Научная статья на тему 'ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН'

ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПДН / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Инна Викторовна

Проведен анализ путей и средств воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудников ПДН; рассмотрены актуальные проблемы по разрешению противоправных деяний среди подростков; даны рекомендации по совершенствованию воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками ПДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND MEANS OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE INFLUENCE ON THE PERSONALITY OF A MINOR OFFENDER BY PD OFFICERS

Analyzed the ways and means of educational and preventive influence on the personality of a minor offender by PD officers; examines the current problems of resolving illegal acts among adolescents; given recommendations for improving the educational and preventive influence on the personality of a minor offender by PD officers.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ СОТРУДНИКАМИ ПДН»

УДК 342.922 DOI 10.24412/2073-0454-2021-2-228-231

ББК 67.4 © И.В. Федорова, 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

СОТРУДНИКАМИ ПДН

Инна Викторовна Федорова, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: [email protected]

Аннотация. Проведен анализ путей и средств воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудников ПДН; рассмотрены актуальные проблемы по разрешению противоправных деяний среди подростков; даны рекомендации по совершенствованию воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками ПДН.

Ключевые слова: сотрудник ПДН, несовершеннолетний правонарушитель, профилактическая работа, профилактические мероприятия, воспитательно-профилактическое воздействие.

WAYS AND MEANS OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE INFLUENCE ON THE PERSONALITY OF A MINOR OFFENDER BY PD OFFICERS

Inna V. Fedorova, Associate Professor of the Department of Administrative Activity Internal Affairs Bodies, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Е-mail: [email protected]

Abstract. Analyzed the ways and means of educational and preventive influence on the personality of a minor offender by PD officers; examines the current problems of resolving illegal acts among adolescents; given recommendations for improving the educational and preventive influence on the personality of a minor offender by PD officers.

Keywords: PD employee, minor offender, preventive work, preventive measures, educational and preventive impact.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Федорова И.В. Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя сотрудниками ПДН. Вестник Московского университета МВД России. 2021(2):228-31.

Спектр профессиональных обязанностей инспектора ПДН обширен и включает в себя различные направления деятельности, такие как профилактика, пресечение, предупреждение преступлений и административных правонарушений.

Сотрудники ПДН ежедневно предотвращают противоправные деяния среди подростков. И этот факт, безусловно, влияет на дальнейшую судьбу подростка. Сможет ли он дальше социализироваться в обществе и нормально общаться, приобретать новые знания и навыки, положительный жизненный опыт. Это важно, как для самой личности, так и для всего общества.

Для современных подростков существуют многочисленные соблазны, которые могут подтолкнуть его

к совершению противозаконных действий: компании антиобщественной направленности, друзья и новые подруги и перед всеми нужно выглядеть модно, самоуверенно, а для этого необходимы соответствующие атрибуты. Для того, чтобы заработать авторитет необходимо проявить себя как достаточно агрессивного, бесстрашного, авантюрного человека. Именно тогда и наступает право выбора, каким путем всего этого достичь, на стороне закона, либо же обходя его.

При вышеуказанной ситуации необходимо взаимодействие службы и организации, в том числе сотрудников ОВД, инспекторов по делам несовершеннолетних.

Сотрудник ПДН является важным звеном в фор-

мировании положительной гражданской позиции, в формировании активной мотивационной сферы подростков.

Профилактика правонарушений - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений. Профилактические мероприятия - это методы формирования у личности медико-социальной активности и мотивации на успех, на карьеру, на здоровый образ жизни. Целью профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних - своевременное выявление и устранение причин и условий правонарушений, способствующих их совершению.

Причины совершения правонарушений среди подростков:

1. Семейное неблагополучие - родители выступают в качестве участников возникновения девиантного поведения у подростка и в дальнейшем совершении им незаконных действий.

Каждая семья имеет свой уклад, свою историю развития, разные экономические, психологические и эмоциональные составляющие. Благополучная семья - это полная семья, в которой есть и отец, и мать, и дети. Такая семья счастлива, супруги не ссорятся, дети воспитываются в мире и согласии. Доход благополучной семьи не обязательно должен быть очень высоким, но денег должно хватать, чтобы обеспечивать полноценную жизнь. В такой семье родители активно участвуют в воспитании своих детей, уделяется большое внимание учебной деятельности детей, увлечениям, следят за всесторонним развитие своего ребенка. Вероятность возникновения девиантного поведения не высока. Такая личность успешно социализируется и не проявляет девиаций в своем поведении.

