Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательное пространство / воспитание / образовательная среда / образование / образовательные организации / модель. / educational space / upbringing / educational environment / education / educational organizations / model.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич

В данной статье анализируются точки зрения современных исследователей и, опираясь на базовое для данного исследования представление о воспитательном пространстве как совокупности обстоятельств, факторов, условий жизнедеятельностиребенка, социальных ценностей, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выдвигает предположение о разработке типовой модели воспитательного пространства, которое поможет практикам в разработке вариативных моделей образовательных организаций. Разработка типовой модели необходима для систематизации воспитательной деятельности образовательной организации, конструктивного взаимодействия и координации усилий всех участников воспитательного процесса по формированию духовных потребностей, социально значимых ценностей личности и созданию условий для самореализации. Представленная модель может использоваться в практической деятельности педагогов, специалистов в сфере воспитания всех уровней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SPACE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article analyzes the points of view of modern researchers and, based on the basic idea for this study of the educational space as a set of circumstances, factors, conditions of a child’s life, social values that affect his personal development and contribute to his entry into modern culture, suggests the development of a standard model of educational space that will help practitioners in developing variable models of educational organizations. The development of a standard model is necessary to systematize the educational activities of an educational organization, constructive interaction and coordination of efforts of all participants in the educational process to form spiritual needs, socially significant values of the individual, and create conditions for self-realization. The presented model can be used in the practical activities of teachers, specialists in the field of education at all levels of education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Научная статья УДК 37.015

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Александр Сергеевич Андрианов,

Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация, vyzemsky@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9263-6625

Аннотация. В данной статье анализируются точки зрения современных исследователей и, опираясь на базовое для данного исследования представление о воспитательном пространстве как совокупности обстоятельств, факторов, условий жизнедеятельностире-бенка, социальных ценностей, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру, выдвигает предположение о разработке типовой модели воспитательного пространства, которое поможет практикам в разработке вариативных моделей образовательных организаций. Разработка типовой модели необходима для систематизации воспитательной деятельности образовательной организации, конструктивного взаимодействия и координации усилий всех участников воспитательного процесса по формированию духовных потребностей, социально значимых ценностей личности и созданию условий для самореализации. Представленная модель может использоваться в практической деятельности педагогов, специалистов в сфере воспитания всех уровней образования.

Ключевые слова: воспитательное пространство, воспитание, образовательная среда, образование, образовательные организации, модель.

Для цитирования: Андрианов, А.С. Воспитательное пространство образовательной среды // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17, № 1. С. 46 - 52.

Original article

EDUCATIONAL SPACE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Alexander S. Andrianov,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Moscow, Russian Federation, vyzemsky@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-9263-6625

Abstract. This article analyzes the points of view of modern researchers and, based on the basic idea for this study of the educational space as a set of circumstances, factors, conditions of a child's life, social values that affect his personal development and contribute to his entry into modern culture, suggests the development of a standard model of educational space that will help practitioners in developing variable models of educational organizations. The development of a standard model is necessary to systematize the educational activities of an educational organization, constructive interaction and coordination of efforts of all participants in the educational process to form spiritual needs, socially significant values of the individual, and create conditions for self-realization. The presented model can be used in the practical activities of teachers, specialists in the field of education at all levels of education.

Keywords: educational space, upbringing, educational environment, education, educational organizations, model.

For citation: Andrianov, A.S. Educational space of the educational environment // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17, no. 1. Pp. 46 - 52 (In Russ.).

Введение

Справедливо отмечают исследователи, что в системе отечественного образования происходят значительные изменения, связанные с развитием воспитания в образовательных организациях всех уровней. Одним из важных факторов социального прогресса, нового качества жизни общества является формирование высокодуховных потребностей личности, прежде всего детей и молодежи [7].

И.В. Руденко отмечает, что «ориентация в процессе организованного воспитания на интересы и потребности личности, с одной стороны, и создание условий, в которой личность проявляет свою ориентированность на социум, с другой, предполагает, что в нынешних условиях образовательная организа-

ция должна выполнить инициирующую роль в создании такого воспитательного пространства, где социально-конструктивное взаимодействие всех участников воспитательной деятельности будет влиять на приобретение личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе» [7].

