Научная статья на тему 'Социальное, культурное и духовное во внеурочной деятельности современной образовательной организации'

Социальное, культурное и духовное во внеурочной деятельности современной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL DEVELOPMENT / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / CULTURAL DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПОЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FIELDS OF ACTIVITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL SPACE / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна

Деятельность образовательных организаций в условиях современной системы основного общего образования направлена на создание оптимальных условий для выявления и реализации личностного потенциала подрастающего поколения, готового к решению социальных и культурных проблем, к самостоятельности. Образовательный и воспитательный процессы ориентированы на подготовку активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных задач, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Реализации данного вектора в современных образовательных организациях помогает введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, которые способствуют созданию определенных ситуаций погружения школьника в социальное и культурное окружение. Под социально-культурным окружением мы понимали своеобразную систему создания, сохранения, презентации и передачи ценностей личностного и общественного характера на всех возрастных и социальных уровнях, которая реализует свои функции через поля жизнедеятельности индивида (социально-психологическое, политическое, экологическое, историко-культурное, художественное, духовно-нравственное). Исходя из данных положений, мы определили необходимость целенаправленного создания образовательной среды в условиях регионального пространства, путем активного включения социально-культурных институтов как партнеров в систему внеурочной деятельности современной образовательной организации и для формирования условий социального, культурного и духовного развития школьника. В результате нашего исследования была разработана модель оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников, основанная на возможности включения во внеурочную деятельность школы системы институционального взаимодействия, организации проектов и методического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельманова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL, CULTURAL AND SPIRITUAL ASPECTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Activities of educational organizations in conditions of a modern system of secondary education are aimed at creating optimal conditions for disclosing and realization of personal potential of the younger generation. Today students must be prepared to respond to social and cultural issues, autonomy and to be active, competitive person, competent in dealing with life, professional issues, and are ready to perform their civil duties, to be responsible for their own welfare and the welfare of their country. The implementation of this process in modern educational institutions is facilitated by the introduction of Federal state educational standards (FSES) of new generation, which contribute to the creation of a system for immersion of the student in socio-cultural environment. Under the socio-cultural environment we understand the unique system of formation, preservation, presentation and transmission of values of personal and public character to all age and social levels that implements its functions through the fields the life of the individual (socio-psychological, political, environmental, historical, cultural, artistic, spiritual and moral). Based on these provisions, we have identified the need for purposeful creation of the educational environment in terms of socio-cultural space of the region through active participation in socio-cultural institutions as partners in extracurricular activities of modern educational institutions and creating conditions for socio-cultural and spiritual development of the student. In our study, a model was developed for optimizing extracurricular activities for cultural, spiritual, moral and social development of pupils, which is based on the ability of active use of the system of institutional interaction, methodological support and the inclusion of the student in project activities in extracurricular activities of the school.

Текст научной работы на тему «Социальное, культурное и духовное во внеурочной деятельности современной образовательной организации»

Тельманова Анастасия Сергеевна СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ ...

УДК 37.035.6

СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ И ДУХОВНОЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы Кемеровский государственный институт культуры (6500650, Россия, Кемерово, проспект Ленина, 146, e-mail: [email protected])

Аннотация. Деятельность образовательных организаций в условиях современной системы основного общего образования направлена на создание оптимальных условий для выявления и реализации личностного потенциала подрастающего поколения, готового к решению социальных и культурных проблем, к самостоятельности. Образовательный и воспитательный процессы ориентированы на подготовку активной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, профессиональных задач, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Реализации данного вектора в современных образовательных организациях помогает введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, которые способствуют созданию определенных ситуаций погружения школьника в социальное и культурное окружение. Под социально-культурным окружением мы понимали своеобразную систему создания, сохранения, презентации и передачи ценностей личностного и общественного характера на всех возрастных и социальных уровнях, которая реализует свои функции через поля жизнедеятельности индивида (социально-психологическое, политическое, экологическое, историко-культурное, художественное, духовно-нравственное). Исходя из данных положений, мы определили необходимость целенаправленного создания образовательной среды в условиях регионального пространства, путем активного включения социально-культурных институтов как партнеров в систему внеурочной деятельности современной образовательной организации и для формирования условий социального, культурного и духовного развития школьника. В результате нашего исследования была разработана модель оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников, основанная на возможности включения во внеурочную деятельность школы системы институционального взаимодействия, организации проектов и методического сопровождения.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, духовное развитие, культурное развитие, образование, образовательная организация, поля жизнедеятельности, социальное партнерство, социально-культурное пространство, социальное развитие, социально-культурные технологии.

