Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН'

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРОСТКИ / РОДИ ТЕЛИ / СОТРУДНИКИ ПДН / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Инна Викторовна

Рассмотрены проблемы в воспитании несовершеннолетних родителями, а также пути и средства воспитательного и профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROPHYLACTIC INFLUENCE ON THE PERSONALITY OF A JUVENILE OFFENDER BY EMPLOYEES OF THE PDN

The article deals with the problems in the upbringing of minors by parents, as well as ways and means of educational and preventive influence on the personality of a juvenile offender by juvenile affairs officers.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 34.342.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-182-185 NIION: 2007-0083-4/22-194 MOSURED: 77/27-005-2022-04-393

Воспитательно-профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками ПДН

Инна Викторовна Федорова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, karnavalinna73@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены проблемы в воспитании несовершеннолетних родителями, а также пути и средства воспитательного и профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, подростки, роди тели, сотрудники ПДН, актуальные проблемы, воспитательный характер, профилактическая работа, пути решения

Для цитирования: Федорова И. В. Воспитательно-профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками ПДН // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 182-185. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-182-185.

Original article

Educational and prophylactic influence on the personality of a juvenile offender by employees of the PDN

Inna V.Fedorova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, karnavalinna73@mail.ru

Annotation. The article deals with the problems in the upbringing of minors by parents, as well as ways and means of educational and preventive influence on the personality of a juvenile offender by juvenile affairs officers.

Keywords: minors, adolescents, parents, PDN employees, urgent problems, educational nature, preventive work, solutions For citation: Fedorova I. V. Educational and prophylactic influence on the personality of a juvenile offender by employees of the PDN. Criminological Journal. 2022;(4):182-185. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-182-185.

Спектр профессиональных обязанностей инспектора ПДН обширен и включает в себя различные направления деятельности, такие как профилактика, пресечение, предупреждение преступлений и административных правонарушений. Сотрудники ПДН ежедневно предотвращают противоправные деяния среди подростков. Данный факт, безусловно, влияет на дальнейшую судьбу подростка: сможет ли он дальше социализироваться в обществе, приобретать новые знания и навыки, а также положительный жизненный опыт — это важно, как для самой личности, так и для всего общества.

Для современных подростков существуют многочисленные соблазны, которые могут подтолкнуть его к совершению противозаконных действий: компании антиобщественной направленности; новые друзья, перед которыми хочется выглядеть модно и

© Федорова И. В., 2022

самоуверенно, а для этого необходимы атрибуты. Для того, чтобы заработать авторитет необходимо проявить себя как достаточно агрессивного, бесстрашного, авантюрного человека, именно тут и наступает право выбора, каким путем всего этого достичь, на стороне закона, либо же обходя его.

В трудную, для подростка, ситуацию должны взаимодействовать и сотрудничать многие службы и организации, в том числе и сотрудники ОВД, инспектора по делам несовершеннолетних. Сотрудник ПДН является важным звеном в формировании положительной гражданской позиции, в формировании активной мотивационной сферы [3].

Профилактика правонарушений — совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и

182

Криминологический журнал

№ 4/2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних является своевременное выявление и устранение причин и условий правонарушений, способствующих их совершению.

Профилактические мероприятия — это методы формирования у личности медико-социальной активности и мотивации на успех, на карьеру, на здоровый образ жизни.

Рассматривая причины совершения правонарушений среди подростков, можно выделить некоторые из них.

1. Семейное неблагополучие. Родители выступают в качестве участников возникновения девиант-ного поведения у подростка и в дальнейшем совершении незаконных действий.

Каждая семья имеет свой уклад, свою историю развития, разные экономические, психологические и эмоциональные составляющие. Благополучные семьи — это полная семья, в которой есть и отец, и мать, и дети. Такая семья счастлива, супруги не ссорятся, дети воспитываются в мире и согласии. Доход благополучной семьи не обязательно должен быть очень высоким, но денег должно хватать, чтобы обеспечивать полноценную жизнь. В такой семье родители активно участвуют в воспитании своих детей, уделяется большое внимание учебной деятельности детей, увлечениям, следят за всесторонним развитие своего ребенка. Вероятность возникновения деви-антного поведения невысока. Такая личность успешно социализируется и не проявляет девиаций в своем поведении.

