Научная статья на тему 'Участие студентов-иностранцев в языковых конкурсах как условие изучения русского языка'

Участие студентов-иностранцев в языковых конкурсах как условие изучения русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
322
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / русский язык и культура речи / олимпиада по русскому языку как иностранному / конкурс эссе / конкурс сочинений / конкурсная работа / иностранные обучающиеся / лексико-грамматический материал. / Russian as a foreign language / Russian language and culture of speech / Olympiad in Russian as a foreign language / essay contest / contest project / foreign students / lexicogrammatical material. Зорина В.В.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зорина В. В.

Статья посвящена актуальной проблеме изучения русского языка студентами-иностранцами русского языка. Иностранные студенты, приезжающие в Россию, сталкиваются с проблемами в обучении, обусловленными, как правило, низким уровнем знания русского языка. Особое место в обучении русскому языку как иностранному занимает внеаудиторная работа, включающая проведение различных мероприятий: конкурсов выразительного чтения, тематических вечеров, предметных олимпиад и конкурсов. Установлено, что одним из условий успешного овладения русским языком является участие в олимпиадах по русскому языку как иностранному и конкурсах сочинений. В данной статье представлен опыт участия слушателей курсов подготовки иностранных специалистов СибЮИ МВД России в конкурсах сочинений. Практика показывает, что подготовка конкурсной работы способствует развитию у иностранных обучающихся общих и специальных учебных умений, навыков самостоятельного изучения русского языка, воспитанию понимания важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF FOREIGN STUDENTS IN LANGUAGE COMPETITIONS AS A CONDITION FOR LEARNING RUSSIAN

Article is dedicated to the topical problem of learning Russian by foreign students. Foreign students, who come to Russia, have problem of study because of poor language skills. Extracurricular activities, including various events (for example, expressive reading competitions) has a special place in learning Russian as a foreign language. It has been established that one of the conditions for successful mastering of the Russian language is participation in Olympiads on Russian as a foreign language and essay competitions. This article presents a experience of participants of training courses for foreign Federal State Public Educational Institution «Siberian Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» experts of essay competitions. A teaching experience shows, that the preparation of the contest work contributes to the development of general and special teaching skills, the skill of independent study of the Russian language, the education of understanding of the importance of learning the Russian language and the need to use it as a means of communication.

Текст научной работы на тему «Участие студентов-иностранцев в языковых конкурсах как условие изучения русского языка»

<<шушетим~^©у©ма1>#щ&3)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 81-13

Зорина В.В.

кандидат педагогических наук, доцент Сибирского юридического института Министерства внутренних дел России г. Красноярск, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11735

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ЯЗЫКОВЫХ КОНКУРСАХ КАК УСЛОВИЕ

ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Zorina Viktoriya Volodymyrivna

Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor Federal State Public Educational Institution «Siberian Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»

Krasnoyarsk, Russia

PARTICIPATION OF FOREIGN STUDENTS IN LANGUAGE COMPETITIONS AS A CONDITION

FOR LEARNING RUSSIAN

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме изучения русского языка студентами-иностранцами русского языка. Иностранные студенты, приезжающие в Россию, сталкиваются с проблемами в обучении, обусловленными, как правило, низким уровнем знания русского языка. Особое место в обучении русскому языку как иностранному занимает внеаудиторная работа, включающая проведение различных мероприятий: конкурсов выразительного чтения, тематических вечеров, предметных олимпиад и конкурсов. Установлено, что одним из условий успешного овладения русским языком является участие в олимпиадах по русскому языку как иностранному и конкурсах сочинений.

В данной статье представлен опыт участия слушателей курсов подготовки иностранных специалистов СибЮИ МВД России в конкурсах сочинений. Практика показывает, что подготовка конкурсной работы способствует развитию у иностранных обучающихся общих и специальных учебных умений, навыков самостоятельного изучения русского языка, воспитанию понимания важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения.

Abstract

Article is dedicated to the topical problem of learning Russian by foreign students. Foreign students, who come to Russia, have problem of study because ofpoor language skills. Extracurricular activities, including various events (for example, expressive reading competitions) has a special place in learning Russian as a foreign language. It has been established that one of the conditions for successful mastering of the Russian language is participation in Olympiads on Russian as a foreign language and essay competitions.

This article presents a experience ofparticipants of training courses for foreign Federal State Public Educational Institution «Siberian Law Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» experts of essay competitions. A teaching experience shows, that the preparation of the contest work contributes to the development of general and special teaching skills, the skill of independent study of the Russian language, the education of understanding of the importance of learning the Russian language and the need to use it as a means of communication.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, русский язык и культура речи, олимпиада по русскому языку как иностранному, конкурс эссе, конкурс сочинений, конкурсная работа, иностранные обучающиеся, лексико-грамматический материал.