SOCIAL, CULTURAL AND SPIRITUAL ASPECTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

© 2017

Telmanova Anastasiia Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of management and economics socio-cultural sphere Kemerovo State Institute of Culture (6500650, Russia, Kemerovo, Leninaprospect, 146, e-mail: [email protected])

Abstract. Activities of educational organizations in conditions of a modern system of secondary education are aimed at creating optimal conditions for disclosing and realization of personal potential of the younger generation. Today students must be prepared to respond to social and cultural issues, autonomy and to be active, competitive person, competent in dealing with life, professional issues, and are ready to perform their civil duties, to be responsible for their own welfare and the welfare of their country. The implementation of this process in modern educational institutions is facilitated by the introduction of Federal state educational standards (FSES) of new generation, which contribute to the creation of a system for immersion of the student in socio-cultural environment. Under the socio-cultural environment we understand the unique system of formation, preservation, presentation and transmission of values of personal and public character to all age and social levels that implements its functions through the fields the life of the individual (socio-psychological, political, environmental, historical, cultural, artistic, spiritual and moral). Based on these provisions, we have identified the need for purposeful creation of the educational environment in terms of socio-cultural space of the region through active participation in socio-cultural institutions as partners in extracurricular activities of modern educational institutions and creating conditions for socio-cultural and spiritual development of the student. In our study, a model was developed for optimizing extracurricular activities for cultural, spiritual, moral and social development of pupils, which is based on the ability of active use of the system of institutional interaction, methodological support and the inclusion of the student in project activities in extracurricular activities of the school.

Keywords: extracurricular activities, training, spiritual development, cultural development, education, educational organization, fields of activity, social partnership, socio-cultural space, social development, socio-cultural technologies.

Современное общество, находящееся в условиях сложных социальных, политических тенденций особо актуализирует задачи воспитания подрастающего поколения в векторе осознания и ратификации ценностей общества гражданами которого они являются. Следовательно, система образования Российской Федерации стоит перед довольно сложной проблемой: оно «должно нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но, в большей степени, опережающую, превентивную функцию - «подготовку человека к жизни в эпоху кризисов» [1, с. 10]. Перед российской системой образования сегодня стоит социальный заказ - создание в образовательных организациях различного уровня условий для подготовки деятельной, инициативной, конкурентоспособной личности, компетентной в решении жизненных, актуальных, профессиональных проблем, готовой к исполнению гражданских

обязанностей, ответственной за свои поступки.

Интегративным качеством, определяющим воспитание духовно-, социально- и культурно-развитой личности, является гражданская идентичность [2, с. 34]. В этой связи именно проблема развития личности, уважающей предшествующий и настоящий социальный опыт, духовные ценности и истоки народной культуры, актуальна, социально значима и является отражением новой парадигмы образования.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения в образовательные организации различного уровня, способствует формированию процесса получения знаний с учетом главных тенденций стратегического развития Российской Федерации [3]. Для реализации положений ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) возникает необходимость в создании благоприятных усло-

Тельманова Анастасия Сергеевна педагогические

СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ ... науки

вий для эффективной системы погружения школьника в социальное и культурное окружение.

Социально-культурное окружение, в котором существует современный школьник, является «... своеобразной системой создания, сохранения, презентации и передачи ценностей личностного и общественного характера на всех возрастных и социальных уровнях» [4, с. 153]. Данное окружение способно превратиться в удобное и доступное образовательное пространство, функционирующее в рамках взаимоотношений человека с окружающим его миром путем развития множества связей и видов деятельности, различных систем, направленных на развитие индивида [5, с. 38]. Но при этом социально-культурное окружение способно превратиться в «образовательное» только в условиях структурированного и функционального подходов к его использованию в педагогических целях [6, с. 53].

Исходя из исследований Е.Н. Пузанковой и Н.В. Бочковой [7], мы сделали вывод о том, что образовательное пространство способно создавать внутри себя определенную развивающую и коммуникативную среду, которая, в свою очередь, способствует формированию должного отношение ко всему, что окружает школьника в пространстве.

В рамках реализации ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность является не только условием создания воспитательной и развивающей среды, она принимает форму «образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования [8, с. 40].