Современными правонарушителями являются так называемые «золотые дети» и «золотая молодежь», которые участвуют в административных правонарушениях и уголовных преступлениях, при этом во многих случаях являются виновниками правонарушений и преступлений. В СМИ достаточно часто показывают видеосюжеты, где дети (подростки), у которых родители имеют высокий материальный доход, имеют в своем распоряжении большую сумму денег, в результате чего они устраивают сцены вседозволенности и безнаказанности. С виду в таких семьях все благополучно, но если углубиться и понаблюдать за такой семьей, то будет сразу понятно, что внимание к своему чаду и взаимопонимание в семье между родителями и подростками отсутст-

вуют. В таких семьях созвучие — «благополучная семья» — исключительно пиар и не больше.

Еще один вариант развитий дальнейшего поведения ребенка в семье и возникновения у него девиант-ного поведения это «гиперопека» родителей. Каждый родитель пытается угодить своему ребенку, пытаясь отгородить его от возникающих трудностей, следит за каждым его действием и не дает свободы в решениях, в результате чего, такой подросток становится легко подавляемым и внушаемым, его легко будет заманить в группу любой направленности, как позитивной, так и негативной. Этот фактор является опасным как для отдельной личности, так и для всего общества.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто являются причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И. А. Горьковая, В. Л. Хайкин, Э. Г. Эйдемиллер, А. Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. Деструктивные семьи оказывают негативное влияние на развитие и воспитание своего ребенка. К негативному влиянию относятся: собственный пример, личностные расстройства и ближайшее окружение. Собственный пример неблагополучных родителей. В семьях, где взрослые употребляют алкогольную, наркотическую продукцию, либо же ведут аморальный образ жизни, нет достойного примера для подражания. Дети считают такое поведение нормой и копируют поведение своих родителей. Ребенок, наблюдая за тем, как отец использует физическую силу по отношению к другим родственникам (матери, сестре, брату и т. д.), в дальнейшей своей жизни, при построении собственной семьи, будет относиться точно также к своей собственной построенной ячейке общества. Такой метод будет применяться им всегда, при решении любой конфликтной ситуации, либо для решения какого-либо возникшего вопроса.

При невыполнении или нежелании выполнения своих родительских обязанностей, когда родители не уделяют должного внимания к воспитанию своих детей, относятся к ним безалаберно, в данном случае к ним применяется административная ответственность согласно КоАП РФ, что является не всегда эффективным и действующим.

№ 4 / 2022 Criminological journal 183

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

2. Личностные расстройства. Личность правонарушителя, по мнению Б. В. Волженкина — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение.

Личность несовершеннолетнего правонарушителя имеет характерные особенности, которые позволяют выбрать наиболее целесообразные методы для исправления, индивидуальной воспитательной работы и профилактики, также необходима коррекция личности подростка, которым присуще асоциальное поведение, оказать содействие в недопущении совершения им преступления.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя позволяет прогнозировать будущее поведение его в социуме, если говорить, о личности правонарушителя, то необходимо учитывать возраст несовершеннолетнего. Каждый возраст имеет своим особенности: энергия, повышенная возбудимость, повышенная противоречивость, агрессия, активность или пассивность, даже некоторая неуравновешенность. Подросток слишком восприимчив к словам или эмоциям окружающих, как позитивным, так и негативным. Восприимчивость и впечатлительность подростков являются внутренними механизмами, которые способствуют формированию мировоззрения, черт характера, особенностей личности человека, все это затрудняет процесс адаптации и принятия норм общества подростком, ему кажется, что не существует понимания среди людей, что его не поймет окружение.

Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетнего правонарушителей характерны следующие признаки:

• не проявление интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитарность. Таким образом, создается впечатление об умственной отсталости подростка, при этом проявляется хорошая социальная адаптация и ориентировка в обществе;

• отсутствие эмпатии, т. е. отсутствие способности сочувствовать другим людям, холодность, не способность приникнуть чувствами собеседника, проявляют цикличность в эмоциональных отношениях;

• стремление получить блага без особого усилия; в своем поведении видят причины извне. Душевную опустошенность подростки замещают употреблением наркотиков и алкоголем;

• раздражительность, агрессия на конфликтную ситуацию, выраженная жестокостью в поведении;

• не восприятие ценностей общества, семьи, класса, но усвоение асоциальных норм поведения, социально-правовой нигилизм;

• подверженность влиянию взрослых, состоящих в преступных группах.

