Научная статья на тему 'Активные формы и методы взаимодействия с детьми и подростками во внеурочной деятельности на основе воспитательного потенциала школьного музея'

Активные формы и методы взаимодействия с детьми и подростками во внеурочной деятельности на основе воспитательного потенциала школьного музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM ’S PEDAGOGICS / PROJECT’S ACTIVITY / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жогло Т. Б., Филобок Е. И.

В статье раскрывается огромный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея, используемый в процессе обучения и воспитания учащихся. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Цель данной работы – показать активные формы и методы взаимодействия с учащимися, направленные на привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, что позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные формы и методы взаимодействия с детьми и подростками во внеурочной деятельности на основе воспитательного потенциала школьного музея»

Жогло Т.Б., Филобок Е.И. ©

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №2 станицы Павловской

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Аннотация

В статье раскрывается огромный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея, используемый в процессе обучения и воспитания учащихся. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Цель данной работы - показать активные формы и методы взаимодействия с учащимися, направленные на привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности, что позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотизм, исследовательская деятельность Keywords: civil education, museums pedagogics, project's activity

Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина.

История МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской насчитывает 110 лет. Нередки случаи, когда в ней обучались бабушки, дедушки, мамы, папы сегодняшних учеников. Можно констатировать складывание не только школьных, но и семейных традиций обучения. На наш взгляд, школьный музей может иметь большое значение в воспитательном процессе. Музей, став основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее к истории района, города, страны. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования,

©© Жогло Т.Б., Филобок Е.И., 2012 г.

производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родной станице, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история края.

Данная форма должна способствовать формированию гражданственности и патриотизма, а, следовательно, социализации личности не путем усвоения теоретических положений, а через активную деятельность.

Краеведческий музей в школе существует с 2005 года. За годы своего существования музей уже добился определенных результатов, а школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы.

Музейная работа привлекала ребят, на ее основании выстраивалась система взаимоотношений, обучающих и воспитательных элементов исследовательской деятельности. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

Огромным воспитательным потенциалом обладают используемые нами различные виды музейной деятельности: проектно-исследовательская, поисковая, экскурсионная, лекторская, театральная, клубная (встречи с ветеранами войны и труда, местными талантливыми людьми ) музейные уроки, уроки мужества и другие. Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки, является патриотизм.

Школьный музей традиционно является одним из средств патриотического воспитания, поскольку обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Данное направление разрабатывается в контексте любви к малой родине -любви к своему городу, к своей улице, к своей школе, к своему дому, к своим землякам. Такими проектами в работе нашего музея стали: «Старинные здания ст. Павловской», «Литературно-просветительская деятельность Ф.В.Гладкова», «Образ Кубани в творчестве павловского скульптора Е.Р.Кисиль», «История улицы», «История школы», «История семьи», «Моя родословная», «Орден в моем доме» и другие. Сложившаяся система целенаправленной работы музея помогает педагогическому коллективу СОШ№ 2 в воспитании человека -гражданина, свидетеля и участника истории.

Приведем только один пример из разноплановой деятельности нашего школьного музея и заложенного в нем огромного воспитательного потенциала.

Проект «Орден в моем доме»

Цель: расширение знаний о Великой Отечественной войне; поисковая работа по увековечиванию памяти земляков, родных и близких учащихся - участников Великой Отечественной войны.

Результат: оформление экспозиции в школьном музее «Орден в моем доме» и её широкое использование в учебно-воспитательном процессе.

Нельзя без волнения читать и слушать рассказы юных музейщиков о своих родных и близких людях, получивших награды за подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Вот что узнал и рассказал о своем прадеде, ветеране войны, Носенко Михаиле Антоновиче ученик 7-го класса Гуглий Даниил: «Мой прадедушка родился в 1918 году. Когда началась Великая Отечественная война, он проходил службу на границе с Польшей, в Белоруссии. Их часть стояла на территории заповедника Беловежская Пуща и первая приняла на себя удар противника. В первые дни войны прадедушка был ранен и попал в плен. Несколько раз вместе с товарищами пытался бежать. За один побег его вместе с другими солдатами фашисты расстреляли, засыпали землёй. Но прадедушке повезло: он был только ранен, и его откопала и спасла незнакомая женщина, она выходила его. Вернулся солдат в строй. Прошёл от Москвы до Берлина, дважды был награждён Орденом Красной звезды. Первый орден получил за освобождение Белоруссии, второй - за взятие Берлина.

К сожалению, его нет сейчас с нами, но осталась добрая и светлая память о нём. Наша семья хранит его награды».

Цитируем строки из проекта Саши Загорулько, ученика 6-го класса: «Мой прадедушка, Гунькин Андрей Иосифович, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Павловского маслосыркомбината, полный кавалер Ордена Славы. Ушел на фронт в начале войны, участвовал в героической обороне Сталинграда, воевал в Чехословакии. Темной апрельской ночью 1945 года вместе со своими боевыми друзьями шел он в атаку на гитлеровцев, окопавшихся в предместье Моравы - Остравской. Против роты, в которой был мой прадедушка, враг бросил танки и большую группу автоматчиков. Основные силы отступили. Группе советских бойцов пришлось принять весь удар на себя, достичь намеченного рубежа и окопаться. Был среди этой горстки храбрецов и мой прадед. В том памятном для ветерана бою за город Морава - Остравская он был тяжело ранен. За мужество и храбрость Андрей Иосифович был награжден тремя Орденами Славы в годы Великой Отечественной войны. Прадедушка умер в 1986 году, когда я еще не родился. Я горжусь его подвигами и наградами».

Данная проектная деятельность, несомненно, помогла учащимся обогатить свои знания о Великой Отечественной войне, раскрыть связь родного края, своей семьи с Родиной, помогла уяснить неразрывную связь истории каждой семьи, каждого человека с жизнью нашей страны, почувствовать личностную причастность к ней. Работа над проектом, хочется верить, укрепила фундаментальную закладку в духовно-нравственном становлении подростков. Ведь именно патриотизм, гордость за подвиги своих родных, желание служить Отчизне, стремление быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем является основой всей воспитательной работы в каждом образовательном учреждении. И школьный музей, созданный и обогащаемый совместной работой педагогов, учащихся, актива совета музея, родителей, представителей общественности - самое действенное, самое надежное, верное и ценное подспорье в этом важном деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.