Функциональные роли внеурочной деятельности направлены на создание благоприятных ситуаций получения знаний и практических навыков многообразными формами социально-культурной деятельности с учетом личностных характеристик школьника и организацию условий личностного развития [9].

Исходя из основных направлений реализации внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, мы выделили три основных блока развития личности школьника на основе образовательной и воспитательной деятельности современной средней общеобразовательной школы: блок социального развития, блок культурного развития и блок духовного развития.

В своих исследованиях Н.Н. Лавринова делает акцент на роль социокультурной среды индивида, которая выражается в определении возможных путей взаимодействия человека с социально-культурным окружением [10]. Реализуется данное взаимодействие в определенных полях жизнедеятельности человека, которые указывают на возможные формы отношений человека с предметным, духовным, культурным и социальным миром.

На основе данного положения нами были выделены следующие поля жизнедеятельности, которые наиболее значимо влияют на социальное, культурное и духовное развитие личности школьника в условиях внеурочной деятельности современной образовательной организации:

Блок социального развития включает в себя:

• Социально-психологическое поле, которое характеризуется разнообразными уровнями, формами и видами социальных и межличностных отношений.

• Политическое поле, которое отражает актуальные политические установки и потенциал участия индивида в общественно-политической жизни региона и государства.

• Экологическое поле, которое включает природную среду и природоохранные действия, а также вырабатывает экологическое сознание и отношение человека к природному миру.

Блок культурного развития включает:

• Историко-культурное поле, которое определяется памятниками материальной и нематериальной культуры, составляющих общественное достояние и являю-154

щихся базой для личностной национальной и гражданской идентификации.

• Художественное поле, которое создает условия и обеспечивает возможности реализации творческого потенциала человека, предоставляя соответствующие формы и пути потребления продуктов художественной культуры.

Блок духовного развития представлен:

• Духовно-нравственным полем, которое обусловливается ценностными, моральными, религиозными ориентирами и нравственным содержанием человеческой деятельности.

Более подробная характеристика полей жизнедеятельности человека и их влияния на социально-культурное развитие личности представлена нами в предыдущих исследованиях [11].

Изучая условия функционирования данных полей жизнедеятельности человека, мы пришли к выводу о том, что в каждом из них выполнят свои функций различные социально-культурные институты. Данные институты осуществляют свою деятельность в рамках социально-культурного окружения школьника и наиболее значимо влияют на формирование его личностных качеств, на его социальное, культурное и духовное развитие [12, с. 15].

В отношении представителей подрастающего поколения социально-культурные институты выполняют роль социальных, культурных, духовно-нравственных ориентиров, чем способствуют формированию внутреннего мира школьника и его активной общественной и личностной позиции [13, с. 167].

В своих исследованиях В.А. Ясвин ставит потенциал разностороннего развития личности в прямую зависимость от пространственно-предметного окружения человека [14].

Такой подход актуализирует значимость функционального использования социально-культурного окружения школьника и подчеркивает его образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

Следовательно, с целью разностороннего развития учеников современной образовательной организации необходимо обратить особое внимание на обучающие свойства социально-культурного окружения школьника и определить оптимальные пути включения этого окружения в образовательный и воспитательный процессы.

Исходя из теоретико-методологических подходов к изучению проблем влияния социально-культурного пространства на социальное, культурное и духовное развитие человека, мы определили необходимость целенаправленного создания образовательной среды путем активного включения социально-культурных институтов как партнеров в систему внеурочной деятельности современной образовательной организации на основе институционального взаимодействия для формирования условий социального, культурного и духовного развития современного школьника [15, с. 36].

Тем самым, мы можем констатировать, что процесс организации внеурочной деятельности современной школы с опорой на социально-культурное окружение ее ученика предполагает установление качественно новых институциональных связей, способных совершенствовать внеурочную деятельность в рамках образовательной организации. В этом случае именно «модель» является наиболее целесообразной формой наглядного представления процессов социального, культурного и духовного развития школьников [16, с. 53].

Исходя из вышесказанного, нами была разработана модель оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников, основанную на возможности активного включения во внеурочную деятельность школы вариантов институционального взаимодействия, проявляющегося в различных полях жизнедеятельности школьника (рисунок

Л_

АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

Тельманова Анастасия Сергеевна СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ ...