Key words: Russian as a foreign language, Russian language and culture of speech, Olympiad in Russian as a foreign language, essay contest, contest project, foreign students, lexicogrammatical material.

Иностранные студенты, приезжающие в Россию, сталкиваются с проблемами в обучении, обусловленными, как правило, недостаточным знанием русского языка[2;3;4;6]. Существующий языковой барьер «препятствует ... восприятию лекционного материала на слух, его пониманию, выделению опорного материала и ведению конспектов, и подготовке к практике» [2, с. 153].

Традиционно изучение русского языка студентами-иностранцами в вузах России происходит во время занятий по русскому языку как иностранному. Например, в СибЮИ МВД России овладение

русской речью осуществляется на занятиях по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Русский язык» (факультатив), «Русский язык как иностранный». Аудиторные практические занятия по данным дисциплинам включают ролевые игры, работу в микрогруппах, групповые дискуссии и т.д.

Особое место в обучении русскому языку как иностранному занимает внеаудиторная работа, включающая проведение конкурсов выразительного чтения, тематических вечеров, предметных олимпиад и т.д. [5, с.209].

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ш^шетум~^©угма1>#щб1)),2©2©

В настоящее время на разных образовательных площадках проводятся международные, всероссийские олимпиады по русскому языку как иностранному, межнациональные конкурсы сочинений и т.д. [1;7]. Установлено, что участие в подобных олимпиадах и конкурсах позволяет участникам проверить уровень своих знаний и умений, качество освоения языковых, речевых и профессиональных компетенций [7, с.441].

В данной статье представлен опыт участия в языковых конкурсах слушателей курсов подготовки иностранных специалистов СибЮИ МВД России. Иностранные студенты, обучающиеся в данном вузе, являются представителями ближнего зарубежья.

В 2019 году иностранные слушатели приняли участие в следующих конкурсах и олимпиадах:

1. Краевой межнациональный конкурс "Наш русский язык" .

2. II Открытый Международный конкурс сочинений на русском языке среди Монгольских студентов.

3. III Международная дистанционная олимпиада по русскому языку и страноведению среди иностранных граждан (на базе ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городо-викова».

4.Международная онлайн-олимпиада по русскому языку как иностранному (организаторы -Министерство просвещения Российской Федерации и Санкт-Петербургский государственный университет).

Краевой межнациональном конкурс «Наш русский язык» является ежегодным и проводится в рамках реализации государственной программы Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края».

Конкурс направлен на активизацию интереса к изучению русского языка, пропаганде значения русского языка как языка межнационального общения. Участниками конкурса являются жители Красноярского края. При этом участники конкурса распределяются по двум возрастным категориям: первая - 14 лет до 30 лет включительно; вторая - от 31 года и старше.

Конкурс проводится в заочной форме и включает, как правило, четыре номинации. Так, номинации 2019 года: «эссе на тему «Наш русский язык», «эссе на тему «Мой автор», эссе на тему «Русский язык в истории моей семьи», эссе на тему «Семья народов Красноярского края: к 85-летию региона».

Впервые слушатели КПИС приняли участие данном конкурсе в 2017 году. Всего в период с 2017 по 2019 год 31 слушатель принял участие в конкурсе, из них 5 участников удостоены призовых мест.

Слушатели КПИС среди всех номинаций предпочитают номинацию «Мой автор». Согласно требованиям конкурса, в эссе на тему «Мой автор» должна быть раскрыта творческая личность автора, его роль в развитии языка, литературы, общества; основная идея произведения; личное отношение

участника конкурса к автору и роль произведений автора в жизни участника.

Работы иностранных обучающихся посвящены как творчеству русских, советских писателей и поэтов (М.В. Булгакова, Ф.М. Достоевского, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова), так и творчеству национальных авторов (Абу Абдуллах Джафара Ру-даки, Абая Кунанбаева, Олжаса Омаровича Сулей-менова, Чингиза Торекуловича Айтматова).

Например, в одном из эссе так говорится о роли произведений Абу Абдуллаха Джафара Ру-даки: «После чтения стихотворений Рудаки, понимаешь, что поэзия - не только высокопарное и красивое сплетение слов. Это не так! Строки великого поэта, насыщенные любовью к людям, жизни, являются законом для нас, потомков». (Халим С.)

На втором месте по предпочтениям находится номинация «Наш русский язык». Согласно условиям конкурса, в эссе на тему «Наш русский язык» должна быть раскрыта роль русского языка как средства межнационального общения, носителя общих культурных ценностей для представителей различных национальностей, исторически объединенных в единое сообщество, роль русского языка в сохранении исторической памяти российского общества.

В эссе, отправленных на конкурс, иностранные слушатели так высказываются о богатстве русского языка: «Одну и ту же мысль можно выразить различными способами, употребляя различные выражения - именно этим русский язык отличается от других языков». (Бекбол С.)