В этих случаях родители должны быть рядом, должны направить подростка на правильный путь, а сотрудник ПДН, проводя с подростком профилактическую работу, объяснять нормы законодательства, а также санкции, которые может применить государство к несовершеннолетнему за совершенные противоправные деяния.

3. Окружение подростка. Современные молодежные группы оказывают как негативное, так и положительное влияние на личность. Многие подростки поддаются уговорам, давлению старших, либо ровесников, в результате чего жизнь такого подростка начинается складываться иначе.

Некоторые группы подростков имеют антиобщественный характер (употребление наркотиков, распитие алкогольных напитков, криминальные группировки). В таких случаях, без вмешательства правоохранительных органов, решить воспитательные вопросы невозможно.

Рассмотрим алгоритм выявления правонарушений сотрудниками ПДН. В соответствии с приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Приказ) [2] рассмотрены основные вопросы организации деятельности сотрудников ПДН, права и обязанности, а также организация деятельности ПДН по профилактике правонарушений. Инспектора ПДН обязаны строго следовать пунктам Приказа, необходимо правильно интерпретировать нормы приказа и осуществлять профессиональную деятельность на основании данных пунктов. В реальной жизни не всегда происходят типичные ситуации, и приходится искать модернизированные путь их решения, но, к сожалению, этого в нормативных актах не указано.

Профилактическая работа проводится как индивидуально, так и с группой лиц (в школе или иных образовательных организациях), во время которых подростки имеют возможность задать волнующие их вопросы, связанные с темой профилактической бе-

184 Криминологический журнал № 4 / 2022

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

седы (например, о вреде курения или употребления алкогольной продукции). Очень важно при индивидуальной профилактической работе выяснить причины совершенного правонарушения, если уже свершилось, а также определить, возможен ли рецидив совершаемого деяния. Профилактика для того и введена в работу ПДН, чтобы избежать повторения возможного правонарушения и дать шанс и возможность для перевоспитания.

Главная цель профилактической работы направлена на защиту прав и законных интересов личности, отдельной семьи, общества и государства от противоправных посягательства и незаконных действий. Сотрудник ПДН проводит данную работу во взаимодействии с другими подразделениями и государственными органами. Для проведения такой масштабной работы должны быть подключены школы и другие образовательные учреждения, которые должны всегда прикладывать совместные усилия в борьбе за спасение личности. В профилактической работе участвуют также органы опеки и попечительства, общественные организации, родительские комитеты, социальные педагоги и психологи, но основным профилактическим звеном являются родители.

В соответствии со ст. 14 и 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] основными задачами образовательных учреждений в области профилактики являются:

• оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в поведении и воспитании, а также проблемы в обучении;

• определение несовершеннолетних, которые находятся в зоне риска, либо особо опасном положении;

• несовершеннолетних, которые систематически пропускают занятия или не посещающих образовательное учреждение;

• выявление проблемных семей и оказание им психологической, педагогической или иной помощи;

• выполнение образовательной организации в области предоставления досугового воспитания, открытия секций: спортивных, художественных, научных кружков; клубов по интересам и привлечение несовершеннолетних в их участии;

• воспитание правовых основ.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24 апреля 2020 г.) «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (ред. от 31 декабря 2018 г.) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Федорова И. В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних: сб. науч. тр. всерос. конф. М., 2020. С. 244-247.

References

1. Federal Law No. 120-FZ of June 24, 1999 (ed. of April 24, 2020) «On the basics of the state system for the prevention of neglect and juvenile delinquency» // SPS «ConsultantPlus».

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of October 15, 2013 No. 845 (ed. of December 31, 2018) «About the approval of the Instructions on the organization of the activities of the juvenile affairs units of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

3. Fedorova I. V. General overview of the professional activities of the inspector of juvenile affairs: collection of scientific tr. vseros. conf. M., 2020. Р. 244-247.

Информация об авторе

И. В. Федорова — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

I. V. Fedorova — Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 18.11.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 05.12.2022. The article was submitted 18.11.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 05.12.2022.

№ 4/2022

Criminological journal

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.