нравственному направлениям «Салаир - малый город великой России», представление результатов научно-исследовательского поиска краеведческого характера и проведение социально значимых акций.

В основе курса лежат принципы интеграции урочной и внеурочной видов деятельности; доступности (соответствие объема и уровня сложности возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся в основной школе); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика с социальными партнерами, родителями); научности (наличие методологической базы и теоретической основы); «от простого к сложному» (возможность самостоятельно выбирать способы, ресурсы, формы применения своих знаний, умений, компетенций при выполнении разноуровневых заданий и проектных творческих работ).

Реализация модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников осуществляется через проведение традиционных, комбинированных, практических; конкурсных, интерактивных, внеаудиторных, выездных занятий на базах социальных партнеров города и района с перспективой дальнейшего сотрудничества, при активном участии родителей и законных представителей школьников.

Для анализа эффективности внеурочной деятельности образовательной организации в рамках реализации модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников в методическом комплексе представлены рекомендации, включающие методику проведения анализа, описание этапов, форм и условий диагностики, диагностические карты.

Критериями для анализа эффективности внеурочной деятельности образовательной организации в рамках реализации модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников определены: состояние объектов воспитания, состояние субъектов воспитания, состояние результатов воспитания.

Уровень критериев, в свою очередь, определяется суммарной оценкой показателей состояния объектов, субъектов и результатов воспитания:

- социально-психологический климат в классе;

- занятость учащихся во внеурочное время;

- состояние личностного развития ученика образовательной организации;

- ценностные ориентации педагогов; уровень презентаций достижений педагогов;

- характеристика изменений в культуре организации внеурочной деятельности;

- отношения родителей к образовательной организации;

- удовлетворенность учащихся,

- родителей и педагогов процессом воспитания;

- уровень презентаций достижений учащихся. При разработке модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников внеурочная деятельность образовательных организаций г. Салаира нами была определена как целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социального, культурного и духовного развития школьников, активизирующая их потребности к участию в социально значимых проектах, создающая условия для развития социальных и культурных качеств личности, воспитывающая духовно-нравственные ориентиры и установки, предоставляющая возможности для реализации творческой и познавательной активности, при этом, способствующая достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и формирова-

Система социального партнерства

Соцналытс-психололгсеекое поле

6 Е

Историко-культурное поле

Художественное

Политическое поле Экологическое поле

Программное сопровождения образовательного и воспитательного процессов

5 У

II

ЛуХО!

нр:

1. Программа внеурочной деятельно сти по оощекультурному и духовно-нравственному

направлениям «Салаир — малый город великой России» 2. Учебно-методическое по собие для учителей; педагогов дополнительного обра; руководителей школьных музеев «Салаир - малый город великой России»

Проектная деятельность образовательной организации

I, учителя, педагоги дополнительного образования, руководители школьных музеев, социально-культурные институты,родители.

1. Резх.

первого уровня:

приоорете истории и кулмуре России, о христианской культуре; о социальных проектах,

информации; о логике I правилах проведения исследования.

Ожидаемые результаты:

[, тур ист ско -экскур С1 научно-исследовательская, социально-значимая, профориентационная.

уровня: развитие ценностных

родному городу, родной природе и культуре, труду,

знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности.

Ъ.Резх:

третьего уровня:

опыт исследовательской деятельности; публичного выступления; охраны памятников истории н культуры; интервьюир ования и проведения опросов; общения с представителями других социальных групп, поколений, опыт использования ИКТ.

Рисунок 1 - Модель оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников.

Данная модель отражает приоритетные направления организации внеурочной деятельности современной образовательной организации, в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования:

- организацию системы социального партнерства (институционального взаимодействия) в рамках реализации основных положений ФГОС ООО;

- разработку и внедрение программного и методического сопровождения образовательного и воспитательного процессов;

- реализацию проектной деятельности образовательной организации.

Партнерами образовательной организации определены культурные, образовательные, общественные и религиозные организации, клубные учреждения, средства массовой информации города Салаир Гурьевского района Кемеровской области. Основой процесса установления новых, качественных институциональных связей выступает система социального партнерства, основанная на использовании ресурса образовательной организации; потенциала социально-культурных институтов города; форм социально-культурной, образовательной и воспитательной деятельностей [17, с. 34-35].