По его мнению, важным шагом в этом направлении стало утверждение Примерных программ воспитания для образовательных организаций дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования, которые обновили традиционные представления на воспитательную деятельность в соответствии с вызовами современного общества, при этом сохранили ориентир на базовые для нашего общества ценности.

В связи с этим автор полагает, что актуализируется проблема создания в образовательной организации воспитательного пространства, проектирования ее структуры, построенной на ценностях, устоях общества, нравственных ориентирах, отечественных педагогических традициях в сфере воспитания, новых программных доку-ментах[7].

Обоснование и проектирование типовой модели как основы создания вариативных моделей воспитательной среды образовательных организаций всех уровней стало целью исследования.

Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, обобщение и систематизация информации предметной области) и эмпирические методы (экспертные методы, моделирование, интернет-мониторинг, контент-анализ).

Постановка проблемы

В научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «воспитательное пространство», а значит, и нет единого подхода к ее структурному наполнению. В некоторых исследованиях понятия «воспитательное» и «воспитывающее» пространство рассматриваются как синонимичные. Существование в педагогике этих понятий, их содержательная близость обуславливает необходимость их конкретизации для данного исследования.

Следует отметить, что педагогические словари конкретизируют определение «пространство» в аспекте «воспитательной». Воспитательное пространство - среда обитания школьника (ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается: члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели и т. д.), благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств». «Воспитательное пространство - совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности». Данный термин используется в работах Ю.В. Ткачевой

как «пространство возможностей для самореализации личности каждого участника образовательных отношений» [8, с. 87].

На протяжении последнего десятилетия для современных исследователей в области педагогики стало актуальным рассмотрение термина «воспитывающая среда». К осмыслению можно предложить несколько дефиниций.

Воспитывающим пространством в работах Р.У Богдановой называется «пространство, построенное на ценностях, устоях общества, нравственных ориентирах созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений» [1, с. 53]. Н.Е. Щурковой воспитывающее пространство определяется как «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [10, с. 180].

Важным подходом у этих исследователей стала методологическая позиция Л.И. Новиковой, которая утверждала,что «создание воспитывающей среды предполагает сужение в ней стихийного за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему влияний..., усилия взрослых должны быть направлены не на ликвидацию среды неорганизованной, а на включение ее в качестве составляющего компонента в систему окружающей школу среды» [4, с. 65]. Эта значит, что центральной идеей педагогического подхода к этой проблеме является организация рационального взаимодействия между всеми обстоятельствами, факторами, условиями жизнедеятельности ребенка, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Данное пространство в образовательной организации, как правило, профессионально моделируется. И чем выше профессиональная грамотность педагога, организую-

щего деятельность ребенка в этом пространстве, тем успешнее происходит личностное развитие. В работах Е.И. Тихомировой ценными являются приведенные экспериментальные данные о том, что педагогам необходимо постоянно развивать и совершенствовать компетентность в вопросах моделирования и использования ресурсов воспитательного пространства [8, с. 292].

Таким образом, согласимся с утверждением В.Ю. Ромайкина, что в большинстве исследований «пространство воспринимается не только как объективный фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия» [6, с. 79]. Учитывая, что главный акцент этого поиска не противоречит целевой направленности пространства личностному развитию ребенка, будем рассматривать данные понятия как синонимичные.

В этой связи заданные ориентиры на вариативность содержания воспитания в образовательной организации актуализируют проблему дальнейшего изучения потенциала современного воспитательного пространства, ее структуры, которая преобразуется под воздействием социальных факторов, но не должна терять значимость духовно-нравственной доминанты в воспитании будущих граждан России.

Результаты и обсуждение исследования

Исследовательский поиск приводит к выдвижению предположения: возможно ли создать типовую модель воспитательного пространства, соответствующую парадигме современного образования, на основе которой будут создаваться вариативные модели воспитательного пространства образовательных организаций. При этом под воспитательным пространством будем понимать совокупность обстоятельств, многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несущих в себе воспитательные функции, целенаправленно, организованно и систематически влияющих на

личностное развитие воспитанников и способствующих их вхождению в современное общество и культуру Модель будет выступать в качестве инструмента, отражающего системную сущность воспитательного процесса, где будут зафиксированы ценностные ориентиры, уклад, традиции, педагогический опыт, направления деятельности образовательной организации.