Современными правонарушителями являются так называемые «золотые дети», которые участвует в административных правонарушениях, при этом во многих случаях являются виновниками правонарушений и преступлений.

В СМИ достаточно часто показывают ролики, где подростки богатых родителей, которые имеют в своем распоряжении большую сумму денег, устраивают сцены вседозволенности и безнаказанности. С виду в таких семьях все благополучно, но если углубиться и понаблюдать за такой семьей, то будет сразу понятно, что внимание к своему чаду и взаимопонимания отсутствует. Скорее всего «благополучная семья» это исключительно пиар и не больше.

Следующий вариант развития дальнейшего поведения ребенка в семье и возникновения у него деви-антного поведения это «гиперопека» родителей. Каждая мама пытается угодить своему ребенку, пытаясь отгородить его от возникающих трудностей, следит за

каждым его телодвижением и не дает свободы в решениях. Такой человек легко подавляемый и внушаемый, его легко будет заманить в группу любой направленности, как позитивной, так и негативной. Этот фактор является опасным как для отдельной личности, так и для всего общества.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горь-ковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. Деструктивные семьи оказывают негативное влияние на развитие и воспитание своего ребенка. К негативному влиянию относятся: собственный пример, личностные расстройства и ближайшее окружение.

В семьях, где взрослые употребляют алкогольную, наркотическую продукцию, либо же ведут аморальный образ жизни, нет достойного пример для подражания. Дети считают такое поведение нормой и копируют поведение старших.

Рассматривая ситуацию, где дети видят, как папа использует физическую силу по отношению к другим родственникам, то в дальнейшей своей жизни, при построении собственной семьи такой ребенок будет относиться точно также. Будет применять такой метод всегда, при решении конфликта.

Там, где родители не уделяют должного внимания к воспитанию детей, относятся к ним безалаберно и не желают выполнять свои родительские обязанности, к таким родителям применяется административная ответственность согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях1.

2. Личностные расстройства.

Личность правонарушителя, по мнению Б.В. Вол-женкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение [1].

Личность несовершеннолетнего правонарушителя имеет характерные особенности, которые позволяют выбрать наиболее целесообразные методы для исправления, индивидуальной воспитательной работы и профилактики. Также необходима коррекция личности подростка, которым присуще асоциальное поведение, оказать содействие в недопущении совершения им преступления. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя позволяет прогнозировать

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. 04.02.2021) // КонсультантПлюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.

будущее поведение его в социуме.

Если рассматривать личность правонарушителя, то необходимо учитывать возраст несовершеннолетнего. Каждый возраст имеет свои особенности: энергия, повышенная возбудимость, повышенная противоречивость, агрессия, активность или пассивность, даже некоторая неуравновешенность.

Подросток слишком восприимчив к словам или эмоциям окружающих, как позитивно, так и негативно. Восприимчивость и впечатлительность является внутренними механизмами, которые способствуют формированию мировоззрения человека, черт характера, особенностей личности человека. Все это затрудняет процесс адаптации и принятия норма общества подростком, ему кажется, что не существует понимания среди людей, что его не поймет окружение.

Криминологические и социально-психологические исследования показывают, что для личности несовершеннолетнего правонарушителей характерны следующие признаки:

• не проявление интереса к познавательной деятельности и связанная семейной и педагогической запущенностью когнитивная дефицитар-ность. Таким образом, создается впечатление об умственной отсталости подростка. При этом проявляется хорошая социальная адаптация и ориентировка в обществе;

• отсутствие эмпатии, то есть отсутствие способности сочувствовать другим людям, холодность, не способность приникнуть чувствами собеседника. Проявляется цикличность в эмоциональных отношениях;

• стремление получить блага без особого усилия; в своем поведении видят причины из вне. Душевную опустошённость замещают употребление наркотических средств и алкоголь;

• раздражительность, агрессия на конфликтную ситуацию, выраженная жестокостью в поведении;

• не восприятия ценностей общества, семьи, класса, но усвоение асоциальных норм поведения, социально-правовой нигилизм;

• подверженность влиянию взрослых, состоящих в преступных группах.

В таком случае родители должны быть рядом, должны направить подростка на правильную жизненную позицию в обществе, а сотрудник ПДН в профилактической работе объяснить нормы законодательства, санкции, которые может применить государство к несовершеннолетнему.

