровень развития военно-профессиональной направленности (табл. 1).

Всего было опрошено 279 воспитанников в декабре 2017 года.

Одним из основных личностных ресурсов, обеспечивающих мотивацию обучения в кадетском военном корпусе, является идентичность обучающегося со средой учебного заведения, которая означает отнесение себя к какой-либо группе, ощущение сопричастности. Ощущение «МЫ» удовлетворяет базовую потребность в принадлежности к социальной группе. «Я-кадет», «Я-военный» - в эти понятия вкладываются такие профессиональные и общечеловеческие ценности, как «Я-защитник», а значит, любовь, уважительное отношение к Стране, Родине, учебному заведению, в котором учится, а также отнесение себя к группе известных полководцев, героических личностей. Все это является мощным ресурсом для саморазвития, для дальнейшей самореализации.

Высокие показатели степени идентичности (41,6% кадетов) трактуются как достигнутая идентичность со средой (принятие, единение).

Средняя степень выраженности трактуется как неопределенная идентичность со средой. У 44,6% кадетов фиксируется преобладание средней степени выраженности идентичности.

Низкая степень выраженности показателей означает непринятую идентичность. Воспитанники (13,8%) не относят себя к общности кадетского военного корпуса как референтной, престижной группе, имеют

Таблица1.

Базовые интеллектуальные умения репродуктивной деятельности

Выраженность

Низкая степень Средняя степень Высокая степень

Идентичность обучающихся со средой учебного заведения военной направленности 13,8 44,6 41,6

Мотивация к обучению в учебном заведении военной направленности 8,9 39,8 51,3

Степень удовлетворения потребности в безопасности у обучающихся 19 61 20

Уровень развития военно-профессиональной направленности воспитанников 6 44,6 49,4

Социально-психологическая комфортность среды 7,8 40,2 52

низкую мотивацию обучения или не имеют её вообще, выражая стойкое нежелание обучаться.

Работу по формированию идентичности со средой учебного заведения (престижности, чувства единства, референтности и пр.) необходимо строить с учетом особенностей построения межличностных отношений в окружающем социуме, усилия следует направлять на информирование о конкретных ситуациях успешной карьеры, выдающихся поступков выпускников кадетских корпусов, на усиление военных традиций, традиций кадетского военного корпуса, сплочение коллектива. Необходимо усиливать значимость и ценность военной службы, подкреплять личным примером.

Мотивация к обучению в кадетском военном корпусе вытекает из сложившейся идентичности воспитанника со средой учебного заведения.

Высокая степень выраженности по этой шкале свидетельствует об устойчивой мотивации к обучению в кадетском военном корпусе. Она выражается в высокой значимости для воспитанников ценности их достижений, в желании стать военными, в целенаправленном воспитании волевых качеств, таких как терпение, преодоление

трудностей, в следовании принципам военной службы, в переживании патриотических чувств.

Преобладание высокой степени выраженности (у 51,3% кадетов) обусловлено осознанным выбором дальнейшей профессиональной деятельности, принятой идентичностью со средой кадетского военного корпуса.

Средняя степень выраженности мотивации обучения является показателем неустойчивости мотивации к обучению в условиях кадетского военного корпуса. Преобладание данной степени наблюдается у 39,8% воспитанников.

Низкая степень выраженности мотивации обучения (у 8,9% кадетов) означает отсутствие мотивации обучения в кадетском военном корпусе.

Данная шкала измеряет степень удовлетворения у обучающихся потребности в безопасности. Смысл раскрывается через понятия эмоционального климата группы, благополучия и удовлетворенности общением со сверстниками и взрослыми, сплоченности, единства группы, чувства защищённости и справедливости происходящего.

Низкая степень выраженности свидетельствует о неудовлетворенной потреб-

□ Низкая степень выраженности ¡Средняя степень выраженности ■ Высокая степень выраженности

61

Идентичность обучающимся Мотивация к обучению в Степень удовлетворения Уровень развития военно- Социально-психологическая

со средой учебного учебном заведении потребности в безопасности профессиональной комфортность среды

заведения военной военной направленности у обучающихся направленности

направленности воспитанников

Рис. 1. Базовые интеллектуальные умения репродуктивной деятельности ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2019. № 2 (59)_

ности в безопасности. Воспитанники, имеющие низкие показатели по этой шкале, не чувствуют себя в безопасности, часто испытывают тревогу, страх по поводу происходящего. У них нет доверенных лиц, роль которых выполняют взрослые, низкая степень удовлетворенности общением (выявлена у 19% кадетов).

Средняя степень выраженности свидетельствует о частично удовлетворенной потребности в безопасности. Возможен риск развития дезадаптивных нарушений (возможно проявление «повышенной раздражительности», «снижения скорости и точности психомоторных реакций», «физической утомляемости», «нарушений сна», «снижения активности», «общей слабости», «повышенной умственной утомляемости», «снижения настроения», «головных болей», «нарушения внимания»). Преобладание средних показателей фиксируется у 61% воспитанников.

Высокая степень выраженности по этому показателю означает удовлетворительную потребность в безопасности. Наиболее

благополучно обстоит ситуация у 20% кадетов.

Можно констатировать, что в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе сложилась уникальная система довузовского военного образования, основой которой является гражданско-патриотическое воспитание. Военизированная составляющая как организационный аспект неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением основ гражданско-па-триотического и духовно-нравственного воспитания. В этом есть педагогический смысл и воспитывающий потенциал уклада жизни воспитанников кадетского военного корпуса. Целостное воспитательное пространство корпуса, представленное в единстве воспитательного процесса, основного и дополнительного образования, в полной мере обеспечивает оптимальные условия патриотического воспитания, способствует формированию верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Электронный ресурс www.gospatriotprogramma.ru/

3. ДанилюкА.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

4. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. - 3-е изд. - М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.