Проектирование типовой модели осуществлялось на основе изучения технологии средового проектирования В.А. Ясвина, состояния проблемы педагогического моделирования и типологии педагогических моделей И.А. Колесниковой, А.М. Моисеева, В.И. Слободчикова. Автором использовался личный опыт разработки типовых моделей для совершенствования педагогической реальности в сфере профессиональной подготовки специалистов, организации внеучебной деятельности [2]. При проектировании типовой модели опираемся на комплекс параметров, нашедших отражение в психолого-педагогической литературе. А.М. Моисеевым выделены, а В.А. Ясвиным апробированы пять этапов проектирования образовательной среды: «подготовки к проектированию (разработку концепции проектирования, установление целей и различных условий проектирования); предпроектного анализа стратегических направлений ее развития; определения программы действий; выработки проектных решений и их обсуждение; моделирования; маркетизации как обобщения результатов и разработки методик для исполнителей» [11, с. 80].

К принципам построения воспитательной среды относится «личностное взаимодействие детей и педагогов, свобода самореализации детей, самоорганизация воспитательной среды; свобода деятельности; продуктивность среды как результат формирования и развития ребенка. Основные структурные компоненты следующие: «индивидуально-групповой (субъекты); ценностно-духовный (смыслы, ценности, нормы, состояние культуры межличностных отно-

шений); функционально-деятельностный (функции и виды деятельности); пространственно-предметный (обустройство помещений, территории).

Они универсальны для всех типов учреждений, реализующих воспитательную функцию. Содержательное наполнение компонентов формируется с учетом традиций образовательной организации и программных документов в сфере воспитания. Остановимся подробнее на характеристике каждого и представим Типовую модель воспитательного пространства общеобразовательной организации, направленной на достижение цели, записанной в Законе «Об образовании в РФ»1.

Индивидуально-групповой компонент представлен индивидуальными и групповыми субъектами: обучающиеся; педагоги; родители; педагогический коллектив; детский коллектив; социальные партнеры образовательной организации. Полисубъект-ность как свойство воспитательной среды обеспечит взаимодействие и духовное взаимообогащение детей и взрослых. Как отмечает Е.И. Тихомирова, во взаимодействии субъектов развивается «практика общения и деятельности, потребность в рефлексии, необходимость постоянно фиксировать степень активности, самостоятельности, позитивности и креативности человека» [8, с. 130].

Воспитательный потенциал каждого субъекта реализуется через специфические инструменты, характеризующие воспитательные действия каждого из названных. Задача педагога будет заключаться в конструировании партнерских отношений и выстраивании межличностных связей. Кроме того, при разработке данного компонента количество социальных партнеров можно расширить с учетом традиций организации.

Ценностно-духовный компонент включает основные подходы и принципы воспи-

тания, заложенные программными документами, смыслы, ценности, нормы, состояние культуры межличностных отношений, направления воспитания и целевые ориентиры. В аспекте проектирования содержание данного компонента не вызывает сложности, так как его ориентиром служит Примерная программа воспитания.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, лично-стно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возра-стосообразности; предполагает реализацию направлений воспитания, соответствующих возрасту, и призвано обеспечить достижение целевых ориентиров.

Функционально-деятельностный компонент формирует уклад, систематизирует деятельность образовательной организации внутри инвариантных и вариативных модулей для реализации функций воспитательной среды. Как отмечают разработчики программы, инвариантные модули были созданы на основании лонгитюдно-го изучения как массового, так и передового опыта работы в сфере воспитания, набор вариативных каждая организация формирует сама.

Пространственно-предметный компонент воспитательной среды определяет специфику образовательной организации в аспекте использования воспитательного потенциала предметной среды, оформления помещений, рекреационных зон, памятных мест, спортивных и игровых площадок и много другого, что является предметом всеобщей заботы коллектива. Формированием

1 Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-Ф3 (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" // URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 10.09.2023).