3. Окружение подростка.

Современные молодежные группы оказывают как негативное, так и позитивное влияние на личность. Многие подростки поддаются уговорам, давлению старших, либо ровесников и тогда жизнь такого подростка начинается складываться по-другому. Такие

группы часто имеют антиобщественный характер (употребление наркотиков, распитие алкогольных напитков, криминальные группировки). В таких случаях без вмешательства правоохранительных органов решить воспитательные вопросы не возможно.

В данном случае алгоритм выявления правонарушений сотрудниками ПДН можно определить, обратившись к Приказу МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»1. В данном Приказе рассмотрены основные вопросы организации деятельности сотрудников ПДН, права и обязанности, а также организация деятельности ПДН по профилактике правонарушений. Инспектора ПДН обязаны строго следовать пунктам Приказа, необходимо правильно интерпретировать нормы приказа и осуществлять профессиональную деятельность на основании данных пунктов.

Профилактическая работа проводится как индивидуально, так и с группой лиц (в школах или иных образовательных организациях). Профилактические мероприятия проводятся в школах, детских садах (то есть массовое, групповое общение), где школьники имеют возможность задать волнующие их вопросы, связанные с темой профилактической беседы (например, о вреде курения или употребления алкогольной продукции либо наркотических средств), либо же индивидуальная беседа с несовершеннолетним и его родителями, молодыми семьями. Очень важно при проведении индивидуальной профилактической работе выяснить причины совершенного правонарушения, а также определить возможен ли рецидив уже совершенного противоправного деяния. Профилактическая работа сотрудников ПДН для этого и существует, чтобы избежать повторения возможного правонарушения и дать шанс и возможность для перевоспитания.

Главная цель профилактической работы направлена на защиту прав и законных интересов личности, отдельной семьи, общества и государства от противоправных посягательства и незаконного действий.

Сотрудник ПДН проводит профилактическую работу во взаимодействии с другими подразделениями и государственными органами. Для проведения такой масштабной работы должны быть подключены школы, которые должны всегда прикладывать совместные усилия в борьбе за спасение личности подростков.

В профилактической работе участвуют также органы опеки и попечительства, общественные организации, образовательные организации, а также соз-

1 Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 (ред. от 31.12.2018) «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238).

данные родительские комитеты, социальный педагог и психолог, но основным профилактическим звеном является родители.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2 деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Рассматривая работу образовательных учреждений в области профилактики, то здесь необходимо отметить задачи, которые необходимо претворять в практическую деятельность:

• оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющие проблемы в поведении и воспитании, а также проблемы в обучении;

• выявление несовершеннолетних, которые на-

1 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

ходятся в зоне риска, либо особо опасном положении;

• определение несовершеннолетних, которые систематически пропускают занятия или не посещающие образовательное учреждение;

• выявление проблемных семей и оказание им психологической, педагогической или иной помощи;

• выполнение образовательной организации в области предоставления досугового воспитания, открытия секций: спортивных, художественных, научных кружков; клубов по интересам и привлечение несовершеннолетних в их участие;

• воспитание правовых основ государства.

Литература

1. Волженкин Б.В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. 2008. № 4. С. 262-269.

2. Федорова И.В., Вихляев А.А. К вопросу применения этнолингвистики при осуществлении профилактики правонарушений со стороны детей мигрантов и оседлого населения Российской Федерации, причисляемого к различным этническим и субэтническим группам. // В сборнике: Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. Москва, 2020. С. 60-63.

3. Федорова И.В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора ПДН // В сборнике: Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. Москва, 2020. С. 244-247.

References

1. Volzhenkin B.V. Public danger of the criminal's personality // Jurisprudence. 2008. No. 4. pp. 262-269.

2. Fedorova I.V., Vikhlyaev A.A. On the issue of the application of ethnolinguistics in the implementation of the prevention of offenses by migrant children and the settled population of the Russian Federation, classified as various ethnic and sub-ethnic groups // In the collection: Portrait of a juvenile inspector. Collection of scientific papers of the All-Russian Conference. Moscow, 2020. pp. 60-63.

3. Fedorova I.V. General overview of the professional activity of the PD inspector // In the collection: Portrait of a juvenile inspector. Collection of scientific papers of the All-Russian Conference. Moscow, 2020. pp. 244-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.