О роли русского языка: «Русский язык - это богатство и ценность великого и могучего народа». (Илим К.).

«Русский язык - основа моей духовной культуры; бесценный дар, который я, казах, получил от русского народа». (Бауржан Э.)

«Зная русский язык, читая произведения на русском языке, можно стать интересным собеседником и добиться больших успехов в жизни». (Валера Т.)

«Благодаря русскому языку я получу хорошее образование, лучше узнаю Россию, смогу овладеть престижной профессией и принести пользу своей семье и Родине». (Байтур А.)

«Мы знаем и понимаем, что русский язык является прочной основой для дружбы и сотрудничества между нашими странами. Чем лучше мы будем знать язык русского народа, тем ближе и понятнее мы станем друг другу». (Окилджон К.)

Следующий конкурс - это Открытый Международный конкурс сочинений на русском языке среди Монгольских студентов. Данный конкурс является ежегодным и проводится на базе Почетного Консульства Монголии в городе Красноярске и Красноярском крае.

Конкурс направлен на развитие творческого потенциала студентов, совершенствование мастерства письменной речи на русском языке, повышение интереса к технике письма и культуре русского слова; укрепление международных отношений

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / PEDAGOGICAL sciences

между Россией и Монголией, основанных на совместной истории.

В 2019 году II Открытый Международный конкурс посвящен развитию дружественных отношений между Россией и Монголией, а также празднованию 70-летия победы советских и монгольских войск в районе реки Халхин-Гол. Участники конкурса должны представить сочинения на тему «Будущее Монголии - в руках молодых».

Свои работы отправили на конкурс три слушателя КПИС СибЮИ МВД России. В сочинении одного из участника роль русского языка представлена так: «Благодаря знанию русского языка я уже свободно общаюсь и с русскими курсантами, и со слушателями из Казахстана, Киргизии, Таджикистана. Русский язык для меня стал средством межнационального общения. Обучаясь здесь, в вузе Красноярска, я научился понимать людей разных национальностей, стал терпимее относиться к иному мнению». (Амартувшин Б.)

О своем участии в будущем Монголии участники высказались следующим образом: «Моя цель: вернуться в родную страну образованным, грамотным специалистом и быть в рядах той передовой молодежи, которая выведет Монголию в мировые лидеры». (Амартувшин Б.)

«Моя мечта заключается в том, чтобы принести пользу государству. Свою мечту я смогу осуществить в ближайшем будущем. Сейчас я делаю важные шаги для осуществления своей мечты: получаю высшее образование». (Зулбат А.)

«Будущее моей страны, моей Монголии будет успешным только с образованной, трудолюбивой молодежью. Нам нельзя сейчас тратить время бездумно - нужно много учиться и овладевать профессией. Только став хорошим специалистом, можно обеспечить развитое будущее Монголии и сохранить великие победы наших дедов». (Мунхуслд М.)

Следует подчеркнуть, что работа над текстом конкурсной работы заставляет слушателей курсов подготовки иностранных специалистов систематизировать изученный лексико-грамматический материал, обращаться к дополнительной литературе, справочникам и словарям по русскому языку; неоднократно посещать консультации преподавателя и т.д.

Таким образом, как показывает практика, участие слушателей курсов подготовки иностранных

специалистов в предметных олимпиадах, конкурсах сочинений является важнейшим средством изучения русского языка. Процесс создания конкурсной работы способствует развитию у иностранных обучающихся общих и специальных учебных умений, навыков самостоятельного изучения русского языка, воспитанию понимания важности изучения русского языка и потребности пользоваться им как средством общения.

Список литературы

1. Белякова Л. Ф., Аверьянова Н. А., Сидорова Т. Л. Олимпиада по русскому языку как иностранному в изменившихся условиях обучения //Актуальные вопросы профессионального образования. -2015. - №. 1. - С. 80-86.

2. Боровлёва К. С. Проблемы обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе //PROBLEMS OF MODERN EDUCATION. - 2014. - С. 153-155.

3. Вольнова Д. Н., Меланченко Е. А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения //Современные научные исследования и инновации. - 2016. -№. 8. - С. 399-402.

4. Капезина Т. Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе //Наука. Общество. Государство. - 2014. - №. 1.

5. Косинова О. П., Сивакова Н. А. ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ //Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа-университет-предприятие. - С. 208212.

6. Мельникова А. Ю. Проблемы обучения русскому языку как иностранному студентов из Узбекистана //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №. 2.-.С.50-54.

7. Сергеева Т. В. Роль предметных олимпиад по русскому языку как иностранному в профессионально-личностном развитии обучающихся //Человек в информационном пространстве. - 2019. - С. 436-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.