воспитательной среды можно управлять. Показателями сформированности воспитательной среды можно считать: «высокий уровень общественного признания социальной общности в регионе; содержательная совместная деятельность, ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми».

Выводы

Таким образом, воспитательное пространство - это среда, которое окружает субъекта. Среди основных условий существования субъекта в этой среде является его деятельность и взаимодействие (общение) с бли-

жайшим окружением. Пространство может влиять на формирование субъекта. Пространство под влиянием педагогического сообщества может быть структурировано и обогащено позитивными факторами социализации. Осмысление и наполнение-воспитательного пространства основано на анализе потребностей, личностных запросов всех субъектов воспитательной среды; образовательного потенциала педагогического коллектива, сочетающего современные теоретические знания в сфере воспитания с наличием практического опыта воспитательной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богданова, Р.У. Подготовка студентов-вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1. С. 52-58.

2. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. 160 с.

3. Нечаев, М.П. Определение понятия «воспитывающая среда» и ее влияние на развитие личности // Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций АСОУ 2018. № 3. С. 406-416.

4. Новикова, Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 76 с.

5. Попова, И.Н. Воспитывающая среда как фактор эффективности профилактической деятельности // Профессиональное образование столицы. 2011. № 11. С. 36-37.

6. Ромайкин, В.Ю. Соотношение понятий «воспитывающая среда» и «воспитательное пространство» // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3. С. 79-81.

7. Руденко, И.В. Проектирование воспитательной среды образовательной организации // Cifra. Педагогика. 2023. №1 (1). URL: https://pedagogy.cifra.science/archive/1-1-2023-september/10.18454/PED.2023.1.5. DOI: https://doi.Org/10.18454/PED.2023.1.5

8. Тихомирова, Е.И. Социальное воспитание как фактор продуктивной самореализации личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13, № 5. С. 129-133.

9. Ткачева, Ю.В. Воспитательная среда школы: сущность и структура // Символ науки. 2020. № 3. С. 87-90.

10. Щуркова, Н.Е. Педагогические технологии. М.: Юрайт, 2019. 232 с.

11. Ясвин, В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1(6). С. 74-93. DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93

REFERENCES

1. Bogdanova, R.U. Preparing student counselors to create an educational environment in educational organizations // Bulletin ofPedagogical Innovations. 2019. No. 1. P. 52-58. (In Russ.).

2. Moiseev, A.M. The quality of school management: how it should be. M.: September, 2001. 160 p. (In Russ.).

3. Nechaev, M.P. Definition of the concept of "educational environment" and its influence on personality development // Collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences ofASOU. 2018. No. 3. P. 406-416. (In Russ.).

4. Novikova, L.I. School and environment. M.: Znanie, 1985. 76 p. (In Russ.).

5. Popova, I.N. Educational environment as a factor of effectiveness of preventive activities // Vocational education of the capital. 2011. No. 11. P. 36-37. (In Russ.).

6. Romaykin, V. Yu. Correlation of the concepts of "educational environment" and "educational space" // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2003. No. 3. P. 79-81. (In Russ.).

7. Rudenko, I.V. Designing the educational environment of an educational organization // Cifra. Pedagogy. 2023. No. 1 (1). URL: https://pedagogy.cifra.science/archive/1-1-2023-september/ 10.18454/PED.2023.1.5. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18454/PED.2023.1.5

8. Tikhomirova, E.I. Social education as a factor of productive self-realization of personality // Bulletin ofthe Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2007. Vol. 13, no. 5. P. 129133. (In Russ.).

9. Tkacheva, Yu.V. The educational environment ofthe school: the essence and structure // Symbol of Science. 2020. No. 3. P. 87-90. (In Russ.).

10. Shchurkova, N.E. Pedagogical technologies. M.: Yurayt, 2019. 232 p. (In Russ.).

11. Yasvin, V.A. Technology of environmental design in education // Socio-political studies. 2020. No. 1(6). P. 74-93. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Андрианов Александр Сергеевич, доцент кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат педагогических наук, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexander S. Andrianov, Associate Professor of the Department of Organization of Fire and Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation.

Дата поступления статьи / Received: 20.09.2023

Дата рецензирования статьи / Revised: 10.12.2023

Принята к публикации / Accepted: 15.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.