Программное и методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов включает авторскую программу внеурочной деятельности по общекультурному и духовно-нравственному направлениям «Салаир - малый город великой России» и учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных музеев [18]. Структура и содержание материалов программного и методического обеспечения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное развитие, через актуализацию гражданско-патриотических чувств, выявление личностных, творческих и интеллектуальных способностей, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья, и создание условий для реализации творческого, исследовательского, организаторского потенциала школьника через многообразие форм образовательной и социально-культурной деятельности.

Проектная деятельность образовательных организаций города Салаира обусловлена участием педагогов и школьников в реализации проекта «110 лет я знал тебя!» стартовавшего в 2016 году Гурьевском районе Кемеровской области, приуроченного к празднованию 110 лет со дня строительства каменного храма святых апостолов Петра и Павла в г. Салаир, и предполагает организацию выставок индивидуальных и групповых проектов, предусмотренных программного курса внеурочной деятельности по общекультурному и духовно-

Тельманова Анастасия Сергеевна СОЦИАЛЬНОЕ, КУЛЬТУРНОЕ .

нию личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.

В условиях современной образовательной организации внеурочная деятельность, организованная на основе потенциала региона и во взаимодействии с партнерами - социально-культурными институтами, приобретает стратегически важные возможности непосредственного влияния на подрастающее поколение педагогическими, музейными, духовными и социально-культурными технологиями приобщения к социально-культурному пространству [19, с. 199].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, внедрение в практику модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников является попыткой оказать методическое сопровождение и поддержку педагогическим коллективам Кемеровской области, на основе создания системы формирования универсальных учебных действий для развития полиде-ятельностного и многофункционального образовательного пространства, для качественного обеспечения выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Внеурочная деятельность современной образовательной организации должна быть направлена на создание благоприятных условий социального, культурного и духовного развития личности школьника, приобщение школьника к социальному и культурному окружению, формирование личностных качеств и развитие внешних установок. Школьник, включенный в системную внеурочную деятельность, получает широкий спектр возможностей формирования навыков социального, культурного и духовного общения, приобретения новых знаний, умений, навыков и базу реализации личностного потенциала.

Тем самым, в процессе реализации модели оптимизации внеурочной деятельности по социальному, культурному и духовному развитию школьников в образовательных организациях г. Салаир были созданы условия преемственности результатов социального, культурного и духовного воспитания взрослеющей личности в системе общего образования - от получения социально-личностного опыта дошкольниками к выстраиванию иерархии представлений о нравственных ценностях и ценностных ориентациях обучающимися основной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

2. Юдина А.И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход. Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013. 208 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.): утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // [Электронный ресурс] Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://xn--80abuqjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D 0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D1%82%D1%8B/938.

4. Тельманова А.С. Проблемы дефиниции социально-культурного пространства // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2014. № 29/1. С. 149-155.

5. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 1. С. 36-40.

6. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 1997. № 5. С. 52-55.

7. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. 2009. № 1. С. 9-13.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ министерства образования и науки РФ

от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Вестник образования России. 2011. № 15. С. 39-65.

9. Калянов А.В. Социально-культурные факторы формирования самосознания учащихся // Педагогика искусства. 2012. №1. С. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ nomer-1-2012/kalyanov_18_mart.pdf.

10. Лавринова Н.Н. Аналитика социокультурной ситуации (структура и проблемы проектирования) // Аналитика культурологии: электронное научное издание. 2010. Выпуск 2 (17). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journai/archive/ item7230-article_42.html.

11. Тельманова А.С. Социально-педагогический потенциал школьного музея // Актуальные проблемы социокультурных исследований: сб. науч. ст. по итогам Межрегиональной научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (17-21 февраля 2014 г.). - Кемерово: КемГУКИ, 2014. Вып. 10. С. 185-192.

12. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13-19.

13. Чечулина С.Н. Социальное пространство развития личностного потенциала // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 3. С. 163-167.

14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

15. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: тексты. М., 1982. С. 35-38.

16. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 46-60.

17. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. М.: Сфера, 2003. 95 с.

18. Тельманова А.С. Салаир - малый город великой России: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных музеев. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2016. 89 с.

19. Кузнецова Е.С. Трансдисциплинарные гуманитарные социально-культурные и образовательные проекты Кузбасса // Глобальный научный потенциал. 2012. №9 (18). С. 198-201. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://elibrary.rU/author_items.asp?authorid=699127.

Статья поступила в редакцию 08.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.